Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эрудиция - успех и уважение в любой компании!


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЭРУДИЦИЯ - УСПЕХ И УВАЖЕНИЕ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ.

Выпуск  15

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Продолжаю знакомить Вас с пакетом электронных книг "Я познаю мир". В данный пакет входят шесть книг серии "Я познаю мир". Сегодня  хочу более подробно рассказать об одной из книг пакета "Феномены мира".

 

Аннотация: Мир вокруг нас полон тайн, загадок и всевозможных феноменов. Куда прячут награбленное черные дыры? Способен ли снег говорить, а огурец петь? Бывают ли дружелюбные акулы и дельфины-убийцы? Может ли мальчик стать стариком?

Обо всем этом и еще о многом другом рассказывает новый том популярной детской энциклопедии "Я познаю мир".

 

Содержание.

ФЕНОМЕНЫ ВСЕЛЕННОЙ: перестройка во Вселенной; теперь ее еще и сплющили; тайна темной энергии; "пылесосы" Вселенной; на Млечном Пути разгораются страсти; неужто конец света; невероятные планеты; когда солнце станет умирать; великое переселение планет; тайна "дочери ночи".

 

ФЕНОМЕНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ: астероидный Армагеддон; бактериологическая "бомба" из космоса; лед с неба; голос грома; подземные грозы; "радиостанции" природы; камни-путешественники; динозавров погубил гидрат; "сердцебиение" планеты; бриллиант внутри земли.

 

ФЕНОМЕНЫ ФЛОРЫ И ФАУНЫ: что ел мамонт на обед; о чем поет огурец; растения едят мясо; радио растений; микробы-мутанты; эксперты детективов; муравьи-навигаторы; химоружие природы; ползущие по потолку; слоновий телеграф; акулы и дельфины; секретное оружие китов.

 

ФЕНОМЕНЫ СРЕДИ НАС: как всадник без головы; голова нуждается в новом теле; зрение без глаз; о, запах цветов, доходящий до крика; "живые магниты"; электрические люди; летают ли люди; стареющие не по годам; коротко о разном.

 

Стоимость всех шести книг - 2$. Книги можно оплатить посредством системы WebMoney или почтовым переводом. Если у Вас возникло желание приобрести пакет, напишите по адресу: list-books@yandex.ru. В письме укажите название пакета и способ, которым Вы хотите его оплатить.

Более подробную информацию об этом и других наших пакетах Вы можете получить, посетив наш сайт www.master-praktik.narod.ru. Там же Вы сможете найти статьи, выходившие в рассылке, с иллюстрациями.

 

 

Сегодня в номере:

 

- Боги древней Греции. (...Продолжение).

 

- Трагедия в стиле фарс. (История Римского театра. ...Окончание)

 

- О чем говорят запахи? (...Продолжение)

 

- Древнекитайские путешественники.

 

- Это интересно...

 

 

 

 

    БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

    ЭРОТ

 

    Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, как и у Зевса-громовержца, есть посланник: через него выполняет она свою волю. Этот посланник – сын Афродиты Эрот, веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот носится на блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и легкий, как дуновение ветерка. В руках его – маленький золотой лук, за плечами – колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Без промаха попадает в цель Эрот, как стрелок он не уступает самому стреловержцу Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою курчавую головку и громко смеется.

    Стрелы Эрота несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы.

    Зевс знал, как много горя принесет с собой в мир сын Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его еще при рождении. Но разве могла допустить это мать? Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там, в лесных дебрях, вскормили малютку Эрота молоком своим две свирепые львицы. Вырос Эрот, и вот носится он по всему миру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то счастье, то горе, то добро, то зло.

 

    ГИМЕНЕЙ

 

    Есть еще один помощник и спутник у Афродиты – это юный бог брака Гименей. Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея, моля его благословить брак молодых и послать им радостную жизнь.

 

    ГЕФЕСТ[1]

 

    Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

    Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал, наконец, в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини – Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным мастером в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

    Долго таил Гефест в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но – о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно: никто из них не мог освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою мать.

    Тотчас послали они Гермеса за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света, к берегам Океана. В мгновение ока пронесся Гермес над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь Гермесу явился Дионис, бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним делать все – вести куда угодно. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады[2] с тирсами[3] в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавался звон тимпанов[4], гремели бубны. А впереди шел Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец, пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь он уже не помнил обиду.

    Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе воздвиг дворец из золота, серебра и бронзы. В нем живет Гефест с женой своей, прекрасной приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

    В том же дворце находится и кузница Гефеста, где он проводит большую часть времени. Посередине кузницы стоит громадная наковальня, в углу – горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи: их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он – и работают мехи, раздувая в горне ярко пышущее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах!

    Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору между Зевсом и Герой. Без смеха не могут боги смотреть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

    Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня и страшные, могучие удары его огромного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа и Симоиса смирил под Троей своим огнем Гефест. Разил он молотом и могучих гигантов.

    Велик бог огня, искуснейший кузнец Гефест: он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же строго карает.


[1] Гефест (у римлян Вулкан) – первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом – покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

 

[2] Менады – спутницы Диониса; в переводе на русский язык "менады" – значит, "неистовствующие"; менады – то же, что и вакханки.

 

[3] Тирс – палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

 

[4] Тимпан – ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

 

 

Продолжение следует...

Н.А. Кун "Боги Древней Греции" - М., "Панорама", 1992 г.

К содержанию

 

 

 

    ТРАГЕДИЯ В СТИЛЕ ФАРС

 

    Что касается пантомима, то он развился в Риме в самостоятельный род драматического искусства во времена Августа из греческих трагедий и комедий. Здесь танец хора отделили от пения, так что действие, которое актер на сцене представлял мимическим "танцем", то есть различными телодвижениями, стоящий рядом певец пояснял словами, а музыкант аккомпанировал им на кларнете. Эта новая драматическая форма отличалась от трагедии еще и тем, что один актер воспроизводил или танцевал все мужские и женские роли, меняя в антрактах по мере надобности костюмы и маски. Все это действо несколько напоминало пантомимный балет. Сюжеты пантомимов почти всегда брались из греческих мифов, а либретто выходили из-под пера таких знаменитых авторов, как Лукан, Статий и Овидий. Самыми популярными были сюжеты любовного содержания, например Ахиллес и Брисеида, Ясон и Медея и т.д. Актер пантомима должен был обладать настоящим талантом, ведь ему зачастую приходилось изображать одновременно всех действующих лиц пьесы. Эта трудная задача отчасти облегчалась тем, что содержание пантомимов, взятое из мифологии, более образованной публике, преимущественно из высших слоев римского общества, в отличие от черни, ходившей на мимы и ателланы, было известно еще со школьной скамьи.

    Был такой случай, произошедший во времена императора Нерона. Известный в Риме цинический философ Деметрий в большом собрании любителей пантомима заявил, что без звучной музыки и хорового пения танцор одной лишь мимикой и телодвижениями никак не может достичь желаемого эффекта, именно поэтому он, Деметрий, невысоко ставит и пантомимы, и актеров, их представляющих. И тут "перчатку", брошенную мыслителем, поднял знаменитый актер Парис Старший. Он, дабы убедить философа в его неправоте, станцевал перед ним "Венеру и Марса" в абсолютной тишине, без музыки и пения, причем столь талантливо и убедительно, что Деметрий вынужден был признать, что пантомим является настоящим искусством, причем высоким.

    Римский оратор и писатель Квинтилиан в своем трактате о жестикуляции оратора, где одни только движения пальцев он описывает в 12 параграфах, говорит, что "движения рук по своему многочисленному разнообразию почти достигают самой полноты слов". Заметим, что это замечание касается искусства оратора, жестикуляция которого, ограниченная одними руками, была не в пример скромнее, чем пантомимического актера.

    Помимо известных высот сценического искусства и достаточно высокого уровня образования актер пантомима должен был обладать и телесной красотой: быть среднего или чуть выше среднего роста в соответствии с классическим "Каноном" древнегреческого ваятеля Поликлета. Его бронзовая статуя "Дорифор", изображающая юношу, несущего копье, считалась в античном мире образцом пропорций и размеров человеческого тела.

    Эластичность и гибкость своего тела актер поддерживал постоянными упражнениями, но способность грациозно двигаться во многом определялась прирожденными особенностями. Актеров с посредственными телесными параметрами публика просто не терпела. Лукиан описывает один эпизод, когда актер, обладающий слишком высоким ростом, вышел на сцену в роли древнегреческого героя Капанея, который штурмовал фивские стены. Так вот публика, увидев это, начала кричать: "Перелезь, тебе не нужна лестница!"

    Первоначально актерами в римском театре были рабы или отпущенники. Они объединялись в особые труппы, управляемые директором, реже первым актером, который за плату давал представления по заказу. Тогда актеры стояли на низшей ступени римской социальной лестницы и не имели гражданских прав. Но лучшие из них, такие как трагик Эзоп и комик Росций, бывшие, по откликам современников, выдающимися лицедеями, все-таки смогли, поборов общественные предрассудки, стать настоящими кумирами толпы.

    Плата за актерский труд изначально была довольно незначительна, но в конце республиканской эпохи и особенно во времена Империи для них настали лучшие времена.

    Актер Росций получал за один выход на сцену 1 000 денариев, так что, согласно Плинию, его годовой доход равнялся полумиллиону сестерциев, а за 10 лет выступлений он заработал 6 миллионов. Для сравнения добавим, что 100 сестерциев соответствовали 25 денариям. Так, например, во времена Диоклетиана 1 курица стоила 60 денариев, пара хорошей мужской обуви – 150, а квалифицированный плотник за день работы получал 50 денариев. Таким образом, становится ясно, что доходы лучших актеров даже по римским меркам были весьма немалыми.

    Несколько позже на римской сцене появилась мифологическая пирриха, представлявшая собой тот же пантомим, но уже безо всякого пения и с несколькими актерами и была очень похожа на современный балет.

    Наибольшим расположением публики во время Империи пользовались выдающиеся артисты пантомимов, а некоторые из них даже имели изрядное влияние при императорском дворе. Известен случай, когда знаменитый поэт Ювенал за оскорбление, нанесенное им одному принятому при дворе императора Траяна пантомимическому актеру, был отправлен в длительную ссылку. Так что нет ничего удивительного в том, что известные пантомимисты покупали в Риме дома и даже целые поместья, в их честь сооружали памятники и статуи, а италийские общины награждали их почетным гражданством.

    По принятому и в Греции обычаю в театр с собой приносили подушки и ковры, а под ноги – скамейки, надевали праздничные одежды – мужчины должны были являться исключительно в белых тогах. Для защиты от солнца дамы имели при себе зонтики и веера, а мужчины – шляпы. Если не было ветра, над театром растягивались паруса. Со времен Помпея в театры проводили воду, а воздух охлаждали фонтаны с благовониями. Публику на отведенные места провожали особые смотрители. В течение представления у зрителей было принято громко выражать свои чувства. Если актер нравился, ему рукоплескали, приветствовали криками, мужчины в знак своего благоволения махали ему концами тоги, а дамы платками. В том же случае, когда актер играл плохо, публика свистела, возмущалась, шикала, иногда доходило и до того, что неудачника просто вынуждали удалиться со сцены.

    Порядок в театре обеспечивал претор, под началом которого, учитывая немалые размеры типичных римских театров, была целая когорта – около 500 человек. Он отвечал за все представление. И это была отнюдь не лишняя предосторожность – в римских театрах довольно часто случались происшествия, требовавшие вмешательства стражи. По примеру существовавших в цирке партий, соревновавшихся и даже ссорившихся между собой, появились подобные партии и в театрах. Они так же, как и цирковые, состояли из поклонников отдельных актеров, преимущественно танцоров пантомимов, хотя в отличие от последних характера системы так и не приобрели. Все в основном сводилось к тому, что, когда выступало подряд несколько пантомимистов, эти партии неистово поддерживали своего любимца, других же актеров освистывали. А в результате зачастую начинались беспорядки.

    В 15 году, при императоре Тиберии, во время одного из таких конфликтов было убито большое число солдат из числа стражи и один центурион (сотник), а сам трибун, или командир когорты, тяжело ранен. По этому делу даже были слушания в сенате, в результате чего преторы были наделены полномочиями, разрешавшими наказывать нарушителей порядка в театрах изгнанием и даже ссылкой, не говоря уже о крупных денежных штрафах. Но эти меры были не в состоянии помочь, а потому в 23 году Тиберий распорядился изгнать из Рима абсолютно всех мимистов и пантомимистов и до самой своей смерти не отменял этого приказа.

    Только его преемник Калигула позволил им вернуться, а позже, при Клавдии и Нероне, среди театралов наступил просто настоящий разгул страстей. Нерон, например, вообще устранил из театра когортную стражу, как указывает Тацит, "с одной стороны, для того, чтобы солдат театральной вольностью не развращался, с другой – чтобы испытать, будет ли народ вести себя спокойно без стражи". После этого распоряжения в театрах начались настоящие сражения. По словам Светония, однажды при всеобщей драке, когда дело дошло до того, что со зрительских мест полетели камни и обломки стульев, сам Нерон из своей ложи принялся бросать на головы публики камни и в числе других ранил претора. После смерти императора-"весельчака" театральная стража была восстановлена, но в той или иной степени беспорядки продолжались вплоть до позднейших времен Империи. Впрочем, чем дальше, тем больше сцены римских театров занимали грубые и примитивные зрелища, такие как пляски полуголых танцовщиц, выступления канатоходцев и фокусников и тому подобное. Ко времени падения Римской империи именно они являли собой основные "образцы драматического искусства". Под стать этим зрелищам была и деградировавшая публика. Собственно, на этом и закончилась хоть продолжительная, но не слишком славная история римского театра.

 

Михаил Максимов, журнал "Вокруг света".

К содержанию

 

 

 

 

    О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЗАПАХИ?

 

    ЧЕМ ПАХНЕТ БОЛЕЗНЬ?

 

     - Когда маленький самолет местной авиалинии сделал вынужденную посадку прямо на поле где-то в Курганской области, я вышел, озабоченный задержкой рейса, и вдруг пахнуло чем-то очень знакомым - теплым, полынным, степным, - пишет кандидат медицинских наук В.Ягодинский. – Я вспомнил себя почему-то рядом с лошадью, на стогу сена. Лошадь большая, а стог огромный. Степной ветер всколыхнул глубинные слои памяти, и оттуда стали подниматься воспоминания...

    Потом доктор проверил себя, расспросив родных и знакомых. Да, все оказалось точно: самолет приземлился неподалеку от его родных мест, и запах напомнил ему об этом.

    О том же, что "дым Отечества нам сладок и приятен", впоследствии говорили и многие другие опрошенные им люди. Так, один испанец, которого вывезли из Валенсии еще совсем маленьким в 1937 году, попав на родину уже взрослым, тотчас вспомнил "отдающий мылом запах мраморного корыта для стирки", присущий местным домам. Еще кто-то припомнил, что тюрьмы и больницы во всем мире имеют особый, только им свойственный запах.

    О специфике запаха, о ностальгии, вызываемой им, говорят и многие литераторы. Так, скажем, И.С.Тургенева тянуло в родное Спасское-Лутовиново из Москвы и Петербурга, Парижа и Лондона, Рима и Берлина, потому что "воздух родины имеет в себе что-то необъяснимое..." А вот что пишет в одном из своих писем А.К.Толстой: "Сейчас только вернулся из лесу, где искал и нашел много грибов. Мне как-то говорили о влиянии запахов, и до какой степени они могут напомнить и восстановить в памяти то, что было забыто уже много лет. Мне кажется, что лесные запахи обладают больше всего этим свойством... Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидел перед собой, как в молнии, все мое детство во всех подробностях до семилетнего возраста".

    А вот вам еще одна литературная ассоциация. Герой романа Германа Гессе "Игра в бисер" Иозеф Кнехт вспоминает: "Мне было тогда лет четырнадцать, и произошло это ранней весной...

    Однажды после полудня товарищ позвал меня пойти с ним нарезать веток бузины... Мы подошли к кустам бузины, усыпанной крохотными почками, листики еще не проклюнулись, а когда я срезал ветку, мне в нос ударил горьковато-сладкий резкий запах. Казалось, он вобрал в себя, слил воедино и во много раз усилил все другие запахи весны. Я был ошеломлен, я нюхал нож, руку, ветку... Мы не произнесли ни слова, однако мой товарищ долго и задумчиво смотрел на ветку и несколько раз подносил ее к носу: стало быть, и ему о чем-то говорил этот запах...

    Примерно в то же самое время я увидел у своего учителя музыки старую нотную тетрадь с песнями Франца Шуберта... Как-то, дожидаясь начала урока, я перелистал ее, и в ответ на мою просьбу учитель разрешил мне взять на несколько дней ноты... И вот на следующий день после нашего похода за бузиной я вдруг наткнулся на "Весенние надежды" Шуберта. Первые же аккорды ошеломили меня радостью узнавания: они словно пахли, как пахла срезанная ветка бузины, так же горьковато-сладко, так же сильно и всепобеждающе, как сама ранняя весна!.."

 

    Конечно же, медик Ягодинский попытался отыскать научно-медицинскую подоплеку замеченных явлений. "Известно, что А.К.Толстой страдал астмой, - пишет он. – Значит, у него была склонность к аллергическим реакциям. Не отсюда ли столь ясное видение картины детства от одного только запаха рыжика?"

    И далее доктор развивает свою догадку, вспомнив, что в иммунологии есть понятие так называемого первородного греха, заимствованное из библейской терминологии. Суть его в том, что самая первая встреча организма, например, с вирусом гриппа производит столь сильный иммунологический эффект, что клетки, образующие антитела, "запоминают" узор мозаики антигенной оболочки вируса. И потом, при встрече с другими вирусами гриппа, организм, наряду с новыми иммунными заготовками, продолжает штамповать противотела и к "пример-штамму" вируса.

 

Продолжение следует...

Славин С.Н., журнал "Планета плюс".

К содержанию

 

 

 

 

    ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

 

    Около 2000 лет назад древние римляне и китайцы еще жили в разных мирах. Их цивилизации развивались порознь, разделенные высокими горами, густыми лесами, обширными пустынями, а также воинственными племенами, ревниво охранявшими свои земли. Тем не менее, китайцы и римляне знали о существовании друг друга: богатые римляне носили шелка, через множество рук попадавшие к ним из Китая по суше – по Великому шелковому пути. Изучить пути через Центральную Азию в 138 г. до н.э. отправился великий китайский путешественник Чжан Цянь. Торговые пути вели также в третий центр древней цивилизации - Индию, родину распространенного в Китае буддизма. Монахи-буддисты Фа Сянь в 399 г. н.э. и Сюань-Цзан в 629 г. н.э. совершили туда путешествия, чтобы научиться премудрости и увидеть святые места, где жил и проповедовал Будда.

 

    Буддизм

    Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. как движение внутри более древней религии – индуизма. От других религий его отличало то, что Будда не отождествлялся с божеством. Буддисты были рьяные проповедники, и потому буддизм широко распространился в Азии, проникнув в Китай около 100 г. н.э. Буддийские монахи-китайцы, среди них Фа Сянь, хотели глубже разобраться в истоках своей веры: их священные книги, переведенные с санскрита (древнеиндийского языка), содержали немало темных мест. Фа Сянь и другие паломники совершали смелые путешествия по Азии, чтобы находить единоверцев, новые книги и лучшие переводы, а также учиться в древних буддийских храмах.

 

    "Алмазная сутра"

    Буддизм способствовал возникновению книгопечатания. Китайцы стремились донести до людей священные буддийские тексты в переводах Сюань-Цзана. Книги того времени выглядели как свитки, склеенные из листов. Текст и рисунок вырезались на деревянной доске, затем ее покрывали чернилами и делали оттиск. "Алмазная сутра" была напечатана в 868 г. н.э. Эта древнейшая из дошедших до нас печатных книг представляет собой свод буддийской мудрости – сутру.

 

    Чжань Цянь

    Чжан Цянь родился в середине II в. до н.э. Этот чиновник китайского императора У-ди способствовал установлению связей между древними цивилизациями. В 138 г. до н.э. У-ди послал Чжан Цяня на запад, в Центральную Азию, поручив найти союзников для борьбы с кочевниками-гуннами, совершавшими набеги на Китай. Чжан Цянь добрался до Бактрии, некогда входившей в состав империи Александра Македонского. Бактрийцы не пожелали воевать с гуннами, но Чжан Цяню удалось наладить очень важные торговые контакты между Китаем и Средним Востоком.

 

    Фа Сянь

    Китайский монах Фа Сянь родился около 370 г. н.э. Чтобы глубже постичь буддизм, он отправился на запад. По Великому шелковому пути он дошел до Хотана, где встретил много монахов-буддистов. Там он провел 3 месяца в ожидании религиозного праздника, во время которого город украшали цветами и знаменами. Перейдя через горы, Фа Сянь попал в Индию и несколько лет учился в монастырях на берегах Ганга. На Шри-Ланке он видел священную реликвию – зуб, принадлежавший, по преданию, самому Будде. Рассказ Фа Сяня о его 15-летнем странствии очень расширил знания китайцев о Центральной Азии и Индии.

 

    Сюань-Цзан

    Сюань-Цзан, которого называют также трипитака – "Три корзины", родился в 602 г. н.э. и через 200 лет после Фа Сяня повторил его поход: верхом пересек пустыню и добрался до Индии, где изучал санскрит, необходимый для чтения древних буддийских текстов. Через 15 лет вернувшись в Китай, Сюань-Цзан еще многие годы переводил с санскрита, управлял монастырем и писал о своих странствиях. Рассказ его отличается точностью и обилием деталей. Сюань-Цзан был большим ученым и храбрым путешественником, но даже он признавался, что испытывал страх, в одиночестве пересекая пустыню.

 

    Возвращение Сюань-Цзана в Китай

    Когда в 645 г. н.э. Сюань-Цзан вернулся в Чанъань, ему устроили восторженный прием. Среди привезенных им сокровищ была запряженная 20 лошадьми колесница с книгами духовного содержания (около 700) и предметами культа, включая статуи Будды. Перевод этих книг стоил Сюань-Цзану немалых трудов. Подсчитано, что он перевел в 100 раз больше слов, чем содержит Библия.

 

Атлас географических открытий, изд-во "Дорлинг Киндерсли Лимитед", Лондон, 1992 г.

К содержанию

 

 

 

 

    ЭТО ИНТЕРЕСНО...

 

    Как Оливье готовил свой салат?

 

    Салат "оливье" изобрел в 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье – владелец трактира "Эрмитаж", который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат "оливье". Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал втайне, и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингредиенты были известны, и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав: 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла. Правда, по отзывам знатоков, салат существенно отличался от оригинала.

 

    Когда напечатали первый доллар?

 

    Денежной единицей доллар (от немецкого taler) был объявлен 6 июля 1785 года Континентальным конгрессом. Вначале доллар представлял собой серебряную монету. А с 1861 года в обращение вошли первые банкноты, которые печатались на особой льняно-хлопчатой бумаге зеленой краской. Один край купюр был неровным. В монетном дворе хранился корешок, противоположный край которого представлял собой точную копию денежного знака определенной серии. По нему и устанавливалась достоверность купюр.

    В августе 1862 года начало работу Бюро гравирования и печати. Четыре женщины и двое мужчин в подвале главного здания Министерства финансов начали сортировать и ставить печати на 1- и 2-долларовых банкнотах, которые печатались частными компаниями. Государственное же печатание денег началось в 1863 году и к 1877-му уже вся валюта США была отпечатана в Бюро.

    Сегодня в США в обращении находятся денежные знаки с датой выпуска не ранее 1928 года – достоинством в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000 и 10000 долларов. Правда, банкноты достоинством более 100 долларов запрещено вывозить за пределы страны. 10000-долларовые банкноты не печатаются с июля 1944 года, и к концу 80 годов в обращении было лишь 348 таких купюр. В 1969 году Казначейством США объявлено о прекращении дальнейшей эмиссии банкнот достоинством выше 100 долларов. Последняя 2-долларовая банкнота была напечатана в 1976 году.

    На лицевой стороне купюры номиналом 500 долларов помещен портрет Мак-Кинли, 25-го президента США, 1000-долларовой –  Стивена Кливленда, 22-го и 24-го президента, 5000-долларовой – Джеймса Медисона, 4-го президента, на 10000-долларовой банкноте – финансиста Сэмона Портленда Чейса.

    Общеупотребительное "бакс" произошло от buck (англ.) – олень. Именно оленьи рога или шкуры служили денежным эквивалентом в Великобритании. Слово это прижилось в Новом Свете, поскольку его обживали и англичане.

 

    Когда появляется склероз?

 

    Сегодня это заболевание распространено, как ни странно, среди людей отнюдь не старых. Первые его симптомы, как правило, начинают проявляться в возрасте от 20 до 40 лет. Поначалу таким мелочам, как забытые книга, телефонный номер или обещание, просто не придают значения, объясняя их тем, что голова занята более важными проблемами. Действительно, до 30-летнего возраста человек получает и усваивает огромное количество как общей, так и профессиональной информации, которую необходимо "переварить". Предельно активный образ жизни, когда даже на сон тратить время жалко, просто не дает возможности задуматься о столь незначительной забывчивости. А вот уже после 40 людей, как правило, начинает волновать состояние их собственного здоровья, и любые сбои в работе организма, в том числе и "провалы" памяти, безусловно очень настораживают. Но поход к врачу не только не успокаивает, а, напротив, пугает. Ведь диагноз, скорее всего, бывает таким: начальная стадия склероза, иными словами, возрастная деградация мозга, ведущая к утрате способности скоростного усвоения больших объемов информации. Кстати, по статистике, женщины подвержены этому риску в два раза больше, чем мужчины. Также опасность заболеть склерозом гораздо более выражена у представителей белой расы.

 

    Когда у чистокровных лошадей появились родословные?

 

    Надо сказать, что чистокровными считаются чистопородные арабские и английские лошади, происхождение которых как по отцовской, так и по материнской линии может быть прослежено вплоть до записей в "Главном студбуке". Это книга лошадиных родословных, ведущаяся в Англии с 1793 года. В нее заносятся лошади, которые имеют среди своих предков одного из трех арабских жеребцов, завезенных с Востока в Англию в конце XVII – начале XVIII веков (их имена: Дарлей-Арабиан, Беверли-Турок и Годольфин-Арабиан), а также те, которые на протяжении многих лет добивались самых высоких результатов на самых престижных скачках.

 

Журнал "Вокруг света".

К содержанию

 

 

 

 

Все, что хотите прислать по поводу рассылок, делайте это по адресу:

Halyukova2003@yandex.ru

С уважением, Маша.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное