Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мудрость мудрых: притчи, легенды, тексты, советы...


Информационный Канал Subscribe.Ru

Subscribe.Ru : Мудрость мудрых: притчи, легенды, тексты, советы.

Мудрость мудрых: притчи, легенды, тексты, советы…

выпуск 61
28 ноября
2002 года

Глух тот,кто не желает слышать, и слеп тот, кто не желает видеть


Здравствуйте! В двух предыдущих выпусках были приведены небольшие суфийские притчи. Настало время несколько расширить эту, суфийскую, тему и более подробно рассказать о том, кто же такие суфии и в чём заключается их Путь.

Существует по крайней мере три объяснения самого слова "суфизм". Первое - от арабского слова "суф" ("шерсть"), так как аскеты-отшельники, как правило, носили власяницу, одежду из грубой шерсти. Второе - от "сафа" (чистота), подразумевая духовное совершенство аскетов, очистившихся от грехов. Есть также версия, третья, что слово "суфий" происходит от греческого "софия" - мудрость.

Суфизм возник в конце 8 веке как мистико-аскетическое течение "внутри" ислама, а окончательно сформировался только к 10 - 11 веку. Суфии, как правило объединены в ордены (братства). Их формирование началось в 12-13 веках. Орден формировался вокруг авторитетного учителя. Внешне братства отличаются друг от друга формулой и техникой зикра, организационной структурой и уставной одеждой. По существу, главное различие между ними заключается не в толковании философско-богословских вопросов, а в методах суфийской практики.

Суфийский путь делится обычно на три этапа: шариат (соблюдение правил и предписаний ислама), тарикат (путь суфийской практики) и хакихат (плод практики). Суфийские трактаты подробно описывают каждый из этапов. При этом, прежде всего, выделяются так называемые "стоянки" (макамат) и "состояния" (ахвал). "Стоянки" - это опыт, достигаемый суфиями собственными усилиями. "Состояния" - это трансперсональные переживания, которые, согласно суфийскому учению, ниспосылаются суфию Богом.

Известный теоретик суфизма 10 века ас-Саррадж в своём руководстве суфиям приводит перечень "стоянок" и "состояний". Суфий, согласно ас-Сарраджу, должен пройти 7 "стоянок" (раскаяние, богобоязненность, воздержание, бедность, терпение, удовлетворённость, упование на Бога) и 10 "состояний" (самоконтроль, близость, любовь, страх, надежда, страсть, дружество, успокоение, созерцание, уверенность).

Это далеко не единственное описание пути суфия. Например, Кушайри описывает 50 духовных состояний, а Ансари - 100. Известный персидский поэт-суфий Аттар в своей знаменитой поэме "Совет птиц" аллегорически изобразил суфийский путь и его цель в виде семи долин. Семь долин - это семь ступеней суфия.

· Первая из них - Долина Поиска, где суфий должен отказаться от своих желаний.

· Затем следует Долина Любви, в которой суфий стремится к своему Возлюбленному - Богу.

· В Долине Познания суфий воспринимает Свет Истины и начинает познавать Бога.

· В Долине Разделения суфий избавляется от зависимости.

· В Долине Объединения суфий познаёт единство всего, что раньше казалось разъединённым.

· В Долине Восхищения суфий переживает экстатическое единение Любви и Познания.

· И, наконец, в Долине Смерти суфий переживает состояние уничтожения в Боге и пребывания в Боге - капля поглощается океаном, но сохраняет в этом океане себя. Это и есть завершение пути.

Суфийская практика включает в себя самые различные методы: созерцание, молитву, повторение имён Бога (зикр), дыхательные упражнения, особые позы, экстатические танцы. Очень важным методом является зикр, способствующий, как считают многие суфии, приближению к Богу и погружению в Него. Постепенно в суфийских братствах зикр превращается в сложный ритуал, причём у каждого братства, как правило, свой особый чин зикра. Для участия в зикре суфий должен был овладеть особыми ритмизированными движениями, регламентированной в ордене позой, умением контролировать дыхание с целью достичь сосредоточения сознания. Он должен уметь соотносить движения тела с мысленным или речевым повторением формулы зикра (это в какой-то степени напоминает мантры в индийской традиции), при этом надо при задержке дыхания усилием воли как бы направлять формулу в определённые участки тела.

Суфии, за исключением нескольких братств, отличаются значительной веротерпимостью. Для них главное - не догма, а свободный поиск истины. В одном из своих стихотворений известный персидский поэт-мистик Джалал ад-дин Руми рассказывает, как он искал Бога на кресте в христианской церкви, в индуистском храме, в буддистском монастыре и в Мекке, но нигде не нашёл его. Но стоило ему заглянуть в своё сердце, как он обрёл Бога, живущего там.

И, в завершение, короткая суфийская притча "от Джами".



Во времена правления Муавии ибн Джафару из государственной казны ежегодно выдавали тысячу дирхемов. Когда стал править Язид, он довёл это пожалование до пяти тысяч. Стали его упрекать и говорить:

- На эти деньги имеют право все мусульмане, почему же ты отдаёшь их одному человеку?

- Я отдаю их всем нуждающимся Медины, потому что он ничего не жалеет для бедных, - ответил Язид.

Оказалось, что втайне от всех Язид посылал человека в Медину, и тот установил, что Джафар за месяц раздал все полученные из казны деньги, и даже вынужден был занять для себя.

Коль щедрый заключит в объятия мир,
Что станет с миром?
Станет он богаче!
Всё дервиш раздаёт, что есть в суме,-
Святой не может поступить иначе.


Ведущий рассылки - Александр
info11@mail.ru


При подготовке рассылки использовались материалы сайта sufism.ru, а также материалы из книги Карла В. Эрнста "Суфизм" и книги Лео Яковлева "Суфии".




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное