Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 60


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

   60-й выпуск рассылки от 24 сентября 2001 года содержит заключительную, пятую часть Отчета по научно-исследовательской работе "Разработка новых эконометрических методов анализа нечисловых данных в экономических исследованиях и прогнозировании ВВП". Несмотря на то, что приводимые в нем сведения о современном экономическом положении России значительно устарели, "Отчет..." является как бы "квинтэссенцией" эконометрической информации, неоднократно публиковавшейся в нашей рассылке. Многие его главы в расширенном, исправленном и дополненном виде уже наверняка вам знакомы по предыдущим выпускам, однако мы все же сочли необходимым ознакомить вас и с оригиналом.
   Автор материалов рассылки и статей на сайте http://antorlov.chat.ru - профессор А.И.Орлов. Поддержка рассылки осуществляется А.А.Орловым.
   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*      *      *

Разработка новых эконометрических методов анализа нечисловых данных в экономических исследованиях и прогнозировании ВВП

Отчет по научно-исследовательской работе
Москва, 1998

(Окончание. Начало в предыдущих четырех выпусках.)

Раздел 4. Динамика ВВП в четырех основных сценариях социально-экономического развития России на период до 2007 г.

   4.1. Сценарий дальнейшего развития курса реформ
   Этот сценарий исходит из гипотезы беспрепятственной реализации планов вероятного противника, поскольку, как показано выше (раздел 3), преобразования ("реформы"), осуществляемые с 1987 г., объективно способствуют именно этому. Естественные цели вероятного противника можно обобщенно сформулировать так (по состоянию на 1987 г.):
   1) свести к минимуму экономическую мощь и тем самым военно-стратегический потенциал СССР;
   2) ликвидировать саму возможность нанесения ответного удара по объектам на территории вероятного противника (т.е. ликвидировать советское ядерное вооружение и средства доставки);
   3) сократить возможность противодействия с помощью обычных вооружений;
   4) захватить стратегические ресурсы, имеющиеся на территории СССР;
   5) перестроить экономику СССР в своих интересах;
   6) в перспективе - полностью подчинить управление территориями бывшего СССР своим интересам.
   Достижение этих осуществляется по развернутому во времени плану, сводящему к минимуму сопротивление. При этом используются последние достижения в области "информационного оружия" (недаром с самого начала были захвачены почти все средства массовой информации, особенно электронные). Например, организация задержек в выплате заработной платы и денежного довольствия - эффективное оружие вероятного противника, позволяющее:
   - сбить инфляцию и тем самым создать иллюзию благополучия;
   - дезорганизовать работу предприятий и организаций, снизить объем производства;
   - переключить внимание с величины заработной платы на факт ее выдачи или невыдачи;
   - дать правящему режиму аргументы для сокращения будущего бюджетного финансирования;
   - дать материалы средствам массовой информации, отвлекающие от других проблем социально-экономических процессов в России.
   Важным является чередование периодов "шока", когда население лихорадочно приспосабливается к меняющимся условиям, и периодов относительной стабилизации, когда люди успокаиваются и создают себе устойчивые условия жизни. Необходимо, чтобы каждый из этих периодов был достаточно коротким для того, чтобы массы не имели времени для осознания происходящего и самоорганизации. Смена правительства весной 1998 г. может быть началом нового "шока". Правительство С.В.Кириенко специально создано в отрыве от основных политических сил, в том числе во многом освобождено от контроля со стороны Администрации Президента РФ. Оно проведет различные "непопулярные меры" - "реформы" армии, образования, науки, жилищно-коммунального хозяйства, дальнейшую приватизацию оставшейся государственной собственности, осуществит переход к свободной продаже земли и т.д. В частности, уволит (сократит рабочие места) сотни тысяч государственных служащих (бюджетников) - офицеров, врачей, учителей, преподавателей вузов и научных работников. Причиной будет объявлена необходимость существенного сокращения бюджета из-за необходимости выплачивать долги, снижения мировых цен на энергоносители, неэффективность государственной поддержки предприятий ВПК и т.п. В обстановке всеобщего возмущения правительство С.В.Кириенко будет отправлено в отставку (но сделанное им останется), и перед очередными выборами в стране будет снова этап стабилизации и относительного улучшения жизни, за что средства массовой информации будут благодарить Президента РФ.
   Обсудим выполнение целей 1)-6) вероятного противника, сформулированных выше. Первая из них в основном выполнена. Советский Союз развален, экономическая мощь России по сравнению с СССР меньше в 4-8 раз, и, как показано выше (п.3.4), даже в предположении воссоздания СССР он сможет вернуться к соотнесению с США на уровне 1985 г. не ранее середины ХХ1 века. Поскольку падение макроэкономических характеристик России продолжается, можно констатировать, что в обозримом будущем Россия в экономическом плане будет далеко позади США.
   Что же касается второй цели, то она далека от достижения. Стратегические ядерные вооружения Россия сохранила. Вероятный противник действует по трем основным направлениям:
   - дипломатическими методами способствует снижению боеспособности ядерных сил;
   - "реформируя" армию, деморализует личный состав и в итоге лишает ее опытных специалистов;
   - разрушая военно-промышленный комплекс, стремится лишить Россию возможности разработки и производства нового поколения вооружений и средств доставки.
   При реализации первого из этих направлений используются невыгодные международные договоры (под давлением Международного валютного фонда и других международных организаций), различные инспекции под экологическими и антитеррористическими предлогами, пропаганда в средствах массовой информации. Идеальным с точки зрения вероятного противника было бы складирование ядерных вооружений в определенных пунктах под охраной сил ООН с дальнейшей утилизацией ядерных материалов и средств доставки (прообразом являются действия международных сил по лишению Ирака возможности разрабатывать и производить современное вооружение).
   Антиармейская пропаганда в средствах массовой информации, значительное реальное снижение зарплаты и задержки в ее выплате, сокращение социальных гарантий, массовое увольнение в запас опытных офицеров, переход от призыва к контрактной системе могут лишить стратегические войска необходимых кадров, особенно в отдаленных гарнизонах.
   Основным является третье направление. Разрушая с помощью своих агентов военно-промышленный комплекс под лозунгами конверсии, вероятный противник использует различные приемы. Разрывает технологические цепочки, ликвидируя отдельные производства или целые предприятия, объявляя их банкротами и т.п. Передает предприятия в частную собственность, в том числе иностранную. Путем неплатежей зарплаты, ее низкого уровня лишает предприятия высококвалифицированных кадров. Ликвидирует прикладную науку, наиболее продуктивных ученых беря под контроль с помощью международных грантов или непосредственного переманивания на работу за границу (в большинстве НИИ, в том числе академических и вузовских, к 1998 г. осталось 1/5 - 1/3 сотрудников от уровня 1990 г., да и те в большинстве занимаются не наукой, а приработками). Поэтому к 2005-2010 гг., когда закончится ресурс имеющегося вооружения, некому и не на чем будет изготовить замену. Итак, вероятный противник в состоянии лишить Россию возможности разработки и производства в необходимом объеме нового поколения вооружений и средств доставки.
   Чтобы сократить возможность противодействия с помощью обычных вооружений, создается "санитарный кордон" недружественный стран (в то числе членов НАТО) вдоль границ России (как после гражданской войны); сокращается численность вооруженных сил, вместо всеобщей воинской обязанности вводится контрактная система (наемное войско); постоянно ведется антиармейская пропаганда; боеспособные войска сковываются в локальных вооруженных конфликтах.
   Стратегические ресурсы, имевшиеся на территории СССР, захватываются как непосредственно, путем передачи или продажи в собственность фирм с зарубежным участием или полностью иностранных, так и путем снятия таможенных барьеров и массированного вывоза (см. п.3.4).
   Ускоренными темпами перестраивается экономика СССР в интересах вероятного противника. В более благоприятном положении находятся предприятия и отрасли, работающие на экспорт, прежде всего сырьевые. В частности, средняя зарплата в газовой отрасли в 3-4 раза выше средней по стране. Россия лишается продовольственной и лекарственной независимости, в то же время отечественные сельскохозяйственные и фармацевтические предприятия сокращают производство. Давний прием - с помощью демпинговых цен разорить противника.
   Из проведенного анализа ясна перспективная цель вероятного противника - полностью подчинить управление территориями бывшего СССР своим интересам. При этом можно прогнозировать новые витки международной гуманитарной помощи для снижения социальной напряженности. Такая помощь была организована в 1991-1993 гг. и сыграла свою роль в период "шоковой терапии". К 1998 г. она практически прекратилась, хотя объективно положение население России в 1998 г. хуже, чем в 1992 г. (в частности, потребление меньше). Возможное течение дальнейших событий описано в сценарии п.2.3.
   Итак, как показано выше, преобразования ("реформы"), осуществляемые с 1987 г., объективно ведут не к развитию рыночной экономики, т.е. построению капитализма, а к уничтожению России как самостоятельного государства. Очередные шаги этого уничтожения - начинающиеся реформы армии, образования, науки, жилищно-коммунального хозяйства, приватизация государственной собственности, переход к свободной продаже земли и т.д. Поскольку реальная (исполнительная) власть в России принадлежит в основном сторонникам "реформ", то сценарий дальнейшего развития курса реформ вполне возможен. При этом для проведенного анализа не важно, будет ли он осуществляться внешне демократическими методами или при помощи открытой диктатуры. Разработаны технологии воздействия на избирателей и избирательные комиссии, предполагающие контроль над средствами массовой информации, исполнительной властью и наличие больших финансовых средств, но обеспечивающие нужный заказчику результат голосования. Они были успешно применены в 1996 г. на президентских выборах.
   Перейдем к прогнозу динамики ВВП. Примем предположение о том, что средний темп падения ВВП за 1992-1996 гг. (1997 г., с этой точки зрения, является нетипичным, он соответствует сценарию стабилизации (п.4.2)) был выбран вероятным противником оптимально с точки зрения его целей. Примем официальные данные: за 5 лет (1992-1996 гг.) падение ВВП составило 38,6%, т.е. в среднем 9,30% в год. При сохранении таких темпов падения ВВП 2007 г. составит 34,2% от ВВП 1996 г. , или 19,9% от уровня 1990 г. С учетом занижения темпов инфляции официальными органами в 2 раза - 10% от уровня 1990 г. (Это несколько больше, чем падение производства в СССР в 1923 г. - после окончания гражданской войны - по сравнению с 1913 г.) По жизненному уровню это будет соответствовать послевоенному периоду (1948 г. или 1923 г.), но с частично сохранившимися у населения жильем, одеждой, телевизорами...
   Проведем альтернативный расчет, принимая 1992-1997 гг. за шестилетний цикл "шок-стабилизация" и используя официальные данные (результаты 1997 г. спорны - от 100,4% по данным правительства до 98,4% по данных председателя Комитета Госдумы по конверсии Г.В.Костина). За 6 лет (1992-1997 гг.) падение ВВП составило 38,4%, т.е. в среднем 7,75% в год. При сохранении таких темпов падения ВВП 2007 г. составит 44,6% от ВВП 1997 г., или 26,1% от уровня 1990 г. С учетом занижения темпов инфляции официальными органами в 2 раза - 13% от уровня 1990 г.
   Итак, прогноз по официальным данным дает: ВВП 2007 г. составит 19,9 - 26,1% от уровня 1990 г., или 34,1 - 44, 6% от уровня 1997 г.
   Если принять, что финансирование Вооруженных Сил России будет в 2007 г. составлять тот же процент от ВВП, что и в 1997 г., то оно сократится в 2,24 - 2,93 раза, а по сравнению с 1990 г. - в 3,83 - 5,03 раза. По описанным выше причинам реальное финансирование будет примерно вдвое меньше.
   Будет разрушена действующая структура Вооруженных Сил России, существенно уменьшена их боеспособность и боеготовность. Очевидно, это и является целью вероятного противника.
   4.2. Сценарий торможения реформ (стагнации)
   Описанные в предыдущем п.4.1 намерения вероятного противника в течение предыдущих 10 лет достаточно активно и успешно претворялись в жизнь. Однако и ранее, и особенно в настоящее время имеется значительное сопротивление курсу "реформ", направленному на уничтожение России. Активное сопротивление оказывает оппозиционное большинство в Государственной Думе, различные политические партии, отдельные группы трудящихся. Пассивное сопротивление проявляется в деятельности ряда структур исполнительной власти, причем не только тех, кто, как губернаторы "красного пояса", открыто заявляют о своей позиции. Так, в собственность г. Москвы перешли контрольные пакеты акций автомобильных заводов АЗЛК и ЗИЛ, т.е. фактически осуществлена национализация (в виду муниципализации) ранее приватизированной госсобственности. Эта акция привела к росту производства автомобилей в несколько раз. Она, очевидно, направлена против курса на уничтожение России, хотя руководство Москвы формально не находится в открытой оппозиции к нынешнему режиму.
   Как показывают социологические исследования, большинство народа находится в состоянии пассивного сопротивления курсу на уничтожение России. Это проявляется прежде всего в том, что производство товаров и услуг продолжается в условиях кризиса неплатежей и многократного снижения реальной заработной платы, т.е. и трудящиеся, и предприятия работают без оплаты или за малую часть прежней зарплаты. Подобное нельзя представить себе в рамках западной экономической теории, согласно которой хозяйственная жизнь в России должна была бы прекратиться еще несколько лет назад (ср. п.2.4). Другой стороной российского менталитета является слабость массовых выступлений трудящихся, несмотря на уменьшение заработной платы и вообще доходов в несколько раз. Честное выполнение своих обязанностей - в сложившихся условиях уже сопротивление.
   В результате в настоящее время сложилось некоторое равновесие сил режима и оппозиции, что привело к явному торможению "курса реформ" и относительной стабилизации ситуации. "Годом стабилизации" можно считать 1997 г.
   Эта стабилизация может продолжаться и в течение дальнейших 10 лет. Она в достаточной степени устраивает и вероятного противника, который уже в значительной степени добился выполнения своих целей (см. п.4.1). В экономическом (и военно-стратегическом) плане Россия отброшена далеко назад по крайней мере до середины ХХ1 века. Уже произведенное разрушение ВПК (промышленности и прикладной науки) существенно затруднит разработку и производство техники специального назначения (ядерных боеприпасов и средств доставки), необходимой для замены отработавшей (к 2007-2010 гг.) свой ресурс техники предыдущего поколения. Антиармейская пропаганда и финансовые невзгоды ослабили кадровый состав, подвергаемый существенному сокращению. Страна наводнена агентами вероятного противника, разнообразными инспекторами и советниками (в одной Москве - 100 тыс. граждан "дальнего зарубежья").
   Инерция разрушения велика. Предстоят новые финансовые проблемы, связанные с необходимостью выплаты зарубежных долгов, с падением мировых цен на сырье. В результате падения капиталовложений (по официальным данным - в 4 раза - см. п.3.4) следует ожидать массового выхода из строя различных технологических систем.
   В таких условиях вероятному противнику нет необходимости форсированно добивать Россию. Более того, выгодно обеспечить стабилизацию и даже незначительный экономический рост, чтобы избежать прихода к власти народно-патриотических сил (сценарий п.4.3) и тем более неуправляемой смуты (п.4.4).
   Для реализации рассматриваемого сценария достаточно, например, обеспечить избрание Ю.М.Лужкова Президентом РФ на выборах 2000 г. Можно предположить, что на волне народного возмущения действиями правительства С.В.Кириенко оно осенью 1998 г. будет отправлено в отставку, новое правительство в 1999 г. возглавит Ю.М.Лужков, добьется стабилизации и на волне этого успеха будет избран президентом в 2000 г., а затем и в 2004 г. Он осудит крайности "реформаторов", отдав наиболее криминальных из них под суд, но сохранит основные результаты их деятельности и займется конкретными "мелкими" делами, направленными на выживание конкретных отраслей и категорий населения (будет "латать дыры" по принципу Тришкина кафтана). В этом с ним будут сотрудничать оппозиционные силы.
   Наступит стагнация, застой внутри страны, и вероятный противник его не будет нарушать извне. Падение производства в "реформаторских" областях будет сочетаться с его ростом в областях "красного пояса".
   Макроэкономические показатели застынут, точнее, будут колебаться в пределах ошибок измерения. Экономическое положение населения стабилизируется. Наступит "порядок".
   В сценарии стагнации ВВП и финансирование Вооруженных Сил России в 2007 г. с точностью до 5-10% будет таким же, как и в 1997 г.
   4.3. Сценарий смены курса в направлении национальных интересов России
   Как подробно разъяснено выше, продолжение курса "реформ" ведет к гибели России. Переход к защите независимости и национальных интересов России, к восстановлению экономики и национальных культурных ценностей давно назрел. Неоднократно формулировался комплекс экономических и политических мер, раскрывающий смысл этого столь необходимого России перехода. Его можно сравнить с мерами по восстановлению народного хозяйства после гражданской и Великой Отечественной войн.
   Переход может быть осуществлен демократическим путем, например, в результате победы на президентских выборах 2000 года кандидата патриотов. Если бы победителем выборов 1996 г. был признан Г.А.Зюганов, смена курса в направлении национальных интересов России произошла бы уже тогда. Возможны и другие варианты перехода власти к патриотам, например, путем взятия власти Армией как наиболее организованной силой, имеющей целью защиту Отечества (обратим внимание на роль армии в государственном строительстве Китайской народной республики: кадровые работники - ганьбу - это либо как правило откомандированные из армии или вышедшие в запас военнослужащие). Детали перехода центральной власти к патриотически настроенному правительству нет необходимости рассматривать. Отметим только, что такой переход может быть санкционирован или даже инициирован и нынешним руководством страны. Важно, что рассматриваемый сценарий не предусматривает крупных вооруженных столкновений или длительных массовых ненасильственных действий, расшатывающих целостность страны.
   Этот сценарий во всех своих вариантах приводит к мобилизации народа на восстановление разрушенной экономики, а потому предполагает, что государственная власть берет под свой контроль или управление наиболее важные отрасли и предприятия промышленности, средства массовой информации (особенно электронные), банки, связь, транспорт, внешнюю торговлю и т.п., т.е. осуществляет мероприятия, обычные для стран, находящихся в состоянии войны или послевоенного восстановления. Очевидно, что при этом ущемляются "права" крупных собственников, и с их стороны можно ожидать саботажа, который должен быть решительно подавлен. Однако ни о какой гражданской войне говорить не придется, поскольку количество "обиженных" крупных собственников сравнительно невелико, они предпочтут бежать за границу к счетам в швейцарских банках, а не уходить в леса с автоматами. Их служащим также нет смысла вступать в конфликт с властями.
   Однако для патриотического правительства возникнут проблемы со стороны международных организаций и западных стран. Вероятный противник не будет поддерживать борьбу с его интересами. Будут прекращены транши займов Международным валютным фондом, под каким-либо предлогом введены санкции, прекращены поставки продовольствия и лекарств, сокращен до минимума импорт и экспорт, заморожены счета в зарубежных банках, запрещен въезд российских граждан в западные страны и т.д., т.е. Россия будет вынуждена жить в условиях блокады, "железного занавеса" со стороны враждебного Запада. Однако следует рассчитывать на усиление связей с естественными союзниками - республиками СНГ (вплоть до восстановления СССР), исламским миром (Ираком, Ираном), Китаем, Индией, Вьетнамом, Кубой.
   Ожидать развязывания войны со стороны вероятного противника не приходится, поскольку он понимает, что получит адекватный ответ. Тем более нельзя ожидать непосредственного вторжения, учитывая опыт Вьетнама и Афганистана.
   Однако блокада в условиях потери достаточности производства в ряде отраслей, в частности, недостатка продовольствия и лекарств, приведен к применению рационирования (карточек, талонов) в течение нескольких лет (в основном до 2-3 лет).
   Дадим оценку роста ВВП в случае прихода к власти патриотов в результате победы на президентских выборах 2000 г. Отметим, что 2000 г. в соответствии с циклами Чижевского - год наибольшей солнечной активности и активности народных движений.
   За 6 лет (1992-1997 гг.) падение ВВП составило 38,4%, т.е. в среднем 7,75% в год (см. п.4.1 выше). Примем, что оно будет таким же и в 1998 и 1999 гг. Тогда к концу 1999 г. выйдем на уровень 85,10% от уровня 1997 г.
   В 2000 г. следует ожидать значительного падения ВВП: в первой половине - из-за сосредоточенности правительством всех резервов на предвыборной пропаганде, во второй - из-за внешней блокады и внутреннего саботажа. Примем, что падение ВВП будет таким же, как в 1992 г. - году "шоковой терапии" (либерализации цен), т.е. 14,5%. Тогда к ХХ1 век выйдем на уровне 72,8% от уровня 1997 г., или 44,82% от уровня 1991 г.
   К началу 2001 г. развернется восстановление народного хозяйства. При оценке темпов этого восстановления необходимо учесть, что, с одной стороны, промышленные технологии являются сейчас существенно более сложными, чем после Великой Отечественной войны, что затрудняет быстрое наращивание мощностей; но, с другой стороны, многие предприятия достаточно просто "запустить", поскольку в основном сохранились и кадры, и основные фонды (здания, станки,...). Примем, что средний рост ВВП будет такой же, как рост валового общественного продукта в 1951-1965 гг. Тогда за 15 лет валовой общественный продукт вырос на 253,66% (в 3,53 раза), т.е. в среднем рост составлял 8,79% в год. Следовательно, можно ожидать, что за 7 лет (2001-2007) ВВП вырастет в 1,8 раза (на 80,3%) при том же среднем росте 8,79% в год. Итак, ВВП достигнет уровня 131,26% от уровня 1997 г., или 80,81% от уровня 1991 г. При сохранении указанных темпов роста ВВП выйдет на уровень 1990 г. в начале 2011 г. В то же время только начиная с последних месяцев 2004 года ВВП превзойдет уровень 1997 г., а в 1998-2003 гг. будет меньше его, достигая минимума, равного 72,8%, в 2000 г.
   В качестве базы для альтернативного расчета возьмем 1946-1950 гг., когда за 5 лет валовой общественный продукт вырос в 1,94 раза, т.е. на 93,98%, т.е. в среднем на 14,17% в год. Тогда можно ожидать, что за 7 лет (2001-2007) ВВП вырастет в 2,53 раза (на 152,8%) при том же среднем росте 14,17% в год. Итак, ВВП достигнет уровня 183,31% от уровня 1997 г., или 113,3% от уровня 1991 г. При указанных темпах роста ВВП выйдет на уровень 1990 г. в начале 2007 г. В то же время только в 2003 года ВВП превзойдет уровень 1997 г., а в 1998-2002 гг. будет меньше его, достигая минимума, равного 72,8%, в 2000 г.
   Поскольку невозможно точно предсказать момент перехода власти в руки патриотически настроенного руководства, то приведенные выше численные значения носят достаточно условный характер. Так, если патриоты победят не в 2000 г., а в 2004 г., то аналогичные расчеты дают к концу 2003 г. ВВП в размере 61,63% от уровня 1997 г. (в предположении, что в течение 6 лет (1998-2003) падение ВВП составит 7,75% в год). Как и ранее, примем, что в год поворота (2004) падение ВВП будет таким же, как в 1992 г. - году "шоковой терапии" (либерализации цен), т.е. 14,5%. Тогда к концу 2004 г. ВВП России составит 52,69% от уровня 1997 г., или 32,34% от уровня 1991 г. (т.е. одна треть). Даже при росте в 14,17% в год за 2005-2007 гг. ВВП удастся поднять лишь на 48,8%, т.е. до 78,4% от уровня 1997 г., что соответствует 48,1% от уровня 1991 г.
   Однако переход власти в руки патриотически настроенного руководства, отстаивающего интересы России, несмотря на натиск вероятного противника - единственная надежда нашей страны.
   4.4. Сценарий смуты
   Под смутой понимаем существенное ослабление центральной власти, при котором Россия фактически распадается на несколько или много самостоятельных государственных образований. Смута не выгодна вероятному противнику, поскольку при этом теряется централизованный контроль над оружием массового поражения, в результате возможно его применение по территории вероятного противника по инициативе отдельных командиров среднего и низшего звена, т.е. "полевых командиров". Очевидно, смута не выгодна и патриотически настроенным силам, цель которых - единая сильная Россия.
   Однако в настоящее время объективное развитие событий имеет тенденцию к распаду России, к смуте. Правительство решает текущие задачи бюджета - и перекладывает все больше государственных забот (например, финансирование образования и культурных учреждений) на плечи региональных властей. В борьбе с оппозиционными фракциями Госдумы "демократы" предлагают отменить голосование по партийным спискам - в результате будут разрушен ряд общенациональных партий и движений, объективно объединяющих Россию в единое целое. Если государственная власть сосредоточится в Совете Федерации (например, в случае внезапной смерти нынешнего президента РФ и при слабом правительстве), то Россия фактически превратится в конфедерацию. Вполне реальны шаги региональных лидеров (такие, как отказ платить налоги Центру для регионов - "доноров"), ведущие к фактической ликвидации центральной власти и превращению России в подобие СНГ. Реальность возможности подобного развития событий подтверждает то, что многие из 15 республик, ранее составлявших Советский Союз, по территории, населению, экономическому потенциалу вполне сравнимы с субъектами Российской Федерации (например, прибалтийские и закавказские республики). Можно предположить, что субъекты РФ войдут в коалиции, и появятся Дальневосточная республика, Сибирская республика, Уральский Союз, Поволжское объединение, Казачий край (Дон - Краснодарский край - Ставрополье), Северная Коммуна, Московия и др.
   Итак, возможно развитие событий, несколько напоминающее смуту 1605-1613 гг. и период гражданской войны 1918-1922 гг. Отдельные территории "отпадут" от центра. Реальная власть в них перейдет к местным лидерам, опирающимся на вооруженные отряды, сформированные как из дислоцированных на соответствующих территориях подразделений силовых ведомств, так и из добровольцев из местного населения ("рабочая гвардия" и др.), или непосредственно к "полевым командирам". Эти лидеры могут придерживаться различных взглядов. Однако, поскольку для устойчивого положения им необходимо обеспечить социально-экономическое развитие своих регионов, лидеры с национально-патриотической ориентацией имеют стратегическое преимущество. Появятся новые Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Москва будет захвачена национально-патриотическими отрядами. Как и после гражданской войны, республики объединятся в Советский Союз.
   Этот сценарий смыкается с сценарием 4.1 (дальнейшего развития курса реформ) - если объединения не произойдет, Россия на достаточно долгий срок останется разбитой на десятки независимых микрогосударств (а оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое - окажется под надежным контролем международных сил ООН), то заданная извне цель реформ - уничтожение России как самостоятельного государства, а русских - как единого народа, короче, уничтожение вероятного противника США, НАТО и Запада в целом - будет достигнута.
   При любом варианте смуты говорить о ВВП России как основе для финансирования Вооруженных сил России не приходится - за реальным отсутствием России и ее Вооруженных сил. Продолжительность смуты непредсказуема. Предыдущие две смуты продолжались 9 и 5 лет соответственно. Современным аналогом является положение в Афганистане и Боснии. Из смуты Россия выйдет отброшенной по технологическому и экономическому состоянию к началу ХХ в., причем, возможно, под полным контролем вероятного противника (сил НАТО или ООН).
   Надо сделать все, чтобы избежать подобного развития событий. Вооруженные силы России совместно с другими силовыми ведомствами (МВД, ФСБ, МЧС) могут стать гарантом целостности России и силовым путем пресечь попытки ее распада.
   (Напоминаю, что Отчет был составлен в 1998 году. Исправленный и дополненный вариант этой его части вы можете найти по адресу http://antorlov.chat.ru/scen.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/scen.htm.)

Заключение

   В результате проведенного научного анализа и опроса экспертов с помощью предложенного нами вербально-логико-статистического метода сформирован набор четырех основных сценариев социально-экономического развития России на период до 2007 г., обсуждены главные особенности динамики этого развития в рамках рассматриваемых сценариев и получены следующие оценки вероятностей их осуществления:
   сценарий дальнейшего развития курса реформ - 28,73% ,
   сценарий торможения реформ (стагнации, динамического равновесия сил реформаторов и патриотов) - 25,06% ,
   сценарий смены курса в направлении национальных интересов России- 33,56%,
   сценарий смуты - 12,65%.
   Проанализирована динамика валового внутреннего продукта России в рамках четырех сценариев, получены численные оценки ВВП на 1998-2007 гг.
   Целесообразно продолжение научно-исследовательской работы с целью уточнения и расширения полученных результатов, а также подготовка на основе настоящего отчета методических материалов для предприятий и организаций ВПК и МО.

Литература

Литература к разделу 1

   1. Панкова Л.А., Петровский А.М., Шнейдерман М.В. Организация экспертиз и анализ экспертной информации. - М.: Наука, 1984. - 120 с.
   2. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. - М.: Наука, 1973. - 79 с.
   3. Райхман Э.П., Азгальдов Г.Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. - М.: Экономика, 1974. - 151 с.
   4. Бурков В.Н. Большие системы: моделирование организационных механизмов. - М.: Наука, 1989. - 354 с.
   5. Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки. - М.: Знание, 1975. - 64 с.
   6. Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. - М.: Наука, 1987. - 143 с.
   7. Моисеев Н.Н. Неформальные процедуры и автоматизация проектирования. - М.: Знание, 1979. - 64 с.
   8. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. - М.: Наука, 1981. - 487 с.
   9. Статистические методы анализа экспертных оценок. - М.: Наука, 1977. - 384 с.
   10. Экспертные оценки/Вопросы кибернетики. - Вып.58. - М.: Научный совет АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика", 1979. - 200 с.
   11. Экспертные оценки в системных исследованиях/Сборник трудов. - Вып.4. - М.: ВНИИСИ, 1979. - 120 с.
   12. Современные проблемы кибернетики: прикладная статистика. - М.: Знание, 1981. - 64 с.
   13. Первое Всесоюзное совещание по статистическому и дискретному анализу нечисловой информации, экспертным оценкам и дискретной оптимизации/Тезисы докладов. - М.- Алма-Ата, ВИНИТИ, 1981. - 439 с.
   14. Экспертные оценки в задачах управления /Сборник трудов. - М.: Институт проблем управления, 1982. - 106 с.
   15. Анализ нечисловых данных в системных исследованиях/Сборник трудов. - Вып.10. - М.: ВНИИСИ, 1982. - 155 с.
   16. Вторая Всесоюзная конференция по анализу нечисловой информации/ Тезисы докладов. - М.- Таллин: ВИНИТИ, 1984. - 348 с.
   17. Методы анализа данных, оценивания и выбора/Сборник трудов. - Вып.11. - М.: ВНИИСИ, 1984. - 92 с.
   18. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. _ М.: Наука, 1985. - 221 с.
   19. Методы анализа данных, оценивания и выбора в системных исследованиях/Сборник трудов. - Вып.14. - М.: ВНИИСИ, 1986. - 124 с.
   20. Дорофеюк А.А./ Статистика. Вероятность. Экономика. - М.: Наука, 1985. - С. 137 - 145.
   21. Литвак Б.Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. - М.: Радио и связь, 1982. -184 с.
   22. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. - 296 с.
   23. Орлов А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание, 1980. - 64 с.
   24. Раушенбах Г.В., Филиппов О.В. Экспертные оценки в медицине. Научный обзор. - М.: ВНИИММТИ Минздрава СССР, 1983. - 80 с.
   25. Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М.: ИМЭМО АН СССР, 1990. - 196 с.
   26. Тюрин Ю.Н., Литвак Б.Г., Орлов А.И., Сатаров Г.А., Шмерлинг Д.С. Анализ нечисловой информации/Препринт. - М.: Научный совет АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика", 1981. - 80 с.
   27. Тюрин Ю.Н., Литвак Б.Г., Орлов А.И., Сатаров Г.А., Шмерлинг Д.С./Заводская лаборатория. 1980. Т.46. No.10. С.931-935.
   28. Тюрин Ю.Н., Шмерлинг Д.С./Заводская лаборатория. 1985, Т.51,No.7. С.42-48.
   29. Лапига А.Г., Поляков В.В./Заводская лаборатория. 1989, Т.55,No.5. С.89-92.
   30. Волков Н.Г., Ерофеева С.Ю./Заводская лаборатория. 1992, Т.58, No.10. С.59-62.
   31. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: ВЦ АН СССР, 1968.- 474 с.
   32. Орлов А.И., Рыданова Г.В. /Программно-алгоритмическое обеспечение анализа данных в медико-биологических исследованиях/Материалы 1-й Всесоюзной школы-семинара. - Пущино: Научный центр биологических исследований АН СССР, 1986. - С.61-71.
   33. Орлов А.И./Заводская лаборатория. 1992. Т.58, No.7. С.40-42.
   34. Гличев А.В. Прикладные вопросы квалиметрии. - М.: Изд-во стандартов, 1983. - 212 с.
   35. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. - М.: Наука, 1982. - 254 с.
   36. Киселев Н.И./Алгоритмическое и программное обеспечение прикладного статистического анализа. - М.: Наука, 1980. - С.111-123.
   37. Кемени Дж., Снелл Дж. Кибернетическое моделирование: Некоторые приложения. - М.: Советское радио, 1972. - 192 с.
   38. Orlov A.I./DESIGN OF EXPERIMENTS AND DATA ANALYSIS: NEW TRENDS AND RESULTS. Ed. by prof.E.K.Letzky.- Moscow: ANTAL, 1993.- P.52-90.
   39. Орлов А.И./Заводская лаборатория. 1991. Т.57, No.7. С.64-66.
   40. Орлов А.И./Заводская лаборатория. 1990, Т.56. No.3. С.76-83.
   41. Орлов А.И. Объекты нечисловой природы (Обзор) /Заводская лаборатория. 1995, No 3. С. 43-52.
   42. Орлов А.И. Вероятностные модели конкретных видов объектов нечисловой природы (Обзор) /Заводская лаборатория. 1995, No 5. С.43-51.
   43. Самуэльсон П. Экономика. Тт.1,2. - М.: НПО "АЛГОН"- ВНИИСИ, 1992. - 335 с. + 416 с.
   44. Орлов А.И./ Многомерный статистический анализ в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1974. - С.388-393.
   45. Орлов А.И./Прикладной многомерный статистический анализ. -М.: Наука,1978. - С.68-138.
   46. Орлов А.И./Алгоритмы многомерного статистического анализа и их применения. - М.: ЦЭМИ АН СССР,1975. - С.169-175.
   47. Орлов А.И./Математическое моделирование в психологии. /Вопросы кибернетики. - Вып.50. - М.: Научный совет АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика", 1979. - С.35-45.
   48. Orlov A.I., Raushenbakh G.V./ JOURNAL OF SOVIET MATHEMATICS, 1991, V.53, No.6, P.648-655.
   49. Орлов А.И./Статистические методы анализа экспертных оценок. - М.: Наука, 1977. - С.7-30.
   50. Кузьмин В.Б., Орлов А.И./Статистические методы анализа экспертных оценок. - М.: Наука, 1977. - С.220-227.
   51. Орлов А.И./Экспертные оценки/Вопросы кибернетики. - Вып.58. - М.: Научный совет АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика", 1979. - С.17-33.
   52. Орлов А.И./Экспертные оценки в системных исследованиях/Сборник трудов. - Вып.4. - М.: ВНИИСИ, 1979. - С.37-46.
   53. Орлов А.И./Экспертные оценки в задачах управления /Сборник трудов. - М.: Институт проблем управления, 1982. - С.58-66.
   54. Орлов А.И. / Анализ нечисловых данных в системных исследованиях/Сборник трудов. - Вып.10. - М.: ВНИИСИ, 1982.- С.4-12.
   55. Орлов А.И. / Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. - М.: Наука, 1985.- С.58-92.
   56. Орлов А.И. / Социология: методология, методы, математические модели. 1991. No.2. С.28-50.
   57. Шокин Ю.И. Интервальный анализ. - Новосибирск: Наука, Сибирск. отд-ние, 1981. - 112 с.
   58. Orlov A.I./INTERVAL COMPUTATIONS. 1992. No.1 (3), P.44-52.
   59. Orlov A.I./JOURNAL OF SOVIET MATHEMATICS, 1991, V.56, No.3,P.2434-2438.
   60. Орлов А.И./Статистические методы оценивания и проверки гипотез. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: Изд-во Пермского государственного университета, 1990. - С.89-99.
   61. Орлов А.И./Заводская лаборатория. 1990, Т.56. No.7. С.86-89.
   62. Орлов А.И./Статистические методы оценивания и проверки гипотез. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: Изд-во Пермского государственного университета, 1991. - С.77-86.
   63. Орлов А.И./Статистические методы оценивания и проверки гипотез. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: Изд-во Пермского государственного университета, 1993. - С.86-97.
   64. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. - М.: Наука, 1996.- 208 с.
   65. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996. - 272 с.
   66. Орлов А.И. Экспертные оценки./Заводская Лаборатория. 1996. Т.62. No1. С.54-60.
   67. Горский В.Г., Курочкин В.К., Моткин Г.А., Орлов А.И., Арбузов Г.М., Швыряев Б.В., Швецова-Шиловская Т.Н. Методологические основы ранжирования и классификации промышленных объектов, подлежащих экологическому страхованию. - Труды Второй Всероссийской конференции "Теория и практика экологического страхования". - М.: Ин-т проблем рынка РАН, 1996, с.7-12.
   68. Орлов А.И., Горский В. Г., Жихарев В. Н., Цупин В. А., Степочкин А.Н., Васюкевич В. А. Экспертные оценки: современное состояние и перспективы использования в задачах экологического страхования. - Там же, с.20-23.
   69. Орлов А.И. Статистика нечисловых данных в теории и практике экспертных оценок. - Управление большими системами. Материалы Международной научно-практической конференция (22-26 сентября 1997 г., Институт проблем управления РАН, Москва, Россия). - М.: СИНТЕГ, 1997. - С.228.
   70. Цупин В.А., Жихарев В.Н., Орлов А.И. Васюкевич В.А. Методология проведения экспертных исследований, реализованная в АРМ "МАТЭК" (МАТематика в ЭКспертизе). - Там же. С.240.
   71. Семенов П.М., Орлов А.И., Жихарев В.Н., Цупин В.А Методология оценки рисков реализации инновационных проектов. - Там же. С.109.
   72. Горский В.Г., Курочкин В.К., Орлов А.И., Швецова-Шиловская Т.Н. О научно-методологическом обеспечении безопасности больших химических систем. - Там же, С.164.
   73. Горский В.Г., Орлов А.И., Курочкин В.К., Гриценко А.А. К проблеме классификации сложных опасных систем. - Там же. С.211.

Литература к разделу 2

   1. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1983.
   2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. - 188 с.
   3. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. - М.: Дело, 1997. - 248 с.
   4. Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. - М.: Мир, 1975.
   5. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. - 296 с.
   6. Орлов А.И. Статистика объектов нечисловой природы. // Заводская лаборатория, 1990. No 3, 1995, NoNo 3,5.
   7. Орлов А.И. Экспертные оценки. // Заводская лаборатория, 1996, No 1.
   8. Журнал "Заводская лаборатория", секция "Математические методы исследования".
   9. Журнал "Прогнозирование" (Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН).
   10. Журнал "Экономико-математические методы" (Центральный экономико-математический институт РАН).
   11. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее: Современные проблемы социального прогнозирования. - М.: Мысль, 1970. - 269 с.
   12. Гаврилец Ю.Н. Социально-экономическое планирование: Системы и модели. - М.: Экономика, 1974. - 174 с.
   13. Загоруйко Н.Г. Эмпирическое предсказание. - Новосибирск: Наука, 1979. - 124 с.
   14. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. - М.: Наука, 1996.- 208 с.
   15. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996. - 271 с.
   16. Орлов А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание, 1980. - 64 с.
   17. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы // Заводская лаборатория, 1997, No 3.
   18. Орлов А.И. Современная прикладная статистика // Заводская лаборатория, 1998, No 3.
   19. Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М.: ИМЭМО АН СССР, 1990. - 196 с.
   20. Тейл Г. Эконометрические прогнозы и принятие решений. - М.: Статистика, 1971. - 488 с.
   21. Френкель А.А. Математические методы анализа динамики и прогнозирования производительности труда. - М.: Экономика, 1972. - 190 с.
   22. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - М.: Статистика, 1977.
   23. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. - М.: Прогресс, 1990. - 568 с.
   24. Самуэльсон П. Экономика. Тт.1,2. - М.: НПО "АЛГОН"- ВНИИСИ, 1992. - 335 с. + 416 с.
   25. Орлов А.И. Современный подход к экономическому образованию. - Наука и технология в России, 1995, No 4 (10), с. 23-24.
   26. Орлов А.И. Исторический шанс средней школы. - Наука и технология в России, 1994, No 3 (5), с. 28-29.
   27. Сагатовский В.Н. Об аксиологическом аспекте образования. - Наука и технология в России, 1995, No 4 (10), с. 20-22; No 5 (11), с.11-12.
   28. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. - М.: Центрополиграф, 1994. - 495 с.
   29. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 400 с.
   30. Малиновский Л.Г. Экономика как способ раздела произведенного продукта. - Наука и технология в России, 1995, No 6 (12).
   31. Настенко А.Д. Экономические интересы и экономические отношения. - Обозреватель. Информационно-аналитический журнал. 1995, No7, с.68-80.
   32. Страхов В.Н. Судьба науки в России. - Наука и технология в России. 1995, No5 (11), с.6-10.

Литература к разделу 3

   1. Интрилигейтор М., Макинтайр Р., Тейлор Л., Эмсдеен А. Стратегия эффективного перехода и шоковые методы реформирования российской экономики. - Шансы российской экономики / Под ред. Ю.М.Осипова, Е.С.Зотовой. - М.: Изд-во ТЕИС, 1997. - С.168-195.
   2. Орлов А.И., Орлов А.А. Нобелевские лауреаты - за государственное регулирование экономики. - Обозреватель. Информационно-аналитический журнал. 1998, No1, с.44-46.
   3. Математическое моделирование процессов налогообложения (подходы к проблеме) / Под ред. Ивановой Н.Ю., Кольцова В.Г., Жихарева В.Н., Орлова А.И. - М.: Изд-во Центра элитарного образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997. - 232 с.
   4. Орлов А.И., Балашов В.В., Канакова Е.М., Куроптев О.В., Рафальская А.С. Математические модели в экономике. Расчет индекса инфляции. - М.: Московский государственный институт электроники и математики (технический университет), 1994. - 32 с.
   5. Орлов А.И. Как использовать индекс инфляции? - Наука и технология в России. 1995. No 9-10 (15-16). С.16-17.
   6. Львов Д.С. Реформы с позиции современной науки. - Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. Том второй. - М.- СПб: 1995, с.7-16.
   7. Orshansky M. How Poverty is measured? - Monthly Labor Review, 1969, v.92, No,2, p.37-41.
   8. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. - 296 с.
   9. Орлов А.И. Экспертные оценки. - Заводская лаборатория, 1996, т.62, No 1, с.54-60.
   10. Носовский Г.В. , Фоменко А.Т. Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. - М.: Изд-во "Факториал", 1996. - 752 с.
   11. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима (Т.1. Русь. Т.2. Англия и Рим.). - М.: Учебно-научный центр довузовского образования МГУ, 1995. - 382 + 290 с.
   12. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? Кн.1,2.- М.: Олимп, 1997. - 608 + 624 с.
   13. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М.: Изд-во "Факториал", 1997. - 256 с.
   14. Орлов А.И. Статистика объектов нечисловой природы. - Заводская лаборатория. 1990. Т.56. No 3. С.76-83.
   15. Орлов А.И. Нечисловая статистика. - Наука и технология в России. 1994. No3(5). С.7-8.
   16. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. - М.: "Медицина",1981 - 352 с.
   17. Мухин Ю.И. Катынский детектив. - М.: ТОО "Фирма Светотон ЛТД", 1995. - 176 с.
   18. Советская Россия, 14 февраля 1998 г.
   19. Советская Россия, 7 мая 1998 г.
   20. Нечаева Е.Г. Кадры науки России. - Наука и технология в России. 1996. No (17). С.9.
   21. Орлов А.И. Создана единая статистическая ассоциация. - Вестник Академии наук СССР. 1991, No 7. С. 152-153.
   22. Орлов А.И. О перестройке статистической науки и ее применений. - Вестник статистики, 1990, No 1, с.65-71.
   23. Советская Россия, 3 февраля 1998 г.
   24. Национальное счетоводство / Под ред. Г.Д. Кулагиной. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 448 с.
   25. Самуэльсон П. Экономика. Тт.1,2. - М.: НПО "АЛГОН"- ВНИИСИ, 1992. - 335 с. + 416 с.
   26. Моргенштейн О. О точности экономико-статистических наблюдений. - М.: Статистика, 1968.
   27. Правда Москвы. 1998. Март. No 92.
   28. Волконский В., Гурвич Е., Канторович Г. Эволюция цен в России: причины инфляции в экономике переходного периода. - В сб.: Денежные и финансовые проблемы переходного периода в России: российско-французский диалог. - М.: Наука, 1995. С.102-158.
   29. Настенко А.Д. Экономические интересы и экономические отношения. - Обозреватель. Информационно-аналитический журнал. 1995, No7, с.68-80.
   30. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

А.И.Орлов,
д.т.н., профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана,
академик Российской академии статистических методов

*      *      *

   На сайте http://antorlov.chat.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
   1. Полезные макросы для Microsoft Word 97/2000 для верстки в Word книжек размером в половину листа, обьединения множества файлов в один, создания каталогов своих файлов, извлечения из недр Word'а красивых значков.
   2. Макрос для Microsoft Word 97/2000 - Конвертор "Число-текст", обладающий возможностью автоматического обновления вставленных текстовых расшифровок при изменении значений исходных чисел.
   3. Учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту.
   4. Статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики.
   5. Лекцию об устройстве ядерных реакторов.
   6. Информацию об Институте высоких статистических технологий, который занимается развитием, изучением и внедрением наиболее современных методов анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных.
   Страница рассылки - http://antorlov.chat.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.
   Если Вы живете в Москве, то для доступа к сайту www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: demo (или imt). Password: test. Вход под этим логином абсолютно бесплатный и открыт круглосуточно. Сеанс связи неограничен. Одновременно возможен вход не более 5 пользователей по демо-доступу. Если Вы видите сообщение об отказе в авторизации, значит, Вы - 6-й пользователь, входящий под этим логином, - повторите попытку позже. Доступ с использованием программы Netscape Navigator требует указания DNS: Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Отказ сервера в принятии пароля не должен служить основанием для прекращения дозвона.
   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Данная книга может серьезно повысить образовательный уровень интересующихся политологическими и социологическими проблемами.
   Из книги Максима Калашникова "Битва за Небеса", представленной на сайте http://skywars.chat.ru, Вы узнаете о том, какими должны были стать воздушно-космические силы СССР 2000 года и прочтете о русской авиации 20 века. Вы познакомитесь с планом построения страны-сверхкорпорации, которой так боялись США, узнаете, как и кем планомерно уничтожалась советская цивилизация.
   Книга "Тайны и секреты компьютера", вышедшая в издательстве "Радио и связь", предназначена для тех, кто самостоятельно осваивает мир информационных технологий. Программирование в среде Microsoft Office, создание сайтов, устройство сети Интернет, структура системного реестра Windows и файловой системы, сеть Fidonet, строение жидкокристаллических дисплеев и проблема наличия различных кодировок русского языка, - про все это рассказывается в ней. Многообразие тем и легкий стиль изложения сделают ее вашим спутником на долгое время, и вы всегда сможете найти в ней нужную именно в данный момент информацию. Если Вы интересуетесь компьютерными технологиями, желали бы расширить свои знания и умения в этой области, то она Вам наверняка понравится. На сайте http://comptain.chat.ru, посвященном этой книге, вы можете ознакомиться с ее оглавлением и аннотацией, прочитать некоторые главы, купить в Интернет-магазине.

Удачи Вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное