Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 224


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

   В этом, 224-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 9 мая 2005 года помещаем переданную нам автором статью "Проект нравственного мироустройства" известного отечественного философа, экономиста и статистика доктора технических наук Леонида Глебовича Малиновского. Приглашаем читателей к дискуссии с участием автора статьи.

   В качестве начала дискуссии помещаем две наши статьи - "Грядущая революция" и "Химера рыночного социализма".

С Праздником Победы! Шестьдесят лет назад была одержана Победа в самой тяжелой войне за всю историю нашей страны!

   Давным-давно Германию разбили,
   И новый век грохочет у ворот...
   А я всё слышу песню о рябине,
   Что матушка
   печальная
   поёт.
   Мела зима в окне белее мела,
   Подтопок грели скудные дрова.
   Она рябину горькую жалела,
   Молоденькая
   бедная
   вдова.
   А может, это о себе печалясь,
   Выплакивала самое, своё,
   Ведь и она рябинушкой качалась,
   И били ветры хлёсткие её.
   На склоне лет
   Забыть ту песню мне ли?
   Она живёт в крови,
   в моей судьбе.
   Что говорить, но о рябине пели
   В те времена
   Почти в любой избе.
   Недолюбили
   и недородили
   Сынков и дочек, коим несть числа,
   Ах, вдовы, вдовы - русские рябины
   В глуши
   послевоенного
   села...

*   *   *   *   *   *   *

Проект нравственного мироустройства

   В зависимости от степени и типа конкретизации процессов мышления, в первую очередь интуитивного, в первом приближении можно выделить пять периодов нравственного (безнравственного) мироустройства.

   Первый период был связан с непосредственным восприятием необходимости этических ограничений в рамках конкретного племени или государства. Этот период связан с необузданной мифической фантазией. Ярким примером таких фантазий являются мифы Древней Греции, Индии, других народов. Общие принципы построения общественных отношений не простирались далее интересов племенных и государственных образований.

   Второй период можно связать с религиозно-философскими ограничениями интуитивных мифических фантазий. Этот период связан с конкретными как историческими, так и мифическими личностями философов и религиозных пророков. Среди этих личностей можно привести наиболее выдающихся: Конфуция, Лаоцзы, Плеяду будд во главе с Шакьямуни, ряд древнегреческих философов, в первую очередь Платона и Аристотеля. К этому же периоду можно отнести Заратустру, Гермеса Трисмегиста и Моисея.

   Последний упомянут в этом периоде, поскольку нетрудно показать, что религия иудаизма возникла как религия ростовщиков и богатых торговцев в Персии, которые открыли мощь финансовых рычагов управления миром и способы корпоративного обогащения. Аргументация этого положения приведена, например, в исследовании автора "Модельно-конструктивное мышление. М.: Наука, 2003". В число вышеупомянутых способов входила тройная мораль и несимметричное нравственно-экономическое отношение к иноверцам и иноплеменникам.

   Опыт автономного существования Иудеи после разгрома Персии Александром Македонским показывает несовместимость субботы с ведением войн и сельского хозяйства. Вследствие этого можно предположить, что личность Моисея нельзя отнести к библейским временам и что она носит мифический характер.

   В конкретизации мышления второго периода можно отметить элементы, введенные Аристотелем, составляющие неотъемлемую часть современной науки, а именно, конкретизацию части интуитивного познания в виде процессов индуктивного наведения и логики в виде силлогизмов.

   Первый и второй периоды не имеют четкого водораздела. Боги первого периода сосуществовали с учениями и богами второго. Периодически на вооружение брались то мифы первого периода, то концепции второго, а то и их совмещение. Здесь яркими примерами являются мировоззрения всех крупных государственных и цивилизационных образований (Египет, Индия, Китай, Персия, Древняя Греция и Древний Рим).

   Можно предположить, что и в течение первого периода нравственные установки формулировались интеллектуально продвинутыми людьми. Имена этих людей, как правило, не сохранились вследствие доисторического (дописьменного) периода их существования. Можно предположить, что связь нравственных установок с богами и боголюдьми, обитавшими либо на небе, либо на земле, где-нибудь в не слишком доступном месте, осуществлялась ими исходя из пропагандистских соображений. К богам причисляли и выдающихся людей - царей, императоров, фараонов.

   Во времена этих периодов боги, как правило, имели человеческий облик и были подвержены всем человеческим слабостям. То есть человек конструировал богов "по своему образу и подобию", при этом включалась буйная интуитивная фантазия. Вышеприведенное положение нашло отражение у Страбона, идею которого можно сформулировать в виде "богов и всяческие мифические чудеса придумали философы для привития норм благочестия (нравственности) женщинам и всяческому простонародью". Под философами в те времена, в отличие от софистов, понимали людей, способных воспринимать истину.

   Меньшая фантастичность богов второго периода связан с их конкретными проявлениями в виде небесных явлений, движения звезд, планет и светил.

   В христианской классификации оба эти периода являлись языческими и характеризовались непрерывными межплеменными и межгосударственными войнами. Нравственные отношения были неразрывно связаны с общественным устройством и не простирались далее членов одного племени или граждан одного государства. Иноплеменники и неграждане автоматически зачислялись в рабы. У Аристотеля понятия "варвар (не эллин)" и "раб" считались синонимами.

   Третий период в становлении нравственного мироустройства связан с общим системным и нравственным религиозным (монотеистическим) или философским осмыслением, между которыми нет четкой границы. На этом этапе единый Бог определяет мировой нравственный порядок на основе системности, разума и универсальной нравственности по аналогии с порядком движения звезд, планет, Солнца и Луны. В основе разумно-конструктивного элемента нравственного порядка лежала также аналогия "человек-творец - Бог-творец".

   При таком мировоззрении укреплялась интуитивная основа нравственности, но снижалась опытная (земная) основа научных знаний.

   Мистическая (фантастическая) основа мировых монотеистических религий и буддизма затрудняла распространение мировой нравственности. Возникали все новые и новые фантазии. Для предотвращения такого феномена на вооружение брались отнюдь не нравственные методы (разум), а методы физического и экономического террора. Яркий пример тому являет распространение ислама, постулирующее в Коране распространение своего учения методом отсечения головы у иноверцев.

   Монотеистические религии с универсальной нравственностью (христианство, ислам) и религиозно-философское мировое учение - буддизм были догматизированы и вследствие того не разработаны в своей политической и, особенно, в экономической части. Несмотря на то, что разум оставался высшей религиозной ценностью, именно эта компонента резко ограничивалась принятым трансцендентным, более того, мистическим, мировоззрением. Насущные вопросы организации и совершенствования политической власти и экономики духовенством не решались и отдавались на откуп мирским властям и частным лицам. В экономике христианского и исламского мира "правила бал" иудейская ростовщическая корпорация.

   Попытки буддизма, христианства и ислама ввести нравственную симметрию в общественные отношения оказались несостоятельными. Религиозный мистицизм, хотя и создавал "объективную" мистическую базу для таких отношений, но сковывал элементы субъективного их конструирования. В Европе этот период ознаменовался застоем средневековья, в исламе - перманентным нарастанием интеллектуального застоя. Какие-либо подвижки в области общественных отношений тормозились еще и тем, что идеологическая и политическая власть в ряде религиозных конфессий, буддизм, ислам, зачастую совпадала.

   Переход к мировому уровню нравственной организации, общее повышение уровня нравственности по сравнению с язычеством сделало войны, хотя и более редкими, но отнюдь не прекратило их. Этому способствовало и разнообразие конфессий внутри одного религиозного направления мысли, и совпадение идеологической (религиозной) и политической власти.

   Четвертый период организации мирового сообщества связан с заземлением нравственных ориентиров, произошедшим в Западной Европе. Это заземление было связано с изучением природы, демистификацией мировоззрения, с неявным введением интуитивно-конструктивного элемента во все знания, особенно в естественнонаучные. Были переоткрыты древнегреческие философы, в первую очередь материалист Аристотель. Наряду с интуитивными классификациями (категориями) и наведением Аристотеля, основанными на жизненных реалиях, в ряде естественных наук были введены математические закономерности (законы), адекватность которых была достаточно высока в механике и некоторых других областях физики. Однако при использовании математических законов в других областях знаний их адекватность уменьшалась до приближенных моделей, вплоть до неадекватных моделей, используемых в общественной дезинформации. Соответствующее научное мировоззрение можно было квалифицировать как возврат к языческим мировоззрениям пантеизма и деизма.

   При "заземлении" процессов интуитивного мышления произошла утрата мирового нравственного проекта, сформулированного в рамках христианства. Соответственно в период ренессанса и гуманизма была подорвана гегемония Церкви не только в получении новых знаний, но и ее государствообразующая функции. Сначала появилось гражданское государство Гоббса, а затем и либеральное гражданское общество Локка.

   В рамках либеральных теорий исчезло противопоставление традиционного (нравственного, в том числе и социально справедливого) общества и государства и извращенного. В основе либеральной теории Гоббса и Локка благодаря "священному принципу частной собственности" и дискредитации нравственных основ, связанных с демистификацией знаний остались лишь извращенные общества и государства (тирания, олигархия, охлократия, охлос - толпа людей, не объединенная общими интересами и системной нравственностью) с названиями традиционных государств (монархии, аристократии и демократии). При этом исчезли и совмещения этих форм верховной власти. Остался лишь дезинформирующий постулат, приведенный, кстати, в Конституции РФ.

   Таким образом, наряду с всплеском естественнонаучных и прикладных знаний произошла деградация нравственных основ христианских государств, забвение принципов не только мироустройства в целом, но и нравственного устройства общества и государства. С мистической водой был выплеснут нравственный ребенок. При этом необходимо заметить, что элементом религиозной нравственности была и социальная справедливость. В либерализме-капитализме был забыт христианский принцип "кто не работает, тот не ест", реанимируемый в марксистском социализме. Во главу угла была поставлена не нравственная системность, а отдельная личность с ее интересами и правами. В Западной Европе и Америке в отсутствие духовной христианской системности системообразующую роль взял на себя иудаизм. Как отмечал Маркс, капитализм и либерализм являют собой апофеоз иудаизма (К еврейскому вопросу).

   Эклектика либерализма вполне соответствовала уровню развития методологии науки (эклектике позитивизма и эпистемологии - формализма). В рамках этой эклектики имеем и разделение гносеологии на материализм и идеализм. В соответствии с деградацией нравственного мироустройства в период заземления мировоззрения деградировали и основы личного поведения. В целом материализм метафизических основ либерализма можно квалифицировать лишь как псевдоматериализм вследствие игнорирования вполне материальной функции, как в интуитивном познании гносеологического субъекта, так и в социальной коррекции, осуществляемой прагматически. Такая коррекция вполне в духе либерализма вследствие его эклектичной методологии.

   Попытки конкретизации диалектических процессов интуитивного развития знаний были предприняты в рамках философской эклектики, оформленной в виде критик Кантом, и в рамках идеализма Гегелем. При этой конкретизации произошло размежевание методологии науки и философской гносеологии.

   Идеализм Гегели был заземлен Марксом в виде революционной практики. В связи с игнорированием в марксизме, как и в метафизическом материализме либерализма, вполне материальной функции гносеологического субъекта диалектический материализм также можно воспринимать лишь как псевдоматериализм.

   В отличие от эклектики либерализма марксистский диамат в СССР считался основой методологии науки, хотя никогда ей не был. Это порождало отторжение марксизма в целом научной интеллигенцией. Уже попытки Маркса (впрочем, как и Гегеля) применить диалектику в математике ни к чему не привели.

   Тем не менее, несомненные успехи СССР в ряде областей общественной жизни приводили к тому, что некоторой частью российской элиты марксизм воспринимался, и продолжает восприниматься, как высшее достижение, если не всей методологии науки, то ее общественной части. Православным русским народом, другими народами России, марксизм воспринимался в качестве "научной" реализации Царства Небесного на земле.

   Псевдоматериализм и, соответственно, безвариантность марксизма в методологии привели к застою в конструировании общественных, в первую очередь экономических, отношений стран "реального социализма". Для прагматической модернизации социализма по примеру Югославии или Китая не была готова ни российская элита, соблазненная комфортом элиты западных стран, ни российское, более точно союзное, руководство.

   Псевдонаучность и догматизм марксизма привели к застою страны "реального социализма". В то же время прагматизм капиталистической элиты позволил снять некоторые, наиболее вопиющие, дефекты стран капитализма, следующие из его тотальной безнравственности, более точно, перенести их в отношение стран "развитого" и "периферийного" капитализма, куда в настоящее время усиленно вписывается Россия. Такое разделение стало возможным благодаря получению технологической и финансовой ренты "развитыми" или "цивилизованными" странами в рамках либерализма-капитализма.

   Здесь необходимо заметить, что в силу геополитических обстоятельств - отсутствия естественных границ, суровых климатический условий и наличия сильных этнополитических соседей, находящихся в более благоприятном климатическом и географическом положении - Россия и русский народ, по необходимости, были обречены на общественное устройство, ориентированное на универсальную нравственность. На построение мирового нравственного порядка. Так было и во времена православия, и в марксистский период. Попытка изменения этой ориентации в настоящее время, как об этом свидетельствуют объективные данные - исчезновение производства и населения, ведет к исчезновению как России, так и русского народа. Эта ориентация в рамках мистической догматизации была сформулирована в виде метафоры Святой Руси для России и народа-богоносца для русского народа. Заметим, что Бог в христианстве, да и в некоторых других религиозно-философских учениях, традиционно связывался с разумом, системностью и универсальной нравственностью. Сама же мистическая догматизации препятствовала этим установкам, в первую очередь разуму, что в результате привело и к революциям, и к ориентации на мировую безнравственность, и, в результате, к сегодняшнему плачевному положению России и русского народа.

   Как в период мистической догматизации, так и в период социологического естественнонаучного псевдоматериализма (либерализма и марксизма) в мироустройстве исчезает как интуиция гносеологического субъекта, конструирующего те или иные общественные теории, так и его проектирующая и конструирующая общественные отношения функция. В самом деле, какие человеческие конструкции могут быть при изучении природы. Эта функция - прерогатива Бога. В марксизме это обстоятельство выражается в бессознательной революционной практике, в либерализме - в естественнонаучном забвении сознательной, конструирующей и поддерживающей нравственные общественные отношения, форме организации людей. Уже постановка вопроса об общественном проектировании, сама по себе, отрадное явление, которое выходит за рамки материалистических общественных теорий как либерализма, так и марксизма. Необходимо еще преодоление естественнонаучного догматизма общественных теорий.

   Либеральное гражданское общество с эклектикой позитивизма, прагматизма и формализма (эпистемологии), дополненной религиозной архаикой, разъединяет народы эксхристианской культуры, впрочем, как и народы других стран (Китая, Индии, Исламского мира), оставляет на откуп мировую организацию экономики и политики финансовой корпорации иудеев. Идет активное построение безнравственной мировой глобализации с культом наживы, гедонизма, безграничного богатства одних людей и столь же безграничной бедностью других. С разделением мира на "золотой миллиард" и прочих, обреченных на вымирание. С тотальной ложью, особенно в области построения общественных отношений, с нарушением всех, выстраданных тысячелетиями, личных нравственных норм. С безудержной гонкой вооружений, разрушением природы.

   И, наконец, грядет пятый период уже нравственного построения мироустройства, соответственно открывающий возможность поступательного развития России, русского народа, других нардов, проживающих как на ее территории, так и в странах бывшей России-СССР, и ряде других сопредельных стран.

   Этот период связан с развитием вычислительной техники, кибернетической аналогии "мышление - работа ЭВМ с конечной памятью", с моделированием на ЭВМ интуитивных процессов мышления, познания. При такой материализации интуиции этапы нравственно-безнравственной организации человечества, связанные с нравственной мистификацией интуиции, или с ее фактическим выведением за научные скобки при заземлении мышления, уходят в прошлое, становятся гносеологической архаикой. Наступает эра Науки, выделяющей содержательные элементы во всех типах знаний (религии, философии, науки и бытовых знаниях). Здесь Наука с большой буквы подразумевает использования дополнительного критерия научной рациональности знаний, связанного с вышеупомянутой конкретизацией интуиции.

   На базе такой конкретизации интуиции необходим пересмотр всей системы научных (и не только научных) знаний.

   На этой базе автором были построены основания логики, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики.

   С дополнительным критерием научной рациональности стало возможным не отрицание достижений всех предыдущих этапов общественного строительства, а выделение наиболее адекватных действительности (содержательных) элементов как общественной доктринальной организации, так и теоретических построений.

   В качестве примеров такого отрицания в мировоззренческо-гносеологических основах предыдущих периодов можно привести следующие.

   Церковь считает всех великих философов дохристианского периода, по существу, заложивших основы христианского мировоззрения, мертвыми душами, с недостойными внимания учениями. Такое отрицание, на самом деле, омертвляет как основания церковного учения, так и возможность поступательного доктринального развития церковного мироустройства. Как результат имеем полное забвение христианского проекта мироустройства, отсутствие каких-либо христианских разработок в мировой экономике.

   Другой пример - марксистское отрицание религии как "опиума для народа".

   Более сложное отрицание в либерализме. Здесь сознательное (проектное) мировое и национальное политическое, экономическое и социальное устройство связано с гражданским обществом. При этом универсальный нравственный элемент тонет в море религиозной архаики, естественнонаучного моделирования. Реальные политические, экономические и социальные части мироустройства выводятся за рамки научных рассмотрений. В результате навязывается олигархическая (капиталистическая - через "священный" принцип частной собственности) мировая структуризация, основанная на принципе "разделяй (благодаря несовершенству методологии науки и архаике альтернативных идеологических доктрин) и властвуй".

   С использованием конкретизации гносеологической схемы познания и научной рациональности можно выделить содержательные элементы онтологического общественного конструирования во всех периодах мировоззренческо-гносеологического развития процессов познания.

   В первом периоде выделяются:

   Идеологическая структуризация общества, ее субъективно-конструктивные элементы, связанные с метафорой "человек-творец - бог-творец".

   Система арийских нравственных ограничений в виде.

   1) Не убивай.

   2) Не кради.

   3) Не прелюбодействуй.

   4) Не лги.

   5) Не опьяняй себя.

   Эти ограничения целиком перешли от ариев в буддизм и частично присутствуют как во всех других религиозных конфессиях, так и в светском законодательстве.

   Последнее, пятое, ограничение особенно актуально для эксхристианских обществ и государств вследствие его игнорирования в христианстве и, как следствие, тотального распространения в них алкоголизма и наркомании.

   Во втором периоде можно выделить классическую теорию правильно-извращенного государства Платона - Аристотеля - Полибия, которая расширяется до уровня традиционно-извращенной государственности и традиционно-извращенного мироустройства. В традиционном варианте подразумевается совершенствование нравственной идеологической доктрины как в области гносеологии, так и онтологии.

   Именно в рамках этой теории, основы которой были заложены при анализе конкретных политических организаций государств-полисов Древней Греции, в отличие от марксистского истмата, хорошо описывается произошедший в России-СССР переход от "реального социализма" к капитализму.

   Реанимируется подход к общественному устройству (в отличие от современной социологии или марксизма) как к сознательно выстраиваемому проекту. Этот подход был свойственен античным философам и общественным деятелям, в частности Платону и Аристотелю, Ликургу, Солону и Нуме Помпилию.

   В третьем периоде представляет интерес задание на проектирование и основы мирового общественного проекта, сохранившиеся в православном христианстве.

   Переводя архаичную форму неоплатонистского мистицизма иерархии сил небесных Дионисия Ареопагита в проектную форму духовно-нравственных приоритетов современных представлений, их можно записать как.

   1) Системность, разум и универсальная нравственность.

   2) Системная, разумная и нравственная (в том числе и социально-справедливая) организация мировой политической и экономической власти.

   3) Системная, разумная и нравственная организация групп людей (групп государств - геополитических полюсов, государств, народов и др.).

   4) Системная, разумная и нравственная организация интересов отдельных людей.

   В рамках этой системы приоритетов возможна мировая организация отдельных государств и народов при соборной договоренности между идеологическими структурами геополитических объединений государств - мировых полюсов. Именно такая договоренность подразумевалась в христианстве. Ее провал можно отнести на счет мистификации вышеприведенных приоритетов. Сами же приоритеты и христианский проект организации мирового сообщества отнюдь не утратили актуальности и в наше время. При такой организации может быть исключена система двойной или тройной (как в иудаизме) морали, обеспечена ресурсо-экологическая мировая защита, учтены интересы отдельных стран и народов, и, как следствие, интересы отдельных людей. На этом пути видится преодоление вооруженных конфликтов между различными национальными группами и группами людей, организованными на архаичной религиозной основе. На этой же мировой политической основе, при выделении наиболее адекватного подхода к политэкономии, видится преодоление российской деградации.

   Идеологические структуры должны четко контролировать и прослеживать финансовые потоки, что в плане мирового управления было взято на вооружение иудаизмом.

   Заметим, что соборная договоренность, не состоявшаяся в рамках христианства, вполне может быть реализована на более ясных гносеологических основах. При этом естественна и организация финансовой власти мировой системы, взятая на вооружение иудаизмом и напрочь проигнорированная христианством. В примитивной форме эта организация была взята на вооружение коммунистами.

   И, наконец, в четвертом периоде, как наиболее адекватный жизненным реалиям, можно выделить рикардианский подход к политэкономии как к способу раздела продукта, произведенного природой и трудом народа. При этом уже сам Рикардо считал такой подход "истинным предметом науки" в отличи от естественнонаучного поиска объективных факторов богатства народов. Не чужд был этому подходу и К.Маркс в своей блестящей критике капитализма, но не использовавший его в построении экономики социализма. В целом же этот подход был квалифицирован им как "вульгарная политэкономия", что тормознуло развитие экономических отношений социализма, направило по ложному пути отечественную политэкономическую науку и было одной из причин краха стран "реального социализма".

   В качестве перспективы развития экономики России - элемента мировой экономики в целом - можно указать способ раздела "социалистического рынка". Основы раздела социалистического рынка были сформулированы в 1922 году Б.Бруцкусом и переопубликованы в 1990 году в СССР. К сожалению, в силу марксистской зашоренности отечественных ученых-экономистов и руководителей государства, они не были поняты. До этого элементы социалистического рынка в виде социализации земли развивались Миллем и Джорджем и были взяты на вооружение во многих капстранах. Элементы социалистического рынка в виде народных предприятий также имеются во многих капстранах, где они демонстрируют более высокую производительность труда по сравнению с частными предприятиями. Система социалистического рынка, построенная на прагматических основах, была реализована с 1948 года в Югославии. В настоящее время она является базой экономики Китая, Вьетнама и ряда других стран. Во всех этих странах имели подъем производительности труда и уровня жизни населения. Народ Югославии, в отличие от стран "реального социализма" Восточной Европы, "отказался" от социалистического рынка только в результате НАТОвских бомбардировок.

   В теоретическом проектном варианте основу системы социалистического рынка должны составлять конкурирующие на геополитическом рынке одного полюса идеологически-структурированные трудовые коллективы (предприятия и корпорации). В результате такой конкуренции формируются цены спроса и предложения. Эти коллективы выплачивают государственным структурам (структурам регионов, субъектов федерации, федеральному центру и структурам полюса) и самоуправлениям рентные платежи и плату за капитал, вложенный в предприятие. Предприятиям остается часть предпринимательской прибыли. Эта прибыль определяет влияние потребителя на производителя, автоматически стимулирует НТП и снижение себестоимости. То есть преодолевает те негативные элементы экономики "реального социализма", которые порождала плановая экономика с затратно-формируемыми ценами. Увеличивается эффективность экономики в целом.

   При получении части предпринимательской прибыли членами трудовых коллективов и финансово-торгово-промышленных корпораций предпринимателями становятся все участники производственного, торгового и финансового процесса. Это является элементом углубления социальной справедливости - работник получает плату за свой добросовестный труд, включающий предприимчивость, изобретательскую и рационализаторскую деятельность - инновационную активность, а не за проведенное на работе время. Тем самым решается вопрос меры оценки эффективного труда, которая являлась камнем преткновения в "реальном социализме". Часть прибыли естественно использовать для развития (инвестирования) и амортизации производственных процессов. Тем самым решается проблема самоинвестирования предприятий.

   Государственные органы, находящиеся под контролем идеологических структур, сохраняющие в своих руках финансовые (бюджетные, структурно-инвестиционные и кредитные) потки, должны их использовать для управления и планирования социально-экономических показателей. Этим определяется системная функция экономической и социальной организации общества. Для расчета планов и параметров управления естественно использовать статистические методы. Таким образом, и планирование при социалистическом рынке переходит на более высокий качественный уровень.

   Идеологическая структуризация как трудовых, так и все прочих вложенных и пересекающихся групп населения необходима для системной координации и нравственного управления политическими, экономическими и социальными процессами. В трудовых коллективах такое управление необходимо для организации инвестиционного процесса. В противном случае будут "проедаться" не только инвестиции, но и амортизационные отчисления.

   Подобные элементы организации трудовых коллективов были проведены в виде создания СТК на начальном этапе перестройки. На этом этапе между СССР и Китаем, начавшим свои реформы на десять лет раньше, была договоренность о координации в проведении реформ. Согласно этой договоренности вышла книга китайских авторов "КНР на путях реформ. М.: Наука, 1989". В дальнейшем эти процессы в СССР и России были свернуты, а реформы были направлены на приватизацию. Разницу в результатах реформирования можно наблюдать воочию. Здесь необходимо заметить, что члены СТК должны обладать не только естественнонаучными и прикладными знаниями и интеллектом, способным оценивать перспективные инвестиции, но и личными нравственными устоями (не красть, не лгать, не пить, быть ориентированными на вышеприведенные духовно-нравственные приоритеты).

   Изложенный выше проект построения экономики России, в перспективе - всего мирового сообщества, в первую очередь актуален именно для России, из которой вследствие неблагоприятных климатических условий для производства происходит непрерывная утечка капиталов, удушение производства импортом, порождающие деградацию промышленности и всех остальных сфер жизни народа. Идеологически-структурированные коллективы и группы людей, в отличие от частных собственников, не заинтересованы в вывозе капитала, в подрыве основы своего жизнеобеспечения. Идеологический (государственный) контроль внешней торговли является элементом традиционной политики российского протекционизма.

   Россия в виде СССР с естественными протекционистскими границами была одним из потенциальных элементов многополярного мира. В настоящее время, в условиях разрушения естественных границ, построение экономики и общественной жизни России возможно лишь на вышеизложенных основаниях идеологически-структурированных групп людей. Всякое частнособственническое "предпринимательство", мелкая торговля, ставит местное производство в невыгодные условия контрабандной конкуренции с производством в более благоприятных условиях (Турция, Китай) и с более развитыми технологиями ТНК, стимулирует дальнейшее удушение российского производства импортом.

   Заметим, что все промышленно-развитые страны (Англия, Германия, США) сначала добились технологического превосходства над другими странами в условиях жесткого протекционизма, а затем переходили к либеральной риторике в мировой организации экономики - продолжали проводить ту же протекционистскую политику, но в рамках либеральной риторики. Российское руководство и экономическая наука, зашоренная марксизмом, "забыли", более точно не знали, эти азы рыночной национальной политэкономии.

   Заметим также, что контрабанда является непременным элементом частнособственнического предпринимательства, одним из элементов безнравственной политики агрессивного либерального капитализма, выносимых, как и тройная мораль, за "правовые скобки".

   Как уже упоминалось, система социалистического рынка в мировой нравственной организации является элементом экономики полюсов многополярного мира, ориентация на построение которого абсолютно необходима в условиях российской деградации. Рыночные отношения между полюсами невозможны из-за вышеупомянутых геополитических, этнонациональных и климатических различий. Полюса могут производить между собой необходимый товарообмен и перемещение капиталов. Многополярный мир, построенный на базе идеологических структур с современным научным мировоззрением и мировой нравственностью, система взаимодействующих социалистических рынков, является развитием христианской и социалистической альтернативы проекту иудаизма и мирового либерального капитализма.

   Ограничив растаскивание национальной экономики, организовав идеологические нравственные основы ее функционирования, Россия может надеяться на добровольное вхождение в состав геополитического полюса сопредельных стран. В первую очередь стран бывшего СССР.

   Система духовно-нравственных приоритетов, сформулированных в доступном для понимания современными людьми Научном виде, соответствующая идеологическая структуризация, позволяют надеяться как на разумную координацию политики и экономики стран и народов в рамках одного полюса, так и на организацию взаимовыгодного обмена товарами и капиталами между отдельными полюсами. При этом исключаются и военно-экономический диктат, и терроризм.

   При формировании структур, ориентированных на построение системы мирового нравственного порядка, - политической воли народа, возможен переход к этой системе без марксистской "революционной практики". Особенно важен такой переход для России, нравственно деградировавшей в рамках марксизма и окончательно погибающей в рамках либерализма. Очередная "революционная практика", без осознания некоторой частью народа - его элитой губительности либерального извращения для России, возможных путей его конструктивного (шаг за шагом) преодоления, может стимулировать лишь окончательную погибель России и русского народа. В рамках конструктивного рикардианского подхода к экономике такой плавный переход вполне возможен. Его элементы публиковались во многих моих работах.

   Для исключения извращающих переходов, типа "реальный социализм" - капитализм, имеющих место в теории традиционно-извращенной государственности, необходима конкуренция политических партий - идеологических структур. Эта конкуренция на базе совершенствования политической, экономической и социальной организации общества вполне возможна в рамках развиваемого подхода к мировоззрению и схеме познания, с гносеологическим субъектом. Учитывая народно-национальные перекосы (при принятом методологическом подходе народ - это этническая группа людей, нация - это группа граждан, объединенных рамками государственного образования) в России, накопившиеся в марксистский период и усугубившиеся в период либерализма-капитализма, необходимы народные партии. В первую очередь партии русского народа как государствообразующего и потенциально полюсообразующего народа. В России естественна конкуренция национальной и русской народной партии, конкуренции в рамках системы духовно-нравственных приоритетов партий, учитывающих интересы других народов.

   При продолжении разрушительной либерально-капиталистической политики Россия как потенциальный центр такого полюса и даже как государство обречена в ближайшей перспективе на колониальное существование, характерным признаком которого является структура внешней торговли, разрушение всего производства, кроме добычи сырья и складирования вредных отходов, вымирание населения и эмиграция его наиболее интеллектуально-продвинутых групп. В более отдаленной перспективе и Россия, и русский народ обречены на исчезновение в качестве исторических феноменов.

   Без освоения предложенного проекта общественного устройства власть имущими, без проведения в жизнь проекта построения многополярного мира все заклинания руководителей России о его многополярности по результату похожи на восточную поговорку "сколько не говори халва, халва, во рту слаще не будет". Россия, как основа одного из мировых плюсов, будет исчезать, растаскиваемая частными собственниками-предпринимателями, а мир будет строиться на базе однополярного проекта мировой олигархии.

   Только при исключении частнособственнического сектора экономики, при развитии духовно-нравственных православно-социалистических основ построения общества и экономики Россия может быть традиционным центром одного из мировых геополитических полюсов.

Л.Г.Малиновский,
ведущий научный сотрудник
Института проблем передачи информации (ИППИ) РАН,
доктор технических наук

*   *   *   *   *   *   *

   В качестве комментариев к весьма содержательной, интересной и полезной работе Л.Г.Малиновского приводим несколько наших небольших заметок, которые уже появлялись несколько лет назад в рассылке, но для удобства читателей сконцентрированы здесь в виде двух статей - "Грядущая революция" и "Химера рыночного социализма".

   Основные идеи статьи "Грядущая революция" публикованы в заметке: Орлов А.И. Рыночного социализма нет. - Газета "Правда", 2004, 20 июля, №79.

Грядущая революция

   О тяжелом положении России сказано достаточно. О виновниках - тоже. Основной вопрос, который надо обсуждать, ясен: "Что надо сделать для вывода России из кризиса?" Начнем с обсуждения неотложных мер.

Первоочередные задачи грядущей революции

   Как во время войны, государство должно взять под контроль основные отрасли народного хозяйства. Такая система известна как "мобилизационная экономика", и она должна сохраняться, по крайней мере, до восстановления прежнего положения России в мировой экономике. Т.е. до достижения той же доли в мировом хозяйстве, что была в 1985 г. Продолжительность восстановительного периода - несколько десятков лет (в оптимальном случае - 20 лет).

   Иначе - продолжение курса 1990-х годов, ведущее к гибели России.

   В течение этого переходного (восстановительного) периода государство должно установить монополию внешней торговли, продажи алкоголя, табака, драгоценных металлов, бензина, автомобилей, жилья, взять под контроль все крупные предприятия, оптовую торговлю, банки, средства воздушного и железнодорожного сообщения, связь, средства массовой информации (особенно электронные). Одновременно государство должно поддерживать малый бизнес, основанный на личном труде предпринимателей.

   Вначале взятые под контроль государства предприятия и организации остаются в собственности нынешних владельцев. Законность приобретения этой собственности проверяется правоохранительными органами. Если законность приобретения подтверждена, то после окончания восстановительного периода государство выкупает предприятие или возвращает его прежнему владельцу.

   В международный суд в Гааге выставляется иск к Международному валютному фонду, Мировому банку и аналогичным организациям о возмещении вреда, нанесенного России. До решения суда платежи прекращаются.

   Откуда взять кадры для осуществления перечисленных мер, учитывая известную всем коррумпированность госаппарата и правоохранительных органов? Очевидно, необходимо создать чрезвычайные комиссии (ЧК) из лиц, не затронутых коррупцией, например, военнослужащих отдаленных гарнизонов, активистов КПРФ, "Трудовой России" и аналогичных организаций. ЧК должны действовать быстро и энергично, исходя из интересов России. Следовательно, нынешнее законодательство и подзаконные акты должны уйти в историю.

   Очевидно, необходима зачистка Москвы, Ленинграда и других центров, как от криминального элемента, так и от тех "демократов" и "реформаторов", которые виновны в разрушении России или оказывают сопротивление переходу к мобилизационной экономике. Указанным лицам будет предоставлена возможность для трудовой деятельности, в частности, в районе Колымы-Яны.

   Что впереди - эволюция или революция? Могут ли описанные выше преобразования быть осуществлены эволюционным путем? Ясно, что это маловероятно. Значит, впереди - либо гибель страны, либо революция.

   Как делать революцию - особая тема. Есть и теория, и практический опыт. Тот, кто сказал: "Россия исчерпала лимит на революции" - ошибся. Будем готовиться к революции.

Рыночный социализм - вредная утопия
(К чему стремиться?)

   Как должно быть устроено народное хозяйство по окончании переходного (восстановительного) периода? Как ни странно, мало кто в оппозиционных кругах занимается стратегическим планированием в масштабе страны.

   Много сказано об антинародном характере нынешнего режима. Очередные статьи и выступления по этому поводу, как правило, не несут принципиально новой информации, а потому, по мнению ряда товарищей, не столько привлекают, сколько отталкивают возможных сторонников.

   Достаточно хорошо проанализированы достоинства советского проекта (1917-1991) и недостатки его реализации. Например, многие считают, что использование "валовых" показателей при оценке деятельности предприятия и планирование "от достигнутого" сдерживали темпы экономического развития СССР и внедрение достижений научно-технического прогресса.

   Но главное - будущее. К чему стремиться? Проектируемое будущее мало обсуждается. А если нет четкой цели, то нет и средств ее достижения, нет способа мобилизовать сторонников и привлечь новых.

   За завесой общих слов неясны конструкции планируемого общества. Да и смысл слов не всегда ясен. Например, основная идея так называемого "рыночного социализма", как выясняется, состоит в предоставлении государственным предприятиям определенной самостоятельности в хозяйственной деятельности. Против этого вряд ли кто-либо будет возражать, в то время как термин "рынок" - из пропагандистского арсенала врагов России. Ведь основа рынка - это анархия производства. Химера "рыночного социализма" может нанести значительный вред делу возрождения России.

   Первая тема для обсуждения - место государства в экономике. Во всем мире доля участия государства в производстве и распределении национального продукта стремительно растет. Если в настоящее время в России государственные расходы составляют 11,0% от валового внутреннего продукта, то в США - 32,8%, в Германии - 46,9%, во Франции - 54,3%, в Швеции - 58,5%. В СССР было 65,0%. Чтобы дойти хотя бы до уровня Франции, роль государства должна усилиться в 5 раз.

   Первоначальные действия вполне ясны. Как уже говорилось, государство должно взять под контроль экономику как целое (как систему). Прежде всего, государство должно взять под контроль и в управление предприятия, занимающиеся добычей нефти, газа и других природных ресурсов. Внешнеэкономическая деятельность должна полностью контролироваться государством, как и естественные монополии (транспорт, связь, электроэнергетика). Крупные предприятия, прежде всего военно-промышленного комплекса, должны принадлежать государству. Должна быть национализирована банковская система. Частной собственности на землю не место в России.

   Планирование и контроль - сердцевина современного подхода к управлению. Хорошо известно, и теоретически, и практически, что при четко сформулированных целях централизованное плановое управление эффективнее любых форм "рынка". Недаром в ситуации войны любое государство переходит к такой системе управления.

   Вторая проблема - обеспечение естественных основополагающих прав человека. Прав на пищу, жилье, работу, защиту от преступности, медицинскую помощь. На информацию, образование, пенсионное и социальное обеспечение и т.д. В частности, для обеспечения права на объективную информацию необходимо массированное государственное присутствие в СМИ, а также система защиты от "субъективизма" СМИ, т.е. цензура.

   Третья проблема - как организовать систему хозяйства. Основное - распределение полномочий между различными уровнями управленческой иерархии. Что относится к компетенции общегосударственных органов управления, что должно решаться на уровне отрасли или региона, что - на уровне предприятия, подразделения или отдельного работника? Какие решения вправе принять директор завода единолично, а какие - нет? Кто должен давать разрешение - трудовой коллектив или вышестоящая организация?

   В СССР действовали две основные формы организаций - государственные и коллективные (колхозы, артели и др.). Промежуточной формой являются арендные предприятия, в которых принадлежащие государству основные фонды на определенных условиях предоставляются в пользование трудовому коллективу. Кроме того, достаточно большая доля национального дохода создавалась в результате индивидуальной деятельности, прежде всего на приусадебных участках.

   Как построить хозяйство в будущей России? Каково должно быть соотношение государственных и "колхозных" предприятий? В частности, какова роль тех и других в торговле, в банковской деятельности? Как использовать конкуренцию между предприятиями для повышения качества работы и ускорения научно-технического прогресса и в то же время обеспечить социальную защиту "проигравшим" в конкурентной борьбе? Нужна ли вообще конкуренция (соревнование, состязание) в рамках производства или же можно решать все спорные вопросы на стадии принятия решений?

   Как обеспечить возможность реализации инициатив работников и трудовых коллективов? Нужна соответствующая правовая база. Видимо, возможность создания своего малого предприятия должна быть обеспечена любому гражданину России. Это позволит каждому желающему сделать попытку реализовать свои идеи.

   Как быть с нынешними российскими "собственниками"? Видимо, малые предприятия должны продолжать работать на благо России. Крупные и средние предприятия должны быть взяты под государственный контроль. Их нынешние владельцы получат по заслугам в соответствии с решением суда. Квалифицированные менеджеры нужны любой стране, поэтому руководители предприятий и их подразделений могут не беспокоиться о своей судьбе.

   Оптимальное построение организационно-экономического механизма будущей России заслуживает подробного обсуждения. Хочется сказать, что обсуждение разработки организационно-экономического механизма должно быть проведено на основе марксизма. Однако для такого утверждения есть неожиданное для многих препятствие.

Что такое "марксизм"?

   Термин "марксизм" встречается достаточно часто. Что он означает?

   Этот вопрос не тривиален. Дело в том, что Маркс и Энгельс не формулировали "Законы марксизма". Среди 30 томов их собрания сочинений не найти учебника по марксизму.

   Маркс и Энгельс писали много и на разные темы. Они были профессиональными литераторами и журналистами. В частности, Энгельс показал себя классиком научно-популярной литературы - его книга "Происхождение семьи, частной собственности и государства" доставит удовольствие каждому. Экономисты разных мастей обычно включают Маркса в тройку великих экономистов - А.Смит, К.Маркс, Дж. Кейнс. Напомним, что сам Маркс выпустил только первый том "Капитала", второй и третий тома - это компоновки рукописей.

   Вряд ли кто-то решится оспаривать вклад этих двух друзей (фабриканта Энгельса и свободного исследователя Маркса, жившего на его содержании) в развитие человеческой мысли.

   Идеи у них были глобальные, прежде всего:

   - уничтожение семьи;

   - уничтожение частной собственности;

   - уничтожение государства.

   Из этих трех идей нынешние "марксисты" обычно обсуждают только вторую - уничтожение частной собственности. Первая - уничтожение семьи - развивается вне марксизма. Началась ее практическая реализация с борьбы женщин за право получать образование, с феминисток 19 - начала 20 веков. А о нынешнем состоянии и говорить не хочется.

   Идею уничтожения государства почему-то связывают с другим идейным течением - анархизмом. Государства за 150 лет явно усилились, дело идет к мировому правительству наших врагов.

   К концу жизни основоположников заметные успехи были достигнуты только на социально-политическом фронте - созданы социал-демократические организации и партии. Прежде всего, в Германии. И пошли дискуссии. К. Маркс в "Критике Готской программы" воздал должное путаникам. Естественно, для просвещения партийных и беспартийных масс понадобились учебные пособия. Философ Евгений Дюринг написал учебник по "марксизму". Его разгромил Энгельс в серии статей, составивших солидную книгу, известную как "Антидюринг". Но своего учебника не составил.

   Начался марксизм в середине 19 века с краткой брошюры - "Манифеста Коммунистической Партии". Практически на ней общепризнанный марксизм и закончился, если не считать нечитаемого широкими массами "Капитала" (он и предназначался специалистам).

   Достойно удивления, что ведущие коммунисты и социалисты десятки лет вели политическую борьбу, не стремясь уточнить свои взгляды. Ни Ленин, ни Троцкий, ни Бебель, ни Каутский, ни Бернштейн, ни Лассаль, никто из ведущих политиков-марксистов не написал книгу о марксизме. Наверно, "Антидюринг" произвел впечатление, а вернее - непосредственная политическая борьба была несовместима с составлением учебников. "Три источника и три составные части марксизма" и другие блестящие работы В.И.Ленина - не академические учебники.

   Видимо, первым крупным шагом в рассматриваемом направлении был "Краткий курс истории ВКП(б)", изданный в конце 1930-х годов. Он написан или, во всяком случае, отредактирован И.В.Сталиным. Напомним, что в "Кратком курсе" излагалась не только история партии, но и основы марксизма в связи с гражданской и экономической историей.

   Итог таков. Концепция, известная сейчас как "марксизм", создана в 1950-60 годах безвестными (для нас) идеологами КПСС. Именно они в соответствии с политическим заказом написали учебники по истории КПСС, диалектическому и историческому материализму, политэкономии капитализма и социализма, научному коммунизму. Несколько десятилетий эти учебники в обязательном порядке изучали все студенты. Естественно, они поверили, что эти тексты и представляют собой марксизм.

   Однако исходным взглядам Маркса и Энгельса сочинения "шестидесятников" (в будущем многие из них предали идеи социализма) соответствуют не полностью. Например, идеи уничтожения семьи и государства отброшены.

   Хорошо, что из уважения к именам основоположников их труды собраны, переведены и изданы на русском языке (30 томов). Взгляды Маркса и Энгельса - в их сочинениях, а не в "марксизме" шестидесятников - будущих предателей...

   Правильно критиковал С.Г. Кара-Мурза "истмат", не имеет этот червивый плод 1960-х годов отношения к марксизму. Надо читать Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао, Че, а не книги будущих предателей.

России рынок не нужен

   Буржуазная пропаганда активно промывает мозги. В том числе и коммунистов. Возможно, именно этим можно объяснить стремление совместить несовместимое - рыночные отношения и социализм. Именно с попыток внести элементы рыночных отношений в социалистическое хозяйство и началась "перестройка" Горбачева - Рыжкова.

   Нынешняя экономическая программа КПРФ составлена, как известно, С.Ю. Глазьевым. Специалисты хорошо знают, что эта программа - вариации на тему обращения американских нобелевских лауреатов по экономике (К.Эрроу, В.Леонтьева и др.) к кандидатам в президенты России на выборах 1996 г. А ее исходная точка - идеи Джона Кейнса, великого английского экономиста первой половины ХХ в.

   Основная мысль концепции Глазьева-Эрроу-Кейнса - государство должно активно вмешиваться в экономику. Ее идеал - регулируемый рынок. В конце прошлого тысячелетия эта концепция противостояла идеологии дикого рынка (либерализма - монетаризма) Гайдара-Чубайса и потому вполне заслуживала поддержки со стороны патриотов России, прежде всего КПРФ.

   Однако ясно, что концепция регулируемого рынка - буржуазная, а не марксистская. Ее временная поддержка со стороны руководства КПРФ породила идейные шатания. Например, левая интеллигенция стала всерьез обсуждать такую химеру, как "рыночный социализм".

   Более существенно для будущего страны, что рынок экономически неэффективен. Всем уже ясно, что в СССР экономика работала гораздо более эффективно, чем сейчас в России и других постсоветских республиках. Рынок - это анархия производства, и результат не может быть лучше, чем при плановой экономике. Это превосходно известно на Западе, как теоретикам, так и практикам. Первое, что там разъясняют будущим менеджерам (т.е. управленцам, в том числе будущим руководителям организаций) - им предстоит заниматься, прежде всего, планированием.

   Есть глобальная причина необходимости отказа от рынка. Это исчерпанность природных ресурсов, надвигающаяся экологическая катастрофа. В ближайшие десятилетия всему миру предстоит переход к новым экономическим отношениям, отказ от свободы предпринимательства. Недаром за двадцатый век роль государства в экономике выросла в среднем в 4 раза для всех экономически развитых стран (кроме России, где она искусственно возвращена к уровню 1913 г.).

   Что делать через год после взятия власти? Если не думать об этом, то не будет и взятия власти. Кто же пойдет за теми, у кого нет долгосрочной программы?

   Необходима разработка новой экономической программы КПРФ. Программы для страны и мира.

   Что может быть в этой программе? Основные идеи хорошо известны. Однако стоит их повторять снова и снова.

   Лозунг "регулируемого рынка" отработал своё. Вместо него на первое место должен быть поставлен принцип планомерного развития.

   Многоукладность экономики может быть лишь временной. Основные формы собственности - государственная (общенародная) и личная (трудовая). При этом трудовая инициатива должна иметь государственную поддержку и защиту.

   Должны быть национализированы крупные промышленные предприятия (в том числе по добыче полезных ископаемых), внешнеэкономическая и банковская деятельность, все жизнеобеспечивающие системы.

   Установлен государственный контроль за средствами массовой информации (введена цензура, действующая по четко прописанному и всем известному закону). И т.д.

   Однако нет речи о призыве "Назад в СССР". Необходимо четко сформулировать, от чего в СССР надо отказаться.

   Например, нельзя копировать неэффективные методы планирования и управления народным хозяйством. "Перевыполнение плана" - бессмыслица с точки зрения рационального хозяйствования (еще в 30-е годы ХХ в. это хорошо понимал, например, В.В.Куйбышев). Оценка работы завода по валовой продукции - один из факторов разрушения СССР. Да и рост производительности труда - не менее вредный фетиш.

   Демократы любят говорить о свободном выезде за границу. Пожалуйста! Но при этом не забудьте возместить расходы на бесплатное образование и медицинское обслуживание. И т.д.

   Как организовать принятие решений властными структурами? Современные информационные технологии позволяют реализовать идеи соборного принятия решений (на сходке, вече, в Совете). Не надо избирательных комиссий, нужен доступ в информационную сеть страны.

   Необходимо совместными усилиями разработать новую экономическую программу. Пора вместе планировать будущее. За планом пойдут действия.

   После публикации в "Правде" в июле 2004 г. нашей статьи "Рыночного социализма нет" в этой газете появились и другие статьи на тему "Социализм и рынок". Возникла возможность для дискуссии о том, куда стремиться. В октябре 2004 г. для "Правды" была написано работа "Химера рыночного социализма". Однако она не была напечатана. Впрочем, не было и публикаций теоретических противников. Видимо, был приказ сверху: "О будущем - не думать!" Так что остается неясным, есть ли у КПРФ желание сформулировать свои стратегические цели или же руководству партии вполне достаточно прорыночной экономической программы С.Ю.Глазьева.

2005-04-16

Химера рыночного социализма

   Вот уже почти двадцать лет официальная пропаганда вбивает рыночные мифы в наши головы. Судя по отдельным публикациям в "Правде" - весьма успешно.

   Например, профессор Л. Орленко авторитетно заявил, что советская "реализация" социализма "привела к распаду могучую мировую державу" ("Правда", 17 - 18 августа 2004 г.). Следуя популярному рыночному мифу, он считает, что общенародная собственность и директивное планирование "сковывали развитие производительных сил". О НЭПовском рынке мечтает профессор Л. Орленко.

   И невдомек ему, что даже правительственные чиновники и государственное телевидение говорят о заговоре Запада против России, об операциях ЦРУ с опорой на демократов и реформаторов. Все, кто честно анализировал ситуацию, знают, - СССР не "распался", а насильственно развален. Он был убит, а не скончался от дряхлости. За 1981-1985 гг. рост валового внутреннего продукта в СССР составил 20% - в 3 раза больше, чем в Европе и США. Разве это "развал страны", как пишет Орленко?

   Однако за те же 5 лет экономический рост в Японии составил 21% - больше, чем в СССР. Плановая система управления советским народным хозяйством имела недостатки. И с ними "Правда" постоянно боролась. Проф. Д. Валовой яростно критиковал практику оценки работы предприятия по валовому объему выпуска. Не менее вредны бездумное перевыполнение плана и завышение производительности труда путем перехода на более дорогое сырье. Систему директивного планирования надо было не разрушать, а улучшать.

   Свертывание нэпа не было ошибкой, как доказательно разъяснил профессор В. Кистанов ("Правда", 2 сентября 2004 г.). По его мнению, "ошибкой надо считать не решение советского руководства о переходе к государственному социализму, директивному планированию в конце 20-х годов, а невозвращение к нэпу в начале 60-х годов". К сторонникам "активизации товарно-денежных, рыночных отношений в плановой экономике" он относит И.В. Сталина. Но тот, по нашему мнению, думал по-другому.

   В статье "Замечания по экономическим вопросам, связанным с ноябрьской дискуссией 1951 года" (ее обычно включают в сборник "Экономические проблемы социализма в СССР") И.В. Сталин писал:

   "Конечно, когда вместо двух основных производственных секторов, государственного и колхозного, появится один всеобъемлющий производственный сектор с правом распоряжения всей потребительской продукцией страны, товарное обращение с его "денежным хозяйством" исчезнет, как ненужный элемент народного хозяйства".

   Разве здесь есть призыв к рынку? Наоборот, планируется ликвидация товарного обращения и денег. И то, и другое годится лишь в переходном периоде, пока колхозный сектор управляется не так, как государственный. А при сформировавшемся социализме собственность должна быть государственной (общенародной), а не коллективной.

   Современные специалисты по управлению совершенно справедливо считают И.В. Сталина одним из наиболее великих менеджеров всех времен и народов. Так пишет, например, профессор Б.Г. Литвак в своей недавней книге "Великие управленцы". К нему присоединяется и автор этой статьи в своем учебнике "Менеджмент", выходящем в издательстве "Изумруд". К сожалению, идеи И.В. Сталина не были в должной мере использованы в практике управления советским народным хозяйством.

   Один из самых популярных рыночных мифов - о преимуществе рыночного хозяйства перед плановым. Чтобы разобраться - обсудим сначала работу корпорации или самостоятельного предприятия.

   Со времен Генри Форда и Анри Фальоля, основоположников научного менеджмента, планирование - одна из основных функций управляющего. План и контроль - вот основа контроллинга, наиболее эффективного современного подхода к управлению организацией. Этот подход весьма популярен в США и Германии, сейчас бурно развивается и у нас.

   В чем суть рыночных отношений? Из многих мнений наиболее популярные сводятся к двум принципиальным положениям - признанию частной собственности и отказу от общегосударственного плана. Другими словами, высшим благом признается анархия производства, основанная на независимости частных собственников, владеющих средствами производства.

   Почему-то рыночники не объявляют себя сторонниками анархизма. Напомним, что "отец анархии" П. Кропоткин исходил из опыта швейцарской секции I Интернационала, а входили в нее в основном часовщики. Для мелких ремесленников (и ученых-теоретиков) анархическая организация производства плодотворна, а для современного крупного завода - попросту невозможна. Как показывает опыт десятков стран, частная собственность на средства производства приводит к неоправданному росту цен, выпуску некачественной продукции, замедлению научно-технического прогресса. Она не дает возможности осуществлять крупные проекты - не зря космосом и атомной промышленностью всюду в мире занимаются государства, а не частники.

   После Октябрьской революции в нашей стране дважды обращались к рынку. НЭП в 20-е годы позволил восстановить довоенный уровень народного хозяйства. А в несравнимо более благоприятной ситуации второй половины 80-х годов попытка перехода к рынку привела к падению всех макроэкономических показателей в разы. Хотя с 1999 г. начался экономический рост, но России еще далеко до уровня РСФСР. Об этом и президент РФ Путин сказал в послании 2004 г. Федеральному собранию. Валовой внутренний продукт за 1989-2003 гг. сократился на четверть.

   Каждый может без труда оценить, что ему дал "переход к рыночным отношениям". Достаточно знать один факт - по покупательной способности 50 нынешних рублей равны 1 рублю 1990 г. Возьмите свою зарплату (пенсию, стипендию) и поделите на 50. Получите ее выражение в ценах 1990 г. Среднестатистическая зарплата в 1990 г. - 297 руб., сейчас - менее 7000 руб. Рост в 23,6 раза. А цены выросли в 50 раз. Нынешняя средняя зарплата - лишь 47% от зарплаты 1990 г. А за все годы потери среднестатистического работника - более 50 тыс. долларов США. В 1996 г. общие потери трудящихся оценивались в триллион долларов ("Правда", 13 марта 1996 г.) Сейчас - уже более 3,8 триллионов. Если же учесть дифференциацию доходов (0,5% богачей и 60% живущих на минимуме) и резкое падение располагаемого дохода (того, что сверх прожиточного минимума), то нельзя не поразиться величине ущерба.

   Пятнадцать лет, казалось бы, достаточный срок, чтобы сделать вывод о, мягко говоря, неэффективности рыночных реформ. Почему же мы снова обсуждаем такую химеру, как "рыночный социализм"?

   Думаю, мы слишком погружены в текущие проблемы. Не проанализировано прошлое. Не хватает навыков стратегического планирования. И все это уже было. В "Критике Готской программы" К. Маркс продемонстрировал, что принятый маленькой группой революционеров "Манифест Коммунистической партии" гораздо выше в теоретическом плане, чем документы добившейся несомненных практических успехов немецкой социал-демократии. И нам надо использовать наработки Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао, Кастро и Че.

   Весьма важно проанализировать систему управления народным хозяйством в СССР - гибрид плановой экономики и произвола в выборе контролируемых параметров. Чего стоит планирование роста на следующий год в виде процента от достигнутого, в том числе по валовой продукции, по производительности труда... Еще недостаточно оценено одновременное использование двух валют - наличного рубля и безналичного рубля, причем безналичный рубль нельзя было перевести в наличный.

   Речь идет "всего лишь" о том, чтобы системы управления крупными корпорациями объединить в масштабе государства. В теоретическом плане это давно известно: "Монополия, вырастающая из капитализма, есть уже умирание капитализма, начало перехода его в социализм. Гигантское обобществление труда империализмом ... означает то же самое" (В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.30, с.165).

   Нужна теоретическая работа. Не так все просто, как может показаться. Например, сколько "социализмов" существует в мире? Профессор Орленко ("Правда", 17 - 18 августа 2004 г.) почему-то полагает, что советский социализм с колхозами и польский - с единоличниками - это один и тот же социализм. О шведском социализме он, похоже, "забыл". Как и о существовании Ливийской Арабской Социалистической Джамахирии (официальное название Ливии).

   Еще один миф озвучил И. Мансуров: "Любая монополия ведет отрасль к застою" ("Правда", 10 -11 августа 2004 г.). Так ли? Может быть, монополистом становится тот, кто делает свое дело лучше других? А малые предприятия, которые так нравятся И. Мансурову, выживают не столько за счет своей "поворотливости", сколько из-за повышенной эксплуатации трудящихся, в том числе трудящихся-владельцев?

   Лозунг "Учиться, учиться и учиться!" - не только для молодежи. Опыт НЭПа показал - нужны кадры управленцев (менеджеров).

   Можно учиться и у врагов. Как четко был выполнен план уничтожения СССР! Как эффективно работала цензура в перестройку! Вспомните - Б. Ельцин разогнал почти все райкомы Москвы всего за год работы первым секретарем МГК КПСС.

   Незнание полезно - можно без помех проповедовать в "Правде" антикоммунистическую химеру рыночного социализма. Как сказано в Библии: "Слепые вожди слепых...". Но есть там и такие слова Иисуса Христа: " - Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное". Есть мнение: первый коммунист - Иисус Христос.

   "Вначале было слово..." Мысль. "Он управлял теченьем мыслей // И только потому - страной" (Б. Пастернак "Из Высокой болезни" - В.И.Ленине).

   Итак, рынок и социализм несовместимы. Выбирайте.

А.И.Орлов, профессор,
директор Института высоких статистических технологий и эконометрики

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

   На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

   Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

   Предыдущую версию сайта "Высокие статистические технологии" вы можете найти по адресу www.newtech.ru/~orlov. Для доступа к этой версии сайта вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже.

   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами.

   Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.econometrika
Отписаться

В избранное