Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 622


"Эконометрика", 622 выпуск, 24 декабря 2012 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

О социализме Фиделя Кастро рассказывает Рустем Вахитов (Уфа).

Существует ли альтернатива капитализму ? Александр Одинцов обсуждает одну из альтернатив.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Социализм Фиделя Кастро

Рустем Вахитов (Уфа)

В действительности же кубинская революция - как раз пример того: как много бывает разных видов социализма. При этом не все они умещаются в прокрустово ложе того образа социализма, который рисовал позднесоветский агитпроп, называвший себя марксистско-ленинским, но зачастую выхолащивавший творческие и живые элементы в наследии Маркса и Ленина.

1.Идеологи современной России стремятся представить революционную Кубу как некий "заповедник самого ортодоксального коммунизма", а Фиделя Кастро - "динозавром коммунизма", который неким чудом удерживает власть и в нашу "эпоху демократии". Так Николай Сванидзе - одиозный телеведущий, превзошедший всех в либеральной софистике, в своей последней книге ядовито иронизирует, что даже постсоветские российские СМИ именуют якобы "тоталитарную Кубу", где правит коммунист Фидель Кастро, по привычке "островом Свободы". И даже забавно видеть, что и здесь, как и во многих других областях, наши либералы бездумно повторяют упрощенные схемы пропаганды позавчерашнего дня, просто меняя оценку на противоположную. Действительно, если раньше нам внушали, что Фидель Кастро и его соратники свергли проамериканского диктатора Ф. Батисту, руководствуясь исключительно "передовыми идеями марксизма-ленинизма" (в качестве которых деятели агитпропа преподносили сильно вульгаризированный марксизм) и повторяли это с умилением и восторгом, то теперь они говорят по сути то же самое, только уже с отвращением и осуждением... Что ж, это еще одно доказательство того, что либералы наши - бо′льшие догматики, чем обличаемые ими левые патриоты, которые нашли в себе силы преодолеть много стереотипов.

В действительности же кубинская революция - как раз пример того: как много бывает разных видов социализма. При этом не все они умещаются в прокрустово ложе того образа социализма, который рисовал позднесоветский агитпроп, называвший себя марксистско-ленинским, но зачастую выхолащивавший творческие и живые элементы в наследии Маркса и Ленина (что неудивительно, если учесть, что идеологической работой у нас занимались такие - до поры до времени - скрытые предатели и перевертыши как Александр Яковлев). Более того, не все они умещаются и в рамки марксизма (хотя вовсе не обязательно при этом, чтобы они с марксизмом конфликтовали). Кубинский социализм формировался с учетом не только специфики латино-американского цивилизационного характера, но и в условиях уникальной геополитической обстановки 50-60-х г.г. Естественно, в нем была и марксистская струя (представленная Че Геварой, Раулем Кастро, которых впрочем, тоже нельзя назвать слишком уж ортодоксальными марксистами). Но что касается самого Фиделя, то характеристика его взглядов - это тема, мягко говоря, дискуссионная.

2. Начнем с того, что Фидель Кастро и пришел в политику вовсе не как марксист. Молодой Фидель Кастро, по окончанию Гаванского университета почувствовавший в себе призвание к политической деятельности, в 50-х гг. примкнул к левому крылу Партии Кубинского Народа (так называемой "Партии Ортодоксов"). Идеологией партии были воззрения Хосе Марти (1853-1895) - национального героя Кубы, теоретика и революционного практика освобождения острова от испанского владычества. Но "ортодоксы" стремились освободить идеи Марти от искажений, которыми они обросли в официальных доктринах компрадорских кубинских правительств того времени, клявшихся именем Марти, но служивших интересам североамериканских корпораций и тем самым вернуть им изначальный дух революционного национал-демократизма (отсюда и название: ортодоксы). Настоящий, а не выхолощенный компрадорской пропагандой Хосе Марти выступал за независимый и самобытный путь развития государств Иберо-Америки и в этом смысле был подлинным латиноамериканским "почвенником". Как писал кубинский историк доктор Рамон Де Армас, Марти учил "о необходимости того, чтобы латиноамериканские и карибские народы достигли своего собственного развития самостоятельно, на основе собственных общественных, политических и экономических реальностей, без подражания и копирования чужих формул" [1]. Конечно, в учении Марти присутствовали и социалистические мотивы. Так, известно гневное восклицание Марти по поводу бездушного духа североамериканского капитализма: "Американские законы дали Северу высокую степень благополучия и подняли его также на самую высокую ступень коррупции. Они монетаризировали его, чтобы сделать благополучным. Будь проклято благополучие, приобретенное такой ценой!". Но все же он был далек от марксистского социализма с его идеями пролетарской революции и относительно прогрессивного значения капитализма. Идеи европейского, германского и англосаксонского марксистского социализма Х.Марти тоже представлялись чуждыми иберо-американской почве. Отстаивавшая изначальный "мартизм" Партия Ортодоксов сформировалась в 40-х годах, и ее руководителем стал Эдуардо Чибас - харизматический политик, резко критиковавший коррупцию кубинского марионеточного режима и требовавший национализации электроэнергетики Кубы и ее никеледобывающей индустрии. Его идеалом была Куба, независимая от США и строящая демократическое социальное государство. Чибас не только был далек от марксизма, но и критиковал его, и эта критика производила на молодого Кастро большое впечатление. Эдуардо Чибас ждала трагическая судьба: он застрелился в 1951 году во время своего предвыборного выступления прямо в студии кубинского телевидения; это был акт протеста против надвигающейся военной диктатуры. Фидель настолько глубоко чтил Чибаса, что перед знаменитой атакой на казармы Монкада 26 июля 1953 года взял собой вместе с магнитозаписями патриотических песен запись последней предсмертной речи Чибаса [2]. В своей речи на суде "История меня оправдает" Фидель также выдвинул вполне социалистическую, но явно не марксистскую программу: он назвал в качестве политических целей своих единомышленников помимо освобождения Кубы от североамериканского влияния аграрную реформу с разделом земли между мелкими арендаторами, национализацию естественных монополий, индустриализацию под началом государства, широкие социальные программы, прежде всего, в интересах малоимущих и детей. Показательно, что Фидель обратился не к нации вообще, а к народу, трудящимся: "Когда мы говорим "народ", мы имеем в виду не зажиточные и консервативные слои нации, которым по нраву любой угнетающий режим, любая диктатура, любой вид деспотизма и которые готовы бить поклоны перед очередным хозяином, пока не разобьют себе лоб. Под народом мы понимаем, когда говорим о борьбе, огромную угнетенную массу, которой все обещают и которую все обманывают и предают, но которая жаждет иметь лучшую, более справедливую и более достойную родину" [3]. Но эти трудящиеся - не только пролетарии, но и, по разъяснению Кастро, крестьяне, безработные, сезонные чернорабочие, врачи, учителя, инженеры, журналисты, и даже ... мелкие торговцы (на волапюке марксизма такой набор обязательно сопровождается ядовитым ярлыком "мелкобуржуазность"). Среди 82-х сторонников Кастро, тайком приплывших к берегам Кубы на яхте "Гранма" и высадившихся в провинции Орьенте 2 декабря 1956 года был всего лишь один коммунист - аргентинец Эрнесто Гевара де ля Серно - легендарный "Че". В общем-то группу Кастро составляли сторонники революционного национального освобождения, левые национал-революционеры (хотя формально Фидель порвал с партией ортодоксов год назад, в 1955 году в своей знаменитой статье "Против всех"; впрочем, это был разрыв не идеологический, Фидель обвинял партийных бонз в пассивности и трусости, которые удлиняли срок пребывания диктатора у власти). В рядах Повстанческой Армии Фиделя Кастро, развернувшей борьбу против кровавого диктатора Батисты в горах Сьерре-Маэстре коммунистов также было не очень много. Просоветская Коммунистическая партия Кубы (партия народного социализма) вообще отнеслась к освободительной войне "бородачей" ("барбудос"), как называли партизан Кастро, настороженно: ортодоксам от марксизма действия "ортодоксов" мартизма показались подходящими под зубодробительные характеристики "бланкизма", "мелкобуржуазного радикализма"; еще бы, ведь Фидель и его сторонники поступили "неправильно" с позиций марксистской схемы, вместо того, чтобы вести пропаганду среди "передового класса" - пролетариата, они обратились к "темным и невежественным" крестьянам. Зато в избытке были верующие крестьяне и даже ... священники. Официальная католическая церковь Кубы, как и везде в Латинской Америке, как правило, выступает на стороне власть имущих - компрадоров, но в широких слоях мирян, а также низшего духовенства распространены левые и антиимпералистические настроения. Недаром Латинская Америка стала Родиной "теологии освобождения" - современной версии христианского социализма [4], и, добавим, родиной таких символических фигур, как колумбийский "красный партизан" и католический священник падре Камило Торрес. В Повстанческой Армии в горах Сьерре-Маэстры с разрешения командующего армией - команданте Фиделя Кастро действовали свои капелланы, самый известный из которых - падре Гильермо Сардиньяс.

Даже после 1 января 1959 года, когда повстанцы и оппозиция пришли к власти, речь не шла о социалистической революции в марксистском ключе. Во время неофициального визита в Вашингтон в апреле 1959 года, Фидель Кастро - уже руководитель революционной Кубы, охарактеризовал себя как "кубинского националиста", сказав: "Кубинский национализм заключается в желании сделать свою страну процветающей и уважаемой страной" [5] (здесь необходимо заметить, что за рубежом термин "националист" не имеет такого зловещего ореола, как в России, и означает не шовиниста, а просто сторонника самостоятельного национального развития). Там же, в США на вопрос: "является ли январская революция красной?" Кастро ответил: "скорее она цвета зеленых оливок" (по цвету формы Повстанческой армии) [6]. Знаменитая аграрная реформа, после которой "правые" прозвали Кастро коммунистом, тоже по сути была национал-демократической: главным образом она была направлена против иностранного капитала и сросшихся с ним крупных землевладельцев, при этом им даже компенсировалась утеря собственности, выигрывали же от нее мелкие землевладельцы. Кастро охарактеризовал кубинскую революцию как социалистическую лишь 16 апреля 1961 года (то есть на втором году революции), на похоронах жертв американской варварской бомбардировки острова. Фидель произнес там следующие слова: "Товарищи рабочие и крестьяне, наша революция является социалистической и демократической, революцией бедняков, которая делается силами бедняков и в интересах бедняков". Заметим, что Фидель ничего не сказал о марксизме, речь шла о демократическом или, как тогда говорили, народном социализме. Себя же он впервые назвал коммунистом за год до этого - 8 ноября 1960 года в речи в редакции кубинской коммунистической газеты "Ой". В ней же Фидель заявил, что со студенческих лет изучал марксистскую литературу и даже "был марксистом" и оказал влияние в соответствующем духе на своего брата Рауля. Это противоречило всем прежним заявлениям Фиделя (говорят, что Хрущев так и не поверил в это превращение Фиделя и заметил: конечно, Фидель не коммунист, но еще немного и США сделают его коммунистом) [7]. Интересно, что Че Гевара в том же 1960 г., за месяц до "признания" Фиделя также говорил в интервью американскому журналу "Лук" совершено противоположное: "Фидель не коммунист... Эта революция исключительно кубинская, а точнее - латиноамериканская. В политическом плане можно было бы квалифицировать Фиделя и его Движение революционно-националистическим" [8]. Все остальное время, вплоть до 90-х гг. Фидель Кастро называл себя коммунистом и марксистом-ленинцем. Соответствующие изменения были произведены и на уровне госполитики: все революционные организации были объединены в одну, ставшую правящей партией и получившей вскоре название Коммунистическая партия Кубы. Атеизм стал государственной идеологией, а марксизм-ленинизм - официальной философией. Советский Союз открыто признавался "старшим братом" и руководителем Кубы (и действительно, трудно переоценить масштабы советской помощи Кубе, начиная с того, что пакт с СССР сделал невозможной американскую интервенцию на остров и кончая тем, что советские специалисты помогали создавать на Кубе систему здравоохранения, образования, промышленность и т.д. ). Но тем не менее политический курс Кубы и в годы "советского протектората" сохранил определенную самостоятельность. Куба не была марионеткой СССР, как это пытались доказать североамериканцы и повторяют с их голоса доморощенные "демократы". Так, революционная Куба отказалась войти в какие бы то ни было военные пакты, в том числе и созданный СССР Варшавский блок, и так и осталась неприсоединившимся государством. Куба не стремилась слепо копировать советскую модель: переняв ее лучшие стороны, прежде всего, социальную систему, Куба Кастро сохранила в экономике частный сектор. При аграрной реформе, превратившей большинство земель острова в государственное достояние, все же 39% земли было оставлено за частными собственниками (мелкими крестьянскими хозяйствами), конечно, при условии, что собственник работает эффективно и согласен сотрудничать с государством и придерживаться Госплана. Вряд ли Кастро подозревал, что воплощает в жизнь концепцию функциональной собственности, разработанную отцом русской геополитики и геоэкономики эмигрантом-евразийцем П.Н. Савицким... Наконец, на Кубе не было масштабных репрессий - кровавых внутрипартийных "разборок", а также культа личности. Положение с пресловутыми "правами человека" на острове Свободы также были и остаются получше, чем у многих стран, объявленных США "демократиями". После 1991 года, когда рухнул Советский Союз и в официальной идеологии Кубы произошли изменения, Фидель взял курс на реформы в духе НЭПа в экономике и на усиление мотивов латиноамериканского почвенничества в идеологии. Была упразднена политика госатеизма. Из Устава Компартии Кубы исчез пункт, запрещающий коммунистам исповедовать религию и принадлежать к религиозным организациям. Кубинская католическая церковь получила возможность снова выступать с обращениями к пастве. В 1998 году Кубу посетил тогдашний Папа Римский Иоанн Павел II и был удостоен приема на высшем официальном уровне. (Кроме того, Католическая церковь осудила североамериканскую экономическую блокаду Кубы, так как она болезненно ударяет по беднейшим слоям населения Кубы [9], и это еще более сблизило позиции кубинских католиков и режима Кастро). А после смерти понтифика сам Фидель Кастро впервые после 1959 года участвовал в католической мессе в кафедральном соборе Гаваны. В связи со смертью Папы на Кубе был объявлен трехдневный национальный траур (чего не сделали даже некоторые страны, традиционно считающиеся католическими). Сам Фидель оставил в книге соболезнований в посольстве Ватикана в Гаване запись с такой характеристикой Папы: "Покойся в мире, неустанный борец за дружбу среди народов, враг войны и друг бедных" [10].Несмотря на то, что Фидель Кастро публично не отрекается от марксизма, высшее руководство партии и государства все больше говорит об особом, специфичном характере кубинского социализма и его отличиях даже от социализма Маркса и Ленина. Так, Президент Национальной ассамблеи народной власти Кубы Риккардо Аларкон де Кесада сказал об этом в интервью российскому журналу "Эксперт": "Наш социальный проект не пал, как домино. ...потому что у нас на Кубе был подлинный и самобытный революционный процесс. .... Реалии кубинской системы - вовсе не те реалии, которые в своих работах рассматривал Ленин. У нас всего лишь есть воля, чтобы вести социальную политику, отстаивать справедливость и равенство. После крушения социалистического лагеря у нас было два пути - "переселиться на другую планету" или сохранить и развернуть нашу систему. Мы открыли доступ к капиталистическому способу производства, сделали то же самое, что Ленин когда-то сделал во времена нэпа. Но все же подчеркну: мы не пытаемся повторять какую-либо чужую модель социализма, модель, которая когда-либо была реализована. С самого начала революции мы решили, что социализм в Латинской Америке должен быть не копией, а "героическим созиданием". Сегодня многие в Латинской Америке думают также. Есть венесуэльский подход, есть бразильский. Мы должны бороться за многоцветный социализм" [11]. Медленно и тихо, без театральных эксцессов революционная Куба возвращается к идеологии Повстанческой армии и Движения 26 июля, с которой победила Революция 1 января 1959 года и которая была на Кубе господствующей до вступления Кубы в советский лагерь.

3. Как видим, говорить об "ортодоксальном марксизме" Кастро, в чем его любят обвинять нынешние либералы-кастрофобы, можно лишь применительно к одному периоду его сложной и долгой политической биографии - периоду с 1960 по 1991 г.г. И до, и после этого Кастро либо открыто позиционирует себя, либо, по крайней мере, ведет себя как социалист народнического, национал-революционного толка (а этносоциализм и марксизм-ленинизм - это далеко не одно и то же; не случайно же кубинские просоветские коммунисты с таким трудом приняли революцию 1959 года, а нынешние ортодоксы от коммунизма в Интернете до сих пор клянут Кастро, что он действовал "не по правилам марксистской науки": дескать, надо было начинать с пропаганды среди революционного гегемона - пролетариев). Так был ли Фидель марксистом-ленинцем или его "обращение в марксизм" было вынужденным шагом реального политика? Вопрос этот чрезвычайно сложный и однозначный ответ на него дать трудно, поскольку эволюция воззрений самого Кастро - это предмет исследований его биографов (не путать с обличителями и апологетами!), а исследования эти только начинаются и уж во всяком случае автор этих строк не имеет к ним отношения. Но если обратиться к объективной ситуации, в которой оказались Куба и ее вождь в 1960 г.г., что в общем-то перед Фиделем, независимо от его внутренних борений, и не было большого выбора. Как пишет Михаил Тихомиров: "тяжелое противостояние (как военное, так и экономическое, и политическое) с Соединенными Штатами вынудило кубинское руководство искать поддержку среди других государств. И единственным адекватным вариантом в той ситуации было установление тесных взаимоотношений с Советским Союзом. Такова специфика сформировавшегося в то время двуполюсного мира: ты либо по одну сторону баррикад, либо - по другую" [12]. Можно не сомневаться в том, что без вступления в "социалистический лагерь" Куба не просуществовала бы и года: несмотря на то, что первые нападения контрреволюционеров кубинцы отбили, все же военная мощь США была несравнима с кубинской. А СССР вправе был требовать от своего нового союзника соответствующей перестройки внутренней жизни и идеологического антуража. Официальная идеология СССР утверждала, что в мире идет не геополитическая борьба, а борьба между двумя социальными системами - капиталистической и социалистической, и всякий, кто выступал против капиталистического мира во главе с США, становился "социалистической страной" автоматически. Дуалистическая пропагандистская схема не предусматривала ни возможность третьего пути, по ту сторону капитализма и социализма, ни возможность иного социализма, помимо марксистского (то же самое делали и США, ввиду этого характеристику "демократий" получали африканские и латиноамериканские военные диктатуры, а характеристику "стран с рыночной экономикой" - ближневосточные страны, которые еще не выбрались из родового строя и патриархального монархизма). Удивляться следует не тому, что революция, начавшаяся под революционно-демократическими лозунгами, стала вдруг "социалистической" и "марксистско-ленинской", а тому, что Фидель в этой, казалось бы, патовой ситуации, почти не оставляющей места для политического маневра, сумел сохранить определенную независимость Кубы в ряду стран социалистического блока, так что революционная Куба осталась существовать даже после развала этого блока и самого Советского Союза. Обычно это объясняют тем, что революция на Кубе произошла сама, без помощи извне, в отличие от просоветских стран Восточной Европы, где "революционеры" были приведены к власти на гребне советских военных успехов; так что Кастро имел на Кубе истинно народную поддержку. Это, конечно, правильно, но нельзя сбрасывать со счетов и личные способности самого Кастро, который проявил себя как подлинный реальный политик, стоящий рядом с такими гениями политики ХХ века, как Владимир Ленин. Выскажу мысль, которая покажется крамольной, но, полагаю, все же имеет право на существование: Кастро умел лавировать между двумя полюсами коммунистического лагеря: СССР и Китаем - и хитро играть на противоречиях между ними, это обеспечивало ему возможность дистанцироваться и от того, и от другого. Это само по себе подтверждает ту мысль, что для Кастро и в то время, когда он уже провозгласил себя марксистом-ленинцем главным было не следование "пролетарскому интернационализму", а свобода и самостоятельность народно-демократической Кубы. Поддержка кубинцами революционных процессов в Африке и в Латинской Америке вовсе не противоречит сказанному: уже тогда Куба стремилась сформировать третий полюс биполярного мира - полюс антизападный, но и не стоящий в вассальной зависимости от СССР, как соцрежимы Восточной Европы. И в этом "третьем лагере" Куба Кастро стремилась занять лидирующее место (собственно, это политика продолжается и сейчас и с большим успехом: чем дальше идет полевение Латинской Америки, тем сильнее там влияние Кубы). Исходя из этого, думается, можно утверждать, что Фидель как был, так и остался левым националистом (в лучшем смысле этого слова), и если бы угроза завоевания острова со стороны северного гиганта не была столь огромной, возможно, на Кубе говорили бы не о коммунизме, а об особом кубинском социализме. В действительности именно он там и строился, а никакой не пролетарский социализм по Марксу и Ленину: повторим, что кубинский эксперимент явно не вписывается в рамки ортодоксально-марксистских теорий. Можно согласиться с Карэном Хачатуровым, что "революция на Кубе окончательно победила вопреки всем московским святцам о роли пролетариата. Победила интеллигенция в союзе с крестьянством, победила без помощи из СССР" [13]. Итак кубинская революция это типичная крестьянская война на периферии мирового капитализма, как определил С.Г. Кара-Мурза все выдающиеся антизападные революции ХХ века [14].

Социалистическая Куба - это типичное традиционное общества, пошедшее по пути антибуржуазной, восточной модернизации, с опорой на социальное традиционное жизнеустройство и под руководством авторитарной партии. Это и есть народнический, немарксистский, "цивилизационный" социализм. На Кубе он возник в более или менее чистом виде, поскольку изначально он не мимикрировал под социализм марксистский (как в России в 1917 году), а стал прикрываться марксистской идеологией лишь под влиянием геополитических условий. Поэтому вульгарный марксизм не пустил глубоких корней в кубинском жизнеустройстве и не смог отравить мировоззрение кубинцев европоцентристскими и экономикоцентристскими стереотипами, которые в период кризисов и марксистских режимов становятся дрожжами, на коих всходит воинствующий проамериканский либерализм (связь между либерализмом гайдаровско-чубайсовского типа с его апологией колониального капитализма и вульгарного марксизма хорошо показана тем же С.Г. Кара-Мурзой в книге "Истмат и проблема "Восток-Запад"). Успехи Кубы показывают, что именно за таким "социализмом без западнического коммунизма", "цивилизационным социализмом" - будущее всех незападных стран, если только они не хотят, конечно, служить сырьевым придатком для западного "золотого миллиарда". Именно по этому пути, по сути, пошла Белоруссия и должна идти, и надеемся, все же пойдет и Россия.

Ссылки

1. Хосе Марти: воспитатель народов Рамон Де Армас/официальный сайт посольства Республики Куба в Российской Федерации

2. Александр Тарасов "О "священных коровах", "всероссийских иконах", и вечно пьяных "гарантах демократии". Письмо либералу-шестидесятнику из Архангельска и либералам-шестидесятникам вообще"

3. Цит. по Николай Леонов, Владимир Бородаев "Фидель Кастро. Политическая Биография"/ militera.lib.ru/bio/leonov_borodaev/index.html

4. О латиноамериканской теологии освобождения, особенно о никарагуанском ее варианте, см. подробнее: Алексей Калашников "У истоков теологии освобождения" на сайте "Русский национализм" (газета "Царский опричник" No.24, 2001).

5. См. Николай Леонов, Владимир Бородаев "Фидель Кастро. Политическая Биография"

6. Михаил Тихомиров "Новая политика" 17 августа 2005 г. / Сайт об Эрнесто Че Геваре.

7. Александр Фурсенко, Тимоти Нафтали "Адская игра. Секретная история Карибского кризиса 1958-1964 г.г." / сайт "Sema.ru".

8. Михаил Тихомиров "Новая политика" 17 августа 2005 г. / Сайт об Эрнесто Че Геваре.

9. Седьмица.Ру "Католическая церковь выражает серьезное беспокойство в связи с санкциями США против Кубы". 02.06.2004.

10. Католическая Церковь Кубы выразила свое удивление и благодарность правительству страны, почтившему умершего Папу Римского. 2005-04-08 / Katolik.ru

11. Михаил Чернов "Контрреволюции не будет!" - Эксперт, No.39 от 17 октября 2005 года.

12. Михаил Тихомиров "Новая политика" 17 августа 2005 г. / Сайт об Эрнесто Че Геваре.

13. Карэн Хачатуров, Председатель комитета по сотрудничеству с Латинской Америкой "Марксистом Фидель стал гораздо позже". - "Невское Время". 29.07.2003 / http://nv.vspb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=153153956

14. См. С.Г. Кара-Мурза "Советская цивилизация". Том 1.

www.pravaya.ru

*   *   *   *   *   *   *

Существует ли альтернатива капитализму ?

Александр Одинцов

"...Люди... не могут найти работы, когда... деньги... это нечто такое, что не может быть произведено.... Здесь нет иного средства, как только убедить публику..., что фабрику "зелененьких"... необходимо поставить под государственный контроль".
Общая теория занятости, процента и денег".

1. "Потерянное десятилетие"

Нынешний кризис подобен Великой Депрессии, он является системным - объективно показывая полную тупиковость современной глобалисткой модели экономики, основанной на мопополизации эмиссионной функции США, использования принципов долговой процентной эмиссии и пренебрежении роли государства в управлении экономикой ради безудержного обогащения финансового сектора и мировых транснациональных компаний.

Ответом на первый современный системный кризис капиталистической системы, Великую Депрессию 30-х, вызванную примитивным рыночным фундаментализмом, стала модель социального капитализма Ф.Д.Рузвельта, которая позволила США поддерживать непрерывный прогресс вплоть до середины 70-х годов 20 века.

Таким же ответом было создание принципиально новой, административной экономики в СССР, обретения им права самостоятельного выпуска денег, что в комплексе также позволило пост-Российской империи стать вторым геополитическим центром мира. Проведение нашим государством полностью самостоятельной политики разрушило планы США на обретение не только политической, но и мировой финансовой гегемонии доллара и ее апологетов, ФРС.

Новые экономические инновации после 30-х годов 20 века во всем мире привели к абсолютному росту роли государства и трансформации традиционных либеральных экономических и социальных моделей.

Но с начала 80-х годов мир опять решил наступить на те же грабли. Под влиянием идей М.Фридмена, который в интересах крупного капитала оказал беспрецендентное революционное влияние на мировую экономику и ее идеологию, мир пришел к дерегулированию и ослаблению роли государства, что и составляет одну из системных причин нынешнего глобального кризиса.

Cаморазрушение социалистического блока привело к ликвидации геополитического положения России, чье место частично занял Китай. Россия лишилась собственного эмиссионного права, имея возможность печатать рубли только под поставки сырьевой продукции, что превратило ее в мировой сырьевой придаток, полуколонию, привело к тотальному обнищанию ее регионов и хроническому недоинвестрованию, невозможности финансировать в необходимом объеме национальный труд, бюджет и программы развития страны. В результате население страны неуклонно сокращается.

Эта же модель привела к невиданному паразированию российских элит, подчинению их интересам Запада и падению их конкурентоспособности. Разрушение социалистической системы открыло дорогу к мировой экспансии доллара и либерально-догматической модели экономики, привело к потере конкуренции систем и в результате - к полной деградации ядра мировой экономики, дестабилизации мира за счет неуклонного роста вмешательства США в дела третьих стран в целях поглошения мировых запасов энергетических ресурсов. И мы можем легко попасть под такую же "раздачу".

В новой картине мира основное преимущество получил Китай, который по показателям реальной экономике уже обошел США, который смог создать у себя мощную конкурентную промышленность, обеспечить колоссальное внутреннее, в том числе инфраструктурное развитие, проводя независимую финансовую политику на базе гибридной экономической модели, основанной на сочетании экономического рыночного либерализма, доминирования регулирующей роли государства в экономике и сохранения мощнейшего государственного сектора в сфере финансов и естественных монополий.

Нынешний вызов требует создания альтернативных экономических теорий, созданных на основе синтеза работ лучших независимых экономистов и выработки на их основе новых моделей денежно-кредитного обращения, распределения и производства национального продукта.

2. Почему традиционный капитализм неустойчив ?

Рыночная экономика может существовать в двух основных фазах - фазе роста и фазе рецессии. В фазе роста в экономике создаются новые объекты (капитал), что стимулирует рост занятости. В точке, где достигнут уровень "переинвестирования" (перепроизводства) при данном уровне спроса и новый капитал уже не создается, экономика не может обеспечить уровень занятости фазы роста. Отсюда открывается периодическая дорога к рецессии. Большие системные кризисы могут иметь общую природу - экономика приходит к стадии застоя, при которой у нее отсутствуют внутренние стимулы к новому производству капитала при данном уровне населения, научно технического прогресса и структуры модели производства и распределения ВВП.

Рыночная экономика изначально обладает склонностью к перепроизводству и переинвестированию. И связано это не только с недостаточностью информации и отсутствием планирования, но и с дефицитом спроса. Множество товаров, производимых в экономике, в первую очередь товаров длительного пользования (квартиры, автомобили, дорогая бытовая техника) не могут быть куплены даже на годовую заработную плату работников. При этом значительная часть населения не имеет сбережений вообще, либо в таком объеме, который необходим для покупки таких товаров.

На стороне предложения в цену товаров по мимо издержек и заработной платы всегда закладывается прибыль, следовательно "собственный" спрос будет всегда меньше предложения (К.Маркс). Поэтому основной источник спроса- заработная плата - составляет хотя значительную, но все же меньшую часть себестоимости товара. Издержки на производство продукта также являются расходами и стоят на стороне спроса. Как следствие, баланс проса и предложения покрывается кредитом, который финансируется за счет сбережений и прибыли. Рентабельность производства (доля прибыли в стоимости продукта) в зависимости от вида бизнеса для успешных проектов может составлять от 15 до 30 ( в некоторых случаях и больше) %.

В пользу указанной гипотезы говорят следующие факты: наличие значительного запаса в торговых сетях, который раскупается с определенным временным лагом и повышенный спрос на потребительский, ипотечный и инвестиционный кредит, прибыль от которых составляет значительную долю дохода в бизнесе банков.

Отсюда с неизбежностью следует достаточно интересный факт, который очень хорошо заметен в кризисные моменты, но не находит практически никакого отражения в учебниках экономики. Национальный доход зависит не только от уровня инвестиций и потребления, но и от уровня кредитования и его темп - от динамики кредитования. По определению национальный доход равен инвестициям, потреблению и государственным расходам. Очевидно, первые два компонента зависят от кредитования, так как значительная доля инвестиций, так и потребительских расходов осуществляется в долг.

Эти предположения раскрывает механизм ускоренного роста ВВП на "восходящей" стадии цикла, когда кредитование растет достаточно быстро, спад ВВП в период кризиса, когда кредитование также резко падает и отсутствие роста при рецессии, когда кредитование снижается, а затем не растет. Аналогично, в значительной мере занятость также определяется динамикой кредитования. Такая гипотеза перекликается с взглядами многих экономистов занимавшихся теорией цикла в 19-20 веке. В частности, Х.Мински видел причину динамики цикла в доступности кредитования и способности компаний к обслуживанию своего долга.

Еще один канал поддержания спроса и достижения сбалансированности - расходы государственного сектора, которые поддерживают спрос, особенно в кризисные периоды. Финансирование последнего осуществляется за счет налогообложения, которое имеет огромную положительную "балансирующую" роль - оно изымает ресурсы частного сектора, которые по сути избыточны и которые были получены за счет получения прибыли и реализации преимущественного положения "предпринимателя" на свободном рынке и вспрыскивает их обратно, но уже на стороне "спроса".

Отсюда следует, что либеральные теории, которые призывают уменьшить налоги, расходы государственного сектора и сам общественный сектор не выдерживают никакой критики. Если бы эта прибыль не изымалась, расбалансированность экономики в пользу предложения и перепроизводства была еще больше. Либеральные экономисты были всегда против госсектора и все лишь потому, что крупный капитал никогда не хотел делиться своими доходами, чтобы содержать государство. Но это самообман, происходящий из эгоистичности и не глубокого понимания экономики.

В то же время кредит увеличивает спрос в настоящем, уменьшая его в будущем. Потребительский кредит проедает будущие сбережения, создавая виртуальные в настоящем, увеличивая будущие расходы при погашении долга за счет процентов. Это замечание в полной мере не относится к инвестиционным кредитам, которые создают новые активы и сбережения.

Поэтому ссудные операции создают механизм деградации будущего спроса, провоцируя все большее наращивание кредита. Но банковская система имеет определенные пределы в наращивании долга, который не может быть бесконечным, что определяется нормативом достаточности капитала к рисковым активам, устанавливаемым регуляторами банковской деятельности (для российских банков - Н1 ЦБ РФ). Такая ситуация приводит к моменту, когда новые кредиты рано или поздно не могут быть выданы, а старые не могут быть погашены, что и составляет одну из предпосылок переворота к рецессии.

Является ли получаемая прибыль также источником спроса ? Частично да, что зависит от "склонности" к прямому потреблению, частично превращаясь в сбережения, которые возвращаются либо напрямую через инвестиции, либо уже через банки, но уже как платный ресурс с дополнительными издержками в виде процента.

Баланс банковской системы отражает баланс инвестиций и сбережений. Сбережения находятся в пассиве банковской системы- это отложенная заработная плата и прибыль предпринимателей. В пассивах находятся также оборотные средства предприятий. В активах банков - инвестиции и потребление субъектов экономики, имеющих дефицит ресурсов.

Что наиболее важно, эмиссия денег, которая крайне необходима в следствие достаточно банальной причины - физического роста объема экономики, населения и объема транзакций, что признавал и М.Фридмен в своем "монетарном правиле" - осуществляется только на долговой и платной основе. Например, ФРС фактически кредитует Казначейство США, но долги эти должны быть погашены и по ним выплачен процент.

Также на основе роста кредита (долга), который становится депозитом в других банках, т.е. за счет мультипликативного эффекта частная банковская система способна расширить денежное предложение в необходимом объеме, но этот эффект не устойчив, мультипликация стремительно расширяется на стадии роста кредитования и также стремительно сжимает денежную массу при первых признаках кризиса.

Из вышесказанного следует, что имеющийся ныне механизм предложения (эмиссии) денег является слишком дорогим и неустойчивым. Об тупиковости этой модели прямо свидетельствует нынешний долговой кризис. Этот способ эмиссии оказывается особенно дорогим для развивающихся стран, которые могут расширять свое денежное предложение только за счет экспорта под приход долларов. Это приводит к хроническому дефициту денег в этих странах и фактическому превращению их новые колонии. При этом эмиссия "из воздуха" ФРС наполняется реальным товарным содержанием доллара за счет других стран.

Достаточно много на эту тему написано такими авторами как А.Максоном, А.Отырбой, Д.Голубовским, В.Нассеником, Митиным А. , Брезгуновым М. и некоторыми другими.

В рыночной системе определенная часть сбережений уходит на фондовый рынок, также уменьшая потребительский спрос, что может служить существенным фактором в момент раздувания "пузырей". Если прибыль уводится за границу, национальный спрос также падает.

3. Существует ли "третий" путь ?

Физическое условие существования национальной экономики - собственное производство продуктов питания должно покрывать потребности населения, при наличии дефицита он может быть покрыт импортом, но за счет собственного экспорта. В противном случае государство может жить лишь в долг. Предположим, условие самодостаточности выполняется. Например, оно вполне реально для нашей экономики, которое при надлежащем развитии агросектора может прокормить не только Россию, но и значительную часть мира. Кроме того, все необходимые ресурсы у нас есть в избытке. Может ли в этом случае существовать система, альтернативная традиционному рыночному капитализму ?

Даже М.Рубини был вынужден заявить, что ряд предвидений К.Маркса было верным. Сразу оговоримся - как минимум, кроме уничтожения частной собственности и отрицания религии. Есть ли выход из долгового кризиса при нынешней системе эмиссии, ведущей к кризису перепроизводства ? Ведь основная причина кризиса в США - перепроизводство на рынке недвижимости.

Наличие долговой системы является необходимым принципом для коммерческого сектора, поскольку в противном случае он не будет конкурентоспособен и сможет использовать ресурсы эффективно, т.е на принципах платности и возвратности.

С другой стороны, очевидно, что частный сектор обладает огромными потенциальными возможностями для производства. Это то, что К.Маркс называл противоречием между производственными силами и производственными отношениями. Никто не будет спорить с тем, что производительные силы, например в США, способны обеспечить домами большинство приличных жителей страны, лишь бы была занятость, которой как раз нет. Не менее огромны возможности экспорта развитых стран во все страны мира, но нет необходимого глобального спроса, который позволял бы его оплатить. Образуется колоссальный разрыв между производительными силами и платежеспособным спросом общества, который в условиях долговой денежно кредитной системы всегда ограничен.

Можно ли найти решения, которые позволили бы избежать эти очевидные изъяны нынешней рыночной системы при сохранении в ней наиболее позитивных свойств ?

Обратимся на некоторое время к плановой экономике. Как представляется, ее основатели и реализаторы создали принципиально новую систему и этой был крайне смелый инновационный шаг. У плановой системы было много преимуществ: низкий уровень нищеты, высокая занятость, невысокая степень расслоения доходов, высочайшая внутренняя устойчивость, отсутствие долговых издержек и финансовой шизофрении, которая ныне широко пустила корни на мировых рынках.

Но у той системы, помимо атеизма и ликвидации личных (в т.ч. идеологических) свобод, был другой несомненный провал - слабость бытового сектора, который должен быть основан на коммерческой основе.

Мы видим, что результаты либеральных реформ в духе рыночного фундаментализма М.Фридмена принести миру, США и России мало хорошего - повышенную склонность к кризисам, нестабильности, снижению уровня доходов населения, неравенство и расслоение, сжатие промышленного производства и снижение позиций среднего класса при напротив, абсолютно быстром росте обогашения 1 % - т.е. верхушки общества. "Рынок без тормозов", политика в духе прямой ликвидации реформ Ф.Д.Рузвельта, делался лишь для того, чтобы обеспечить неограниченное обогащение верхушки общества при снятии с них бремени социальных издержек (легального снижения налогового бремени).

Английский экономист Р.Харрод, друг Дж.М.Кейнса, предсказывал в будущем общество, в котором процент может отмереть, считая такое общество альтернативой коллективизму. Как известно, Кейнс также не баловал процент, полагая, что класс рантье умрет. В своей работе "Трактат о денежной реформе" (1923 г.) он весьма подробно описывал эффекты, которые возникают в экономике в зависимости от видов денежной политики. Он был против избыточного перераспределения национального продукта в пользу финансовых структур, разумно полагая, что основа экономики - это все таки реальный сектор. "Власть непрерывного ростовщичества чересчур велика. Если бы нарастание процентов непрерывно продолжилось бы ряд поколений, то одна половина населения превратилась бы в рабов другой".

Но Кейнс слишком поторопился по поводу класса рантье, имея в виду, видимо, его мелких представителей. Верхушка этого класса, например в США процветает, владея не только эмиссией денег, но по всей видимости контролируя значительную часть финансовых рынков, что позволяет извлекать огромный спекулятивный доход. ФРС, по сути частная организация, фактически обладает правом монопольной эмиссии доллара США, который является не только национальной валютой, но и мировыми деньгами.

4. Альтернативная система - контуры

Как могла бы быть устроена альтернативная модель экономики - некий третий путь, сочетающий в себе как преимущества рыночной, так и плановой систем ? Во-первых в ней должен быть нормальный рыночный капитализм, который занимается конкурентным сектором. Он же обслуживается в коммерческих банках. Во вторых, должен быть обширный сектор общественных услуг, который работает на принципе возмещения издержек, т.е. минимальной, но все же прибыльности, либо представления услуг на бесплатной основе. Сектор общественных услуг финансируется из бюджета на основании плана по занятости государственного сектора исходя из реальных потребностей общества.

Но госсектор в целом не должен конкурировать с частным сектором в секторах производства потребительских благ и недвижимости, так как в этом случае эффект "перепроизводства" будет усиливаться. Нельзя отказываться от частной медицины, образования, транспорта и т.д. Но следует понимать, что дорогая медицина и престижное образование доступно в основном для верхнего слоя среднего класса и высших слоев общества.

Величина общественного сектора должна иметь оптимальный характер, так как ядром экономики должен быть частный сектор, а государственный - его "платформой". Раздутие общественного сектора ведет к застойным явлениям в экономике, его недостаточность - к нестабильности и потере стратегических приоритетов.

При этом задача рыночного сектора - обеспечить эффективность и ускоренное развитие потребительских ценностей, задача общественного сектора - обеспечить занятость, развитие человеческого капитала, инфраструктуры и культуры. Частный сектор, за редким исключением, по определению, нигде и никогда всем этим заниматься не будет.

При планировании бюджета исходя из общественных потребностей выяснится, что значительная его доля не может быть профинансирована из налогов (хотя нет никаких сомнений, что если избыточное потребление крупного капитала в России обложить справедливыми налогами, такой бюджет можно сделать).

Коренная проблема экономики в том, что для того, что потребить все произведенное, нельзя раздать деньги просто так. Например, разбрасывая с вертолета (эту аллегорию очень любил использовать М.Фридмен). Они должны быть заработаны хотя бы в общественном секторе. Иначе никто не захочет работать и общество будет паразитировать.

В экономике есть противоречие - обеспечение занятости и обеспечение эффективности. В рыночной экономике занятость не обязательно должна быть полной. Периодические кризисы показывают, что это не возможно. Однако с точки зрения гуманности и человеческой морали эта цель является обязательной. Итак, люди могут работать и приносить пользу и должны это делать.

Достаточно интересно, что писал про деньги и безработицу Дж.М.Кейнс: "Безработица возникает... потому, что люди хотят достать луну с неба. Они не могут найти работы, когда предмет желания (т. е. деньги) - это нечто такое, что не может быть произведено, и спрос на этот предмет не может быть легко устранен. Здесь нет иного средства, как только убедить публику, что "зелененькие" - это и есть суть проблемы и что фабрику "зелененьких" (т. е. центральный банк) необходимо поставить под государственный контроль."

Идея состоит в том, что потребление избытка товаров частного сектора осуществляется за счет расходов государственного сектора, который частично финансируется за счет дозированной эмиссии. При этом общественный сектор практически не имеет прибыли.

Предположим дефицит средств частного сектора ( который работает в режиме перепроизводства), необходимый для потребления всей произведенной продукции равен D. Напротив, государственный сектор будет иметь избыток ресурсов E для потребления, равный разнице между расходами и доходами бюджета, который может быть покрыт безпроцентным кредитом ЦБ или эмиссией. Но деньги эти не будут обеспечены национальным продуктом сразу. Государственный сектор в такой модели должен создать дополнительные сбережения, чтобы потребить всю продукцию частного сектора, создавая против них свою продукцию - активы и услуги.

Оборот средств в частном и государственном секторах должен проходить по разным контурам - по системе государственных и коммерческих банков.

В такой системе производство и потребление во многом должно планироваться. Если частный сектор не сможет производить конкурентную продукцию, тогда в такой системе будет процветать инфляция. Значительное условие эффективности такой гибридной системы заключается в наличии эффективного и мощного национального производства, сельского хозяйства, производства электроэнергии, рационального госсектора.

Регулирование спроса и предложения можно осуществлять за счет планирования и изменения уровня заработной платы государственного сектора. Заработная плата в государственном секторе должна быть в меру ниже, чем в частном, в противном случае экономика выродится.

Что касается уровня процентных ставок в такой системе, то в коммерческом секторе он не должен превышать более 5 -7 % для заемщиков с низким риском. Кредитование государственных компаний, сельского хозяйства в госбанках должно осуществляется еще на более дешевом уровне. Эффект низких ставок за счет роста денежного предложения приведет к укрупнению балансов банков и пассивов банковской системы. Ставки в дальнейшем могут быть снижены, но до предельного уровня, обеспечивающую адекватный уровень рентабельности и самоокупаемости частной банковской системы.

В пользу предлагаемой модели говорит то, что СССР содержал огромную массу инженеров, научных работников, мощные вооруженные силы и при этом все то существовало и работало.

Что особенно важно, в системе плановой экономики деньги служат производству, в системе рыночной экономики, наоборот, денежная система подгребает под себя производство. При этом эффекты движения потоков спекулятивного капитала, наращивания долга и процента приводят ее к повышенной финансовой неустойчивости. Но еще раз подчеркнем - главное в обществе производство, а не финансовая система, о чем писал еще тот же Дж.М.Кейнс.

Отметим, что конкуренция систем капитализма и социализма до саморазрушения последнего была полезна для социальной политики и позитивной эволюции обеих систем. Курс рыночного фундментализма, напротив привел к ярко выраженному сворачиванию социальных реформ. Это путь к "дикому", до- Рузвельтовскому капитализму.

В такой системе сырьевой, транспортный и энергетический сектор экономики должен быть государственным и работать с минимальным уровнем тарифов. Развитие инфраструктуры осуществляется в основном за счет предприятий государственного сектора. В системе не должно быть свободного хождения иностранной валюты (кроме туристических целей), свободного движения капиталов. В ней должны быть встроены механизмы, препятствующие раздуванию пузырей активов и безудержному росту спекулятивных операций.

Предлагаемую концепцию можно было назвать "солидаризм" по ее смыслу и исходя из ее философской родственности концепции, предложенной автором немецкого экономического чуда Л.Эрхардом.

5. Эмиссия без долга и процента - альтернативный механизм

Расширение денежного оборота в такой системе следует построить не на долговой основе, а на основе государственной эмиссии. Рост производства требует роста предложения денег. Но не будет ли такой механизм инфляционным ?

А теперь вспомним Дж.М.Кейнса: "Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах..., а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе... выкапывать эти банкноты из земли..., то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом это привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами".

В советской экономике производство и потребление планировалось исходя из возможности наличных трудовых и сырьевых ресурсов, кругооборот денег во многом осуществлялся за счет фиктивных оборотов. Предприятия не могли обналичить деньги или перевести их зарубеж (до Перестройки).

Эмиссия должна быть дозированной, например около 10 % от бюджета, или 10 % от ВВП. То есть, чтобы при росте экономики на 5 % в год и инфляции 5 %, рост денежной массы покрывал бы весь образовывающийся дефицит. Эмиссия не может быть больше, чем может "переварить", произвести экономика, в противном случае возможна не умеренная, неблагоприятная инфляция.

Эмиссия покроет дефицит оборотных средств у субъектов рынка, образующихся за счет их "вымывания" из-за уплаты процентов по кредитам. Если производственное ядро и сельское хозяйство будет развиваться опережающими темпами, по мере развития экономики бюджет может быть сверстан на бездефицитной основе. Но нынешняя финансовая политика, которая стерилизует Россию не только в финансовом, но и непосредственном смысле является недопустимой.

В новой экономике должна быть создана крайне жесткая финансовая дисциплина. В ней должна быть полностью решена проблема казнокрадства, делающего его даже теоретически невозможным за счет блокировки каналов перевода капитала за границу и его обналичивания, а также тотального контроля расходов чиновников. Никакие структуры или лица не должны иметь права на получение или присвоение денег без адекватного вклада в общественный продукт. В советской экономике уровень цен был крайне стабильным, не меняясь многие годы и даже десятилетия. Это достигалось именно за счет подобного рода дисциплины. В нынешней системе казнокрадство и коррупция - совершенно обыденное дело, один из способов извлечения государственной ренты. Такая система позволяет извлекать деньги без адекватной отдачи для общества, в результате государство и элиты подвержены системной деградации.

Рассмотрим возможный квази-баланс такой системы. Баланс государства Актив - рост национального богатства, пассив - эмиссия.

Государство (Правительство, Минфин) эмитирует бессрочные государственные ценные бумаги (консоли), только беспроцентные, ценность которых обеспечивается всем национальным богатством страны. Для эмиссии рублей ЦБ покупает эти бумаги, но они не являются процентными и не являются по сути долговыми, отражая лишь рост национального богатства в результате проведенной эмиссии. В такой модели у ЦБ не самостоятельный, а трансфертный орган у него не может быть никакой прибыли. Он подчиняется Правительству и существует на средства бюджета. Вместе с тем ЦБ вместе с Правительством несет ответственность не только за стабильность цен и денежно-кредитного обращения, но и за полную занятость и эффективность производства.

При необходимости изъятие денег осуществляется за счет обратной операции. Поскольку потребности денежного обращения всегда меньше национального богатства, возможности денежной эмиссии по такой модели практически неограниченны. В этой схеме ценные бумаги есть фиктивный актив, который необходим для сведения баланса.

В приведенном балансе рост национального богатства соответствует росту запаса наличности, которое произойдет, если фиктивный капитал породит капитал реальный. Именно так США наполняет свой фиктивный капитал за счет его наполнения экономиками развитых стран реальным продуктом и сырьем. В предельном случае имеем формулу - деньги государства обеспечены его национальным богатством.

Управление такой экономикой осуществляется с использованием антициклических элементов - выделением (или секвестрованием) дополнительных расходов на необходимые общественные работы с их соответствующим планированием в периоды спада частного сектора вне сферы приложения частного капитала, повышение норм банковского резервирования, нормативов ликвидности и достаточности капитала примерно с середины цикла и их снижения в фазе спада, антициклической налоговой политики.

Эмиссия денег в гибридной экономике осуществляется по труд, поэтому пока есть экономически оправданные проекты развития, которые могут быть освоены имеющимся запасом труда и ресурсов, система будет иметь возможности для непрерывного расширения и сохранения устойчивости.

При этом модель США, где частая ФРС дает государству в долг и имеет за счет этого доходы не может служить интересам общества. Деньги должны быть образованы государством вне долгового механизма. Пора вернуть эту функцию государству во благо общества. Кроме того система, в которой не будет свободного движения капитала позволит держать значительно меньший уровень резервов, используя валютные поступления на реальные потребности страны.

6. Является ли прибыль всеобщим мерилом эффективности ?

Рыночный фундаментализм превратил нашу страну из величайшей Державы в сырьевой анклав - и это дорога к вымиранию нации. Если в этой экономике большая наших граждан не может найти себя и получить достойный труд - откуда может взяться стимул к появлению новых детей ? Навязываемый нам индивидуализм, концентрация на товарно-денежных отношениях лишают общество и людей нормальной общественной координации, взаимной помощи и системы общенациональных ценностей, они сеют рознь и бессмысленность. Но русские не такие люди, как англичане и немцы. Принцип прибыльности способствует удовлетворению материальных потребностей, но он не как не может охватить все сферы развития общества - например создания семьи, рождения потомства, взаимной помощи людей, защиты своей Родины, моральных, нравственных и религиозные ценностей. Государство должно быть как единая семья, а не как сообщество работодателей и рабочих.

В дополнение к принципу прибыльности нужны общественные и социальные стимулы, которые нельзя измерить прибылью. Например прибыльны ли были общественные работы во время Великой Депрессии ? Но они помогли поднять развитие инфраструктуры США ( в подражание СССР) на недосягаемый по тем временам уровень.

Все ли хорошее делается ради прибыли и ради денег в частности ? Взять хотя бы Православную Церковь, в частности ее монастыри - все там спорится, все делается. И хозяйственные вопросы решаются, и производства собственные работают. Чем плох пример прошлого, когда дома в деревне строили всем миром ? А труд общественных энтузиастов и чудаков, творящих необычные изобретения, самоделки, музеи ?

Возьмем достаточно простой пример. Сейчас государство вкладывает огромные средства на строительство трубопроводов, чтобы обеспечить Европу газом. Но каков процент газификации наших регионов ? Подключение газа и его прокладка стоит достаточно приличных денег, уплатить которые под силу только среднему классу, при этом эти средства сразу уходят из нашего спроса. Теперь представим, что эти вопросом стало бы заниматься государство, делая это бесплатно, либо за символическую плату. В этом случае уровень жизни наших граждан повысился бы вместе с нашим национальным богатством. А теперь представьте - какой это объем работ и какую занятость он мог бы создать. Этот же пример можно распространить на строительство дорог, жилья и инфраструктуры. И последнее - ясно, что все это достойно финансирования.

Кризисная экономика в рыночной системе не позволяет получать прибыль от инвестиций. В этом случае основной мотив и координатор этой системы - прибыль не может быть единственной мерой развития, что и составляет одну из основных причин цикличности экономики. Поэтому неизбежный путь позитивной эволюции капитализма - его рациональная социализация.

Нынешняя модель сырьевой экономики является абсолютно тупиковой для нас. Перед Россией стоит задача создания принципиальной новой модели экономики, восстановления промышленного и научного потенциала, возвращения права на самостоятельную эмиссию денег и превращения ее в абсолютно самостоятельный, третий центр мировой силы. Основой нравственного возрождения России должно стать дальнейшее обращение к историческим корням русского народа - ценностям Православия.

В этой задаче Запад не может быть нам никаким "партнером", поскольку он всегда ставил цель подчинения нашей страны. Следует сохранять с ним нормальные отношения, пользуясь кризисом покупать необходимые технологии, но не более того. Говоря о таком "партнерстве", следует помнить об истории гибели Византийской империи.

Интернет против Телеэкрана, 09.01.2012

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное