Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сайт kift - беседы о культуре, здоровье и красоте Пиратство как прогрессивный налог и другие мысли об эволюции распространения контента в Сети . С радостью жду вас на сайте http://kift.ru


Не могу не опубликовать эту великолепную статью, проясняющую многие копирастические заявления и деляющую совершенно ясным безосновательность притязаний всяческих "рао" и прочих негодяев.

Что характерно, статья эта написана не пиратом-энтузиастом, наподобие великого и ужасного Ричарда Столлмана — нет, это — программный документ крупнейшего и знаменитого издательства O'Reilly. Так что тут есть чему поучиться и указанное в статье я бы советовал принимать абсолютно серьезно.

По причине большого объема, я разобью публикацию на части, так что ждите продолжения в ближайшее время.

Да простит меня автор и переводчик за то, что нарушаю условия лицении и публикую этот текст, предварительно исправив в нем грамматические ошибки. Блин, когда же люди научатся грамотно писать и расставлять запятые там, где нужно, а не там, где им взбредет в мозжечки?!.. Хотя, быть может, часть ошибок я и не заметил.


Пиратство как прогрессивный налог и другие мысли об эволюции распространения контента в Сети

Тим О'Рейлли (Tim O'Reilly)

(Tim O'Reilly, Piracy is Progressive Taxation, and Other Thoughts on the Evolution of Online Distribution, Опубликовано в The O'Reilly Network (http://www.oreillynet.com), http://www.oreillynet.com/pub/a/p2p/2002/12/11/piracy.html.). Перевод: Антон Москаль (msk@tepkom.ru) под ред. Т. Даниловой

Дата публикации: 30 Января 2003

Продолжительные споры об обмене файлами побудили меня, автора и издателя, изложить некоторые суждения. Я, конечно, не занимаюсь ни фильмами, ни музыкой. Но думаю, что уроки, которые я извлек из своего опыта, приложимы и к ним.

Урок 1. Больше чем пираты, автору угрожает безвестность

Начнем с книгоиздания. Ежегодно издается более ста тысяч книг, в продаже находится несколько миллионов наименований книг. Сколько-нибудь заметным спросом пользуется менее десяти тысяч названий, и даже самые крупные магазины предлагают покупателям не более ста тысяч названий. Большинство книг несколько месяцев отлеживается на магазинной полке, после чего возвращается в складскую тьму, откуда для них единственная дорога — в макулатуру. Авторы думают, что стоит найти издателя, как наступит исполнение всех желаний, но большинство из них стоит в самом начале длинной цепочки разочарований.

Сайты вроде Amazon — виртуальная витрина, где выставлены все вышедшие из печати книги. Эти витрины — словно луч света, осветивший складскую тьму, благодаря им книги, которые иначе не имели бы ни одного шанса попасться на глаза, могут быть найдены и куплены. Авторы, которым посчастливилось вернуть от издателя права на свои книги, часто размещают их в свободном доступе в Сети в надежде найти читателя. Сеть помогает читателю, упрощая распространение информации о книгах и позволяет, услышав о книге, тут же ее купить. Но даже в этом случае лишь немногие книги живут дольше года или двух после выхода из печати.

Множество книг влачит жалкое существование в заслуженном забвении, но многие страдают просто от огромного разрыва между предложением и спросом (Они не могут найти своего читателя, так как тот просто не знает об их существовании).

Я не знаю точного объема полного каталога компакт-дисков, но полагаю, что он близок по размеру к каталогу книг. Десятки тысяч музыкантов самостоятельно записывают свои диски, но контракт с издателем заключают немногие счастливцы. Из них лишь некоторые добиваются заметного объема продаж. А подавляющая часть содержимого каталогов аудиозаписей для потребителя не существует просто потому, что этой музыки нет в продаже.

Каталог фильмов из-за высокой стоимости кинопроизводства гораздо короче, но их враг все тот же — безвестность. Тысячи независимых режиссеров отчаянно нуждаются в дистрибуции их творений. Некоторые независимые фильмы, к примеру, датская "Догма", приходят к зрителю. Но аудитория большинства из них ограничивается редкими показами на местных кинофестивалях. Вероятно, развитие цифрового видео скоро приведет к тому, что снять фильм будет не труднее, чем организовать в гараже рок-группу или написать на чердаке Великий Роман.

Урок 2: Пиратство — прогрессивный налог

Для большинства тех, кто творит в безвестности, является большим успехом прослыть настолько известным, чтобы стать жертвой пиратов. Пиратство — это, по сути, разновидность прогрессивного налога, который может срезать несколько процентов с доходов популярных авторов (я говорю "может", так как даже этот факт не доказан). Что означает огромную выгоду для тех, чьи доходы растут с ростом известности.

Нынешняя система распространения книг, музыки и фильмов имеет сильный крен в пользу "имущих" против "неимущих". Из качественных работ лишь немногие получают большие рекламные бюджеты и продаются в больших объемах. Большинство же, говоря словами героини Тенесси Уильямса Бланш Дюбуа, зависит от "доброты прохожих".

Снятие преград для распространеная и обеспечение постоянного доступа потребителей ко всему содержимому каталогов, а не только к наиболее популярным произведениям, было бы благом для автора. Он получил бы лишний шанс составить себе имя, репутацию и аудиторию в сотрудничестве с предпринимателями новой информационной среды, которые и станут его завтрашними издателями.

Я заставал свою девятнадцатилетнюю дочь и ее друзей слушающих бесчисленные записи групп, найденные на Napster и Kazaa. Заинтересовавшись найденной музыкой, они обычно идут покупать компакт-диски. Сейчас у дочери больше компакт-дисков, чем собрал за всю жизнь я сам. Более того, она знакомит меня с понравившимися ей вещами и в результате я тоже иду за диском. Нет, она скачивает из сети не Бритни Спирс, а забытые бэнды 60-х, 70-х, 80-х, 90-х и записи их предтеч других жанров. Эту музыку трудно встретить где-либо, кроме сети; но находка влечет за собой целенаправленный поиск CD, записей и прочего. Онлайновые аукционы eBay делают отличный бизнес на торговле подобными вещами, в то время как RIAA (RIAA — Recording Industry Association of America — Американская Ассоциация Звукозаписывающей Промышленности) проглядела эти возможности.

Урок 3: Покупатели предпочитают поступать по возможности честно

"Пиратство" — довольно сильное выражение. Оно означает массовое тиражирование и перепродажу контрафактной продукции. Когда музыкальная отрасль и киноиндустрия применяют его к пиринговому обмену файлами, они тем самым уходят от честного обсуждения вопроса.

Обмен файлами в сети — это деятельность энтузиастов, которые обмениваются музыкой и фильмами, поскольку не имеют законной альтернативы. Пиратство — незаконная коммерческая деятельность, которая является типичной проблемой для стран, где плохо соблюдаются существующие законы об авторском праве.

Издательство O'Reilly публикует в Сети много книг. Находятся те, кто использует это для распространения контрафактных копий. (Для нас серьезной проблемой, кстати, являются не файлообменные сети, а размещение наших изданий серии CD Bookshelf на публичных веб-серверах, либо массовое тиражирование дисков и их продажа на eBay). Пиратские копии раздражают, но они едва ли мешают нашему бизнесу. Мы не заметили сколько-нибудь серьезного сокращения продаж печатных книг, которые одновременно предлагаются читателю в электронном виде.

Более того, многие нарушители реагируют на вежливое письмо с просьбой убрать эти материалы. Те сервера, которые игнорируют наши письма, обычно находятся в странах, где наши книги либо не продаются, либо слишком дороги для местных покупателей.

Интересно, что наша деятельность по охране авторских прав направляется самими покупателями. Мы получаем тысячи писем, где нам сообщают о нарушающих наши права незаконных экземплярах или сайтах. Почему? Потому что читатели ценят нашу компанию и наших авторов и хотят, чтобы наша работа продолжилась. Они знают, что существует законный способ получить доступ к нашим книгам в Сети — наш подписной сервис Safari Books Online, который стоит всего $9.95 в месяц, и, как следствие, понимают, что бесплатные копии являются незаконными.

Похожий пример приводит Джон Шулль, бывший технический директор компании Softlock, которая сотрудничала со Стивеном Кингом в его эксперименте с электронной книгой "Riding the Bullet". Компания Softlock использовала жесткую схему контроля за авторскими правами (в оригинале термин DRM — Digital Rights Management (управление цифровыми правами, англ.)), надеясь на снижение издержек распространения в результате эффекта "superdistribution", когда покупатель передает копию друзьям, которые, получив ее, должны просто пойти и скачать ключ для ее использования. Но оказалось, что большинство копий были скачаны с центрального сайта, и только немногие передавались дальше. Softlock провела опрос покупателей, чтобы выяснить, почему они так редко передают текст по цепочке. К удивлению издателя, оказалось, что читатели просто не поняли задуманного и не делали этого, поскол ьку "считали, что так будет нехорошо".

Самый простой способ добиться того, чтобы потребители перестали обмениваться незаконными копиями музыкальных произведений и фильмами, — предоставить им разумную альтернативу по справедливой цене.


На этом сегодняшняя публикация закончилась, окончание статьи — в ближайшее время...

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное