Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 240


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

   В 240-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 29 августа 2005 года помещаем подборку выступлений в связи с отключением электроэнергии 25 мая 2005 г. в Москве. Включены четыре статьи:

   1. Зюганов Г.А. Это не кризис, а энергетический Чернобыль

   2. Делягин М. Энерготеррор

   3. Илларионов А. Энергокризис 25 мая - вполне закономерен

   4. Из Интернета. Письмо жителя Владивостока

   Предлагаем Вашему вниманию статью Н. Арефьева и И. Никитчука "Ошейник ВТО для России". Статья посвящена одному из самых острых вопросов сегодняшней политики. Его неверное решение способно ввергнуть страну в тяжелейший социально-экономический кризис.

   Продолжаем публикацию исследования С. Кара-Мурзы и С. Телегина "Царь-Холод, или Почему вымерзают русские". Впервые анализируется судьба "в переходный период" одной из основ жизнеобеспечения нашей страны - теплоснабжения. Если мы хотим продолжать жить в нашей стране, следует тщательно проанализировать ситуацию, и политические пристрастия здесь могут только помешать. В настоящем выпуске помещаем главу 15 "Проект "Установка счетчиков тепла"".

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Подборка выступлений в связи с отключением электроэнергии 25 мая 2005 г. в Москве

Г.А.Зюганов: Это не кризис, а энергетический Чернобыль

27.05.2005, КПРФ.ру

   Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов ответил на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации, радиослушателей ряда столичных радиостанций в связи с крупнейшей энергетической катастрофой в Центре России.

Политика власти ведет к разрушению экономического потенциала

   - Это не кризис, а энергетический Чернобыль, - подчеркнул Г.А.Зюганов. - Это последний звонок власти, предупреждающий, что она плохо управляет хозяйством. Мы считаем , что это преступление произошло прежде всего потому, что энергосистемой руководят абсолютно бездарные люди. Они ставят задачу выжимать из населения деньги, а не обновлять и развивать производство. В Москве всегда был запас энергетических мощностей, а сейчас этого нет. В сетях огромная перегрузка. И она будет только нарастать, потому что политика правительства и Кремля ведет к разрушению экономического потенциала страны.

   "У нас есть три системы: энергетика, железные дороги и "Газпром", расчленив которые, страна теряет полностью независимость и разваливается на куски, - заметил председатель ЦК КПРФ - Сегодня железные дороги, электрические сети и даже "Газпром" исполнительная власть начинает выбрасывать на распродажу".

   - Считаю, что надо срочно проводить заседание Думы, Правительства и Совета безопасности. Рассмотреть состояние энергетического, железнодорожного и газового хозяйства страны, ибо их разрушение означает ликвидацию России как единого государства, - подчеркнул он. - Энергокатастрофа в Москве, Центральной России требует быстрого принятия необходимых государственных решений. Надо сформировать сильную управленческую команду. Иначе эта власть, эта команда заморозит зимой страну

Об отставке Чубайса

   - Мы в Думе не раз вносили предложения выгнать Чубайса из РАО "ЕЭС России" суковатой палкой, а за вороватую приватизацию отдать под суд, - заявил Г.А.Зюганов. - Самая большая трагедия заключается в том, что у него в РАО ЕЭС не осталось ни одного крупного специалиста, кто хорошо знает энергетику. Здесь верховодят коммерсанты, которые смотрят на эту систему как на кормушку.

   "Две недели назад на научном совете один из инженеров, отвечающих за безопасность энергосистемы, сказал, что вот-вот грядет эта беда, - сообщил Г.А.Зюганов. - Три дня назад люди видели, как горели трансформаторы. Нет никакой системы контроля, не сработала ни блокировка, ничего. Складывается впечатление, будто власть не представляет, что это такое, когда миллионы людей оказались в чрезвычайной ситуации? Если не принять сейчас экстренные меры, то завтра будет только хуже.

   - Для нас нет вопроса надо или не надо отправлять Чубайса в отставку с поста главы РАО "ЕЭС России". Его давно надо гнать, - заявил Г.А.Зюганов. - Десять раз парламент по предложению КПРФ голосовал за отставку Чубайса. Но боюсь, что у Путина опять не хватит мужества отправить этого зарвавшегося чинушу в отставку.

   "Вопрос не только в отставке Чубайса, - заметил руководитель фракции КПРФ. - Правительство не имеет промышленной политики. Средний износ оборудования в народном хозяйстве превысил уже 20 лет. На два-три года запаса прочности осталось. Неужели это не ясно? Ясно предельно. Об этом КПРФ, наши депутаты уже многократно со всех трибун предупреждали общество и власть. Предлагали свои решения и программы. Поэтому надо принимать экстренные меры и реализовывать предложения, которые КПРФ вынесла на референдум.

Записал Сергей ОБУХОВ

*   *   *   *   *   *   *

Энерготеррор

Михаил Делягин

27.05.2005, ФОРУМ.мск

   Отключение электроэнергии 25-26 мая крупнейшая техногенная катастрофа на территории нашей страны за 19 лет, после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

   Ее масштабы систематически приуменьшаются. Так, говорится об "отключении света в Москве", хотя масштабные отключения электроэнергии были проведены в 5 субъектах Российской Федерации (Москве, Московской, Калужской, Рязанской и Тульской областях).

   Муссируется сообщение о 20 тыс.чел., застрявших в московском метро, однако не делается даже попытки оценить количество людей, застрявших на территории 5 регионов в электричках и лишенных возможности попасть в свои квартиры в течение всего дня в той же Москве.

   Информация о последствиях техногенной катастрофы за пределами Москвы практически отсутствует.

   Единственная оценка числа пострадавших исходит их уст Чубайса, который объективно заинтересован в ее занижении. Действительно, 2 млн.чел. смешная цифра: даже на карте видно, что отключения света произведены примерно на трети территории Москвы (реальное население которой, по оценкам, около 12,5 млн.чел.). Таким образом, только в Москве количество пострадавших превышает 4 млн. чел., а с учетом фактического прекращения деятельности транспорта может быть оценено в половину населения (6 млн. чел.).

   Численность пострадавших за пределами Москвы не оценивается никак.

   Никак не оцениваются последствия даже известных аварий (аварии в Новомосковске, о которой известно лишь, что не произошло выброса отравляющих веществ, прорыва канализации на Волгоградском проспекте, сброса сточных вод в Москва-реку). Не оцениваются потери бизнеса.

   Не сообщается о полном прекращении водоснабжения ряда районов столицы, в том числе центральных, продолжавшемся и 26 мая.

   Системная причина катастрофы не вызывает сомнений: это реформа электроэнергетики, полностью игнорировавшая специфику отрасли, направленная (вопреки многочисленным декларациям) на разрушение единого технологического комплекса отрасли и потому объективно снижающая ее надежность и устойчивость к разного рода случайностям.

   Концентрация усилий реформаторов на реструктуризации отрасли (проще говоря разделу финансовых потоков, энерготеррору в отношении общества и хаотическому перераспределению собственности) объективно отвлекала их как от инвестиционной деятельности (которая в полном соответствии с либеральными догмами должна была осуществляться сама собой, под влиянием "невидимой руки рынка"), так и от текущих вопросов функционирования отрасли.

   Практически все специалисты многократно указывали на последствия этого и Чубайсу, и Грефу, и Христенко, и Касьянову, и Госдуме, и Путину. Однако основным результатом их усилий стало изгнание реформаторами из отрасли практически всех специалистов как противников безграмотной и смертельно опасной для страны реформы, что также способствовало снижению устойчивости энергосистемы России (стоит вспомнить, что в СССР даже грандиозные аварии вроде Чернобыльской катастрофы никак не влияли на энергоснабжение страны, а пожара на нескольких трансформаторах и вовсе никто бы не заметил).

   Таким образом, энергетическая катастрофа была предопределена самой реформой электроэнергетики.

   Принципиально важно, что, как уже видно из реакции представителей государства, нынешняя катастрофа будет использована не для пересмотра смертельно опасной реформы электроэнергетики и устранения созданных ей системных рисков, а лишь для передачи финансовых потоков РАО "ЕЭС России" из-под контроля одной "группы влияния" другой группе, ничуть не более ответственной и компетентной.

   Стремление наказать Чубайса как главного виновника катастрофы естественно и вполне оправдано, однако без устранения неизбежного в сегодняшней структуре отрасли повторения аналогичных катастроф является даже не возмездием, а всего лишь попыткой захвата привлекательных активов. Эта попытка венчает собой, вероятно, действительно имевшую место инсценировку покушения на Чубайса, нападки на него лично.

   Кроме того, ответственность Чубайса и его соратников должна быть разделена всеми, помогавшим им разрабатывать и проводить эту реформу в жизнь от верно служивших им сотрудников Минэкономразвития и аппарата правительства до принявших закон депутатов Госдумы, одобривших его членов Совета Федерации. Необходимый минимум тщательное, профессиональное и гласное расследование не только непосредственных, но и системных причин произошедшей в Центральной России катастрофы с их последующим устранением.

   Однако в условиях, когда должного расследования не получила даже трагедия в Беслане, ставшая подлинной катастрофой правящей бюрократии, надеяться на это просто нелепо.

Источник: КПРФ.ру

*   *   *   *   *   *   *

А.Илларионов: Энергокризис 25 мая - вполне закономерен

   РБК. 02.06.2005, Москва 18:06:33. Энергетический кризис, произошедший 25 мая, стал закономерным результатом того, что происходит в электроэнергетике в последние годы. Такое мнение высказал сегодня на пресс-конференции советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Это, безусловно, была техногенная авария; подобные происходят десятками по всей стране, именно поэтому существуют резервные мощности, сказал советник. Однако, подчеркнул он, ранее не происходило аварий такого масштаба.

   По мнению А.Илларионова, самым важным является снижение вероятности возникновения техногенной аварии. Однако, считает советник, в последние пять лет происходил обратный процесс.

   Одной из причин он назвал изменение экономического механизма функционирования энергосистемы по всей стране. Так, ранее подавляющая часть потребляемой в Московском регионе электроэнергии производилась в самом регионе. Однако в последние несколько лет она была заменена на более дешевую энергию, поступающую из других регионов. "С экономической точки зрения это обоснованно, однако необходимо было учесть инфраструктуру, обеспечивающую приток электроэнергии", - сказал А.Илларионов. По его словам, эксплуатируемое оборудование не предназначено для подобных нагрузок.

   Для решения этой проблемы необходимы были инвестиции, однако они не осуществлялись, сказал А.Илларионов. Он напомнил, что чистая прибыль РАО "ЕЭС России" в 2004г. составила 54 млрд руб., которых хватило бы на строительство сотен тысяч подстанций. Однако, указал советник, эти деньги направлялись на другие цели.

   Другой причиной произошедшей аварии А.Илларионов считает разделение "Мосэнерго" на 13 компаний. Кроме того, отметил он, подстанция Чагино является собственностью одной компанией, а эксплуатирует ее другая. В результате аварии выяснилось, что резервный трансформатор находился в состоянии просроченного ремонта. К тому же, отметил советник, была разрушена диспетчерская система. "Она должна была оставаться единой, но диспетчерская система "Мосэнерго" была разделена на три компании", - сказал А.Илларионов.

   Говоря о причинах аварии, советник также отметил низкий уровень компетенции тех, кто оказался во главе РАО "ЕЭС России". "Внимание менеджмента было приковано к другим темам, однако надо выбирать между занятием политикой и бизнесом, экономикой", - считает А.Илларионов. По его мнению, "произошедшее свидетельствует о провале навязанной и пролоббированной модели реформы электроэнергетики".

   Главным выводом советник считает необходимость снять любые ограничения для инвестиций в сети, сохранение вертикально интегрированных компаний. Иначе, подчеркнул А.Илларионов, появляются различные собственники, что повышает риск аварии.

*   *   *   *   *   *   *

Из Интернета. Письмо жителя Владивостока

   (Мы сочли полезным несколько отредактировать матерные выражения и расставить запятые)

   По поводу кипиша, поднявшегося в Москве из за отключений электричества.

   Как сейчас перед глазами стоит картина: середина 90-х, Владивосток, электричество давали в жилые дома на 6 а то и на 4 часа в сутки. И в таком режиме город жил НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. Если летом на эти отключения было как-то по х**, то зимой, когда температуру в системе отопления держали менее 10 градусов (чисто, чтобы не порвало трубы) и люди жили вокруг обогревателей, без света было очень тоскливо.

   Вы когда нибудь спали в своей "теплой" постели, в зимней одежде, при этом трясясь от холода, а вам когда нибудь приходилось жрать сухую китайскую лапшу, грызя ее как сухарь, потому-что ее не на чем было сварить. А приходилось ли вам в тишине обесточенного дома слышать как плачет за стеной замерзающий старик или ребенок. А мыться в ванной из ковшика при мерцании свечи на собачьем холоде, трясясь как е*анный цуцык. Представьте, как в интерьер вашей уютной квартиры вписывается печка буржуйка или керосинка. Заходя домой с улицы, ты даже не думаешь раздеваться (х*ясе, - изо рта пар х*ярит), пока не распидорасишь керосинку и не прогреешь комнату.

   Карманный фонарик был также необходим, как носовой платок, каждая поездка в лифте - это как лотерея (застрянешь часов на 8 или нет).

