Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потому что круглая Земля.

  Все выпуски  

Потому что круглая Земля.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Потому что круглая Земля

Выпуск №99. 8 декабря 2004 г.

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Здравствуйте, друзья!


Галопом по европам


Фотографии к статье вы можете посмотреть здесь.

Опера Гарнье

У Парижа много тайн. Огромное количество легенд связано с парижскими соборами. Один Нотр дам де Пари – Собор парижской Богоматери – чего стоит. Знаменитые парижские катакомбы таят в себе много неизведанного. Об этом, надеюсь, я еще расскажу. Но и парижская Опера или Опера Гарнье, по фамилии ее создателя Шарля Гарнье, тоже не исключение. А легенда о Призраке Оперы - одна из самых живых и сегодня. Говорят, что по сю пору в контрактах директоров парижского оперного театра присутствует пункт, который запрещает сдавать одну из лож (ложа N°5) в первом ярусе кому бы то ни было. Это - ложа Эрика.

Призрак появляется там систематически, приходя всякий раз незаметно, некоторое время спустя после начала спектакля. Хранители оперных анналов ссылаются на несколько убедительных случаев, когда нарушение этого требования влекло за собой самые пагубные последствия.

Итак, Парижская Опера была построена во времена Второй Империи (2-12-1852/4-9-1870), при царствовании Наполеона III, архитектором Шарлем Гарнье (1825-98).

Строительство Оперы шло очень медленно... И на этапе закладки фасада, главным препятствием стали подземные воды, постоянно скапливавшиеся под фундаментом, куда они попадали через сеть подземных ручейков, которые когда-то впадали в Сену на ее отрезке от площади Республики до дворца Шайо.

Шарль Гарнье хоть и считал себя романтиком, но темперамент у него был горячий, - моментами он впадал в отчаяние, и не раз хотел забросить проект окончательно... Пока, в конце концов, ему не удалось изолировать подвальные помещения, куда проникала вода, двойной стеной.

Именно в этой двойной стене поместил свою "комнату пыток" писатель Гастон Леру, создатель знаменитого Призрака Парижской Оперы - ужасного Эрика, всегда носившего маску, такого страшного, что "даже мать не решалась его поцеловать".

По мотивам этой книги создано в разное время несколько кинофильмов и мюзикл, автором которого является создатель знаменитой рок-оперы "Иисус Христос - Суперзвезда" Э.Л. Уэббер.

Cнаружи вид Оперы впечатляет. В том числе и своими размерами. Ведь это здание на 13 метров выше Триумфальной Арки. Высота его от основания фундамента до венчающей лиры Аполлона составляет 63 метра. Но и внутри есть на что посмотреть. Например, плафон Парижской оперы был расписан в 1964 году Марком Шагалом. А ведь в свое время Шарлю Гарнье пришлось отстаивать свой эклектичный проект. «Какая безвкусица! Ни греческая, ни римская традиция... В этом нет стиля!» - негодовала Императрица Евгения. «Это стиль Наполеона Третьего, мадам!» - отвечал находчивый архитектор, и надо думать, эта его реплика окончательно убедила всех поклонников античности, которым сразу же как-то расхотелось спорить...

Жалко, конечно, что мы не побывали внутри, но с другой стороны, всякое может быть. Вот еще одно событие из истории парижской Оперы. 20 мая 1869 года - в опере Гарнье идет «Фауст», присутствует тысяча человек зрителей. И когда Маргарита произносит: «О, тишина! О счастье! Непроницаемая тайна!...»- в зале раздается страшный грохот. А надо сказать, что, как и все пышное убранство оперы Гарнье, большая люстра в зрительном зале также выполнена с впечатляющим размахом. По какой-то непонятной причине противовес оборвал канат, который ее поддерживал. Отсюда и грохот... Представляете себе - 6 тонн бронзы и хрусталя падает на головы зрителям. По счастливой случайности - погиб лишь один человек, но многие были ранены. А вдруг за 135 лет эти канаты несколько поизносились?


Письма из Далека.
Михаил Лезинский представляет...

Попытка создания портрета мадам Тюссо

Оказалось, что музей её имени уже более двухсот пятидесяти лет находится в Лондоне и что сама основательница начала свою деятельность... во Франции. И что история жизни не менее интересна, чем, скажем, великой авантюристки Де Ла Мотт, так красочно описанной Дюма-отцом.
Прикоснусь робкой рукой к клавишам равнодушного компьютера, чтобы поведать хоть пунктирно вехи её жизни.
Мари Тюссо была дочерью... палача. И весь род её по отцу - палаческий. А к палачам во все времена относились с презрением и... почтением.
Родилась Мари (в девичестве Мария Гросхольтц) в городе Страсбурге, что расположился на границе Франции и Германии. 1 декабря 1761 года. Её отец погиб во время Семилетней войны, а мать Марии, Анна-Мария, овдовев, устроилась работать экономкой в дом Филиппа Кюртэ - специалиста по созданию восковых фигур. Именно Кюртэ обнаружил у дочери своей экономки незаурядные задатки скульптора и взял её в ученицы.
Впоследствии окажется, что господин Гросхольтц не погиб, а бежал от своей неверной жёнушки Анны-Марии, наставившей ему рога с... правильно думаете - с Филиппом Кюртэ.
Иначе, - как отмечают многие биографы! - зачем бы Филиппу Куртэ распознавать таланты в чужом ребёнке, продвигать её по тяжёлой лестнице славы и, умерев, оставить ей всё своё солидное имущество!?
А от кровного отца с редкой профессией - палач, досталась Мари фамилия, чтобы не слыть незаконнорожденной, и, как ни странно, не навлечь хворобы на благосклонность судьбы, о которой я тоже поведаю, но несколько позже.
Из Страсбурга доктор Куртэ с семейством перебирается в Берн, а оттуда - в Париж!
"О-о-о, Париж!" - воскликну я ещё не один раз, даже находясь в Амстердаме.

В Париже Куртэ порвал со своей многолетней докторской практикой и занялся шоу-бизнесом на фронте изготовления восковых фигур.
Нет, нет, не изобрёл восковые фигуры, что вы, а впервые занялся именно бизнесом! До него ещё древние римляне снимали посмертные восковые маски, но держали их дома. Так сказать, для внутреннего пользования. И Европа средневековая по церквам своим устанавливала фигуры святых, литых из воска...

Год 1771. Браком сочетаются будущий Людовик ХVI с Марией-Антуанеттой и Филлипп Куртэ смоделировал портреты новобрачных и выставил их на всеобщение обозрение.
Успех был колосальный, но... денежек не принёс!
Год 1776. Филипп Куртэ и выросшая Мари Гросхольтц создают постоянно действующую выставку восковых фигур - ещё не музей, но уже нечто приближённое к нему.
На всех парижских тумбах - недаром я обратил на них внимание! - развешаны красочные призывные афиши:
"Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие"
Перед кассой, - а билетами торговала сама Мари! - выстроилась очередь... Даже язвительный Вольтер притопал - ему сообщили, что его изваяние тоже есть на выставке и, что отлила его из воска семнадцатилетняя Мари Гросхольтц и это её первая работа.
Вольтер приобрёл билет, вошёл в зал и... остолбенел: на Вольтера смотрел Вольтер собственной персоной! Короче, Вольтер весьма похвально отозвался в печати о прекрасной Мари и выставке в целом.
Людовик ХVI билета приобретать не стал - король всё-таки! - но выставкой остался весьма доволен и расплатился щедро: для своего воскового двойника он подарил личный мундир с настоящим орденом, приветливо потрепал Мари по щёчке и пригласил её в Версаль преподавать своей сестре принцессе Елизавете изобразительное искусство.

Десять лет прокрутилась во дворце Мари, пока не произошла буржуазная революция, когда многим вельможам поотрубали головы, а всю восковую шатию-братию вельможных двойников переплавили.
Двадцатисемилетняя Мари тоже чуть не поплатилась своей головкой - её вместе с матерью заключили в Бастилию. Ей повезло - Мари поместили в камеру, в которой уже сидела будущая жена Наполеона Жозефина Богарнэ и впоследствии она отольёт её восковую копию. А пока ей доверили снять посмертную маску с головы казненной Марии-Антуанетты и прочих вельмож.
Долгих два года просидели вместе Мари Гроскольтц и Евгения Богарнэ, и в один день вышли на свободу,
У ворот Бастилии мы растанемся с Жозефиной Богарнэ и переключимся на Мари.

А что Мари!? Мари вновь окунулась в семейный восковой бизнес! Только вместо людовиков появились вожди революции и посмертные маски казненных аристократов.
А потом, не мной замечено, революция "сожрала" своих детей и Мари - совершенно не политизированная Мари! - извлекла и из этого явления пользу для своего бизнеса. После казни Робеспьера огромным успехом пользовалась ею картина "Смерть тирана".
И в эти дни родился, а может быть это продукт более позднего времени! - анекдот. А, может быть, и быль.

Однажды Людовика Х!У спросили:
- Сир! О чём вы так долго беседовали с господином Гиотеном?
- Он изобрёл очень интересную фиговину с морковиной, пальчики оближешь до чего хороша штукенция!
- Что же он выдумал, сир?
- Гильотину.
- И что, изобретение стоит того, чтобы о нём говорить целых два часа!?
- О! Голову потерять можно...
Изобретение этого господина Гиотена, названное гильотиной, стоило голов не только людовикам!

А у Мари неожиданно возникла проблема. Не возникла - она никогда не исчезала: проблема волос. Поскольку синтетикой тогда не пахло, требовались волосы натуральные. Возникла проблема и тут же разрешилась: Мари воспользовалась фамилией отца из палаческого рода и самый Главный палач города Парижа разрешил ей срезать волосы с казненных аристократов, потом - с революционеров, вчерашних знакомцев Мари. И эта молоденькая девушка отмывала кровь с отрубленных обезображенных голов, чтобы эти волоса утвердились на восковых двойниках.
А между тем, состарился её настоящий отец Филипп Куртэ и в 1794 году навеки закрыл глаза, не забыв отписать всё своё имущество Мари Гроскольтц.
Жизнь и смерть соседствуют рядом - через год Мари меняет фамилию на Тюссо, выйдя замуж за инженера, и под этой фамилией станет воистину бессмертной, став "матерью восковых фигур".
Но так назовут её потомки, а сегодня, то есть в году 1795 у неё родится сын Жозеф, и ещё через год - Франсуа.
Но мысли будущей "матери восковых фигур" далеки от семейных устоев - она по прежнему снимает маски с гильотированных, и по прежнему занята больше восковыми фигурами, чем собственной семьёй.
А ещё через год Мари приходит к мысли, что Франция чересчур беспокойная страна и она покидает её. Но без мужа и младшего сына. С собою Мари увозит фамилию супруга, старшего сына Жозефа и все восковые фигуры - корабль везёт мадам Тюссо в Англию.
Пусть не покажется странным, но в Англии, в этой незнакомой для себя стране, Мари прибегнет к помощи... палачей! Главный палач города Парижа (фамилии его не знаю - М.Л.) ходатайствовал перед Главным палачом города Эдинбурга Джоном Вильямсом, чтобы тот разрешил Мари Тюссо снимать посмертные маски с казненных преступников. Воистину, палачи всех стран, соединяйтесь!

А недавно, ( в 2003 году - М.Л.) на аукцион в Париже были выставлены дневники последнего профессионального палача Франции Анатоля Дебле. В этих дневниках, исписанных карандашом и чернилами, изобилующая деталями и точными датами хронология казней: где, когда и при какой погоде окончил жизнь свою грабитель, отцеубийца, анархист, пират или безумец. Поднявший руку на род свой - безумец!
Может быть, в дневнике том есть и фамилии тех, с кем имела дело мадам Тюссо!?.
Но вернёмся от дня сегодняшнего ко вчерашнему-позавчерашнему!

А прославлять восковые фигуры и картины мадам Тюссо будет начинающий журналист, впоследствии ставший всемирно известным писателем Чарльзом Диккенсом.
Умерла мадам Мари Тюссо в 1850 году в возрасте 89 лет. И до самой смерти занималась делами музея.
И детей своих Жозефа и младшего Франсуа, который, став взрослым, переехал из Парижа в Лондон, приобщила к делам своим.
И потомки, - дети детей! - продолжают вести её дело. С успехом. Тому свидетельство - великолепный музей восковых фигур в Амстердаме.
МИХАИЛ ЛЕЗИНСКИЙ

Интересные ссылки

1.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...

2.Мастера и шедевры.
Интересные рассказы о выдающихся художниках - от Древнего Египта до наших дней. Об их жизни и творчестве, о картинах и тех, кто на них изображен.
По книге И. Долгополова "Мастера и шедевры".
Для истинных любителей искусства.


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Здоровья и благополучия!
Ваш ЯКОВ

Моя почта


Рассылки Subscribe.Ru
Потому что круглая земля.
Архив рассылки "Потому что круглая Земля"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.zemlya
Отписаться

В избранное