Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология: самые интересные статьи" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Эрудиция - успех и уважение в любой компании!
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ЭРУДИЦИЯ - УСПЕХ И УВАЖЕНИЕ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ
Выпуск 18
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Продолжаю знакомить Вас с пакетом электронных книг "Я познаю мир". В данный пакет входят шесть книг серии "Я познаю мир". Сегодня хочу более подробно рассказать об одной из книг пакета "Шахматы".
Аннотация: Шахматы – одна из самых популярных настольных игр, созданных человеком еще полторы тысячи лет назад. Очередной том популярной детской энциклопедии "Я познаю мир" рассказывает о многовековой истории шахмат, знаменитых гроссмейстерах – чемпионах мира, и, конечно же, о тайнах самой игры, основах ее теории и практики, истоках необычайной привлекательности и красоты. Книга предназначена всем, кто интересуется этой древней и мудрой игрой.
Стоимость всех шести электронных книг - 2$. Книги можно оплатить посредством системы WebMoney или почтовым переводом. Если у Вас возникло желание приобрести пакет, напишите по адресу: list-books@yandex.ru. В письме укажите название пакета и способ, которым Вы хотите его оплатить.
Более подробную информацию об этом и других наших пакетах Вы можете получить, посетив наш сайт www.master-praktik.narod.ru. Там же Вы сможете найти статьи, выходившие в рассылке, с иллюстрациями.
Сегодня в номере:
- Боги древней Греции. (...Продолжение).
- О чем говорят запахи? (...Продолжение)
- Почему раков прозвали отшельниками? (...Продолжение)
- Время масок (...Окончание)
БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
НОЧЬ, ЛУНА, ЗАРЯ И СОЛНЦЕ
Медленно едет по небу в колеснице, запряженной черными конями, богиня Ночь – Нюкта. Своим темным покровом закрыла она землю. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю неверный, мерцающий свет – это юные сыновья богини Зари – Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное темное небо. Вот как бы легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна – Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Она мирно светит на спящую землю, заливая все серебристым сиянием. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карий. Там лежит погруженный в вечную дремоту прекрасный Эндимион[1]. Любит его Селена. Она склоняется над ним, ласкает его и шепчет ему слова любви. Но не слышит ее погруженный в дремоту Эндимион, потому так печальна Селена и печален свет, который льет она на землю.
Все ближе утро. Богиня Луна уже давно спустилась с небосклона. Чуть посветлел восток. Ярко загорелся на востоке предвестник зари Эос – Форос – утренняя звезда. Подул легкий ветерок. Все ярче разгорается восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря-Эос ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог Солнце-Гелиос. В ярко-шафранной одежде, на розовых крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими, как алмазы, каплями. Благоухает все на земле, всюду курятся ароматы. Проснувшаяся земля радостно приветствует бога Солнца-Гелиоса.
Лучезарный бог выезжает на небо с берегов Океана в золотой колеснице, которую выковал бог Гефест, запряженной четверкой крылатых коней. Верхи гор озаряют лучи восходящего солнца, и кажется, что они залиты огнем. Звезды бегут с небосклона при виде бога солнца и одна за другой скрываются в лоне темной ночи. Все выше поднимается колесница Гелиоса. В лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь.
Совершив свой дневной путь, бог солнца спускается к священным водам Океана. Там ждет его золотой челн, в котором он плывет назад к востоку, в страну солнца, где находится его чудесный дворец. Бог солнца ночью там отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день.
[1] Эндимион считался иногда сыном царя Карий, Эфлия, иногда сыном Зевса. Возможно, что Эндимион – древний карийский бог сна. Кария – область на юго-западе Малой Азии, на побережье Средиземного моря.
Продолжение следует...
Н.А. Кун "Боги Древней Греции" - М., "Панорама", 1992 г.
О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЗАПАХИ?
Некоторое время назад биологи старались разгадать тайны миграций лосося, угря и некоторых других обитателей морских глубин. Как известно, лососи вылупляются из икринок в горных речках и ручейках. Лишь достигнув нескольких сантиметров в длину, они начинают свое путешествие к морю. Затем несколько лет они странствуют по океанам (например, те, что родились на юге, добираются до Гренландии, а родившиеся на севере уходят далеко на юг).
Но вот прозвучала некая, неслышимая нами труба, неведомый зов природы, и начинается обратная миграция. Причем рыба не только безошибочно находит устье реки, впадающей в океан, но и поднимается вверх по течению именно до того ручейка, где расположено родное нерестилище.
Каким образом? Поначалу была выдвинута теория, согласно которой лососи и им подобные ориентируются по магнитному полю Земли. Однако даже если предположить, что рыбы имеют свои биологические компасы, - а подобные магнетитовые клетки были не столь давно обнаружены в организмах голубей, угрей, тех же лососей, то никакой компас не может вывести пернатого, хвостатого путешественника именно к родному гнезду или нерестилищу. Точность компаса маловата, нужен дополнительный ориентирующий прибор. В качестве такового, полагают ученые, и может выступать... нос.
Вот о каком интересном эксперименте рассказывал, к примеру, известный французский биолог Жан Жак Барлуа. В одном из рукавов реки было отловлено 300 лососей. Половине из них ноздри заткнули ватой и всех выпустили ниже по течению, где река разветвлялась на несколько рукавов. Лососи, у которых ноздри оставались свободными, легко отыскивали приток, где они были выловлены, остальная же рыба в полной растерянности кружилась на одном месте, будучи не в состоянии отыскать дорогу к нужному им ручью.
"Вывод напрашивается сам, - подчеркивает Барлуа, - лососи отыскивают ручей, из которого несколько лет назад они вышли, по каким-то пахучим химическим веществам..."
Этот вывод был подтвержден дополнительным опытом. Лососи, выпущенные в садок объемом в 1800 л, чувствовали себя "в своей воде", если в нее было добавлено 40 л из их родного ручья. Стало быть, чувствительность их индикатора составляет, как минимум, 1:40, т.е. на одну молекулу воды из родного ручья может быть четыре десятка чужеродных, и, тем не менее, лосось чутья не теряет.
Изумительным нюхом обладает и угорь. Большую часть жизни он проводит в пресной воде, а вот нерестится в море. Причем, не где попало, а только в Саргассовом море – районе Атлантики, близ Бермудских островов и известного многим Бермудского треугольника. Так вот, молодые угри, родившиеся на глубине порядка 400 м, вскоре расплываются в двух противоположных направлениях: одни к берегам Америки, другие держат курс на старушку-Европу. Причем "американцы" с "европейцами" никогда ролями не меняются. Как они узнают, где их родина? Одно из предположений – по запаху. Было подсчитано, что, если растворить наперсток розового масла в массе воды, в 58 раз превышающей массу Боденского озера, то угорь все равно это почувствует. Его нюх сравним с нюхом хорошей охотничьей собаки, а возможно, даже превосходит его.
Кстати, о четвероногих путешественниках. Известно, что собаки всегда находят дорогу к своему дому, как бы далеко от него ни убежали. А кошки – и того хлеще – могут отыскать свой дом, даже будучи завезенными на тысячи километров от него, по воздуху. Как? Каким образом? По звездам?.. Точного ответа на этот вопрос у науки сегодня нет. Есть лишь рабочее предположение – опять-таки ориентируясь по магнитному полю и запаху.
Но каким же сладким должен казаться запах родины, будь она на севере или на юге, если живое существо стремится в родные места за тысячи километров, преодолевая по пути немалые препятствия и терпя изрядные лишения?..
Продолжение следует...
Славин С.Н., журнал "Планета плюс".
ПОЧЕМУ РАКОВ ПРОЗВАЛИ ОТШЕЛЬНИКАМИ
Науке известно более четырехсот видов раков-отшельников, и, естественно, что не у всех взаимоотношения с актиниями складываются одинаково. Здесь много разных вариантов. В грубых чертах все их можно разделить на три главных типа, которые хорошо иллюстрируют последовательность развития этого интересного симбиоза.
Некоторые раки-отшельники ищут уже готовые, "вооруженные" актиниями раковины. Найдут такую раковину и поселяются в ней. Когда, подрастая, рак меняет квартиру, он не забирает с собой актинию. Просто бросает ее вместе с раковиной, и ищет новый дом, желательно с актинией на крыше. Очевидно, здесь наблюдаем мы начальные стадии формирования симбиоза, который развился из случайной встречи рака и актинии, поселившейся на раковине, избранной позднее отшельником.
Иначе ведут себя при встрече рак арросор и паразитическая актиния.
Почувствовав запах морского "цветка", рак-одиночка (без актинии на раковине) приходит в большое возбуждение. Торопливо приближается он к камню, на котором сидит его друг, и обхватывает актинию ножками. Обычно при каждом прикосновении актиния выбрасывает стрекающие нити и жалит пришельца, потревожившего ее. Но сейчас она этого не делает. Лишь слегка сокращает щупальца. Рак поглаживает ее, как наездник любимого коня (правда, мы увидим дальше, не рак поедет на актинии, а она на нем). Затем рак гладит подошву, которой актиния прикрепляется к камню. В ответ на дружеские прикосновения рачьих лап актиния сокращает ее, отделяет от камня и медленно переползает на раковину к раку. Там прочно усаживается, и рак, обремененный тяжелой ношей, но явно довольный своим приобретением, бесстрашно отправляется на поиски приключений в водяные джунгли.
По-видимому, рак арросор и актиния давно уже ведут совместную жизнь. Их поведение очень сложно: оба животных приспосабливались друг к другу в течение миллионов лет.
Следующий, еще более высокий этап в развитии симбиоза представляет "дружба" рака Придо и актинии адамсии.
Продолжение следует...
И.И. Акимушкин "И у крокодила есть друзья", М.: "Молодая гвардия", 1964 г.
ВРЕМЯ МАСОК
Но как это ни печально, за расцветом всегда приходит упадок, и даже такой, казалось бы, глубоко укоренившейся традиции, как венецианский карнавал, не удалось избежать этой горькой участи. Падение Венецианской республики, постоянно усиливающаяся борьба католической церкви с "языческими празднествами" – все это постепенно подтачивало его еще недавно могучее древо. Наконец, когда в 1797 году французские войска заняли Италию, декретом Наполеона карнавалы были запрещены, причем на долгие годы.
Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали впустую. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал. В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять взвилась бумажная голубка. С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять захлестывает волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих горожан. Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века протомившийся в забвении, вновь оказавшись на свободе, стремительно набрал утраченные силы.
Среди гостей Венеции немало тех, кто целый год готовился к празднику: тщательно продумывал свой костюм, шил сам или заказывал заранее, а потом вез его сюда с величайшей осторожностью, чтобы блеснуть своим нарядом в пестрой карнавальной толпе
Карнавал длится десять дней и открывается средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города – семь Марий. Венеция рада любому гостю и любой маске. Пройтись в рядах праздничной процессии по Сан-Марко может каждый, здесь никому не нужно, подобно юным бразильянкам в Рио, преодолевать в течение года по двадцать отборочных туров, чтобы станцевать самбу на карнавальном корабле. Помимо остальных традиционных увеселений, неотъемлемой частью карнавала является футбольный матч, который проходит, как правило, на пятый день празднеств. Венецианцы уверены в том, что этот замечательный вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола. Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами все на той же площади Сан-Марко. На следующий день десятки тысяч гостей покидают Венецию. Город затихает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться буйством красок, фонтаном веселья и закружить своих новых гостей в бурном потоке карнавала.
Комедия масок (от итальянского commedia dell’arte) – вид театра, получивший свое развитие в Италии XVI – XVII веков. Комедия дель арте строилась на импровизации. Каждый персонаж имел свою маску, характерную только для этого персонажа, и просто маску как часть костюма.
Она-то и указывала на особые качества героя. Актер, выбрав себе какое-то амплуа, обычно оставался верен ему на протяжении всей своей жизни на сцене.
Масок в комедии дель арте были десятки, но основными все же считались четыре – это так называемый квартет. Причем на севере и на юге Италии квартеты эти сложились разные. В северный (венецианский) квартет традиционно входили такие персонажи, как Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин, в южном (неаполитанском) доминировали Тарталья, Ковьелло, Пульчинелла и Скарамучча. Душой комедии дель арте были маски слуг, так называемые Дзанни (искаженное имя Джованни, крайне распространенное в Италии).
В северном квартете слугами были Бригелла – хитрый, злой, расчетливый и болтливый, и Арлекин – эдакий простак, не унывающий и периодически влюбленный. С течением времени этот характер несколько видоизменился и усложнился. К тому же у него появился соперник в любви – мечтательный Пьеро, которого изобретательный Арлекин всегда побеждал, отбивая у него служанку Коломбину.
Панталоне – это ходячая мишень для насмешек, старикашка, заглядывающийся на девушек.
Доктор – также персонаж комический. И хоть в далеком прошлом он человек ученый – юрист, но понемногу забывает все свои знания и, кроме насмешек, мало чего удостаивается.
Маски южного, неаполитанского, квартета были не столь распространены и популярны, как северного, за исключением разве что Пульчинеллы – слуги очень неглупого, веселого и саркастичного. Он обычно носил черную маску и заметно гнусавил. Возраст его приближался к преклонному, что несколько роднило его с "северным" Панталоне.
Следует сказать, что сами маски как элемент костюма каждого персонажа обычно делались из папье-маше, кожи или материи и закрывали лицо актера лишь до половины.
Основой же всего театра, повторимся, была импровизация. Именно поэтому актеры, представлявшие описываемых персонажей, были, как правило, настоящими виртуозами, обладавшими незаурядными способностями, с богатейшей фантазией и владевшими буквально балетной пластикой.
Журнал "Вокруг света" № 3, 2001 г.
ЭТО ИНТЕРЕСНО...
Когда в России женщин стали обучать официально?
Первым в истории России женским привилегированным среднеобразовательным учебным заведением стало Императорское воспитательное общество, или Смольный институт. Он был открыт 5 мая 1764 года по указанию Екатерины II и находился в полном ее ведении. Только она могла назначать начальниц. Первой из них стала княгиня Наталья Долгорукая, а всего за 153 года существования института их сменилось девять. В него принимались девочки только благородного происхождения, и находились там с 6 до 18 лет. Они проходили полный курс гуманитарных и естественных наук, обучались игре на музыкальных инструментах, вышивке, кулинарному искусству. Воспитывались девицы в строгости: спали на жестких кроватях, по утрам после гимнастики обливались холодной водой. В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству.
Вплоть до ноября 1917 года, когда это учебное заведение прекратило свое существование, оно располагалось в стенах Смольного института, построенного Джакомо Кваренги в 1808 году.
Когда цветоводы полюбили гладиолусы?
Первые упоминания о гладиолусах относятся к I столетию нашей эры. Название растения семейства ирисовых – гладиолус, прямые листья которых имеют мечевидную форму, происходит от латинского слова "gladus", что переводится как "шпага". В Древней Греции эти цветы были известны как ксифионы, что в переводе означает то же самое слово. Эти, тогда дикорастущие ярко-красные цветы были описаны греческим врачом Диоскоридом. Греки считали их сорняками, хотя изредка их размолотые луковицы добавляли в муку для выпекания хлеба. Как декоративные цветы гладиолусы получили признание в Европе лишь в XIX веке. В 1837 году бельгийский садовник Герман Беддингхауз, скрестив южно-африканские виды растения, вывел гибрид, который, собственно, и получил название – гентский гладиолус. Именно с него началась современная история садовых гладиолусов. Красота и изящество этих великолепных представителей флоры, а также длительность сохранения в срезанном виде были заслуженно оценены флористами всего мира.
Кому нужен штрих-код?
Штриховое кодирование было изобретено и запатентовано в США в 1949 году Джо Вудлэндом и Берни Сильвером. Штриховой код представляет собой графическое изображение цифр в виде штрихов и пробелов, предназначенных для считывания автоматическими устройствами. Это изобретение, в значительной степени облегчившее учет и контроль материальных средств, получило широкое распространение во многих странах. Самым популярным на сегодня является 13-разрядный европейский код EAN-13, введенный в обращение в 1977 году. В символике штрихового кода человеком воспринимаются понятные цифры, помещенные под графическим изображением, а сканирующим устройством – штрихи и пробелы. В России система EAN была введена в 1986 году. В ее удобстве каждый из нас мог убедиться при покупке товаров в магазине.
Первые три цифры кода слева означают страну-изготовителя товара
Следующие пять – предприятие-изготовителя
Еще пять – потребительские свойства товара (цвет, размер, материал), последняя цифра – контрольная.
Кто открыл Европе новое топливо?
В конце XIII века во время путешествия в Восточную Азию Марко Поло обратил внимание на то, что местные жители вместо привычного для европейцев древесного угля жгли какие-то камни, оказавшиеся впоследствии каменным углем. Но несмотря на явное преимущество использования этого вида топлива, в Западной Европе добычу каменного угля начали лишь в XVII веке, а в России – в XVIII. С тех пор каменный уголь стал важнейшим видом топлива. Добывают его двумя способами: открытым и подземным. Открытый способ наиболее практичен и представляет собой добычу угля из специальных траншей глубиной не менее 150 метров, прорезающих породы, находящиеся выше залежей угля. При подземном способе необходимо строительство шахт, что гораздо сложнее. Ведь для оптимального функционирования шахт требуется целый ряд составляющих: подземный транспорт, полноценная вентиляция, постоянное освещение, а главное – регулярная откачка воды, скапливающейся в подземных тоннелях.
Природные угли бывают трех видов – бурые, каменные (кокс) и антрациты. Бурые угли используются редко, так как при длительном хранении они превращаются в легко возгорающийся порошок. Наиболее употребимы каменные угли, которые в результате свойственной им спекаемости способны превращаться в кокс. Антрациты отличаются самой высокой энергоотдачей. Уголь используют в металлургической и химической промышленности, необходим он также для работы тепловых электростанций.
Журнал "Вокруг света".
Все, что хотите прислать по поводу рассылок, делайте это по адресу:
С уважением, Маша.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||