Сегодня предлагаю Вашему вниманию историю "Павлин и змея":
Однажды юноша по имени Ади, прозванный вычислителем потому, что он изучал математику, решил покинуть Бухару и отправиться на поиски великого знания. Его учитель посоветовал ему идти на юг и сказал:
- Узнай значение павлина и змеи.
Над этими словами и размышлял юный Ади в дороге.
Путь его лежал в Ирак через Хорасан. Достигнув конца дороги, он в самом деле увидел змею и павлина. Ади заговорил с ними.
- Мы сравниваем наши достоинства, - сказали
они.
-
Продолжайте, прошу вас, - сказал Ади, - это
как раз то, что меня чрезвычайно интересует.
-
Я думаю, что я гораздо важнее змеи, - начал
павлин. - Я олицетворяю вдохновение, устремленность
к небесам, небесную красоту, другим словами - знание
высоких вещей. Мое предназначение - напомнить
человеку о его собственных качествах, скрытых в
нем.
-
Я, - прошипела змея, - олицетворяю собой то
же самое. Подобно человеку, я привязана к земле.
Этим я напоминаю человеку его самого. Я такая же
гибкая, как он, потому что ползаю по земле, извиваясь.
Человек об этом часто забывает. По преданию, я
- страж подземных сокровищ.
-
Но ты вызываешь отвращение! - воскликнул
павлин. - Ты лукава, скрытна, ядовита.
-
Ты перечисляешь мои человеческие черты, - ответила змея, - между тем как я хочу указать на
мое назначение, которое только что описала. Но взгляни
на себя самого. Ты тщеславный, отвратительно толстый
и у тебя противный голос, ноги твои непомерно велики,
а перья слишком длинны.
Тут Али вмешался в беседу:
- Наблюдая ваш спор, я понял, что ни один из
вас не прав полностью. И все же вы можете ясно
увидеть, если отбросите ваши личные предубеждения,
что вместе вы являетесь поучительным примером для
человечества.
И Ади объяснил им, в чем их назначение, а они его молчаливо слушали.
- Человек привязан к земле, как змея. У него
есть возможность подняться ввысь, подобно птице. Но
имея в себе что-то от жадной змеи, он остается эгоистичным даже в этом высоком стремлении и становится
похожим на надутого гордостью павлина. В павлине
мы видим большие возможности человека, которые
так и не смогли развиться правильно. Сверкающая чешуя
змеи говорит о возможной красоте, а в павлине
эта возможность проявляется в кричащей пестроте хвоста.
Только Ади это произнес, как услыхал внутри себя голос, сказавший ему:
- И это еще не все. Два существа, которых ты
видишь перед собой, наделены жизнью. Это, в основном,
и представляет их свойства. Они спорят друг с другом
потому, что каждый из них привязан к своему собственному образу жизни, полагая, что своим существованием он осуществляет нечто истинное. Однако
змея охраняет сокровища, но не может воспользоваться
ими. Павлин, отражая красоту, напоминает о сокровищах,
но это нисколько не помогает ему измениться. Хотя
сами они не способны извлечь какую-либо пользу
из того, чем они обладают, их пример служит на
зиданием для тех, кто может видеть и слышать.
Изучаемый востоковедами таинственный культ змеи и павлина в Иране основан на учении шейха Ади, сына Мусафира, жившего в 12 веке.
Этот рассказ, сохранившийся в предании, показывает, как дервишские мастера формируют свои "школы" на основе различных символов, которые они выбирают для того, чтобы проиллюстрировать свои доктрины.
В переводе с арабского "павлин" означает также "украшение", тогда как слово "змея" по написанию сходно со словами "организм" и "жизнь". Таким образом символизм таинственного культа ангела-павлина у Язидов* указывает на традиционную суфийскую доктрину "внутреннего и внешнего".
Этот культ по сей день существует на Среднем Востоке и имеет последователей в Британии и США.
*Речь идет о последователях "главы ученых" Абу Язида аль-Вистами.
Источник: Идрис Шах "Сказки дервишей"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск
№1363
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр
При желании можете писать
на мой ящик shurko-2@rambler.ru