Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

КОРОТКО О НАУЧНОМ КРЕТИНИЗМЕ


Информационный Канал Subscribe.Ru

ra01

Властелин Времени (технология практической жизни). №16

(рассылка для "вольнослушателей" в честь 5-й годовщины Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ) http://www.temp.zovu.ru/ и российского культурного портала "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ ЦСкА): http://www.zovu.ru )

Примечание: Внимание, заранее просим извинения, если кому тон этого материала покажется резковатым. Но без такой существенной оговорки, сделанной нашими филологами, нельзя серьезно читать научные статьи и монографии. Если мы этого не учтем, то просто запутаемся в том, что нам рассказывают ученые в любой сфере науки. Причем, заметьте, мы имеем в виду не личности ученых, а говорим о научной действительности, которую тоже следует осваивать критически!

тема 2) психофизика и психофилософия Времени (обоснование):

КОРОТКО О НАУЧНОМ КРЕТИНИЗМЕ
(не очень лирическое, но очень своевременное отступление)

Потому что это имеет огромное значение и в осмыслении темы "ВРЕМЕНИ". Значит, нам с вами нужно кое о чем договориться, прежде чем рассуждать о чем-либо дальше (по крайней мере, например, о том, с какой точностью, с какой степенью приближения мы рассуждаем!).

Настораживает нас не только качество инструмента договоренности, а более всего отношение к этому инструменту и степень мастерства владения этим инструментом.

Да мы имеем в виду ЯЗЫК, на котором договариваются, что-то определяют и что-то передают от одних к другим.

Многим людям свойственно пренебрежение языком, на котором они говорят и выражают свои мысли. Похоже, давно утрачено осознание креативности, модальности, атрибутивности СЛОВА, его значение и смысл, его воздействие на психологическое восприятие мира и на социальное поведение людей.

Люди давно уже не понимают, что они до сих пор еще ТВОРЯТ "словом", как это предписывалось Богу.

Ученые, как мы понимаем, тоже люди. И это легковесное отношение к языку выражения мыслей ("плюс-минус трамвайная остановка") ученые люди довольно-таки легкомысленно переносят в сферу научной терминологии (обратите внимание, при этом мы говорим не о научных работах и открытиях ученых, а только о языке выражения мыслей). Иначе они не стали бы "изобретать", к примеру, явно "дурацкие" "времена", вроде "психологического", "художественного", "исторического" и т.п.

Да, мы прекрасно понимаем и научные мотивы и доводы специалистов (и не надо излишних оправданий!), но вот они сами, словно недовоспитанные дети (благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад!), явно не хотят знать многозначности слов и смыслов, а также их "волшебного" воздействия на само восприятие и психику в целом.

К сожалению, это горькая правда!

Цитата по этому поводу из нашей другой работы: "…Лучше всего понять, осознать на опыте, чтобы иметь возможность хоть как-то обмениваться словами (ориентировочно) об этом предмете.

Ну, с чем это можно сравнить? К примеру, можно ли словами четко и понятно описать устройство современного телевизора? Наверное, можно. Но, обратите внимание, тот, кто действительно (на своем опыте) разбирается в устройстве и принципе действия телевизора, написанное поймет, а вот, тот, кто в телевизоре ничего не понимает и видел его только со стороны, не поймет, как тут красиво и точно не описывай. Есть что-то ускользающее даже в этой простоте, как телевизор, не передаваемое словами.

Или же взять компьютерные игры. Если игрок выше первого уровня не поднимался, то он вряд ли поймет опыт и переживания того, кто был на девятом уровне. Никакие слова и точные инструкции по игре не помогут. А вот другой, тоже бывший на девятом уровне, поймет. И тогда они на равных могут обменяться уточняющей их опыт информацией даже словесно. Между прочим, именно в этом предназначение языка: общение с целью уточнения и ориентации, а не замена или подмена опыта!.."

А зря не учитывают ученые законы и свойства языка! Потому что они даже не "читающую общественность дурят", а в первую очередь вводят в заблуждение самого себя, задают изначально неверный критерий в своем стремлении к "научной чистоте" эксперимента. И добившись в своей отрасли каких-то, пусть даже "классных", результатов для "народа", начинают косноязычно трубить об этом на весь свет (каждый кулик свое болото хвалит и свою кочку зрения имеет!).

Каждый специалист при этом свято убежден, что он открывает самое важное, а "детали" доведут "остальные", то есть другие специалисты, "смежники" и "не смежники"! В этом случае, сами понимаете, химик живет в химической реальности, физик - в физической, психолог - в психологической и т. д. А "детали" - это все то, что простирается за пределами данной конкретной науки (физики, математики, химии, истории, политологии и т.д.). Наверное, доктор химии просто убежден, что кандидат физики и математики предложит академику истории модель понимания нового химического открытия, а тот покажет преемственность поколений в переустройстве общества в свете новой химической теории исторически просвещенной народной массе. Это, извините, не смешно, а грустно. И даже трагично. Сколько судеб ломается, сколько людей страдает, сколько поистине тяжелых проблем возникает…

Но, как говорится в восточной притче, "что хорошо для портного, то не годится сапожнику". О какой "объективности" идет речь, если восприятие всегда только "субъективно"? О какой объективности может идти речь, если предлагается явно "уродливая" (то есть, извините, научно узкоспециальная, которую выдают за универсальную) модель действительности, не отражающая ЦЕЛОСТНУЮ МНОГОМЕРНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Извините, плоский срез не есть пространство, а карта территории не есть конкретная местность. И если в маленьких бытовых масштабах (двора, деревни, города) недостающее дорисовывается памятью, воображением и, главным образом, опытом, то что же говорить о масштабах космических или других внеопытных?.. Ясно, о чем речь?

К сожалению, они, ученые специалисты, похожи на детей, которые, играя в войнушку, роют траншеи и в своем эмоциональном азарте искренно не отдают себе отчета в том, что здесь будет после них, кто и как потом будет практически использовать эти траншеи, брошенные игрушки… Но часто и ученые сражаются в научных баталиях, и их действия могут аукнуться десятилетия и столетия спустя, как по сей день случаются трагедии от мин и бомб прошлых войн (Великой Отечественной, первой мировой и даже более ранних).

Да, ученый народ не просто пишет и говорит, а создает особую действительность, но о "божественной ответственности" за свои легкомысленные творения говорить при этом не приходится. Именно это обстоятельство узости научного мышления и человеческой безответственности мы и называем НАУЧНЫМ КРЕТИНИЗМОМ. Не случайно в свое время Козьма Прутков выдал знаменитое изречение: "специалист подобен флюсу"! Мы часто забываем, что главное наше образование должно быть ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ и ЧЕЛОВЕЧНЫМ!

Например, неужели просто непонятно, что по-русски "психологическое время", "психологическое восприятие времени" и "восприятие времени" - это не синонимы, не то же самое разными словами? Или авторы статей, заранее неправомерно подразумевая ту же логику восприятия, какая лично у них, и у своих читателей, в ущерб терминологической и смысловой точности наперегонки стараются "разнообразить" слова и так "красиво писать", будто сочиняют восточную орнаментальную прозу!? К примеру, во избежание повторов стараются одно и то же называть разными словами, как будто делают все возможное, чтобы запутать тех, кто захочет понять ход их мысли. И соответственно выдают перлы вроде: "психологическое время отличается от хронологического" или от какого-то еще другого времени. Что этим сказано, какая истина выражена?! Между прочим, вот этот научный кретинизм касается не только сочинений по "проблематике времени", а, пожалуй, господствует во всех отраслях науки - в особенности с XIX и XX веков - по сей день!

Вот теперь можно говорить дальше, если вы хотите корректно и аккуратно, без "подлогов" и наивных заблуждений, непредвзято и критично (это касается и вот этого текста) обдумывать лично проблему времени.

Да, Вам придется лично открыть СВОЕ ВИДЕНИЕ ВРЕМЕНИ. Потому что все говорящие говорят о своем собственном восприятии времени, а не о ВАШЕМ. Да, мы говорим об индивидуальных особенностях восприятия времени.

(продолжение следует)

Анонс: в следующем выпуске читайте "Психология восприятия времени"

До следующих встреч! С уважением, Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ http://www.temp.zovu.ru/) и команда ЗоВУ http://www.zovu.ru . Ваши отзывы и замечания по рассылке вы можете поместить на форум-гостиную http://www.zovu.ru/forum/aforum.isa?zap=1101. Пишите по адресу zovu@baza-r.ru .

P.S. Мы открыты для сотрудничества. С нами можно пообщаться о размещении Ваших публикаций. А ссылки на Ваши публикации в Сети Вы можете ввести в наш каталог сами, зарегистрировавшись в качестве пользователя интернет-библиотеки Института (http://www.zovu.ru/public/noindex.asp?St=1&gip=1 ).

А Вы давно не были на нашем сайте? Пресс-центр ЗоВУ (ЦСкА). 2002.

Приглашение на вторую рассылку РИТМ: "XXI ВЕК: ПСИХОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ" (Диалоги о жизни, тайнах и людях) - http://www.zovu.ru/1d или http://subscribe.ru/catalog/psychology.ppsl

Внимание: на рекомендуемой рассылке вот уже весь июль публикуются новые материалы о сущности секса и любви в свете общего человекознания



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное