(http://gasparchilingarov.com/2008/02/24/krivaya-bandury )
Задумывались ли вы о том, каким способом люди хотят развиваться, обучаться, делать карьеру, достигать профессиональных успехов? Ставя цели, люди формируют ожидания. Вот вы, например, что ожидаете от этого проекта? Вы хотите научиться чему-то новом, или вы здесь по какой-то другой причине?
В жизни, бизнесе нам часто приходится начинать что-то новое, обучаться. Знание о моделях и принципах встраивания навыков в опыт позволяет быстро и эффективно достигать профессионального роста.
Одна из рассматриваемых моделей — круг обучения. Обучение — это непрерывный и постоянный процесс балансирования между получением новой информации и приспосабливанием уже имеющихся знаний к новой информации. Можно выделить четыре стадии в круге обучения между первоначальным знакомством с новым материалом (навыками, концепциями и пр.) и компетентностью.
- Бессознательная некомпетентность: у вас нет навыка, и вы не знаете о его отсутствии или вообще о возможном существовании такового. Когда вы осознаете недостаток навыка, вы переходите на вторую стадию. Когда-то вы даже не подозревали о существовании НЛП и спокойно жили. Вы не владели такими навыками, как калибровка, подстройка, ведение, якорение и радовались жизни. (Ю.М - кстати, все это очень легко перенести и на наше (не) умение вести ЗОЖ. Подставьте вместо НЛП - ЗОЖ, вместо калибровки, раппорта, предикатов - питание, движение, очищение и получим разговор о пути приобретения здоровых привычек)
- Сознательная некомпетентность: вы знаете, что у вас нет данного навыка. Понимание собственной некомпетентности, с одной стороны, может мотивировать вас на приобретение недостающего навыка, а с другой стороны, может породить чувства неуверенности и дискомфорта, мешающие обучению. Однажды в газете, в Интернете, в книге или от знакомого вы впервые узнали о существовании НЛП, калибровке, раппорте и других навыках.
- Сознательная компетентность следует за процессом сознательного обучения навыку. Вначале эта стадия часто отмечена самоосознанием. Воспроизведение того или иного действия требует постоянного мысленного контроля и может выполняться хуже, чем до начала обучения. В процессе коммуникации вы легко сможете отслеживать предикаты, пока фокусируетесь на этом процессе. Как только вы переключитесь на отслеживание голосовых характеристик, вы перестанете замечать предикаты. В связи с этим складывается впечатление, что до начала обучения вы могли общаться более эффективно.
- Бессознательная компетентность — это заключительный этап обучения, когда навык полностью интегрирован в ваш поведенческий репертуар. Ваше бессознательное справляется с ним самостоятельно, а ваше сознание свободно для обучения новому навыку. Эта стадия характеризует мастерство. Момент, когда вы заметите, что полностью сфокусировались на содержании коммуникации, а поддержание раппорта происходит самостоятельно, этот будет характеризовать переход данного навыка на уровень бессознательной компетентности.
На определенных этапах обучения можно проследить некоторые периоды и переходные точки профессионального роста. Рассматривая повышение уровня профессиональной компетентности на примере участников, прошедших обучение на семинарах, можно проследить его динамику.
Кривая Бандуры
Начиная обучаться новому навыку (уровень сознательной некомпетентности), люди строят относительно обучения определенные ожидания. Обучаясь на семинаре (см. период 1) и связывая полученные знания со своим опытом, они сознательно начинают приобретать новые навыки или улучшать старые, формируя более эффективные стратегии поведения, сравнивая с ожиданием (см. период 2).
Если ожидания оправдываются, то на эмоциональном подъеме новые стратегии начинают активно использоваться в профессиональном и других контекстах.
Иногда, в случае отсутствия постоянной обучающей среды или возможностей использования полученных навыков, возникает процесс регрессии.
Кажется, что новым способом результат достигается гораздо медленнее. Барьер преодоления — это критический период регресса, уровень сознательной некомпетентности, потому что в этот момент часто опускаются руки и вероятность сдаться велика. В этой точке люди часто начинают думать: «Я так не смогу, это не работает». Тогда они возвращаются к старой стратегии, первоначальной компетенции, дающей хоть какой-то результат, не пытаясь продвинуться дальше (см. период 1).
Кто-то начинает искать новые альтернативы (см. период 3–4), которые, возможно, будут ошибочными или вообще перестают заниматься развитием. Об этом принципе важно помнить, если вы действительно хотите управлять изменениями.
Когда человек методом проб и ошибок достигает первичной стабильности навыков (см. период 4), добиваясь успеха, раз за разом, у него вырабатывается определенная стратегия, неизменно приводящая к результату в его профессии, и соответственно оттачивается его мастерство (см. период 5).
Человек испытывает радость от успеха, потому что его ожидания сбылись. Разумеется, новая стратегия часто пробуждает новый уровень бессознательной компетентности. Осознание результатов дает возможность интегрировать полученные в результате семинара знания и навыки, на более комплексном, новом уровне вырабатываются дополнительные эффективные стратегии. Это влечет за собой быстрый профессиональный рост обучающихся (точка запуска синергетического эффекта), резко возрастает мастерство (см. период 6).
Вкратце расскажем, как те же законы работают и в бизнесе. Возьмем компанию, пытающуюся улучшить свою производительность внесением изменения в менеджмент. Если компания набрала хороших сотрудников, то с этим связываются определенные надежды и ожидания. Люди начинают прикладывать чуть больше усилий, и скрытая прежде бессознательная компетентность организации начинает проявляться.
Ощутимые, зримые улучшения поощряют людей к дальнейшему совершенствованию.
Ожидания и предвкушения успеха в будущем сметают рамки и пределы, и в некоторых случаях достигается значительный успех в деятельности компании.
Впоследствии, однако, наступает момент насыщения. Ситуация, кажется, не только не улучшается, но как будто ухудшается. Внезапно эйфория проходит, и появляется сознательная некомпетентность. Вслед за наступающим разочарованием люди начинают хвататься за прошлое, желая выждать и посмотреть, что будет. Усилий прикладывается меньше, производительность компании падает. Производительность продолжает снижаться. Далее люди, борющиеся за обучение новым возможностям, необходимым для достижения нового уровня интеграции, могут начать думать: «Это слишком сложно. Не понимаю, зачем мне это учить. Это никогда не было частью моей работы прежде. И, возможно, ничего не изменится».
Достигнута кризисная точка. Уверенность в новом способе управления падает, все попытки ободрения звучат фальшиво и воспринимаются как манипуляция. Когда уверенность совсем утеряна, все возвращается на круги своя.
С другой стороны, если барьер преодолевается, то уверенность поддерживается, и новое решение может быть найдено, и новая компетентность выработана. У компании начинается период взлета — производительность соответствует ожиданиям.
Подумайте о том, на каком этапе профессиональной компетенции вы находитесь? Какие точки по «указанному маршруту» вами уже пройдены и что вы ожидаете в будущем? Задумайтесь, как будут разделяться ваши действия, если вы обучаетесь или преподаете?
Кривые
Бандуры в играх
Теперь повнимательнее рассмотрим, что происходит в этот кипучий период тренировок. В этом нам помогут исследования американского ученого Альберта Бандуры, который выяснял, как отличаются наши ожидания от того, что происходит на самом деле.
Сценариев происходящего три. Первый — это наши ожидания. Предположим, кто-то решил следить за собой и сбросить вес за счет новой диеты. И за первую неделю сбросил два килограмма. Тогда путем нехитрых расчетов человек получает, что через две недели будет четыре килограмма, через три — шесть, и так далее, пока он не достигнет своего результата. Логично? Конечно! Но на самом деле все происходит немного по-другому. По сценарию номер два. Этот сценарий знаком каждому, кто с понедельника начинал новую жизнь. Например, делал зарядку. Сначала все шло как в сценарии номер один. Каждый день приносит одинаковую порцию успехов. Мы строим радужные планы.
Но потом что-то случается, и достигнутые результаты начинают отставать от наших планов. Причем расхождение становится все больше и больше. Через некоторое время рост достижений совсем останавливается и наступает момент истины. Мы либо отказываемся от своего нового занятия, и через некоторое время жизненная ситуация возвращается к исходному состоянию, либо крепко задумываемся и ищем пути продолжать рост. Это сложнее, результат не гарантирован, но если у нас получается, то прогресс возвращается и оказывается даже больше, чем мы могли рассчитывать сначала. Это сценарий номер три.
Для того чтобы процесс пошел по третьему варианту, в точке, где произошла заминка, нужно привлечь дополнительные ресурсы. Они могут быть самыми разными. Например, это может быть совет тренера в спортзале, прочитанная книга для чайников или увеличение интенсивности тренировок. В реальном мире возможностей масса. (Ю.М - этими ресурсами в разрезе ЗОЖа могут быть и наши курсы очищения:))
Вот как описывает это курсантка Школы Здоровья:
(Кудряшка)
Отчет по второму месяцу.
В начале второго месяца было тяжеловато. Все делалось через "не могу". Но потом очнулась и понеслось. Даже возник такой метафорический образ прохождения курса. Это похоже на то, как-будто просыпаешься ночью, встаешь, начинаешь идти и понимаешь, что ты не у себя дома,а в чужой квартире. Идешь, натыкаешься на мебель, стены, углы. Ударяешься об них, даже лбом (я бы сказала в основном ним ). И мацая стены, ищешь выключатель. Ты знаешь, что он есть, но где? И знаешь, что определенно есть выход. Вот так было в первом месяце. Идешь вроде как на ощупь, полуосознанно. А потом бац! и находишь заветную кнопку! И свет ослепляет тебя, зажмуриваешься, открываешь глаза все вокруг знакомо тебе, но в то же время другое. И ты другой. Хотя вроде такой же, но все-таки другой. ....