Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эрудиция - успех и уважение в любой компании!


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЭРУДИЦИЯ - УСПЕХ И УВАЖЕНИЕ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ.

Выпуск  14

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Продолжаю знакомить Вас с пакетом электронных книг "Я познаю мир". В данный пакет входят шесть книг серии "Я познаю мир". Сегодня  хочу более подробно рассказать об одной из книг пакета "Тайны литературы".

 

АННОТАЦИЯ. В истории литературы не меньше тайн и белых пятен, чем, например, в истории географических открытий. Кто творил под именем Шекспира? Совершались ли ради литературной славы преступления? Были ли Гомер и Иэн Флеминг не только писателями, но и разведчиками? Книга знакомит и с секретами мастерства, и с личной жизнью писателей, в ней отражены сенсации и скандальные истории из мира литературы. В книге рассказывается, кто скрывается за известными псевдонимами, а также о людях, послуживших прототипами литературных героев.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ: легендарный Гомер; поэма о природе вещей; сила "Слова"; странный Свифт; король математики и сказки; когда волшебником работает ученый; ключик к "Приключениям Буратино"; по следам "Роковых яиц"; секрет Ариэля; на краю Ойкумены; предсказания Эдгара По; разведчик будущего; проницательный Кларк.

 

МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ: кто был Шекспир; последняя тайна Жюля Верна; великий утешитель; кто сшил "Алые паруса"; родители Остапа Бендера.

 

ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ: перечитывая Пушкина; странная дуэль Лермонтова; Лев Толстой – инженер и естествоиспытатель; революционер на кухне; по следу белого кита; лоцман литературы; отец Маленького принца; испытание богатством; главный скаут, сдавшийся без боя; чему учит Гайдар; разгром Фадеева; человек из Швамбрании; сюжет для одной книги; писатель-невидимка.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РЕМЕСЛА: кто написал романы Дюма; многоликий Стивенсон; чего не сделаешь для славы; " Морду бы себе набить за такую работу..."; сила знаков препинания; академия Маршака.

 

ИЗ РОДОСЛОВНОЙ ДЕТЕКТИВА; вампир ли Дракула; за что все любят Джеймса Бонда; тысяча и один персонаж; секрет первой леди детектива; преступление во имя литературы; а рукописи все-таки горят.

 

Стоимость всех шести книг - 2$. Книги можно оплатить посредством системы WebMoney или почтовым переводом. Если у Вас возникло желание приобрести пакет, напишите по адресу: list-books@yandex.ru. В письме укажите название пакета и способ, которым Вы хотите его оплатить.

Более подробную информацию об этом и других наших пакетах Вы можете получить, посетив наш сайт www.master-praktik.narod.ru. Там же Вы сможете найти статьи, выходившие в рассылке, с иллюстрациями.

 

 

Сегодня в номере:

 

- Боги древней Греции. (...Продолжение).

 

- Трагедия в стиле фарс. (История Римского театра. Начало...)

 

- О чем говорят запахи? (Начало...)

 

- Это интересно...

 

 

 

 

    БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

   

    Нарцисс

 

    Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так, покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.

    Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидела его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:

    - Эй, кто здесь?

    - Здесь! – раздался громкий ответ Эхо.

    - Иди сюда! – крикнул Нарцисс.

    - Сюда! – ответила Эхо.

    С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:

    – Сюда, скорей ко мне!

    И радостно откликнулась Эхо:

    – Ко мне!

    Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в лесу.

    Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа. Страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо.

    А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех и многих нимф сделал несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула:

    – Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь!

    Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты

    Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод этого ручья, ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками о камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то и постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое изображение в воде, он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу воды, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не отрываясь, любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:

    – О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же не можем мы быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!

    Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла ему в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к воде.

    – О горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты – я сам! Я люблю самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня, смерть принесет конец мукам любви.

    Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли круги, и пропало прекрасное изображение. Со страхом воскликнул Нарцисс:

    – О, где ты? Вернись! Останься! Не покидай меня: ведь это жестоко. О, дай хоть смотреть на тебя!

    Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять, не отрываясь, смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячего солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его, страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.

    - О горе! – восклицает Нарцисс.

    - Горе! – отвечает Эхо.

    Наконец, измученный, слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение:

    – Прощай!

    И еще тише, чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:

    – Прощай!

    Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за телом юноши, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок – цветок смерти, нарциссом зовут его.

 

    Адонис[1]

 

    Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Афродита любила сына царя Кипра Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотой, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими лучами и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И Адониса просила она не охотиться на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редко покидала богиня царского сына, а покидая, каждый раз молила помнить ее просьбу.

    Однажды собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис радовался такой богатой добыче; он не предчувствовал, что это его последняя охота, Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного зверя копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.

    Афродита узнала о смерти Адониса и, полная невыразимого горя, пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника ранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из раненых ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви. Велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец Афродиты Адонис.

 


[1] Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у финикиян. Имя Адонис не греческое, а финикийское и значит "господин". Финикияне же заимствовали этот миф у вавилонян, у которых был миф о богине любви Иштар и прекрасном Таммузе – умирающем и каждую весну воскресающем боге.

 

Продолжение следует...

Н.А. Кун "Боги Древней Греции" - М., "Панорама", 1992 г.

К содержанию

 

 

 

 

ТРАГЕДИЯ В СТИЛЕ ФАРС

 

    Жителей Древнего Рима нельзя было назвать завзятыми театралами, но  это не помешало римскому театру войти в историю.

 

    В отличие от Древней Греции – колыбели мирового театрального искусства, - где отношение к театру было едва ли не священным, в Древнем Риме сценические представления низводились почти до балагана. Впрочем, и на этом уровне на древнеримских подмостках родились новые виды театральных зрелищ. Некоторые из них сохранились до наших дней.

 

    Величественные древнегреческие трагедии и комедии римлян интересовали мало. Римская публика отдавала предпочтение зрелищам куда более живым, динамичным да и, пожалуй, примитивным с точки зрения высокого искусства. Отправной точкой в театральном деле послужила так называемая "новая комедия" Менандра, в подражании которой больших высот достигли наиболее знаменитые древнеримские комедиографы Плавт и Теренций. Пьесы этих авторов давались в Риме и по всей Италии времен Республики, но позже, уже во времена Империи, успехом практически не пользовались. Даже роскошные театры, возникшие на заключительном этапе существования Римской республики, были не в состоянии поддерживать интерес публики к классическому драматическому искусству, которое в середине I века н.э. фактически исчезло с римской сцены. Римская публика, не устававшая наслаждаться конными скачками, гладиаторскими боями и травлей зверей, совершенно не желала напрягаться в течение нескольких часов кряду, разбираясь в перипетиях идеальных отношений греческих пьес. Это обстоятельство вынуждало устроителей так называемых драматических игр заинтересовывать публику великолепием и помпезностью внешней обстановки. Актеров наряжали в пышные одежды, на сцену выводили настоящих лошадей и других животных, разыгрывались целые битвы, в которых участвовала "массовка" в полном боевом вооружении. Но, несмотря на все эти ухищрения, народ на такие представления ходил вяло, да и то только тогда, когда в цирках не давалось сколько-нибудь стоящего, желательно кровавого, зрелища.

 

    Таким образом, трагедия и комедия совершенно сошли со сцены, уступив место чисто римским театральным изобретениям – пантомиму и ателлане, а также миму, пришедшему из Греции.

    Ателлана и мим принадлежали к самым низшим формам драматического искусства. Ателланы представляли собой грубый характерный фарс с четырьмя неизменными действующими лицами-масками: Pappus – старик, обыкновенно влюбленный, Bucco – болтун и обжора, Maccus – глупый шут и Dorsennus – горбатый шарлатан. Это излюбленное зрелище южноиталийских крестьян ввел на римскую сцену писатель и драматург Помпоний при диктаторе Сулле. Вначале актеры представляли ателланы в качестве краткого дивертисмента при серьезных драматических пьесах, но затем, с единодушного одобрения публики, полностью заменили собой эти пьесы.

 

    До наших дней сохранились названия лишь некоторых ателлан, указывающих на тех, кто был объектом насмешек в том или ином представлении: Корова, Осел, Вепрь, Деревенщина, Винодел, Дровосек, Рыбак, Хлебопек, Лекарь, Свадьба. Маской Maccus высмеивались солдаты и трактирщики, Bucco – нравы и обычаи фехтовальных школ; доставалось и целым народам: галлам, сирийцам, кампанам. Своими грубыми шутками и нарочитой комичностью ателлана была очень схожа с дошедшей до наших дней и ставшей уже классической южно-итальянской "commedia dell’arte", которая также имеет четыре постоянно действующих лица с похожими характеристиками: Pantaleone, Arlecchino, Brighella и Dottore. Так что вкусы простой публики мало изменились за последние 2 тысячи лет.

 

    Еще большее распространение, чем ателлана, получил на сцене мим. Поначалу так же, как и ателлана, он давался в антрактах или в виде дивертисмента, а во времена Империи стал, наряду с пантомимом, типичным театральным развлечением. В этой низкой комедии не было даже намека на поэзию, о чем свидетельствовал еще Гораций, а Цицерон жаловался в письме к другу на себя самого: "Я уже до такой степени огрубел, что во время игр нашего Цезаря слушал произведения Лаберия и Публия". Надо сказать, что они были самыми знаменитыми мимографами того времени.

 

    Последнее усовершенствование в структуру мимического представления внес еще один известный мимограф – Лентул. Его фарс, названный по имени главного героя-разбойника "Laureolis", по замыслу автора, заканчивался настоящим распятием на кресте живого человека. Им был, разумеется, не актер, а какой-либо преступник. Император Домициан, в свою очередь, внес в это произведение еще одно дополнение, повелев в конце пьесы снимать еще живого "актера" с креста и отдавать его на растерзание медведю прямо на сцене.

 

    МИМ развился из увеселительных танцев, исполнявшихся во время представления в передней части сцены и сопровождавшихся звуками кларнетов. А когда к этим танцам присоединились шутливые разговоры, бывшие зачастую экспромтами, разнообразные замечания "на злобу дня" и комические куплеты, мим окончательно оформился в самостоятельный вид. В нем, кстати, выступали и женщины, чего раньше не было ни в одном роде античной драмы. Актеры и актрисы играли без масок, в самой обычной одежде, актрисы же зачастую вообще обходились ее минимумом.

    Самой характерной особенностью мима являлись необузданное веселье, танцы и по возможности остроумные и колкие шутки. Интересно, что один из постоянных персонажей мима – "глупый шут" – назывался также Stupidus или Parasitus. Сюжеты для постановок авторы мимов – мимографы заимствовали обычно из обыденной городской жизни, обыгрывая ее смешные стороны. Хотя не избегали и мифологических сюжетов, правда, обязательно убирали из них всяческую идеализацию персонажей, а потому даже бессмертные боги представали в мимах самыми обычными людьми со всеми их слабостями и недостатками.

 

    УСТРОЙСТВО ТЕАТРА

 

    Во всех основных своих частях римский театр был похож на греческий, но несколько отличий все же существовало. Римляне свои театры строили не на естественных склонах гор, а на равнинах в виде огромных каменных или мраморных зданий с поднимающимися вверх рядами сидений. Стены направлялись в виде радиусов к центру оркестра, между ними находились входы, ведущие со всех сторон в отдельные ярусы, которые были отделены друг от друга высокими поясами по причине строгого деления зрителей на классы. В оркестре (современный партер) находились места для сенаторов и прочей знатной публики.

    Сцена была неглубокой и украшенной колоннами и статуями. Ложи императора и самых высших должностных лиц примыкали к ней вплотную.

 

    Первый постоянный каменный театр Помпея был построен в Риме в 55 году до н.э. До этого, а именно с 191 года до н.э., для "сценических игр" разрешалось строить только временные деревянные театры. В их числе был знаменитый театр Марка Скавра, вмещавший в себя до 80 тыс. зрителей и имевший сцену, украшенную 360 колоннами и 3 000 бронзовых статуй. Каменные театры были более скромных размеров, но три самых крупных из них – Помпея, Бальба и Марцелла – вмещали в себя соответственно 40, 30 и 20 тысяч зрителей.

 

    В те времена, когда постоянных театров еще не было, публика смотрела на представление стоя и без различия мест. Первое распределение мест упоминается в 194 году до н.э., именно тогда передние места около сцены во временных театрах посредством перил были отведены сенаторам. Затем пришлось отделить особые места также и другим сословиям. Во времена уже постоянных каменных театров сенаторы, весталки и члены императорской семьи сидели в особых ложах, а простая публика занимала самые задние места, а также верхний ярус.

    Это высочайшее повеление тут же разбудило фантазию устроителей цирковых зрелищ – они поспешили придать своим кровавым шоу новый импульс, введя в умерщвление людей на арене элементы театрального действа. Так, одному из преступников, изображавшему прикованного Прометея, специально выдрессированный орел выклевывал печень; другого сбрасывали в жерло хоть и искусственного, но исправно действующего вулкана; третьему, изображавшему древнего римского героя Муция Сцеволу, медленно сжигали руку на огне. Публика от этих новаций была в восторге, но особенно ее позабавил случай с одним греческим певцом – рапсодом. Он был приглашен в цирк якобы для исполнения торжественных гимнов перед римским народом. Для этого в центре арены соорудили высокую искусственную гору, и греческий гость, взобравшись на вершину, приготовился блеснуть своим мастерством. Публика же тем временем всячески выражала свое неудовольствие, требуя продолжения всеми любимой звериной травли. Певец не успел взять и нескольких нот, как вдруг из замаскированных в горе отверстий выбрались голодные медведи. Римская чернь, моментально изменив отношение к происходящему, смогла насладиться последующей непродолжительной погоней и разрыванием несчастного рапсода на куски.

 

Продолжение следует...

Михаил Максимов, журнал "Вокруг света".

К содержанию

 

 

 

    О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЗАПАХИ?

 

    ЧТО ПРОНЮХАЛ ЛУКРЕЦИЙ КАР?

 

    Способность человека различать запахи не отличается выдающейся остротой. Многие представители животного мира – собаки, кошки, насекомые – намного превосходят нас остротой чутья. Но все же и мы умеем распознавать достаточно много – несколько тысяч запахов. Чем пахнет? Луком. Розой. Керосином...

 

    Однако до недавнего времени люди до удивления мало знали о чувстве обоняния. Описать какой-либо запах мы могли, только сравнив его с другим, всем известным: "Эти духи пахнут жасмином...". У науки не было возможности измерить силу запаха, как, скажем, мы измеряем силу света. Много непонятного таилось и в самой природе запахов. Хотя разных "ароматических" гипотез было изобретено немало.

    Например, еще Тит Лукреций Кар, автор поэмы "О природе вещей", написанной свыше двух тысячелетий назад, предложил такое объяснение чувству обоняния. Он полагал, что в полости носа есть маленькие поры, различные по размерам и формам. Всякое пахучее вещество испускает крошечные частицы, которые входят в соответствующие поры полости носа, словно ключ в замочную скважину.

 

    Позднее природу запахов ученые попытались объяснить особенностями химического состава вещества. Частицы Лукреция получили название молекул. Каждая молекула, дескать, имеет свою пространственную форму, отсюда и разница в запахах. Однако довольно скоро выяснилось, что в природе есть немало соединений-родственников, которые имеют почти одинаковое стереохимическое строение, состоят из одних и тех же атомов, а пахнут совершенно по-разному.

    Теория "ключа и замка" оказалась верной лишь в самом первом приближении. Пахучее вещество действительно должно обладать рядом определенных свойств. Скажем, оно должно быть летучим, только тогда его молекулы смогут достичь органов обоняния. Что же касается формы молекул, то исследования с помощью рентгеновских лучей, инфракрасной спектрометрии, электронно-лучевого зондирования и т.д. показали, что между формой молекулы и ее запахом нет такого уж строгого соответствия.

 

    Распознавание запаха идет в несколько этапов. Рецепторы – чувствительные клетки живого организма – покрыты специальными пленками – мембранами. На мембранах есть особые, рецептивные участки, построенные из фрагментов белковых молекул. В пахучей молекуле можно выделить несколько фрагментов особого вида. Эти участки обладают особой "общительностью", способностью образовывать связи с рецептивными участками.

    Связи можно подразделить на две группы. Первая отвечает за взаимную ориентацию пахучей молекулы и чувствительных участков мембраны. То есть на этой стадии как бы срабатывает теория "замка". Но замок-то получается особый. Говоря совсем уж упрощенно, это не дверной замок, а замок из сцепленных рук. Обе руки как бы подлаживаются под геометрию друг друга. Выступ, образованный пальцами одной, входит в ямку, образованную ладонью другой... Таким образом создается эластичное, но довольно прочное соединение.

    Прочность замка из сцепленных рук обеспечивает сила напряженных мышц. При контакте же пахучей молекулы и мембраны в дело вступают связи второй группы – донорно-акцепторные и водородные. С помощью этих связей образуются структуры, перераспределяющие электрические заряды на данном локальном участке мембраны.

    Если же молекул пахучего вещества много, концентрация их велика, отдельные локальные участки начинают сливаться, и мембрана переходит на новый уровень – образует так называемый кооперативный структурный переход.

    А в итоге – и при распределении заряда на локальных участках, и при кооперативном структурном переходе - образуются электрические сигналы, которые по нервам передаются мозгу и формируют наши представления о запахе в зависимости от числа образовавшихся связей, электронной плотности зарядов, их взаимного расположения.

 

     ...Вот, оказывается, какая большая работа проделывается нами при обнаружении запаха. Чтобы понять, чем пахнет, мы, перво-наперво, начинаем принюхиваться, увеличиваем приток воздуха в верхнюю часть носа, к двум углублениям, в которых располагаются органы обоняния. Они состоят из участков желтоватой кожи площадью в несколько квадратных сантиметров каждый. Эта ткань пронизана нервными волокнами. Молекулы пахучих веществ раздражают нервные окончания, и те, в свою очередь, посылают сигналы в обонятельную луковицу. Оттуда сигналы транслируются в высший мозговой центр, где суммируются и перерабатываются в характеристики запаха. Мозг сравнивает полученные сигналы с теми, что имеются в кладовой его памяти; и мы, наконец-таки, узнаем, чем пахнет. Луком, розой или керосином...

 

Продолжение следует...

Славин С.Н., журнал "Планета плюс".

К содержанию

 

 

 

    ЭТО ИНТЕРЕСНО...

 

    Зачем перед началом движения поезд сдает назад?

 

    Если машинист локомотива попытается сразу резко начать движение поезда вперед, когда сцепки вагонов натянуты, то может оказаться, что он не сдвинется с места, так как суммарная сила трения покоя, действующая со стороны рельсов на все колеса состава, превысит силу скольжения ведущих колес локомотива, создаваемую осями и имеющую противоположное направление. Поэтому вначале необходимо подать поезд назад, ослабив тем самым натяжение сцепок, и только после этого приводить в движение вагоны последовательно, один за другим, а затем, так же поочередно, начинать их движение вперед.

 

    Из чего сварить бульон?

 

    Бульоны – это кушанье, прежде всего, французской кухни. Самые популярные из них – бульоны из птицы, в которые для пикантности добавляют пряные травы и специи, а для питательности – взбитые яйца. В Германии предпочтение отдается жирным и наваристым. Это достигается поэтапной варкой в одном и том же бульоне мяса, овощей, курицы. Чередование продуктов повторяется до тех пор, пока не будет достигнута желаемая крепость. Такое кушанье невероятно ароматно и вкусно. Тем более что подавать его положено с гренками или слоеными пирожками. Но вот полезность бульона – вопрос сомнительный. Ведь при многочасовой готовке витамины и минеральные соли вывариваются и абсолютно теряют свои полезные свойства.

 

    Как Европу связали с Азией?

 

    Сделать это удалось благодаря постройке Великого Сибирского Пути, или Транссибирской магистрали,  - самой длинной железной дороги на планете. Ее фактическая протяженность составляет 9 288,2 км, из них 1 777 км проходит по Европейскому континенту и 7 512 км – по Азиатскому. Магистраль "захватывает" 10 часовых поясов, вдоль линии ее протяженности находится 87 городов и 16 крупных рек. Начальной станцией Транссиба является Ярославский вокзал Москвы, самая западная станция дороги, а конечным пунктом — городской вокзал Владивостока (самая южная станция). Строительство Магистрали было начато в 1891 году, а закончено в 1916-м. В первых железнодорожных составах, следующих по одной колее, были оборудованы специальные вагоны для женщин, для курящих пассажиров и для священников. Вторая колея была построена к 1938 году.

 

    Где родина фиалок?

 

    Гавайские острова по геологическим меркам считаются молодыми, так как появились всего несколько десятков миллионов лет назад. Поэтому все животные и растения, населяющие этот архипелаг, прибыли сюда с других континентов. До недавнего времени биологи полагали, что фиалки, произрастающие здесь, являются переселенцами из Южной Америки. Но после детального филогенетического анализа обнаружилось, что на самом деле они имеют общие корни с… арктическими растениями. Как выяснилось в ходе детального изучения, их "предки" прибыли сюда вместе с перелетными птицами с Аляски, перебирающимися в теплые края на время зимы и способными переносить в зобах семена различных растений на дальние расстояния. Те, что сохраняют цельность и всхожесть, попав на плодородную почву тропических лесов, прорастают и дают начало появлению новых для архипелага растений.

 

    Почему весна приходит позже?

 

    Эклиптика (движение Солнца по небесной сфере) делится на четыре сектора, каждый из которых равен 90°. Период, за который Солнце проходит этот сектор, называется временем года.

    Продолжительность времен года не одинакова. Это обусловлено изменением скорости движения Земли по орбите в течение года. Земля находится на ближайшей точке своей орбиты к Солнцу 2 января и в этот период движется быстрее. Это и объясняет тот факт, что зима и осень Северного полушария короче весны и лета. Времена года Южного полушария прямо противоположны временам года Северного.

    Хотя середина каждого времени года имеет четкую астрономическую границу, реально ее наступление несколько отодвигается. Так, максимальная температура Северного полушария регистрируется ближе к началу августа, а минимальная – к концу января. Запаздывание происходит из-за влияния атмосферы. После дня летнего солнцестояния ежесуточное поступление тепла уменьшается, но, тем не менее, оно значительно больше, чем тепло, отражаемое земной поверхностью, быстрой потере которого препятствуют нижние слои атмосферы. С начала августа потери тепловой энергии превышают ее поступление, что обуславливает и постепенное снижение температуры окружающей среды.

    После же зимнего солнцестояния суточные потери тепла продолжают превышать поступление, что также отодвигает наступление переломного периода на несколько недель.

 

Журнал "Вокруг света"

К содержанию

 

 

 

Все, что хотите прислать по поводу рассылок, делайте это по адресу:

Halyukova2003@yandex.ru

С уважением, Маша.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное