тема 2) психофизика и психофилософия Времени (обоснование):
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ
Есть часики, которые ритмично (маятникообразно) "тикают" и что-то там отсчитывают, а есть наш организм, который в природной среде как-то там пребывает. А состоянием нашего организма, в частности, занимается психофизиология
(хотя и не только она). Вопрос "времени" при этом, согласно этой науке, становится одним из важнейших составных элементов адаптации людей к текущему времени для ориентации в конкретной среде их обитания.
В принципе, в организме людей много "часиков", своеобразно отсчитывающих время: сердечные сокращения, дыхательные циклы, циклы обмена веществ и т. п. Все они связаны с функционированием так называемых "биологических часов". Здесь можно остановиться подробнее и сослаться на исследования Б.И.Цуканова, который субъективный образ длительности связывает с четко определенным временным промежутком, выступающим в качестве индивидуально заданного интервала и совпадающим с длительностью эндогенных изменений. Такая субъективная единица восприятия объективного времени примерно равна 0,87 – 0,89 сек. (Мы к этому еще вернемся при описании типов темпераментов). Но ученые до сих пор еще не совсем разобрались в самом механизме “биологических часов”. "Центр управления" этими "часами" вроде бы находится в головном мозге, оттуда и идет
воздействие на гипофиз. А гипофиз задает ритм всем железам, регулирующим жизнедеятельность человеческого организма.
В вопросах психофизиологии, наверное, лучше сослаться на конкретные исследования и точные измерения. Например, Ж.Пиаже считает, что у людей есть уровень "непосредственно переживаемого" времени (как животный уровень), длительность которого примерно равняется 2 сек, и есть уровень "оцениваемого" времени (социальный уровень
).
Если дальше смотреть на биологическую хронометрию, то еще во второй половине XIX века Вундт ставил психофизические опыты на оценку продолжительности хронометрических ударов. Исследования в этом направлении открыли, что люди по-разному воспринимают внешне заданные длительности. Далее выяснилось, что одни люди недооценивают (а следовательно, переотмеривают, "перебирают
" время) (по-научному, - язык сломаешь, пока выговоришь! - тахихронический тип), а другие - переоценивают временные интервалы (а значит, недоотмеривают, недобирают) (по-научному, - еще не легче! - брадихронический тип).
Таким образом и встает вопрос о точности восприятия времени (и количественно, и качественно), которое зависит от множества других различных условий. Например, установлены следующие закономерности восприятия времени: 1) короткие интервалы переоцениваются, а длинные недооцениваются (это именно особенность восприятия, можете проверить!); 2) чем более разделенным на мелкие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется в восприятии; 3) зрительные сигналы кажутся более длинными (во времени), чем слуховые; 4) высокозвуковые периоды кажутся более длинными, чем периоды времени, ограниченные низкими звуками (естественно, в пределах человеческого восприятия); 5) усложнение деятельности ведет к недооценке временных интервалов (концентрация внимания не на времени); 6)
время, структурированное интересными впечатлениями представляется скоротечным, а в воспоминаниях о нем - очень продолжительным; и наоборот (ну, это уж каждый на своем опыте знает - приятное свидание, хороший фильм или спектакль, встреча с близкими друзьями и т.п.!), 7) время, не заполненное впечатлениями, кажется длинным, а в воспоминаниях представляется коротким или даже практически несуществующим (Ожидание транспорта на остановке или на вокзале, ожидание приема у врача или начальника и т.п.). А почему такое ощущение - экспериментируйте и исследуйте сами (долго рассказывать
!).
Возрастные особенности
тоже влияют на точность восприятия времени. Например, 6-7 летние дети могут довольно точно отмерить кратковременные промежутки времени, но зато на словах на порядок переоценивают. А у 7-19 летних переоценка временных интервалов, по некоторым данным, может доходить до 175%. В полной мере, как считается, способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам. Но на самом деле это - пик социальной агрессии на психику детей. В этот момент происходит кризис взросления: ребенок смиряется перед натиском социума и так или иначе принимает отведенную ему социальную роль и нишу. Снова личность отходит от социальных критериев оценки времени уже к глубокой старости.
Мы открыты для сотрудничества. С нами можно пообщаться о размещении Ваших публикаций. А ссылки на Ваши публикации в Сети Вы можете ввести в наш каталог сами, зарегистрировавшись в качестве пользователя интернет-библиотеки Института (http://www.zovu.ru/public/noindex.asp?St=1&gip=1 ). Пресс-центр ЗоВУ (ЦСкА). 2002.