Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эльтуиция - скорая психологическая помощь Грязные руки, грязные рот: результаты исследования доказывают существование потребности очистить часть тела, которая лжет


Видимо, мама была права, когда грозила вымыть вам рот с мылом, когда вы говорили что-то «грязное». Ложь действительно приводит к желанию очистить "грязные" части тела – таковы результаты исследования, проведенного Мичиганским университетом.
«Ссылка на нечистоту рук или рта в обыденном английском языке наводят на мысль, что люди думают об абстрактных понятиях нравственной чистоты с точки зрения более конкретного опыта чистоты физической, – говорит Спайк Ли, кандидат психологических наук университета Мичигана, проводил исследование совместно с Норбертом Шварцем, психологом из Института социальных исследований (ISR) университета Мичигана, школы бизнеса Росс и кафедрой психологии университета Мичигана.
Результаты исследования, опубликованные в текущем (октябрьском) выпуске журнала «Психологическая наука» (Psychological Science), подтверждают такую связь.
В ходе исследования Ли и Шварц попросили 87 студентов сыграть роль адвокатов, конкурирующих с коллегой, "Крисом", в продвижении по службе. Каждого попросили представить себе, что они обнаружили важный документ, потерянный Крисом, находка которого будет способствовать карьере Криса и повредить их собственной. Каждый участник получил указание направить Крису голосовое сообщение или письмо по электронной почте, содержащее ложное утверждение, что они не смогли найти его документ, или правдивое – что они нашли документ.
Затем участники оценили несколько продуктов в ходе воображаемого маркетингового исследования и сообщили, сколько они готовы платить за каждый продукт. Продукты включали жидкость для полоскания рта и дезинфицирующее средство для рук.
Участники исследования, которые оставили лживое или злонамеренное сообщение, чувствовали более сильную потребность в полоскании полости рта и были готовы платить за него больше, чем те, кто отправил лживое сообщение по электронной почте. И наоборот, те, кто направил столь же лживое сообщение по электронной почте, чувствовал более сильную потребность в дезинфицирующем средстве для рук и были готовы платить больше за него. Произнесение же приятных для собеседника и положительных с моральной точки зрения слова, с другой стороны, делает очистку части тела, участвующей в передаче сообщения менее привлекательной.
В научных терминах, результаты показывают, что «воплощение нравственной чистоты связано с моторикой части тела, участвующей в совершении нарушения морали». Устная ложь повышала оценку участниками жидкости для полоскания рта, ложь же по электронной почте, в которой они использовали руки, повышала ценность дезинфицирующего средства для рук.
«Это исследование показывает, насколько «конкретны» метафорические связи между абстрактными и конкретными областям опыта, – говорит Шварц. – У человека не только есть потребность в очищении после «грязного» поступка – более того, ему хочется очистить определенную часть тела, принимавшую в таком поступке участие».

www.psychol-ok.ru . Перевод с англ.: А. Николаев


В избранное