← Август 2005 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Эконометрика - выпуск 237
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
В этом, 237-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 8 августа 2005 года публикуем интересную статью академика РАН Роберта Нигматулина "Главный инвестор рыночной экономики - сам народ". Россия умирает: три разрушительных процесса" с нашими комментариями. Помещаем информацию "Льготы чиновников. Попавшие в рай. Какие льготы остались у власти?" О качестве работы чиновников свидетельствует статья "На долговом счетчике. Германия обыграла Россию на 2 млрд. долларов". Из Интернета взята статья "Back in USSR: сельское хозяйство". С экологической точки зрения интересна статья "Компьютеры - это, в сущности, мусор..." Продолжаем публикацию исследования С. Кара-Мурзы и С. Телегина "Царь-Холод, или Почему вымерзают русские". Впервые анализируется судьба "в переходный период" одной из основ жизнеобеспечения нашей страны - теплоснабжения. Если мы хотим продолжать жить в нашей стране, следует тщательно проанализировать ситуацию, и политические пристрастия здесь могут только помешать. В настоящем выпуске помещаем главу 12 "Как видит выход правительство реформаторов?" Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika. * * * * * * * "Главный инвестор рыночной экономики - сам народ" Россия умирает: три разрушительных процесса Я и многие мои коллеги в Российской академии наук считаем, что Россия в 2004 году продолжала разрушаться. Я не буду обсуждать трагедию в Беслане, взрывы в самолетах и в метро, гибель граждан в Чечне, продажу "Юганскнефтегаза", новые правила выборов губернаторов и депутатов Госдумы, монетизацию льгот, продвижение в ВТО, ратификацию Киотского протокола, внешнюю политику и т.д. Я ставлю правительству "двойку" за три разрушительных процесса, в результате которых, по мнению Тэтчер, "Россия больна и в настоящее время, без преувеличения, умирает". Первый. Продолжилось разрушение экономики. Руководство страны довольно ростом ВВП на 6,8%. Только за счет продажи нефти и беспрецедентного роста цен на нее ВВП вырос на 11%. Значит, вклад остальной части экономики в ВВП сократился на 4,2%. Высокая инфляция сохранилась - 11,5%. Но самое трагичное - ускоренно идет деиндустриализация страны, мы теряем производительные силы. Мы не только не строим заводы, не производим новую технику, но имеющиеся заводы продолжают простаивать и растаскиваться. Сокращение материального производства подтверждается падением потребления нефти внутри страны. Если в 1990 г. мы потребляли 1,8 т на душу в год, то в 2004 г. 0,8 т, несмотря на рост числа автомобилей. Это следствие необратимого сокращения производства. В России добывается 3 т нефти в год на душу, но основная ее часть вывозится в виде сырой нефти (1,7 т) и нефтепродуктов (0,5 т). Кстати, в США на душу потребляется 3,5 т в год (из них только 0,7 т на легковые автомобили), в Германии, Японии и Южной Корее - 2,2 т. Правительство и Госдума, несмотря на неоднократные разъяснения ученых, не осознают, что главным двигателем рыночной экономики является покупательский спрос. Для России спрос на товары определяется зарплатами, поэтому необходимо поднять долю ВВП, идущую на оплату труда, с 25% до 50% за счет сокращения сверхдоходов богатых (5% населения). В США, Европе, Японии доля оплаты труда в ВВП составляет 60-70%. Если учитель, врач, рабочий раз в год не могут слетать с семьей в отпуск, то отечественная авиация не нужна. Становятся ненужными наши заводы, НИИ, КБ, авиационные вузы. Из-за низкой стоимости хлеба (1 кг должен стоить не меньше стоимости 4-5 л бензина, как во всех развитых странах) сельское хозяйство разрушается, не имея возможности оплачивать технику и удобрения. А правительство думает как "недотепа" в татарско-башкирской пословице: "Телега сломается - будут дрова, бык сдохнет - будет мясо". Власть и ее идеологи никак не поймут важную теорему рыночной экономики: "Главный инвестор рыночной экономики - сам народ, получающий сбалансированную долю ВВП в виде оплаты труда". (Что такое "рыночная экономика"? Если речь идет лишь о противостоянии плану, то рыночной экономики сейчас нет нигде, а была она лишь при Адаме Смите.) Тогда народ способен оплачивать жизнеобеспечивающие товары и услуги по сбалансированным (покрывающим издержки производства и обеспечивающим инвестиции) ценам и создать двигатель экономики - покупательский спрос. (Проще изымать природную ренту и самому государству рпроизводить капиталовложения в основные средства. - А.И.Орлов) Низкая оплата труда не является экономией, используемой для инвестиций, как в СССР в 1930-1950-е годы и в современном Китае. В России то, что недоплачивается, проматывается на роскошь и вывозится за границу. Пора понять экономическую необходимость цивилизованного "передела" доходов (не собственности, а доходов) в пользу основной части населения с целью сбалансированности экономики, чтобы избыточные траты на роскошь обратить на развитие производства через покупательский спрос. (Зачем так бояться передела собственности? - А.И.Орлов) Для балансировки необходима налоговая система, общепринятая в цивилизованных странах: с больших доходов (тем более если они за счет природных ресурсов) налоги составляют до 40-60%, со средних - 10-20%, с маленьких - нулевые, а с богатой собственности - 3-4%. Необходим закон, по которому минимальная зарплата должна быть не меньше стоимости 300-400 кг хлеба или 1200 л бензина. Второй процесс - разрушение российской нации. В 2004 году с прежним темпом продолжалось падение численности населения на 800-900 тыс. человек в год. У нас умирает 2,3 млн человек в год, в пересчете на 100 тыс. населения в 2 раза больше, чем в Европе и США. В 3 раза, чем в среднем по миру, у нас больше самоубийц (40 на 100 тыс. населения). Вот мнение члена-корреспондента РАН Натальи Римашевской: "То состояние, в котором сегодня находится население России, - это больше, чем тупик". (Пустые слова. Как была Римашевская неумным человеком, так и осталась.- А.И.Орлов) Науку привыкли винить в отсутствии инноваций. Это перекладывание с больной головы на здоровую. В большинстве отраслей умерла отраслевая наука. Советуют искать деньги для инноваций на рынке. Но на российском рынке не работают рыночные механизмы, нет платежеспособного спроса на отечественную продукцию. А за это ответственно правительство, а не профессора. Правительство никак не вникнет в теорему, повторяемую академиком Леонидом Абалкиным: "Низкая оплата труда - главный тормоз научно-технического прогресса". (Какая же это "теорема"? Это чушь. Научно-технический прогресс наиболее быстро шел в нашей стране в 50-е - начале 60-х годов - АЭС, водородная бомба, спутник, космос, строительство ГЭС, химизация народного хозяйства - при заметно меньшей зарплате, чем в дальнейшие годы. - А.И.Орлов). Надо понять и теорему академика Валерия Макарова: "Организация спроса на знания - прямая функция государства". (Это верно. Но не совместимо с "рыночной экономикой". Предполагает активное вмешательство государства в экономику. - А.И.Орлов.) Третий процесс - разрушение государства, повальная сверху донизу коррупция. Материальной базой коррупции являются сверхдоходы богатых за счет природных ресурсов (Не только. Коррупцию порождает сама "рыночная" организация хозяйства. - А.И.Орлов). Президент признал: коррупция проникла в правоохранительную и судебную системы. Суды стали независимыми, но в атмосфере взяточничества стало еще хуже. Академик Андрей Воробьев с горечью сказал: "Беды здравоохранения - лишь часть огромной беды, в которую попала наша страна". Это же относится и к бедам науки, образования и культуры, бедам армии и т.д. Мы еще не начали выбираться из этой беды. Своей замедленной реакцией мы ее усугубляем. Надо иметь в виду предостережение Салтыкова-Щедрина, не учтенное в свое время правящим классом России: "Я вам прямо скажу: берегитесь, господа! Как только мужик поймет, что такое внутренняя политика, всё, конец этой политике". Мнения ученых игнорируются, но в окружении президента уже слышится беспокойство. Слышно беспокойство некоторых министров, глав регионов, беда слышна во многих телепередачах. Положение настолько вопиюще, что один из лидеров власти - мэр Москвы Лужков заявил: "Если мы будем молчать, улыбаться и стоять на задних лапках, мы принесем плохую услугу нашему государству". Роберт Нигматулин, академик РАН Газета "Известия" от 18 февраля 2005 * * * * * * * Льготы чиновников Попавшие в рай Какие льготы остались у власти? Монетизировав льготы населению и заявив, что льготы в принципе - это неправильно и нехорошо, российские власти почему-то не захотели монетизировать свои, как они это называют, "социальные гарантии". Представляете картину: министр садится в служебную машину и, как в такси, протягивает водителю деньги за проезд? Вот и чиновникам такое даже в кошмарном сне не виделось. Что касается собственных благ, тут они будут стоять до последнего. Всей своей огромной армией: в стране, по разным оценкам, - от 1 до 3 млн. "слуг народа" разных мастей. Добавим сюда и политиков - депутатов Госдумы, сенаторов... "МК" решил провести "ревизию" властных льгот: сколько и чего им положено? Что положено госслужащим? Оклады чиновников (с осени прошлого года, в долларах США): - министр - 3000, - замминистра -2000, - директор департамента - 1300, - начальник отдела - 500, - ведущий специалист 250 - 270. Пенсия 80% от оклада (при наличии 10 лет стажа работы на госслужбе индексируется с повышением зарплаты по этой должности). Ежегодный отпуск не менее 30 дней (для отдельных категорий госслужащих может увеличиваться). Медицинское обслуживание чиновнику и членам семьи, в том числе после выхода на пенсию, экспертные оценки общей семейной медстраховки 2100 долларов США в год (или 5 тысяч рублей в месяц), 2 вида страховки от несчастного случая (в том числе и имущество), а кому положено - еще и охрана. Санаторий (льготные и бесплатные путевки) - в среднем 25 тысяч рублей в год. Жилплощадь - один раз за весь период работы на госслужбе - квартира положена бесплатно. (Очень индивидуально. Все зависит не столько от должности, сколько от пробивных способностей чиновника. Подсчитать стоимость квартиры сложно: кому-то дают на Плющихе и Удальцова, а кому-то достаются Люберцы и Южное Бутово.) Дачи (районы известны: Рублевка, Горки и т.д.) - рыночная стоимость аренды - 1,5-3 тыс. долларов США в месяц. Транспорт (иномарка, которую, как правило, посменно обслуживают два водителя) - рыночная стоимость - 5-8 тыс. долларов США в месяц. Что положено депутатам и сенаторам? Оклады: Депутаты и сенаторы по размеру денежного содержания приравнены к федеральным министрам, спикеры палат - к премьеру, вице-спикеры - к вице-премьерам. Оклад рядового депутата - 17980 руб., вместе с прописанной в законе доплатой парламентарии получают 44859 руб. На денежное содержание спикера Госдумы в смете 2004 года предусмотрен примерно 1 миллион 76 тысяч рублей. Пенсия: От 50% денежного вознаграждения действующих депутатов до 75% (около 13000 руб./мес.), зависит от срока работы в Думе. Ежегодный отпуск 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере двух денежных вознаграждений. Медицина: Бесплатная, в том числе и для членов семей, в поликлиниках и больницах Управделами Президента РФ. Еще каждый сенатор и депутат страхуется государством на сумму годового денежного вознаграждения - на случай гибели или смерти, причинения увечья или иного повреждения здоровья. Санаторий: Путевки за 30% стоимости. Жилплощадь: Служебная, на срок исполнения полномочий. Дачи: Спикерам, вице-спикерам и лидерам фракций Управление делами Президента РФ выделяет постоянные госдачи. Остальные тоже могут пользоваться госдачами - на основании временных контрактов. Транспорт: Бесплатный служебный автотранспорт - по вызову. У руководства палат, лидеров фракций и председателей комитетов - постоянно закрепленные служебные машины. Бесплатный воздушный, железнодорожный, автомобильный и водный транспорт на территории РФ. Связь: Телефонная связь бесплатна. К тому же каждому выдается казенный мобильник с ежемесячным лимитом 100 долларов. Прочие выплаты и льготы: Бесплатное пользование VIP-залами в аэропортах и на вокзалах. Особые государственные регистрационные знаки на автомобилях. Депутату, сенатору и их семьям оплачивается переезд в Москву и возвращение на родину с имуществом (в контейнерах до 10 тонн весом). При переезде в Москву каждому выплачивается по 0,5 денежного вознаграждения и по 0,25 денежного вознаграждения на каждого члена семьи. Ежемесячно депутатам и сенаторам оплачиваются дополнительные расходы, "связанные с осуществлением полномочий", в размере 5 МРОТ (сейчас 3600 рублей). По окончании полномочий каждый депутат получает "выходное пособие" в размере ежемесячного денежного вознаграждения. Марина Озерова, Елена Зверева Газета "Московский комсомолец" от 12.02.2005 * * * * * * * На долговом счетчике Германия обыграла Россию на 2 млрд. долларов Долговой вопрос еще долго будет портить нам жизнь. Российские чиновники провалили очередные переговоры с кредиторами из Парижского клуба о досрочном погашении внешних обязательств. Западные финансисты обыграли наших элементарной двухходовкой. Сначала они всячески затягивали переговоры по внешнему долгу. Затем агентство Standard and Poor's повысило рейтинг России до инвестиционного. А сразу после этого - под предлогом перехода России в новое качество - Германия потребовала заплатить без всяких дисконтов. Из-за своих "профессионалов" Россия в лучших законах жанра теряет миллиарды долларов. На недавних переговорах в Лондоне со странами - членами Парижского клуба кредиторов российскому министру финансов Алексею Кудрину любезно объяснили, что условия игры изменились. Не пристало России, получившей все возможные инвестиционные рейтинги, выпрашивать скидки. Мол, дела у нас настолько хороши, что вполне можем погасить свои долги досрочно. Причем в полном объеме. И вообще, прижимистые немецкие налогоплательщики такую щедрость в отношении страны, где деньги гребут лопатой, просто не поймут. Цена вопроса - 2 млрд. долларов, или 10% от двадцатимиллиардного долга России перед Германией. И это потери только по одному кредитору, правда, самому крупному. Ладно бы этот случай был единичным. Так ведь нет - таким образом финансовые власти решали, решают и, по-видимому, будут решать долговой вопрос. Сколько бы их ни обыгрывали ушлые западные переговорщики, выводов наши не делают. К примеру, недавно Россия досрочно погасила долг МВФ - 3,3 млрд. долларов. Чиновники представили это как великую победу отечественной финансовой мысли. Между тем обещанных скидок за досрочное погашение нам не дали, хотя мы и рассчитались на четыре года раньше срока. Вся экономия - это проценты, которые теперь не нужно платить - 204 млн. долларов. Могло бы быть в несколько раз больше. Неужели в Минфине не знали, что чем выше кредитный рейтинг у страны, тем дороже ее долговые обязательства. И вопрос о скидках отпадает сам собой. Если не знали, грош цена таким переговорщикам. Ведь разбазаривают они не свои, а народные деньги (стабфонд). А если и знали, от этого не легче. Это уже чистой воды криминал: известно, что на долгах сколотили не одно состояние... Минфин взял тайм-аут. А пока чиновники думают, денежки за обслуживание долга продолжают капать. Счетчик работает. Если мы не согласимся с немцами, они выпустят свои долговые бумаги под российский долг. Разрулят ситуацию без всяких досрочных выплат. Это мы их слушались и выполняли любой каприз, идя на поводу у "мирового правительства". Списали долгов развивающимся странам на целых 40 млрд. долларов. Прощали, прощали и по 80%, и по 90%. И вот "благодарность": или платите досрочно, но полностью, или по графику, но с уплатой процентов. А скидки - это не для России. Ничего личного - только бизнес. Интересы западных налогоплательщиков - святое. Остается позавидовать рядовым немцам, деньги которых защищают подкованные финансисты. Может, правительству стоит выписать себе команду профессионалов? Сколько бы ни попросили, учитывая цену вопроса, дешевле будет. Из досье "МК": Самым дорогим в обслуживании является долг Парижскому клубу кредиторов - около 45 млрд. долларов, или одна треть всего российского внешнего долга. Брали его в начале 90-х под 7% годовых. Однако проценты за это время набежали на проценты, и в итоге платить приходится чуть ли не втридорога. За 2001-2003 годы российский внешний долг сократился всего на 19 млрд. долларов. При этом Россия выплатила аж 44,2 млрд. Разница - более 25 млрд. - это стоимость обслуживания кредита. Иначе говоря, заняв когда-то один доллар, мы отдавали больше двух. Эксперты "МК": Александр Лебедев, депутат Госдумы: - Вся информация, связанная с управлением внешним долгом, непрозрачна. Периодически на поверхность выходят отдельные скандалы, связанные с арестом ответственных госслужащих. Последний пример - Денис Михайлов из Минфина. Хорошо зная ситуацию, могу утверждать: чиновники создали засекреченную кормушку, которая увеличивает их благосостояние. Многочисленные схемы предусматривают дорогие посреднические услуги, а нередко мошенничество. В Госдуме все вопросы, связанные с внешним долгом, проходят в виде засекреченных документов. Нужно снять "гриф", показать расчеты и провести общественное обсуждение, что выгоднее для страны: платить по долгам по заранее утвержденным графикам или экономить на досрочном погашении. Никита Кричевский, д.э.н.: - Скоро при стабилизации политической ситуации на Ближнем Востоке и увеличении издержек на добычу нефти на новых российских месторождениях доходы бюджета существенно сократятся. Однако для более динамичного сокращения госдолга важно договориться с Парижским клубом о досрочном погашении хотя бы части задолженности. Экономия составила бы 2 млрд. долларов на каждые 10 млрд. погашенной части. Елена Клевалина Газета "Московский комсомолец" от 09.02.2005 * * * * * * * Back in USSR: сельское хозяйство Под впечатлением очередных дискуссии о "жизни в СССР" я вспомнил, что все-таки изучал экономику и решил описать объективный вид экономики в СССР, без политических тенденций и пропаганды. Итак, если верить Ирине Хакамаде у нас еще с советских времен сложился определенный стереотип: деревня выродилась, все пьют, не работают и воруют друг у друга картошку. Виноват во всем, конечно, колхозный строй. Как бы мы к нему не относились, факт остается фактом: крестьянин в рынке не нуждался и не нуждается. Это ясно показал реакция на перестройку аграрного сектора. В 1989-м году после долгой и навязчивой агиткампании началось создание индивидуальных хозяйств. К 1990-у году создано было менее 6 тысяч, причем только в рамках республик Балтии (1). Для сравнения колхозы начали создавать на добровольных началах (даже вопреки официальной НЭП) сразу после Гражданской войны. Дело не в каком-то особом русском менталитете. Та же петрушка происходила и в других социалистических странах. В Венгрии по данным на 1992-й около 90% кооперативов (колхозов) сохранили коллективную форму возделывания земли, на принуждение власти не решились, что позволило избежать обвала аграрного сектора(2). В Польше 85% участников госхозов (совхозов) настаивали на преобразования их предприятий в товарищества или, на худой конец, АО. Отказ властей привел к обвалу (3). Негативный опыт имела и Чехия: спад сельского хозяйства в 1991-1992 годах на 9 и 12% соответственно, прибыль в 13,5 миллиард крон (1990) превратилось в 21 миллиард убытка (4)... Как писал по аналогичному поводу Гашек: "Все везде дохло". Итак, непреложный факт номер один социалистическое с./х. плохо переносит переход к фермерству. Однако если предположить, что работало оно все скверно, можно счесть подобную реформу вынужденной необходимостью. (Хорошо известно, что товарным, т.е. работающим на рынок, может быть только крупное хозяйство. Применительно к нашей стране из современных авторов на эту тему писал С.Г. Кара-Мурза. - А.И. Орлов) Возьмем самый близкий нам, горожанам, показатель: потребление сельхозпродуктов на душу населения в год. В СССР в 1990-м средний гражданин потреблял внутрь 67 кило мяса (без сала и субпродуктов) и 359 кило молока (5). По современным данным (6) в "сытой" (термин источника) Липецкой области 56 кг (молока - 259), а Иваново, вообще, 46 кг (соответственно - 229). (Хотя некоторые регионы "догоняют" уровень 1990-го года). Теперь возьмем более серьезные показатели. Если сравнивать производство на душу населения зерновых в СССР и Австралии (7), то узнаем, что в Австралии оно вдвое выше. (Нуждается в уточнении, т.к. по СССР берется переработанная масса, критерии по Австралии не были указаны). Но прежде чем петь гимн неэффективному колхозному хозяйству соберем дополнительные факты. В России традиционно очень низкий уровень урожайности зерновых культур, начиная со Средних Веков, отдача одного зерна составляет 1:3 (8), что чрезвычайно тормозило развитие Руси. Пайпс связывает это явление с географическим положением России (При чем здесь Пайпс? Достаточно элементарных знаний по географии. - А.И.Орлов). "Россия с Канадой являются самыми северными государствами мира". Большая часть населения Канады живет и занимается сельским хозяйством на 45 градусах северной широты, примерно на уровне Крыма (9). Да и то кормятся за счет торговли с США. Основные житницы - Юг Украины, Кавказ, Средняя Азия - были покорены сравнительно поздно, а их разработка началась еще позже. Новороссия пережила полный крах татарского сельского хозяйства, которое держалось на труде русских рабов (легенда, вытекающая из устаревшей хронологии - А.И.Орлов). Кавказ (далеко не весь пригодный для сева зерновых) пострадал от многовековой войны с Ираном, Турцией и имаматом Шамиля. Так или иначе, царские власти не было достаточно компетентны, чтобы хотя бы понять проблему, так что на начало XX века эти земли пребывали в полном запустении (10). Освоение Туркестана, как хорошо известно, было начато лишь при Хрущеве, до этого у властей просто не доходили туда руки. Чтобы окончательно завершить исторический очерк, приведу фразу царского министра А. Наумова: "Россия фактически не вылезает из состояния голода..." (11). Голодовки царских времен ярко описаны также Л. Толстым и В. Короленко. Но вернемся к нашим баранам. Но, утверждают некоторые несознательные товарищи, сельское хозяйство в СССР существовало, а не жило. Крестьянство бедствовало, пило, не работало и воровало друг у друга картошку. Не будем брать военные-довоенные годы, равно как и эпоху троянской войны. Возьмем кризисный конец 1980-х - начало 1990-х. Например, вот как рисует антикоммунистический публицист совхоз 1991-го, "...[директор] гордился строительством коттеджей - они действительно строятся в Проне, там, как ни странно, с жильем нет проблем... У многих машины, мотоциклы у всех, кто хочет их иметь..." (12) - пробивается сквозь жалобы на то, что урожаи растут медленно, техника худа, у людей к земле отношение некачественное да и вовсе - жемчуг мелок. Предупреждает, что народ "не хочет работать на земле". Кстати в ту пору действительно многие подались в город, в 1989 году из сел уехало 900 тысяч человек (13). В 2004 году "Крестьянские ведомости" сообщат, что 2 миллиона одних только животноводов остались без работы (14). Сейчас принято говорить, что сельское хозяйство держалось на подачках государства, но и это не так. Большая часть средств (в 1971-1975 гг. 108 миллиардов из 129) шла на конкретные проекты: закупку техники и строительство (15). Эта сфера сулила баснословные доходы, так что многие горожане брали отпуска за свой счет и шли бригадами "шарашить" в деревню - строить коровники, которых так не хватало в упомянутой выше Проне. Таким образом, множество стереотипов превращается в зыбкий мираж. В чем же "секрет Красной Армии"? Обратимся к экономической теории. "Рынок не всесилен" - это одна из важнейших аксиом в области сельского хозяйства. Между членами ВТО есть полуофициальное соглашение, полностью придерживаясь политики фритредерства, не предъявлять претензии при протекционизме в области сельского хозяйства. Поэтому международное сообщество смотрит сквозь пальцы на запретительные пошлины ЕС и "карантинные" ограничения США. Во-вторых, с течением времени любые субъекты бизнеса укрупняются за счет слияний и поглощений (дружественных и недружественных). Например, на современной Кубани средний размер фермерского хозяйства 52 гектара, в США - 2000 (16). Их уже и фермерами-то не очень назовешь. В большинстве случаев американские фермеры проводят посевную и уборочную силами нелегальных мигрантов из Южной Америки. Тот же процесс происходит во всех страна мира, включая Россию. В том же Ставрополье большую часть аграрной продукции дают товарищества по типу и на основе колхозов (30%) и промышленные агропроизводства (17). Нет нужды объяснять, как это сказывается на социальной составляющей: мелкие единоличники банкротятся или идут в подчинение к "эффективным собственникам". Именно на основе этого конфликта возникла большевистская идея колхозов, подконтрольных государству. Ее бесчеловечная реализация в 1930-е находится за гранью допустимого (реализация была достаточно гуманна; лишь небольшое число врагов народа было расстреляно, остальных кулаков всего лишь переселяли - А.О.), но, тем не менее, ее отвержение с порога недопустимо. Данная система успешно жила и развивалась в течение более чем 70 лет, и ее разрушение вызвано факторами, выходящими за пределы рассмотренной сферы жизни социума. (1) "Ежегодник Большой Советской Энциклопедии", Москва: "Советская Энциклопедия", 1990. С. 43. (2) Д. Марков "Концепция и подходы к государственному регулированию АПК в Венгрии" // "Вестник научной информации", Выпуск 5. Москва, 1995. С. 66. (3) В. Мирошников "В поисках новых методов управления польским сельским хозяйством" // Там же, с. 71-72. (4) М. Копытина "Государственное регулирование агросферы в Чешской республике" // Там же, с. 83-84. (5) "Ежегодник...". С. 46. (6) Е. Шувалова "Хлеба и зрелищ!" // "Профиль", № 25 (97), 1998. Взято из сети http://www.profile.ru/items/?item=2510 . (7) По данным "Ежегодника...", сс. 45, 194-195. (8) Р. Пайпс "Россия при старом режиме". (Перевод с английского). М.: "Независимая газета", 1993. С. 20. (9) Там же, с. 16-17. (10) С. Васиюков "Край гордой красоты". СПб., 1902. С. 107. И. Клинген "Основы хозяйства в Сочинском округе". СПб., 1897. С. 3. Цитаты взяты из И. Дзюба "Нам только сакля очи колет..." // "Дружба Народов", № 1, 1996. (11) Цитирую по: М. Касвин "Двадцать три ступени вниз". М.: "Мысль", 1978. С. 106. (12) П. Алешковский, С. Андреев "Из архива Зинаиды Шаховской" // "Новый мир", № 7, 1991. С. 236. В том же номере публикуется памфлет Хайека "Дорога к рабству". (13) "Ежегодник...". С. 8. (14) "Крестьянские ведомости", 8 июля 2004. Взято из сети http://www.depprod.ru/main.php?razd=analitik&pol=puls03-090704 . (15) "Основы экономических знаний (для рабочих)". Под руководством проф. А. Румянцева. М.: "Издательство Политической литературы", 1973. С. 45. (16) А. Сазонов "Люди на земле" // "Forbes", сентябрь 2004. С. 60. (17) Там же, сс. 60, 62. http://www.livejournal.com/users/mendkovich/11802.html#cutid1 * * * * * * * Компьютеры - это, в сущности, мусор... Вы никогда не задумывались, куда деваются отслужившие свое компьютеры? Все эти допотопные "икстишки", 386-е, 486-е, первые "пентиумы" и так далее? Или морально устаревшие "мобилы"? Находят новых, менее обеспеченных хозяев? Правильно. Еще недавно проблемы с их утилизацией просто не было: всегда находился кто-нибудь, готовый купить ваш старый ПК, когда вы обзаводились более новым. Самые старые модели вытеснялись из столицы куда-нибудь в глубинку, где их встречали на ура. В утиль шли только совсем "глючные" экземпляры (скорее, даже отдельные их детали) или очень древние машины, которых было немного. Однако близится время, когда колоссальное число вполне работоспособных компьютеров нужно будет отправить на помойку, потому что они устарели безнадежно. На слом идут уже машины массовых выпусков, а новых выпускают еще больше - и их скоро ждет та же судьба. То есть, с каждым годом утилизации подлежит все большее число умных машин. Так, по оценкам маркетингового агентства Forrester Research, к концу нынешнего десятилетия число ПК в мире увеличиться более чем вдвое и достигнет 1,3 млрд штук (с нынешних 575 миллионов). Массовая компьютеризация ждет прежде всего Россию, Китай, Индию, Индонезию и Мексику. При этом, по данным американского "Национального совета по безопасности окружающей среды", за тот же период в мире устареют порядка половины ныне работающих машин - то есть, где-то около 250 млн штук. И еще 130 млн мобильных телефонов. Казалось бы, ну и что тут такого? Мир производит миллиарды тонн всякого мусора, на фоне которого проблема утилизации оргтехники выглядит не столь уж драматично. Например, по данным ЮНЕСКО и Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, ежедневно в реки, озера и моря сбрасывается около 2 млн т отходов. На планете загрязнено порядка 12 тыс. кубических километров воды, что равняется объему воды десяти самых крупных речных бассейнов мира. А за неделю один круизный лайнер с 3 тыс. пассажиров на борту "производит" около 800 тыс. л всяких нечистот, сбрасывает в море 3,5 млн л воды из душа и стиральных машин, 140 тыс. л воды из унитазов и свыше 8 т твердых отходов. Что касается земли, то только на территории нашей страны уже накопилось свыше 80 млрд т твердых отходов. А американские вооруженные силы, признанные крупнейшим в мире загрязнителем окружающей среды, ежегодно оставляют после себя по всему миру 750 тыс. т токсичных отходов... И ничего, живем как-то. Однако компьютеры - все-таки особая статья антропогенного "мусора". Это мусор, во-первых, дорогой, а во-вторых, опасный. Такие организации, как Промышленный совет по утилизации электронного оборудования (ICER) и Impel, объединяющая экологические службы шести ведущих стран ЕС, давно подсчитали, сколько опасных и ценных компонентов таит в себе обычный компьютер. Итак, со всей периферией он весит в среднем чуть более 27 кг; из них - 6,8 кг силикона, 6,3 кг пластика, 5,6 кг железа, 3,8 кг алюминия, 1,9 кг бронзы, 1,7 кг кремния, 0,6 кг цинка, примерно по 0,2 кг олова и никеля. Кроме того, в нем имеется свинец (используется при пайке плат и контактов), небольшие количества магния, мышьяка, ртути, иридия, ниобия, иттрия, титана, кобальта, хрома, кадмия, селена, бериллия, тантала, ванадия, европия, а также серебра и золота. Помножьте теперь все это на 250 млн и прибавьте 130 млн мобильников (правда, легких по сравнению с компьютерами) - столько "электронного мусора" выбросит человечество к 2010 году. Почти 7 млн тонн! В том числе, 1 млн т алюминия и 0,5 млн т бронзы, которые представляют огромную экономическую ценность. И тысячи тонн свинца, ртути и прочих не сильно полезных веществ, которые, будучи просто выброшенными на помойку, неизбежно попадут в атмосферу, в почву, в воду и в итоге вернутся к нам же, только уже как нежелательные гости. Отсюда вырисовываются две задачи для электронных "мусорщиков": достать из списанных "компов" все ценное и утилизировать все вредное. И надо сказать, обе эти задачи успешно решаются, причем там же, где и производится сейчас основная масса оргтехники - в Азии. Делается это очень просто. На Западе находятся предприимчивые люди, которые собирают или скупают за бесценок электронные отходы в своих странах (компьютеры, мобильники, фотокамеры, батарейки и т.п.) и отправляют их малой скоростью туда, где люди охотно возьмутся за их разборку и переработку. Такого рода "экспорт" идет, как правило, нелегально, в обход экологического контроля, поэтому оценить истинные его масштабы довольно сложно. Однако даже то, что известно о более-менее легальной мировой "электронной помойке", впечатляет. Так, экологическое ведомство Великобритании оценивает британский экспорт электронных отходов в сотни миллионов фунтов стерлингов в год. Сюда входят десятки тысяч старых компьютеров, 500 тыс. телевизоров, 3 млн холодильников, 160 тыс. т электрооборудования и миллионы мобильников. При этом экологи признаются, что не могут учесть весь тот "утиль", который отправляется в бедные страны по фальшивым документам. А в прошлом году целая международная коалиция экологических организаций провела соответствующее расследование, в ходе которого выяснилось, что наибольшее количество таких отходов экспортируются в Китай, Пакистан и Индию, где их перерабатывают практически вручную, т.е. методами, вредными для здоровья людей и для окружающей среды. Например, пластиковые части и провода сжигают под открытым небом, разбивают содержащие свинец катодные лучевые трубки, с помощью кислоты извлекают золото, переплавляют и растворяют различные, зачастую токсичные компоненты. Было установлено, например, что в прибрежной китайской провинции Гуандан этим "делом" заняты порядка 100 тыс. человек, в том числе трудовые мигранты их других регионов страны, женщины и дети, которые зачастую даже не подозревают о вредности их труда. А загрязнение в этом районе уже настолько велико, что местную колодезную воду пить просто нельзя. В общем, полезная вещь - компьютер, но... что европейцу полезно, то азиату - смерть. Правда, по вине европейца. Одна надежда - опять же, на технический прогресс: авось, да придумают что-нибудь менее вредное, из чего делать компьютеры. Японцы, например, разрабатывают технологии пайки без свинца. Европейский союз решил, как всегда, действовать директивно: он просто обязал своих производителей компьютеров в течение 5 лет перейти на нетоксичные материалы. Как? Это уже их дело. А нам остается только прикидывать, сколько будет стоить такой "безопасный" компьютер. И гадать, что же на нашей планете кончится быстрее: ее ресурсы или свободное место, куда складывать мусор, в который мы превращаем эти ресурсы, вкладывая в этот процесс весь наш разум и силы... Андрей Миловзоров Газета "Утро" от 24 февраля 2005 Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/02/24/411131.shtml * * * * * * * Царь-Холод, или Почему вымерзают русские Сергей Кара-Мурза, Сергей Телегин Продолжение (начало в выпусках рассылки от 23 и 30 мая, 6, 13,20, 27 июня, 4, 11, 18, 25 июля и 1 августа 2005 г., No.No. 226-236) 12. Как видит выход правительство реформаторов? Как неоднократно заявлял после 2000 г. В.В.Путин, он и его правительство привержены либеральным ценностям, так что курс реформ изменен не будет. Напротив, уход государства из экономики и социальной сферы пошел при этом правительстве с ускорением. В частности, была форсирована и т.н. "реформа ЖКХ". Она исходила из принципиальной установки: либералы рассматривают ЖКХ не как сферу необходимого жизнеобеспечения, а как обычную область предпринимательской деятельности, которая должна быть рентабельной и регулируется рыночными отношениями. Понятно, что открыто замысел и философские основания перестройки сферы ЖКХ реформаторы никогда в связном виде не излагали и на общественный диалог по этому поводу не шли - как и во всех остальных разделах реформы. Попробуйте, например, найти внятное объяснение их настойчивого стремления разрешить свободную куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения. Или почему они так стремятся расчленить и приватизировать Единую энергетическую систему - высшее в мире достижение технической мысли и системного подхода в энергетике, - которая при ее расчленении превратится в конгломерат посредственных, во многих случаях нерентабельных электростанций. Однако даже из туманных и обрывочных заявлений и частных, половинчатых решений в сфере ЖКХ вполне выявляется общее направление хода мысли, весь остающийся в тени "проект" реформаторов. Ничто не "катится само собой", как пытался в свое время убедить общество М.С.Горбачев, и ничто не "получается как всегда", как позже пытался убедить В.С.Черномырдин. Свободная продажа земли - это не "как всегда", это именно впервые в истории России. Расчленение РАО ЕЭС или Единой системы железных дорог - это не "как всегда", ибо электрификация в России, начиная с плана ГОЭЛРО, шла по пути создания единой Системы, как и строительство сети железных дорог, начиная со второй половины XIX века. Превращение в товар тепла для жилищ - это тоже не "как всегда". Массовая урбанизация происходила в России начиная с 30-х годов XX века уже при централизованном теплоснабжении. Расчленение всех этих больших систем - проект для России новый, чужеродный и антироссийский. Ибо расчленяются именно те системы, которые соединяют, скрепляют огромную территорию в страну. В общем, в двух словах, замысел реформаторов сводится к тому, чтобы провести "разгосударствление" ЖКХ, лишить эту сферу ее "коммунального", общенародного характера, снять с власти обязанность содержать, развивать и модернизировать главные технические системы ЖКХ. Утверждение, что государство не может и не будет заниматься восстановлением пришедшей в упадок за время реформ инфраструктуры, в среде правительственных чиновников сделано, видимо, очень жестко. Поэтому авторы Доклада, подготовленного под руководством начальника отдела Минпромнауки, делают вывод, абсолютно противоречащий всему предыдущему тексту документа - о том, что выход из кризиса возможен только на путях установления рыночных отношений (точнее, они даже не говорят, что выход из кризиса возможен; они говорят, что ничего другого не остается, а это разные вещи). Вот этот вывод Доклада: "Система централизованного теплоснабжения России медленно деградировала до сегодняшнего состояния в течение 10 лет, приводить же ее в порядок необходимо быстро, иначе начнутся необратимые процессы. На восстановление того, что было раньше, средств не найти, не хватит всего бюджета страны. Не остается ничего другого, как заняться рыночными реформами: управлением, экономией, конкуренцией, инвестициями, мотивацией и т.д.". Надо подчеркнуть эту исключительно важную мысль: на восстановление того, что было раньше, средств не найти, не хватит всего бюджета страны. Она означает признание того факта, что "раньше" (в советское время) хозяйственная система создавала ("позволяла найти") средства для того, чтобы построить и содержать "то, что было раньше" - здравоохранение и науку, армию и спорт, теплоснабжение и рацион питания со средним содержанием 105 г белка в день. В нынешней хозяйственной системе для всего этого "средств не найти". Различие этих двух типов хозяйства фундаментально, оно касается самого главного - возможности существования народа (населения) России. Система, созданная в ходе реформы, такой возможности не предоставляет. В отношении ЖКХ практически всех граждан РФ сегодня волнует, с той или иной степень осознания, именно этот фундаментальный вопрос. Власть РФ, включая верховную, и послушные ей СМИ трактуют проблему недобросовестно, категорически не принимая самого этого вопроса и представляя проблему реформы ЖКХ как серию частных технических задач. Само волнение граждан трактуется властью как "законное недовольство" тем, что тарифы растут, а качество услуг не повышается. Мы, мол, готовы заплатить настоящую цену - но обеспечьте нам за наши деньги и настоящий европейский комфорт. Вот самый, пожалуй, красноречивый пример. В декабре 2002 г., когда уже пошла волна отказов, отключений и аварий в теплоснабжении, была устроена большая пропагандистская акция "народный телефон" - В.В.Путин в прямом эфире отвечал на телефонные звонки граждан из всех уголков РФ. Всего гражданами был сделан миллион звонков, но президент смог ответить на полсотни. Вот вопрос о ЖКХ, отобранный режиссерами для ответа, и сам ответ. Он выражает официально принятую трактовку состояния дел и его видения президентом и правительством: "Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Лисатов Александр. Я из города Асбеста Свердловской области. Поздравляю Вас с наступающим Новым годом. У меня вопрос по реформе ЖКХ. Она как бы заявлена, но реальных действий на местах не видно. Я вот не вижу... То есть квартплату поднимают, хотят сделать ее 100-процентной, а условия-то не меняются. Мусор не вывозится, отопление слабое, горячей воды нет. У меня вопрос такой: каким образом можно обеспечить ответственность жилищно-коммунального хозяйства перед гражданами, то есть перед квартиросъемщиками? В.В.Путин: Александр, спасибо Вам за этот вопрос. Он тоже относится к разряду традиционных и понятно почему. Потому что проблема наболела. И Вы совершенно правы в том, что реальных сдвигов не видно. Действительно, мы очень много и часто говорим о необходимости проведения реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а сдвигов пока нет, и реформа вроде бы не идет. И это тоже правда, и я скажу почему. Потому что невозможно было до сих пор вообще ничего проводить, имея в виду, что федеральные и другие государственные структуры задолжали в систему ЖКХ астрономическую сумму - 25 миллиардов рублей. И что же можно говорить, о какой реформе, если в системе нет денег? Необходимо было расчистить эти финансовые завалы. На данный момент долг составляет примерно 2,5 миллиарда. Это, по сути, только текущие платежи. В этом году мы заложили в бюджет 2003 года соответствующую сумму - 13,7 миллиарда для того чтобы проплачивать все, что следует платить со стороны Федерации и других уровней власти в эту систему. Но есть и другая проблема: вы знаете, что у нас в стране очень большое количество людей, которые пользуются льготами. В тот период времени, когда экономика и политическая сфера постоянно "колотили" друг друга - и то и другое находилось в достаточно плачевном состоянии: напринимали столько законов и правил, что в настоящее время у нас в стране, вы даже не представляете, сколько людей пользуются льготами и либо совсем не платят, либо платят только 50 процентов от требуемой суммы в систему ЖКХ. Их -- 85 миллионов человек. Это не только инвалиды, участники Великой Отечественной войны, участники боев в горячих точках, это и ветераны труда в регионах. Но не только непосредственно те люди, которые имеют эти заслуги перед государством, но и члены их семей. Опять возвращаюсь к той же проблеме. Если в системе нет денег, то трудно говорить о реформировании. И, наконец, следующая проблема, тоже очень важная. У нас подавляющее большинство наших граждан пока живет очень скромно, доходы имеет низкие. И любое неосторожное действие в этой сфере очень чувствительно отражается на населении. Поэтому так осторожно и, может быть, даже нерешительно ведет себя правительство. В этом году принят совсем либеральный закон. Он фактически не задевает никого, а передает ряд полномочий с федерального уровня - так называемый "федеральный мандат" - на уровень субъекта Российской Федерации. Ну а часть населения, которую особенно нужно поддержать, это, прежде всего, интеллигенция на селе - на нее деньги в федеральном бюджете тоже предусмотрены. Ну, и наконец, самое последнее, и, может быть, самое главное. Необходимо постепенно, очень аккуратно, но последовательно, создавать рыночную конкурентную среду и платить государственные деньги не за факт существования той или другой организации в системе ЖКХ, а за качество услуг, которые она оказывает населению. Это требует определенного времени, и по этому пути мы обязательно будем идти. Но, согласен с Вами в том, что двигаться нужно энергично". Конечно, политкорректный вопрос Александра Лисатова полностью выхолащивает реальную проблему. Вся отрасль ЖКХ, в которой сосредоточена треть основных фондов страны, находится, по общему мнению правительственных экспертов, на грани "техносферной катастрофы", а единственный звонок президенту по этой проблеме сводит дело к мелочам. Но еще более неискренним является ответ В.В.Путина - неискренним даже по отношению к этому политкорректному вопросу. Рассмотрим кратко главные мысли этого ответа. 1. Реальных сдвигов не видно. Как можно сказать такое, если именно реальные сдвиги налицо - динамика аварий и отказов теплоснабжения стала выражаться геометрической прогрессией. Значит, деградация системы приобрела характер цепного самоускоряющегося процесса. Это фундаментальный сдвиг, изменение самой природы системы, ее качественного состояния. Здравомыслящих людей волнуют именно сдвиги к худшему, а президент отбрасывает саму мысль, что такие сдвиги бывают в действительности. Раз улучшения, которое обязано было иметь место при его правлении, не наступает, значит, "реальных сдвигов не видно". 2. Реформа вроде бы не идет. Как это не идет, если именно реформа ЖКХ стала практически главной и единственной причиной социальных протестов невероятно терпеливого населения? Как не идет, если в Перми уже приватизированы водоснабжение и канализация - хотя накануне было несколько заявлений членов правительства о том, что эти стратегические системы жизнеобеспечения приватизации подвергаться не будут? А разве не реформой является само расчленение единой государственной отрасли на огромное множество мелких акционированных фирм? Разве не реформой является обязательная передача объектов ЖКХ, принадлежавших промышленным предприятиям (например, котельных), в муниципальную собственность? Свидетельства глубокого реформирования ЖКХ перед глазами у людей. Неужели президент этих свидетельств не видит? Он, скорее всего, отметает саму мысль, что проводимая под его руководством реформа может иметь неблагоприятные последствия. Нет, либеральная реформа является благом по определению, и если люди блага не наблюдают, значит, "реформа вроде бы не идет". 3. Федеральные и другие государственные структуры задолжали в систему ЖКХ астрономическую сумму - 25 миллиардов рублей. Это совершенно неожиданное и просто поразительное утверждение. Президент как бы походя отметает то, что зафиксировано специалистами и чиновниками, никем не ставилось под сомнение и является, по сути, главным предметом обсуждений. Как это 25 млрд. рублей (0,84 млрд. долларов)? А амортизационные отчисления за 12 лет, которые и составляют ту сумму, что надо вложить теперь для приведения ЖКХ в минимально стабильное состояние? Ведь зам. председателя Госстроя только что (в апреле 2003 г.) назвал эту сумму - около 5 триллионов рублей (165 млрд. долларов)! Ведь эти деньги "федеральные и другие государственные структуры" должны были все 12 лет регулярно тратить на ремонт и поддержание основных фондов ЖКХ, но они эти деньги забирали для других целей (не будем уж говорить о том, куда эти деньги уплыли). Они действительно "задолжали в систему ЖКХ астрономическую сумму", но не 25 миллиардов рублей, как утверждает В.В.Путин, а эти самые 5 триллионов рублей. Нет, г-н президент, так дело не пойдет. 4. Есть и другая проблема: вы знаете, что у нас в стране очень большое количество людей, которые пользуются льготами... Их - 85 миллионов человек. Понятно, что в любой сфере нашей жизни список "других проблем" бесконечен. Как понимать, что президент в списке всех проблем ЖКХ поставил число "людей, которые пользуются льготами", на второе место (после долга государства в 25 млрд. руб.)? Число 85 млн. человек вообще ни о чем не говорит - можно было бы назвать и цифру 145 млн., - ведь все какими-то символическими льготами в этой земной жизни "пользуются". Пусть бы В.В.Путин сказал, сколько эти ненасытные "ветераны войны и труда" действительно умыкают денег из средств ЖКХ1. Точных данных видеть не приходилось. Глава Госстроя Н. Кошман, как довод в поддержку закона о реформе ЖКХ сказал, что ежегодно ЖКХ "теряет" около 40 млрд. руб. из-за льгот. Из этого следует, что в среднем льготы составляют около 40 руб. в месяц на каждого из 85 миллионов "льготников". Как же может политик, "приверженный либеральным ценностям", не возмутиться такой роскошью! Ведь с мест как раз идут сообщения, что деньги на эти мизерные льготы регулярно не перечисляются из федерального бюджета, а сами местные власти, чей долг составляет обычно несколько годовых бюджетов, средств на выплату этих льгот не имеют. По словам и.о. мэра замерзавшего в январе г. Тихвина, "федеральный бюджет должен Тихвинскому району около 30 миллионов рублей компенсаций за льготников" ("Известия", 14 января 2003). Глава Карелии С.Катанандов, говоря о кризисе теплоснабжения в республике зимой 2003 г., в частности, сказал: "Количество льготников, пользующихся коммунальными услугами, растет, а компенсации этих льгот никак не обеспечены. Государство объявило льготы, а предоставляют их регионы за свой счет". Но главное, сопоставимы ли в сумме эти льготы с масштабом тех средств, которые нужны для восстановления ЖКХ? Смешно даже сравнивать. Назвав проблему льгот второй по значимости проблемой ЖКХ, В.В.Путин пытается увести внимание общества от действительной сути проблемы. 5. Опять возвращаюсь к той же проблеме. Если в системе нет денег, то трудно говорить о реформировании. Это - рефрен наших реформаторов. Мол, нет денег - чего же вы хотите от нас! И почему-то этот аргумент считается разумным и убедительным (впрочем, так считают только сами реформаторы - люди же как минимум мысленно задают себе вопрос: куда же делись деньги?). Бывают, конечно, реформы, для проведения которых нужны большие деньги. Например, частные предприятия ЖКХ не справляются с задачами и правительство решает эти предприятия национализировать и модернизировать. Нужны деньги - и на выкуп предприятий, и на обновление технологической базы. Но ведь все планы нынешней реформы ЖКХ в РФ сводятся как раз к приватизации и повышению тарифов, то есть не к трате, а к получению денег. Об этом ясно говорит и принятый в ноябре закон о реформе ЖКХ, и заявления М.Касьянова и Н.Кошмана. Какие были нужны деньги, чтобы продать водопровод в Перми? Только заплатить чиновникам и их американским "консультантам" за интеллектуальную работу по продаже государственной собственности достойному авторитету. Надо признать, что через полгода после этого телефонного разговора с народом жалобы В.В.Путина получили некоторое основание. Кое-где реакционные массы действительно сопротивляются реформе, и она даже местами идет вспять. Вот что сказано в официальной прессе: "По сути, завершилась и громкая эпопея в Перми. Леонид Чернышев сообщил, что глава города отказался передавать местный водоканал в частное управление на 49 лет... После того как СМИ рассказали об этой беспрецедентной сделке, в Госстрой обратились общественные организации Перми... Документ [контракт] был прописан таким образом, что частник действительно мог поднять плату за воду. Ведь в нем оговаривалось, что доход должен оставаться неизменным. Поставит жилец счетчик и станет экономить на воде - доходы у собственника упадут. Лишь повышая тариф, он может поднять выручку до прежнего уровня. В общем, теперь Госстрой категорически против приватизации тех коммунальных контор, которые обеспечивают людей водой и теплом" ("Российская газета", № 123, 26.06.2003). Министры В.В.Путина часто вообще представляют вопрос в виде карикатуры. Н.Кошман свел жизненную проблему 85 миллионов человек к делу нескольких сотен. В недавнем интервью он сказал (прибегнув, кстати, к типичной логике реформаторов): "Но как можно отменить льготы Герою Советского Союза или Герою России? Это абсолютно неправильно, мы не можем ставить так вопрос. Поэтому тех. кто против реформ ЖКХ, будем выжигать каленым железом". 6. Подавляющее большинство наших граждан доходы имеет низкие. Поэтому так осторожно и, может быть, даже нерешительно ведет себя правительство. Это утверждение смахивает на издевательство, почти неприкрытое. Нерешительность правительства ведь выразилась именно в том, чтобы почти полностью прекратить ремонт технической базы ЖКХ, что поставило "наших бедных граждан" в отчаянное положение. Во всем остальном - в повышении тарифов, расчленении отрасли и даже, прямо скажем, коррупции, правительство ведет себя исключительно решительно. Неужели В.В.Путин считает, что А.Лисатов из города Асбест недоволен тем, что правительство слишком нерешительно сживает население со света? Он ведь так вопрос не ставил. 7. Необходимо создавать рыночную конкурентную среду и платить государственные деньги за качество услуг, которые ЖКХ оказывает населению. Эту задачу В.В.Путин считает самой главной - перевод ЖКХ на рельсы рынка и конкуренции. Полный отказ от статуса ЖКХ как системы жизнеобеспечения и безопасности государства. Рынок! Признание только платежеспособного спроса и, таким образом, ликвидация права на жизнь как естественного права. В этом действительно главная суть реформы ЖКХ, и В.В.Путин эту суть открыто признает. Но выразил он эту мысль странно и нелогично. Если теперь рынок и 100-процентная оплата услуг населением, то при чем тут "государственные деньги"? На льготы ветеранам? И почему платить надо за качество, если, например, в теплоснабжении для людей важно прежде всего количество, выражаемое строгой мерой в установленных единицах измерения (ккал, кВт-час и пр.)? Итак, более или менее ясно выразил В.В.Путин свое либеральное кредо и намерение полностью превратить теплоснабжение в объект купли-продажи. Он сосредоточил внимание исключительно на проблемах обращения продукта теплоснабжения, но никак не производства. Таким образом он увел обсуждение от жестких, абсолютных, материальных проблем - состояния теплосетей, планов децентрализации отопления и т.д. Рассмотрим те частные программы перестройки теплоснабжения РФ, которые запущены правительством и поддержаны либеральными идеологами. Из их совокупности будет более полно видно, каков общий замысел и как должна, по мысли нынешней властной команды, устроиться жизнь в РФ после проведения этого замысла в жизнь. (Продолжение следует) * * * * * * *
На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:
На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ. Заходите - вас будут рады видеть! * * * * * * *
Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru. Удачи вам и счастья! |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.econometrika |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||