← Февраль 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
За последние 60 дней 8 выпусков (3-4 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Эконометрика - выпуск 266
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
266-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 27 февраля 2006 года посвящен двум широко обсуждаемым в настоящее время темам. К первой относится статья "Электронное порабощение и формат антиглобализма" С. Строева, посвященная интенсивному внедрению систем электронной идентификации личности и опасностям, с этим связанным. Вторая тема - статистическая хронология. Как уже ясно, революционную идею новой статистической хронологии не удалось замолчать (как книги Н.А. Морозова в 30-е годы) или высмеять. Поэтому появились новые способы борьбы с ней, о которых идет речь в статье "Новая хронология и борьба с ней" Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко. Для нас эта концепция (новая хронология) ценна прежде всего тем, что демонстрирует необходимость и плодотворность критического анализа наследства предшественников, показывает центральную роль Руси в становлении современного человечества и развенчивает претензии одного из ее вассалов - Запада - на такую роль. Она необходима для актуальной в настоящее время борьбы с низкопоклонством перед гнилым буржуазным Западом. Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika. * * * * * * * Электронное порабощение и формат антиглобализма Сергей Строев, 25.12.2005 Последнее десятилетие ознаменовалось интенсивным внедрением системы электронной идентификации личности. Эта система включает ряд элементов, а именно: 1. Присвоение каждому человеку личного номера или кода, который в отличие от номера паспорта или любого иного документа является пожизненным и присваивается не документу, а самому человеку. 2. Внедрение в документы электронно-считываемых элементов (микрочипов), содержащих информацию, недоступную для владельца документа. В перспективе - полная замена классических документов на магнитные или иные электронно-считываемые карточки. 3. Введение в удостоверяющие личность документы биоидентификаторов (цифровые фотографии, отпечатки пальцев, изображение сетчатки глаза и др.). 4. Формирование электронных баз данных, содержащих досье на каждого человека. Перечисленные элементы системы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Личный код является одновременно именем персонального файла в электронной базе данных. Электронный чип в паспорте, по-видимому, не столько сам кодирует персональную информацию, сколько служит ключом доступа к этой же базе данных. Биоидентификаторы идентифицируют человека с его электронным документом и личным номером в соответствии с уникальностью и пожизненностью его номера. Наиболее заметными вехами внедрения этой системы стали: 1. Введение т.н. "индивидуальных номеров налогоплательщика" (ИНН), присваиваемых пожизненно и состоящих из 12 цифр. 2. Новый образец российского паспорта, содержащий графу "личный код" и магнитосчитываемую полосу под фотографией. 3. Активное внедрение электронных карт. Практика безналичного перевода зарплат и пенсий на банковский счёт с необходимостью получать деньги через банкомат по карточке. Индивидуальные смарт-карты в метро и т.д. 4. Первая попытка перехода к электронным документам в виде "карточки москвича". 5. Подготовка введения электронной Системы персонального учёта населения (СПУН). 25 ноября 2005 года пакет соответствующих законов прошёл первое чтение в Государственной Думе. 6. Подготовка нового образца загранпаспортов, а затем и внутренних российских паспортов, содержащих биоидентификаторы. Внедрение системы электронной идентификации вызвало в первую очередь протест консервативно-православной общественности. Православные консерваторы выдвинули два основных аргумента. Во-первых, в 12-цифровом коде ИНН, который является прообразом всех других индивидуальных номеров, без труда опознаётся стандартный штрих-код. Известно, что любой штрих-код помимо 12 штриховых знаков, собственно кодирующих информацию, содержит три штриховых знака в начале, середине и конце, служащих якобы для масштабирования и имеющих цифровые значения шестёрок. Соответственно любой штрих-код автоматически "дополняет" закодированную в нем цифровую информацию тремя шестёрками. Унификация электронных документов с очевидностью ведёт к совмещению всех документов (паспорт, кредитная карта, страховка, медицинская карта, водительские права и т.д.) в единой магнитной карточке, содержащей индивидуальный номер. Таким образом, ситуация точным образом совпадает с пророчеством Апокалипсиса: "и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть" (13:16-18). Однако и сейчас уже отказ от ИНН приводит к проблемам именно в связи с операциями купли-продажи. Второй аргумент, выдвинутый православными, состоит в том, что пожизненный номер подменяет собой христианское имя и, тем самым, приравнивает человека к вещи. В этой связи стоит вспомнить, что практика присвоения личных номеров была реализована ранее в нацистских лагерях и на Нюрнбергском процессе была признана преступлением против человечества. Относясь с глубоким и искренним уважением к Христианству и Православной Церкви, мы не сомневаемся в обоснованности и адекватности постановки данной проблемы в религиозных, духовных и эсхатологических координатах. Однако достоин всяческого удивления и изумления тот факт, что она поднимается почти только православными и почти исключительно с религиозной точки зрения. Хотя подавляющее большинство граждан России считает себя православными, но лишь несколько процентов являются воцерковлёнными верующими, и даже из их числа не все однозначно отрицают электронную идентификационную систему. Так что же, неужели вопрос о внедрении этой системы имеет значение только для данной количественно незначительной категории граждан России? Ни в коей мере не отрицая религиозное измерение проблемы, рассмотрим её и с других сторон. Имеет ли она значение для людей, религиозно индифферентных? Электронная идентификация и права человека Формальная буржуазно-либеральная идеология современной РФ декларирует приоритет прав личности над государственными, национальными и любыми иными общественными интересами. Как же выглядит система электронной идентификации с точки зрения прав человека? Электронные досье в сочетании с электронно-считываемыми документами позволяет фиксировать, собирать и обобщать практически всю информацию о человеке. Электронный паспорт позволяет фиксировать все перемещения по стране и за её пределами. Электронная кредитная карточка даёт возможность фиксировать информацию о доходах и расходах, а также об объёмах личных накоплений. Но ещё большие перспективы для тотального контроля открывает постепенный переход к оплате товаров и услуг в магазинах по магнитной карточке. Здесь уже может фиксироваться буквально всё: какие книги вы читаете, какие фильмы покупаете, какие вещи носите, чем питаетесь, когда и в каких магазинах, кассах, ресторанах, кафе бывали - одним словом, каждая покупка, её место и точное время. Добавим к этому электронную медицинскую карточку (все ваши болезни, все обращения к врачу), электронные водительские права (каждая ваша встреча с инспектором ГАИ) и, наконец, именной проездной билет (каждое использование общественного транспорта с точным указанием времени и места). Итого: практически каждый ваш шаг зафиксирован в электронной базе данных, и все эти сведения в любой момент могут быть обобщены и проанализированы. Вся частная жизнь, каждое перемещение, каждая покупка - всё записано. Разумеется, система войдёт в действие не одномоментно. В первое время она едва ли будет фиксировать каждый проход через турникет метро. На начальном этапе будет собираться и фиксироваться лишь наиболее важная информация: об уровне доходов, о политических взглядах, участии в тех или иных политических, профсоюзных и т.п. выступлениях, о состоянии здоровья и т.д. Уже и этой информации вполне достаточно, если к примеру она окажется в руках работодателя, чтобы человек, не вполне лояльный с точки зрения Системы, получил "волчий билет" (на Западе такой механизм уже запущен). Но со временем система без сомнения дойдёт и до фиксации каждого прохода в метро в буквальном смысле. Уже сейчас в московском метрополитене пропускной автомат фиксирует на карточке точное время и место прохода. Стоит перейти на именные смарт-карты - и эта информация станет доступна для пересылки в базу данных. Сейчас мы даже не рассматриваем вопрос о том, что электронный документ может служить "маячком" для системы постоянного слежения. Не рассматриваем и вопрос о вживлении микрочипа-идентификатора в тело. Пока мы рассматриваем лишь обычные возможности уже внедряемой системы СПУН в сочетании с переходом на именные проездные документы (смарт-карты) и безналичный расчёт в магазинах. И оказывается, что даже такая ближайшая перспектива означает тотальную контролируемость и полное исчезновение всякой приватности. Стоит ли говорить о том, что система позволит мгновенно блокировать личный банковский счёт - и неблагонадёжный с точки зрения администраторов электронной сети человек тотчас потеряет возможность пользоваться всеми магазинами, транспортом, телефоном и т.д. Натуральный концлагерь! Примечательно, что внедряемая система грубейшим образом нарушает права человека, гарантированные статьями 21, 23, 24, 28, 55 Конституции РФ, на свободу, неприкосновенность личности и частной жизни, личную и семейную тайну и т.д. Но где же вся наша либеральная общественность начиная от партий СПС и "Яблоко" и заканчивая бесчисленной ратью "правозащитников"? Если бы вся эта публика действительно исповедовала провозглашаемые ей либеральные лозунги, то нет сомнения, что борьба с внедрением электронной идентификации стала бы абсолютным приоритетом их деятельности. Ибо для прав человека эта система представляет стократ большую угрозу, нежели легендарно-исторический "советский тоталитаризм" или вовсе мифический "русский фашизм". Господа профессиональные "борцы за права человека" в упор не желают видеть реального наступления на права личности. И это немудрено: ведь цветастыми фразами о "правах" они лишь прикрывают отработку щедрых западных грантов, выделяемых им отнюдь не на защиту "прав личности" (кого там на западе наши права волнуют?), а на подрыв национальной государственности, худо-бедно сдерживающей пока наступление Нового Мирового Порядка. Парадокс в том, что бутафорские "антифашисты" и "борцы с тоталитаризмом" на самом деле мостят дорогу режиму, гораздо более чудовищному и бесчеловечному, чем все прежние формы тоталитарных диктатур. Обращаться к этой категории "профессионалов" - дело пустое и неблагодарное. Однако вполне разумно обратиться к тем простым гражданам, для которых права личности и либерализм являются не частью политического бизнеса, а настоящими личными убеждениями. Разумеется, у нас (коммунистов и национал-патриотов) и у них (буржуазных демократов и либералов) принципиально разные и несовместимые цели и ценности. Однако на данном этапе тактический союз вполне естественен. В самом деле, для тех, кто хочет реально защитить свои права, свободы и приватность частной жизни, в настоящей момент гораздо логичнее блокироваться со всеми противниками реально наступающего электронного концлагеря в рамках широкого антиглобалистского фронта, нежели бороться с призраками давно почивших тоталитаризмов первой половины прошлого века. Хотелось бы надеяться на способность рядовых либералов и демократов (не участвующих в "освоении" грантов) к хвалёному политическому прагматизму и политической гибкости ради защиты их собственных интересов. Электронная идентификация и демократия Как выглядит система электронной идентификации с точки зрения демократии? Очевидно, что эта система означает переход значительной (а в перспективе - практически всей) власти от легальных демократически избираемых органов законодательной, исполнительной и судебной власти к теневым структурам, контролирующим (или обслуживающим) электронную Сеть. Будет ли это финансовая или технократическая олигархия - в любом случае это будет именно олигархия: власть ограниченного круга лиц, неконтролируемая обществом. Не являясь приверженцами идеалов демократии (и в особенности скептически относясь к демократии буржуазной), мы однако можем вполне определённо заявить, что создаваемая электронная система несёт в себе отрицание демократии в любом понимании этого слова - и в буржуазно-либеральном, и в социал-демократическом, и в марксистском, и в любом ином. Поэтому опять-таки логично было бы ожидать от демократов всех оттенков и разновидностей резкого противодействия СПУНу. Однако, также как и в случае с правозащитниками, мы и здесь определённо видим, что именующие себя "демократическими" лидеры и партии на самом деле весьма далеки от декларируемых ими идеалов, и, размахивая знамёнами демократии и прав человека, сами торгуют и тем и другим - оптом и в розницу. Электронная идентификация и национальный суверенитет Вводимая электронная система фактически означает утрату Россией и её народами (в первую очередь - государствообразующим Русским народом) национального и государственного суверенитета. Электронно-считываемые документы и биоидентификаторы создаются в универсальном всемирном формате. Электронная база данных лишь называется "государственным регистром населения РФ", на самом же деле является частью общемировой базы, доступной через Сеть из любой точки Земли. Это значит, что теневая олигархия, о которой шла речь выше, представляет собой не государственный и не национальный институт, а надгосударственную всемирную систему глобального управления. Суверенитет наций, само понятие национальной государственности фактически редуцируется. На месте национальных государств возникают локальные администрации, являющиеся компонентами единой Сети. Универсальные документы, универсальная система слежения, в перспективе - единые универсальные законы и единая мировая валюта. Уже сейчас, впрочем, приоритет международных правовых норм над национально-государственными закреплён в Конституции РФ. Иными совами, уже сейчас Россия даже юридически не является в полном объёме суверенным государством. Универсальность мировой Сети означает, что от её власти и всепроникающей системы слежения, тотального вмешательства в личную жизнь каждого человека невозможно будет скрыться нигде. Как с точки зрения националистов, так и с точки зрения патриотов-государственников реализация СПУНа и сопутствующих ему электронных систем абсолютно недопустима, ибо означает лишение наций суверенитета и упразднение явочным порядком национальной государственности. Следует отдать национал-патриотам должное: в отличие от либералов и демократов, они реально выступили на защиту декларируемых ими ценностей. Не только радикальные националистические партии и движения, но даже такая конформистская и системная социал-патриотическая структура как партия "Родина" вполне определённо выступили против электронной идентификации и, в частности, СПУНа. Электронная идентификация и коммунистическое движение Мы, коммунисты, видим в реализации системы т.н. "Нового Мирового Порядка" прежде всего не мистический "заговор", а совершенно закономерный результат объективных процессов концентрации капитала. Иными словами, глобализм есть финальная фаза империализма, в которой империалистические тенденции монополизации достигают всемирного масштаба. Глобализм есть не более и не менее, как конечный результат процессов расширения рынков сбыта, сырья и рабочих рук, снятия границ и таможенных барьеров, то есть конечный результат тех процессов, которые развивались начиная с первых шагов капитализма. Стоит напомнить, что коммунисты определяют фашизм как прямую террористическую диктатуру крупного капитала. Нет ничего удивительного, что достигнув всемирной консолидации, концентрации и власти, сверхмонополизированный капитал отбрасывает сдерживающие его демократические, правовые, конституционные нормы и переходит в режим прямого диктата. Современный глобализм, несомненно отличается от "классического" фашизма прошлого века. Отличается прежде всего тем, что тогда капиталистическая олигархия ещё не достигла финальной стадии монополизации, и между "национальными" кланами сверхкрупной буржуазии шла острая конкурентная борьба за рынки и сферы влияния. Отсюда и характер фашистских диктатур прошлого века, направленных на мобилизацию наций в интересах "своих" национальных олигархий в их смертельной схватке с конкурентами. В начале XXI века процесс монополизации и концентрации капитала привёл к тому, что на место конкурирующих империалистических олигархий пришла единая мировая олигархия. Эта монопольная олигархия не нуждается уже в мобилизации наций против конкурентов и потому её диктатура не несёт в себе черт национализма или шовинизма. Напротив, мировая олигархия заинтересована в разложении и редукции наций, в их перемешивании и обезличивании, ибо "человеческой пылью" гораздо проще манипулировать, чем человеческими коллективами: "разделяй и властвуй". Произошла смена вех. Если в начале-середине прошлого века знамя национализма использовалось для мобилизации трудящихся в интересах капиталистических монополий, то теперь национализм (то есть идеология национальной солидарности и мобилизации) объективно направлен против власти "мирового правительства". Даже в том редком случае, когда по инерции современный национализм объявляет себя историческим преемником фашистских и нацистских движений прошлого века, даже в этом крайнем случае он имеет качественно иную социально-классовую природу. Следуя марксистской методологии, мы, коммунисты, должны оценивать явление в первую очередь не по его внешней форме (формальная идеология, символика, историческая самоидентификация), а по его социально-классовой сущности. Современный "неонацизм" - это исторически тупиковое, абсолютно стерильное и не несущее никакой стратегически значимой угрозы явление. За ним не стоит более тех социально-классовых сил, которые вызвали к жизни исторический фашизм и нацизм. За "неонацизмом" не стоит "национальных" кланов крупной монополистической буржуазии. Он лишь пустая форма, мыльный пузырь, постмодернистский симулякр, созданный именно для того, чтобы отвлечь на себя внимание от реального врага. Настоящий фашизм - это не свастика, вскинутая рука, "хайль", чёрная форма и бритый затылок, а диктатура крупного капитала, поэтому угроза фашизма исходит вовсе не от национал-радикалов, а от наступающей власти интернациональной мировой финансовой олигархии. Так же, как фашизм вырос из системы буржуазной демократии, отбросив затем демократические институты и перейдя к прямой диктатуре капитала, так же развивается и глобализм. Так же как коммунисты оказались ядром антифашистского сопротивления - так же теперь они оказываются ядром сопротивления глобализму. И точно так же как и в прошлом веке перед буржуазными демократами стоит выбор: с кем блокироваться? Отбросить рассуждения о демократии и перейти в лагерь фашизма, либо бороться за свои политические принципы в союзе с коммунистами (хотя с точки зрения коммунистов их принципы и несостоятельны). В явном сходстве присвоения людям личных номеров фашистами и современными глобалистами мы видим не случайное сходство, а закономерное стремление капитала к обесчеловечиванию человека, к превращению его в простое орудие. Фашизм - это просто капитализм без маски, капитализм в его собственном зверином обличье. Пал Советский Союз - и мировой капитализм отбросил демократическую маску за ненадобностью, явив свой подлинный облик. Однако нужно учесть, что современный глобализм будет не просто повторением исторического фашизма. В той мере, в какой усилилась монополизация капитала, в той мере возрос и его репрессивный потенциал. Глобалистский гиперфашизм будет отличаться от исторического фашизма настолько же, насколько сам фашизм отличался от "вегетарианского" капитализма XIX века. Речь идёт уже не о создании отдельных концлагерей, а о едином мировом концлагере для всего населения планеты за исключением тончайшего слоя мировой олигархии. Итак, с коммунистической точки зрения введение системы электронной идентификации представляет собой важный этап в формировании прямой диктатуры консолидированной мировой олигархии, ключевой шаг на пути злокачественного перерождения мировой капиталистической системы во всемирную фашистскую диктатуру. Очевидно, что даже вне и помимо взятого руководством КПРФ курса на союз с Православием, даже исходя только из собственных чисто коммунистических позиций, Компартия должна поставить борьбу против принятия СПУНа главным своим приоритетом. Несмотря на оппортунистические, соглашательские тенденции, связанные с встраиванием КПРФ в структуру буржуазного режима, несмотря на весьма опасные тенденции перерождения части партийного аппарата и идеологические отклонения в сторону буржуазной социал-демократии, несмотря на всё это КПРФ оказалась одной из основных политических сил, реально противодействующих внедрению системы электронного контроля. Думская фракция КПРФ вместе с фракцией "Родины" выступила против принятия соответствующих законопроектов. Из депутатов Государственной Думы наиболее активно против навязываемой режимом электронной системы выступил депутат от КПРФ Владимир Кашин. Выводы 1. Сопротивление введению в действие системы электронной идентификации личности и электронного контроля должно быть приоритетной задачей с точки зрения практически всех существующих политических идеологий: коммунизма, социал-демократии, либеральной демократии, государственного патриотизма, национал-патриотизма. Иными словами, сопротивление данной системе актуально для всех граждан, имеющих хотя бы какие-то (практически любые) политические принципы и идеалы. 2. Тактический союз этих политических сил, интересы которых в настоящий момент объективно совпали несмотря на всю противоположность их политических ориентаций и ценностей, возможен в рамках антиглобалистского фронта. 3. Несмотря на все внутренние болезни и противоречия (отрицать которые было бы бессмысленно) в решающий момент КПРФ и "Родина" проявили себя как партии, на деле отстаивающие декларируемые ими политические принципы, то есть как партии реально коммунистическая и социал-патриотическая соответственно. В то же время демократические партии проявили полное безразличие к идеологическим принципам, ими декларируемым. Либеральные, буржуазно-демократические, правозащитные политические партии и движения наглядно продемонстрировали, что они являются лишь проектами политической коммерции и не намерены реально защищать те права и свободы, разговорами о которых завлекают своих избирателей. 4. Следовательно, коммунистам и социал-патриотам, несмотря на необходимость критики непоследовательности и соглашательства политики партий КПРФ и "Родина" по ряду политических вопросов, есть смысл поддерживать эти партии на выборах. Однако гражданам, исповедующим либеральные и демократические идеалы есть серьёзный резон выразить недоверие паразитирующим на их политических принципах партиям и приступить к формированию действительных, а не бутафорских демократических объединений. 5. Введения в действие СПУНа представляет собой угрозу далеко не только с религиозной точки зрения и эта угроза должна быть осознана не только христианами, но всеми гражданами, независимо от их вероисповедания. Угроза тотального контроля и слежения, вторжения в частную и семейную жизнь, установления неконтролируемой диктатуры теневой олигархии, владеющей доступом к электронной базе данных, столь же реальна для атеиста, сколь для христианина, мусульманина, буддиста или неоязычника. 6. В то же время Русская Православная Церковь могла бы стать духовным лидером этого сопротивления так, как это было в Греции. И потому достойна всякого сожаления и удивления позиция ряда иерархов, убеждающих паству в том, что, мол, ИНН не есть печать антихриста и его принятие не отнимает благодати Причастия. Пусть так, допустим, принятие ИНН и электронных документов не является ещё окончательным принятием печати и не закрывает ещё окончательно пути к личному спасению. Но неужели это повод для соучастия в установлении системы тотального контроля и вселенского концлагеря? В конце концов число 666, прежде чем оно стало знаком порабощения антихристу (в пророчестве Апокалипсиса), ещё со времён Ветхого Завета было просто знаком рабства (обычного, материального). И, если мистическое измерение нынешнего порабощения может быть воспринято лишь немногими глубоко верующими, то его материальная и вещественная реальность доступна взору каждого, кто имеет решимость взглянуть в лицо фактам. * * * * * * * Новая хронология и борьба с ней Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко В 1995 году в названии книги "Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима" (Москва, МГУ, 1995) нами был впервые введен термин "Новая Хронология" (без наших фамилий) для обозначения исправленной версии всемирной хронологии древности, построенной на основе широкого применения современных естественно-научных методов. Долгое время этот термин сохранялся исключительно за нашими работами, а также иногда его относили (задним числом) к работам наших предшественников: Н.А.Морозова, Эдвина Джонсона, Жана Гардуэна, Исаака Ньютона и др. Тем временем, в англоязычной литературе термин "Новая Хронология" с 2001 года стали закреплять за работами египтолога Давида Ролла, который в своей книге "A Test of Time" ("Некая проверка времени"), опубликованной в 1995 году, предложил сделать небольшие (порядка трехсот лет) изменения в хронологии Древнего Египта. На одном из рисунков в опубликованной им книге он мимоходом назвал свою версию "новой хронологией" - не в смысле нового термина и нового явления, а в смысле отличия его версии от других, которых в египтологии довольно много. Лишь спустя несколько лет, задним числом, Давиду Роллу стали приписывать "изобретение новой хронологии". По нашему мнению, данный шаг был сделан историками сознательно, чтобы "выбить у нас из-под ног" введенный нами термин, наполнив его совершенно другим смыслом и связав с другими именами авторов. Бороться с такими "научными методами" довольно сложно и мы не собираемся это делать. Поэтому возможно имеет смысл называть нашу теорию не просто "Новой Хронологией", а "Новой Хронологией Фоменко-Носовского". В целом историю Новой Хронологии на Западе можно описать следующими словами: борьба историков с попытками разобраться в хронологии и превратить ее из демагогии в науку. В этой борьбе одним из основных приемов являлась (и является) подмена понятий и подмена авторов с целью увести мысли читателя в ложное русло. Что мы имеем в виду? Приведем яркий пример. В начале XX века в России были опубликованы труды Н.А.Морозова по хронологии (одна его книга, причем вводная, не самая главная, была в свое время переведена на немецкий, но вышла ничтожным тиражом). В них был дан серьезный критический анализ скалигеровской хронологии и предложены научные методы ее исправления. Мы подчеркиваем, что методология Н.А.Морозова была именно научной, а не около-научной. Она не опиралась на фантазии. Морозов впервые обнаружил "повторы" в скалигеровской версии истории и заявил, что некоторые династии "античных" правителей являются отражениями (на страницах разных летописей) одной и той же реальной, но куда более поздней династии. И что для восстановления правильной хронологии следует отождествить, "склеить" некоторых фантомных правителей. Эта мысль была принципиально новой, ее не было ни у кого из предшественников Морозова (ни у Гардуэна, ни у Исаака Ньютона, ни у других). Западные ученые сделали вид (и это не наше предположение, поскольку мы по разным поводам имели возможность в этом убедиться), будто они "не читали" трудов Н.А.Морозова. Точно так же, как теперь некоторые из них делают вид, будто "не читают" наших трудов. И лишь "случайно" вводят в оборот термин Новая Хронология (New Chronology) в то время как в России он уже давно и громко звучит. Вместо переводов книг Н.А.Морозова и их изучения, на Западе были написаны и опубликованы другие книги на схожую тему. Однако, в отличие от Н.А.Морозова, это были не научные книги, а около-научные, которые очень легко критиковать. Но поскольку их выводы слегка напоминают выводы Морозова, то у западного читателя при упоминании Морозова возникало отторжение: "А, это еще один представитель катастрофизма, уверяющий, что, дескать, земная ось когда-то и почему-то сместилась (когда и почему непонятно) и из-за этого что-то там произошло в истории. Не будем тратить время на чтение этой чепухи". Это - естественная человеческая реакция. Именно на нее и расчет. Что конкретно произошло? На Западе возникло целое "научное" направление, связываемое с именем российского эмигранта Иммануила Великовского. О Морозове в связи с этим не говорилось ни слова. И.Великовский (1895-1979) - выдающийся врач-психоаналитик. Родился в России, жил и работал в России, Англии, Палестине, Германии, США. Существенно опираясь на более ранние труды Н.А.Морозова, но нигде не упоминая о них, написал ряд книг о древней истории, в которых, следуя Н.А.Морозову перечислил некоторые противоречия в древней истории. И.Великовский позаимствовал у Морозова важную идею отождествления некоторых древних династий, из которой вытекала необходимость сокращения (во времени) письменной истории. Например, И.Великовский в своей книге "Ramses II and his time" заявляет, что династия Хеттов дублирует династию Халдеев. И.Великовский сделал попытку "объяснить" обнаруженные Морозовым противоречия (повторим, без каких-либо ссылок на него) с помощью "теории катастрофизма". На Западе И.Великовский считается основателем критической школы в хронологии. Однако по сути дела он пытался защитить хронологию Скалигера от слишком крупных преобразований. Подменяя радикальные идеи Н.А.Морозова их "слабеньким суррогатом". Тот факт, что в Западной Европе труды И.Великовского по истории знали намного лучше, чем значительно более ранние и куда более содержательные труды Н.А.Морозова, послужил существенным тормозом к развитию новой хронологии в Западной Европе в XX веке. Почему для борьбы с идеями Н.А.Морозова был взят на воружение именно катастрофизм? Кроме перечисленных выше причин было, по-видимому, еще и следующее соображение. У Морозова многое было основано на астрономических расчетах, в частности, на датировках старинных затмений, описанных в летописях. Датируя эти затмения без оглядки на скалигеровскую хронологию, он получал не древние, предложенные историками, а гораздо более поздние средневековые даты. Как с этим бороться? - спросили себя историки. Научных аргументов нет. Решили прибегнуть к демагогии и подтасовкам. Поступили так. Сначала, опираясь на Морозова (но ни единым словом его не упомянув), пересказали некоторые обнаруженные им противоречия в "древней" истории и найденные им же отождествления некоторых "древних" фантомных династий. Но при этом, что интересно, заимствовали только самые "мягкие" его высказывания, приводившие на первых порах лишь к незначительным сдвигам в хронологии. О более крупных морозовских изменениях в здании скалигеровской истории аккуратно умалчивали. (Кстати, наши результаты показали, что даже Н.А.Морозов не осознал полностью масштабов необходимой перестройки хронологии. Наша концепция отличается от морозовской сокращением хронологии древности еще по крайней мере на тысячу, а для многих летописей даже на полторы-две тысячи лет). Затем была грамотно создана абсолютно ни на чем не основанная "теория", что, дескать, в средние века произошел некая катастрофа в солнечной системе. Она якобы существенно сдвинула земную ось, после чего ось стала двигаться по иным законам, чем раньше. По каким именно - "катастрофисты" не уточняют. И это им не важно. Главный результат, который они "получают" и которым тут же начинают пользоваться (чтобы снизить впечатление от астрономических результатов Морозова) - это то, что нельзя, дескать, рассчитывать по современной астрономической теории лунные и солнечные затмения на эпохи более ранние, чем "год катастрофы". При этом "год катастрофы" грамотно помещают каждый раз туда, куда им нужно. Например, в последнее время, вероятно, уже после наших работ, его помещают в XIV-XV века, чтобы исключить критический разговор не только о древности, но даже и о средневековье. Ясно, что положение земной оси действительно влияет, и очень существенно, на факт видимости затмений в той или иной местности. При желании можно заявить, что "страшная катастрофа" изменила даже траекторию движения Луны в пространстве, что, ясное дело, полностью меняет "расписание затмений". После этого очень удобно заявить, что вычисления Морозова (а потом и наши), дескать, не могут быть продолжены вглубь веков. Таким образом, скалигеровская хронология получает "надежную защиту" от астрономического метода Морозова. Надо сказать, что после выхода в свет нашей работы по датировке звездного каталога "Альмагеста", "катастрофисты" (в частности, Кристофер Маркс - патриарх катастрофизма и бывший сотрудник самого И.Великовского), будучи совершенно уверенными в действенности своего "метода", торжествующе заявили нам, что, дескать, все наши астрономические расчеты теряют смысл в свете их замечательной "теории катастрофизма". Поскольку, мол, в XIV-XV веках произошла "катастрофа" и земная ось сдвинулась, солнечная система поменялась и рассчитывать что-либо астрономически на эпохи ранее XIV века нельзя. Им было крайне неприятно осознать, что собственные движения звезд, на которых основывался наш анализ, никоим образом не подвержены катастрофам в солнечной системе. Какого бы масштаба они не были. Даже если бы Земля поменялась местами с Юпитером, это не произвело бы на собственные движения далеких звезд (перемещающихся по неподвижному фону еще более удаленных звезд) никакого воздействия. С Юпитера получился бы тот же самый результат. Беспокойство "катастрофистов" можно понять. Полученная нами датировка звездного каталога "Альмагеста" - в интервале от 600 до 1300 года н.э. - подрывает один из важнейших устоев скалигеровской хронологии и по сути разрушает ее. Тем более, что наши научные статьи на эту тему появились не только в русской, но и англоязычной печати. Они были опубликованы в нескольких научных журналах, начиная с 1988 года. А в 1993 году в США вышла наша книга на эту тему на английском языке в научном издательстве CRC-Press. И тем не менее, западные историки упорно делают вид, будто не читают наших работ, а Новая Хронология для них - это не более чем размышления Давида Ролла о трехсотлетних нестыковках в "древнейшей" истории Египта якобы второго тысячелетия до н.э. Ясно, что разговоры о подобных мелких ошибках не опасны для скалигеровской хронологии. Потому и ведутся. И даже поощряются. Поскольку лишь отвлекают внимание от действительно серьезных проблем в хронологии. Надо сказать, что Давид Ролл фактически действует в том же ключе, что и его предшественники, пытавшиеся (и пытающиеся) заглушить и исказить работы Морозова. А теперь - еще и наши исследования на эту тему. Давид Ролл, например, рассуждает о необходимости "склейки" некоторых древне-египетских правителей, поскольку те являются дубликатами. Причем эта идея выдается им как якобы его собственная. Что абсолютно неверно. Во-первых, повторим, еще в начале XX века все это было открыто Н.А.Морозовым (причем в куда большем объеме и с куда более серьезным научным обоснованием, чем осмелился Давид Ролл). Во-вторых, эти "оригинальные" мысли Давида Ролла были опубликованы им в 1995 году, то есть через пятнадцать лет после того, как в 1980 году вышли в свет первые наши исследования по хронологии. В которых было показано, что отождествление обнаруженных нами "исторических дубликатов" приводит к тому, что письменная история человечества радикально укорачивается на несколько тысяч лет и становится нам известной лишь начиная с X-XI веков н.э. (и ближе к нам). Наши научные работы на эту тему публиковались по-русски и по-английски. Вокруг них развернулась заметная дискуссия. Причем не только в российской, но и англо-язычной прессе - как в научной, так и в популярной (даже в газетах и на телевидении). А Давид Ролл (и некоторые другие авторы) делают вид, будто они ничего этого не знают. Ничего, мол, не читали. В то же время, фактически пересказывают некоторые результаты Морозова и наши (правда, аккуратно выбирая из собранного нами большого материала лишь самые "мягкие" утверждения, пытаясь заглушить куда более крупные результаты, наиболее опасные для скалигеровской версии). А начиная в 2001 года, когда наши работы приобрели заметную известность, особенно стараются раскрутить термин New Chronology, лукаво связывая его с Давидом Роллом. Идея простая и грамотная: сделать читателям прививку против идей Новой Хронологии. Поступают как в медицине: сначала вводят малую дозу яда, чтобы организм слегка переболел и выработал иммунитет против последующих, возможно, больших доз. Так и в истории: "впрыснули" малую дозу идей Морозова и нашей Новой Хронологии в искаженном освещении (причем под другими фамилиями), чтобы воспитать в обществе иммунитет против самой мысли о необходимости пересмотра древней истории. Отметим еще один интересный факт. Именно Морозов впервые предложил датировать "древне"-египетские зодиаки по их астрономическому содержанию, не оглядываясь на скалигеровскую хронологию. Исследователи, работавшие в этом направлении до Морозова, всеми силами пытались получить решение, лежащее в заранее заданном интервале времени - около начала нашей эры. Это у них не получалось. Или же - получалось очень плохо. Приходилось прибегать к различного рода натяжкам и подгонкам. Случайно это или нет, но искренние попытки египтологов применить астрономию для датировки египетских зодиаков по сути дела прекратились после работ Морозова. При этом египтологи и многие историки астрономии делают вид, будто работ Морозова "не читали". Понятно, почему. Морозов доказал, что астрономическое датирование египетских зодиаков не может дать нужные египтологам "древние" даты - оно дает лишь средние века. Что никак не увязывается с общепринятой хронологией Египта. Надо сказать, что в работах Н.А.Морозова по астрономическому датированию зодиаков все же были допущены некоторые мелкие натяжки. Какие именно - мы подробно рассказываем в нашей книге "Новая хронология Египта". Но этих натяжек у Морозова было гораздо меньше, чем во всех предшествующих работах, авторы которых стремились любой ценой получить датировки, согласованные со скалигеровской хронологией Египта. После работ Морозова стало ясно: убираем натяжки - и астрономические даты зодиаков тут же "безнадежно" уходят вверх, в средние века. Поэтому мы еще раз задаем вопрос: случайно ли, что именно после работ Н.А.Морозова египтологи резко снизили свою активность по астрономическому датированию египетских зодиаков? Сегодня они всячески стремятся уйти от астрономии при обсуждении древних египетских зодиаков. Разговор быстро переводится в другую плоскость. Решение конкретной задачи - дешифровки астрономического содержания зодиаков и их строгое датирование, - подменяется расплывчатыми и безопасными для скалигеровской хронологии рассуждениями о религии древних египтян. Дело пытаются представить так, будто символы египетских зодиаков если и имеют какое-то отношение к астрономии, то якобы весьма наивное и фантастическое. В такой слегка завуалированной форме разворачивается еще одно направление борьбы с Новой Хронологией. В последние годы наши работы по Новой Хронологии стали вызывать не просто интерес, но и порождать другие исследования, основанные на наших результатах в области хронологии и на нашей реконструкции всеобщей истории. Отметим в первую очередь книги таких авторов, как В.А.Никеров, Й.Табов, Е.Я.Габович, Н.И.Ходаковский, Н.А.Милях, Л.И.Бочаров, Н.Н.Ефимов, И.М.Чачух, И.Ю.Чернышов. Интересное Приложение к книге Й.Табова написала И.Р.Мусина. В работах перечисленных авторов излагаются идеи Новой Хронологии и приводится ряд новых соображений и дополнений. На сайте http://www.chronologia.org издается электронный сборник статей по Новой Хронологии под нашей редакцией. К настоящему времени вышло уже два выпуска. В сборнике много интересных работ. Их авторы: Й.Табов, Н.Томов, Д.Димкова, А.Н.Тюрин, А.Б.Веревкин, С.В.Чесноков, Н.Д.Гостев и другие. В то же время наши работы породили множество самых различных подражаний и "реконструкций", зачастую совершенно необоснованных. Хотя в некоторых из них встречаются отдельные неплохие мысли. Например, по следам наших работ пишет свои книги А.М.Жабинский. Некоторые из них интересны, однако обращают на себя внимание странные попытки А.М.Жабинского изобразить из себя создателя якобы нового метода в хронологии под рекламным названием "синусоида Жабинского". На самом деле речь идет всего лишь о применении наших результатов к истории искусства, сопровождаемом неким графическим их представлением (которое и выдается за "открытие"). В последнее время А.М.Жабинский обратился к жанру исторических романов по мотивам Новой Хронологии. Что, может быть, не так уж и плохо. К разряду чисто критических работ, не содержащих серьезных попыток исправления хронологии, но указывающих на отдельные ошибки и нестыковки скалигеровской версии, можно отнести книги Уве Топпера. Такие книги тоже полезны, хотя этот этап мы считаем уже пройденным. Отдельного упоминания заслуживают работы С.И.Валянского и Д.В.Калюжного по так называемой "Хронотронике" (странноватый наукообразный термин, придуманный самими С.И.Валянским и Д.В.Калюжным). Мы считаем их "деятельность" приносящей больше вреда чем пользы для Новой Хронологии. Первые книги С.И.Валянского и Д.В.Калюжного по сути являлись не более чем вольным (и далеко не всегда правильным) пересказом идей Н.А.Морозова. Но С.И.Валянский и Д.В.Калюжный преподносили свои писания как новые открытия, продвигающие вперед теорию Морозова. Что, повторим, неверно, и некоторых вводило в заблуждение. Намного полезнее читать самого Морозова, чем подобный "пересказ". Конечно, книги Морозова не являются популярными. Они предназначены в первую очередь для исследователей, а не для публики. Неплохой пересказ Морозова, адаптированный для широкого читателя, дал в свое время известный математик, профессор М.М.Постников в книге "Критическое исследование хронологии древнего мира". В последнее время С.И.Валянский и Д.В.Калюжный, исчерпав, по-видимому, возможности плагиата, фактически отошли от темы хронологии древности и уклонились в современную публицистику. Упомянем ряд книг, авторы которых, может быть, искренне считают, что занимаются Новой Хронологией, но по сути к научной хронологии имеют минимальное отношение или не имеют вообще. Упомянем в этой связи книги по так называемой "многовариантной истории". Термин введен их автором - математиком, профессором А.К.Гуцем. По нашему мнению никакого глубокого смысла в "теории многовариантности" нет. Это чистая игра ума, относится, скорее к философии, и уж точно не к хронологии. Скажем несколько слов об авторе ряда книг и пропагандисте Новой Хронологии профессоре геолого-минералогических наук И.В.Давиденко. Ему принадлежит ряд ценных наблюдений, которые были нами использованы (со ссылками на него). Именно он обратил наше внимание на идею использования бетона в древне-египетском строительстве, а также на работы Дж.Давидовича на эту тему. Однако в книгах и высказываниях И.В.Давиденко можно найти наряду с ценными мыслями и идеями совершенно необоснованные утверждения. В качестве примера приведем его идею о потопе, якобы обрушившемся в позднем Средневековье на Евразию и затопившем ее чуть ли не целиком. Это по сути - вариант того же самого "катастрофизма". И точно так же, как и его западный образец, "российский катастрофизм" демагогически используется в борьбе против Новой Хронологии. Мы не имеем в виду самого И.В.Давиденко, который, вероятно, искренен. Тем не менее, подобные его высказывания вредят Новой Хронологии. Выскажем свою точку зрения по поводу современного состояния сайта newchrono.ru, входящего ныне в проект "Цивилизация", директором которого является профессор, доктор химических наук Я.А.Кеслер. История сайта newchrono.ru такова. Первоначально он был создан нами для обсуждения вопросов хронологии в Интернете. Отсюда и само название сайта newchrono (сокращение от "Новая Хронология"). Однако через год-два сайт полностью вышел из-под нашего контроля и был захвачен людьми, цели которых были совсем другие: скрытая борьба с Новой Хронологией, пропаганда идей, не имеющих никакого отношения ни к хронологии, ни к науке вообще, подмена самого смысла термина Новой Хронологии и наполнение его чуждыми нам мыслями. А также упорные попытки "возглавить Новую Хронологию". А именно, - приписать пышные титулы "ведущих новохронологов" ряду людей, которые на самом деле в хронологии не разбираются, а все, что знают на эту тему, почерпнули из беглого просмотра наших работ. Здесь нельзя не отметить деятельность Я.А.Кеслера. Его книги, наполненные смесью многочисленных скрытых цитат из наших работ (естественно, без ссылок на нас) и его собственных (обычно сырых и туманных) соображений, преподносятся как последнее слово не просто Новой Хронологии, а якобы куда более обширного и важного проекта под названием "Цивилизация". На самом деле в ядре этого проекта кроме пустой демагогии ничего нет. По нашему мнению проект "Цивилизация" не является научным и призван увести в сторону от хронологической проблемы. Сегодня он служит также своеобразной "ловушкой" для тех, кто искренне хотел бы поучаствовать в исследованиях по хронологии. Их усилия стараются погасить, а интерес направить в "нужное русло". Надо сказать, что, в отличие от С.И.Валянского, Д.В.Калюжного и некоторых других, деятельность Я.А.Кеслера и проекта "Цивилизация" является куда лучше организованной и гораздо более изощренной. Это действительно некий крупный проект, направленный против Новой Хронологии под маской ее "друзей". Поняв это, мы потребовали от руководства проекта "Цивилизация" сменить название newchrono.ru, чтобы не вводить в заблуждение людей. Однако, несмотря на наши настойчивые требования, это до сих пор не сделано. По нашему мнению, руководством проекта "Цивилизация" ведется сознательная борьба с идеями Новой Хронологии. В последнее время некоторые наши идеи потихоньку стали доходить до некоторых "особо продвинутых" историков. Тут наблюдается забавное явление. Усвоив нашу мысль, некоторые из них начинают считать ее своей и публикуют книги, в которых ругают нас и одновременно приписывают себе наши результаты. Приведем пример. В самом конце 2000 года в московском издательстве "Вече" вышла книга профессиональных археологов А.А.Бычкова, А.Ю.Низовского и П.Ю.Черносвитова "Загадки Древней Руси". Треть книги посвящена Куликовской битве. Авторы подробно описывают археологию того места в Тульской области, которое сегодня историки называют "Куликовым полем". Рассказывается о том, что ни одной археологической находки, подтверждающей, что здесь была Куликовская или какая-либо другая крупная средневековая битва, - нет. В итоге А.А.Бычков, А.Ю.Низовский и П.Ю.Черносвитов делают вывод, что Куликово поле находилось совершенно в другом месте. Далее они упоминают нашу реконструкцию, что Куликовская битва произошла на территории Москвы. После чего "авторитетно" заявляют, что наша реконструкция "неубедительна" И ТУТ ЖЕ приводят "свою собственную реконструкцию", в которой Куликово поле находится на территории Москвы (!?). Эта версия названа версией А.А.Бычкова - одного из авторов книги. Повторим: историки либо ругают нас последними словами, либо, как например, А.А.Бычков, беззастенчиво приписывают себе наши результаты. Причем иногда грамотно делают и то и другое одновременно. Надо сказать, что в книгах А.А.Бычкова действительно местами содержится интересный материал: выписки из старинных источников и т.п. Однако, когда А.А.Бычков пытается разобраться в том, что происходило в истории, предложить свою реконструкцию, то дальше туманных и неубедительных рассуждений дело не идет. На этом примере видно, что некоторые историки, и особенно археологи (непосредственно работающие с подлинным материалом раскопок), иногда осознают неправильность скалигеровской версии и чувствуют справедливость нашей реконструкции. Но признать это вслух не могут по чисто "цеховым" соображениям. В результате начинаются попытки предложить что-то свое, не совпадающее ни с нашей реконструкцией, ни со скалигеровской версией. Но ничего у них не получается. Дело в том, что историческая правда одна и, по-видимому, она в целом нащупана в наших работах. Одним из направлений борьбы с Новой Хронологией являются попытки заполонить книжный рынок низкопробной литературой на эту тему. Таковы, например, некоторые книги популярного автора современных детективов А.А.Бушкова. Делая вид "независимого исследователя", он переписывает фрагменты из наших книг и в то же время внушает читателю мысль, что в целом мы неправы. Здесь, как нам кажется, присутствует не только желание "проехаться" на интересующей многих теме, но и вполне осознанная борьба с Новой Хронологией, стремление изменить ее русло. Другим важным и достаточно серьезным направлением борьбы с Новой Хронологией, приобретающим в последнее время все больший размах, является преднамеренное искажение основных идей Новой Хронологии и подача их по сути в карикатурном, а внешне - в солидном академическом виде. Наиболее болезненно некоторыми нашими противниками воспринимается обнаруженное нами существование Великой Средневековой Русской Империи XIII-XVI веков. Это наше открытие является ключевым в понимании истории прошлого. Оно переворачивает очень многие представления, глубоко укоренившиеся в сознании современного человека. Некоторых это задевает. Что очень ярко чувствуется по ряду книг, появившихся на рынке в 2004-2005 годах. Речь идет о замаскированных пародиях на нашу реконструкцию, авторы которых постоянно возвращаются к животрепещущей для них теме Великой Империи. Они всячески пытаются ее исказить, подменить, наполнить совершенно другим (видимо более приятным для них) содержанием. Такова, например, книга В.В.Макаренко "Откуда пошла Русь? Новая география Древнего мира". Это - объемистый том в 650 страниц, наполненный многочисленными таблицами и прочим наукообразным материалом. Книга совершенно явно написана по нашим работам с провокационной целью запутать читателя, предложив ему реконструкцию истории с виду похожую на нашу, а на самом деле не имеющую с ней ничего общего. Очень много говорится об Империи. При этом используется наша терминология, но полностью искажается смысл. Чего стоит, например, "общая карта древнего мира", помещенная на странице 35 этой книги, где вся древняя и средневековая география перенесена в пустыню по обоим берегам Красного Моря. Мы, конечно, ценим, что для борьбы с Новой Хронологией тратятся такие усилия. Ведь издать подобную книгу, наполненную чепухой на шестистах пятьдесяти страницах, надо думать, было не так уж и просто. Видимо кого-то мы очень сильно задели. Наш совет - не стоит так переживать. К разряду книг, искажающих нашу реконструкцию истории Великой Империи, относится и недавнее творение А.З.Синельникова под рекламным названием "Средневековая империя евреев". Название явно не случайно перекликается с названием нашей книги "Империя". Автор начинает с того, что объявляет себя нашим сторонником и даже делает вид, будто защищает Новую Хронологию от нападок историков-традиционалистов. Но потом он начинает "развивать" некоторые высказанные нами идеи (в основном, идею о финансовом сословии Империи) в "нужном ключе". С нашей точки зрения, предлагаемые А.З.Синельниковым соображения туманны и сводятся фактически к набору цитат. Конечно, А.З.Синельников имеет полное право излагать собственные мысли, но ему следовало бы четко отделить свои рассуждения от Новой Хронологии. Смесь с нашими идеями и терминами создает ложное впечатление, будто книга написана в русле Новой Хронологии, на передовом ее крае. На самом деле, по нашему мнению, книга слабая. Мы не будем перечислять более мелких попыток так или иначе бороться с Новой Хронологией путем подтасовок, подмен, увода читателя в сторону, различного рода "идейных прививок" или просто написания мутных текстов якобы по Новой Хронологии (В.Т.Поляковский и др.). Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. * * * * * * *
На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:
На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ. Заходите - вас будут рады видеть! * * * * * * *
Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru. Удачи вам и счастья! |
В избранное | ||