← Август 2004 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
31
|
За последние 60 дней 8 выпусков (3-4 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Эконометрика - выпуск 187
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
В предыдущем выпуске рассылки помещен "Киотский протокол". Его обсуждение естественно начать с анализа общей панорамы деятельности ООН в области устойчивого развития, который дает Радха Д'Соуза в статье "Что такое ООН? Устойчивое развитие - дорогостоящее путешествие в никуда?", которая и помещена в этом, 187-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 23 августа 2004 года. Далее помещаем статью "Киотский протокол - проблемы его ратификации" группы известных ученых (Ю.А. Израэль, И.М. Назаров, М.Л. Гитарский, А.И. Нахутин, А.Ф. Яковлев) и Открытое письмо Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову "Надо ли ратифицировать Киотский протокол?", подписанное активистами российского экологического сообщества. Видим, что проблема ратификации Киотского протокола обсуждается уже давно. Всплеск дискуссий приходится на 2002 год, когда проводилась конференция по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР). Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika. * * * * * * *
Что такое ООН? Устойчивое развитие Радха Д'Соуза 7 сентября 2002. Это происходит здесь и сейчас. Это на наших телеэкранах. Мировая Встреча по Устойчивому Развитию (МВУР) - у нас в гостиной. Снова улицы полны полицией и повсюду - демонстранты. Все всерьез, но на этот раз условия, в которых проходит встреча, придают ей оттенок пугающей потусторонности. Встреча по устойчивости открылась в тот момент, когда страны и народы бывших колоний (а ныне "третьего мира") чем дальше, тем больше - жертвы агрессии. Даже газетные заголовки рисуют впечатляющую картину: "война с террором", "ось зла", Афганистан, Палестина, Ирак, Венесуэла, Колумбия, Северная Корея, и т.д., и т.п. Возобновление соглашений об обороне с Филиппинами и Японией и страхи насчет "окружения Китая", и самый наглядный признак того, что нас ждет - новые законы "развитых" империалистических стран, дающие государству драконовскую силу душить несогласие , рост расизма и ксенофобии. Разве это похоже на самые подходящие условия для "устойчивого развития"? Конференция ООН была достаточно великодушна, зарезервировав места для так называемого "гражданского общества" - Всемирного Народного Форума (ВНФ). Тема для ВНФ на этой встрече: "Устойчивый мир возможен". Хотелось бы спросить, каким образом? Кого ни возьми, никто не сомневается, что мир - основа для человеческого благополучия. Большинство споров об "устойчивом развитии" ограничивается предположениями о том, что должны сделать три главные действующие лица: государства, транснациональные корпорации (ТНК) и негосударственные организации (НГО). Редко задается вопрос - а кто есть те, что осчасливят нас "устойчивым развитием"? В результате организационные условия для "устойчивого развития", как его ни определяй, не обсуждаются, не говоря уж о том, чтобы появиться в резолюциях и решениях. Однако без организаций политика и программы остаются абстрактными идеями. В свою очередь, лучшие программы перенимают окраску и черты тех организаций, которые проводят их в жизнь. Все участники конференции МВУР - государства, ТНК и "гражданское общество" - согласны в главном : что ООН - подходящее орудие для "устойчивого развития". В мелочах они могут расходиться. Некоторые группы гражданского общества, например, думают, что "развитые" страны вроде США хотят ослабить ООН и ее нужно укрепить. "Развитые" страны считают, что ООН должна пропагандировать прежде всего их идеи "устойчивого развития". ТНК могут выступать за усиление роли ООН как посредника в проталкивании "общественно-частного" партнерства (речь идет о практике, принятой последнее время западными правительствами, когда важнейшие отрасли, вроде образования или здравоохранения, отдаются на откуп частным фирмам, а платит за это государство - пер.). Страны "третьего мира" могут желать, чтобы ООН имела больше возможностей для регулирования в мировом масштабе. Однако, несмотря на все споры о том, как именно ООН должна обеспечивать "устойчивое развитие", все согласны, что это - подходящая организация для такой задачи. Итак, от ООН ожидают обеспечения "устойчивого развития", в основном в экономике, хотя она не смогла обеспечить мир во всем мире за последние 57 лет, что было ее первоначальной обязанностью. Однако, это расхождение между политическими и экономическими задачами ООН не выглядит чем-то странным. При господствующем образе мыслей, экономика и политика, законы и организационные структуры рассматриваются как что-то совершенно отдельное, как будто они принадлежат к отдаленным и несвязанным между собой мирам. Пока МВУР продолжается и "устойчивое развитие" еще не вернулось в лабиринт бюрократических коридоров, общественных и корпоративных, национальных и международных, организаций "гражданского" и "не такого уж гражданского" общества, критическая оценка организационных структур " устойчивого развития" совсем не помешает. "Устойчивое развитие" - забота Комиссии по Устойчивому Развитию (КУР) в составе Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН. Здание ООН опирается на три столба: Совет Безопасности (политическое крыло), Специализированные Агентства (их занятие - экономическая и физическая инфраструктура для деятельности капитала) и Генеральная Ассамблея. ЭКОСОС, возможно, самая важная организация Генеральной Ассамблеи. Совет Безопасности зависит от права вето пяти постоянных членов. Тесное взаимодействие трех из них - США, Англии и Франции - началось задолго до мировых войн, еще в колониальную эпоху. Конец холодной войны сделал их практически хозяевами Совета Безопасности. В любом случае Китай и Россия, также имеющие право вето, могут быть подкуплены - обещаниями помощи или торговлей. Специализированные Агентства делятся на две группы. Первая управляет финансовыми организациями мирового капитала: Всемирным Банком, Международным Валютным Фондом и Всемирной Торговой Организацией. Вторая обеспечивает физические условия для действия мирового капитала, устанавливая необходимые стандарты, нормы, правила и научно-технические предпосылки. Сюда входят такие разные организации как ЮНЕСКО, Всемирная Метеорологическая Организация, Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности и множество других. Их отношения с ООН определяются специальными соглашениями, в которых перечислены условия их сотрудничества с ООН. Экономические организации - ВБ, МВФ и ВТО не обязаны подчиняться наблюдению, руководству или контролю Генеральной Ассамблеи. Основы деятельности этих организаций таковы, что они всегда подконтрольны пяти крупнейшим капиталистическим странам мира. В целом, "эксперты" руководят остальными агентствами, поскольку считается, что для этого требуются, прежде всего, специальные знания. Эти организации экспертов могут взаимодействовать с правительствами, частными корпорациями, научно-исследовательскими институтами и другими производителями знаний, например, университетами. Как бы то ни было, их задача - обеспечить научную поддержку в помощь специализированным экономическим агентствам в накоплении капитала во всемирном масштабе. Роль ЭКОСОС можно полностью оценить, только приняв во внимание всю структуру ООН. Союзники - победители во Второй Мировой войне - составили план построения ООН. В послевоенную эпоху она должна была выполнить три важнейшие задачи: - восстановление разоренной войной Европы и включение ее экономически в послевоенный капитализм; - восстановление разрушенной войной мировой инфраструктуры; - и последняя и самая важная для понимания, что такое МВУР - восстановление имперского владычества над колониями, ослабленного в результате падения старых империй, упадка Англии и держав Оси (Германии, Италии и Японии - пер.). США, растущая империалистическая держава к концу Второй Мировой войны, играла важнейшую роль в создании ООН. США настояли на включении экономического развития как важнейшего принципа в Хартию ООН и организовали ЭКОСОС при Генеральной Ассамблее для целей этого самого экономического развития. Оторванный организационно от экономических, политических и идеологических частей ООН, ЭКОСОС стал, и продолжает быть сборным пунктом самых важных деятелей мирового капитала, в национальном и планетарном масштабе. Он делает это, сводя вместе государства - развитые и развивающиеся, ТНК, научные и технические организации, улаживая разногласия, сочиняя и проталкивая юридические, организационные и идеологические правила послевоенного капитализма. Такая работа по своей природе весьма нелегка и сопровождается постоянными противоречиями и спорами. ЭКОСОС оказывается очень кстати для улаживания разногласий и укрепления всемирной власти. Для этого он организует региональные комиссии, специальные комиссии и консультации с НГО. Хотя кое-кого это может удивить, возможность консультаций с НГО была предусмотрена со дня основания ЭКОСОС. АФТ-КПП и многочисленные христианские и еврейские организации послевоенной эпохи участвовали в этом. Теперь их место заняли НГО с новыми заботами: экология, бедность, права человека и т.д. В 1948 году США провели первую резолюцию, призывающую ООН принять на себя миссию "развития" неразвитых стран. Цель этого "развития" была троякой: сдерживание распространения "коммунизма", как его определяли Союзники; обеспечение сохранения определенных рамок для национальной независимости освободившихся колоний; и сохранения для послевоенных империалистических властей свободного доступа к ресурсам, человеческим и природным. С тех пор многочисленные инициативы ООН превратили "развитие" во всемирную идеологию. Это привело к размножению бюрократий в рамках и вне рамок ООН и созданию сложной системы политических, экономических, идеологических и технических организаций, национальных и международных, общественных и частных - совершенно кафкианских по своей натуре. В этом организованном болоте мужчины и женщины принимают решения, не имея понятия, как это будет выглядеть в целом и каковы будут последствия. В результате демократия сводится к бессмысленному , но регулярно повторяемому ритуалу. Как бы то ни было, ЭКОСОС - это форум, который организует обсуждения, на которых стороны горячо обмениваются мнениями. В этой теплице вырастили "теории зависимости" и критику "развитых экономик"" послевоенной эпохи. Здесь обсуждают проблемы окружающей среды, прав человека и демократического развития. Тут стоит круглый стол, за которым "развитые" и "неразвитые" страны торгуются об условиях "развития". Эти дискуссии помогли похоронить старое послевоенное "развитие" и переоформить отношения "государство - ТНК - гражданское общество" после 70-х годов. Послевоенное "развитие" воскресло как новое "устойчивое развитие". Стоит только немного покопаться в том, откуда все берется, как натыкаешься на один и тот же метод. "Развитые" страны (читай - империалистические) собираются на закрытые совещания (Организация Экономического Сотрудничества и Развития, Большая Семерка и т.д.) и составляют планы. Потом эти планы отправляют в ООН, в ЭКОСОС и подчиненные ему организации и далее, "сверху" даются указания по выполнению этих планов. На этой стадии с делами знакомят широкую публику. После этого начинается обсуждение, причем источник всего этого практически не упоминается. Принципы для улаживания противоречий между экономикой и экологией впервые были изобретены в течении переговоров между Европой и Северной Америкой в 50-х и 60-х: Международная Конвенция о Загрязнении Морей Нефтью (1954), Антарктические Соглашения (1959), Европейская Социальная Хартия (1961), Добровольное Соглашение Владельцев Танкеров по Вопросам Загрязнения (1969), Северное Взаимное Соглашение в Связи с Несчастными Случаями, Касающимися Радиоактивности (1963), и т.д. После того, как основы экономического и экологического порядка были заложены, осталось распространить их на "развивающиеся" страны через организации ЭКОСОС. Большая часть идей и планов, из которых вышла стокгольмская Конференция по Человеческому Развитию 1972 года, возникла как реакция на провал послевоенного "развития". Конференция по Экологии и Развитию в Фюне (Швейцария,1971), предшествующая стокгольмской, постановила, что "для развивающихся стран важны те экологические проблемы, которые могут быть решены в самом процессе развития". Стокгольмская конференция утвердила 26 принципов устойчивого развития и приняла 106 резолюций на будущее: 18 - о жилье, 50 - об экологии и природных ресурсах, 15 - о загрязнении морей, 6 - об образовании и 7 - об окружающей среде и развитии. Каждое из этих решений и резолюций ведет к размножению новых бюрократических учреждений: Всемирная Программа Оценки (Освотч), которая включает такие программы как Всемирная Служба Наблюдения за Окружающей Средой (ВСНОС), Международная Система Источников Информации по Окружающей Среде (ИНФОТЕРРА), Всемирная База Данных по Ресурсам (ВБДР) и старые знакомые - ВБ, Организация по Продовольствию и Земледелию (ОПЗ), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), которые были частью провалившегося "развития" послевоенного типа, а теперь призваны содействовать после-стокгольмскому "устойчивому развитию". Новые органы ООН создаются, а старые подкрашиваются в современные цвета: Программа Развития ООН, Экологическая Программа ООН, Центр ООН по Человеческим Поселениям и многие другие. За ними тянется хвост конференций: Конференция по водоснабжению в Маль-дель Плата (1979), Мировая Комиссия по Экологии и Развитию в 1987 и множество больших и малых в промежутках. Результат налицо. Спустя пятьдесят семь лет, после двадцати трех лет развития и еще тридцати лет "устойчивого развития" все тем же организациям предлагают бороться с нищетой и неравенством. Человеческая изобретательность и творческие способности как будто и не существуют. Размножение организаций и потоп все повторяющейся информации поставили нас в странное положение. Чем больше мы делаем, тем меньше мы способны что-то улучшить. Чем больше мы знаем, тем меньше мы можем справиться с условиями нашего существования. Причины неразвитости предлагаются как лекарство от нее. Критика империализма и капитализма продолжается, но при этом справиться с ними намереваются посредством тех же механизмов, которые распространяли и питали капитализм и империализм на всем протяжении его долгой и кровавой истории. Все сказанное - отнюдь не новость или что-то неведомое. Однако об этом очень редко упоминают. Стоит бросить свежий взгляд на окружающую действительность и подвергнуть сомнению не только наши представления о государствах, корпорациях и эксплуатации, но и организации, которые внушают нам эти представления. Оригинал опубликован на Перевод Аллы Никоновой, www.left.ru * * * * * * *
Киотский протокол - проблемы его ратификации Ю.А. Израэль, И.М. Назаров, М.Л. Гитарский, А.И. Нахутин, А.Ф. Яковлев Дан всесторонний анализ проблемы ратификации Киотского протокола Российской Федерацией. Показано, что обязательства стран по сокращению выбросов парниковых газов, следующие из Киотского протокола, практически не влияют на рост концентрации этих газов в атмосфере, т.е. протокол не обеспечивает достижение основной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Ожидаемое сокращение их концентрации на 2010 г. должно было составить не более 0,5%. После выхода из Киотского протокола США - основного источника эмиссии парниковых газов - и эта скромная цель Киотского протокола не может быть достигнута. Даны конкретные примеры дискриминационного характера Киотского протокола по отношению к Российской Федерации - стране, которая в период после 1990 г. сократила выбросы парниковых газов больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые. Обоснована необходимость глубокой научной, экономической и политической проработки вопроса о целесообразности ратификации нашей страной Киотского протокола. Киотский протокол был принят на основе консенсуса третьей Конференцией Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в древней столице Японии Киото, в декабре 1997 г. Согласно протоколу, промышленно развитые страны должны сократить свои общие выбросы парниковых газов к 2008-2012 гг. по меньшей мере на 5% по сравнению с уровнем 1990 г. Киотский протокол вступит в силу через 90 дней после того, как его ратифицирует не менее 55 государств-сторон конвенции, в том числе развитые страны, на долю которых приходится как минимум 55% общих выбросов диоксида углерода этой группы стран. Российская Федерация подписала Протокол, но не ратифицировала его. В том случае, если Российская Федерация не ратифицирует Киотский протокол, то он не сможет вступить в силу, поскольку после выхода США в 2002 г. из протокола без России суммарный выброс остальных развитых стран оказывается меньше 55% их общего выброса. В создавшейся ситуации вполне естественно то политическое давление, которое оказывается на Российскую Федерацию заинтересованными странами в целях заставить ее подписать протокол, поскольку бесполезно пытаться вынудить США подписать протокол, не соответствующий их национальным интересам, в частности потому, что он приводит к снижению жизненного уровня населения этой страны. Поэтому чрезвычайно ответственна роль правительства, парламента и научных кругов Российской Федерации перед мировым сообществом и народом собственной страны при принятии решения о ратификации или, наоборот, об отказе от ратификации Киотского протокола. Политический характер Киотского протокола При рассмотрении принципов оценки финансовых, экономических и политических последствий ратификации Киотского протокола прежде всего следует иметь в виду, что Киотский протокол имеет преимущественно характер политического документа, в котором исходные физико-климатические, экологические, экономические и финансовые положения имеют декларативный, часто неопределенный, иногда и противоречивый характер, а провозглашенные обязательства стран практически не могут уменьшить рост концентрации парниковых газов в атмосфере, т. е. не влияют реально на величину глобального потепления. Этот факт не умаляет значения Киотского протокола как символа готовности мирового сообщества предпринимать в определенной степени декларативные шаги, необходимые для его консолидации в целях решения проблемы антропогенного изменения глобального климата, причем не только путем снижения антропогенных выбросов, но и эффективной адаптации к этим изменениям, как это следует из статьи 2 Рамочной конвенции ООН. Покажем, что вступление в силу Киотского протокола в случае его ратификации Российской Федерацией действительно реально не может повлиять на процесс накопления парниковых газов в атмосфере в результате их антропогенной эмиссии [2, 3], опираясь на результаты Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) [5]. Так, в 1999 г. концентрация СО2 в атмосфере составляла 366 млн-1. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, в 1999-2010 гг. глобальная эмиссия СО2 будет возрастать со скоростью около 2% в год [7]. С учетом закономерностей накопления СО2 в атмосфере, установленных МГЭИК, его концентрация в 2010 г. должна стать около 388 млн-1. Согласно предусмотренным Киотским протоколом обязательствам развитых стран по ограничению эмиссии СО2 к 2010 г., результирующее замедление увеличения концентрации СО2 в атмосфере не могло бы превысить к 2010 г. 2 млн-1, т. е. не более 0,5% ожидаемой концентрации [2]. После отказа США ратифицировать Киотский протокол и эта скромная цель Киотского протокола заведомо не может быть достигнута. Более того, механизм торговли квотами в форме, предлагаемой Киотским протоколом, не может обеспечить возлагавшихся на него надежд в качестве эффективного стимула сокращения эмиссии парниковых газов. Стоимость сокращения эмиссии одной тонны СО2 (в единицах С) в развитых странах составляет 150-600 долларов США [6]. В то же время ожидаемая цена квоты на одну тонну эмиссии на международном рынке составляет величину, по крайней мере, на порядок меньшую [1]. Естественно, в таких условиях страны-продавцы квот не смогут успешно осуществлять дополнительное, эквивалентное проданным квотам снижение эмиссии, а для стран, купивших квоты, нет экономических стимулов форсировать эквивалентное снижение эмиссии, по крайней мере, в пределах времени действия квот. В условиях, когда Киотский протокол не может повлиять на ход глобального потепления, наиболее эффективная защита экономики Российской Федерации от неблагоприятных изменений климата состоит в своевременной разработке и принятии мер по адаптации к ним при максимальном использовании позитивных последствий глобального потепления. Однако в России в настоящее время необходимые работы в этом направлении ведутся в весьма недостаточном объеме, поскольку федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий", в рамках которой решалась эта проблема, не была продлена на период после 2001 г. Полезным для экономики России могло бы оказаться участие в Киотском протоколе в части торговли квотами на эмиссию СО2, поскольку в так называемый первый период действия (2008-2012 гг.) у нашей страны в результате снижения эмиссии по отношению к базовому 1990 г. квоты будут накапливаться. Однако к настоящему времени этот вопрос исследован на крайне недостаточном финансовом, экономическом, юридическом и политическом уровнях, и поэтому нет оснований для рекомендации правительству и парламенту ратифицировать протокол. Можно ожидать, что наиболее полно проблема эффективного снижения опасного антропогенного воздействия на климатическую систему будет рассмотрена на Всемирной конференции по изменению климата, которая состоится 29 сентября - 3 октября 2003 г. в Москве. Это следует из того, что впервые на таком форуме будут представлены все круги, вовлеченные в решение климатической проблемы, - правительства, бизнесмены, ученые и широкие круги общественности. Несомненно, что решение конференции будет иметь фундаментальное значение и для судьбы Киотского протокола. Экономические аспекты сокращения эмиссии СО2 в России Учитывая определенные позитивные политические аспекты ратификации Россией Киотского протокола, необходимо неотложно проработать экономические последствия ратификации. В настоящее время эта проблема изучена крайне слабо, к ее решению не привлечена Российская академия наук, несмотря на имевшееся решение правительства. Вероятно, при соблюдении ряда условий ратификация протокола могла бы быть целесообразной для экономики России в связи с торговлей квотами на эмиссию СО2, которые будут образовываться в нашей стране в первый период действия (2008-2012 гг.) из-за меньшей эмиссии СО2 по отношению к базовому 1990 г. Это будет происходить по той причине, что экономика и, как следствие, эмиссия парниковых газов по всем прогнозам не достигнет в этот период уровня 1990 г. Однако непродуманные и необоснованные действия по продаже квот могут нанести ущерб экономике России уже в ближайшем будущем вместо ожидаемых возможных позитивных результатов. Остановимся более подробно на вопросах, на которые необходимо получить ответы для принятия окончательного решения о ратификации Киотского протокола. Прогнозные оценки эмиссии СО2 в России Рассмотрим прогнозные уровни эмиссии СО2 по 2020 г., которые являются главным фактором потенциальных объемов торговли квотами на выбросы парниковых газов. В подготовленном в 2002 г. III Национальном сообщении [4] даны прогнозные оценки эмиссии СО2 в России до 2020 г. Оптимистические расчеты (устойчивые темпы роста ВВП - 5-5,5% в год, - сопровождаемые труднодостижимыми темпами уменьшения энергоемкости ВВП на уровне 3,7% в год) дают относительно незначительное увеличение эмиссии СО2 со скоростью около 1,5% в год. Более реалистические сценарии, исходящие из несколько более низких темпов роста ВВП (3,5-4,5% в год) и значительно более низких, но заведомо достижимых темпов уменьшения энергоемкости ВВП (1-2% в год), дают заметное увеличение эмиссии СО2 со скоростью около 2,5% в год. Рассмотренные сценарии приводят к следующим уровням эмиссии СО2 в 2010, 2012 и 2020 годах (% от уровня 1990 г.):
Итак, реалистические оценки темпов уменьшения энергоемкости ВВП показывают, что в течение бюджетного периода 2008-2012 гг. средняя эмиссия СО2 в России будет ниже уровня 1990 г. не менее, чем на 10% (т. е. приблизительно на 240 Мт СО2 в год), и только к 2020 г. она достигнет и превысит уровень 1990 г. Приведем следующие данные о кумулятивной эмиссии СО2 в России и в мире в целом в период 1991-1998 гг. [2], а также прогнозные оценки соответствующих величин до 2012 г.:
Для России дано снижение (отрицательные значения), а для мира в целом - превышение (положительные значения) кумулятивной эмиссии и вызываемого ею накопления СО2 в атмосфере от условных базовых значений, определяемых в предположении сохранения годовой эмиссии во всех странах на уровне 1990 г. Как видно, в течение всего рассматриваемого периода Россия в глобальном масштабе компенсирует происходящее за счет остальных стран превышение антропогенной эмиссии СО2 над уровнем 1990 г. В период 1991-1998 гг. эта компенсация была равна 0,34/(0,34 + 0,45) = 43%, а в период 1999-2012 гг. ожидается, что будет скомпенсировано 0,48/(0,48 + 4,48) = 9,7% накопления СО2 в атмосфере над базовым уровнем за счет остальных стран. Достигнутое в России систематическое снижение антропогенной эмиссии диоксида углерода требует всесторонней политической оценки. Развивающиеся страны постоянно предъявляют повышенные требования не только к развитым странам, но и к России. Так, "бразильская модель" будущего распределения обязательств индустриальных стран по снижению эмиссии парниковых газов, которую поддерживают развивающиеся страны, требует, чтобы все индустриальные страны в целом сократили бы свои общие выбросы к 2020 г. на 30% от уровня 1990 г. Модель учитывает выбросы с 1840 г. в каждой стране. При этом условии сокращение должно составить в Великобритании - 63,3%, в Германии - 27,4%, в США - 22,3%, в России - 11,5% и т. д. В то же самое время и развивающиеся, и развитые страны категорически возразили против учета накопленных Россией квот в результате сокращения выбросов в 1990-2007 гг. и согласились учитывать и допускать к продаже квоты, накопленные нашей страной только за 2008-2012 гг., как стране Приложения 1. Хотя при этом развитые страны, входящие в этот список, реально не будут иметь квот из-за практического отсутствия сокращения, а развивающиеся страны добились в рамках Протокола возможности продажи достигнутых сокращений, начиная с 2002 г. При таком навязанном России подходе, резко уменьшающем величину принимаемых для торговли квот, ошибка в оценке объема возможных для продажи квот может привести экономику страны к кризису. Не обоснованное конкретными оценками распространенное утверждение о том, что из-за внутренних низких цен на ископаемое топливо даже при бросовых ценах на квоты (после выхода из Киотского протокола США - основного потенциального покупателя квот) "Россия все равно останется в выигрыше", представляется просто опасным в свете вступления Российской Федерации в ВТО и связанной с этим деформацией внутренних цен. Это связано с требованиями ряда стран-членов ВТО о равенстве внешних и внутренних цен на ископаемое топливо, которые в России сейчас существенно более низкие. При этом необходимо четко представлять, что так называемая "торговля" есть скрытая форма финансирования развитых стран, в основном стран Европейского союза, при котором они надеются получать прибыль и даже сверхприбыль из-за разницы между стоимостью реального сокращения и покупной ценой квот [1]. Следует специально подчеркнуть, что достигнутый к настоящему времени и ожидаемый по крайней мере до 2012 г. более низкий по сравнению с 1990 г. уровень эмиссии СО2 является важным фактором (потенциалом), обеспечивающим необходимые темпы развития экономики и энергетики России, особенно в период после 2010 г., на фоне ожидаемого дальнейшего развития международного сотрудничества по сокращению эмиссии парниковых газов. Неучитываемые потенциальные квоты Киотский протокол является в значительной мере дискриминационным для России, несмотря на то, что она сократила свои выбросы парниковых газов больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые [2, 3]. Приведем основные примеры этого. 1. Запрещение использования для международной сертификации и торговли значительного объема снижения эмиссии в России в период 1991-2007 гг. Однако именно в этот период в России суммарное сокращение эмиссии СО2 ниже уровня 1990 г. составит приблизительно 5,9 Гт СО2, или 80% ожидаемого общего сокращения за весь рассматриваемый период 1991-2012 гг., а предусмотренное Киотским протоколом для международных расчетов и обмена суммарное за 5 лет (2008-2012 гг.) сокращение составит только 20% общего. Особенно следует подчеркнуть, что крупномасштабное сокращение эмиссии СО2 в России после 1990 г. уже оказало решающее воздействие на сдерживание концентрации СО2 в атмосфере. За 8 лет (1991-1998 гг.) Россия скомпенсировала 43% прогрессирующего возрастания эмиссии СО2 над уровнем 1990 г. в других странах. 2. Отказ от учета для России минимально необходимой эмиссии, возникающей в результате поддержания жизни и деятельности человека в условиях сурового северного климата, в котором проживает основная часть населения страны. 3. Принуждение стран не учитывать снижение эмиссии в результате развития атомной энергетики (решения 6-й Конференции Сторон). 4. Ограничения, введенные по предложению Европейского союза на Конференции Сторон в Бонне на учитываемую величину поглощения СО2 лесами, являются полностью дискриминационными для России. Россия поставлена в крайне несправедливые условия по сравнению с США (до их выхода из Протокола), Японией, Канадой, Германией, Англией и т. д. Учитываемая доля от реально поглощенной величины углерода для этих стран в несколько раз больше, чем для России. И это в то время, как Россия сохранила на огромных территориях свои леса, защищающие не только климатическую систему, но и биосферу в целом, а западно-европейские страны уничтожили основную массу своих лесов еще в средние века главным образом по следующей цепочке: лес - уголь - металл - оружие. 5. Неучет фактического образования в России дополнительного резерва снижения эмиссии СО2 для международной торговли в результате экспорта природного газа. В большинстве случаев импортеры природного газа из России используют его в качестве экологически чистого топлива, замещающего уголь на электростанциях. Из-за значительного различия эмиссионных коэффициентов диоксида углерода для угля (в среднем 0,756 Мт С на тут) и природного газа (0,448 Мт С на тут), эмиссия СО2 от эквивалентного по энергетическому содержанию количества природного газа на 40% меньше по сравнению с каменным углем. Таким образом, покупая газ и замещая им уголь в качестве топлива, страна снижает свою эмиссию СО2, не затрачивая на это дополнительных средств! А Россия не получает за это никакой компенсации. Принимая объем экспорта природного газа Россией в 1990-е годы равным приблизительно 200 млрд. м3 в год (это эквивалентно 230 млн. тут в год), получим, что уменьшение эмиссии СО2 в странах-импортерах в результате замещения угля газом составляет 260 Мт СО2 в год. Покупка у России природного газа позволяет странам-импортерам фактически бесплатно снижать свою эмиссию СО2, поскольку в стоимость газа не входит выгода от сокращения эмиссии. В этом смысле Россия при сохранении указанного объема экспорта газа будет безвозмездно передавать в течение первого периода выполнения обязательств по Киотскому протоколу (2008-2012 гг.) 260 x 5 = 1300 Мт СО2 единиц сокращения эмиссии. Помимо этого прямого для России ущерба возникает косвенный ущерб: продавая газ, Россия тем самым освобождает страны- импортеры от необходимости покупки у нее квот, которые были бы им необходимы, если они продолжали бы сжигать уголь. Выводы Чтобы ратификация Киотского протокола не нанесла ущерба экономике России, необходима его более тщательная проработка, основные требования к которой должны исходить из: - устранения дискриминационных для Российской Федерации положений Киотского протокола и решений Конференций Сторон; - достоверности финансовых и экономических оценок последствий для Российской Федерации, включая такие факторы, как вступление России в ВТО, влияющее на внутреннюю стоимость сокращения эмиссии; темпы экономического роста в зависимости от мировых цен на нефть; стихийные бедствия и т. д.; - учета бесплатной в настоящее время передачи единиц сокращения эмиссии при продаже природного газа; - недопущения того, чтобы продажа единиц сокращения эмиссии при сиюминутной выгоде из-за недостаточной проработки вопроса стала бы долгосрочным тормозом подъема экономики России в периоды после 2010 и 2020 гг.; - твердой позиции России о неучастии в выплатах в фонд Киотского протокола в случае его ратификации. Представляется, что именно сейчас имеется уникальная возможность добиться положительных решений, учитывая крайнюю заинтересованность стран Европейского союза в Киотском протоколе, а также тот факт, что значительная часть стран Евросоюза к тому же является импортерами российского газа. Полезным примером такой обязательной всесторонней проработки вопросов ратификации может служить подготовка в США обоснований по их выходу из Киотского протокола, направленная на защиту национальных интересов и благосостояния населения этой страны. Определенная часть этого опыта может быть использована практически напрямую российскими финансовыми и экономическими организациями, привлеченными к проработке данного, важного для России вопроса. Необходимо максимально учитывать и использовать при решении экономических вопросов особое положение и роль России, от конечной позиции которой зависит вступление в силу Киотского протокола. Одновременно должны быть продолжены работы по созданию национальной стратегии по проблеме изменения климата, созданию нормативно-правовой базы по выполнению обязательств по Рамочной конвенции ООН и Киотскому протоколу, включая стимулирование сокращения выбросов хозяйственными субъектами. Осуществление этих работ практически полностью остановилось после прекращения действия в 2001 г. федеральной целевой программы "Предотвращение опасных изменений климата и их негативных последствий". Литература 1. Грабб М. и Вролик К., Брэк Д. Киотский протокол: анализ и интерпретация. Пер. с англ. - М., Наука, 2001, 303 с. 2. Израэль Ю. А., Назаров И. М., Нахутин А. И. и др. Вклад России в изменение концентрации парниковых газов в атмосфере. - Метеорология и гидрология, 2002, No. 5, с. 17-27. 3. Израэль Ю., Назаров И., Нахутин А. и др. Эмиссия парниковых газов в России. - Бюллетень по атомной энергии, 2002, No. 3, т. 33. 4. Третье Национальное сообщение Российской Федерации, представленное в соответствии со статьями 4 и 12 рамочной Конвенции ООН об изменении климата - М., Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата, 2002. 5. Climate Change 2001: Synthesis Report of the IPCC Third Assessment Report. - Cambridge, Cambridge University Press, 2001. 6. Climate Change 2001: Mitigation. Technical Summary of the Working Group III Report. - Cambridge, Cambridge University Press, 2001. 7. World Energy Outlook. - International Energy Agency, Paris, 2000. * * * * * * *
Надо ли ратифицировать Киотский протокол? Открытое письмо Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову Уважаемый Михаил Михайлович! Информационные агентства всего мира с пометкой чуть ли не "срочно" передали Ваше выступление на прошедшем в Йоханнесбурге Всемирном саммите по устойчивому развитию о ратификации Россией уже в ближайшее время Киотского протокола. Поспешность, с которой проталкивается ратификация этого документа, по меньшей мере, настораживает. Во-первых, ратификация - это прерогатива законодательной власти, а не исполнительной, которую Вы сегодня представляете, и, во-вторых, кто за этим стоит, и что это даст России? Смеем Вас заверить, что в настоящее время нет единодушия среди ученых-климатологов и метеорологов относительно роли "глобального потепления" в участившихся в последние годы погодных аномалиях, и тем более опрометчиво увязывать это напрямую с человеческим фактором (антропогенные выбросы). Немного из истории вопроса - Венская конвенция об охране озонового слоя (1985г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.). Надо отметить, что Венская конвенция в начальный период (1985-87 гг.) ещё несла в себе черты размышлений и поиска причин природного феномена и совсем не предполагала запретов на производство недоказанных неподтверждённой гипотезой "виновников". Поэтому многие учёные в этот короткий период серьезно надеялись на существенное расширение международных связей по исследованию атмосферы Земли. Однако дело кончилось тривиальными запретами фреонов (сравнительно безопасных для человека) и заменой другими веществами, но уже взрывоопасными или ядовитыми. Достоверных научных обоснований влияний фреонов на гибель озона не было ни в период принятия запретов, ни тем более теперь. Остались, помимо опасности для человека, только фантастические по размерам коммерческая выгода соответствующих монополистов и такие же убытки для пользователей соответствующей техникой, так как её себестоимость возросла на два порядка. В итоге Монреальский протокол только по природоохранной лексике связан с задачами Венской конвенции. Внутреннее содержание его - чисто коммерческое с "добровольно" принятыми обязательствами. Россия как страна - участница Протокола только на закрытии производства фреонов понесла убытки на уровне 500 млн. долл. в год, всё ещё надеясь получить при этом разовую компенсацию всего в 26 млн. долларов за полное разрушение производственных мощностей прежних фреонов. Такой результат международного сотрудничества в деле закрытия озоновой "дыры", которая уже четыре года назад сама "заштопалась" без помощи человека. Вторым, не менее одиозным, международным природоохранным документом является Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Идея для его появления на свет существенно отличается от идеи, заложенной в основу Монреальского протокола, но в одинаковой мере далека от принципов биотической регуляции. Он, как и Монреальский протокол, базируется на недоказанной гипотезе о существенном влиянии на глобальный климат Земли "парниковых газов" антропогенного происхождения и предполагает санкции для тех, кто не будет сокращать их выбросы в рамках очередной гипотезы. Ещё пока не озвучены размеры санкций для "нарушителей", но "мировое общественное мнение" уже готово к очередной акции по запретам на "эмиссию" углекислого газа. Кстати, а почему рассматривается углекислый газ, а не водяной пар, вклад которого в "парниковый эффект" многократно больше и выбросы которого при сжигании углеводородного топлива значительно превосходят выбросы углекислого газа? Группа учёных Национального Экологического Фонда под руководством Заслуженного энергетика России, к.т.н. Болдырева Виталия Михайловича предложила другой подход. В самом деле, для устойчивого существования Земной биосферы антропогенные выбросы углекислого газа, а точнее, антропогенное потребление атмосферного кислорода должны быть, как минимум, не больше возможностей растительного мира Земли по воспроизводству этого потребления атмосферного кислорода и возможности по поглощению производимого при этом антропогенного углекислого газа. Под флагом "глобального потепления" правительствами стран подписан Киотский протокол, ограничивающий антропогенные выбросы. Но как ограничивающий? Страны должны выбрасывать антропогенный углекислый газ не больше, чем они выбрасывали его в 1990 году (это упрощённо). Давайте посмотрим, что это значит? США - антропогенные выбросы углекислого газа в 1990 г. несколько меньше поглощения его растительным миром страны. То есть некоторое оправдание позиции Джорджа Буша, отказавшегося от Киотского протокола, есть. Япония, Германия, другие страны Евросоюза - выбросы 1990 г. многократно превосходят поглощение углекислого газа растительным миром. Поэтому эти страны требуют скорейшей ратификации Киотского протокола в его сегодняшнем виде. Австралия, Китай, Индия - поглощение углекислого газа растительным миром этих стран многократно превосходит их антропогенные выбросы 1990 года. Известно, что поэтому Австралия также отказалась от ратификации Киотского протокола. И, наконец, Россия - антропогенные выбросы 1990 г. составляют 22-23% от поглощения углекислого газа растительным миром страны. А нас хотят заставить ратифицировать Киотский протокол. То есть запретить сжигать газ, нефть, уголь, дрова в количестве большем, чем мы сжигали в 1990 году. Да ещё предлагают продать разницу между сегодняшним низким уровнем сжигания и уровнем 1990 года. В Государственной Думе в докладе РАО "ЕЭС России" "Энергетическая стратегия России до 2020 года" было заявлено, что по объёму сжигаемого топлива в электроэнергетике разрешённые выбросы в 2020 году будут превышены на 327-351 млн. тонн углекислого газа. То есть Россия даже без продажи сегодняшней разницы, в случае ратификации Киотского протокола, только в электроэнергетике после 2020 года будет платить ежегодно штрафы в размере 32-35 млрд. евро. С точки зрения устойчивого развития квотировать, конечно, надо не антропогенные выбросы СО2, а антропогенное потребление атмосферного кислорода. Кстати, при этом при оплате потребления 1 тонны атмосферного кислорода уже будет как бы оплачено право на выброс в атмосферу 1,4 тонны углекислого газа. Антропогенное потребление атмосферного кислорода, не превышающее возможность растительного мира по его воспроизводству, и есть один из критериев устойчивого развития цивилизации. Да и России, производящей сейчас 5,4 млрд. тонн "избыточного" атмосферного кислорода в год, его квотированное потребление может принести в бюджет 70-140 млрд. долл. годовых. Этот принцип и должен быть положен в основу протокола по атмосферному природопользованию. Но помимо коммерции есть ещё и этическая сторона вопроса. Киотский протокол является вторым после Монреальского протокола - ребенка Венской конвенции - ещё более нежизненным дитем Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Но ни в Венской конвенции, ни в "рамках" РКИК Мировой Науке - главе семейства обоих детей - так и не дали ни копейки для необходимых климатических исследований. В отсутствии исследований Монреальский и Киотский протоколы останутся для нескольких поколений пройдох примером того, как делать деньги из незаконченных исследований. Чтобы хоть как-то сгладить это тягостное впечатление от современного бизнеса на научный мир, необходимо заплатить обещанные в 1985 году 100 млрд. долл. на исследование климата Земли, из которых по крайней мере 50% суммы должны быть предусмотрены для финансирования климатической науки бывшего СССР, а теперь России, как наиболее продуктивной и недорогой части Мировой Науки. Эти средства позволят за 10 лет создать не только мировую сеть климатических наблюдательных станций с шагом хотя бы 200-400 км, без чего ни о какой серьезной науке говорить нет оснований. Как известно, только одна станция слежения за климатом в России, Азии или Африке обходится порядка 1 млн. долл. в год, а в Европе, Америке (северной) или Канаде - на порядок дороже. Итак: - пока наивысшей опасностью для любой страны - участницы Киотского протокола, и особенно для России, является отсутствие точных определений целого ряда базовых понятий. Доработка документа в этой части потребует не менее года кропотливой работы экспертов, что, кстати, через 2 часа 28 мин. после Вашего выступления на форуме отметил на пресс-конференции в Москве Президент России В.В. Путин. Без доведения до "прозрачности" всех определений документа ратификация может дать плачевные результаты; - инвентаризация выбросов "парниковых газов" по Киотскому протоколу не должна превращаться в примитивный сбор данных разведывательного характера; - добровольно принимаемые обязательства в коммерческом предприятии не имеют юридических последствий. В противном случае Киотский протокол должен быть переименован в Киотский договор между авторами "антропогенной парниковой" идеи и странами-участниками. В этом варианте отношений удастся избежать многих неприятностей, характерных для Монреальского протокола. Выводы 1. Отсутствие научного подтверждения "антропогенной парниковой гипотезы" обоснованно переводит Киотский протокол в категорию глобального коммерческого предприятия с целями, характерными для современных понятий бизнеса. 2. Обязательства по Киотскому протоколу нельзя принимать в бессрочном варианте. Длительность обязательств должна быть ограничена сроком, не превышающим 5 лет, с правом дальнейшей пролонгации при условии выполнения предыдущих условий Протокола, в том числе финансовых. 3. Ратификация возможна только для документа с однозначными и точными определениями базовых понятий, гарантиями и ответственностью Сторон, т.е. в варианте Киотского договора как глобального коммерческого предприятия. Калита А.Н., президент Международного общественного экологического движения "Живая планета", член Совета Федерации, * * * * * * *
Книга "PHP: полезные приемы" Знаете, как старые "компьютерщики" учатся новому языку программирования? Они не изучают толстенные учебники, не штудируют конспекты и руководства. Им не нужны премудрые преподаватели, они не корпят над тщательно выполняемыми уроками. Им достаточно всего лишь краткого описания языка и нескольких уже готовых программ, написанных на нем. На основании анализа этого они язык и осваивают. Что надо для такого усвоения? Кроме умения думать и наблюдать, делать выводы - ничего! Ну, вернее, почти ничего. Еще нужны те самые краткое описание языка и несколько примеров. Книга "PHP: полезные приемы" именно их вам и даст. В ней как раз и приводится небольшая справка по языку программирования PHP и текст сценариев, выполняющих наиболее популярные у создателей сайтов задачи. А все сценарии снабжены подробным подстрочным комментарием о предназначении каждой их строчки. Так что вы можете как изучать язык PHP по этой книге, так и сразу же вводить тексты сценариев в компьютер и размещать их на сайте. Цена книги - 100-150 руб. Эту книгу Вы можете купить, не сходя с места - через Интернет-магазин "Болеро". * * * * * * *
На сайте http://antorlov.nm.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
Страница рассылки - http://antorlov.nm.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm. В Москве для работы с сайтом www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже. На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами. "Disser" - это комплект макросов для Word, упрощающих создание рефератов и курсовых. Готовое оформление, титульный лист, содержание создаются несколькими щелчками мыши. Ввод предельно упрощён благодаря автозамене, расшифровывающей популярные сокращения. Также: настройка недокументированных возможностей, дополнительные шаблоны, сборник полезных советов, методичка "Как написать реферат". Сайт: http://kankowski.narod.ru, зеркало: http://e-town.nm.ru. Удачи вам и счастья! |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Адрес подписки |
Отписаться |
В избранное | ||