Доброе время суток! С Вами Тамара Благова, пропагандист здорового образа жизни.
13-й выпуск журнала. Тема: «Молоко» или «молочный продукт»
Поскольку молоко очень деликатный продукт - невозможно сохранить его в течение длительного времени без специальной обработки. Кроме того, молоко нужно очистить от посторонних бактерий, при этом желательно максимально сохранить полезные вещества. Поэтому естественно, что в пути от коровы до кружки на столе молоко подвергается обработке. НО! Обработка обработке – рознь.
Так вполне естественно, что все магазинное молоко в обязательном порядке проходит пастеризацию и нормализацию. Таким образом, молоко очищается от нежелательных бактерий, становится безопасным для потребления и получает определенный процент жирности. Процесс пастеризации заключается в нагревании молока до 60–70ОС и выдержке с целью уничтожения болезнетворных бактерий, которые могут присутствовать в нем. При этом значительная часть полезных молочнокислых микроорганизмов, витаминов и ферментов сохраняется.
Пастеризованное молоко можно хранить несколько суток.
Особый вкус свежего парного молока обусловлен его уникальной структурой: в нем плавают достаточно большие жировые шарики. Поэтому молоко подвергают гомогенизации – перемешивают до однородной массы, разбивая жировые шарики в «пыль». Продукт, прошедший такую обработку, имеет естественный процент жирности, которым его обеспечила корова, и называется «цельным». А поскольку коровы дают совершенно нестандартный напиток – одна доится молоком с 3%, другая – с 2%, третья – с 2,5%, чтобы молоко имело определенный
процент жирности, а покупатель мог выбрать нужный ему, молоко подвергается «нормализации». Для этого смешиваются составные части молока, и готовится молоко с заданным процентом жирности – 1,5%, 2,5%, 3,2% и т. д. В таком молоке остаются необходимые витамины, минералы и ферменты.
Между тем, все не так просто с этим замечательным продуктом, и многие даже не догадываются о том, что пьют не молоко, а белый порошковый напиток. Естественно, производители на упаковке это никак не отражают. При этом не забывая назвать его «классическим», «натуральным», «настоящим» и тому подобное. Все эти характеристики носят исключительно рекламный характер и не имеют ничего общего ни с качеством продукта, ни с его происхождением.
Просто не все производители одинаково добросовестны и, к сожалению, ради большей прибыли предпочитают конкурировать не качеством, а себестоимостью продукта, постоянно придумывая различную «экономичную» рецептуру. Естественно, их арсенал не ограничивается только вышеперечисленными технологиями. Существует такое понятие, как «восстановленное молоко». Это когда сухое молоко превращают обратно в жидкое при помощи воды, а затем разливают по пакетам, естественно, «забыв» при этом указать на упаковке
о способе получения такого продукта. Чем жёстче термическая обработка молока, тем меньше в нём витаминов и ниже биологическая ценность из-за происходящих изменений в белковой части. С этой точки зрения, восстановленное молоко, как продукт, неоднократно подвергшийся значительному тепловому воздействию, конечно, проигрывает молоку, подвергнутому только пастеризации. Следствием тепловой обработки является увеличение продолжительности свертывания молока. Чем сильнее было такое воздействие, тем меньше (хуже) способность
белка к растворению, тем хуже молоко усваивается организмом. Кроме того, в восстановленном молоке продукты разложения белка - сильнейшие аллергены.
Когда-то И.И. Павлов сказал: «Молоко – это удивительная пища, созданная самой природой». Знал бы великий ученый, как к процессу приготовления «удивительной пищи» приложит руку человек. Согласно ГОСТ Р 52738-2007, введенному в действие с 1 июля 2008 года, цельным называется молоко, полученное от одного или более животных, одной или более доек, без добавления или изъятия какого-либо компонента. Что надоили, то и выпили. Нормализованным является молоко, процент жирности которого доведен до определенного
показателя путем добавления так называемого обрата или натуральных сливок.
Обогащенным считается молоко, в которое дополнительно, отдельно или в комплексе, внесли пищевые вещества: белок, микро- и макроэлементы, пищевые волокна, полиненасыщенные жирные кислоты, пребиотики и пробиотики.
Молоком, сыром или маслом могут называться лишь те продукты, которые являются ими в соответствии с ГОСТом. А потребитель наконец-то сможет выбирать, что купить – настоящее молоко или некий его заменитель.
Когда покупатель выбирает продукт с маркировкой ГОСТ, он может быть уверен, что данное молоко соответствует государственным стандартам. Если же на упаковке стоит надпись ТУ, можно ожидать чего угодно. Однозначны два параметра: во-первых, продукт безопасен, санитарно-гигиенические нормы соблюдены, во-вторых, указанное на пакете содержание углеводов, жиров и белка соответствует действительности. Но между словами безопасен и полезен нет знака равенства. А белки, жиры и углеводы могут быть как животного, так
и растительного происхождения. О таких деталях производители пока не обязаны сообщать потребителю.
По предложению главного санитарного врача России Г. Онищенко, с 2009 года производителей обяжут информировать, что именно покупают люди – натуральное молоко или продукт белого цвета, по вкусу и цвету только напоминающее этот напиток. Пока на упаковке не указано до 70 % информации ТУ о подлинном содержании продукта. Надо сказать, что шаги, которые предприняло Правительство в отношении информирования покупателей, очень важны. И с точки зрения защиты прав отечественных производителей, и с точки зрения защиты
прав потребителей и их здоровья. Если производитель указывает данные на упаковке товара, тогда уже право выбора за покупателем.
Казалось бы, не веришь производителям, купи молоко на рынке у бабушек. Но и тут можно нарваться на недобросовестных продавцов. Например, приобрести прокисший продукт. При обычной температуре кислотность молока не повышается в течение 5-6 часов, за это время надо уложиться. Если не успеваешь, то есть некоторые хитрости. Самые распространенные из них – разбавить молоко водой, тогда снижается процент белка и жиров, но снижается и кислотность. Если недобросовестный продавец не хочет разбавлять молочко, то может
добавить соду, из курса химии все помнят, что щелочь нейтрализует кислоту. Вряд ли продавцы на стихийных рынках поделятся с покупателями своими секретами сохранения молока. Не забывайте, что купленное с рук молоко обязательно надо кипятить.
Куда ни кинь, всюду клин, правдивая информация – только в ГОСТе. А как быть обычному покупателю, ведь все упаковки такие яркие, красочные, а рекламные слоганы манят купить лишний пакетик, хотя бы на пробу.
Главный эксперт НИИ питания РАМН, директор Центра оздоровительного питания Я. Новоселов нас не обнадежил: «Покупатель играет в рулетку. Если повезет, можно приобрести не только вкусный, но и качественный, полезный продукт, а если не повезет… Впрочем, не надо думать, что молочные продукты менее полезны, чем молоко. У них просто другие свойства. Начнем с того, что только 70 % населения планеты могут употреблять натуральное молоко, у остальных организм его не переваривает, поскольку отсутствует
соответствующий фермент, им можно только кисломолочные продукты».
Ограничений достаточно: например, людям с нарушением липидного обмена молоко может быть просто вредно, им лучше употреблять молочные продукты, где содержание жира минимально. Если у человека есть проблемы со здоровьем, он знает, какой диеты следует придерживаться, главное, чтобы информация о содержании продукта была полной и доступной. И больным, и здоровым. Между прочим, согласно последним опросам более 50 % населения России хотели бы питаться рационально, учитывая, в том числе, рекомендации специалистов
по здоровому питанию. Для этого необходимо знать не только, например, содержание в продуктах белков, углеводов и жиров, но и их происхождение, соотношение, состав, так что параметров очень много. И главная проблема в том, что сегодня потребитель не может получить такую информацию. К счастью, ситуация меняется, во всяком случае, первый шаг Правительством РФ в этом направлении сделан. Сегодня это касается молока. Но уже в ближайшие годы обеспечат «информационную безопасность» потребителей и в отношении других
продуктов питания.
ЧТО ЕСТЬ ЧТО?
Молочный продукт – добавки не превышают 50 % объема. Молокосодержащий продукт – молоко и/или молочные продукты не превышают 20 % объема. Сыр – продукт переработки молока без каких-либо наполнителей и добавок Сырный продукт – сыр с добавлением наполнителей растительного происхождения Масло («Крестьянское» 72,5%, «Вологодское» 85 %, «Бутербродное» 55 %) – продукт переработки молока без каких-либо наполнителей и добавок Масляный продукт (спред) – масло с добавлением наполнителей растительного
происхождения
Приятного всем «молочного» аппетита!
От автора. Интересно, кто-нибудь видел маркировку « Молочный продукт», я, например, нет.