← Июнь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Эконометрика - выпуск 229
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
Продолжает распространяться недостоверная информация о нашей недавней истории. В связи с этим в 229-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 13 июня 2005 года помещаем хорошо документированную работу Игоря Пыхалова "Каковы масштабы "сталинских репрессий"?" В ней на основе статистического анализа данных, извлеченных из архивных документов, рассчитаны объективные характеристики исторического процесса. В частности, разоблачены клеветнические утверждения известного графомана А.И. Солженицына. Непонятно, как эти заведомо ложные измышления, единственная цель которых - опорочить советский государственный и общественный строй, совместимы с пребыванием указанного лица в составе Российской академии наук. Продолжаем публикацию исследования С. Кара-Мурзы и С. Телегина "Царь-Холод, или Почему вымерзают русские". Впервые анализируется судьба "в переходный период" одной из основ жизнеобеспечения нашей страны - теплоснабжения. Если мы хотим продолжать жить в нашей стране, следует тщательно проанализировать ситуацию, и политические пристрастия здесь могут только помешать. В настоящем выпуске помещаем главу 4 "Перевод системы теплоснабжения советского типа на рыночные принципы - "глупость или измена"?" Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika. * * * * * * *
Игорь Пыхалов
Сколько среди заключенных было "политических" Почти все публикации, затрагивающие вопрос о количестве репрессированных, можно отнести к двум группам. В первую из них входят произведения обличителей "тоталитарного режима", называющих астрономические многомиллионные цифры расстрелянных и посаженных. При этом "правдоискатели" упорно стараются не замечать архивных данных, в том числе и опубликованных, делая вид, что их как бы не существует. Для обоснования своих цифр они либо ссылаются друг на друга, либо просто ограничиваются фразами типа: "по моим подсчетам", "я убежден" и т.п. Однако любой добросовестный исследователь, занявшийся изучением этой проблемы, довольно быстро обнаруживает, что помимо "воспоминаний очевидцев" существует масса документальных источников: "В фондах Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР) выявлено несколько тысяч единиц хранения документов, относящихся к деятельности ГУЛАГа"1.
Изучив архивные документы, такой исследователь с удивлением убеждается, что масштабы репрессий, о которых мы "знаем" благодаря СМИ, не просто расходятся с действительностью, а завышены в десятки раз. После этого он оказывается перед мучительной дилеммой: профессиональная этика требует опубликовать найденные данные, с другой стороны - как бы не прослыть при этом защитником Сталина. Результатом обычно становится некая "компромиссная" публикация, содержащая как стандартный набор антисталинских эпитетов и реверансов
в адрес Солженицына и Ко, так и сведения о количестве репрессированных, которые, в отличие от публикаций из первой группы, не взяты с потолка и не высосаны из пальца, а подтверждены документами из архивов. Наиболее известным из опубликованных документов, содержащих сводную информацию по репрессиям, является следующая докладная записка на имя Н.С.Хрущева2:
Итак, как явствует из приведенного документа, всего с 1921 по начало 1954 года по политическим обвинениям было приговорено к смертной казни 642.980 человек, к лишению свободы - 2.369.220, к ссылке - 765.180. Следует также иметь в виду, что не все приговоры приводились в исполнение. Например, с 15 июля 1939 по 20 апреля 1940 г. за дезорганизацию лагерной жизни и производства был приговорен к высшей мере наказания 201 заключенный, однако потом части из них смертная казнь была заменена заключением на сроки от 10 до 15 лет3. В 1934 году в лагерях содержалось 3849 заключенных, осужденных к высшей мере с заменой лишением свободы, в 1935 - 5671, в 1936 - 7303, в 1937 - 6239, в 1938 - 5926, в 1939 - 3425, в 1940 - 40374. "А вы уверены, что информация из этой докладной записки соответствует действительности?", - воскликнет скептически настроенный читатель, который благодаря многолетней промывке мозгов твердо "знает" о миллионах расстрелянных и десятках миллионов отправленных в лагеря. Что ж, обратимся к более подробной статистике, тем более что, вопреки уверениям записных "борцов с тоталитаризмом", такие данные не только имеются в архивах, но и неоднократно публиковались. Начнем с данных о количестве заключенных в лагерях ГУЛАГа. Напомню, что осужденные на срок свыше 3 лет как правило отбывали наказание в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ), а осужденные на малые сроки - в исправительно-трудовых колониях (ИТК).
Однако тех, кто привык принимать опусы Солженицына и ему подобных за Священное писание, зачастую не убеждают даже прямые ссылки на архивные документы. "Это документы НКВД, а следовательно, они фальсифицированные. - заявляют они. - Откуда взялись те цифры, которые в них приводятся?". Ну что ж, специально для этих недоверчивых господ приведу пару конкретных примеров, откуда берутся "эти цифры". Итак, год 1935-й:
по состоянию на 11 января 1935 г.6
Четыре года спустя:
по состоянию на 1 января 1939 г.7
Однако, как я уже писал выше, помимо ИТЛ существовали еще и ИТК - исправительно-трудовые колонии. До осени 1938 года они вместе с тюрьмами находились в подчинении Отдела мест заключений (ОМЗ) НКВД. Поэтому за 1935-1938 годы удалось пока найти только совместную статистику:
C 1939 года ИТК находились в ведении ГУЛАГа, а тюрьмы в ведении Главного тюремного управления (ГТУ) НКВД.
Сведения в таблице даны на середину каждого месяца. Кроме того, опять-таки для особо упертых антисталинистов, отдельным столбцом даны сведения на 1 января каждого года (выделены красным), взятые из статьи А.Кокурина, размещенной на сайте "Мемориала". В этой статье, помимо прочего, указаны ссылки на конкретные архивные документы. Кроме того, желающие могут прочесть статью того же автора в журнале "Военно-исторический архив"11. Теперь мы можем составить сводную таблицу численности заключенных в СССР при Сталине:
Нельзя сказать, что эти цифры являются каким-то откровением. Начиная с 1990 года такого рода данные приводились в целом ряде публикаций. Так, в статье Л.Ивашова и А.Емелина, опубликованной в 1991 году, утверждается, что общее количество заключенных в лагерях и колониях на 1.03.1940 г. составляло 1.668.200 человек, на 22.06.1941 г. - 2,3 млн.12; на 1.07.1944 г. - 1,2 млн.13. В.Некрасов в своей в книге "Тринадцать "железных" наркомов" сообщает, что "в местах лишения свободы" в 1933 г. находилось 334 тыс. заключенных, в 1934 - 510 тыс., в 1935 - 991 тыс., в 1936 - 1296 тыс.14; на 21 декабря 1944 г. в лагерях и колониях - 1.450.00015; на 24 марта 1953 г. там же - 2.526.40216. По данным А.Кокурина и Н.Петрова (особенно показательным, поскольку оба автора связаны с обществом "Мемориал", а Н.Петров даже является сотрудником "Мемориала"), на 1.07.1944 г. в лагерях и колониях НКВД содержалось около 1,2 млн. заключенных17, а в тюрьмах НКВД на ту же дату - 204.29018. На 30.12.1945 г. в исправительно-трудовых лагерях НКВД содержалось около 640 тыс. заключенных, в исправительно-трудовых колониях - около 730 тыс., в тюрьмах - около 250 тыс., в КПЗ - около 38 тыс., в колониях для несовершеннолетних - около 21 тыс., в спецлагерях и тюрьмах НКВД в Германии - около 84 тыс.19. Наконец, вот данные о численности заключенных в местах лишения свободы, подчиненных территориальным органам ГУЛАГа, взятые непосредственно с уже упоминавшегося сайта "Мемориала":
Также можно порекомендовать изданный недавно "Мемориалом" фундаментальный справочник: Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923-1960. М., 1998, подтверждающий приведенные выше цифры. Итак, подведем итог - за все время правления Сталина количество заключенных, одновременно находящихся в местах лишения свободы, никогда не превышало 2 миллионов 760 тысяч (естественно, не считая германских, японских и прочих военнопленных). Таким образом, ни о каких "десятках миллионов узников ГУЛАГа" не может быть и речи. Подсчитаем теперь количество заключенных на душу населения. На 1 января 1941 года, как видно из приводившейся выше таблицы, общее число заключенных в СССР составило 2.400.422 человека. Точная численность населения СССР на этот момент неизвестна, но обычно оценивается в 190-195 миллионов. Таким образом получаем от 1230 до 1260 заключенных на каждые 100 тысяч населения. В январе 1950 года численность заключенных в СССР составляла 2.760.095 человек - максимальный показатель за все время правления Сталина. Население СССР на этот момент насчитывало 178 миллионов 547 тысяч20. Получаем 1546 заключенных на 100 тысяч населения. Теперь рассчитаем аналогичный показатель для современных США. В настоящее время там существуют два вида мест лишения свободы: jail - приблизительный аналог наших изоляторов временного содержания, в jail содержатся подследственные, а также отбывают наказание осужденные на небольшие сроки, и prison - собственно тюрьма. Так вот, на конец 1999 года в prisons содержалось 1.366.721 человек, в jails - 687.973 (см.: сайт Бюро юридической статистики), что в сумме дает 2.054.694. Население Соединенных Штатов на конец 1999 год - примерно 275 млн. (см.: население США), следовательно, получаем 747 заключенных на 100 тысяч населения. Да, вдвое меньше, чем у Сталина, но ведь не вдесятеро. Как-то несолидно для державы, взявшей на себя "защиту прав человека" в мировом масштабе. А если учесть темпы роста этого показателя - когда данная статья была впервые опубликована, он составлял (на середину 1998 г.) 693 заключенных на 100 тысяч американского населения, в 1990-1998 гг. средний ежегодный прирост числа обитателей jails - 4,9%, prisons - 6,9%, то, глядишь, лет через десять заокеанские друзья наших отечественных сталиноненавистников догонят и перегонят сталинский СССР. Кстати, тут в одной интернетовской дискуссии была высказано возражение - дескать, эти цифры включают всех арестованных американцев, в том числе и тех, кто задержан на несколько дней. Еще раз подчеркну - к концу 1999 года в США имелось 2 с лишним миллиона заключенных, которые отбывают срок или находятся в предварительном заключении. Что же касается арестов, то их в 1998 году было произведено 14,5 миллионов (см.: отчет ФБР). Теперь пару слов об общем количестве побывавших при Сталине в местах заключения. Разумеется, если взять приведенную выше таблицу и просуммировать строки, то результат получится неверным, так как большинство заключенных ГУЛАГа были осуждены на срок больше года. Однако в известной степени оценить цифру прошедших через ГУЛАГ позволяет следующая записка21:
Сколько среди заключенных было "политических"
В корне неверно полагать, что большинство сидевших при Сталине были "жертвами политических репрессий": особо опасные государственные преступления22
Под "прочими мерами" имеется в виду зачет времени нахождения под стражей, принудительное лечение и высылка за границу. За 1953 год приведены сведения только за первое полугодие. Из этой таблицы следует, что "репрессированных" было несколько больше, чем указано в приведенной выше докладной на имя Хрущева - 799.455 осужденных к высшей мере вместо 642.980 и 2.634.397 приговоренных к заключению вместо 2.369.220. Однако разница эта относительно невелика - цифры одного порядка. Кроме того, есть еще один момент - очень даже возможно, что в приведенную таблицу "затесалось" изрядное количество уголовников. Дело в том, что на одной из хранящихся в архиве справок, на основании которых составлена эта таблица, имеется карандашная помета: "Всего осужденных за 1921-1938 гг. - 2944879 чел., из них 30% (1062 тыс.) - уголовники"23. В таком случае общее количество "репрессированных" не превышает 3 миллионов. Однако чтобы окончательно прояснить этот вопрос, необходима дополнительная работа с источниками. Посмотрим теперь, какой процент составляли "репрессированные" от общего количества обитателей ГУЛАГа:
* В лагерях и колониях. Рассмотрим теперь более подробно состав обитателей ГУЛАГа в некоторые моменты его существования. (по состоянию на 1 апреля 1940 г.)25
СПРАВКА
Начальник ОУРЗ ГУЛАГа МВД СССР
(по состоянию на 1 января 1951 г.)27
Таким образом, среди заключенных, содержащихся в лагерях ГУЛАГа, большинство составляли уголовники, а "репрессированных", как правило, было менее 1/3. Исключение составляют 1944-1948 годы, когда эта категория получила достойное пополнение в лице власовцев, полицаев, старост и других "борцов с коммунистической тиранией". Еще меньше был процент "политических" в исправительно-трудовых колониях. Имеющиеся архивные документы позволяют осветить и этот вопрос.
Данных за 1948 год пока не разыскал. Смертность заключенных в тюрьмах29
В качестве среднего количества заключенных взято среднее арифметическое между цифрами на 1 января и 31 декабря. Смертность в колониях накануне войны была ниже, чем в лагерях. Например, в 1939 году она составляла 2,30%30.
Таким образом, как свидетельствуют факты, вопреки уверениям "обличителей", смертность заключенных при Сталине держалась на весьма низком уровне. Однако во время войны положение заключенных ГУЛАГа ухудшилось. Нормы питания были значительно снижены, что сразу же привело к резкому увеличению смертности. К 1944 г. нормы питания заключенных ГУЛАГа были несколько увеличены: по хлебу - на 12%, крупе - 24%, мясу и рыбе - 40%, жирам - 28% и по овощам - на 22%, после чего уровень смертности стал заметно понижаться. Но даже после этого они оставались по калорийности ниже довоенных норм питания примерно на 30%32. Тем не менее, даже в самые тяжелые 1942 и 1943 годы смертность заключенных составляла около 20% в год в лагерях и около 10% в год в тюрьмах, а не 10% в месяц, как утверждает, к примеру, А.Солженицын. К началу же 50-х годов в лагерях и колониях она упала ниже 1% в год, а в тюрьмах - ниже 0,5%. В заключение следует сказать пару слов и о пресловутых Особых лагерях (особлагах), созданных согласно постановлению Совета Министров СССР No.416-159сс от 21 февраля 1948 г. Эти лагеря (так же, как и уже существовавшие к тому времени Особые тюрьмы) должны были сконцентрировать всех осужденных к лишению свободы за шпионаж, диверсии, террор, а также троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов, участников антисоветских организаций и групп и "лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям". Заключенных особлагов следовало использовать на тяжелых физических работах33.
15 февраля 1952 г. о наличии особого контингента, содержащихся в особых лагерях на 1 января 1952 г.
Заместитель начальника 2-го отдела 2-го Управления ГУЛАГа майор Маслов34 Об уровне смертности заключенных особлагов можно судить по следующему документу: Особых лагерей МВД СССР (на 1 января 1951 г.)35
Как видно из таблицы, в 8 особлагах, по которым даны сведения, из 168994 заключенных в IV квартале 1950 года умерло 487 (0,29%), что, в пересчете на год, соответствует 1,15%. То есть, лишь немногим больше, чем в обычных лагерях. Вопреки расхожему мнению, особлаги не были "лагерями смерти", в которых якобы уничтожалась инакомыслящая интеллигенция, да и наиболее многочисленный контингент их обитателей составляли "националисты" - лесные братья и их пособники. Примечания 1. А.Дугин. Сталинизм: легенды и факты // Слово. 1990, No.7. С.24. 3. В.Н.Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991, No.6. С.15. 4. В.Н.Земсков. Заключенные в 1930-е годы: социально-демографические проблемы // Отечественная история. 1997, No.4. С.67. 5. А.Дугин. Сталинизм: легенды и факты // Слово. 1990, No.7. С.23; архивный источник: 1930-1934 гг. - ГАРФ, ф.9414, оп.1, д.1155, л.1, 1935-1940 гг. - там же, л.2. 6. ГАРФ, ф.5446, оп.11, д.1310, л.13-14. 7. ГАРФ, ф.9414, оп.1, д.1155, л.20-22. 8. А.Дугин. Сталинизм: легенды и факты // Слово. 1990, No.7. С.23. 10. В.Н.Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991, No.6. С.11. 11. Эвакуация заключенных из тюрем НКВД СССР в 1941-1942 годах // Военно-исторический архив. 1997, вып.2. С.234. 12. ГУЛАГ в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1991. No.1. С.19. 14. Некрасов В.Ф. Тринадцать "железных" наркомов. М.: "Версты", 1995. С.172. 17. А.Кокурин, Н.Петров. НКВД-НКГБ-Смерш: структура, функции, кадры. Статья четвертая (1944-1945) // Свободная мысль. 1997, No.9. С.95. 19. А.Кокурин, Н.Петров. МВД: структура, функции, кадры. Статья шестая (1946-1953) // Свободная мысль. 1997, No.12. С.103. 20. Народонаселение стран мира / Под ред. Б.Ц.Урланиса. М.: "Статистика", 1974. С.23. 21. А.Дугин. Сталинизм: легенды и факты // Слово. 1990, No.7. С.26. 22. ГАРФ, ф.9401, оп.1, д.4157, л.201-205; В.П.Попов. Государственный террор в советской России. 1923-1953 гг.: источники и их интерпретация // Отечественные архивы. 1992, No.2. С.28. 23. В.П.Попов. Государственный террор в советской России. 1923-1953 гг.: источники и их интерпретация // Отечественные архивы. 1992, No.2. С.29. 24. А.Дугин. Сталинизм: легенды и факты // Слово. 1990, No.7. С.23; 1934-1939 гг. - ГАРФ, ф.9414, оп.1, д.1155, л.3-6. 25. ГАРФ, ф.9414, оп.1, д.1155, л.26-27. 26. А.Дугин. Сталинизм: легенды и факты // Слово. 1990, No.7. С.25. 27. В.Н.Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991, No.7. С.10-11. 28. В.Н.Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991, No.6. С.14-15; 1931-1940 гг. - ГАРФ, ф.9414, оп.1, д.1155, л.2; д.2740, л.1, 5, 8, 14, 26, 38, 42, 48, 58, 96-110; 1949-1952 гг. - Дугин А.Н. Неизвестный ГУЛАГ: Документы и факты. М.: Наука, 1999. С.41, 43, 45, 49. 29. В.Н.Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991, No.7. С.7; Дугин А.Н. Неизвестный ГУЛАГ: Документы и факты. М.: Наука, 1999. С.31. 30. ГАРФ, ф.9414, оп.1, д.28, л.13. 31. Дугин А.Н. Неизвестный ГУЛАГ: Документы и факты. М.: Наука, 1999. С.41, 43, 45, 49. 32. В.Н.Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991, No.6. С.21-22. 33. Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923-1960: Справочник. М., 1998. С.52. 34. Дугин А.Н. Неизвестный ГУЛАГ: Документы и факты. М.: Наука, 1999. С.47. * * * * * * *
Царь-Холод, или Почему вымерзают русские Сергей Кара-Мурза, Сергей Телегин Продолжение (начало в выпусках рассылки от 23 мая 2005 г. No.226, от 30 мая No.227 и от 06 июня No.228) 4. Перевод системы теплоснабжения советского типа на рыночные принципы - "глупость или измена"? Правительства президента Б.Н.Ельцина, а теперь В.В.Путина, следуя догмам "чикагских мальчиков", не признают иного основания для права на жизнь, кроме платежеспособного спроса. Вот уже десять лет этот режим проводит в России безумную политику перевода на рыночные отношения всех сторон нашей жизни. Множество мыслителей и ученых показали, что эта утопия недостижима нигде в мире, в России же она убийственна и ее реализация неминуемо означала бы физическую гибель значительной части населения. На эти вполне корректные, академические указания ни президенты, ни правительства не просто не отвечают - они делают вид, будто всех этих трудов русских экономистов, географов, социологов, начиная с XIX века, просто не существует. Централизованное теплоснабжение сложилось в СССР за 70 лет как государственная, принципиально нерыночная система. Приступая к ее реформированию, ни один политик и тем более ни один специалист никогда не заявлял, что эта система, будучи переведенной на рыночные основания, сможет быть сохранена в дееспособном состоянии. Если бы сам этот вопрос был гласно поставлен в начале 90-х годов, то с очевидностью был бы сразу же получен отрицательный ответ. Нет, рынок разрушит эту систему! Да, создать в России дешевые и эффективные системы теплоснабжения, каких не может иметь Запад, позволил именно советский строй - отсутствие частной собственности на землю и капиталистического домовладения, сосредоточение всех коммунальных предприятий и служб в ведении государственных органов, в одном хозяйстве. Успели мы до 1991 г. все это построить - так надо этим пользоваться, а не ломать это. Действительно, теперь, если какой-то "инвестор" купит кусок земли в центре города, через его участок уже не проложишь магистральный теплопровод. (Уже сейчас даже обслуживание муниципальных теплосетей в районах коттеджного строительства резко затруднено. В газете "Вечерний Омск" (август 2002) власти жалуются: "А есть еще такая сложная группа потребителей, как коттеджные поселки. Там не халупы какие-нибудь, а неприступные феодальные замки. Работникам "Тепловых сетей" на территорию подобных домовладений не попасть никогда без соответствующей поддержки спецназа. А в том же левобережном ТИЗ "Геолог", который располагается в так называемой "долине нищих", инспекция не может получить доступ не только к тепловым узлам, но и к внутриквартальным тепловым сетям... По сообщению газеты "Коммерсант" (No.102 от 18 июня), энергетики Алтая пытаются решить похожую проблему созданием энергополиции. Предполагается, что работники этой новой силовой структуры будут сопровождать сотрудников, осуществляющих контроль за энергопотреблением в частном секторе и коттеджных поселках".) Но ведь сегодня он свою землю покупает уже с этим теплопроводом на глубине двух метров - так хотя бы запиши в условия покупки земли, что он не имеет права препятствовать ремонтным работам. Надо оберегать хотя бы то очевидно ценное из советского наследия, без чего мы не можем обойтись. Для утверждения, что перевод теплоснабжения на рыночные отношения разрушит систему, имеются фундаментальные, а не идеологические причины. И они настолько ясно видны, что единственным разумным мотивом для разгосударствления и реформирования унаследованной от СССР системы теплоснабжения могло быть только намерение расхитить ликвидную (особенно экспортируемую) часть продукции этой системы и те ее производственные мощности, которые могут быть рентабельными после приватизации. В Докладе говорится о принципиальной непригодности рыночных механизмов для обеспечения стабильной работы централизованного теплоснабжения: "Распространено мнение, что рыночные механизмы должны автоматически обеспечивать повышение эффективности использования топлива и энергии. Но реальная жизнь показывает, что это не так... Тепло является на редкость нерыночным товаром: его нельзя накопить на складе продавца, от него не может отказаться и потребитель. В теплоснабжении чрезвычайно затруднена конкуренция. Поэтому организация управления такой отраслью в рыночных условиях, способствующих массовой коррупции, является чрезвычайно трудной задачей... Критерии надежности энергоснабжения и экономической выгоды не совпадают. С точки зрения надежности теплоснабжения необходимо производить модернизацию и замену изношенного оборудования, с точки зрения быстрой разовой прибыли выгодно работать до полного износа". Сделаем здесь маленькое методологическое отступление. Вследствие давления "рыночной" идеологии даже специалисты, работающие над серьезным деловым документом, вынуждены изощряться в изобретении нелепых политэкономических терминов, чтобы не сказать просто и понятно очевидную вещь - тепло есть продукт, не обладающий свойствами товара. Нет, авторы Доклада пишут: "Тепло является на редкость нерыночным товаром". Авторы Концепции прибегают к такой же уловке: "Тепло является специфическим нерыночным товаром, его нельзя привезти из другого города и накопить на складе. Покупатели практически не могут отказываться от его потребления". Нерыночный товар! Вот до какой нелепости довели людей реформаторы. А ведь разрушение рационального понятийного аппарата в государственном управлении уже есть предпосылка к тяжелому кризису. Но за всем этим стоит важнейшее объективное положение, которое никак не обойти терминологическими уловками. В централизованном теплоснабжении невозможно создать условия реального рыночного обмена, купли-продажи. Здесь не может быть главного условия рынка - свободы контракта. В Концепции, этом официальном документе Министерства энергетики, сделан совершенно однозначный вывод: "Для сложных систем теплоснабжения нереально создать идеальный экономический механизм, позволяющий системе работать на основе рыночных принципов без внешнего административного вмешательства", О каком свободном рынке может идти речь, если в данной конкретной сфере хозяйства невозможна конкуренция! Поразительно то, что когда где-то действительно удается создать ячейку частнокапиталистического уклада в теплоснабжении и сразу обнаруживается вся абсурдность рыночных принципов в этой сфере, власть, вплоть до самых высоких уровней правительства, имитирует наивность и "непонимание". Как будто не те же самые чиновники и политики требуют от теплоснабжения отношений купли-продажи. Вот маленький казус, возникший в ходе летней (2003 г.) проверки готовности теплоснабжения к зиме. Его излагает официальная "Российская газета" и комментирует зам. председателя Госстроя РФ: "Эксперты оказались в растерянности. Выяснилось, что жителям двух городков Иркутской области - Черемхово и Слюдянка - грозят не только морозы, но и новоявленные капиталисты от ЖКХ, с которыми никто не знает, что делать. Тепло в дома подается здесь исключительно частное. Каждый из этих городков обогревает по одной приватизированной котельной, сообщил замглавы Госстроя Леонид Чернышев. Однако владельцы решили их продать: на кочегарах много не наваришь. Они направили местной администрации предложение приобрести котельную за 30-40 млн. рублей. Власть не поверила. Но когда иркутские капиталисты пригрозили разобрать свою собственность на кирпичи и пустить их с молотка, направили запрос в местную прокуратуру. Та констатировала: отнять котельные нельзя, приобретены на законных основаниях. На днях вмешался и Госстрой, который запросил в МАП России: правомочны ли частники? Если выяснится, что - да, придется ведомству просить кабинет министров выделить деньги и на покупку этих котельных" ("Российская газета", No.123,26.06.2003). Уважаемый читатель-либерал, неужели вы не видите, что реализация ваших идей создала ситуацию абсурда? Жулик, наверняка получивший старую котельную почти даром, теперь требует за нее от прежнего хозяина миллион долларов, шантажируя тем, что осенью сломает этот единственный в городке источник тепла. И прокуратура считает, что этот жулик прав. А "эксперты в растерянности"! Понимание рынка и частной собственности, которое навязали обществу наши приватизаторы (подозреваю, что небескорыстно), просто несовместимо с жизнью. Авторы Концепции очень осторожно, как будто боясь рассердить правителя-самодура, объясняют те особенности отрасли теплоснабжения, которые делают ее несовместимой с рыночными механизмами: "Конкуренция предполагает наличие избыточных мощностей, т.е. неполную загрузку теплоисточников. В теплоснабжении недозагрузка ТЭЦ и котельных приводит к повышению себестоимости тепла. Конкуренция предполагает свободное перемещение товара. В теплоснабжении тепло можно передавать только по тепловым сетям на небольшие расстояния. Свободная рыночная загрузка теплоисточников, требующая переменных расходов теплоносителя, в большинстве случаев технически неосуществима либо требует прокладки тепловых сетей больших диаметров, что приведет к повышенным теплопотерям и удорожанию системы транспорта тепла. Хаотичное внедрение децентрализованных источников тепла часто, с одной стороны, решая проблему теплоснабжения конкретного здания, с другой, снижает загрузку централизованных источников и повышает среднюю себестоимость тепла по всему городу. Конкуренция предполагает свободное ценообразование. Если имеется техническая возможность конкуренции двух теплоисточников, более низкая себестоимость производства тепла на одном из них приведет к полному переключению на него всей тепловой нагрузки, ликвидации второго источника, т.к. у него нет возможности продавать тепло на другие рынки, и прекращению конкуренции. Таким образом, конкуренция, в классическом ее понимании, в теплоснабжении приведет к повышению себестоимости тепловой энергии, т.к. потребитель через тариф вынужден содержать чрезвычайно дорогостоящие избыточные мощности теплоисточников и тепловых сетей. В отсутствии свободной конкуренции в теплоснабжении всегда придется применять меры государственного регулирования". Подойдем к проблеме конкуренции с другой стороны - от потребителя. Какая у него может быть "свобода контракта и выбора поставщика"? ТЭЦ - локальная монополия. Городской житель испытывает жизненную потребность в тепле и вынужден "брать то, что дают", причем за любую цену. Тот факт, что он при этом пытается жульничать (выбрасывать ограничительную шайбу, брать горячую воду из батарей и пр.), к политэкономии отношения не имеет. Более того, "покупатель" не знает и не может узнать, сколько товара он получает. И государство в этих новых условиях беспомощно, оно не может даже следить за "порядком на рынке". Диктат "продавца" полный. В Докладе сказано: "В России отключение города от теплоснабжения в якутские морозы на 23 часа называют отказом; у нас нет закона о теплоснабжении; нет узаконенных критериев качества теплоснабжения; у нас жители (основные потребители тепла) вместо договора о теплоснабжении с обязательствами сторон имеют только расчетную книжку, которую бросают им в почтовый ящик, и житель платит совершенно одинаково, как бы его ни отапливали; наши муниципальные власти могут годами не закладывать в бюджет разницу в тарифах для жилищного сектора и не нести за это никакой ответственности и т.д.". В советское время государство не имитировало отношений "купли-продажи", оно установило для жителей символическую плату за тепло, что освободило власть от дорогой бюрократии, от необходимости гоняться за неплательщиками и отрезать у них автогеном батареи отопления. А для производителей тепла и его поставщиков можно было устанавливать нормативы исходя из здравого смысла. Устроенный реформаторами "рынок" освободил производителя и поставщика, и система сразу же стала предельно расточительной - эти субъекты оказались заинтересованы и в завышении тарифов, и в навязывании "покупателю" тепла именно тогда, когда оно ему не нужно. Противиться этому население городов не может. В Докладе говорится: "Внедрение нормальных экономических стимулов к экономии тепла для жителей упирается в необходимость огромных затрат на квартирные приборы учета тепла и неприспособленность существующих систем с однотрубной разводкой к поквартирному регулированию". Невозможность организовать учет потребленного тепла его конечным получателем (населением) подтверждают и разработчики Концепции: "При существующей конструктивной и технологической схеме систем отопления в многоэтажных жилых зданиях, построенных и строящихся в России, обеспечить измерение количества тепловой энергии, затрачиваемой на отопление одной квартиры, практически невозможно (необходима полная и дорогостоящая реконструкция отопительных систем), а измерение количества горячей воды, расходуемой жителями, требует определенных инвестиций на оснащение систем горячего водоснабжения счетчиками горячей воды в каждой квартире". Таким образом, этот псевдорынок стал не механизмом рационализации экономических отношений, а инструментом коррупции и бессмысленного уничтожения ценных энергетических ресурсов. И никакие тепловые счетчики, о которых сегодня наперебой говорят и Касьянов, и Явлинский, и губернаторы, изменить это положение не могут - дело не только в количестве тепла, но и в его "качестве". Напротив, эти счетчики "интегрируются" в антисистему и тоже начинают работать на подрыв теплоснабжения. Как действует этот "инструмент разрухи", изложено в Докладе: "При оптовой продаже тепла (как при любых рыночных сделках) существует оптовый продавец - АО Энерго и оптовый покупатель - это обычно муниципальное предприятие, эксплуатирующее тепловые пункты и разводящие тепловые сети. Продавец хочет как можно больше и подороже продать, и, в нашем случае, покупатель хочет того же, т.к. его услуги оплачиваются по повсеместно принятой схеме как надбавка к цене потребленного тепла... Организации, обслуживающие тепловые пункты, тоже, как правило, получают доходы через надбавку к стоимости потребленного тепла, т. е. тоже заинтересованы в увеличении теплопотребления. Получается, что жители, не имея возможностей персонального учета, вынуждены платить и за перетопы, и за сверхнормативные потери. Чем больше потерь, тем больше платят жители и тем выше доходы теплоснабжающих предприятий... При установке в тепловых пунктах (т.е. на границе раздела собственности АО Энерго и муниципального предприятия) теплосчетчиков, фиксирующих фактическое теплопотребление, у обеих организаций, как правило, уменьшаются доходы, и для повышения их хотя бы до прежнего уровня обе организации совместными усилиями увеличивают расходы тепла. Так как в морозы это сделать затруднительно из-за несоблюдения температуры теплоносителя, здания перегревают в теплое время. Т.е. счетчики тепла, призванные быть инструментом экономии, при такой системе тарифов стимулируют энергорасточительность... Муниципальные предприятия тепловых сетей, вырабатывающие тепло в котельных, выступают в роли продавца, заинтересованного в максимальном теплопотреблении. Хотя иногда уже невозможно понять, кто в чем заинтересован в сложившемся клубке взаимных долгов и претензий... К сожалению, при существующей структуре одноставочных тарифов (руб./Гкал), теплосчетчик не стимулирует потребителя к возможно более полному использованию энергетического потенциала теплоносителя. Одно и то же тепло можно снять с 10м3 теплоносителя, охладив его на 80С, и с 80 м3, охладив их всего на 10С, причем во втором случае можно не устанавливать дорогостоящие водоподогреватели с большой поверхностью теплообмена, уменьшать размеры отопительных радиаторов и т.д., а за тепло платить столько же. Раньше при превышении нормируемого расхода и соответствующем завышении температуры обратной сетевой воды теплоснабжающая организация могла налагать штраф, теперь, когда в арбитраже признается только Гражданский кодекс, такие штрафы неправомерны". При ином подходе, когда вместо измерения количества поставленного ТЭЦ или котельной тепла используют фиксированные нормативы, возникают проблемы из-за большого разброса климатических условий и расстояний. В Концепции говорится: "Прибыль теплоснабжающих предприятий, закладываемая в тариф, определяется в процентах от себестоимости. Т. е. чем ниже энергоэффективность процесса выработки и транспорта тепла, тем выше тариф и выше прибыль. В Хабаровском крае тарифы в двух районах составляют 264 и 1664 руб./Гкал, с учетом норматива теплопотребления затраты на отопление составляют 9,24 и 87,6 руб./м2 в месяц, причем прибыль, учтенная этими затратами, составляет 1,54 и 19,8 руб./м2 в месяц, т. е. различается в 13 раз". Перевод теплоснабжения на рыночные рельсы и ориентация на прибыль привели к тому, что чисто производственная и техническая действительность отступила на второй план. Концепция отмечает: "В теплоснабжающих предприятиях главными специалистами являются не инженеры, умеющие снижать производственные издержки, а экономисты, умеющие доказать необходимость максимального количества затрат". Именно по всем этим причинам капиталистические страны Запада, которые по примеру СССР стали развивать теплофикацию, создают централизованные системы теплоснабжения на некапиталистической основе. В РФ же, напротив, пытаются переделать систему, изначально созданную как коммунальную, в рентабельное рыночное предприятие. В Докладе сказано: "Почти во всех западноевропейских странах с развитой системой централизованного теплоснабжения (Дания, Финляндия) компании централизованного теплоснабжения принадлежат либо потребительским кооперативам, либо общественным энергоснабжающим компаниям. Главной задачей компании данного типа, в конечном итоге, является минимизация тарифов на благо потребителей. Речь о прибыли даже не идет". В связи с отказами и авариями теплоснабжения в январе 2003 г- премьер-министр высказал вещь, немыслимую с точки зрения здравого смысла. Пресса сообщила: "За десять лет реформ предприятия ЖКХ так и не сумели решить главную проблему - выйти на рентабельную работу. "Сейчас состояние дел в реформировании ЖКХ является неудовлетворительным", - считает Михаил Касьянов", Надо вдуматься в эти слова. Выходит, все эти десять лет "реформаторы" считали, что главная задача жилищно-коммунального хозяйства - вовсе не обеспечение жителей сносными условиями обитания в их жилищах (в том числе отоплением). Нет, главная их задача-рентабельность. Таких откровений не выдавал даже Гайдар. Но ведь это - совершенно ложная установка. В жизни общества есть множество сторон, которые не могут и не должны быть рентабельными! И если эти стороны общественной жизни не подкрепляются какими-то нерыночными средствами, то общество несет ущерб, многократно превышающий "экономию". В декабре 2002 г. виднейший теплоэнергетик С. А. Чистович так оценил ситуацию: "Можно сказать, что на первом месте сейчас находится даже не проблема энергосбережения, а проблема энергетической безопасности России. Важно, как минимум, не допустить разрушения энергетического хозяйства страны. Износ оборудования, проблемы с поставкой энергоресурсов таковы, что целые поселки и города могут остаться без отопления и электроэнергии. А это приводит к тяжелейшим социальным и политическим последствиям. Весь мир наблюдал это на примере зимы в Приморье. К сожалению, есть основания полагать, что ситуация будет еще хуже" ("Экологические системы", 2002, No. 12). (Продолжение следует) * * * * * * *
На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:
На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ. Заходите - вас будут рады видеть! * * * * * * *
Предыдущую версию сайта "Высокие статистические технологии" вы можете найти по адресу www.newtech.ru/~orlov. Для доступа к этой версии сайта вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже. На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами. Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru. Удачи вам и счастья! |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.econometrika |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||