Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ


Информационный Канал Subscribe.Ru

ra01

Властелин Времени (технология практической жизни). №17

(рассылка для "вольнослушателей" в честь 5-й годовщины Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ) http://www.temp.zovu.ru/ и российского культурного портала "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ ЦСкА): http://www.zovu.ru )

тема 2) психофизика и психофилософия Времени (обоснование):

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ

Психологически все люди неодинаково воспринимают время, каждому свойственны определенные индивидуальные особенности. У одних это - плавное течение. У кого-то время движется рывками, скачкообразно. Или оно сжато, или растянуто. Для кого-то как пустое пространство, а для кого-то насыщенное событиями и т.д. Просто многие люди на это никакого внимания не обращают, поэтому такой проблемы как бы и не существует. И, при неразвитости чувств и восприятия, многие ориентируются только на условное время (показания часов и "сигналы точного времени" вещающих радиостанций), принятое "по договоренности". Этой проблемы в дальнейшем мы еще коснемся…

А еще имеет место деление времени на прошлое, настоящее и будущее, что тоже является сложным и до сих пор недостаточно проясненным вопросом. Вопрос этот не просто философский или психологический, вопрос связан с органами и механизмами восприятия времени. В разном возрасте люди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему: Молодые устремлены в будущее, пожилые часто смотрят в прошлое. В частности, это связано и с тем, что люди и физически, и психологически настроены на "ощущение" времени: они "смотрят" и "видят" время - время своей жизни, время окружающих событий и предметов… Люди воспринимают время, но не видят "вечности" и "небытия" (для них эти понятия так и остаются абстракцией высокой степени или философской категорией, несмотря на свою реальность). У молодых "вечность" и "небытие" позади, т.е. фактически для восприятия позади "пусто", остается смотреть только вперед, в так называемое "будущее", которое и есть для них фактическое время (для молодых "прошлого" еще фактически как бы и нет). Но подсознательно они еще несут информацию о "вечности" и "небытии", поэтому в молодые годы все абсолютно уверены, что "никогда не умрут".

В зрелые годы накапливается опыт пребывания в пространственно-временном континууме, как в неком коконе, или скафандре. Этот опыт настолько осязаемо реален и обширен, особенно в сравнении с давними детскими ощущениями, что большинство людей всерьез отказывается "от корней", от "вечности", и становится якобы "здравомыслящими", "материалистами" и "атеистами". С возрастом люди все крепче держатся за этот "непосредственный" опыт, потому что впереди маячит "будущее" со всеми его мифами о "конце трудовой деятельности", "пенсии и старости", "болезнях и смерти". Такое "будущее" пугает, многие начинают патологически "тормозить" "старение". От будущего отворачиваются. И чем оно ближе, тем сознательно и подсознательно "дальше" убегают от него. "Реально" для них только "прошлое", наполненное их собственным опытом.

В результате, в какой-то момент, "проскочив" опыт зрелости, психологически люди вновь оказываются как бы "в детстве", но с обратным знаком. Время личности "захлопывается": позади его нет дальше рождения, впереди тоже нет - дальше смерти. Время как бы "осязаемо замкнут на мне", а рассказы об "объективном времени" неубедительны, так как лично "ко мне" вот сейчас не относятся. Здесь наступает либо смирение, либо отчаяние. Для одних время духовного прозрения: в вопросе где реальность, а где иллюзия. Для других - время разочарований и психологического и физического распада.

Но все это, естественно, словами не доказывается: слова у каждого наполняются в течение жизни уникальными смыслами личного опыта. У каждого свой урок, свой путь. Каждый самостоятельно проходит этот путь. Здесь, во времени, реален только личный опыт…

Далее, как утверждают психологи, существуют и половые отличия восприятия времени: мужчины склонны к большей актуализации будущего, а женщины – прошлого, которое психологически для них является более значимым. Это тоже вполне объяснимо. Мужчины в любом возрасте остаются больше "мальчиком" или "молодым", чем женщины. Такова у них эволюционная роль (см. "Секс - это бесполость природы" на сайте "Диалоги о жизни, тайнах и людях" (XXI век: Психология людей новой цивилизации) http://www.zovu.ru/1d). Они охотники, разведчики, искатели и добытчики. А вот женщины эволюционно ответственны за закрепление и сохранение опыта, за выживание вида. Поэтому женщина, даже в маленьком возрасте, - это больше "девочка-мать", чем просто девочка, чем просто ребенок. В итоге, рационализированное "непонимание" между мужчиной и женщиной распространяется даже на восприятие "времени": мужчина и женщина противоположно, с разных сторон, воспринимают время.

Эмпирически же жизненный путь каждого (обучением и воспитанием соответствующим образом, то есть фактически под давлением "взрослых", социально-педагогическим насилием против ребенка!) жестко привязывается к возрасту, к так называемым "теории личности" и "детерминизму", к "бытовому материализму" необразованных и интеллектуально примитивных, а также к социуму в форме "субъекта деятельности в определенном обществе в определенную эпоху". Все это "внедряется" в сознание насильственным путем как "информационный образовательный минимум", "само собой разумеющееся" и "очевидное", как неоспоримый "догмат" и "факт", "вечная и абсолютная истина" и "формальная логичность"… Думается, отсюда понятно, каким образом "социальный мистицизм", опирающийся исключительно на традиции, происхождение которых никому уже не известно, самыми НЕНАУЧНЫМИ методами проникает во все поры жизни: науку, педагогику, культуру и т.д. Всякая альтернатива, угрожающая этим якобы "фундаментальным основам", отвергается и вытесняется. Отсюда и искажения в нормальном понимании времени (к этим вопросам позднее мы тоже вернемся).

Происходит это очень простым образом. Ребенка, с детства "воспитывая" заранее определенным способом, насильственно социализируют. "Стирают" информацию, которую новорожденный человек принес в этот мир, и, как на "чистую доску", записывают другую информацию. Этим самым на тонкие живые природные информационные матрицы грубо, будто топором, накладываются примитивные "социальные письмена". Из ребенка, как из живого дерева вырезается, например, общественно-полезная свистулька, делают нечто "социально допустимое". А потом говорят: из дерева можно сделать свистульку, которая зависит от воли сделавшего ее - это истина. Личность ребенка “развертывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной мере ими определяется”. В итоге, как "гениально" "догадались" воспитатели, личность формируется "социальным окружением" и "окружающей средой"! Получается, что это - тоже истина, тоже научно. Почему? На каком основании? Это противоречит самой научной методологии. Происходит ряд незаметных для неискушенных в научной методологии подмен и подлогов. Получается, нам всем с детства навязывают определенное понимание времени, "записывают" в сознание так, что потом это кажется "очевидным" и само собой разумеющимся, как рука, нога, гениталии, зрение, слух и т.п. Эти "социальные предрассудки" мешают не только пониманию ВРЕМЕНИ, в чем тоже очень и очень следует разобраться как в источниках жизненных проблем.

Что касается научнейшей постановки вопроса восприятия времени, некоторыми исследователями допускается некая точка "физического" или "истинного" настоящего, которая якобы не имеет длительности и четко разделяет прошлое и будущее. Вам это не напоминает другую такой же степени абстрактности гипотезу о "сингулярности" "Большущего взрыва"? А вот на практике эта "граница времен" или "видимое воочию настоящее", по мнению американского ученого У.Джеймса, должна длиться примерно 12 секунд, чтобы быть психологически воспринятым как настоящее. Впрочем, количественные значения могут быть разными: наш отечественный исследователь Б.И.Цуканов считает, что индивидуальные значения “действительного настоящего” находятся в пределах от 0,7 до 1,1 секунд (к этому на практике мы еще вернемся в разговоре о типах темперамента).

В нашем восприятии и сознании, время - это, конечно, нечто целое, условно разделенное на прошлое и будущее… Поэтому, разумеется, ученые и могут устанавливать "взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим" (будто возможно иное), когда в переживаниях люди впускают прошлое и будущее в свое настоящее. Это учеными называется "временной перспективой". Ученые, таким образом, дошли до включения будущего и прошлого жизни в контекст настоящего, но еще почему-то не дошли до включения прошлых и будущих жизней в контекст настоящей жизни, хотя это тоже имеет для "личности" стратегическое значение. Мешают социально (но не научно) принятые в науку какие-то "метафизические" аксиомы, допущенные из якобы "очевидностей" насаждаемого представления о миропонимании. Словом, "мое прошлое влияет на мое настоящее" и "мое будущее в моих мечтаниях тоже влияет на мое настоящее", а вот мои прошлые и будущие жизни, по науке, еще не влияют, потому что "теория реинкарнации" на Западе так или иначе (как бы неофициально) отлучена как от науки, так и (официально) от западных религий. У науки и религии своя история, а нам что же теперь делать - дожидаться еще пару столетий или тысячелетий, пока наука и религия гарантированно разберутся в своих гипотезах на время?! Или переехать на местожительства восточнее?!

(продолжение следует)

До следующих встреч! С уважением, Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ http://www.temp.zovu.ru/) и команда ЗоВУ http://www.zovu.ru . Ваши отзывы и замечания по рассылке вы можете поместить на форум-гостиную http://www.zovu.ru/forum/aforum.isa?zap=1101. Пишите по адресу zovu@baza-r.ru .

P.S. Мы открыты для сотрудничества. С нами можно пообщаться о размещении Ваших публикаций. А ссылки на Ваши публикации в Сети Вы можете ввести в наш каталог сами, зарегистрировавшись в качестве пользователя интернет-библиотеки Института (http://www.zovu.ru/public/noindex.asp?St=1&gip=1 ).

Приглашение на вторую рассылку РИТМ: "XXI ВЕК: ПСИХОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ" (Диалоги о жизни, тайнах и людях) - http://www.zovu.ru/1d или http://subscribe.ru/catalog/psychology.ppsl



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное