Странствующий суфийский мастер подошел к группе людей,
они, изо всех сил ухватившись за веревку, тянули из реки крокодила.
Увидев, что рептилия еще жива и может кого-нибудь убить, если они втащат
ее на берег, суфий перерезал натянутую веревку.
Люди схватили суфия и избили его, выкрикивая:
"Подумать только, а еще разоделся суфием. Вредитель, да еще и лицемер!
Настоящие суфии делают только добро".
Прошло время, и суфий повстречался с группой дервишей, полагавших, что
с помощью действия они достигнут "сущности". Он же сказал
им, что их "сущность" могла бы проявиться, но с помощью недеяния.
И они прогнали его.
Затем он попал в школу искателей, которые занимались созерцанием. Осознав,
что им необходима деятельность, он сказал:
"Сущность" проявляется через действие".
Они последовали его указанию, пока один из дервишей не навестил своего
друга, после чего, возвра-тясь, объявил всем:
"Этот человек - обманщик и отступник. Прежде он учил, что "сущность
проявляется через недеяние", за что и был изгнан. Теперь он проповедует
противоположный довод".
Таким образом, и эти искатели выгнали суфийского мастера.
Он нашел еще одну группу людей и сказал им:
"Сущность" иногда проявляется в результате действия, а .иногда
в результате недеяния".
Ему ответили:
"Если бы вы просто призывали нас к действию, когда действие необходимо,
мы бы так и делали. И если бы вы удерживали нас от действия, когда необходимо
недеяние, мы бы так и поступали. В действительности же вы только запутываете
нас и мешаете сосредоточиться на чем-то одном. Давайте нам по одному
правилу на каждый случай".
Пришлось ему расстаться и с ними.
Таковы были первые четыре общины, с которыми он работал. Ходят слухи,
что сейчас он живет в пятой общине.