Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей "Бескорыстное служение":
Однажды, когда Баал Шем Тов свершал паломничество в Землю Обетованную, накануне Песах(1) он вдруг обнаружил, что у него нет денег для покупки всего необходимого к празднику. Прослышав о его трудностях, некий богатый купец дал сумму, достаточную для того, чтобы достойно провести святую неделю. Бешт знал, что этот щедрый купец был бездетным, и пообещал ему, что в течение года его жена родит ребенка.
Едва богач ушел, как с Небес раздался Бат Кол(2): — Знаешь ли ты, что жена этого человека бесплодна? Твое обещание вынудило Господа изменить природный ход вещей. За это ты лишаешься своего места в Мире Грядущем.
Вместо того чтобы впасть в отчаяние из-за лишения небесной награды, Бешт радостно пустился в пляс.
— Благодарю Тебя! — вскричал он, обращаясь к Богу. — Прежде мне не давала покоя мысль, что мое служение запятнано ожиданием награды. Теперь же я могу служить Тебе, не думая о воздаянии, ибо даже Мир Грядущий для меня закрыт!
1. Песах (Пасха). — Помимо исторического, этот праздник имеет также сельскохозяйственное и религиозно-мистическое значение. В историческом плане Лесах — день освобождения евреев из египетского рабства; в сельском хозяйстве он знаменует начало уборки ячменя; а Каббала говорит о нем как о времени углубленного самосозерцания, направленного на освобождение от всего, что делает человека рабом собственного «я». Каббалистическая интерпретация Песах основана
на двузначности слова мицраим. Его можно прочесть и как «Египет», и как «из теснин» (ми — «из»; цар — «теснина», «узилище»; им — суффикс множественного числа). В плане мистической аллегории Египет — это «узилище» порабощения, обозначение любой взращенной себялюбием привычки сердца, ума и тела. 2. Бат Коп (букв, «дочь Голоса», или «эхо») — Глас Небесный, возвещающий откровение.
Чего ты ждешь от духовной практики? Просветления? Блаженства? Счастья? Спасения? Прекращения страданий? Места в раю? Пока тобою движет ожидание награды, практика бездуховна. Но можно ли действовать без стремления к некой цели? Способно ли эго видеть смысл в поступке, за который не ожидает получить нечто взамен? Без цели, без ожидания награды — само действие становится и целью, и наградой. Это известно всем великим мистикам. Действие — это дар! Действие — вот спасение!
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №1365
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр