Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эрудиция - успех и уважение в любой компании!


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЭРУДИЦИЯ - УСПЕХ И УВАЖЕНИЕ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ.

Выпуск  12

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Продолжаю знакомить Вас с пакетом электронных книг "Я познаю мир". Сегодня  хочу более подробно рассказать об одной из шести книг пакета "Феномены мира". В некоторых ранее вышедших выпусках рассылки были вставлены статьи из этой книги. В этой рассылке Вы также найдете статью из этой книги.

 

    Аннотация: Мир вокруг нас полон тайн, загадок и всевозможных феноменов. Куда прячут награбленное черные дыры? Способен ли снег говорить, а огурец петь? Бывают ли дружелюбные акулы и дельфины-убийцы? Может ли мальчик стать стариком?

    Обо всем этом и еще о многом другом рассказывает новый том популярной детской энциклопедии "Я познаю мир".

 

    Стоимость всех шести книг - 2$. Книги можно оплатить посредством системы WebMoney или почтовым переводом. Если у Вас возникло желание приобрести пакет, напишите по адресу: list-books@yandex.ru. В письме укажите название пакета и способ, которым Вы хотите его оплатить.

Более подробную информацию об этом и других наших пакетах Вы можете получить, посетив наш сайт www.master-praktik.narod.ru. Там же Вы сможете найти статьи, выходившие в рассылке, с иллюстрациями.

 

 

Сегодня в номере:

 

- Боги древней Греции. (...Продолжение).

 

- Жизнь актрисы М.Ф. Андреевой. (Начало...)

 

- Зеркало души. (...Окончание)

 

- Астрономия: конвульсии красного гиганта (о процессах, происходящих на Солнце).

 

- Самая гуманная победа (о изобретении наркоза)

 

 

 

 

    БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

    ГЕРМЕС[1]

 

    В гроте горы Киллены в Аркадии[2] родился сын Зевса и Майи[3] бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем[4] в руках. Гермес охраняет пути, и в Древней Греции у дорог, на перекрестках, у входов в дома стояли посвященные ему гермы[5].

    Он покровительствует путникам при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь – в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес – покровитель путей и путников и бог торговли. Он дает в торговле доход и посылает людям богатство. Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона – трезубец, у Аполлона – золотые стрелы и лук, а у Ареса – меч.

 

    Гермес похищает коров Аполлона

 

    Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии[6]. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидел черепаху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию[7], он встретил старика, работавшего в своем винограднике.

 

    – Возьми себе одну из этих коров,– сказал ему Гермес,– только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.

 

    Старик, обрадованный' щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел недалеко и решил узнать, сдержит ли старик данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся Гермес назад и спросил старика:

 

    – Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их погнал, я дам тебе быка и корову.

 

    Недолго колебался старик: очень уж хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика и превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что надо держать данное слово.

    После этого вернулся Гермес за коровами и быстро погнал их дальше. Наконец пригнал он их в Пилос[8]. Двух коров принес Гермес в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.

Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки.

    Но Майя заметила отсутствие сына. Она с упреком сказала ему:

 

    - Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаешь, как грозен в гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его разящих без промаха стрел?

 

    - Не боюсь я Аполлона,– ответил матери Гермес, – пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю все его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и одежды.

 

    А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец вещая птица привела его в Пилос, но и там не нашел своих коров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны коровы, он не вошел: ведь следы вели не в пещеру, а из нее.

    Наконец после долгих поисков пришел он к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пеленки. Аполлон вошел в грот Майи и увидал, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров и требовал, чтобы он вернул их, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и не знает, где они.

 

    – Послушай, мальчик! – воскликнул в гневе Аполлон. – Я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасут тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров.

 

    – О, сын Латоны! – ответил Гермес.– Не видал я, не знаю, и от других не слыхал о твоих коровах. Разве этим я занят – другое у меня дело, другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да о моих пеленках. Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.

 

    Как ни сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от хитрого, изворотливого Гермеса. Наконец, Аполлон вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти к Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.

    С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру коров – так пленили его звуки лиры. А Гермес изобрел себе свирель[9], любимый музыкальный инструмент пастухов Греции.

    Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету, прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес уже в раннем детстве доказавший свою хитрость и ловкость, служил также олицетворением юношеской силы. Всюду в палестрах[10] стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями в быстром беге.

    Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор, и купец, и атлет, и даже воры.


[1] Гермес (у римлян Меркурии) – один из древнейших богов Греции; был первоначально богом – покровителем стад, его изображали иногда с бараном на руках. В гомеровском эпосе Гермес, прежде всего, посланник богов и проводник душ умерших в подземное пэрство Аида. Гермес – покровитель путешественников; с развитием торговли Гермес становится покровителем торговли, изворотливости, обмана и даже воровства. Кроме того, Гермес – покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики; его статуи ставили в палестрах и гимнасиях – учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанию диска, бегу и т. д. После завоевания Персидской державы Александром Македонским (конец IV в. до н. э.), когда в Азии и Египте возникают греческие государства, Гермес отождествляется с египетским богом науки и магии Тотом и становится также богом магии и астрологии; его начинают называть богом Гермесом трижды величайшим.

 

[2] Горная область в центральной части Пелопоннеса.

 

[3] Майя – нимфа гор, дочь Атланта.

 

[4] Кадуцей – геральдический жезл, обвитый двумя змеями.

 

[5] Гермы – каменные столбы, на верху которых высекали голову Гермеса.

 

[6] Историческая область в северной части Греции.

 

[7] Наиболее значительная область в Центральной Греции.

 

[8] Гавань в Мессении, области в юго-западной части Пелопоннеса.

 

[9] Свирель – музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи тростниковых трубочек разной длины, связанных друг с другом.

 

[10] Палестры – особые площадки, на которых обучали физическим упражнениям, борьбе, кулачному бою и т. п. В античной Греции существовали главным образом при школах.

 

Продолжение следует...

Н.А. Кун

"Боги Древней Греции", - М., "Панорама", 1992 г.

 

 

 

 

    ЖИЗНЬ АКТРИСЫ М.Ф. АНДРЕЕВОЙ

 

    В 1868 году в семье дворянина Федорова-Юрковского родилась дочь.

 

    Машенька была прехорошенькой и постоянно привлекала к себе внимание, поэтому строгий глава семейства, желавший воспитать из своих детей настоящих людей, требовал, чтобы ее одевали в самые некрасивые платья, и даже велел заменить перламутровые пуговицы на костяные. Но когда Мария выросла, ее красоту спрятать уже было невозможно. По воспоминаниям современников, Андреева была ослепительно красива.

    Федоров-Юрковский становится главным режиссером Александрийского театра.

    Следуя по стопам родителей, (ее мать тоже была актрисой), Мария выбирает театр. Рано окончив гимназию, она поступила в драматическую школу, а в восемнадцать лет отправилась в Казань, где впервые вышла на сцену.

    Спустя два года Мария вышла замуж за крупного чиновника Андрея Желебургского, который был старше ее на восемнадцать лет. Официально он занимал пост главного контролера Курской и Нижегородской железных дорог. Но помимо этого он был членом общества искусства и литературы, а также членом правления Российского литературного и театрального общества.

 

    В 1888 году у супругов родился сын Юрий, а в 1894 - дочь Екатерина. Желебургский получил новое назначение, и супруги переехали в Тифлис. Мария поступила в артистическое общество, которое объединяло все самые талантливые артистические силы в Тифлисе. В ее спектаклях часто выступали супруги Желебургские под псевдонимом Андреевы. Потом он так и остался у Марии Федоровны.

    Андреева на Тифлисских подмостках участвовала не только в драме, но и в опере. Уроки пения ей давала певица Зарудная. Красивой молодой актрисой был очарован весь Тифлис.

Во время одного из банкетов влюбленный в нее юный грузин произнес в ее честь тост, затем сделал маленькую паузу и добавил: "После тоста в честь такой прекрасной женщины, никто не посмеет больше пить из этого бокала". И на глазах у всех присутствующих съел его.

    Спустя многие годы Андреева, сидя в кругу гостей, вспомнила этот эпизод со вздохом: "Да, дела минувших дней. А теперь никто не будет для меня грызть бокалы, да и грузин таких больше нет". На это присутствовавший за столом актер и режиссер Константин Марджанов обиженно заявил: "Ошибаетесь, Мария Федоровна. Грызть бокалы у нас - это обычная вещь. Я вам сейчас докажу. Вот сейчас выпью за ваше здоровье и закушу бокалом". Он осушил бокал и снова поднес его ко рту. Жена Луначарского невольно вскрикнула, тогда Марджанов смущенно сказал: "Извините, Наталья Александровна. Я понимаю, вам жалко такого бокала. Нельзя разрознить винный сервиз" - и поставил его на место. Андреева хохотала до слез.

    Семья Желебургских переехала в Москву, и Андреева начала выступать в обществе искусства и литературы, которым руководил сам Станиславский. Дебют состоялся 15 декабря 1894 года в пьесе "Светит, да не греет" Островского и Соловьева. Ее партнером по сцене был Станиславский. За три сезона Андреева сыграла одиннадцать ролей, училась в Московской консерватории, и вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко принимала участие в создании Художественного Театра. В первые годы существования Художественного театра, Андреева играет основные роли: Геду Габлер в одноименной драме Ибсена, Ирину в трех сестрах, Наташу в "На дне" и др. Театральный критик Сергей Глаг отмечал: "Госпожа Андреева чудная, златокудрая фея: то злая, то как пойманный в клетку зверек, то поэтичная и воздушная, как сказочная греза. Была пресса, любовь публики, успех. Сама великая княгиня Елизавета Федоровна писала ее портрет. Казалось, впереди только слава, слава, слава, поклонники и лавры. Но Андреева вдруг увлеклась "Капиталом" и прочей марксистской литературой; вступила в ряды РСДПР в тайне от мужа, в тайне от театра, в тайне от коллег; одновременно она умудрилась завести бурный роман с Саввой Морозовым. Но, как известно, нельзя объять необъятное, и, когда в ее жизни появился Максим Горький, артистическая карьера, так удачно начавшаяся, постепенно сошла на нет. Самое большое, на что Андреева могла рассчитывать, - небольшие роли второго плана.

    Однажды Станиславский сказал: "Андреева актриса полезная, а Книппер позарез необходимая. Ольга Книппер была негласной царицей Художественного Театра. Это возмущало Андрееву, но все ее попытки завладеть короной остались безуспешными.

    "Отношения Саввы Тимофеевича к вам исключительные, - писал Станиславский в письме к Андреевой феврале 1902 года. - Но знаете ли вы, до какого святотатства, доходите? Вы ради актерского тщеславия рассказываете направо и налево о том, что Савва Тимофеевич по вашему настоянию вносит целый капитал, ради спасения кого-то. Если бы вы увидели себя со стороны в эту минуту, вы бы согласились со мной". Подобное письмо не могло понравиться Андреевой. Оно подлило масла в огонь ее недовольства своим положением в театре, и 12 апреля 1902 года Андреева направляет Станиславскому возмущенное послание: "Вы находите, что я стала небрежно относиться к театру, не занимаюсь ролями и вообще играю на общих своих тонах. Это равносильно, по-моему, тому, что я становлюсь банальной актрисой. Но рассуждать о том, банальная я актриса или нет - не мое дело. Но я думаю, что я все-таки могу быть полезной, могу иногда играть хорошо, а уж особенно если б вы этого захотели и помогли мне. За все четыре года, что я служу, и восемь лет, что я играю у вас, неужели у вас не сложилось убеждение, что моя особа в моих глазах всегда стояла ниже общего дела, и мое самолюбие не раз приносилось в жертву, раз это нужно было вам или делу".

    Письменная дуэль завершилась письмом Станиславского Андреевой, от 19 февраля 1904 года: "Дорогая Мария Федоровна. Я узнал с небольшой грустью о вашем решении уйти из своего театра, и с не меньшей грустью я осознаю, что мои убеждения и советы теперь неуместны и бессильны. Мне ничего не остается более, как сожалеть и молчать".

    Покинув Художественный Театр, Андреева уехала в провинцию. Планировала вместе с Горьким и Комиссаржевской создать новый современный театр. Деньги на него собирался дать все тот же влюбленный в нее Савва Морозов.

    Она немного поиграла на сцене в "Старой Руси", потом в "Риге". Но заниматься только театром она уже не могла. Андреева была одержима. Именно революции, а не театру отдала она всю свою энергию, свой темперамент и организационный талант. Замужняя светская женщина, известная актриса, великолепная ширма для подпольной революционной организации. Задания множились: от помощи в подготовке побега большевиков из Таганской тюрьмы, до хранения лент с патронами в письменном столе. К тому времени статский советник Желебургский перестает интересовать Андрееву совсем. Она с ним расходится. Дети пристроены у сестры; все силы могут быть отданы борьбе.

 

Продолжение следует...

Журнал "За кулисами", 5, 1995 г.

 

 

 

 

    ЗЕРКАЛО ДУШИ

    Эрнст ШАВКУНОВ, доктор исторических наук

 

    Глядя в стоячую воду, первобытный человек не мог не заметить, что его отражение предстает перед ним в перевернутом положении, когда левая рука каким-то недостижимым образом оказывается на месте правой, а правая – на месте левой. Поскольку отражение в воде, подобно тени, оставалось неосязаемым, оно как бы не имело и материальной сущности. Отсюда был сделан логичный для того времени вывод, что в воде, где человек не мог жить, он видит отражение не плоти своей, а своего духа, принявшего его, человека, обличье.

 

    Но и в зеркале представала та же картина: правое и левое менялись местами. Этого, по-видимому; оказалось достаточно, чтобы наши далекие предки стали воспринимать столь простой бытовой предмет в качестве своеобразного окна в заселенный духами потусторонний мир. Так, среднеазиатские шаманы, призывая духов, смотрели в зеркало или чашку с водой. В том, что отполированная металлическая поверхность символизирует душу, были убеждены и бурятские ламаисты. А в Китае в первых веках нашей эры существовал особый художественный прием, позволяющий указать на царство смерти: левая сторона в изображениях покойного рисовалась как правая и наоборот. Знаком приобщения к потустороннему миру служил и бытовавший еще недавно в Китае обычай облачать покойного в халат, запахнутый на другую, чем у живых, сторону. Такой же обычай существовал и в Японии.

 

    Распахнутое настежь окно в потусторонний мир духов... С таким представлением связано и другое поверье, широко распространенное у разных народов. А именно: пока в доме покойник, необходимо закрыть все находящиеся там зеркала полотенцами или тканью либо повернуть отражающей стороной к стене. Тогда отраженная в зеркале душа умершего не сможет увидеть души находящихся в доме людей и увести их за собой в загробный мир. В случае болезни не рекомендовалось смотреться в зеркало, ибо считалось, что в такое время душа может легко улететь, а потому ее особенно опасно выпускать из тела через отражение.

    Верили и в возможность устанавливать с помощью зеркал прямые контакты с божествами и духами, от которых зависят судьбы людей. Отсюда возникло представление, будто при содействии таких божеств в зеркале отражаются деяния людей как добрые, так и дурные, и оно позволяет узнавать истину, предсказывать судьбу. Существование такого поверья подтверждают археологические находки. На многих этрусских зеркалах есть изображения различных женских божеств, большинство из которых, помимо прочего, считались еще и богинями судеб.

 

    Еще дальше пошли древние иранцы и греки – они были убеждены в способности зеркал "отражать целый мир и предсказывать прошлое и будущее". Сохранилось описание одного из древнегреческих способов гадания: "Перед святилищем Деметры есть источник... Тут практикуется верный способ гадания не по всем вопросам, а только по вопросам здоровья. Сюда спускают зеркало, привязав его на тонкую веревку, и, опуская его прямо, стараются не погружать глубоко в источник, но так, чтобы вода только касалась ободка зеркала. Затем, помолившись богине и совершив воскурение фимиамом, смотрят в зеркало. И оно показывало им болящего живым или мертвым – настолько правдива эта вода".

Происхождение поверья о способности зеркал предсказывать судьбу, по мнению историка В.И. Сарианиди, связано с тем, что "зеркало, отражая человеческий образ владельца, тем самым отражает и его возрастные изменения, ведущие к старению и, в конечном счете, к смерти".

 

    Одну из предсказательных коллизий такого рода находим в средневековой китайской новелле. В ней идет речь о том, что недалеко от города Цзиси в провинции Хуэйчжоу есть гора под названием "Каменное зеркало". "Все четыре стены ее отвесны, – говорится в новелле. – Одна из них гладко обтесана и напоминает ширму, цветом темна и до того блестяща, что в нее можно глядеться, словно в зеркало. До преданию, в стене можно увидеть свой облик в будущей ипостаси".

 

    В поэме таджикско-персидского поэта XV века Абдурмана Джами "Саламан и Абсаль" находим такую историю: Шах, узнав об исчезновении своего сына, прибегает к помощи чудесного зеркала, которое "все отражает в мире небесном" И находит сына, уединившегося с возлюбленной на далеком острове.

 

    В разных сказках варьируется такой сюжет: герой прячется от царевны, но та каждый раз находит его, глядя в волшебное зеркало. Это происходит до тех пор, пока разыскиваемый не догадывается спрятаться за зеркало, где сразу становится невидимым. Спрашивается, почему сказочный сюжет претерпевает именно, такой поворот? Ответ можно найти, если вспомнить о предполагаемой связи зеркал с силами потустороннего мира). Эти силы обладают неограниченным могуществом и легко находят простого смертного, пока он находится в поле их зрения, то есть в пределах обзора, открывающегося из "внутренности" зеркала. А найдя, показывают его царевне. Стать невидимым для глядящих из зеркала духов можно лишь одним способом – оказавшись за зеркалом. К нему-то и прибегает герой волшебной сказки.

 

    Требуют объяснения и достаточно сложные отношения с миром зеркал у древних славяно-русских племен. Вспомним хотя бы поговорки и присловья, отразившие в изобилии дурные приметы и суеверия: "Зеркало разбить – к худу", "Есть перед зеркалом – худоба нападет, иссохнешь", "Ребенку не показывать зеркало, чтоб не был пуглив"

 

    Что касается археологов, то они отмечают почти полной отсутствие в славяно-русских древностях металлических зеркал, в то время как у соседа них с Древней Русью тюркоязычных народов Поволжья и Южно-русских степей они имели большое распространение. А раз так, то говорить, будто зеркала не были известны славяно-русским племенам, нет никаких оснований. Объяснение отсутствию зеркал напрашивается такое. Почти все поверья и обряды, связанные с ними у русских, восходят именно к древнейшей мировоззренческой концепции. В соответствии с ней, как мы убедились, зеркала – не что иное, как окна в потусторонний мир, мир духов, заселенный всякой нечистью. В языческий период славянорусской истории это обстоятельство послужило главным мотивом сугубо отрицательного отношения к зеркалам, как предметам, способным вызывать души людей из загробного мира.

Отношение к душам умерших у славян всегда находилось на грани чуть ли не панического ужаса. По той же причине зеркала тогда использовали на Руси главным образом колдуны и ведуны. А после утверждения христианства начались повсеместные и крайне жестокие гонения против сторонников язычества. Происходили публичные казни не только колдунов, ведунов и знахарей, но даже скоморохов, причем принадлежавшие ям вещи предавались анафеме и подлежали уничтожению. И лишь спустя много столетий, когда представления о связи зеркал с потусторонними духами в значительной степени стерлись из народной памяти, в России, особенно в царствование Петра Великого, эти предметы обихода постепенно начинают завоевывать себе популярность у населения. Чему, впрочем, в немалой степени способствовала новая технология, заменившая древние металлические зеркала стеклянными.

 

"Техника молодежи" 10, 1991 г.

 

 

 

 

    КОНВУЛЬСИИ КРАСНОГО ГИГАНТА

 

    Желтый карлик – именно так, согласитесь, не очень почтительно, именуют астрономы наше Солнце. Но что поделаешь, оно действительно представляет собой рядовое, ничем особо не выделяющееся среди других небесное тело. Впрочем, благодаря именно этому обстоятельству астрономы без особых трудов, пользуясь той самой "машиной времени", о которой говорилось в начале, установили, что наше светило не прожило еще и половины срока, отведенного ей природой. Тем не менее, звезда уже израсходовала почти половину водорода, который в ядре светила превращается в гелий, высвобождая гигантскую энергию. Первоначально водород составлял 70% массы солнечного вещества, теперь доля его упала примерно до 36%.

    И реакции на Солнце все продолжаются. Ежесекундно 600 т водорода становятся в его недрах гелием. Происходит это при температуре не ниже 15 млн. градусов, причем чуть более 4 т вещества переходят при этом непосредственно в энергию, благодаря которой мы и блаженствуем на своей планете.

    Как и во всяком реакторе, в Солнце непрестанно идет борьба противоположностей. Давление в центральных областях светила противостоит гравитационным силам тяжести его верхних слоев. А поскольку масса, а значит, и гравитационное поле светила со временем неуклонно уменьшаются, то объем, в котором происходит ядерный синтез, постоянно расширяется. Светимость Солнца неуклонно повышается.

    "Вскоре после того, как наше светило стало звездой, – пришли к заключению теоретики, – его светимость составляла лишь 70% от того, что оно излучает сегодня. И в последующие 6,5 млрд. лет светимость Солнца будет неуклонно расти..."

    Когда же в центре Солнца затухнут ядерные реакции синтеза, начнется новая схватка между центром и внешними слоями звезды. Область "выгоревшего" водорода, полагают астрофизики, уступит внешнему давлению, и центр светила сожмется. При этом повысится концентрация остатков еще не вступившего в ядерную реакцию водорода. Он разгорится "жарче", и центр снова расширится.

    Причем настолько, что, согласно расчетам теоретиков, в возрасте 7,5 млрд. Солнце из желтого карлика превратится в красного гиганта. Предполагается, что при этом его диаметр станет в 160 раз больше. В таком состоянии светило проживет несколько миллионов лет.

    Оболочка гигантского шара будет относительно тонкой и нагретой лишь на 3000 градусов – отсюда и красный цвет звезды. Поверхностные слои сравнительно быстро рассеются. Оставшаяся масса сожмется в очень плотный шар, внутри которого температура повысится еще больше.

    Перевалив порог 100 млн. градусов, ядерные реакции пойдут иначе: теперь уже из ядер гелия, полученного некогда из водорода, начнется синтез ядер углерода.

    Поскольку гелий при этом выделяет несоизмеримо больше энергии, чем сжигаемый водород, Солнце из красного гиганта за короткое время превратится в белого карлика. По размерам оно станет меньше нынешнего Солнца в десяток раз, но по светимости – в 40–50 раз больше. В таком виде наше светило проживет, возможно, еще около 100 млн. лет.

    Наконец, когда придут к концу запасы и водорода и гелия, повторится бурное расширение светила – оно снова станет красным гигантом. Зона горения гелия переместится ближе к периферии. Светило потеряет стабильность: начнутся отдельные вспышки, происходящие оттого, что в ядерную реакцию включатся не затронутые ранее остатки гелия. Светимость будет то резко возрастать, то падать.

    В отдельных случаях светимость звезды возрастает более чем в 5000 раз.

    Потом начинает усиливаться "солнечный ветер": с внешней оболочки в окружающее пространство станет выделять все большее количество материи. Пройдут еще тысячи лет – и от красного гиганта останется лишь маленькое горячее ядро. Оно снова разогреется и приблизительно 75 000 лет наше светило второй раз пробудет белым карликом. А когда его свечение ослабеет окончательно, превратится в темный шар небольших размеров, но чудовищной массы. Так, согласно расчетам, его диаметр составит всего 80 000 км (вместо нынешних 1 391 980 км), зато плотность вещества достигнет 2 млн. т. на кубический сантиметр.

    Такова, в общих чертах, судьба нашего светила.

 

"Я познаю мир: феномены мира", М., "Астрель", 2002 г.

 

 

 

 

    САМАЯ ГУМАННАЯ ПОБЕДА

    Г.Владимиров, инженер.

 

    – это победа над болью. У истоков ее стоит американский дантист Т.Мортон, которому богатый пациент посулил любые деньги за безболезненное удаление коренного зуба. Нельзя сказать, чтобы у Мортона не было предшественников. Так, в английском флоте издавна применяли зарекомендовавший себя метод: раненого перед ампутацией конечности оглушали либо ударом деревянного молотка по темени, либо лошадиными дозами рома. Мортон же решил заменить алкоголь парами эфира. И в 1846 году, проверив их усыпляющее действие на крысах и кроликах, он успешно провел первую в истории медицины хирургическую операцию под наркозом

    Сенсационное сообщение о ней быстро облетело земной шар и вызвало волну экспериментов, в ходе которых уже на следующий год было найдено более эффективное средство. Само оно было получено немецким химиком Ю.Либихом еще в 1831 году при обработке спирта хлором. Спустя три года французский химик Ж.Дюма установил формулу этого соединения и придумал ныне всем знакомое название – хлороформ. И вот в 1847 году шотландский врач Дж.Симпсон использовал его с целью обезболивания...

    Ну, а что же в России? Первую у нас операцию под наркозом провел в Новоекатерининской больнице в Москве Федор Иванович Иноземцев (1802-1869) - одновременно с Симпсоном, то есть в 1847 году. Хлороформ для него изготовил профессор химии Московского университета Н.Э. Лясковский, только что вернувшийся из заграничной командировки, где он работал в гессенской лаборатории самого Ю.Либиха.

    Иноземцев – сын плененного кавказского горца – воспитанник Харьковского университета. В 1846 году основал первую в России хирургическую клинику при Московском университете. В 1858 году наладил издание "Московской медицинской газеты", позднее основал Московское общество русских врачей. Учениками Федора Ивановича были десятки врачей и физиологов, в том числе С.П. Боткин и И.М.Сеченов. Он сделал огромный вклад в русскую медицину, но наркоз – то деяние Иноземцева, за которое ему каждодневно благодарны тысячи наших страждущих соотечественников, ложащихся под скальпель хирурга.

    Знаменательно, что в том же 1847 году была впервые осуществлена операция под наркозом и на поле боя. Конечно же, на такое мог решиться только Николай Иванович Пирогов (1810-1881).Основоположник военно-полевой хирургии немало экспериментировал над обезболивающими веществами, а главное, стал активно применять их в своей практической работе. Достаточно напомнить, что за 10 лет он провел более 10 тыс. подобных операций!

 

"Техника молодежи" 2, 1992 г.

 

 

 

 

Все, что хотите прислать по поводу рассылок, делайте это по адресу:

Halyukova2003@yandex.ru

С уважением, Маша.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное