"Я сверхъестественнен - поскольку Человек.
Я - Бог другой. Я - мальчик из народа.
Другой господь. Я - новая природа,
Я - новый царь планеты голубой." Автор неизвестен
На сайте сейчас находится 2350 историй
"По моему мнению человек бывает сильным,
когда становится одинок. В толпе же индивидуум
обречен жить мнением толпы...
А лучшие мысли все-таки рождаются в
одиночестве." Валентин Пикуль
2002.03.16 Вице-премьер правительства Сербии Момчило Перишич, арестованный по обвинению в шпионаже, отпущен на свободу... Подробнее
2002.03.16 Тульский оружейник Константин Сушкин собрал в своей квартире целый арсенал ... Подробнее
2002.03.16 Папа Римский - "Человек года" и "выдающийся землянин ХХ века"... Подробнее
События
1800 Британский линейный корабль "Queen Charlotte" сгорел на рейде Ливорно. Из 859 человек погибло 673. 1861 (5.03) В Прощеное воскресенье перед Великим постом оглашен манифест Александра II об отмене крепостного права.
1891 Английский пассажирский пароход "Utopia" при постановке на якорь на Гибралтарском рейде ударился о таран броненосца "Anson" и затонул. Погибло почти 700 человек.
1897 Рожденный в Англии новозеландский боксер Bob Fitzsimmons выиграл титул тяжеловеса у чемпиона США Jim Corbett.
1917 В Киеве образуется Рада (Центральный совет Украины) подпредседательством историка М. С. Грушевского.
1922 Основан Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина в селе Михайловское Псковской области.
1959 Китайскими властями учинена расправа над участниками многотысячной демонстрации протеста в столице Тибета Лхасе, что привело к восстанию во всем Тибете. Погибли 65 тыс. человек.
1962 В лондонском клубе "Эллинг" собстоялось первое выступление группы "Blues Incorporated".
1969 Голда Мейр (Meir), в возрасте 70 лет, вступила в должность премьер-министра Израиля, первая женщина на этой должности.
1981 Концерт в Белом доме, организованный президентом Рейганом.
1990 В Париже открыт оперный театр Bastille.
1992 Самая старая четверня. Адольф, Анна-Мария, Эмма и Элизабет Опман родились 5 мая 1912 г. В Мюнхене, Германия. Первым 17 марта 1992 г. В возрасте 79 лет скончался Адольф. Более...
Интересные факты
Рокфеллером "нищенского бизнеса" следует, по всей видимости, признать Дерека Хоя, 23-летнего жителя Лондона. Сбор милостыни на улицах британской столицы обеспечивает ему ежедневный доход в размере 400 долларов.
"Это тяжкий труд, - признает Дерек. - В первую очередь нужно обладать недюжинными актерскими способностями, чтобы вызвать в людях жалость и заставить их раскошелиться".
К настоящему моменту на текущем счету Дерека в одном из лондонских банков лежит 15 тысяч долларов. В редкие часы отдыха он позволяет себе пофорсить в одежде из самых дорогих магазинов, рабочая же его униформа призвана производить впечатление "бедности, сохраняющей человеческое достоинство".
"Я не боюсь работы, но голодаю и замерзаю. Пожалуйста, помогите" - этот плакат Дерек Хой считает одним из самых эффектных.
Более...
Родились
Скончались
Франсуа Жирардон, Михаил Врубель, Александр Бах, Глория Свенсон
Более...
Джованни Баттиста Перголези, Даниил Бернулли, Кристиан Доплер, Николай Иванович Уткин, Франц Брентано, Исаак Бабель, Галактион Васильевич Табидзе
Более...
Как непросто было устроить свою судьбу девушке XVIII столетия! Особенно если она не блистала красотой, а в качестве приданого имела лишь "славное" имя своего отца - Гроссхольц. Слава его была, увы, худой. Мари с детства привыкла к тому, что люди сторонятся их, будто прокажённых. Это и понятно, ведь её отец - потомственный палач.
Когда будете бродить по залам прославленного Лондонского музея восковых фигур, в толпе гениев и злодеев прошедших эпох, современных "звёзд" и монархов обязательно отыщите маленькую остроносую старушку в чёрном. Это мадам Тюссо. Она вполне достойна стоять в блестящем кругу знаменитостей - и не только как основательница музея. Жизнь самой мадам - готовый сюжет для приключенческого романа.
Как непросто было устроить свою судьбу девушке XVIII столетия! Особенно если она не блистала красотой, а в качестве приданого имела лишь "славное" имя своего отца - Гроссхольц. Слава его была, увы, худой. Мари с детства привыкла к тому, что люди сторонятся их, будто прокажённых. Это и понятно, ведь её отец - потомственный палач. Мать Мари не любила угрюмого мужа, отдав своё сердце молодому красавцу-скульптору Филиппу Вильгельму Куртиусу. Во время одной из ежедневных ссор она бросила мужу в лицо: Мари - не его дочь, а Куртиуса. Палач и бровью не повёл. А утром преспокойно выставил обеих за дверь. Мать вместе с девочкой переехала к своему любовнику.
На официальном сайте музея у этой истории куда более благообразное начало: "Её отец был солдатом и участвовал в Семилетней войне. Он погиб за два месяца до рождения девочки, так и не увидев её. Овдовевшая мать работала экономкой в доме доктора Филиппа Куртиуса, а потом вышла за него замуж".
Филипп Куртиус отнюдь не бедствовал, как большинство его товарищей по цеху в те времена. Поставщик двора Его Величества короля Франции, он отливал из воска изображения монарха, его многочисленных чад и домочадцев. Малышку Мари невозможно было вытащить из мастерской отца. И вскоре он начал обучать её всем премудростям своего ремесла. Ученица оказалась на редкость способной, и Куртиус благодарил Бога за такую помощницу - один он уже не справлялся с потоком заказов. Парижане наперебой заказывали свои портреты скульптору, лепившему самого короля. В мастерской побывали Бенджамин Франклин и Вольтер. Как раз фигура Вольтера стала первой, которую самостоятельно изготовила 17-летняя Мари. Куртиус понял, что у его дочери настоящий талант, и вскоре доверил ей снять посмертную маску Жан-Жака Руссо. Мари трудилась над заказами целыми днями, а по вечерам позволяла себе "отдохнуть": лепила портреты гостей
Куртиуса - известных политиков, философов, поэтов.
О юной художнице узнали при дворе... В один прекрасный день ошеломлённой и обрадованной девушке было велено явиться в Версаль: отныне её обязанность - обучать мадам Элизабет, сестру Людовика XVI, пожелавшую овладеть искусством скульптуры. Девять лет Мари провела в роскоши Версаля. Появлялись всё новые и новые восковые фигуры, её мастерство изумляло придворных. Жизнь казалась безмятежной, будущее - ещё более блестящим.
Всё изменилось 14 июля 1789 года. После штурма Бастилии монархия пала, и Мари с матерью оказалась в тюрьме - в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона Бонапарта. Женщинам уже остригли волосы - на площади их ждала гильотина. Однако через некоторое время их неожиданно освобождают. Почему, история умалчивает.
Придворная художница на свободе, но подозрения в симпатиях к осуждённым с неё не сняты. Мадемуазель Гроссхольц должна ещё заслужить доверие революционеров! И она заслужила его, изваяв посмертные маски тех, с кем каждый день встречалась в коридорах Версаля, в том числе Людовика и Марии-Антуанетты. Для работы ей требуются настоящие волосы. Где их достать? Да с голов казнённых на гильотине! В кругу парижских палачей Мари по-прежнему считают дочерью Гроссхольца, и она получает всё, что ей требуется. Она поспешно отмывает окровавленные головы своих бывших посетителей и работает, работает над коллекцией. Теперь у Мари новые заказчики: Дантон, Демулен, Робеспьер.
В мастерской Куртиуса вновь кипит работа - только бы поспеть за гильотиной. Наэлектризованная ежедневным зрелищем смерти, толпа требует крови, всё равно чьей. Однажды врагами почему-то объявлены подданные Германии, и Куртиус, немец по национальности, вынужден бежать из Парижа. Мари остаётся одна.
Однажды за ней пришли. Потребовали взять всё необходимое для работы и проводили в некий дом. В комнате наверху в металлической ванне остывало тело Марата, заколотого сторонницей короля Шарлоттой Корде. Революционные гвардейцы ещё не успели увести преступницу, и Мари жадно впилась взглядом в лицо Шарлотты, запечатлевая в памяти её черты. Она механически делала свою работу, поглощённая неожиданной идеей. Вернувшись домой, приняла решение: создавать не только фигуры, но и целые сцены. Так появилась первая - Марат и Шарлотта.
В 1794 году умер доктор Куртиус, и Мари унаследовала его дело. Ей было к тому времени 33 года. Через несколько месяцев после кончины отца она познакомилась с инженером Франсуа Тюссо и вскоре обвенчалась с ним. Через год у Мари родилась девочка, но прожила совсем недолго. Потом следует рождение двух сыновей. Наконец-то у неё есть настоящая семья! Но вскоре Мари приходится признаться самой себе, что она сделала не слишком-то удачный выбор. Франсуа оказался любителем выпить и азартным игроком. Всё, заработанное женой, он умудрялся спускать в карты.
А спускать было что. Дела в мастерской идут превосходно, имя мадам Тюссо известно всему Парижу. Бывшая соседка по тюремной камере, а ныне императрица Жозефина, приглашает её во дворец Тюильри, чтобы сделать скульптурное изображение головы Наполеона... Восковые фигуры мадам Тюссо скоро не оставят места в мастерской самой художнице. Её коллекцию должны увидеть тысячи людей! - твердит про себя Мари.
В 1802 году она решается. Уходит от мужа, оставляет младшего сына у матери, а со старшим Жозефом отправляется в путешествие по Британским островам. Её восковые фигуры потрясают английскую публику, чтобы увидеть их, люди выстраиваются в очереди. Но через два года - очередное испытание: грузовой пароход идёт на дно с большей частью коллекции. Мадам выслушала это известие, не поведя бровью. Как когда-то её официальный отец-палач, узнавший об измене жены. Она начинает всё сначала - благо остались формы для отливки. Коллекция воссоздана.
Путешествие Мари продолжалось тридцать лет и три года. Она так никогда и не вернулась на родину. Лондон и Шотландия, Ирландия и Уэльс... Ей нравилась Англия, нравилось переезжать из города в город, нравилось наблюдать восторг и ажиотаж вокруг своих творений. Очередной сезон открывался новыми фигурами: Вальтер Скотт и Шекспир, сэр Нельсон и маленькая девочка - королева Виктория. На глазах современников в воске застывала История...
Мари-художницу по-прежнему особенно интересуют злодеи, совершившие громкие преступления: их лица кажутся такими выразительными, каждое - словно театральная сцена, на которой перед потрясённой публикой разыгрывается трагедия. Эдинбургский палач Джон Вильямс разрешает мадам доступ в тюрьму, и Мари снимает маски с преступников накануне казни, а иногда и после неё. Так постепенно она заселяет свою "Комнату ужасов".
К моменту смерти мадам Тюссо в 1850 году (ей было 89 лет) её работы известны далеко за пределами Англии. В 1884 году благодаря её внуку, Джозефу Рэндалу Тюссо, у коллекции появился постоянный адрес. Кстати, неподалёку от улицы Бейкер-стрит, где сегодня размещается музей.
Мадам обрела вторую жизнь в кругу своих творений. Интересно, о чём они беседуют, когда последний посетитель покидает музей, в залах гаснет свет и смотритель запирает двери на замок?