Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 403

от 17.12.2006 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Русско-венгерский союз в X веке



Уважаемые читатели! Название данного очерка не является плодом больного воображения Старого Ворчуна, как можно подумать с первого взгляда. Это можно назвать гипотезой, которая возникла не на пустом месте, так как она основывается на сообщениях древних авторов, в том числе и наших, русских. Впрочем, судите сами...



Под 898 годом в «Повести временных лет» сообщается:
«Идоши угри мимо Киевъ горою, еже ся зоветь ныне Угорьское, пришедъше къ Днепру и сташа вежами; беша бо ходяще аки се половци».
Что делали дальше венгры под Киевом, летописец почему-то умалчивает, но зато довольно подробно описывает, как они двинулись на запад
«чересъ горы великия»
и начали там воевать с различными народами.



Ясно только одно, что венгры подошли к Киеву явно не с дружественным визитом, но ни в одной из русских летописей не сохранилось и следа об этом событии. Почему же это наш летописец, иногда чрезмерно подробный в описании и не столь уж существенных событий, в этом случае молчит, как партизан на допросе?



Хоть в какой-то степени удается прояснить этот вопрос, если обратиться к анонимному венгерскому летописцу XIII века, многие сообщения которого восходят к летописям XI века, где собственно и упоминались интересующие нас события.



Следует сказать, что и русские, и советские историки не очень жалуют эту летопись из-за, как они утверждают, чрезмерного возвеличивания венгерской истории и фальсификации событий. Если рассуждать подобным образом, то к средневековым источникам вообще нельзя обращаться за поиском достоверной информации, а, например, ту же «Повесть временных лет» можно читать только как исторический роман.



Попытаемся все же ознакомиться с сообщениями венгерского хрониста. Он пишет, что при движении венгров на запад они решили немного отклониться от выбранного маршрута и
«захотели подчинить себе королевство руссов».
Почему бы и не попробовать?



Русский князь, имя которого хронист не сообщает, решил отразить нападение венгров, но был ими разбит, и вынужден укрыться со своим войском за стенами Киева. Венгры под командованием их вождя Альмоша не стали штурмовать город, а занялись методичным грабежом и разорением окрестностей осажденного города. Время от времени венгры изображали штурм города, дожидаясь пока яблочко созреет.



В этих условиях руссы запросили мира, и их посольство появилось в ставке Альмоша. Венгры потребовали прислать в их лагерь заложников и предоставить им продовольствие на дорогу, одежду и прочие припасы. После выполнения этих условий между венграми и руссами был заключен мирный договор, по которому венгры согласились покинуть земли руссов, а руссы обязались, начиная с текущего года, выплачивать венграм ежегодную дань в десять тысяч марок серебром.



Оставим размер дани на совести анонимного историка,но обратим внимание, что хронист вполне определенно говорит о заключении мира, когда сообщает, что Альмош посоветовался со своими воеводами и венгры
«исполнили просьбу князя руссов и заключили с ним мир».
Да не просто мир, а
«крепчайший мир»,
как чуть далее еще раз сообщает хронист.



Очевидно, имея в виду пункт мирного договора о ежегодной дани, хронист и пишет, что венгры
«подчинили себе землю руссов»,
а такое обидное сообщение не могло не вызвать негативной реакции у наших историков.



В русских источниках нет ни малейшего упоминания о выплате подобной дани. Обидно, понимаешь! Так что мы не знаем, сколько лет руссы платили эту дань, а большинство историков вообще полагает эти сообщения венгерского хрониста выдумкой.



Хорошо, допустим, что это - выдумка!
Но венгры ведь подошли к Киеву, а потом ушли на запад. Если бы руссы победоносно сокрушили врагов, то наш летописец уж не забыл бы об этом сообщить. А так получается, что венгры подошли к Днепру, поели ушицы и пошли себе дальше.



Я как-то слабо верю в подобное развитие событий.



Ладно, пойдем дальше, а дальше-то и обнаруживается удивительная синхронизация военных действий руссов и венгров, в основном, против Византийской империи на протяжении многих десятилетий, причем действовали они как верные союзники.



Придется в дальнейшем обратить внимание на сообщение венгерского хрониста, что мир был заключен по совету руссов.



А пока венгры ушли в придунайские края, затем в Паннонию и занимались там своими делами, а руссы у себя - своими. Олег заключил вроде бы с Византией мирный договор, и до середины тридцатых годов X века ни о каких серьезных недоразумениях между ними не было слышно.



Но вот происходит обострение русско-византийских отношений, и сразу же в 934 году венгры захватили всю Фракию и осадили Константинополь. Пришлось Империи откупаться.



Допустим, что это было просто случайное совпадение.



В 941 году Игорь начинает военные действия против Византии, и одновременно венгры нападают на пограничные земли Империи. Игорь, как известно, потерпел в этом походе жестокое поражение, укрылся в Киеве и стал собирать силы для нового похода.



Собрал и в 944 году выступил в новый поход, а венгры в это же время совершают рейд по территории Византии. Империя тут же поспешила заключить с венграми мир, и одновременно с этим были отправлены послы навстречу Игорю. Они встретили его на Дунае и предложили ему дань:
«Не ходи, но возьми дань, юже ималъ Олег, придамъ и еще к той дани».



Синхронные совпадения повторились и при Святославе.



В 965 году русские пытались захватить Северный Крым. И в том же году венгры с согласия болгарских властей прошли через их земли и нанесли удар по Византии.



Через два года, в 967 году, Святослав двинулся к Дунаю, но сделал крюк к верховьям Днестра, где, как пишет Татищев (многие из его источников до позднейших историков, к сожалению, не дошли) ему
«помощь от венгров поспела».



Он же далее сообщает, что Святослав
«с угры же имел любовь и согласие твердое».



А откуда, интересно, оно, это согласие, могло взяться, как вы думаете?



Объединенное войско разгромило провизантийски настроенных болгар и их союзников: хазар, ясов и касогов, а Святослав закрепился на Дунае.
Византийцы подкупили часть печенегов, и те в 968 году подступили к Киеву, вынудив Святослава бросить свои дунайские дела и вернуться на родину.
Отметим, кстати, что это было первое выступление печенегов против русских, а до этого они неоднократно выступали совместно против Империи как союзники.



Святослав бросился к Киеву, но торжествовать византийцам не пришлось, ибо в это же самое время венгры нанесли удар по Фессалоникам, разорили город и увели с собой пятьсот пленных греков. Об этом сообщает в своих записях кремонский епископ Лиутпранд, который в качестве посла германского императора Оттона I в том же 968 году был в Константинополе.



В 970 году Святослав, уже уладивший свои дела с печенегами в Киеве, вел открытые боевые действия против Византийцев, подключив к ним и союзников.
Византийский писатель Иоанн Скилица так описывает вражеское войско, двигавшееся на Константинополь:
«Варвары были разделены на три части. Болгары и руссы составляли первую часть, турки (т.е. венгры) – другую, а печенеги – третью».
Отметим, что и печенеги, а главное для нас, и венгры, выступают как верные союзники руссов в их борьбе с Византией.



Здесь я не буду описывать ход этих интересных событий, так как нас интересовали факты «совпадений» в действиях венгров и руссов против Византии.
Да и дальнейшем, в XI и XII веках, между руссами и венграми существовали очень дружественные отношения, которые до сих пор удивляют историков.



Если я вас не убедил в существовании какого-то союза между венграми и руссами, то приведу одну цитату из сочинения Константина Багрянородного, который часто на страницах своего труда ставит рядом имена руссов и венгров:
«Когда император ромейский живет в мире с печенегами, то ни руссы, ни турки (венгры) не могут совершать враждебные нападения на ромейскую державу».



Так что в старые времена русские и венгры не просто дружили, а вместе сражались с общим врагом. Но по мере христианизации венгров, причем, по католическому образцу, их связи с православными русскими слабели, и в XIV веке о существовании такого союза забыли. Этому способствовало и ослабление южнорусских княжеств в результате как монгольских нападений, так и внутренних усобиц, а северные княжества были слишком далеко от Венгрии.



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное