Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1251


"Эконометрика", 1251 выпуск, 13 января 2025 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Жизни и трудам Владимира Николаевича Челомея посвящены статьи "Поэт Космоса" А.К. Трубицына и "110 лет со дня рождения В.Н. Челомея" Натальи Дементьевой и Марины Ткачевой.

О современном состоянии ракетно-космической отрасли - в статье "Космос в рыночных жерновах" Татьяны Офицеровой, значительную часть которой составляет выступление коммуниста, заместителя председателя комитета Госдумы по обороне Светланы Савицкой на "правительственном часе" 3 июля 2024 г.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Поэт Космоса

А.К. Трубицын

Преподаватель поставил на столик банку с водой, включил генератор колебаний, и студенты увидели чудо. Стальной шарик, брошенный в вибрирующую среду, не тонул!

Настоящий преподаватель должен не просто изложить материал, но - наверное, это главное - вызвать интерес студентов к науке, которую он преподаёт. А профессор Владимир Николаевич Челомей умел это делать, и многие отмечали его артистическую жилку и умение доходчиво объяснять самые сложные вещи. Профессор вёл курсы по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем.

Человек, который творил чудеса

Мы живём в привычном для человека мире, доверяя своим органам чувств и разуму. Но вокруг человека есть и иные миры, доступные нам только с помощью разума. Микромир, где действуют свои законы и правила, постижение которых дало нам и самые экологичные источники энергии, и самое страшное оружие. Мир электричества, которое мы не можем видеть, но которое даёт нам свет и тепло, искусственный интеллект и высокие технологии. Мир электромагнитных излучений - лишь малую часть его мы способны воспринимать глазами и кожей, но он дал нам радио и телевидение, СВЧ и рентген, и гамма-лучи, которые и полезные, и опасные.

И есть ещё невидимый мир динамики машин, вибрации и колебаний, упругих систем, и постигать его можно только разумом. Школьный пример - мост, который легко выдерживает роту солдат, разваливается, когда те же солдаты идут в ногу. Построенный по всем правилам инженерного искусства железобетонный Такомский мост в США рухнул от ветра - его разрушили динамические колебания. 2 мая 2010 года в Волгограде вдруг "затанцевал" мост, в котором возникли колебания. Детали, которые проходили все статические испытания, ломаются, когда переходят в динамический режим.

Именно такое явление выявилось на Запорожском заводе: по непонятным причинам ломался коленвал в готовящемся к производству моторе. Казалось бы, путь ясен: ломается - сделай потолще и покрепче. Но ведь это увеличение массы, расхода материала, ухудшение параметров. По счастью, на заводе был студент-практикант Владимир Челомей. Он произвёл свои расчёты, понял, где и почему возникают разрушающие колебания, появляется резонанс, и настоял на том, чтобы диаметр вала был уменьшен. Проблема была решена, невидимый враг обезврежен.

Артистическая жилка

Город Седлец в Привислинском крае Царства Польского находился в составе Российской империи. В городе квартировал 13-й гусарский Нарвский полк, а командиром, затем шефом его был Александр Александрович Пушкин, старший сын поэта, генерал, награждённый, среди прочего, золотым оружием "За храбрость". В городе проживало много русских, работала русская "народная школа", где учителями были Николай Михайлович и Евгения Фоминична, родители будущего академика.

Начиналась Первая мировая война, и родители с маленьким Володей уехали из прифронтового Седлеца в Полтаву, в суете военных дорог чуть не потеряв ребёнка.

Сегодня бандеровцы переписывают историю, записывая в "украинские учёные" всех, кто хоть ненадолго побывал на Украине. "Украинцами" стали грек Бенардос, евреи Шарпак и Ландау, русские Сикорский, Антонов, Глушко, Королёв, Патон, Пирогов и прочие - никогда не говорившие и не писавшие на "мове". В "украинцы" попал даже грузин Серго Берия - сын Лаврентия Павловича, талантливый инженер-ракетчик, которого Хрущёв выслал из Москвы в Киев.

В Полтаве Челомеи жили в русской среде и в русской культуре. Евгения Фоминична вообще преподавала русский язык и литературу. Они жили в доме, который построила сестра Н.В. Гоголя - Анна Васильевна. В этом же доме поселилась и Мария Александровна Быкова - дочь генерала Пушкина, внучка великого поэта (не в Седлеце ли она познакомилась с Челомеями?). Затем в том же доме поселилась и Софья Николаевна Быкова - родственница Н.В. Гоголя. Она-то и стала доброй наставницей Володи Челомея: прививала любовь к музыке и литературе, читала ему произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского, Крылова, научила игре на фортепьяно. Не тогда ли зародилась в его душе идея "проверить алгеброй гармонию"? Ведь гармонические колебания струн рояля и механических конструкций описываются одними уравнениями, и первым описывал колебания струн Пифагор. В этом доме потомков Пушкина и Гоголя бывали также А.С. Макаренко и В.Г. Короленко - прекрасная среда для формирования творческой натуры будущего конструктора ракетной техники!

Образование

Семья Челомеев переезжает в Киев - там Николай Михайлович нашёл работу.

Поэтому Володя после окончания школы-семилетки поступает в автомобильный техникум - многих славных путь в советские времена. А затем - по советскому принципу непрерывного образования - в Киевский политехнический институт (в который за восемь лет до этого поступил С.П. Королёв) на авиационный факультет. А через год факультет преобразуют в авиационный институт.

С самого начала студент Челомей подрабатывает техником-конструктором в киевском филиале НИИ гражданского воздушного флота и, кроме того, повышает свой уровень знаний, слушая лекции в Академии наук УССР. Итальянский учёный Леви-Чивит читает курс по математике и механике, и студент навсегда "заболевает" теорией колебаний. В самом начале XIX века немецкий учёный Эрнст Хладни смог визуализировать колебания металлической пластины, посыпав её песком и проводя по краю смычком, чтобы вызвать колебания, - песок образовывал сложные фигуры на поверхности ("фигуры Хладни"). А русский инженер Дмитрий Журавский в середине XIX века с помощью смычка вызывал колебания на модели моста и по тону звучания определял нагрузку. И в результате американские мосты системы Гау на всей магистрали Москва - Санкт-Петербург были заменены на его проект - легче и дешевле. Осциллограф вычерчивает изящные фигуры Лиссажу, по которым можно судить о кратности и фазе электрических колебаний.

В институте были замечательные педагоги, практика в НИИ давала прекрасный опыт, и на втором курсе студент пишет первую серьёзную работу о продувке двухтактных двигателей - проблема, кстати, актуальна до сих пор.

А в 1936 году издаётся написанный 22-летним студентом учебник "Векторное исчисление" с практическими примерами применения. В результате он защищает диплом на год раньше срока и берётся за кандидатскую диссертацию "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций".

В 1939 году диссертация была защищена, поддержана и использована "Аэрофлотом", а инженер Челомей направлен в Институт математики Академии наук УССР. Когда не было ещё приборов для наблюдения реальных колебаний внутри конструкции и сверхскоростной съёмки, проницательный ум и математика были глазами конструктора.

В 1940 году он становится одним из 50 Сталинских стипендиатов, работающих над докторскими диссертациями, - самым молодым. Стипендия - 1500 рублей, на 300 рублей выше профессорской ставки. Тема диссертации - "Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя", дата защиты - 1 июня 1941 года, защита прошла успешно, но грянуло 22 июня, война. Документы ВАКа были утеряны, и заново, с дополнениями, защищена работа была только в 1951-м.

В 1940 году молодой учёный вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков - ВКП(б), был делегатом партийных съездов в 1961, 1971, 1976 и 1981 годах, до конца жизни оставался коммунистом.

Обогнать Фау-1

В июле 1941 года Владимира Николаевича Челомея назначают начальником группы реактивных двигателей в Центральном институте авиационного моторостроения. Часть сотрудников эвакуируют в Уфу, но уже в мае 1942 года возвращают в Москву.

Челомею поручают разработку пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД). Многие читатели вспомнят: сверху над немецким самолётом-снарядом Фау-1 стояла бутылкообразная конструкция. Это и есть ПуВРД. Его главное достоинство - простота, следовательно, дешевизна. В нём нет ни одной вращающейся детали: головка с клапанами, камера сгорания и сопло. Сейчас такие двигатели свободно продаются - для авиамоделей. А раньше даже использовались как наглядные пособия в кабинетах физики.

В камеру впрыскивалось горючее, поджигалось автомобильной свечой. Вспышка - маленький взрыв - выталкивала газы из камеры через сопло, своим давлением захлопывая клапан. После сгорания горючего получалось разрежение, которое всасывало новую порцию горючего через открывшийся клапан. Горючее соприкасалось с раскалившимися от первых вспышек стенками камеры, снова вспышка - и цикл повторялся уже без свечи зажигания, только горючее подавай.

Говорят, что нет пророка в своём Отечестве: первый патент на такой двигатель был выдан в 1906 году русскому инженеру В.В. Караводину, но только после полётов Фау-1 начали разрабатывать своё.

Давно известно, что чем изящнее и проще идея, тем сложнее и тоньше её настройка. Говорят, что именно в деталях и кроется дьявол. Размеры камеры сгорания и сопла, их соотношение, материал, из которого они сделаны, расположение, форма и материал клапанов - всё это надо было рассчитать, изготовить, испытать. В 1944 году Челомея назначают директором и главным конструктором завода No.51, и в 1945-1948 годах челомеевская ракета воздушного базирования с ПуВРД, которой присвоили индекс 10Х, проходит испытания и рекомендуется к принятию на вооружение. Но ВВС отказываются от ракеты: не устраивают скорость, дальность и точность. Да и подходящего самолёта-носителя для такой ракеты ещё не было. К 1952 году скорость ракеты с индексом 16Х довели до 912 км/ч, но точность и надёжность по-прежнему не устраивали заказчика.

Возвращаясь к Фау-1, стоит напомнить, что 20% немецких крылатых ракет отказывало при старте, 20% отказывало в полёте. А что касается точности - только треть из долетевших попадала вообще в территорию Англии и только четверть в город Лондон. Но в советской военной доктрине не предусматривалась война против городов, поэтому такая точность не устраивала, а систем лазерного или глобального наведения ещё не было. Работу над неуправляемыми крылатыми ракетами с ПуВРД посчитали бесперспективной и ОКБ Челомея переформировали.

Крылатые ракеты разрабатывали и другие КБ: туполевское - "Стриж" и "Рейс", на основе МиГа строилась "Комета", КБ Лавочкина - межконтинентальная "Буря". Но у всех была достаточно высокая стоимость из-за сложных авиационных двигателей.

Кстати, сегодня любой желающий может сделать у себя в гараже наиболее совершенный ПуВРД, которому даже клапанная головка не нужна - просто трубы: работает чистая физика и математика. И описание со всеми размерами есть в интернете - наука не стоит на месте.

Крылья над океаном

В 1953 году к инженер-адмиралу Павлу Григорьевичу Котову, главному оружейнику флота, которого моряки называли "броневым капитаном", пришёл необычный посетитель. Вот как он сам вспоминает об этом:

- Входит ко мне в кабинет посетитель и представляется: "Я Челомей, у меня отобрали КБ, но осталась группа, человек двадцать... Могу предложить такую вот штуку". Вид его решителен и импозантен. Он развёртывает чертежи, затем вынимает модель крылатой ракеты, докладывает её тактико-технические данные...

Наверное, именно артистическая жилка помогла Владимиру Николаевичу убедить опытного корабела. В те времена только Америка располагала мощным флотом авианосцев, способным наносить удары в любой точке планеты. И каждый авианосец сопровождался группой кораблей, обеспечивающих его работу, в том числе охотниками за подводными лодками - попробуй подберись на дистанцию хода торпеды... А тут предложение - вооружить подводную лодку крылатой ракетой, стартующей из-под воды и способной бить с дистанции три сотни километров. Наука уже подошла к этому. Во-первых, ещё Александр Сергеевич Пушкин мог наблюдать в 1834 году испытания подводной лодки инженер-генерала Карла Андреевича Шильдера, вооружённой миной и шестью боевыми ракетами, помещёнными в трубы, закрытые гуттаперчевыми мембранами. Испытания проводились под Петербургом в присутствии императора Николая I, и её ракеты, выпущенные прямо из-под воды, поразили поставленную в качестве цели старую парусную шаланду. Во-вторых, к 1953 году радиоэлектроника шагнула далеко вперёд, и крылатая ракета с радиоуправлением могла попадать уже не в город, как Фау-1, а в корабль. И в-третьих, - а это уже идея самого Челомея - сделать ракету с раскрывающимися в полёте крыльями, чтобы на подводной лодке она не занимала много места.

Сейчас никого не удивить этой идеей, очень многие крылатые ракеты оснащаются именно таким крыльями. Но тогда это казалось фантастикой. Или даже "техническим авантюризмом", как оценили его доклад по этой тематике в ЦК. И не кто-нибудь, сам А.Н. Туполев, выслушав выступление Челомея, заявил: "Цирк да и только!" Правда потом, после удачных испытаний, лично явился к Челомею, извинился, пожал руку и поздравил с успехом. Наверное, подвела Владимира Николаевича артистическая жилка. Поясняя ареопагу серьёзных людей свою идею, он рассказал, что именно так стартует дятел: выпрыгивает из дупла и потом расправляет крылья. И, размахивая руками, как крыльями, показал, как взлетает дятел.

И вот 12 марта 1957 года успешно проходит первый пуск, а 19 июня 1959-го крылатая ракета с подводным стартом П-5 принимается на вооружение. Челомея всегда отличал комплексный подход - и комплекс ракетного оружия П-35, принятый на вооружение в 1964 году, стал поражать цели, находящиеся за линией горизонта.

Приняты на вооружение "Аметист" (первая в мире крылатая ракета с подводным стартом), "Базальт", "Гранит", "Малахит" - всего 10 типов ракет, некоторые из них до сих пор стоят на посту.

Время великих

На стыке XV-XVI веков происходят грандиозные изменения в судьбе человечества. Колумб открывает Новый Свет, и Земля резко увеличивается в размерах. Через 20 лет Магеллан открывает Тихий океан, и Земля становится круглой, "край Земли" становится только фигурой речи.

Сегодня это строки из учебника, но представьте, чего это стоило. Колумб несколько лет убеждал, уговаривал, интриговал, обращался к королям Португалии, Испании, Англии, церковникам и магнатам, чтобы собрать средства на экспедицию. В экспедиции погибали люди и корабли, Колумб то получал чин адмирала и вице-короля, то отправлялся в тюрьму (свои кандалы он хранил до самой смерти), а открытый им континент получил имя Америго Веспуччи. Магеллан для своей экспедиции переходит в испанское подданство, в обход "Палаты контрактов" заключает сделку с её руководителем, жестоко подавляет бунт команды и погибает, уже замкнув маршрут вокруг Земли, а на родине он был заочно осуждён, его семья лишена казённого пособия и умерла в нищете.

В середине ХХ века происходят не менее грандиозные изменения в судьбе человечества: земляне выходят за край Земли. Советские учёные выводят в космос первый в мире спутник, наш космический аппарат первым в мире облетает Луну, первый в мире космонавт - Юрий Гагарин, первый в мире человек в открытом космосе - Алексей Леонов.

Первыми в мире побывали на Луне американцы: их высадку обеспечил штурмбаннфюрер СС Вернер фон Браун, но советский Луноход убедительно показал, что для исследования планет следует применять именно такую технику. И первые в мире мягкие посадки исследовательских зондов на Венеру и на Марс выполнили наши учёные - привет планетам-соседкам!

Это только одна, открытая часть работы. Но есть и другая, не для широкой публики. Фон Браун теперь уже в США строит свои "фау" и "вундерваффе", используя американскую технику, и нацеливает их не на Англию, а на СССР. И мы должны уметь защищаться.

Королёв, Челомей, Янгель. Три этих имени звучат для нас, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - застава богатырская, заступившая дорогу врагам. Горжусь тем, что в 16 лет начинал работать токарем на заводе М.К. Янгеля, п/я 186 - ныне "Южмаш" - и стал самым молодым в истории завода ударником коммунистического труда. Уже инженером, электронщиком и программистом провёл почти два года в командировке на заводе С.П. Королёва. А вот о работах В.Н. Челомея знал только понаслышке и немного - в ВПК режим секретности соблюдался чётко.

Наши доморощенные либералы, по своему пигмейству просто не представляющие весь накал и всю тяжесть этого труда, любят смаковать и то, что Королёв побывал в заключении, и сложности - реальные и выдуманные - в отношениях между великими людьми. Но вспомните, какая тяжелейшая ответственность лежала на их плечах. А тут ещё кукурузный Никита, который совал нос в дела, ему непонятные, да ещё своего весьма посредственного отпрыска пропихивал в "ракетчики" и сделал самым молодым в истории Героем Социалистического Труда... Заметим, что фон Брауна американцы сделали своим главным ракетчиком, а младшего Хрущёва, уехавшего в США, на пушечный выстрел к ракетам не подпускали, дали ему синекуру "профессора политологии" за папашины заслуги.

Но не будем о грустном в канун юбилея: 110 лет исполняется со дня рождения одного из великих конструкторов - Владимира Николаевича Челомея.

О его крылатых ракетах мы уже говорили. Их дальность уже достигла загоризонтной: цели ушли за горизонт, стали невидимыми. Следовательно, их надо было наблюдать с высоты, с орбиты, и наводить ракеты на них. А для этого нужно создать и обитаемые орбитальные станции, и космические ракеты для доставки на орбиту и станций, и экипажей и обеспечить их сменяемость. И для этого надо было научить космические аппараты маневрировать на орбите. Так и был испытан в 1963-м первый в мире маневрирующий спутник "Полёт-1".

Люди старшего поколения помнят юмористический эстрадный ансамбль "Ярославские ребята" и их злободневную частушку про этот спутник: "Как он будет ой да маневрировать без нас?" А ведь манёвры делались не ради манёвров: это был спутник-камикадзе, космический дрон. Он мог приближаться к вражескому спутнику и уничтожать его. И это было реализовано 1 ноября 1968 года: запущенный ранее спутник-мишень был уничтожен. Но, как назло, мимо случайно пролетал американский шпионский спутник, который и зафиксировал момент уничтожения, потом его снимки печатались в журналах.

В 1970-х годах под руководством Челомея была разработана ракетно-космическая система "Алмаз", послужившая основой для "гражданских" орбитальных станций серии "Салют".

А для того чтобы доставка тяжёлых станций, их экипажей и припасов для них - воздуха, продуктов, приборов - была минимальной по стоимости, надо было разработать семейство ракет разной мощности, но максимально унифицированной конструкции. Да ещё унифицировать их с ракетами боевыми, которые при необходимости будут доставлять не грузы на орбиту, а боезаряды по назначению.

Так, по логической цепочке, Челомей и пришёл к новой для себя области - баллистическим ракетам и космическим системам.

Было разработано семейство УР - универсальных ракет с индексами от 100 до 900.

УР-100 стала самой массовой ракетой лёгкого класса, состоявшей на вооружении РВСН - почти тысяча штук. Это был ответ на американский "Мёнитмен" - того же класса твёрдотопливную ракету, выпущенную примерно в той же численности. У нас были тогда проблемы с твёрдым топливом (для него не нужна заправка, ракета в любую минуту готова к пуску), поэтому Челомей предложил использовать транспортно-пусковой контейнер, "ампулу": ракета заправлялась жидким топливом на заводе, причём компоненты были разделены мембранами, которые разрывались при старте. Контейнер заполнялся инертным газом, герметизировался, и ракета прямо в контейнере доставлялась к месту старта. Ну как здесь не вспомнить подводные ракеты Шильдера и подводные старты ракет самого Челомея! И в таком состоянии ракета могла храниться готовой к старту до 10 (а реально до 30!) лет. И что важно: стоила в производстве всего три миллиона - самая дешёвая в мире баллистическая ракета, способная нести ядерный заряд. В "гражданском" исполнении она называлась "Рокот".

Следующий типоразмер УР-200 серийно не выпускался, но было проведено девять испытательных полётов.

Тяжёлая УР-500 в военном варианте только дважды прошла испытательный полёт, но в "гражданском" варианте это тот самый "Протон", который выполнил уже более 400 запусков и будет использоваться до 2025 года! "Протон" вывел на орбиту все советские и российские орбитальные станции, модули "Мир" и МКС, тяжёлые спутники и межпланетные станции "Венера", "Марс" и "Вега".

Сверхтяжёлая УР-700 предназначалась для советской лунной программы. Её грузоподъёмность определялась как 150-225 тонн. Но постановлением правительства разработки были прекращены, как и разработки Р-56 Янгеля, и сосредоточены на ракете Н-1 Королёва. Три варианта были уже неподъёмными для страны. А со смертью Сергея Павловича Королёва после пары неудачных запусков и эта работа была остановлена.

А УР-900 осталась только в проекте...

Но идея продолжает жить - "Ангара А1.1", "Ангара А1.2", "Ангара А3", "Ангара А5", "Ангара А7" - семейство унифицированных ракет-носителей, предназначенных для вывода на околоземную орбиту грузов от 3,5 до 38 тонн.

Конечно, прогресс не стоит на месте, теперь двигатели этого семейства не ядовитые гептиловые, а экологически чистые кислородно-керосиновые. Но гептил, на котором работали челомеевские "Протоны", позволил выиграть время, сохранить темп. Это было главное: не стал же Колумб дожидаться, пока для его каравеллы придумают гребной винт и консервы и витамины для питания экипажа. Шли, рисковали, погибали, но выигрывали время, становились первыми! Сохранилось главное из идей Челомея - модульная конструкция, которая собирается из универсальных ракетных модулей в соответствии с поставленной задачей.

Но и сделанного им более чем достаточно, чтобы навсегда остаться в истории не только ракетостроения и космонавтики, не только России, но и всего человечества.

Последние слова

Всё случилось неожиданно. Владимир Николаевич приехал домой, остановил машину, пошёл открывать ворота гаража. То ли забыл поставить машину на ручник, то ли просто было скользко - была зима, но машина сдвинулась и сломала ему ногу. Перелом был не особо опасным, но было решено отправить его в больницу. Он собрался, набрал с собой книг, чтобы поработать с ними. Он отдохнул, через три дня врачи разрешили ему вставать.

Он позвонил супруге, Нинель Васильевне, с которой прожил всю жизнь, и радостно сообщил: "Я такое придумал! Такое придумал!.." - и тишина. Оборвавшийся тромб убил мгновенно.

Он умер 8 декабря 1984 года, в 70 лет. Но разве не счастье для учёного покинуть этот мир с такими словами?

А нам остались его слова из проекта космического аппарата для полёта к Марсу: "...Среди россыпи немигающих звёзд скользит удивительное создание рук человеческих: расправив огромные узкие крылья радиаторов, раскручивает спирали орбиты космический аппарат, постепенно набирая скорость и высоту. Пункт назначения странника - орбита вокруг Марса... Наконец он у цели... Объективы фотокамер и датчики приборов внимательно изучают поверхность загадочной Красной планеты..."

Воистину - поэт Космоса!

Газета "Правда" No.67 (31560) 28 июня - 1 июля 2024 года, 4 полоса

*   *   *   *   *   *   *

110 лет со дня рождения В.Н. Челомея

Наталья Дементьева, Марина Ткачева

Выдающийся инженер ХХ века Владимир Николаевич Челомей ворвался в космонавтику внезапно и ярко, стартовав мощной ракетой "Протон". "Протон" стал долгожителем отечественного космического парка, а его конструктор заложил основы по всем направлениям аэрокосмической техники. Чем бы В.Н. Челомей не занимался, всё было оригинально: крылатая ракета - первая в мире с раскрывающимися крыльями, ракета-носитель - самая мощная, спутник - маневрирующий, грузовой корабль - самый вместительный, спускаемый аппарат - многоразового использования.

Генеральный конструктор авиационной, ракетной и ракетно-космической техники, академик В.Н. Челомей (1914 - 1984) неразрывно связан с Бауманским университетом. Здесь он преподавал, передавая начинающим инженерам знания и свою любовь к профессии, к космосу, к технике. Здесь он основал кафедру "Динамика машин", ныне - "Аэрокосмические системы" (СМ2). 30 июня 2024 года исполнилось 110 лет со дня его рождения.

Владимир Николаевич Челомей был единственным в мире учёным и конструктором, под чьим руководством создавались комплексы и системы сразу в трёх различных направлениях: с крылатыми ракетами, баллистическими ракетами и космическими аппаратами.

Самое известное, но далеко не единственное изобретение В.Н. Челомея - раскрывающееся в полёте крыло и старт с коротких направляющих - изменило облик ракетного оружия и его носителей и используется во всём мире. Путь к нему был долгим.

Как конструктор, Владимир Челомей начинал деятельность с проектирования и постройки пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Его созданию предшествовала большая теоретическая работа. С 1936 по 1940 год Челомеем было опубликовано 24 научных труда, 20 из которых были посвящены ПуВРД. И уже в 1939 году он получил авторское свидетельство на конструкцию этого двигателя. Немецкие инженеры создали аналогичный двигатель в 1942 году и стали устанавливать их на свои беспилотные крылатые самолёты-снаряды ФАУ-1.

В 1944 году Владимира Николаевича назначили на должность главного конструктора и директора завода номер 51. Главной задачей талантливого инженера было проектирование и создание первой в СССР крылатой ракеты. Работы были завершены к декабрю того же года, состоялись испытания изделия 10Х. Запуск производился с самолётов Пе-8 и Ту-2 и был признан успешным.

После войны В.Н. Челомей возвращается к научным изысканиям. Для защиты докторской диссертации он выбирает МВТУ им. Н.Э. Баумана, знаменитую инженерную школу СССР. В 1952 году Владимир Николаевич стал профессором Бауманки.

За стратегической ракетой П-5, разрабатываемой им в 1957-59 годах, следует противокорабельная ракета П-6. Продолжая работы по этой тематике, В.Н. Челомей и его коллектив сдают на вооружение комплексы противокорабельных ракет (ПКР) для военно-морского флота: первая в мире крылатая ракета с подводным стартом "Аметист", затем ПКР "Малахит", комплекс с ПКР большой дальности "Базальт", универсальный ракетный комплекс "Гранит".

Создавая ракеты с большой загоризонтной дальностью стрельбы, предприятие столкнулось с проблемой целеуказания таким ракетам. Челомей и эту задачу решает нетривиально - на море надо смотреть из космоса! В начале 1960 года он предлагает систему морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) со спутниками УС-А и УС-П.

Для комплексного решения стоящих перед фирмой В.Н. Челомея задач требовалась специальная ракета-носитель, и коллектив предприятия начинает осваивать третье направление своей деятельности. Так была разработана ракета-носитель, получившая название УР-200.

Опыт работ по УР-200 позволил создать межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) УР-100 и на её основе самое массовое семейство ракет, обеспечивших стратегический паритет с США.

Системный подход и опыт в оснащении наших вооружённых сил высокотехнологичными системами оружия позволили В.Н. Челомею перейти к созданию орбитальных пилотируемых станций "Алмаз" для ведения из космоса комплексной разведки военных баз и стратегических сооружений на территории вероятного противника. И здесь снова создаётся система: орбитальная пилотируемая станция, транспортный корабль снабжения с многоразовым возвращаемым аппаратом, капсула для доставки на Землю материалов, полученных на станции.

В 1960 году Владимир Николаевич основал в МВТУ кафедру "Динамика машин" и бессменно руководил ею до конца своей жизни. Он был выдающимся педагогом, чьи лекции всегда вызывали у слушателей глубокий интерес за счёт ясности и чёткости изложения, насыщенности материала и яркости образов.

В.Н. Челомей опубликовал значительный ряд оригинальных работ по различным проблемам прикладной математики, устойчивости упругих систем, теории колебаний сложных динамических систем с нелинейными и периодически меняющимися параметрами, теории нелинейных пневматических и гидравлических сервомеханизмов, теории двигателей и других машин. Эти работы оставили глубокий след в применении механики к инженерному делу.

Работая на кафедре, Владимир Николаевич уделял большое внимание общению с преподавателями, аспирантами, студентами. Он блестяще читал свой курс, вкладывая в сугубо математическую дисциплину большой физический смысл. Каждая формула, каждый процесс иллюстрировались яркими примерами из практики. В.Н. Челомей на лекциях демонстрировал опыты с помощью приборов, построенных по его чертежам. Каждый год содержание лекций и примеры изменялись. Он внимательно выслушивал вопросы студентов и охотно отвечал на них. После лекции он нередко проводил необычные семинары для преподавателей кафедры. Им академик рассказывал о научных проблемах, стоящих перед его КБ, предлагал варианты решения этих задач, интересовался мнением коллег и сам отвечал на их вопросы. Такой искренний, открытый, конструктивный диалог очень способствовал формированию творческой атмосферы в коллективе кафедры.

Большое внимание В.Н. Челомей уделял подбору преподавательских кадров. В разные годы лекции на кафедре читали академики Е.А. Федосов, В.И. Кузнецов, заместители генерального конструктора В.А. Модестов, В.Е. Самойлов, ведущие специалисты предприятия.

Дважды В.Н. Челомею было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был лауреатом Ленинской и трёх Государственных премий СССР, вёл активную общественную деятельность в качестве депутата Верховного Совета. Будучи действительным членом АН СССР по специальности "Механика", Владимир Николаевич был удостоен золотой медали имени Н.Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации, а затем золотой медали имени А.М. Ляпунова - высшей награды Академии наук СССР за выдающиеся работы в области математики и механики. Он также был членом Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике, членом Международной академии астронавтики.

Смерть внезапно оборвала жизнь выдающегося учёного и инженера, и он не успел увидеть воплощение всех результатов своего труда. Но ещё долго его научные идеи, высказанные им мысли, оригинальные технические решения, практические разработки, как и его вклад в развитие высшей инженерной школы, будут служить на благо отечественной науки и техники.

30 июня 2024
https://bmstu.ru/news/110-let-so-dnya-rozhdeniya-v-n-chelomeya

*   *   *   *   *   *   *

Космос в рыночных жерновах

Татьяна Офицерова

Расширяя сферу парламентского контроля, Госдума мало-помалу вовлекает в свою орбиту федеральные агентства и госкорпорации. 3 июля 2024 г. в здании на Охотном Ряду впервые состоялся "правительственный час", где с отчётом выступил генеральный директор ГК "Роскосмос" Юрий Борисов. Депутаты обсудили тему модернизации и развития отечественной космонавтики.

Разговор получился обстоятельный и откровенный. Бывший вице-премьер Юрий Борисов, возглавивший госкорпорацию "Роскосмос" два года назад, не стал приукрашивать состояние ракетно-космической отрасли. И это отчасти вселяет надежду на её излечение от либеральных реформ. Однако есть опасность попасть в рыночные жернова, где, с одной стороны, стремление к коммерческой выгоде, а с другой - вопросы национальной безопасности, технологического суверенитета, развития фундаментальной и прикладной науки и социально-экономическое развитие страны в целом.

Мы так привыкли гордиться нашими космическими достижениями, что и не заметили, как уступили здесь лидерские позиции. По многим направлениям мы уже не первые, а вторые, третьи и далее.

Госкорпорация "Роскосмос" была создана в 2015-м. Сегодня в неё входит 115 организаций из более чем 20 регионов, где трудятся около 165 с половиной тысяч человек. В год предприятия - изготовители космической техники выпускают до 30 ракет-носителей различного класса и до 40 космических аппаратов. Их совокупная выручка в 2023 году составила около 413 миллиардов рублей. Средняя производительность труда - 2,3 миллиона рублей на человека. Таковы исходные позиции для новой космической гонки.

В чём наша страна ещё сохраняет своё превосходство над другими космическими державами, так это в надёжности средств выведения. В течение последних пяти лет было совершено 125 безаварийных пусков отечественных космических ракет. За этот период у других стран произошло 44 аварии при пусках. "Впервые в мире развёрнута орбитальная группировка в составе двух космических аппаратов "Арктика" высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы для мониторинга Арктического региона, в том числе Северного морского пути", - доложил ещё об одном успехе глава Роскосмоса. Есть победы и в "национальном первенстве". Россия впервые в своей истории развернула на геостационарной орбите полную группировку гидрометеорологических спутников, состоящую из трёх космических аппаратов "Электро-Л".

Успешно начаты лётные испытания перспективного космического ракетного комплекса тяжёлого класса на космодроме "Восточный" с ракетой-носителем "Ангара-А5". Специалисты корпорации работают над решением задачи снижения стоимости выведения полезной нагрузки, что позволит удешевить космические услуги в целом. Благодаря реализации в новых комплексах с ракетами "Иркут" и "Амур" технологических решений будет обеспечено снижение удельной стоимости выведения полезных нагрузок и стоимости услуг примерно в 3-4 раза за счёт многоразовости.

К сожалению, проблем и нерешённых задач у ракетно-космической отрасли сегодня больше, чем больших свершений. Недостаточность финансирования и устаревшие производственные мощности не позволяют использовать весь потенциал российской космонавтики. По затратам на развитие космической отрасли Россия находится на пятом месте в мире. При этом председатель комитета Госдумы по экономической политике "единоросс" Максим Топилин считает, что прошлогодние объёмы бюджетного финансирования в 288,7 млрд рублей "достаточно существенны". В 2022 году плановый убыток отрасли, по расчётам наблюдательного совета, должен был составить 52 млрд рублей, в 2023-м - 45 млрд. Удалось снизить их до 18 и 15 миллиардов рублей соответственно.

Как тут не вспомнить о "достижениях" олигархии?! За прошлый год 50 российских толстосумов хапнули 1,3 трлн рублей дивидендов, по 27 млрд рублей на каждого. Об этом сказал во время брифинга перед началом заседания Госдумы руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов, охарактеризовав недавно рассмотренные палатой изменения в налоговое законодательство, якобы призванные заставить богачей делиться, как "два шага вперёд, три вбок и полтора назад". Если что и стремится к космическим высотам, так это неуёмная страсть олигархов к обогащению, серьёзно обуздать которую власть, судя по всему, и не собирается.

Изменившаяся геополитическая обстановка потребовала переориентации сотрудничества в космической сфере в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Сегодня Роскосмос работает над созданием космических систем в интересах иностранных заказчиков, зачастую, увы, не обеспечивающих свои космические программы стабильным бюджетным финансированием. Тем не менее именно эти услуги формируют более 70% экспортной выручки, тогда как раньше основную часть дохода приносили поставки жидкостных ракетных двигателей и оказание пусковых услуг. При этом внебюджетная выручка ракетно-космической отрасли вследствие санкций и сокращения участия в международных проектах снизилась вдвое.

Партнёрские отношения с США, Францией, Германией, Японией и другими недружественными странами свелись в основном к совместной работе на Международной космической станции, но и это направление постепенно будет сворачиваться. Приблизительно к 2030 году с МКС придётся уходить, в том числе и по политическим причинам, заметил Ю. Борисов. России нужна своя орбитальная станция. Её проект утверждён правительством в этом году.

С Европейским космическим агентством вообще прекращены какие-либо контакты. "И это очень обидно, по-моему, они страдают от этого не меньше, чем мы", - сказал руководитель Роскосмоса. В сентябре 2022 года должны были запускать совместный проект "ЭкзоМарс", на который российская сторона потратила 40 миллиардов рублей и много времени. Но из-за политической ситуации европейцы отказались от него.

Особую тревогу главы Роскосмоса вызывает состояние российской орбитальной спутниковой группировки. Мировая орбитальная группировка состоит из десяти с половиной тысяч космических аппаратов. На долю США приходится около 70% общего числа космических аппаратов. На втором месте Китай, у которого 9%, на третьем - Великобритания с 7% и на четвёртом месте Россия, обладающая орбитальной группировкой из 244 космических аппаратов, что составляет приблизительно 2,4%.

"Мы сильно отстаём от лидеров в темпах восполнения существующих орбитальных средств и создания новых, - признался Юрий Борисов. - Такая ситуация во многом объясняется тем, что в настоящее время по объёму затрат на космическую деятельность мы уступаем Соединённым Штатам более чем в 20 раз, Китаю - более чем в 4 раза".

Необходимость наращивания отечественной орбитальной спутниковой группировки и востребованность на международном рынке космических услуг по созданию многоспутниковых группировок диктует необходимость перехода от стапельной сборки космических аппаратов на их конвейерное производство. По словам Ю. Борисова, мы к этому не готовы ни в производственном, ни в технологическом, ни в кадровом отношении. Если Соединённые Штаты выпускают около 3 тысяч аппаратов в год, Китай - около 2 тысяч, то Россия только 40. Увы, хромают и потребительские характеристики. Российские космические системы дистанционного зондирования Земли отстают от зарубежных более чем в два раза по разрешению снимков и на порядок по частоте съёмки. Наши спутники связи уступают зарубежным по скорости доступа в интернет более чем в шесть раз, а персональная спутниковая связь "трубка - трубка" в отечественных системах отсутствует напрочь.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев заметил, что США и КНР форсируют научные исследования в области космической энергетики. Их учёные уже создают опытные образцы приёмных станций космической энергии. В России же институт МИРЭА занимается этим вопросом самостоятельно, без всякой государственной помощи. Депутат предложил руководителю Роскосмоса рассмотреть вопрос включения в государственную программу исследований разработку проекта космической энергетики. По словам Юрия Борисова, Роскосмос совместно с китайскими коллегами работает над созданием энергетической установки. Что касается разработок МИРЭА, глава космической госкорпорации сказал: "Мы с удовольствием познакомимся и, если это всё имеет место быть, обязательно включим в мероприятия по этому важному направлению". Отвечая на вопросы других депутатов, Юрий Борисов раскрыл детали российско-китайского сотрудничества. Речь идёт о лунной станции - проекте, который планируется осуществить к 2036 году и где Россия будет отвечать за создание ядерной энергетической установки. "Мы сегодня одни из немногих в мире, кто может на практике реализовать этот эксперимент", - подчеркнул Юрий Борисов.

По просьбе Алексея Куринного руководитель Роскосмоса подробно остановился на кадровом вопросе. Сегодня средний возраст в отрасли составляет порядка 45 лет. Средняя зарплата - около 88 тысяч рублей. Для сравнения: в IT - около 200 тысяч рублей, в Росатоме - свыше 115 тысяч рублей. Депутаты уточнили усреднённый показатель: молодые специалисты могут рассчитывать на зарплату в Роскосмосе не выше 35 тысяч рублей. Юрий Борисов не стал оспаривать эту цифру, сообщив, что намерен обратиться в правительство с просьбой о выделении дополнительных квот на поддержку молодых работников ОПК.

Существующий разрыв в заработной плате стимулирует переток кадров, в том числе и в частные компании. С начала года из отрасли ушли 200 лучших специалистов. Причём на их подготовку затрачены немалые деньги и годы обучения. Начиная со второго-третьего курса института их подготовкой целенаправленно занимаются сотрудники корпорации. По окончании вуза за молодыми специалистами закрепляется наставник, который ещё три-пять лет передаёт свои знания подопечному. А потом их переманивают высокими зарплатами другие компании. Вопрос надо решать, как в спорте, считает Юрий Борисов: перешёл в другую команду, будь любезен возместить затраты.

Вопрос Дениса Парфёнова: "Что нужно для того, чтобы обеспечить выход России на передовые позиции в уже новой космической гонке?" - дал возможность гостю "правительственного часа" подытожить сказанное. Это комплексная задача, решение которой требует и привлечения внебюджетных средств за счёт монетизации космических услуг, и перестройки индустрии отрасли, и увеличения бюджетного финансирования. По словам Юрия Борисова, последнее будет зависеть от того, насколько удастся убедить финансово-экономический блок правительства. На этот счёт у лётчика-космонавта дважды Героя Советского Союза Светланы Савицкой особых иллюзий нет, о чём она и сказала, выступая от фракции КПРФ.

Выступление коммуниста, заместителя председателя комитета Госдумы по обороне Светланы САВИЦКОЙ на "правительственном часе" 3 июля 2024 г.:

"Около 40 лет назад во время "звёздных войн" тогдашний директор ЦРУ заявил: кто владеет космосом, тот владеет миром. И, наверное, поэтому тогда, в конце 1991 года, поставленный Ельциным руководить правительством РСФСР Егор Гайдар первым делом запретил всем банкам России финансировать предприятия ракетно-космической отрасли. Нам удалось через пару дней отменить этот запрет, но это факт. На кого он работал?

В 1992 году после развала Союза руководство отрасли смогло добиться создания Российского космического агентства и принятия закона "О космической деятельности", что, в общем-то, позволило космонавтике избежать участи сознательно разрушаемого авиапрома. С тех пор статус космического агентства не раз менялся, пока не пришли к нынешней госкорпорации "Роскосмос".

В 2015 году вот здесь, в этом зале, тогдашний вице-премьер Рогозин с энтузиазмом убеждал нас, что для отрасли это будет лучшая структура, создаваемая по образу коммерчески успешного Росатома. Приходится сегодня признать, что таким самодостаточным, как Росатом, Роскосмос не стал. Ну и в первую очередь из-за резкого сокращения коммерческих пусков. Поэтому космонавтика базируется сегодня прежде всего на бюджетных средствах. Хотя тогда, когда ещё были заказчики коммерческих запусков иностранных спутников, была создана сегодняшняя ситуация, на которую жалуются участники СВО: запущенные нами чужие спутники были перенаправлены их хозяевами на обслуживание ВСУ в интересах нашего противника.

Надо сказать: разговоры о том, что это не наша собственность и мы ничего с этим сделать не можем, показывают только недальновидность тех, кто ранее заключал эти контракты. Надо впредь оговаривать, что при использовании спутника в ущерб нашей безопасности мы имеем право ликвидировать его, а как - это дело техники, это можно сделать.

Не надо забывать, что огромная доля задач Роскосмоса - это оборонзаказ, что крайне важно в условиях СВО. И с этим отрасль хорошо справляется, так как удалось сохранить предприятия и конструкторские коллективы, которые создают к тому же ещё и одну из составляющих нашей ядерной триады - средства доставки. И разработка, и недавние успешные испытания ракеты-носителя "Ангара-А5", и все линейки этих носителей служат и этой задаче.

За прошедшие годы значительно снизилась аварийность в отрасли благодаря жёстким мерам по соблюдению технологической дисциплины. Однако в решении задач обороны у нас есть слабое место - это производство спутников, необходимых для решения задач на поле боя. Их явно не хватает, и наладить их производство - это архисложная задача, о чём и говорил Юрий Иванович (Борисов. - Ред.). Представляется, что в нынешних условиях, может быть, будет дешевле и быстрее построить новое современное предприятие по их выпуску, чем пытаться модернизировать старые, не предназначенные для массового выпуска спутников заводы. Понятно, что главным противником этого будет, как всегда, минфин, с которым у оборонки и у Роскосмоса в последние тридцать лет идёт борьба за выживание, но пора уже этому ведомству встать на реально патриотические позиции.

Теперь о самой космонавтике и прежде всего о пилотируемых космических полётах.

Мы являемся одной из трёх стран, которые способны осуществлять пилотируемые полёты. Мы были первыми в этом деле и сегодня не последние. Кстати, пилотируемая космонавтика долго была задачей Роскосмоса за счёт запуска иностранцев на коммерческой основе, но сегодня это не так.

Американцы за это время создали уже два пилотируемых корабля взамен шаттлов и в наших услугах не нуждаются. А мы летаем на старых, добрых, надёжных "Союзах" и ракетах, созданных ещё при Королёве, хотя и глубоко модернизированных.

Вот только что утверждён запуск пилотируемых кораблей, о чём говорилось, но есть основания, к сожалению, сомневаться в его реальности, ведь решение строить новый корабль, называемый сейчас ПТК, было принято в 2008 году взамен ранее разрекламированного "Клипера". Заявляли, что это будет быстрее и дешевле. Ракетой-носителем определили "Ангару-А5М". Дата запуска была 2021 год. Потом первый запуск должен был быть в 2023 году, что сорвано. Сегодня монополист пилотируемой космонавтики НПО "Энергия" имени Королёва заявляет, что запустит корабль в 2027 году при условии, что Роскосмос даст им ещё 20 миллиардов рублей, - деньги умеют высасывать. Похожая история, к сожалению, может сложиться и с созданием новой станции. Учитывая всю предысторию, велики риски срыва и этих сроков, и мы можем оказаться без пилотируемых полётов на неопределённое время, ведь уже принято решение уйти с международной станции в 2028 году. Представляется, что причина здесь не только в отсутствии денег, я имею в виду корабль, а больше в том, что королёвской фирмой, к сожалению, стал руководить очередной так называемый эффективный менеджер, перед этим удалённый, кстати, из авиапрома.

Пилотируемые корабли выводят ракеты, оснащённые двигателями фирмы "Энергомаш" имени Валентина Глушко. Именно двигатели Энергомаш, продаваемые США, долго давали коммерческий доход Роскосмосу и позволяли Энергомашу успешно работать над новыми уникальными проектами. Сегодня этого дохода нет. И Роскосмос, и мы как депутаты должны сделать всё, чтобы сохранить это уникальное предприятие, ведь именно ракетами "Ангара-А5М" с их двигателями должны будут запускаться и новый корабль, и модули новой станции, на которых будут летать экипажи Роскосмоса, подготовленные в Центре подготовки космонавтов. В связи с этим считаем очень верным осуществлённую несколько лет назад передачу ЦПК в ведение Роскосмоса, это позволило прекратить многолетнюю межведомственную борьбу и конкуренцию при формировании экипажей и программ полёта.

У Роскосмоса сегодня много проблем и задач, решение которых зависит прежде всего от руководства корпорации. И очень правильно, что сегодня корпорацией руководит человек, имеющий большой опыт работы в промышленности, и не только руководителем, но и военпредом на предприятиях оборонки. Это служит гарантией, на мой взгляд, того, что Роскосмос ради пиара больше не будет раскрашивать ракеты под "Гжель" и не будет тратить государственные средства на запуск в космос актёров, чем весьма возмущались очень многие наши избиратели.

Роскосмос и вы, уважаемый Юрий Иванович, можете рассчитывать всегда на поддержку нашей фракции во всех вопросах для сохранения лидирующих позиций отечественной космонавтики.

Удачи вам и всем нам!"

Газета "Правда" No.70 (31563) 5-8 июля 2024 года, 2 полоса

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное