Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова 'Кельтская ярость' 1.


"Кельтская ярость" 1.

 

 

Историческая справка. Существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности. Согласно более ранней, предки народа пришли в Центральную Европу из Причерноморья. Сейчас большинство исследователей склоняются к гипотезе автохтонного происхождения кельтов в районе между Средним Рейном и Средним Дунаем.

В 6 веке до н. э. орды огненно-рыжих кельтов потрясли Европу, пронесясь на своих боевых колесницах по территории современных Франции, Испании, Британии. Земли нынешней Франции стали называться по их имени Галлией (кельты, галлы, галаты - все это разные формы одного и того же этнонима). Эта страна стала сердцевиной кельтских земель и базой новой экспансии, на этот раз на восток.

 

Решил я сыграть за народ галлов (французы достали своими Астериксом и Обеликсом, особенно в сочетании с викингами, которые появились спустя тысячу лет после заявленной в этих фильмах эпохи).

Старт игры отнесен к 270 году до н.э. Фракция галлов здесь находится в двойственном положении. С одной стороны - она располагает пятью перспективными городами, приличным начальным капиталом (5 000 динариев), неплохими полководцами и воинами.

С другой - неважное геополитическое положение, проявляющееся в "зажатости" территории между быстроразвивающимися фракциями бриттов и римлян, угроза со стороны Дома Германии а также проблема с галльским анклавом Нуманцией на территории современной Испании (в исторической реальности здесь обретались племена кельтиберов), подверженным атакам со стороны местных иберов и карфагенян.

Этим обусловлено и обычное развитие фракции, отданное на волю машинного разума - быстрый рост, и столь же быстрый упадок. Собственно говоря, так оно и было в реальности, хотя упадок кельтов был более растянут по времени и имел, как отмечено выше, своим источником и внутренние причины.

Рассуждая в духе Карла фон Клаузевица, стратег должен ставить перед собой простые и четкие цели. Необходимо определить, от кого и в какой степени исходит опасность; какие меры в этой связи необходимо предпринять; чем мы готовы пожертвовать (увы - без этого никак невозможно), а на что не пойдем ни в коем случае.

Применительно к галлам, ясно, что главный враг - римляне Дома Юлиев, "заточенные" в игре как раз на завоевание нашей фракции (также, как римские дома Брутов и Сципионов нацелены на аннексию, соответственно, греков и карфагенян). С Юлиями и надлежит воевать до полной победы.

Игровой опыт показывает, что иберы и карфагеняне в Испании не слишком опасны. Кто-то из них обязательно попытается захватить Нуманцию, но выйдет к границам собственно Галлии очень нескоро. Так что на общую расстановку сил падение города почти не повлияет.

А вот бритты и германцы представляют угрозу. Как-то малоприятно, ведя тотальную войну против Рима, получить удар в спину. Хорошо, конечно, если эти народы увязнут в междоусобной войне, но слишком рассчитывать на сие не приходится.

Держим опасность в уме, но перебрасываем основные силы к границам Италии, попутно усиливаясь завоеванием мятежных (ничейных) городков в юго-восточной Галлии.

Впереди войск идут дипломаты и шпионы. Дипломаты в игре особенно полезны на начальной ступени игры - я отправляю их пострелять денег у представителей всех встреченных фракций. Гребем за все - установление торговых отношения, альянс, географические карты (последние продаем не граничащим с нами народам). Пока союзы еще не определились, это сделать легче. Всем известно, насколько важен первоначальный капитал.

Как ни странно, игра пошла очень гладко, хотя был выбран "высокий" (третий) уровень сложности". Не то что, когда я руководил Домом Германии. В этой кампании римляне отчего-то оказались очень неудачливы. Юлии в Этрурии (Северная Италия) были завоеваны достаточно быстро, а против вероломной фракции бриттов (попытавшейся-таки вонзить нож в спину!) я применил испытанный прием - высадку морского десанта на территории острова Англия, который был быстренько завоеван.

Нуманцию, карфагеняне, правда, захватили (со второй попытки), ну да и бог с ней. Пока.

На континенте, бритты посопротивлялись немножко (они успели отхватить несколько германских городков). Но, высвободившаяся в Британии экспедиционная армия быстро покончила с остатками их независимости (году, этак, к 230 до н.э.).

Дабы галльские солдаты не простаивали и не зря ели хлеб, стремительно перебрасываем их против Дома Германии (успевшего было поправить свои дела за счет дакийцев и скифов). Занимаем три германских городка, отодвигая границу на восток, и не давая созреть опасному конкуренту.

Теперь бы надо сокрушить оставшиеся фракции римлян - "Сената и на рода Рима", "Дома Сципионов" и "Дома Брутов". Идея полунезависимого существования могущественных римских семей пусть останется на совести авторов игры (Рим же не был феодальным образованием). Хотя, действительно, генеалогический аспект отнюдь не следует сбрасывать со счетов, даже когда мы имеем дело с античной историей.

А, завоевав Италию (но не раньше - все надо делать последовательно), можно было бы осуществить большую военную акцию на Иберийском полуострове - покарать вероломных пунийцев (карфагенян) и завоевать фракцию Иберии. Таким образом, новоявленная галльская держава объединит всю Западную Европу и сможет спокойно перейти к восточным делам.

Но здесь я допустил досадный промах - позарился на ничейный городок Сегестику, поблизости от Северной Италии, и захватил его. Вопрос этот лишь на первый взгляд выглядел пустым - на самом деле он оказался чрезвычайно важным.

Дело в том, что восточные районы обширной хоры (земледельческой территории) Сегестики граничили с «фракцией Греческих городов» (условное понятие, поскольку в исторической реальности последние никогда не представляли политического единства). А она, в данной кампании, году, этак, к 225 до н.э., успела превратиться в настоящего монстра. Вероятно, это не в последнюю очередь произошло вследствие немощи римских фракций (особенно Брутов, заточенных под борьбу с Грецией).

Такое бывает в истории. Например, Лев Гумилев в книге «Древняя Русь и Великая Степь» пишет о том, что разгром древними русами в начале девятого века нашей эры некоего кавказского правителя, враждебного другим местным князьям – Дейлемитам, развязал последним руки для завоевания Ирана.

 

Любопытно, также, что некоторые исторические кельтские племена, весьма близкие галлам, вторглись на территорию Балканского полуострова из Центральной Европы несколько ранее. Воспользовавшись ослаблением Македонии после войны диадохов, кельты уничтожили войско ее царя Птолемея Керавна и разграбили Грецию. По приглашению царя Вифинии они переправились в Малую Азию. Надо сказать, что эллинистические цари охотно нанимали кельтов на службу, ценя их специфические военные навыки (возможно, аналогичные тем, какие используются в восточных боевых искусствах). Но кельты (здесь их называли галаты) неожиданно образовали собственное государство в центре Малой Азии, организовавшись по образцу Галлии. И, наконец, примерно в этот же период, кельты заселили Ирландию.

В течение 3 столетия до н. э. кельты начали терпеть поражения. Сама легкость завоеваний таила в себе опасность. Огромные расстояния ослабляли линии коммуникации. Кельты не смогли выработать собственную государственность. Оправившиеся от поражений правители организованных держав (Рима, Македонии, Пергама, Сирии) стали давать им отпор.

 

И, исходя из заданной компьютером логики экспансии, бесчисленные армии фракции Греческих городов, точно персонажи атаки клонов двинулись на Сегестику со стороны Балкан.

Я бы и отдал им город с легкой душой, поскольку время для противостояния с Древней Грецией еще не пришло. Не были успокоены тылы: не завоеван Иберийский полуостров, Балеарские острова, Сардиния, Сицилия и Средняя и Южная Италия. Увы, на Сегестике аппетиты компьютерного разума не остановятся.

Однако оборона этого городка со стратегической точки зрения являлась очень неудобной. Он был выдвинут далеко вперед от моих североиталийских владений с пятью этрусскими мегаполисами – Аримином, Аррецием, Сегестой, Медиоланиумом, Патавиумом. Поэтому подкрепления не успевали подойти, а пополнение армии в жалкой Сегестике было не провести.

Ситуацию усложняло и то, что мне периодически били в спину армии римских Брутов. Вообще-то, они были в состояние войны и с греками также, но из-за отсутствия общей границы данное противостояние было фикцией. А вот нашим галлам приходилось сражаться на два фронта (не считая потуг карфагенян и иберов в Испании, и германцев в Центральной Европы – но здесь военные действия шли очень вяло).

222. г. до.н.э. На большой стратегической карте флажками показаны юниты: галлы - темно-зеленые, греки - бледно-желтые, Бруты - обычного зеленого, Сенат и народ собственно Рима - фиолетового. На малой карте цвета территорий такие же, можно видеть еще бордовых германцев, оранжевых скифов, белых карфагенян и темно-коричневых даков.

 

Хуже того, оборона городка не позволила мне вовремя защитить следующий ближайший город – Патавиум и он был взят греками (естественно, перед штурмом я демонтировал и обратил в наличность там всю городскую инфраструктуру). После этого защита Сегестики стала стратегически совершенно бессмысленна. Все свободные средства я бросил на укрепление оставшихся городов Северной Италии.

Если бы греки заняли их, кампанию, с большой долей уверенности можно было бы считать проигранной. Собственно города Галлии не представляли такого мощного узла обороны, поскольку были разбросаны на достаточно большом расстоянии друг от друга.

Здесь все решало время. Конечно, будь на месте компьютерного разума игрок (хотя бы среднего уровня), он не дал бы нашим галлам передышки. Хотя, с другой стороны, человек, руководя фракцией Греческих городов (и любой другой фракцией) вряд ли смог бы так скоро развить столь внушительную военно-экономическую мощь (программа же знает все свои тонкости).

Спасла моих галлов и дурацкая манера компьютерного противника предлагать мне стать своим протекторатом (зависимой территорией). Я всякий раз соглашался, выторговывая приличную сумму денег (которых так всегда не хватает!). Обычно, почти сразу же противник вероломно нарушал мир, но мы успевали провести перевооружение армии. А, поскольку я всегда стремился ставить во главе войск полководцев и развивал их воинские таланты, неприятель откатывался с большими потерями. Затем – снова протекторат. И снова перевооружение.

Да еще, потеряв далеко выступающие Сегестику и Патавиум, я сократил линию фронта. Так что грекам пришлось воевать с Брутами по-всамделишному.

Ситуация на данном фронте вскоре стабилизировалась. Противник наступал, мы отражали его, нанося большие потери. Так продолжалось около ста лет (!)

У меня была надежда, что Дом Греции получит удар на своих восточных границах от могущественной фракции Египта. Однако отчего-то тот не спешил со вторым фронтом, ведя вялотекущую войну против и без того сильно ослабленных Нумидии (историческая Нумидия - владение в Мавритании, бывшее сперва вассалом Карфагена и поставлявшее Ганнибалу отличную легкую кавалерию, которой он во многом был обязан своими победами над римлянами, а позже - перешедшее на сторону Рима) и Карфагена в Северной Африке. Греки же успели завоевать фракийцев и скифов.

Так что рассчитывать моим галлам следовало исключительно на собственные силы. Классические авторы китайской военной стратегии учат нас, что противника следует сковать с фронта (при помощи правильных военных действий) и, затем, нанести удар с фланга или тыла (посредством хитроумного творческого удара).

Применительно к данной ситуации это означало высадку галльских десантов с моря под стенами городов Южной Греции, где почти не было гарнизонов (противник не ждал здесь опасности), и захватив центры изготовления боевых юнитов, заставить немедленно работать на себя.

Но для достижения данной цели нужны были: а) свободные средства и войска; б) базы поблизости от Южных Балкан, поскольку на Адриатическом море господствовал флот противника.

 

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

Кельтская мифология.

 


В избранное