   Китайцы сколотили состояния, продавая нам наш газ, упакованный в наш металл (имеются в виду газовые баллоны), и газовые плитки. Холодильники стояли чисто для красоты а телевизор перестал быть другом семьи (свет был поздно ночью и рано утром). Маленький китайский радиоприемничек на батарейках, настольные и карточные игры, вот и вся развлекуха. При этом в кране не было горячей (а зачастую и холодной) воды.

   Когда ты слышишь радостный вопль целого района, города (поздно ночью дали наконец свет!!!!!! Жизнь началась!). И все начинают делать свои дела: готовить хавку, делать уроки, заряжать аккумуляторы, т. е. готовиться к следующему отключению), кто-то вылез из лифта (кстати, кто проводил в лифте более 6 часов, побаиваются этой кабины до сих пор). Когда в новогодние праздники ЦЕЛЫХ ДВА ДНЯ не выключают электричество, ты понимаешь, как мало надо человеку для счастья.

   И как я уже говорил, длилось это годами, с незначительными перерывами.

   Даже ходили шутки: Какой самый романтичный в мире город??? (Ответ: Владивосток, потому что каждый ужин при свечах).

   Это далеко не все, что можно сказать о тех событиях просто то, что вспомнилось на данный момент. А были еще больницы, роддома и. т. д.

   И не х*я страшного, приспособились и к этому. У каждого в доме до сих пор находится аварийный запас (набор свечей и газовая плитка с запасными баллонами, а кое-кто японский генератор держит). Х*ли там, пока Толян Чубайс у глав-рубильника, расслабляться низя.

   Кстати, к Неуязвимому Толяну в Приморье особое отношение, поэтому ездить сюда он что-то лукается (в случае революции не убивайте его, отправьте его к нам во Владик, ОН НАШ).

*   *   *   *   *   *   *

Ошейник ВТО для России

Николай Арефьев, секретарь ЦК КПРФ

Иван Никитчук, зав. сектором промышленной политики ЦК КПРФ

   Статья посвящена одному из самых острых вопросов сегодняшней политики. Его неверное решение способно ввергнуть страну в тяжелейший социально-экономический кризис.

   Либералы из правительства России изо всех сил тащат страну во Всемирную торговую организацию (ВТО). В. Путин в Ганновере сделал заявление, что Россия присоединится к ВТО уже к концу этого года, наплевав на мнение большинства экспертов, которые с цифрами в руках доказывают, что такое присоединение грозит России новыми бедами. Оно неизбежно повлечет за собой разрушение базовых отраслей экономики и тяжелые социальные потрясения. Пострадает большинство населения страны, десятки миллионов россиян лишатся работы. Наконец, присоединение России к ВТО грозит развалом и потерей ее суверенитета. Однако такие "мелочи" его абсолютно не интересуют.

   ВТО возникла 1 января 1995 года как результат углубления глобализации мировой экономики. Она является правопреемницей международной структуры по внешней торговле, известной как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Но в отличие от него ВТО является организацией, решения которой обязательны для всех ее членов.

   Спектр вопросов, которые решаются внутри структур этой организации, достаточно широк. А главное - она регулирует жизненно важные проблемы для экономики стран-участниц. К тому же у этой организации имеются мощные властные полномочия.

   На первый взгляд может показаться, что ВТО, будучи международной организацией, объединяющей почти 150 стран, функционирует и принимает решения на основе демократических процедур. Однако это не так. Персонал ВТО состоит в основном из граждан США и ориентирован на западные интересы. А многие страны из так называемого третьего мира даже не имеют своих представителей в этой организации. Переговоры по всем основным торговым договорам в рамках ВТО всегда проводились между США, Японией, Канадой и Европой. Интересы развивающихся стран в этой организации никогда не принимались в расчет.

   Природа современной глобализации заключается в распространении по всему миру невидимой власти крупнейших мировых транснациональных корпораций (ТНК). Наднациональные институты (ВТО, МВФ, НАТО) и государственные органы ведущих империалистических держав призваны обеспечить их господство. Это важно понимать для ответа на вопрос: нужно ли России присоединяться к ВТО?

   Всемирная торговая организация - не более, но и не менее, чем часть этой системы гегемонии, власти глобальных игроков. "Сверхзадача" этой организации - создать условия для формально свободной конкуренции в мировых торговых отношениях, с тем, чтобы дать простор для свободного распространения власти ТНК, их скрытого диктата на мировых рынках.

   Но даже если не ставить проблему антикапиталистической альтернативы глобализации, а рассматривать вопрос исключительно с точки зрения интересов России, то и при таком подходе присоединение к ВТО оказывается для нашей страны не просто не выгодно, а чрезвычайно опасно.

   Сегодня вокруг этого вопроса в российской бюрократическо-олигархической верхушке борются две силы. Одна представляет тех, кто выкачивает из России сырье и стремится обеспечить через ВТО беспрепятственный вывоз нефти, газа, металла, леса и т. д. в любом направлении. Вторая группа - представители обрабатывающей промышленности, машиностроения и сельского хозяйства. Эти отрасли в случае вступления в ВТО неизбежно рухнут под напором недобросовестной конкуренции со стороны Запада.

   То, что Кремль рвется в ВТО, говорит о засилье во властных структурах сырьевиков, наживающих безумные состояния на грабеже того, что России дала сама природа. Понимает ли власть, что если рухнут сельское хозяйство и все остальные базовые отрасли, где трудятся десятки миллионов людей, то последствия будут самые тяжелые, в том числе и для нее? Не потому ли правящая группировка пытается изворачиваться, ловчить, торговаться, метаться из стороны в сторону? Как говорится, хочется и замуж выйти и невинность не потерять.

   Вообще говоря, членство в ВТО предполагает формально равные, свободные от пошлин условия торговли. По сути дела это ставит на одну доску ростки современного производства в России и мощнейшие транснациональные корпорации. Без государственной поддержки на равных противостоять в конкуренции капиталам объемом в многие десятки, а то и сотни миллиардов долларов (капитализация первых десяти крупнейших транснациональных корпораций в мире составляет от 200 до 490 млрд. долларов) российские предприятия не смогут.

   Вступая в ВТО, мы тем самым должны ответить на вопросы: сможет ли отечественное производство создать столь же мощный, как у конкурентов, маркетинговый прессинг и нужно ли нам вообще соревноваться на этом поприще с глобальным капиталом или следует искать иные решения? Нынешняя же прозападная стратегия экономистов грефовской школы в правительстве Российской Федерации оставляет России роль страны с грязным производством и дешевой рабочей силой, где будут действовать как хозяева филиалы транснациональных корпораций, а отечественное производство - заполнять оставшиеся "щели".

   С присоединением России к ВТО, исходя из нынешнего ее экономического положения, можно с уверенностью сказать, что неизбежно будут добиты остатки промышленного потенциала и она окончательно превратится в сырьевой придаток Запада. И первой жертвой падет сельскохозяйственный сектор.

   Как известно, уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз выше, чем в России. Даже на Украине и в Белоруссии эти показатели значительно выше. Сегодня поддержка государством аграрного сектора в России составляет около 1% от расходной части госбюджета. Это в переводе на доллары - менее 1 миллиарда. Для сравнения: в СССР государственная поддержка была эквивалентна примерно 20 миллиардам долларов.

   Причем богатые страны щедро субсидируют своего отечественного производителя сельскохозяйственных товаров вопреки уставу ВТО и тем самым позволяют ему снижать цены на свои товары на международных рынках. В странах ЕС в настоящее время уже более половины всего бюджета Европейского союза поглощается субсидиями фермерам, что в абсолютных цифрах составляет около 150 млрд. евро.

   В США дотации фермерам достигают колоссальных размеров. Так называемые счета за оплату сельскохозяйственного производства в 1985 году равнялись 52 миллиардам долларов, а в 1995 году - уже примерно 80 миллиардам. В настоящее время затраты еще больше. В 2002 году американский конгресс принял, а президент Буш подписал закон, по которому субсидии сельскохозяйственным производителям США возрастут на 60%. В абсолютных цифрах - на 180 миллиардов долларов.

   Кроме того, фермерам гарантируются твердые закупочные цены на уровне мировых, а внутренний рынок защищен от иностранных конкурентов высокими таможенными пошлинами. Точно так же поступает Япония.

   В целом промышленно развитые страны ежегодно выплачивают примерно 370 миллиардов долларов своим сельскохозяйственным производителям. Это более миллиарда в день - больше, чем наше правительство дает в год.

   По документу об условиях вступления в ВТО, который уже подписан Россией, она должна не увеличивать, а снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов. Но уже сегодня многие хозяйства страны работают с убытками из-за несовершенства цен и давления на рынок субсидированного импорта. Если эта ситуация продолжится, то под давлением крупных западных поставщиков придется свернуть производство риса, а потом - остальных зерновых, производство мяса, молока и т.д.

   Аналогичная ситуация сложится и в других отраслях экономики. Главным образом, из-за снижения пошлин, открывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный рынок.

   Россия в феврале представила Всемирной торговой организации тарифное предложение по доступу импорта на отечественный рынок товаров. Оно содержит уровни импортных пошлин по 9800 тарифным позициям и показывает, до какого уровня Россия готова их снижать.

   Эти позиции будут обсуждаться на двусторонних переговорах, причем их набор может варьироваться в зависимости от того, в доступе каких товаров на российский рынок заинтересована та или иная страна. В случае с Японией этот список может, например, составить не одну тысячу позиций.

   Между тем не только страны ВТО, но и МВФ барьер для пошлин, предлагаемый Россией, вовсе не устраивает. Фонд хочет снизить размер импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф составляет около 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенную ставку хотят снизить до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%. А в дальнейшем - до 5%.

   Кроме того, Россию вынуждают присоединиться к большинству так называемых секторальных тарифных инициатив, предусматривающих существенную либерализацию доступа на наш внутренний рынок. Например, к соглашению о торговле гражданской авиатехникой, предусматривающему нулевые ставки импортных пошлин.

   Существенным моментом требований, выдвигаемых России на пути в ВТО ее партнерами, является выравнивание внутренних цен на природный газ по отношению к ценам, по которым он продается в странах Запада. Если это произойдет, то многие российские предприятия потеряют потенциальные возможности хоть в какой-то мере конкурировать с зарубежными производителями.

   Именно этот вопрос был, казалось, непреодолимым препятствием на пути к ВТО. Самыми яростными противниками наших "искусственно заниженных" цен на газ и электричество, которые якобы дают "неоправданное преимущество" российской промышленности, были французы. Однако вскоре они заявили, что ЕС не поддержит требование ВТО уравнять российские цены на энергоносители с западными. Но эта лояльная позиция Франции стоила России денег. Причем в прямом смысле: за это Россия пообещала досрочно выплатить свой долг в размере 40 миллиардов долларов Парижскому клубу. Но Франция и даже ЕС - это еще не вся ВТО.

   Сфера услуг также может серьезно пострадать в результате присоединения России к ВТО. ВТО требует соблюдения принципа равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся российские банки и страховые компании.

   Открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предполагает право заключения договоров на хранение денег с российскими гражданами и компаниями и вывоза полученных у них средств за рубеж. Таким образом, для России может оказаться утерянным важнейший инвестиционный ресурс.

   Можно еще долго перечислять выдвигаемые условия членства России в ВТО, которые однозначно неприемлемы для нашей экономики. Например, Китай жестко требует снять ограничения на миграцию рабочей силы и снижения пошлин на целый ряд товаров. Он настаивает на том, чтобы в России китайские компании были приравнены к отечественным, и т. д.

   Но важно то, что практически все экономические эксперты, если судить по докладу "Открытая Россия, мировая экономика и конкуренция. О национальной экономической стратегии и присоединении к ВТО", однозначно сходятся на том, что при присоединении России к ВТО неизбежно пострадают ее агропромышленный комплекс, автомобилестроение, авиационная промышленность, фармация, страховой бизнес и многие другие отрасли.

   Присоединение России к ВТО, вопреки утверждениям правительственных либералов, вовсе не означает, что российские производители получат свободный доступ на мировой рынок. В мировой торговой практике есть ряд "абсолютно легальных" инструментов ограничения экспорта. Речь, в частности, идет о технических стандартах, экологических, санитарных и фитосанитарных нормах, требованиях к упаковке, об импортном лицензировании.

   Так что если нас не захотят видеть на каком-то сегменте рынка, то никакая ВТО не поможет. Сегодня, например, европейский рынок фактически закрыт для наших химудобрений, цинка и древесных плит. Есть и другие проблемы с "игрой" по правилам ВТО.

   Типичный пример - запрет на "демпинговые" цены, к которым ВТО относит любые цены ниже уровня, определяемого издержками производства и средней прибылью транснациональных корпораций. Таким образом, нас просто лишат важнейших конкурентных преимуществ, связанных с возможностью производства товаров с более низкой себестоимостью. Уже сегодня, например, против металлургов России действует около 60 антидемпинговых пошлин в 26 странах.

   Проводя мощную протекционистскую политику, правительства "сильных" стран используют для этого и косвенные методы. Кроме названных, могут использоваться методы финансового давления, геополитического воздействия (вплоть до блокады неугодных стран как нарушителей прав человека или "рассадников терроризма"). Широко используется вмешательство во внутренние дела. Например, через предоставление кредитов только при условии назначения угодного МВФ правительства. Не брезгуют даже военной интервенцией.

   Наконец, не будем забывать, что ВТО оставляет для стран, чьи права нарушены, по сути дела, один главный инструмент - экономические санкции. Что такое, например, экономические санкции США против России - это понятно. Но насколько опасными для США будут, скажем, экономические санкции со стороны России? Да и отважится ли когда-нибудь наше либеральное правительство на какие-либо шаги, ущемляющие интересы США?

   С точки зрения здравого смысла и национальных интересов, стратегический план интеграции России в мировое хозяйство мог бы быть таков. Ближайшие 10-15 лет надо вести политику "опоры на собственные силы". Делать ставку на внутренний рынок; сырьевые экспортные отрасли использовать как доноров; стратегически важные и потенциально конкурентоспособные отрасли и сектора внутреннего рынка защищать от поглощения иностранцами; приветствовать и всячески стимулировать импорт капитала и технологий, а не товаров; проводить агрессивную государственную промышленную политику.

   При этом присоединение к ВТО необходимо осуществлять с максимумом оговорок переходного периода. Только после этого можно проводить либерализацию доступа иностранных товаров и производителей на внутренний рынок. Разумеется, при одновременном снятии всех ограничений на наш доступ на зарубежные рынки.

   Лишь так отечественные компании секторов с высокой добавленной стоимостью могут вступить в открытую международную конкуренцию вне и внутри России.

   Присоединение России к ВТО, ныне регулирующей 96% мирового рынка, в нынешнем состоянии экономики России однозначно выгодно только развитым странам "золотого миллиарда". Они при этом получат в лице России колоссальный рынок сбыта своей продукции, стимулирующий развитие их экономики. Российские же производители лишатся своих конкурентных преимуществ, связанных с "дешевыми", по сравнению с Западом, энергоресурсами, протекционистских мер со стороны своего государства.

   В итоге произойдет быстрая деградация фундаментальных отраслей экономики со всеми вытекающими негативными социальными последствиями для абсолютного большинства населения страны. Это чревато потерей суверенитета и распадом России на регионы, богатые сырьем, выигравшие от присоединения к ВТО, и регионы, однозначно проигравшие. Но что либералам из российского правительства до этого?! У них другие цели и задачи. Главное для них - угодить своим западным хозяевам.

Газета "Правда" No. 52 от 19 мая 2005

*   *   *   *   *   *   *

Царь-Холод, или Почему вымерзают русские

Сергей Кара-Мурза, Сергей Телегин

Продолжение (начало в выпусках рассылки от 23 и 30 мая, 6, 13,20, 27 июня, 4, 11, 18, 25 июля, 1, 8, 15 и 22 августа 2005 г., No.No. 226-239)

15. Проект "Установка счетчиков тепла"

   Первый и необходимый шаг к переводу любых человеческих отношений на рыночную основу - установление мер и весов. Элементарным актом рынка является обмен. Рынок устойчив, если это обмен эквивалентный. Если кто-то покупателя обмеривает и обвешивает, а покупатель обсчитывает продавца, то это - отклонения, они рынку вредят.

   Понятно, что для нормального ("цивилизованного") рынка требуется создание и поддержание большой и дорогостоящей системы измерений с ее постоянной метрологической инспекцией. Это - часть технологической базы сферы распределения. Нужна даже особая духовная культура, которая и возникла вместе с современным капитализмом и которую М.Вебер назвал "дух расчетливости" (calculating spirit).

   Разумеется, совместная деятельность и общежитие людей могут быть организованы и без купли-продажи и эквивалентного обмена - эти институты вообще возникли очень недавно. Существуют разные способы предоставления друг другу и материальных ценностей, и труда (дарение, услуга, предоставление в пользование, совместная работа, прямой продуктообмен и т.д.). Существуют и типы хозяйства, причем весьма сложно организованного, при которых ценности и усилия складываются, а не обмениваются - так, что все участники пользуются созданным сообща целым.

   К такому типу относится семейное хозяйство, которое даже в самых рыночных США составляет около 1/3 всей хозяйственной деятельности в стране. Этот тип хозяйства экономически исключительно эффективен (при достижении определенного класса целей) - замена его рыночными отношениями невозможна, т.к. оказывается, что ни у одного члена семьи не хватило бы денег расплатиться по рыночным ценам с другими членами семьи за их вклад. Это показали расчеты американских экономистов, проведенные в 70-е годы.

   К этому же типу хозяйства относилось и советское плановое хозяйство. Именно сложение ресурсов без их купли-продажи позволило СССР после колоссальных разрушений 1941-1945 гг. очень быстро восстановить хозяйство. В 1948 г. СССР превзошел довоенный уровень промышленного производства - можно ли это представить себе в нынешней рыночной системе РФ? В послевоенные годы, во время массового городского строительства, в СССР решили отказаться от индивидуального учета потребления ряда услуг ЖКХ (за исключением электричества) - в квартирах, например, были сняты имевшиеся ранее газовые счетчики. Это резко удешевило всю систему и вовсе не породило расточительства, которое вполне эффективно ограничивалось культурными средствами.

   Когда в конце 80-х годов стал более доступен выезд в западные страны, многие с удивлением увидели, что западный обыватель, из экономии живущий в своей квартире в полутьме, безобразно расточителен там, где ему лично не приходится платить, - например, в университете.

   Многие виды деятельности переводят на нерыночные принципы и современные капиталистические страны, получая экономию за счет отказа от дорогостоящего учета в сфере распределения. Это в значительной мере характерно именно для теплоснабжения.

   Реформу в России можно рассматривать как попытку заменить сложившиеся исторически способы соединения ресурсов и усилий рыночными отношениями обмена посредством купли-продажи, В частности, с 1992 г. западные кредиторы требуют от РФ сломать такое наследие советской системы, как сращивание коммунальных служб с промышленными предприятиями. Как выразился их ведущий эксперт Р.Роуз, "это - следствие патологии нерыночной системы". Назвать что-то непохожее на Запад "патологией" - просто ругательство, оно ничего не объясняет и лишь показывает невежество эксперта.

   Другой эксперт, Ж. Ле Кашо (ОЭСР) пишет: "Строго говоря, с микроэкономической точки зрения очевидно, что вовлечение предприятия, производящего товары и услуги для рынка, в производство и предоставление социальных благ для своих рабочих, противоречит принципам специализации и разделения труда. Хотя такая практика может давать некоторую экономию на административных расходах и других трансекционных издержках, она скорее всего ведет к производственной неэффективности и повышению себестоимости, если сравнивать с производством этих социальных благ специализированными государственными или частными фирмами".

   Этот эксперт делает свой вывод, исходя из "гипотетической ситуации" и веры в "разделение труда". На деле же эффективность любых предприятий, использующих "общинные" механизмы (неважно, идет ли речь о японской промышленной корпорации, хлопковой плантации с неграми-рабами в США или советской фабрике), определяется сильными кооперативными (синергическими) взаимодействиями, которые могут многократно перекрывать выгоды "разделения труда". На деле "сращивание производства с бытом" всегда дает очень большую экономию, и производственники это хорошо знают. Показали это и попытки оторвать коммунальные службы от градообразующих предприятий, передать эти службы местным властям, которые для этого создали специализированные фирмы.

   И нет никакой необходимости представлять "гипотетическую ситуацию" - в России проведено много натурных экспериментов над людьми. Вот конкретные данные из доклада отраслевого профсоюза: текстильное предприятие АО "Фатекс" в г. Фатеж Курской области имело жилой фонд 64 дома. В 1996 г. расходы на его содержание составили для предприятия 7 млрд. руб. (т.е. нынешних 7 млн.). В сентябре 1996 г. Городской комитет по управлению имуществом потребовал от предприятия передать жилой фонд в муниципальную собственность. При этом за обслуживание жилья работников предприятия "муниципальная специализированная фирма" потребовала с АО "Фатекс" плату 26 млрд. руб. ежегодно (после 1998 г. - 26 млн. руб.). Почти в четыре раза больше, чем была себестоимость для "неэффективной и патологической" собственной службы предприятия. В другом похожем случае, во Владивостоке, "муниципальная фирма", забрав у предприятия коммунальные службы и переведя теплоснабжение на рыночную основу, просто заморозила два жилых района.

   Советский строй породил тип промышленного предприятия, в котором производство было неразрывно (и незаметно!) переплетено с поддержанием важнейших условий жизни работников, членов их семей и вообще "города".

   Отсюда - понятие "градообразующее предприятие", которое было понятно каждому советскому человеку и которое очень трудно объяснить эксперту из МВФ.

   Это переплетение, идущее от традиции общинной жизни, настолько прочно вошло в коллективную память и массовое сознание, что казалось естественным. Оно стало важной общей чертой всех институциональных матриц России. Его и стали сразу же искоренять реформаторы под присмотром западных экспертов.

   Наблюдение за попытками разорвать это переплетение, отделить производство от создания условий жизни позволило увидеть важную вещь, о которой мы не думали при советском строе (и о которой не думают люди Запада при их капитализме). Соединение, кооперация производства с "жизнью" является источником очень большой и не вполне объяснимой экономии. Отопление бросовым теплом, отходящим при производстве электричества на теплоцентрали, - один из примеров.

   Почему же мы этого не видели? Потому, что из политэкономии (и в версии Адама Смита, и в версии Маркса), возникшей как наука о рыночном хозяйстве, основанном на обмене, мы заучили, что специализация и разделение - источник эффективности. Это разумное умозаключение приобрело, к огромному нашему несчастью, характер идеологической догмы, и мы почти забыли о диалектике этой проблемы. А именно: соединение и кооперация - также источник эффективности. Какая комбинация наиболее выгодна, зависит от всей совокупности конкретных условий. В условиях России именно соединение и сотрудничество, оказались принципиально эффективнее, нежели обмен и конкуренция.

   В РФ, напротив, систему теплоснабжения, изначально созданную как коммунальная с устранением необходимости измерять каждый элементарный акт купли-продажи тепла, пытаются перестроить в рыночную. Объявлено о намерении воплотить в жизнь большую программу перестройки всей системы распределения тепла. Началось движение за установку в квартирах счетчиков тепла, что само по себе означало бы крупномасштабное техническое переоборудование имеющейся системы. Каждый может оглядеть свою квартиру и прикинуть, сколько труб надо будет разрезать, сколько счетчиков поставить - и как инспектор будет шарить с фонариком по всем закоулкам.

   Переход к индивидуальному учету потребляемого тепла - один из ключевых пунктов программы всей рыночной реформы ЖКХ. Вот сообщение из Госстроя: "Департамент правительственной информации сообщает, что Госстрой России удовлетворен опытом применения систем поквартирного отопления. В ряде городов России построены жилые здания с поквартирными системами теплоснабжения - индивидуальными теплогенераторами на природном газе. Предусматривается внедрение поквартирных систем отопления со счетчиком тепла в каждой квартире. По данным Госстроя, поквартирная система отопления снимает многие проблемы деятельности предприятий ЖКХ" (АБН. 09.01.2003).

   А вот информация о позиции правительства в целом. 23.01.2003. Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг" сообщил о заседании правительства, на котором М.Касьянов указал на "необходимость активнее внедрять счетчики расхода тепла и воды. Как считает премьер, последний шаг способствовал бы большей точности расчетов за соответствующие услуги ЖКХ. В течение двух месяцев соответствующие ведомства должны представить свои предложения по поручению премьера".

   При этом власть (и "либеральная оппозиция") прикрывают это решение нелепыми спектаклями - установка счетчиков якобы сократит потери энергии и денег. Вот, например, сообщение из Томской области: "Губернатор В.Кресс в традиционном ежегодном послании Государственной думе Томской области 2002 г. объявил о начале крупномасштабной программы "Народный счетчик" - установки счетчиков потребления тепла во все жилые дома Томска.

   "Поставьте в квартирах счетчики,- сказал В.Кресс. - Я на собственном опыте убедился, что за тепло мне выставляют счет в 2 раза больше, чем я его потребил на самом деле. Фактическое потребление горячей и холодной воды по счетчику получается в 1,5-2 раза ниже, чем по нормативу".

   Губернатор к тому же явно путает счетчик горячей воды со счетчиком тепла - прибором на порядок более сложным и дорогим.

   Во сколько обойдется установка счетчиков тепла во всех квартирах РФ? В Томске на это пока что выделили 165 млн. руб. Это - смехотворная сумма. Реально операция по монтажу счетчика на одну трубу будет стоить никак не меньше 200 долл. Так что установка "народных счетчиков" только для горячей воды для страны обойдется в миллиард долларов. О счетчиках тепла и речи нет, тем более что тепло в квартиры подводится по нескольким стоякам. Не может быть речи даже о том, чтобы снабдить такими счетчиками многоквартирные жилые дома, а не то что отдельные квартиры. (В одном из рекламных проспектов фирмы, устанавливающей счетчики тепла на жилые здания, сказано, что "стоимость комплекса работ составляет от 50 до 70 тысяч рублей" (на жилой дом). В принципе, большой разницы между домом и квартирой в измерении потребленного тепла нет.) Но мы говорим даже не об этом, а о мышлении губернатора и правительства.

   Даже если признать, что счетчик полезен, его установка означает улучшение в сфере распределения, она никак не влияет на сферу производства и транспорта тепла. Счетчик, установленный в квартире, никоим образом не укрепляет изношенную трубу или насос в котельной. Губернатор В.Кресс сказал несуразицу, которую вряд ли смог бы объяснить, если бы был возможен диалог с ним. Речь ведь идет о том, что горячая вода вытекает из прохудившихся труб где-то вне дома, и при нынешней уравнительной системе оплаты ущерб от этих потерь раскладывается на всех граждан поровну (хотя и собранных таким образом денег не хватает для ремонта труб).

   При помощи счетчика губернатор В.Кресс убедился, что он якобы имеет право не платить городу половину от того, что платит сегодня. Оказывается, не вся горячая вода, за которую он платил, доходила до его квартиры! Он призывает и других граждан в этом убедиться - и не платить за тепло даже ту плату, что с них требует "Томскэнерго". Да здравствуют права покупателя! Каков будет результат, если граждане последуют не здравому смыслу, а призывам губернатора?

   Результат очевиден заранее. Предприятие "Томскэнерго", которое и сегодня не может справиться с ситуацией и не имеет денег на ремонт, получив по счетчикам только половину нынешней суммы, вообще перестанет существовать. Оно будет объявлено банкротом и ликвидировано (возможно, в январе). И В.Кресс с его сэкономленными 50 рублями останется зимой в нетопленой квартире. Он не хочет оплачивать работу изношенной системы, которая по пути к его квартире теряет часть горячей воды, - а другой, неизношенной системы нынешняя власть создать не в состоянии. Не тот тип хозяйства! И на месте предприятия "Томскэнерго", которое уничтожит губернатор и его последователи своими счетчиками, никакого другого предприятия с новенькими трубами не появится!

   Каково положение дел, видно по сообщению из Архангельска (март 2003 г.): "В минувшие выходные дни потери горячей воды в сетях Архангельска выросли на 150 тонн и достигли почти 400 тонн в час. Вероятно, как сообщили в "Архэнерго". это связано с тем, что изношенные трубопроводы не выдерживают высокой температуры и на них образуются многочисленные свищи".

   Это - сфера производства и транспорта, и здесь всем ясно, что надо делать, - надо заменять трубы. Что произойдет, если внимание власти будет переключено на установку счетчиков, то есть на сферу распределения, на "рыночную" часть системы? Люди потратятся на счетчики, а потом, тыкая в них пальцем, откажутся платить "Архэнерго" за вытекшую из худых труб воду, в результате чего "Архэнерго" тоже будет объявлена банкротом, будут уволены и те ремонтники, что сегодня устраняют аварии, и катастрофа резко приблизится.

   Дело не в том, что этого "недопонял" губернатор Кресс, - это сознательная установка правительства! По сообщениям СМИ, на коллегии Госстроя в Чебоксарах глава Госстроя РФ Н.Кошман заявил: "Жители должны платить только за то, что получают, а если теплосеть должна нести тепло, то это ее ответственность" (РИА "Новости" - Приволжье, 3 апреля 2003). Витиевато, но понятно. Государство отказывается приводить в порядок теплоснабжение как целое, как систему, но и жителям предлагается не поддерживать это целое, а платить только за полученный продукт, для чего и будут установлены счетчики (стоимость которых, кстати, сравнима со стоимостью ремонта труб - всего на порядок меньше). Съев желуди, не думай о дубе!

   Чтобы не видеть этих простых вещей, надо иметь особое мышление. В том-то и трагедия, что это мышление овладело довольно широкой прослойкой нашей либеральной интеллигенции. Вот срочная программа, которую 15 января 2003 г. обнародовал наш "рыночный интеллектуал" Г.Явлинский: "Единственный выход из положения - немедленное начало реальных структурных реформ в ЖКХ. Ключевыми мероприятиями реформ должны стать: освобождение от налогов частных предприятий, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилого фонда и инженерных коммуникаций; снижение на 50% тарифов на коммунальные услуги для товариществ - собственников жилья и других форм коллективного домовладения; снижение на 3 года на 75% тарифов на коммунальные услуги для граждан, установивших счетчики".

   Какой отход от здравого смысла! Налоги, тарифы, кондоминиумы... Как будто, если снизить тарифы тем, кто установит счетчики, свищи в теплотрассах Архангельска зарастут сами собой.

   И вот, как результат "мотивации и экономического стимулирования" со стороны правительства, техническая мысль и производственные планы российской промышленности направлены не на улучшение труб, котлов и насосов, а на конструирование и производство счетчиков. В Концепции сказано: "В последние 5-6 лет в России наблюдается большой интерес к разработке, производству и установке приборов учета. За этот период внесено в Госреестр средств измерений свыше 200 наименований теплосчетчиков и счетчиков горячей воды и пара для систем теплоснабжения и налажен их выпуск".

   Свыше 200 наименований счетчиков! Наконец-то удалось хоть где-то создать конкурентную среду. Кстати, как раз выпуск технических средств для производства и транспорта тепла, в отличие от выпуска технических средств для сферы распределения, в ходе реформы парализовано. Вот динамика выпуска главных механизмов и материалов, которые применяются в производственной части теплоснабжения (труб, котлов и турбин) - падение в 20 раз за годы реформ (рис.2 и рис. 3 исключены).

   Обязательную установку счетчиков тепла уже ввели и в строительные нормы. Главный инженер проекта реконструкции теплоснабжения г. Улан-Удэ Г. Палехин сказал в интервью: "По нормам строительства теперь предписано в каждую квартиру ставить теплосчетчики. Общий стояк проходит по лестничной клетке. От него в каждую квартиру идет отпайка по отоплению. На эти системы устанавливаются счетчики и саморегуляторы. Хозяин квартиры волен решать: нужно ему тепло и в каком объеме. В этом случае повышение тарифов будет меньшей грозой для населения" ("Городская газета" 26.03.03).

   Здесь сказано, в чем главный смысл этой кампании. Сейчас решение выбросить человека из жизни, прекратив поставлять ему тепло, вынуждены принимать власти, насильственно отрезая и заваривая трубы отопления у тех, кто не в состоянии оплатить тепло. Если же человеку поставят счетчик, то это решение будет переложено на него. Не можешь платить - убавляй сам количество потребленного тепла согласно своей платежеспособности, ты теперь можешь это делать. Так в английских газетах зимой то и дело мелькают сообщения, что в квартире при исправном отоплении замерзла чета пенсионеров - у них не только счетчик перед носом тикает, но и газ подается только когда бросаешь монету. А у этих или монеты кончились, или слишком экономными оказались. Но зато "повышение тарифов было для них меньшей грозой".

   В нашем рассуждении о программе "Счетчик" и перекачке средств из сферы производства в сферу распределения мы исходили из того, что счетчик тепла - действительно полезный инструмент, чтобы "отмерить, рассчитать и взвесить" то тепло, которое излучила данная конкретная батарея в комнатку Ивана Петровича Сидорова. Но ведь и это не так!

   Разработчики Концепции предупреждают: "Фактическая погрешность теплосчетчиков очень высока. Это определяется как объективным фактором - плохим качеством сетевой воды, из-за чего стендовую поверку с первого раза проходит только 10-20% подготовленных к поверке теплосчетчиков, так и большим набором методов сознательного изменения показаний (замена уплотнительных фланцевых прокладок; электромагнитное воздействие; вмешательство в электронную схему и т.д.)".

   Неужели Явлинский надеется, что сын или внук Ивана Петровича Сидорова, студент Вася Сидоров, не сможет оказать нужного электромагнитного воздействия на счетчик, который власти заставят установить в квартирах?

   И даже это - не главное. Дело не в плохой воде или уплотнительных фланцевых прокладках. В приложении к реально существующим в РФ гидравлическим системам теплоснабжения несостоятельна сама метрологическая концепция этих счетчиков, копирующих западные модели. Вот выдержка из статьи специалиста-метролога А.Е.Каханкова (О ГОСТе 51649 - 2000 "Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения"). Не вдаваясь в тонкости термодинамики и теплотехники, приведем главный вывод:

   "Документ настолько недоработанный, что уже в первом разделе "Область применения" сказано: "Требования безопасности, изложенные в п.5.5 и разделе 6 настоящего стандарта являются обязательными, остальные требования настоящего стандарта - рекомендуемые".

   В том же первом разделе указано, что "настоящий стандарт распространяется на теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения, предназначенные для измерения количества теплоты в водяных системах теплоснабжения". При этом скромно умалчивается о принципиальном отличии закрытых независимых систем теплоснабжения от открытых, зависимых и соответственно о принципиальном отличии теплосчетчиков для открытых и закрытых систем - хотя основной причиной дискуссий по терминологическим, алгоритмическим и метрологическим вопросам является именно повсеместное наличие в России открытых зависимых систем теплоснабжения...

   Необходимо четко представлять, что в существующих системах теплоснабжения практически невозможно выделить теплообменный контур, в котором происходит теплообмен излучением, конвекцией и теплопроводностью без отбора теплоносителя и само количество теплоты не может быть измерено в выделенном контуре".

   Представьте: теплообменный контур, в котором происходит отбор тепла потребителем, невозможно выделить, а в том контуре, который можно выделить, само количество теплоты не может быть измерено. И такой прибор, показания которого даже Госстандарт стесняется признать обязательными, правительство призывает установить, за очень большие деньги, в каждой квартире. И интеллигентные люди кивают, поддерживают... Какой регресс в строгости мышления!

   И составители Доклада, и разработчики Концепции буквально разрываются между знанием реального состояния дел в теплоснабжении и желанием соответствовать "генеральной линии партии реформ". Вот, в одном абзаце Концепции сказано: "Бесспорно, счетчики необходимо устанавливать, но на дом в целом, потому что обеспечить измерение тепловой энергии, затрачиваемой на отопление каждой квартиры, практически нереально. Для этого потребуются очень большие инвестиции, которые экономически не будут оправданы, а только приведут к росту тарифов на отопление".

   Понимают, что "практически нереально", да и невыгодно. Но, несколько ниже - гимн "рынку тепла": "В соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", введенным в действие постановлением Верховного Совета РФ от 27 апреля 1993 г. No. 4872-1 с 1 июня 1993 г., должно быть обеспечено измерение количества продаваемых (отчуждаемых) товаров (в частности тепловой энергии и горячей воды), то есть у потребителя должны быть установлены счетчики тепловой энергии и теплоносителей, удовлетворяющие требованиям Госстандарта РФ. При этом потребители тепловой энергии будут заинтересованы в установке и бесперебойной работе таких счетчиков, потому что по их показаниям будет оплачиваться финансовый счет за тепловую энергию и горячую воду".

   И здравый смысл, и логика тут отсутствуют - официальная позиция на этой странице берет над ними верх. Почему же если "по показаниям счетчиков будет оплачиваться финансовый счет за тепловую энергию и горячую воду", то "потребители тепловой энергии будут заинтересованы в установке и бесперебойной работе таких счетчиков"? Читаешь, и думаешь, может быть, тут где-то пропущена отрицательная частица "не"? Не будут заинтересованы? Разве так уж всегда люди заинтересованы в том, чтобы "оплатить финансовый счет"? Почему же ломают счетчики в Казахстане, где их поставили раньше, чем в РФ? И почему в РФ при первых же шагах по установке счетчиков наблюдаются "электромагнитное воздействие, вмешательство в электронную схему и т.д."?

   А главное, почему в одном абзаце сказано, что "обеспечить измерение тепловой энергии, затрачиваемой на отопление каждой квартиры, практически нереально", а в другом абзаце, что "у потребителя должны быть установлены счетчики тепловой энергии и теплоносителей"? Зачем же расходовать большие деньги на то, что "практически нереально"? Нет ли тут лазейки для той самой пресловутой коррупции, о которой сокрушаются и Доклад, и Концепция!

   Но что же могут присоветовать эксперты, если "практически нереально", но начальству очень хочется? В таких случаях честные эксперты делают самую безобидную вещь - несут ахинею. С одной стороны..., с другой стороны... Да, с одной стороны, специалисты понимают, что нереально, даже несмотря на Федеральный закон, введенный в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 27 апреля 1993 г. No. 4872-1, "обеспечить измерение количества продаваемых (отчуждаемых) товаров (в частности тепловой энергии и горячей воды)". С другой стороны, закон суров, но это закон! Как же быть?

   И с помощью хитроумной, но совершенно противоречащей логике казуистики авторы Концепции идут на подмену фундаментальной категории либеральной политэкономии. Если совсем запутать схему взаимоотношений жильцов с предприятиями теплоснабжения и ликвидировать ДЭЗы и ДЕЗы, то, глядишь, и товар перестанет быть товаром, а станет "услугой" - и не надо будет его измерять. Все будет основано на добром согласии.

   Вот вам и путь выхода из кризиса, предложенный в Концепции: "Тепловая энергия является товаром. Товаром является и горячая вода, которая продается энергоснабжающей организацией потребителю... При ликвидации ДЕЗов тепловая энергия из товара трансформируется (переходит) в коммунальную услугу.

   Во-первых, будет создана реальная конкурентная среда на рынке оказания коммунальных услуг по обеспечению теплового комфорта, потому что выбор подрядчика по оказанию этих услуг будут осуществлять жители, которые сами платят, а не чиновники муниципалитета в лице службы единого заказчика (службы муниципального заказа)".

   Составители Доклада на такие кардинальные меры не замахиваются. В сфере распределения они предлагают реалистичную компромиссную меру: "Из расценок на горячее водоснабжение должны быть выделены расценки на обогрев полотенцесушителей. Это позволит жителям отключать их для уменьшения расходов".

   И впрямь, к чему в нынешней РФ эта роскошь - сухое полотенце! Не всякому она по карману - так дайте гражданам свободу отключить полотенцесушитель!

(Продолжение следует)

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

   На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

   Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

   Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.econometrika
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное