Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Англия далекая и близкая

  Все выпуски  

Англия далекая и близкая


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Anglia Dalekaya i Blizkaya

АНГЛИЯ

 

Выпуск № 57

 

 1. Наша жизнь в Великобритании:  Путешествие на Край Земли, где бегала собачка Баскервиллей (Н. Стюард).

2. Путешествия по Великобритании: Леди Годива, Ковентри (Саванна).

3. История и современность. 

Hello, my dear friends!


 

Наша жизнь в Великобритании

 

***

 

Путешествие на Край Земли

где бегала собачка Баскервиллей

(Сокращенный вариант)

На Краю земли

Невероятно, но это факт – край земли существует! И находится он в... Англии, точнее, в ее самом дальнем юго-западном уголке под названием Корнуолл. Это скалистый мыс, уходящий в море, на котором стоит деревянный дорожный указатель: «Land’s End” - официальное название края английской земли. Вот так простенько и со вкусом.

И к нему еще в шутку местные прикрепили таблички: "расстояние до Нью-Йорка... столько-то миль, до Австралии... столько-то..." Это чтобы кому не взбрело в голову отправиться оттуда прямехонько в Австралию на резиновой лодке?

На краю можно постоять, попрыгать или сняться вместе с ним на пленку, но за последнее удовольствие придется заплатить денюжку, так как указатель кто-то умный взял и приватизировал, и теперь там сидит тетенька и продает билеты на право фотографироваться с достопримечательным краем...

Это также «край сайды» (так называют в Англии сидр, алкогольный напиток из яблок) и... пиратов. Да-да, именно здесь, в корнвельском краю, в местечках типа Пензанс и других – много столетий назад обитали настоящие английские пираты и контрабандисты всех мастей.

История гласит, что именно отсюда они отправлялись в море на своих бандитских кораблях (очень близко до Франции, например), здесь пираты скрывались и вершили свои темные делишки. Видимо, эти крутые берега с нависшими над морем скалами - были очень удобны для их бандитских целей...

По следам собаки Баскервиллей

Но на этом уникальность английского юго-западного уголка не заканчивается! Вряд ли есть в России человек, которому была бы не знакома собака Баскервиллей и Шерлок Холмс?

Именно здесь, в окрестностях девонского парка Дартмур – жили герои книги Конан Дойля “Cобака Баскервиллей”, в местах, где практически всегда идет дождь и лежит туман...

Это мне довелось испытать на себе: как только мы прибыли в один из местных городков, сразу вдруг разверзлась небесная бездна и старательно изрыгнула на наши бедные головы такой поток воды, что можно было подумать, бездна специально для нас копила воду весь год!

Сейчас эти места являются национальным парком Великобритании – долины, вересковые пустоши с гранитными глыбами странных форм, болота и лесистые холмы... Дартмур, одним словом.

Название свое это Дартмур - "Dartmoor" взял от английского суффикса "мoor" (который встречается во многих др. названиях типа Baltimore, Fillmore и т.д.), что означает - болотистая плоская область или местность.

Суффикс этот происходит от латинского слова "mar" (море) и его можно найти во многих словах современного английского языка: marine, mermaid (русалка) и submarine; а "mere" - стало обозначать в Англии озеро (к примеру, Windermere). И так же образовалось английское слово "marsh" (болото)...

Но почему именно эта земля послужила идеей для всемирно-известной книги Артура Конан Дойля «Собака Баскервиллей» - истории о гигантской собаке, которая жила в болотах? Ведь в Англии, да и в самом Девоне достаточно других подобных "болотистых парков"?

Оказывается, именно местная легенда о собаке дала идею этой книги Конан Дойлу, когда в 1901 году он проводил свой отпуск в Норфолке с другом Бертрамом Флечером Робинсоном. Они вместе играли гольф и говорили о многих вещах, в том числе Робинсон рассказал Конан Дойлу о своем детстве в Девоне и о местных легендах.

Конан Дойл особенно заинтересовался рассказами о призрачных собаках, которые, согласно легендам, бродили по Дартмуру. И которые послужили бы отличным началом для его новой истории о собаке Баскервиллей...

Следы мистической собаки: от викингов до Гарри Поттера

Например, известная мифическая cобака Black Shuck и cобаки Whisht – демонические чудовища в образе собак из британского фольклора. Происхождение этих легенд возникло из норвежской мифологии - из легенд о Черной собаке Одина, отца всех богов.

Одна из легенд гласит, что в 1856 году в одной маленькой деревне в западном Норфолке (Англия) наемный работник с фермы и его жена шли домой от друзей, когда внезапно позади них послышались звуки, похожие на шум от бегущей большой собаки, они остановились и оглянулись – но не увидели ничего, в то же время смолкли и звуки, тогда супруги решили идти дальше...

По мере приближения к калитке своего домика, они снова услышали звуки быстро бегущей собаки, но в этот раз звуки были намного ближе, так что они испугались и побежали к своему дому. Добежав до калитки, мужчина пропустил свою жену первой через калитку и повернулся, но позади опять никого не оказалось...

Но вот его жена закричала, показывая в сторону калитки, он посмотрел и увидел там огромного черного пса с горящими в темноте зелеными глазами. Собака медленно развернулась и исчезла в ночи, но было слышно, как она убегает.

В разных районах Англии у собаки были разные клички. А первые слухи и упоминания о мистической черной собаке появились в Англии еще в 1500 году. Она стала прародителем различных легенд и сказок о собаках-призраках, оборотнях и тому подобных демонических существах.

Ее следы можно обнаружить во многих популярных книгах, к примеру - в сказке Ганса Христиана Андерсена «Трутница», в книгах Мисс Роулинг о Гарри Поттере: где несколько раз автором используются различные клички собаки...

Интересно, что Уинстон Черчилль имел обыкновение именовать свою хроническую депрессию не иначе как 'the black dog on my shoulder' (букв.: черная собака на плече), где черная собака - своего рода образ мрака в душе и тяжелой меланхолии...

(Продолжение в след. выпуске)

Наташа Стюард, 2003

Персональная страничка автора 


 

Путешествия по Великобритании

Леди Годива

История о Леди Годиве, скачущей в платье Евы на лихом коне по улицам Ковентри, одна из самых популярных народных легенд, город буквально наводнен открытками, сувенирами и статуями с этим сюжетом. 

Согласно самой известной версии, Леди Годива - красавица-жена местного лорда - Леофрика, Графа Мерсиа, была поражена окружающей бедностью, и молила своего мужа отменить беспощадные налоги, которые он взыскивал со людей своего графства. 

Желая угодить филантропическим настроения жены, Леофрик заявил, что сделает как она просит на том условии, что она проскачет голой на коне через весь город, не подозревая, что женщина ее ранга может согласиться на такое предложение. 

Леди Годива, однако, схитрила - она приказала жителям города запереться дома, закрыв все ставни в назначенный день. Только один местный паренек, "подглядывающий Том", посмел ослушаться, и ослеп прежде чем увидел Леди Годиву с длинными волосами, закрывающими ее тело, полуприкрыв глаза, она верхом на коне ехала через город. 

После этого тяжелого испытания Годива вернулась к мужу, который сдержал слово и понизил налоги.

История впервые появилась в 1188 году, в то время как герои ее повествования жили на полтора столетия раньше. Леофрик был англо-саксонским графом, который в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. 

Его жена, Годифу, пережила его на десять лет, и может быть была могущественной правительницей после смерти мужа, она была очень набожна и пожертвовала земли и деньги церкви. Кроме этого мы мало что знаем об этой супружеской паре. 

История Леди Годивы вероятно возникла из языческого ритуала плодородия, и была популяризована в сочинениях норманского хроникера 13 века Роджера Виндовера.

"Подглядывающий Том" - более позднее приукрашение, поводом к которому послужила странная череда событий. В 1586 году совет города Ковентри сделал заказ Адаму ван Ноорту (1562-1641) изобразить легенду Леди Годивы. 

Он так и сделал, но поместил на картине в оконном проеме Леофрика, глядящего на проезжающую мимо Леди Годиву. По неизвестным причинам отцы города выставили картину на главной площади Ковентри, и население ошибочно подумало, что Леофрик был ослушавшимся горожанином - так возникло дополнение к этому сюжету. 

***

Ковентри

 Ковентри - город развивающийся, с населением в 350 тысяч, которое все увеличивается. Вероятно, можно считать датой его появления седьмой век - время основания на этой земле англосаксонского монастыря. Однако лишь возведение Бенедиктинского аббатства Леофриком, графом Мерсии, в 11-м веке дало первый импульс к развитию города. 

Ни один рассказ о Ковентри не может не упомянуть легенду, главный персонаж которой - Леди Годива*.

Ковентри, расположенный на пересечении дорог, в связи с этим всегда имел большие преимущества, но в наши дни, когда через него проходят автомобильные и железнодорожные пути, особенно. 

Начиная со средних веков, шерсть и выделка кожи немало способствовали его процветанию. Вследствие механизации 19 века появились велосипеды и мануфактуры со швейными машинами. 

Именно здесь в 1898 Компания Даймлер выпустила первый автомобиль, быстро возросло производство машин, а затем и самолетов. Сюда стекались рабочие не только из разных уголков Великобритании, но и со всего мира. С начала века население города стало в шесть раз больше.

В ноябре 1940 был стерт с лица земли опустошительной воздушной атакой, которая почти разрушила церковь собора Св.Михаила (она была отстроена в 1918 году и прежде принадлежала епархии Личфилда), осталась лишь средневековая величественная башня со шпилем.

В 1951 году был проведен открытый конкурс на лучший проект для нового собора, его выиграл Базиль Спенс. Новый собор считается едва ли не лучшим экземпляром современной архитектуры.

В ста метрах к юго-востоку от собора есть музей и художественная галерея Herbert. Самыми интересными экспонатами являются "Бахус и Ариадна" Луки (это полотно занимает целую стену второго этажа), знаменитый портрет короля Георга III кисти Томаса Лоренса и ряд картин с изображением леди Годивы, среди которых одна Джона Кольера. 

На первом этаже - выставка, которая называется "Город Годивы", она охватывает более чем 1000 летний период в истории города, снабжена интерактивными таблицами.

Университет графства Ворвик, первое здание которого было завершено в 1964, гордится лучшим в стране университетским городком, который занимает территорию в 400 акров. 

В нем проживают 800 студентов из 1,600, посещающих университет, но в ближайшем будущем он сможет вместить 15,000. Университет находится в 4-х милях от Ковентри, на холме Гиббет, у дороги на Ворвик.
_________
* см. очерк Леди Годива

Саванна

Персональная страничка автора 


 

История и современность

***

Lady Godiva: The naked truth

Archaeologists in Coventry have unearthed part of a 14th century stained glass window bearing the face of a beautiful woman. It is thought to be that of Lady Godiva, famous for riding naked through the streets of the city. Bob Chaundy, of the BBC's News Profiles Unit, lays bare the facts behind this "bareback" rider.

Unlike her legendary "cousin" Robin Hood, from up the road in Nottingham, Lady Godiva definitely existed. She lived in the 11th Century and was the wife of Leofric, Earl of Mercia, one of the most powerful noblemen in the land.

She is mentioned in the Domesday Book of 1086 as holding many estates in Warwickshire including Coventry, inherited from Leofric who died in 1057.

Documents show that she and her husband were generous benefactors to religious establishments at Evesham, Worcester, Chester and elsewhere.

The connection with Coventry began in 1043 when Leofric and Godiva founded an Abbey there after noting the lack of educational facilities for the clergy.

As the town of Coventry grew, so Leofric began assuming a greater role in its public affairs. He began handling the town's financial matters and initiated grand public works.

According to the story, Lady Godiva, who was much younger than Leofric, became a patron of the arts, believing they would raise the consciousness of the populace.

But a love of aesthetics was of little interest to a peasantry striving to keep body and soul together. So when Godiva persuaded her reluctant husband to reduce their tax burden, he agreed to do so at a price.

He pointed out that the ancient Greeks and Romans viewed a nude human body as one of the highest expressions of the perfection of nature. If his dear Lady wife truly believed in her crusade for art, she should lead by example.

If she would ride naked through Coventry market-place at midday as a celebration of the perfection of God's work, he would in return abolish all local taxes save those on horses. To his surprise, she agreed.

On the appointed day, flanked by two fully clothed horsewomen, she rode naked through the market, straight in her saddle, with a composed expression, unashamed of her nudity. The taxes were duly removed.

The story is one with which the City of Coventry has been happy to be associated. Indeed, the current city council's logo depicts the famous ride.

As Margaret Rylatt, the archaeologist behind this latest discovery points out, "In the 18th Century, the City held Godiva pageants as a way of enticing tourists."

Regrettably, though, the story of Lady Godiva's ride is almost certainly a myth. The earliest written record of it comes from one Roger of Wendover more than a century after Godiva's death. This medieval scribe is renowned for his exaggeration and politically biased embellishment; more a collector of stories and legends than genuine historian.

Matthew of Westminster, writing in the 14th Century, infers that a miracle took place because the pious lady, in her state of undress, was not observed by anyone.

By the 17th Century the story had been elaborated to include a local boy named Tom who took a peek at Lady Godiva in all her natural glory. The expression Peeping Tom comes from this version of the story - but it was probably puritan propaganda desgined to blacken the reputation of the church before the Reformation.

Chroniclers of the 11th and 12th Centuries mention Godiva as a respectable religious woman of some beauty but do not allude to nude excursions in public.

It has been suggested that Godiva may have been naked in the sense that she was unadorned by jewels and the trappings of power. This seems unlikely too, since the ride would still have been noteworthy, and the word naked has no great record of being ambivalent. Look at Chaucer.

The academics' best guess is that some local church historian may have borrowed from various aspects of folklore concerning fertility rites which commonly feature ladies on horseback.

A tale was made up about the pious Lady Godiva in order to attract pilgrims, and therefore, revenue, to Coventry. Others suggest the myth may have been constructed to disguise pagan activities.

The face on the newly-found glass shards is beautiful and crowned by wavy, golden hair. It was part of the east window of the former cathedral where, traditionally, the images of benefactors are depicted.

As Margaret Rylatt says, "It's the face we would have imagined Lady Godiva to have." As with most legends, it's what we want to believe that counts.

(Источник - BBC )


Полезные ссылки по темам выпуска

Изучаем английский:

  • Заказать книги известных английских авторов на CD (на англ. яз.) можно здесь - audiofiction

Путешествия по Англии:

  • Город Ковентри, музеи - museums и исторические места - heritage, история - coventry-today  
  • Собор в Ковентри - Coventry Cathedral
  • Подробнее о легенде о Леди Годиве - lady godiva и  godiva.htm
  • Современная Леди Годива в Ковентри -  pru-poretta
  • Национальный парк Дартмур в Девоне - dartmoor
 

Ведущая рассылки Виктория

Адрес для писем

Подписаться на нашу рассылку можно, заполнив эту форму:

Рассылки Subscribe.Ru
Англия далекая и близкая

 

Сopyright @2003 Victoria Chaika



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное