Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исцели себя сам - виртуальный журнал


Доброе время суток! С Вами Тамара Благова, пропагандист здорового образа жизни.

15 -й выпуск журнала. Тема: «Органик-фуд. Индустрия обмана?»

От автора: предлагаю интересную статью Дарьи Староверовой о натуральных продуктах со значком «органик-фуд».

В последнее десятилетие среди определенной части европейцев и американцев стало модным вести здоровый образ жизни. Отказ от курения, посещение фитнес-клубов, использование экологически чистых моющих средств, правильное питание... Представители бизнес-элиты давно забыли вкус биг-маков. Их выбор - овощной салат, кофе без сахара и кофеина. Покупки - исключительно в супермаркетах органик-фуд, где продается только здоровая пища.
Но скептики считают, что органик -  всего лишь маркетинговый ход, еще один миф общества потребления. Так что же такое органик? И органик ли он?

История вопроса

Органик - это экологически чистые продукты. Овощи-фрукты, выращенные на органических удобрениях, без пестицидов, гербицидов и нитратов. Мясо животных и птиц, которые росли в естественных условиях, без гормонов и стимуляторов. Никаких трансгенов, искусственных красителей, консервантов, вкусовых добавок.
Сегодня в каждом уважающем себя продуктовом супермаркете Европы и США есть специальный отдел, в котором продают только здоровую пищу. От всего остального ассортимента такие продукты отличаются более высокой ценой. Спрос на них растет с каждым годом.

Тотальное развитие органик-индустрии и особо высокие ее доходы пришлись на период с 1990 по 2000 годы. В 1990 году доходы составили 1 миллиард долларов, а к 2000-му выросли уже до 7,8 миллиарда. В 1992 году урожаи органик-фуд выращивались на 400 000 акрах земли, а к 1999 году цифра возросла до 1 350 000 акров. Трудно себе представить, как производители выпускают такое количество органической пищи без применения химических удобрений, стимулирующих урожайность…

А тем временем приставка органик появляется уже не только применительно к продуктам, но и к одежде, моющим средствам и т. п. Причем рынок этих предметов быта и продуктов развивается так быстро, что тут и до претензий на мировое господство не далеко. Мир устал от цивилизации. Американцы толстеют, Европа стареет. В погоне за панацеей люди хотят питаться только здоровой пищей и носить одежду из натуральных материалов. Но пока эти товары находятся в том ценовом сегменте, который доступен только людям с достатком выше среднего.
Аналитики рынка в один голос заявляют - скоро товаров органик станет больше. В том числе потому, что это модный брэнд, вызывающий у покупателей только позитивные эмоции, не зависимо от реального качества продукции.

Неорганик

«Приверженность органическому питанию можно считать религией современных гуманистов, которые считают человеческое тело храмом», - так говорил один из американских основоположников органик-фуд лет двадцать назад. Но поскольку сегодня органическое питание превратилось в индустрию, это, естественно, не могло не повлиять на качество производимого продукта. Food Laboratory Нью-йоркского Университета проверила органик - фуд на наличие в ней химикатов. Выяснилось, что только 30% всего экологически чистого разнообразия США соответствует названию. 50% -- обычная еда, которая ничем не отличается от той, которая в 5-6 раз дешевле. А 20% -- это еда, которая не только к органик-фуд не имеет отношения, но и способна нанести вред здоровью своего постоянного потребителя.

Все потому, что сертификация продуктов органик - понятие весьма условное. Своды правил придумываются ассоциациями фермерских хозяйств, производственными объединениями. Они производят органик на вполне законных основаниях, не неся ни перед кем ответственности за потребительские и вкусовые свойства продукта. Кстати, мало кто из побывавших в Америке не жаловался на абсолютно безвкусные помидоры и мясо с синтетическим привкусом…
Сейчас общие стандарты для продуктов здорового питания  разрабатывает Торговая ассоциация США по органике. Опять же - негосударственная структура. Государственный контроль заключается в обязательном соблюдении принципов ХАССП. Это мировые стандарты безопасности пищевой продукции. Принципы и механизмы, заложенные в систему ХАССП, существенно снижают риски возникновения опасности для жизни и здоровья человека. «Ешьте, не отравитесь» - вот и все, что может гарантировать государство покупателям органик-фуд.

Псевдо-органик в России

Большинству россиян чужды европейские гастрономические привычки и новые веяния. Как вырастить лучший органик на своем приусадебном хозяйстве, многие знают не понаслышке. Но часть россиян считает ниже своего достоинства копаться на грядках. Поэтому мода на органик докатилась и до нас.

Почти все продукты органик привезены из США. А значит, процент псевдо-органика среди них такой же, как и в Штатах. «Если мы срочно не установим свои механизмы, направленные на аттестацию подобной продукции, то будем вынуждены принять какие-либо другие, контролируемые иными странами, заведомо оказавшись в экономически невыгодном положении, -- считает Яков Новоселов, главный эксперт ГУ НИИ питания РАМН. -- У нас должна быть своя система, свой свод правил, который будет достоверно информировать население о реальных, в том числе, биологических преимуществах продукции. Наша система должна быть продумана таким образом, чтобы пропустить на рынок только «чистые» продукты».

Страна созрела для правильного питания. К тому же у нас для этого есть все предпосылки и условия. «В России используется в десятки раз меньше минеральных и химических удобрений, чем во многих развитых странах. К примеру, в 11 раз меньше, чем в США, в 23 раза меньше, чем в Китае. Средств химической защиты от вредителей и болезней на российских полях также используется меньше. В данном случае этот факт можно считать положительным. В отечественных продуктах питания меньше химии, чем в импортных, что делает их более желанными как на внутреннем рынке, так и на международном», - отмечает Яков Новоселов.

Специалист предлагает свой подход к выбору продуктов: «Сегодня многие производители спекулируют значками «органик-фуд» и «экологически чистый продукт». Но если нарушение последнего преследуется законом, то абстрактная пометка «органик» ничему, в принципе, не противоречит. Она всего лишь обозначает «Нечто лучшее в отношении выращивания и производства». Каждый продавец в своем сегменте может так себя позиционировать. Тем более, по техническому регламенту, государство обязано контролировать только безопасность продукта. Его польза и натуральность - целиком на совести производителя. Предприятия, которые уверены в качестве своей продукции, не боятся отдавать ее на независимую экспертизу. Ее проводят организации, которые никак не заинтересованы в том, чтобы продукт продавался, и несут ответственность за его качество. На этикетке продукта, проверенного независимой экспертизой, обязательно будет отражен этот факт. Такой «значок» с названием организации-эксперта, может быть ключевым моментом, влияющим на конечный выбор потребителя».

Кстати, примером добровольной сертификации, маркировка которой свидетельствует о том, что продукт не только безопасен, но и отвечает требованиям качества и полезности, могут служить
∙ система добровольной сертификации продуктов «Здоровое питание – здоровье нации»;
∙ сертификация качества по международному стандарту ИСО;
∙ сертификации пищевых продуктов, изготовленных без применения ненатуральных компонентов и ГМО.

Дарья Староверова

От автора: А что вы думаете по этому поводу, господа?

Пишите tomablagova@gmail.com
Мой блог www.argochance.ru


В избранное