Космический Boeing заявился на службу экономичным такси
Мало пока известный проект чисто внешне вызывает ощущение дежавю. В который раз мы видим коническую спускаемую капсулу и небольшой цилиндрический приборный отсек. Выбор неслучаен. Этот корабль не предназначен для длительных полётов, зато главную задачу перевозку экипажей на МКС и обратно — должен выполнять безопасно и с умеренными расходами.
NASA, возложившее на частников задачу транспортировки грузов на МКС после ухода шаттлов, рассчитывает, что аналогичная коммерческая программа поможет Америке и в рождении новых пилотируемых аппаратов, способных летать на околоземную орбиту.
Рассчитывает не без оснований. Четвёртого июня 2010 года ракета Falcon 9 компании SpaceX успешно совершила свой первый полёт, выведя на орбиту Dragon Qualification Unit — прототип корабля от SpaceX.
Некоторые группы клеток в организме мушек-дрозофил способны передвигаться как единое целое. Чтобы более тщательно изучить этот процесс, исследователи провели генетическую модификацию клеток и заставили их повиноваться своим указаниям: двигаться за лазерным лучом. Впервые внутри живого существа.
Уникальный эксперимент провели группы Денизы Монтелл (Denise Montell) из университета Джона Хопкинса и Клауса Хана (Klaus Hahn) из университета Северной Каролины в Чейпл-Хилл.
Биологи использовали кластер из шести пограничных клеток (border cells), "обитающих" в яичниках дрозофил. Эти клетки определяют способность мушки к размножению: упрощённо говоря, если они не двигаются дрозофила не может иметь потомство. (На примере пограничных клеток учёные уже не первый год исследуют механизмы, контролирующие коллективное движение клеток в самых разных процессах.)
На простой вопрос "Зачем запускать телескоп в космос?" существует такой же простой ответ: "Да видно оттуда лучше!". Астрофизикам нужны увеличительные приборы такой разрешающей способности, что на Земле их использовать затруднительно из-за помех. Вот поэтому телескопы летят в звёздное небо. Правда, удовольствие это дорогое. Но зато существует эффективная альтернатива телескоп на самолёте.
О представителе последнего типа и пойдёт речь. Причём до сей поры постоянного бортового телескопа (то есть регулярно поднимаемого на высоту лайнером), работающего в ИК-диапазоне, попросту не было. Сейчас же, когда "Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии" (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy — SOFIA) не только "сошла со стапелей", но и впервые показала себя в деле, стоит познакомиться с этим занимательным и беспрецедентным проектом.
SOFIA совместное детище NASA и немецкого аэрокосмического центра DLR. Этот 17-тонный ИК-телескоп, диаметр главного зеркала которого 2,5 метра, встроен в отдельный открывающийся отсек самолёта-носителя Boeing 747SP.