Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Чтоб вы так жили!

  Все выпуски  

Чтоб вы так жили!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Чтоб вы так жили!

Выпуск №71. 2 августа 2004г.

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Здравствуйте!
Август - время уборки урожая. Нет, еще долго, и в сентябре и в октябре какой-нибудь овощ или фрукт будет заботливо снят, выкопан, переработан. Еще ничего не напоминает о приближающейся осени, рынок полон разнообразием, а на деревьях пока ни одного пожелтевшего листочка. Но для меня появление на полях величавых комбайнов означает одно: "Лето красное пропело..."


Все бы вам знать!
"Обед с князем Курбским"

Народная мудрость гласит: раз в год и мотыга выстрелит. Но не то важно, что выстрелит, а то, в кого попадет.
В Петра Ивановича Небогу попадали все мотыги и даже чаще, чем раз в год. Иная мотыга сто лет не стреляет, ждет, пока на ее горизонте покажется Петро Иванович Небога.
Когда-то, еще до нашего учреждения, работал Петро Иванович Небога корреспондентом республиканского радио, давал информацию о событиях областного масштаба. Днем по телетайпу передаст, а вечером оно уже в эфире. Слушает область, и так ей приятно, что о ней не забывает республика, и проникается область благодарностью к Петру Ивановичу Небоге.
И вот премьера в областном театре. Петро Иванович, конечно, отстукал по телетайпу информацию, причем не после премьеры, а до, чтобы успеть в вечерний выпуск. Но он не учел мотыги: перед самым началом спектакля загорелся в театре занавес, и премьера была сорвана. А информация вышла в эфир.
И ведь подумать: сто лет висел занавес и ничего ему не делалось, тем более, что был он изготовлен из несгораемого материала. Но стоило Небоге сунуться с информацией - и нет занавеса. Сгорел.
В другой раз мотыга выстрелила еще больней. Привел как-то к нам Петро Иванович Небога князя Курбского, потомка того Курбского, который когда-то бежал в Литву от царского гнева Ивана Грозного. Наш Курбский бежал не от царского гнева, а от революции, и не в Литву, а в Румынию, и не сам он бежал, а его отец, а он уже потом в Румынии родился.
Впервые князь Курбский попал в Россию после войны, причем каким-то загадочным образом: минуя всю европейскую часть и очутившись сразу на севере Якутии. Там, в Якутии, он провел несколько лет, отрабатывая долг всех князей Курбских России, а также собственный долг, который он успел сделать, находясь в Румынии.
Сейчас он вернулся. Надо было ему помочь. Кто мог ему помочь? Конечно, Петро Иванович Небога. Он уже не раз получал выговоры за то, что принимает в нашем учреждении посторонних людей, но выговоры Петра Ивановича никогда не смущали. Какой порядочный человек не имеет выговора? Петро Иванович был порядочный человек.
Мы еще никогда не видели ни одного князя, но относились к ним хорошо, потому что из всех князей помнили главным образом князя Трубецкого и князя Волконского.
В телогрейке и шапке-ушанке наш князь Курбский ничем не отличался от рядового трудящегося, прибывшего из тех отдаленных мест, но его выдавало воспитание. Он держался прямо, чуть наклонив верхнюю часть корпуса, словно уронил монетку и пытается ее найти, но так, чтоб это было не-заметно окружающим. И руки нашим женщинам он целовал не взасос, как целуют те, которым важно, чтоб их галантность не только видели, но и слышали, а лишь слегка прикладываясь, как целует солдат полковое знамя.
Мы, конечно, скинулись,- так, чтоб это ему не показалось обидным,- и вручили ему некоторую сумму в счет будущих заработков. Петро Иванович Небога, в обход тех инстанций, от которых получал выговоры, придумал для князя гонорар. Князь знал румынский, но не знал украинского, а переводить надо было с украинского. Поэтому Петро Иванович сначала переводил с украинского на русский, чтобы князь мог перевести на румынский, а потом уже, в нашей румынской редакции, переведут с румынского, который знает князь. На румынский, который знают все остальные.
Князь принял нашу помощь легко, будто не принимал ее, а оказывал, и мы, чтоб не гонять его по столовым, пригласили его на обед. Обед был назначен в нашем учреждении после окончания рабочего дня. Женщины сбегали домой и принесли кое-что из домашних запасов, мужчины отправились за покупками в магазин, чего от них не могли дождаться собственные жены. Обед получился поистине княжеский. Ни один Курбский - ни тот, который от царского гнева бежал, ни тот, который впоследствии бежал от революции, не едал и даже не видал такого обеда.

Насытившись и в достаточной степени опьянев, князь почему-то забыл, что он Курбский, и стал строить из себя Долгорукого.
- Мы, Долгорукие...- заявлял он, на что захмелевший Петро Иванович говорил совершенно некстати:
- Ничего, милый, укоротят. Ты еще не имеешь выговора?
После обеда, который закончился ужином, Петро Иванович повел гостя к себе ночевать. Жена, разбуженная среди ночи, не пустила Небогу в дом, но князя приняла, даже не уточнив, кто он, в сущности, Курбский или Долгорукий.
И в третий раз мотыга выстрелила, когда эта жена вообще куда-то пропала.
Семейная жизнь нашего учреждения была однообразна и для работы несущественна, хотя разговоров о ней было значительно больше, чем о работе. Мужья постоянно куда-то пропадали, жены их разыскивали, вследствие чего некоторые чувствовали себя женатыми на Муре. Не на женщине Муре, а на Московском уголовном розыске. Но вот мотыга выстрелила, и у Петра Ивановича пропала жена.
Неделю он ходил, как потерянный. То есть, так, будто он сам потерялся. Вдруг оказалось, что он любит свою жену, о чем прежде никто не догадывался. Каждый день Петро Иванович приходил на работу и просиживал с девяти до шести, поэтому все думали, что он любит только свою работу. А теперь, забыв о работе, Петро Иванович с девяти до шести обзванивал все знакомые учреждения, справляясь только о своей жене и ни о чем больше. Мужская часть нашего коллектива, завидуя Петру Ивановичу в его горе, давала советы, как воспользоваться полученной свободой (Петро Иванович, как и многие из нас, любил свободу, но совершенно не умел ею пользоваться).
Через неделю жена нашлась. Она пришла к нам в учреждение, слегка приоткрыла дверь, как делала это во времена семейного процветания, и поманила Петра Ивановича пальцем. Петро Иванович ухватился за этот палец и протянул жену сквозь дверную щель.
Он долго смотрел в ее виноватые глаза своими сияющими глазами. Эта картина была первой стоящей картиной в нашем учреждении. Но вот он сказал, не умея себя больше сдерживать:
- Знаешь что? Пойдем сегодня в кино...
Вечером они шли в кино. Они шли рука об руку по улице, ведущей к кинотеатру, и не было у них разговора, где это жена провела целую неделю и не встречался ли ей там князь, который тоже куда-то пропал, на целую неделю задержав рукопись... Они были полны друг другом, и этим вечером, и этой улицей...
Но не успели они пройти ее до конца, как рухнуло здание кинотеатра.
Ф.Кривин "Простые рассказы"
1980


Смотрите, кто пришел!
"Дальний угол Российской империи" (окончание)

Сейчас в Береговом живет (жил!) правнук одного из первых переселенцев — Оскар Иванович Торбек. Я с ним был знаком много лет и последний раз встречался в мае 1989 года.
Старого Оскара Торбека называли ходячей энциклопедией села и многие годы он был моим гидом. Не только для меня, но и для эстонских исследователей из Музея Эдуарда Вильде, что в Таллинне!
Если Вам доведется попасть в Самрук, — Береговое, — то уже не он, а его жена и дети, поведут Вас к продолговатому домику, спрятавшемуся среди пышных деревьев на пригорке. Сейчас здесь сельский медпункт, а в свое время в этом домике жил крестьянин Ламан Гейндрих, который в 1904 году женил здесь своего сына Петерса.
Не стоило бы, наверное, задерживаться на столь рядовом событии, если б на этой свадьбе не присутствовал классик эстонской литературы Эдуард Вильде. Вильде собирал тогда материалы для большого исторического романа «Пророк Малтсвет», для чего он несколько месяцев перелопачивал севастопольский архив!.. В Самруке писатель останавливался у учителя Андреса Туйске, того самого учителя, который был приглашен эстонцами для своей первой школы.

Самое удивительное, я тоже встречался с Первым Учителем! Андрес Туйске был, в расцвет моей личной молодости, уже дряхлым и глубоким стариком и, естественно, никакого разговора у меня с ним не получилось, — Учитель напрочь забыл русский язык! И, как говорил мне Оскар Торбек, эстонский тоже.

Позже, его дети увезли старика из Берегового (дети старика!) в Евпаторию, где, прожив еще несколько лет, Учитель скончался. В Евпатории его и похоронили.

В статье Эдуарда Вильде «В гостях у крымских и кавказских эстонцев» есть много любопытных рассуждений о «малтcветовском» движении и переселении эстонцев в Крым и на Кавказ. Но прежде, чем привести строки классика, хочу сообщить следующее: названная статья опубликована только на эстонском языке и перевод для этого очерка сделал директор Музея Эдуарда Вильде и Антона Таамсаре в Таллинне Эйлем Трейер.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Эйлема Трейера! Это он снабдил меня многими материалами, которые до сих пор не переведены на русский язык. И в дальнейшем я буду пользоваться переводами с эстонского, сделанными им.

Эдуард Вильде писал:
«Целью моей поездки было разыскать в эстонских поселениях тех стариков, которые переселились сюда во время «Пророка Малтсвета». В то же время мне было интересно посмотреть, как эстонские крестьяне, бежавшие от горьких тягот барщины сюда, в дальний угол Российской империи, а также их потомки, живут сейчас в Крыму, на каком экономическом и духовном уровне они находятся...»

В романе «Пророк Малтсвет», написанном Эдуардом Вильде в 1905-1908 годах, много страниц посвящено Крыму и эстонским переселенцам, но мы с вами продолжим небольшую экскурсию по современному селу Береговое, поищем прошлое в сегодняшнем дне...

От пансионатов, - а это небольшие домишки на обрывистом морском берегу, - изогнутая, вьющаяся по холмам улица ведет к домику под красной черепичной крышей. На доме — табличка с названием улицы и номером дома: «Большая Морская, 7».

Не удивляет название?.. Эдуарду Вильде, по-видимому, так понравился Севастополь, что новой улице, — новой в то время! — он дал севастопольское название — Большая Морская!

В вильдовские времена на этой улице жила невыдуманная героиня романа «Пророк Малтсвет», «... благочестивая девица Мийна Рейнинг, провозвестница божественных откровений о переселении, та блаженная девица, чья душа временами возносилась на небо, и, возвратясь на Землю, возвещала о виденном на небесах... В общем, Мийна Рейнинг принадлежала к тем ясновидящим, которые и сегодня беседуют с космосом и инопланетянами, прилетающими на тарелках и прочей посуде!

Дева Мийна недолго занималась проповеднической деятельностью и, уже за пределами романа, вышла замуж за Каареля Торбека, нарожала ему кучу детей, и Оскар Торбек, мой гид на тот день, — прямой ее наследник. Сама Мийна Рейнинг-Торбек прожила более ста лет и многие старожилы села помнят ее и дописывают ее портрет, не попавший под обстоятельное перо великого эстонского романиста...

На краю села, ближе к морю, приютилось обдуваемое крымскими ветрами кладбище с могилами эстонских переселенцев. На одном из памятников — надпись: «ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ В БОЗЕ ПОЧИВШИЙ ЦАРЬ ДАВИД».
Ого! Сам царь Давид!?.
Никакой царь Давид здесь не похоронен, а лежит под камнем сим горе-пророк Яак Сиберг. По меткому выражению Эдуарда Вильде, «человек с явно поврежденными мозгами». Яак Сиберг, как и Мийна Рейнинг-Торбек, считали себя пророками и чудотворцами.
Вильде сообщает такие подробности о «царе Давиде»:
«Он тяжело болел сыпным тифом, выздоровел» но остался слабоумным... и он, Яак Сиберг, подобно Моисею... обещал повести народ в Иерусалим через Черное море посуху; однажды в Алуште он даже принялся хлестать море полами своей куртки, чтобы оно расступилось и его «паства» могла пройти по сухой дорожке... Когда стало совершенно очевидно, что бедняга помешался, наиболее рассудительные жители деревни свезли его в дом умалишенных».

Но вскоре приверженцы «пророка» вызволили его из сумасшедшего дома и кормили его, и преклонялись перед ним до тех пор, пока он не нашел вечное пристанище под серым эстонским камнем, привезенным из Эстляндии в Крым.

На фигурных чугунных крестах и надгробных камнях встречается (встречалось!) немало имен, упомянутых Эдуардом Вильде в «Пророке Малтсвете», со страниц романа они навечно переселились за эту кладбищенскую ограду.
К величайшему огорчению, кладбище в последние годы перенесло жесточайшую встряску от динамита человеческого невежества и, если бы мертвые поднялись из гробов и обрели речь, проклятия и стон стояли бы над уникальным кладбищем. Стон и плач!..
При нас, — а был я на кладбище с женой Оскара Торбека Галиной Ефимовной, сам Оскар Иванович был тяжело болен, —бульдозер сгребал в кучу покореженные чугунные кресты и ограды, памятники с эстонскими надписями, сгребал саму Историю, высвобождая место для современных захоронений. И прямо напротив кладбища возводилось многоэтажное здание для развлечения молодежи. То-ли клуб, то-ли еще что-то... Узнавать не хотелось. Случилось это летом 1989 года.

Расул Гамзатов, Расул Гамзатов! Ты был прав, когда сказал:
«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки!»...

Неужели нам готовиться к очередному удару Судьбы?!.

Но не будем заканчивать очерк на такой тревожной ноте! Сейчас Самрук (в некоторых источниках — Замрук) нельзя назвать эстонским селом, здесь живут русские, украинцы, белорусы… В селе не редкость люди, разговаривающие и в совершенстве владеющие несколькими языками. Тому примером был незабвенный Оскар Иванович Торбек. И не удивительно: мать у него была русская, отец — эстонец, жена — украинка, а дети... Кому какая национальность понравилась, тот такую и взял.

Если в Севастополе или Симферополе, в Евпатории или Красноперекопске, или в Сибири, — сейчас это ближнее зарубежье, а, для меня лично, уже и дальнее! — встретятся фамилии: Торбек, Рейнштейн, Крук, Юхкум, — знайте, это уже четвертое-пятое поколение эстонцев. И они помнят о трудной судьбе, выпавшей на долю предков, так талантливо выписанных в романе Эдуарда Вильде «Пророк Малтсвет». Помнят и о трудной судьбе отцов своих.

*****

Впервые этот очерк был опубликован в коллективном сборнике «КРЫМСКАЯ АССР (1921-1945) ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ВЫПУСК 3» в 1990 году.
А в 1996 году в нашей совместной книге «СТИХИ МОЛОДОЙ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ВЕДЬМЫ МАРИИ КАРАНДИНОЙ И СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ СТАРЕЮЩЕГО ДЖЕНТЛЬМЕНА МИХАИЛА ЛЕЗИНСКОГО»

ЭСТОНЦЫ, ПРОЖИВАЮЩИЕ СЕГОДНЯ, КАК В САМОЙ ЭСТОНИИ, ТАК И РАСКИДАННЫЕ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ДОПИШЕМ СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ КАРТИНУ, НАРИСОВАННУЮ МНОЙ!

Михаил Лезинский.


Истории за жизнь
"Козлы!"


Не первую историю я рассказываю от сослуживицы жены, Аллы. Да и не мудрено. Работа у нее раньше была непростая – хирург, так что историй хватает. Но сегодня речь пойдет не о ее бывшей работе, хотя и чем-то с ней связана, а о члене семьи, любимом волнистом попугайчике, трагически погибшем год тому назад из-за собственной неосторожности. Но память о нем, как говорят, жива. Отсюда и рассказы.

Случай первый

Хирург – понятие широкопрофильное. Работая в поликлинике, отрывали Аллу на разные мероприятия. То в военкомат, призывников осматривать, то еще интереснее, в тюрьму – зеков проверять на предмет всяких болячек. Или вообще в рейд с операми. Отсюда и многочисленные знакомства в этой сфере.

Живет она вдвоем с сыном. И попугайчиком, естественно, когда он еще не попал под косяк закрывающейся двери. Оба называют ее мамой, а попугай еще и по имени. Получается то «мама», то «Алла», то «мама-Алла».

Однажды вечером в гости к ним нежданно-негаданно, возвращаясь откуда-то с задания, заглянули опера. Ну, естественно, что нужно толпе мужиков? Водка-закуска с собой, осталось все это красиво расположить на столе, прибавить что-нибудь из домашних солений-варений и процесс пошел. Так и было сделано.

После рюмки-другой развязались языки, пошли разговоры, задымились сигареты, начались воспоминания. Попугай, не привыкший к таким шумным компаниям, да еще помнивший чистый воздух своей юности, проведенный в джунглях Амазонки или в каком-нибудь другом экзотическом месте, забрался на люстру и сидел там молча. А пир все продолжался, истории сменяли одна другую, и Алле это порядком стало надоедать. Время позднее, утром рано на работу, да и сколько можно? Но и неудобно как-то знакомым на дверь указывать.

Попугаю, по-видимому, это тоже надоело. То ли он заревновал Аллу к операм, то ли просто почувствовал, что «мама Алла» готова избавиться от таких гостей - а, скорее всего, от желания обратить на себя внимание, попугай, дождавшись, когда шум за столом несколько утих, вдруг громко и недвусмысленно крикнул: «Козлы!». И, не давая гостям опомниться, повторил: «Козлы вонючие!».

Услышав такое обращение, старший опер крякнул и заявил: «Ну что, мужики? Посидели, пора и честь знать». И опера, попрощавшись с хозяйкой, удалились.

Вот только одного я у Аллы не узнал. Как звали неустрашимого попугая, и откуда он таких словечек поднабрался? То ли опера в разговоре упоминали, то ли он Аллу сопровождал в тюрьму на осмотр зеков. Ну, не могла же она его сама научить? Хотя, кто знает. Женщина она боевая. Хирург, одним словом.
Случай второй

Предновогодние дни. Как и положено, купили они с сыном пушистую елочку, нарядили, украсили. Стоит елочка большая, нарядная, благоухает. А попугаю, чтобы тоже праздник почувствовал, поставили возле клетки, на столе, маленькую, искусственную. И, конечно, тоже украсили. Вышла Алла на кухню и вдруг слышит, сын в комнате смеется, заливается. В чем дело? Возвращается, сын катается от смеха по полу. А попугайчик бегает вокруг своей маленькой елочки и кричит: «Кошмар! Ужас! Мамочка! Аллочка! Кошмар! Ужас!...».

И так не один раз, как только ему голова не закружилась.

Что ему не понравилось? То, что елка искусственная? Или что-то другое? Вот же, птица, а соображает. Живая потому что была, царство ей небесное.


Здоровья и благополучия!
Ваш Ермак

Моя почта


Интересные ссылки

1.ZipSites.ru
Архивы сайтов на любой вкус.
Вы много времени проводите в Интернете, когда вам нужно найти ответ на интересующий вас вопрос? Зачем? За вас уже все сделали. Заходите, и все найдется.

2.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

3.Мастера и шедевры.
Интересные рассказы о выдающихся художниках - от Древнего Египта до наших дней. Об их жизни и творчестве, о картинах и тех, кто на них изображен.
По книге И. Долгополова "Мастера и шедевры".
Для истинных любителей искусства.



Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Рассылки Subscribe.Ru
Чтоб вы так жили!
Архив рассылки "Чтоб вы так жили!"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное