Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, или Время и История


Информационный Канал Subscribe.Ru

Властелин Времени: технология практической жизни

Властелин Времени. №46

Ó Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА)

тема 1) общие сведения о времени (представление):

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ,
или Время и История

Один из наших читателей обижается на нас за физиков, обвиняя в некорректности и невежливости. Сетует, мол, физики физикой занимаются, а психологи психологией. Советует не трогать физику, физиков и их исследования. "Принимая ваш подход к другим разделам физики, мы бы до сих пор жили в каменном веке" (цитата из письма).

Дорогой наш читатель, а мы и так живем в "каменном веке", правда, механизированном и модернизированном. Как мы поняли, под "каменным веком" вы имеете в виду дикость человеческую? Так с этим все в порядке, имеется с лихвой.

Возможно, некоторые ученые, не только физики, и ушли от дикости. Но на все население земли это явно не влияет.

Нас, правда, удивляет, что вы весь прогресс физикам приписываете. А как же другие исследователи - биологи, историки, химики, математики и другие? Мы не ставили своей целью обижать физиков. Физики, они и в нашей команде есть. Думаем, дело в другом.

Дело именно в нашем подходе, особенном подходе к исследованиям.

"Физики занимаются изучением природы, психологи занимаются изучением восприятия природы. И не надо путать эти понятия…" (цитата из письма)

А мы ничего и не путаем. Просто интересно, где провести границу для исследователей? Где и как разделить физику и химию, физику и математику, химию и биологию, историю и социологию? И так обстоит дело во всех дисциплинах. Этих границ нет, они все условные и искусственные. Границы придумали люди.

Выделяя из целого знания свои направления исследования, ученые, видимо, слишком увлеклись. Их маленькие направления, модели, темы заслоняют от них целостную картину мира. Отделившись и замкнувшись на себя, они не слышат и не понимают соседей по "кочкам". В каждом из направлений создается своя система понятий, "свой язык", модели. Все это очень ограничивает и усложняет обмен информацией и последними достижениями между различными науками и направлениями, иногда делая его практически невозможным.

Психология не стала исключением. Будучи одной из молодых наук, психология включает в себя множество направлений, очень слабо взаимодействующих между собой. В основе каждого направления психологии лежит своя модель (как бы модель описания психических процессов и устройства психики человека) и собственный понятийный аппарат, систему внутренних правил, аксиом и допущений. Все это очень осложняет взаимодействие между психологами, обмен опытом и новыми наработками. Так, встречаясь, психологи обычно уточняют, к какому направлению относят себя и какой школы придерживаются. Это помогает, улучшая понимание, так как школы проповедуют зачастую взаимоисключающие модели и принципы. Такая вот странная ситуация.

С точки зрения временных исторических этапов развития и становления науки это все объяснимо и естественно. Все вышеизложенное, являясь этапом исторического развития, на наш взгляд, вполне поддается осознанию, корректировке и исправлению.

Но на данном этапе развития науки такая ситуация уже мешает развитию науки и накоплению знания. При этом такая раздробленность и обособленность не только между химией, психологией, физикой, историей, социологией и математикой, но и между различными школами, подходами и течениями внутри самих наук значительно уменьшает доступность полученных знаний и научной информации для простых жителей. Даже если обывателю удается получить эту информацию, он захлебнется в ее пестроте и несогласованности.

Мы, занимаясь психологией, психологическими исследованиями и просветительством в области психологии, вовсе не намерены конфликтовать с физиками или представителями других наук. Мы открыты и готовы к сотрудничеству. Нам кажется, что уже пришло время собирания данных различных направлений науки.

Психология занимается изучением человека и психологических процессов, восприятия человека и психологических особенностей взаимодействия между людьми. При этом многие другие науки занимаются так же изучением человека и его природы. И как разделить наш объект исследования? Глупо? А ведь было принято делить.

Так, к примеру, медицина, занимаясь физиологией, слабо учитывала психику и психические процессы и явления. Психиатрия, выросшая из медицины, изучая процессы работы нервной системы, не учитывала психологию и другие направления человекознания. Такие как социология, культурные особенности, историческое развитие общества и т.д. Потому что все это влияет на человека и поэтому нельзя не учитывать.

Думаем, шутка "все болезни от нервов" говорит о многих нюансах взаимодействия психиатрии, медицины (кстати, и "традиционной", и "нетрадиционной", которые тоже не очень ладят между собой), биохимии, биофизики. Психология, занимаясь психологическими аспектами человекознания, не может не учитывать физиологических, биохимических, биофизических и психических (это психиатрия) процессов, происходящих в человеке. Это не наши области знания, но не учитывать их данные невозможно.

Искать ответ на вопрос, что первично в человеке, физиологические процессы, психические или психологические, бессмысленно. Все эти процессы в человеке сильно и тесно взаимосвязаны. Разделить их и искать первичность вообще (а не в каждом частном случае) невозможно.

Так, например, у человека психологические проблемы на работе, он ссорится с коллегами и начальником. Как следствие, нервничает. В результате нервного перевозбуждения может потерять аппетит. Систематическое повторение может привести к расстройству системы пищеварения и желудочно-кишечного тракта (это физиологическое явление) и так далее, вплоть до заболеваний в этой области, которые придется долго и серьезно лечить.

В данном примере первичным была психология и психологическая проблема, вторичным психические процессы, расстроившие функционирование физиологических механизмов в организме человека. И дошло до медицинского вмешательства. А все может быть и с точностью до наоборот.

Вот, например, у человека болит желудок, расстройство кишечника (накануне съел что-то несвежее). Ему надо идти на работу, и он начинает нервничать (это еще нервная деятельность и психические явления, а не психологические процессы). Придя на работу, ссорится с коллегой и другом из-за мелочи, которая и раньше раздражала, но терпелось ради дружбы. Происходит психологический конфликт и мощный выброс эмоций. В дальнейшем ему уже сложно работать в этой команде, и он будет вынужден уволиться. Проблема из психологической перерастает уже в социальную (совершенно другая сфера знания, хотя и близкая, родственная).

Мы показали, что, зародившись как биологическая или физиологическая проблема (как небольшое, временное расстройство кишечника человека) переходит в другую область знания. Проблема из физиологической (область физиологов и медиков) переходит в психологическую, а затем и в социальную.

Как быть людям из наших примеров? К кому обратиться за помощью? К медикам, ведь во втором примере физиология была первична? Врач выпишет таблетку от поноса, и вы не поссоритесь с другом, не уволитесь с работы. Юмор получается, смешно! Но в реальной жизни это подчас весьма трагично. А в первом случае, маленькую психологическую проблему можно было урегулировать сразу, психологически, и не доводить до медицинского вмешательства в организм, да невежество мешает (не только простые люди, но нередко и сами ученые очень плохо себе представляют границы и взаимосвязи, переходы и стыки между науками).

Думаем, вы сами знаете немало подобных ситуаций, и мало кому они приносят смех и веселье. Хорошо еще, если эти таблетки не запрещены из экономических или политических соображений. Проблемы личности осложняются и таким образом.

Люди страдают, а ученые мужи и дамы спорят о разделении сфер исследования и о том, что первично.

Кстати, именно время является как бы критерием, вскрывающим все эти нестыковки. "Время покажет!" - как часто говорим и думаем мы.

И время действительно показывает, расставляя все на свои места. Правда, "воды утекает много", и не только воды. Долгие это процессы, потому что люди ленятся думать, боятся думать.

Вот оно какое, историческое время. (ЦСкА. 04.11.2002)

* * *

До следующих встреч! Ваши отзывы и замечания можете поместить на http://www.zovu.ru/forum/aforum.isa?zap=1101. Или пишите: zovu@baza-r.ru . P.S. А ссылки на Ваши публикации можете ввести в наш каталог, зарегистрировавшись в качестве пользователя интернет-библиотеки Института (http://www.zovu.ru/public/noindex.asp?St=1&gip=1 ). Ó Пресс-центр ЗоВУ. 2002.

Избранные ссылки наших ресурсов:
* Золотые Врата Урала * Диалоги о жизни, тайнах и людях * Властелин Времени * Дельфийский Оракул * Поздравления * Любовь * Словарь * Музыка * Психология * Каталог библиотеки * Все форумы * Экспресс-опрос по рассылке *
Интернет-спонсор рассылок Российский бизнес-портал "Baza-R" www.baza-r.ru.

Нравится ли рассылка
очень плохо
плохо
средне
хорошо
отлично

Если у Вас что-то вдруг не сработает при голосовании, то зайдите и проголосуйте по этому адресу: http://www.zovu.ru/opros.asp



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное