Дозаправка самолёта в воздухе способна заметно расширить диапазон действия крылатой машины, но это хлопотная и ответственная операция, сродни стыковке космических кораблей на орбите. А как было бы здорово научиться пополнять запас энергии на борту летательного аппарата просто по лучу! Насколько такой проект фантастичен, а насколько реален? Ответ способен удивить.
Рынок беспилотных машин разведывательного и научного назначения в последующие годы будет стремительно расти. В этом убеждена американская компания LaserMotive. И среди таких аппаратов особым спросом будут пользоваться устройства, которые могут оставаться в небе по многу суток, поставляя информацию непрерывным потоком.
Предваряя собственный вариант такой системы, компания отмечает, что научить самолёты-роботы автоматической дозаправке – технически реально, но рискованно. Может, лучше полагаться на свет? Такая идея уже располагает солидным историческим багажом.
В 2007 году британский беспилотный самолёт QinetiQ Zephyr впервые провёл в воздухе свыше двух суток, питаясь исключительно солнечным светом. В 2008-м он нарастил свой рекорд до 82 часов.
Оба достижения не были зарегистрированы официально. Но главное – стало ясно, что электрические беспилотные разведчики в принципе могут оставаться в небе неделями.
В том же 2008 году данное направление получило импульс со стороны небезызвестного агентства DARPA, запустившего конкурсную программу "Гриф" по созданию беспилотного аппарата, способного не садиться в течение пяти лет.
В соревнование за военный бюджет включились двое соперников: объединённая командаBoeing/QinetiQ с машиной более-менее традиционного облика и Aurora Flight Sciences со своим составным самолётом с Z-крылом.
Глядя на эти достижения и проекты, LaserMotive логично спрашивает: "Что если облачность будет слишком сильной?" Ответ напрашивается сам собой: Солнце нужно заменить на мощный лазерный луч, посылаемый с земли.