Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 389

от 10.09.2006 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Семь мудрецов Древней Греции. Вып. 4
Биант из Приены



Наиболее странной и малоизвестной фигурой среди семи мудрецов является Биант из небольшого ионийского города Приена. Его считают первым среди всех семи мудрецов, но биография его нам совершенно неизвестна.

Отцом Бианта был некий Тевтам, но совершенно неизвестно, из богатой или бедной семьи происходил мудрец. В этом отношении расходятся мнения даже древнегреческих источников.

Считается, что Биант жил в VI веке до Р.Х., был современником знаменитого царя Креза и пережил завоевание персами ионийских городов Малой Азии.

В различных трудах древнегреческих авторов сохранилось несколько упоминаний о политической деятельности Бианта Приенского, а также цитируются его высказывания, но даже дотошный Диоген Лаэртский не смог дать его биографии. Поэтому мне придется ограничиться передачей сохранившихся скудных фрагментов из его жизни.



Между Самосом и Приенами шла продолжительная борьба за кусок малоазийского побережья, лежащего напротив Самоса. Борьба шла с переменным успехом, но в одном из сражений жители Приены разгромили самосцев, уничтожив более тысячи их воинов. Но на стороне Самоса выступил Милеет, и в битве при Дриуссе приенцы были разбиты милетянами. Тогда на Самос отправился Биант, которому удалось добиться урегулирования конфликта на удовлетворивших всех условиях.



Во время II-ой Мессенской войны Биант выкупил из спартанского плена несколько мессенских девушек, воспитал их как своих дочерей и затем отослал их в Мессению к отцам, дав каждой из них приданое.
Через некоторое время после этого афинские рыбаки вытащили из моря бронзовый треножник с надписью «Мудрому». Тогда перед народным собранием выступил отец одной из девушек ( по другой версии выступали сами девушки, но это маловероятно), рассказал о судьбе этих девушек и добродетельном поступке Бианта из Приены и объявил, что мудрый – это Биант. Народное собрание согласилось с этим предложением, и треножник был послан Бианту. Биант же, увидев надпись на треножнике, заявил, что мудрый – это Аполлон, и не принял треножника.

По другой версии, Биант посвятил этот треножник храму Геракла в Фивах, так как он был потомком фивян, основавших Приену.
Впрочем, аналогичные рассказы существуют про большинство греческих мудрецов.



Когда лидийский царь Алиатт (отец известного Креза) осаждал Приену, Биант с помощью небольшой хитрости сумел спасти родной город. Он раскормил двух своих мулов и подогнал их к лагерю царя. Тот поразился виду раскормленных мулов и решил, что у осажденных полный порядок с продовольствием. Алиатт решил пойти на переговоры и послал своих представителей в Приену для переговоров. Биант тем временем велел накопать большие кучи песка и присыпал их слоем зерна. Затем эти кучи зерна были продемонстрированы послам Алиатта. Получив сообщение послов об увиденном, Алиат заключил с Приеной мирный договор. Вскоре после этого Алиатт пригласил Бианта к себе, но тот отказался и сказал:
«Пусть Алиатт наестся луку».
(Т.е. пусть он наплачется.)



Лидийский царь Крез вел завоевательные войны в Малой Азии. Ему удалось захватить греческие города на материке и заставить их платить ему дань. Через некоторое время Крез решил покорить греков и на островах и начал приготовления к строительству большого флота.
В это время в сарды прибыл Биант Приенский, который уже имел репутацию одного из мудрейших людей Эллады. Крез решил с ним побеседовать, пригласил его к себе и стал расспрашивать, что нового в Элладе. Биант ответил:
«О, царь! Островитяне закупают множество коней, собираясь в поход на Сарды против тебя».
Вначале Крез решил, что Биант говорит правду, и стал высказываться так:
«О, если бы только боги внушили островитянам эту мысль идти на конях против лидийцев».
Тут Бианту пришлось прервать царя, чтобы избежать недоразумения:
«Царь! Ты, конечно, страстно желаешь, чтобы островитяне со своей конницей попали в твои руки на материке, и к этому у тебя есть все основания. Что же, ты думаешь, желают островитяне, узнав, что ты намерен построить флот против них? Ничего другого, как захватить лидийцев на море и отомстить за порабощенных материковых эллинов».
Крез задумался, потом решил, что Биант говорит правильно и велел прекратить все приготовления к строительству флота. С ионийскими же островитянами он по совету Бианта стал поддерживать дружеские отношения.



Когда Приену захватили персы, многие жители стали покидать город, стремясь захватить с собой как можно больше различного имущества – ведь на чужбине все пригодится. Среди этой толпы беженцев выделялся Биант, который спокойно шагал, держа лишь в одной руке небольшой узелок. Кто-то из горожан стал удивляться такому поведению Бианта, кто-то стал насмехаться над ним. На вопрос же, почему он ничего с собой не взял из родного города, Биант ответил знаменитой фразой:
«Все мое ношу с собой».
Это изречение скоро стало одной из излюбленных греческих пословиц.



Когда ионийские города Малой Азии были захвачены персами, в Панионии собрались представители этих городов и стали решать, что же им дальше делать. Тогда Биант из Приены посоветовал ионийцам отплыть на Сардинию и основать там один, общий для всех ионян, город. Таким путем ионийцы создали бы самый крупный и процветающий город во всем Средиземноморье и избежали бы порабощения персами.

Это предложение Бианта было отвергнуто, да и сам он, постранствовав некоторое время, вернулся в родной город.



А всего Биант сочинил около 200 стихов про Ионию и про то, как ей лучше достигнуть благополучия. Но из всех его стихов сохранился только такой:
«Будь всем гражданам угоден, где тебе ни случится жить:
В этом – благо истинное, дерзкому же норову
Злая сверкает судьба».



Очень большую известность в Древней Греции Бианту принесли его выступления в суде, причем он никогда не брался выступать в защиту неправого дела. У Гиппонакта сохранилась даже поговорка:
«Сильнее, чем приенянин Биант в споре».



И умер Биант в суде, но уже будучи глубоким стариком. Легенда о его смерти гласит, что он выступал перед судом в чью-то защиту. Закончив свое выступление, он сел и положил свою голову на грудь внука. Потом была речь его противника. Затем судьи подали свои голоса, и дело решилось в пользу того человека, которого защищал Биант. Когда же судей распустили, то оказалось, что мертвый Биант лежит на груди своего внука.

Граждане Приены устроили ему пышные похороны, а на гробнице сделали надпись:

«В славных полях Приенской земли рожденный, почиет
Здесь, под этой плитой, светоч ионян, Биант».



В Палатинской Антологии сохранилась другая версия эпитафии Бианту:
«Здесь почиет Биант. Сединой убеленного снежной
Свел его пастырь Гермес мирно в Аидову сень.
Правою речью своей заступившись за доброго друга,
Он на груди дорогой к вечному сну отошел».



Сохранилось еще несколько анекдотов, относящихся к Бианту.

Однажды Биант плыл на корабле среди не слишком добропорядочной и нечестивой публики. Когда началась буря, люди стали взывать к богам о помощи, но Биант прикрикнул на них:

«Тише, не то боги услышат, что вы здесь!»



Один нечестивый человек спросил у Бианта, что такое благочестие. Биант не ответил. Тот стал приставать, почему, мол, не отвечаешь. Тогда Биант сказал, что благочестие – это не его дело.



Царь Египта Амасис однажды послал Бианту жертвенное животное и попросил его вырезать и прислать ему обратно самую лучшую и самую худшую его части. Биант вырезал и отослал царю язык жертвы. Эта история получила широкую известность и принесла Бианту большую славу.

Только все дело в том, что саисский царь Амасис правил тогда (570-526 гг. до Р.Х.), когда Бианта уже не было в живых.



Сохранилась и другая история про Амасиса и Бианта. Амасис прислал Бианту письмо, в котором просил помочь ему в споре с эфиопским царем. Тот обещал уступить Амасису много городов и земель, если тот выпьет море, а в противном случае царь Египта вынужден будет уступить ему земли у Элефантины.
Биант посоветовал Амасису согласиться на предложение эфиопского царя и выпить море, но тот должен предварительно перекрыть все реки и ручьи, впадающие в море. Ведь Амасис соглашается выпить только то море, которое будет в момент заключения договора, а не то, которое будет постоянно пополняться реками и ручьями.



Две последних анекдота более известны в сборниках об Эзопе, но эти истории, несомненно, имеют древнее происхождение.



О Бианте упоминает и всем недовольный Гераклит:
«Был в Приене Биант, сын Тевтама, в котором больше толку, чем в других».
В устах Гераклита это звучит наивысшей возможной похвалой.



В Приене в честь Бианта был выделен священный участок, называвшийся Тевтамий (название дано по имени его отца).



Вот почти все, что нам известно о жизни мудреца по имени Биант из Приены.



Мне осталось привести напоследок наиболее известные изречения и сентенции, приписываемые Бианту.



Диоген Лаэртский считал наиболее известным изречением Бианта следующее:
«Большинство – зло».
Трактовать это изречение можно по-разному. Некоторые находят родство со следующей сентенцией Бианта:
«Жизнь, говорил он, надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много; а друзей любить так, будто они тебе ответят ненавистью, – ибо большинство людей злы».
У Стобея сохранился краткий вариант:
«Большинство людей дурны».
Некоторые же исследователи полагают, что афоризм Бианта несет и антидемократическое содержание – большинство всегда неправо.



Биант говорил, что лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – твоим другом.



Биант утверждал, что царь или тиранн более всего стяжает славы,
«когда он первый явит образец покорности законам».



Вот еще несколько приписываемых Бианту изречений:
«Крепче всего народовластие там, где закона страшатся, словно тиранна».
«Лучший дом тот, в котором хозяин также ведет себя по доброй воле, как вне дома – по воле законов».
«Сила человеку дается от природы, умение говорить на благо отечества – от души и разумения, а богатство средств – у многих от простого случая».
«Не спеши браться за дело, а взявшись, будь тверд».
«Говори, не торопясь: спешка – знак безумия».
«Люби разумение».
«О богах говори, что они есть».
«Недостойного за богатство не хвали».
«Не силой бери, а убеждением».
«Что удастся хорошего, то, считай, от богов». (Вариант: «Причиной любой удачи считай богов, а не себя».)
«Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее».



Биант говорил, что несчастен тот, кто не в силах снести несчастье; что только больная душа может влечься к невозможному и быть глуха к чужой беде.

На вопрос, что трудно, Биант ответил:

"Благородно перенести перемену к худшему".
На вопрос, что человеку сладко, Биант ответил:
"Надежда".
На вопрос, какое занятие человеку приятно, Биант ответил:
"Нажива".



Вот еще несколько афоризмов Бианта:
«Надо посмотреть на себя в зеркало, и если выглядишь прекрасным — поступай прекрасно, а если безобразным — то исправляй природный недостаток добропорядочностью».
«В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал».
«Не болтай: промахнешься — пожалеешь».
«Не будь ни дурнем, ни злыднем».
«Безрассудства не одобряй, рассудительность — люби».
«Соображай, что делаешь».
«Слушай побольше, говори к месту».
«Бери убеждением, а не силой».



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное