Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология: самые интересные статьи" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Эрудиция - успех и уважение в любой компании!
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ЭРУДИЦИЯ - УСПЕХ И УВАЖЕНИЕ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ.
Выпуск 13
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Продолжаю знакомить Вас с пакетом электронных книг "Я познаю мир". Сегодня хочу более подробно рассказать об одной из шести книг пакета "Математика". В некоторых ранее вышедших выпусках рассылки были вставлены статьи из этой книги. В этой рассылке Вы также найдете статью из этой книги.
АННОТАЦИЯ: "Математика" – очередной том новой популярной энциклопедии для детей издательства ACT "Я познаю мир".
Об истории развития математики и великих ученых, о различных логических и компьютерных играх и задачах и даже о том, в каком банке лучше хранить деньги, рассказывают юным читателям авторы.
Об уникальности и неординарности книги говорит тот факт, что весь авторский коллектив уже много лет сотрудничает в популярном математическом журнале "Квант".
Издание хорошо иллюстрировано. Рекомендуется в качестве дополнительного пособия для учащихся младших и средних классов школ, лицеев и гимназий.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧИСЛА: Как мы считаем; история чисел; десять цифр; римские, арабские и другие; один, два, много; ноль; про умножение; математика допетровской Руси; про деление; фигурные числа; совершенные числа; дружественные числа; магические квадраты; обыкновенные дроби; десятичные дроби; как записывались десятичные дроби; аль-Хорезми; календарь; Абу Райхан Беруни; простые числа; Пьер Ферма; сверхсоставные числа; признаки делимости; деление с остатком; первое иррациональное число; золотое сечение; числа Фибоначчи; разные системы счисления; для чего нужны проценты; банковский процент; финансовые пирамиды; прогрессии; Спортлото, Поле чудес и другие игры; бесконечность; Исаак Ньютон; Готфрид Вильгельм Лейбниц; уравнения; Галуа; Абель; Софья Васильевна Ковалевская; высшая математика; Андрей Николаевич Колмогоров; динамические системы; Мстислав Всеволодович Келдыш; невидимые рельсы; Анри Пуанкаре; Пафнутий Львович Чебышев
ФИГУРЫ: Евклид и его "начала"; длина; Эратосфен; площадь; математик Архимед; объем; бонавентура Кавальери; точка; про квадрат; поговорим о круге; о треугольнике; откуда взялись математические термины; кто был первым математиком; тригонометрия; квадратура круга; трисекция угла; Гильберт; рисуем пятиконечную звезду; о семиконечной и других звездах; Карл Фридрих Гаусс; геометрические неожиданности; теорема Пифагора; Пифагор и пифагорейцы; гиппократовы луночки; паркеты; иллюзии; перспектива; геометрия без углов и расстояний; Николай Иванович Лобачевский; невозможные объекты; сфера; шар; правильные многогранники; линия; спирали; эллипс; гипербола; парабола; Блез Паскаль; конические сечения; задача Дидоны; координаты; Декарт; переплетения колец; лист Мебиуса; Леонард Эйлер; одним росчерком; три колодца и плоские графы; проблема четырех красок; немного в выпуклых фигурах; бильярд
ЛОГИКА: Аристотель; "или", "и", "если" и "не"; Платон; задача о колпаках; принцип Дирихле; софизмы; Ахиллес и черепаха; задача Флавия; вычислять или перебирать; ханойская башня; лжецы и правдивые; взвешивания; размен денег; переливания; игра в "15"; морской бой; арифметические ребусы; кубик Рубика; волк, коза и капуста; быки и коровы; об одном пасьянсе; крестики-нолики; дзяньшидзы; шифры
ПРО КОМПЬЮТЕРЫ: история вычислительной техники; первый компьютер; Чарльз Бэббидж; Августа-Ада Лавлейс; биты и байты; языки программирования; может ли машина мыслить; Норберт Винер; алгоритм; Джон Фон Нейман; тетрис; компьютер рисует; машина-музыкант; машинный перевод; полосковый код; распознавание образа
Стоимость всех шести книг - 2$. Книги можно оплатить посредством системы WebMoney или почтовым переводом. Если у Вас возникло желание приобрести пакет, напишите по адресу: list-books@yandex.ru. В письме укажите название пакета и способ, которым Вы хотите его оплатить.
Более подробную информацию об этом и других наших пакетах Вы можете получить, посетив наш сайт www.master-praktik.narod.ru. Там же Вы сможете найти статьи, выходившие в рассылке, с иллюстрациями.
Сегодня в номере:
- Боги древней Греции. (...Продолжение).
- Жизнь актрисы М.Ф. Андреевой. (...Окончание)
- Камни-путешественники.
- Рене Декарт.
БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ
АРЕС[1]
Бог войны, неистовый Арес – сын громовержца Зевса и Геры. Не любит Зевс сына за его кровожадность. Не будь Арес его сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар, туда, где томятся титаны. Сердце свирепого Ареса радуют только жестокие битвы. Неистовый, носится он среди грохота оружия, криков и стонов сражающихся, в сверкающем вооружении, с громадным щитом. Следом за ним несутся его сыновья, Деймос и Фобос – ужас и страх, а рядом с ними богиня раздора Эрида и сеющая убийства богиня Энюо. Кипит, грохочет битва, со стоном падают воины, но ликует Арес. Торжествует Арес, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Без разбора разит он и направо, и налево; груда тел вокруг жестокого бога.
Свиреп, неистов, грозен Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса Афине-Палладе. Побеждает она Ареса мудростью и спокойным сознанием силы. Нередко и смертные герои одерживают верх над Аресом, особенно, если им помогает Афина-Паллада. Так поразил Ареса медным копьем герой Диомед под стенами Трои. Сама Афина направила удар. Далеко разнесся крик раненого бога. Словно десять тысяч воинов вскрикнули сразу, вступая в яростную битву, так закричал от боли покрытый медными доспехами Арес. Вздрогнули в ужасе греки и троянцы, а неистовый Арес понесся, окутанный мрачным облаком, покрытый кровью, с жалобами на Афину к отцу своему, Зевсу. Но Зевс не стал слушать его жалоб. Он не любит сына, которому приятны лишь распри, битвы да убийства.
Если даже жена Ареса, прекраснейшая из богинь Афродита, приходит на помощь своему мужу, когда он в пылу битвы встретится с Афиной, и тогда выходит победительницей любимая дочь громовержца Зевса. Воительница Афина одним ударом повергает на землю прекрасную богиню любви Афродиту. Со слезами возносится на Олимп вечно юная, дивно прекрасная Афродита, а вслед ей раздается торжествующий смех, и несутся насмешки Афины.
АФРОДИТА[2]
Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этому она царит над всем миром.
Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита – олицетворение красоты и вечной юности. Когда она идет в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы, оры и хариты, богини красоты и грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее золотые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Около острова Киферы[3] родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр[4]. Там окружили юные оры вышедшую из морских волн богиню любви.
Они облекли ее в златотканую одежду, увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.
Пигмалион
Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так, дала она счастье кипрскому художнику Пигмалиону. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она задвигается и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов. Как часто шептал Пигмалион:
– О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив!
Но статуя была нема.
Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами, он простер к богине руки и с мольбой прошептал:
– О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы все можете дать молящему, то дайте мне жену столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.
Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что услышала его мольбу.
Вернулся художник домой. Он подошел к статуе и – о счастье, о радость! Статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Так дала богиня Афродита красавицу-жену Пигмалиону.
[1] Арес (у римлян Марс) – бог войны, несущий гибель и разрушение, древнегреческий идеал храброго воина. Сравнительно с другими богами Греции пользовался меньшим почетом. Сам бог Зевс, по словам греков, недолюбливает своего сына Ареса, постоянно затевающего раздоры, губящего людей и радующегося, когда во время битвы рекой льется кровь.
[2] Афродита (у римлян Венера) – первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. В мифе об Афродите и на ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (у римлян – Амур, или Купидон) – ее сын.
[3] Остров, лежащий к югу от Пелопоннеса, центр культа Афродиты.
[4] По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.
ЖИЗНЬ АКТРИСЫ М.Ф. АНДРЕЕВОЙ
Вернемся немного назад, когда она играла с самим Станиславским. Первая ее встреча с Горьким состоялась в Севастополе, в 1900 году. Гастроли Художественного проходили в каком-то летнем театре. И вот в антракте спектакля, в тонкие дощатые двери артистической уборной раздался стук. Голос Чехова: "К вам можно, Мария Федоровна? Только я не один, со мной Горький". Сердце забилось: " Батюшки! И Чехов, и Горький!" Андреева встала навстречу. Вошел Антон Павлович. Она давно его знала, еще до того, как стала актрисой. За ним - высокая тонкая фигура в летней русской рубашке, волосы длинные, прямые, усы рыжие, большие. "Неужели это Горький?" - Черт знает, черт знает, как вы великолепно играете, - басит Алексей Максимович и трясет Андрееву со всей силы за руку. А она смотрит на него с глубоким волнением, ужасно обрадовавшись, что ему понравилось. Странно, что он чертыхается, странен его костюм, высокие сапоги, разлетайка, длинные прямые волосы; странно, что у него грубые черты лица, рыжеватые усы: не таким она его себе представляла. И вдруг из-за длинных ресниц глянули голубые глаза, губы сложились в обаятельную детскую улыбку, и показалось ей его лицо красивее красивого. И радостно екнуло сердце: "Нет! Он именно такой, как надо, чтобы он был".
Их дружба с Марией крепла все больше и больше; их связывала общность во взглядах, убеждениях, интересах. Андреева вспоминает: "Мало помалу я входила во все его начинания, знала многих стоявших к нему более или менее близко. Он присылал ко мне людей из Нижнего с просьбами устроить их, сделать то или другое. Я страшно гордилась его дружбой и восхищалась им бесконечно".
В конце 1903 года Андреева стала гражданской женой Горького. Он расстался с Екатериной Пешковой, но не порвал с ней окончательно, а сохранил добрые дружеские отношения всю жизнь. Никто не осудил пролетарского писателя, а вот Андреевой пришлось труднее. Ее критиковали, осуждали, порицали. Потом была поездка вдвоем в Америку. Оттуда летом 1906 года Андреева пишет сестре: "Алеша так много пишет, что я за ним едва поспеваю: пишу дневник нашего заграничного пребывания, перевожу с французского одну книгу, много шью. Словом, всячески наполняю день, чтобы к вечеру устать и уснуть, и не видеть снов, потому что хороших снов я не вижу". Помимо французского она знала немецкий, итальянский, вела всю переписку Горького. Она освоила художественный перевод, заботилась об издании произведений Горького, о выплате гонораров, выполняла все новые и новые поручения Партии.
В октябре 1906 года Горький и Андреева покидают США и направляются в Италию. Начинается жизнь на Капре. Их вилла на острове стала прибежищем многих русских эмигрантов. Всех их Андреева принимала, кормила, давала кров. В письме своей подруге Муратовой 11 сентября 1910 года она пишет: "Живем мы как когда: когда очень хорошо, иногда плохо, но всегда интересно и разнообразно". Книга Горького "Сказки об Италии вышла с авторским посвящением: Марии Федоровне Андреевой.
Вернувшись на родину, Андреева становится финансовым агентом Партии и изыскивает повсюду средства для революционной деятельности. Почти ежедневно пишет на Капр и информирует Горького о политических событиях. Ленин тогда оценил Андрееву за деловую хватку, умение все выбить и достать. Она снова пытается играть в театре. Летом 1917 года с известным актером Максимовым она гастролирует по югу России. Но от прежнего успеха нет и следа. Казалось бы, ну зачем красивой талантливой актрисе становиться революционеркой? Да такой пламенной, что сам вождь называл ее "товарищ Мария".
После октября 1917 года начался новый отсчет времени и у Андреевой, и у Горького. Те, кто вкладывал здоровье и деньги в революционную борьбу, мгновенно захотели получить компенсацию, новые посты и портфели. Не забыта и Андреева. Она становится комиссаром театров и зрелищ союза "Коммун" Северной области, то есть Петрограда и всех его окрестностей. В дневниках Корнея Чуковского есть запись от 18 апреля 1919 года, как в кабинет Шаляпина влетела комиссарша Мария Федоровна Андреева, отлично одетая, в шляпке. "Да, да. Я распоряжусь. Вам сейчас подадут". Распоряжалась, выделяла, наказывала и миловала. Если ей самой требовалась поддержка, она немедленно апеллировала к самому Ленину. Обратилась к Блоку прямо и бесцеремонно: возглавить Большой Драматический Театр.
Но тот благоразумно отказался. Андреева многим помогала. Не всегда, правда, бескорыстно. Вот запись с черных тетрадей Зинаиды Гиппиус от 22 октября 1918 года: "Декреты, налоги, запрещения - как из рога изобилия. Берут по декретам, берут при обысках, берут просто. Берет даже Андреева, жена Горького. Согласилась содействовать управлению великого князя Гавриила в Финляндии, лишь тогда, когда жена Гавриила подарила ей дорогие серьги.
В общем, мнения об Андреевой всегда были полярными: одни ее порицали или восхваляли, другие любили или ненавидели.
Когда Горький переехал в Сааров, недалеко от Берлина, Мария Федоровна часто приезжала к нему. Она все еще была красива, гордо носила свою рыжую голову, играла кольцами, качала узкой туфелькой. Вспоминает Нина Бергерова: "Я никогда не видела в ее лице, никогда не слышала в ее голосе никакой прелести. Вероятно, и без прелести она в свое время была прекрасна". В начале двадцатых в жизни писателя произошли существенные перемены: место Марии Андреевой заняла другая особа, которая стала незаменимым секретарем и сердечным другом писателя. Мария Игнатьевна Будберг, железная женщина, о которой Берберова написала целую книгу.
Горький, расставшись с Марией Федоровной, сохранил с ней ровные отношения, и в одном из писем к ней он пишет: "Будь здорова, расти большая". 7 октября 1923 года. А она в ответ: "Ничего, кроме хорошего, не хочу помнить". 24 апреля 1924 года.
Когда Горький умер, в крематории присутствовали три женщины. Из полутьмы, четко вырисовываясь, в траурном платье, появилась Екатерина Павловна Пешкова, неизменный друг Горького. Тяжело опиралась она на руку невестки. За ней шла Мария Федоровна Андреева с сыном - кинорежиссером Желебургским. И поотдали, совсем одна, остановилась Мария Игнатьевна Будберг. Последняя, кто была с Горьким. Все эти три женщины чем-то неуловимо походили одна на другую. Статные, красивые, гордые, одухотворенные, прекрасные.
В апреле 1921 года, как комиссар экстренной комиссии, Андреева отправляется за границу для реализации отобранных на экспорт художественных изделий. Германия, Дания, Швеция. Она продавала ценности России и выручала за это валюту.
Действовала умело, заслужила даже прозвище "красный купец". Еще Андреева занималась кино, организационными делами, попутно снялась в нескольких лентах. Руководила фотокиноподотделом. А в 1930 году вернулась в СССР. Ей было за шестьдесят, а выглядела она лет на десять моложе. "Удивительно она оживлена, моложава и гармонична", - запишет свои впечатления об Андреевой Чуковский много лет спустя.
Зимой 1931 года Андреева получила свое последнее назначение: стала директором Дома ученых в Москве. Весь темперамент и энергию, неизрасходованную до конца, она вложила в новое дело.
Дом ученых на многие годы стал одним из интереснейших мест общения интеллигенции в столице. Мария Федоровна приглашала туда многих выдающихся людей, частенько и сама выступала с воспоминаниями. Основные ее темы - Ленин и Горький - в то время самые популярные и выигрышные темы шли на ура.
Мария Федоровна Андреева скончалась 8 декабря 1953 года в возрасте восьмидесяти пяти лет. Казалось бы, по всем каноническим большевистским меркам она прожила прекрасную жизнь, принесла большую пользу делу революции и была соратницей Горького и Ленина. Ее имя вписано в историю Художественного Театра.
Она любила, была любима. Но по воспоминаниям очевидцев, в гробу на ее лице была маска страдания и никакого умиротворения, и никакого покоя.
Журнал "За кулисами", 5, 1995 г.
КАМНИ-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
В Скандинавии, в Прибалтике по краям многим полей можно увидеть каменные ограды или просто аккуратно сложенные кучки валунов. Откуда они здесь? "Земля, их рожает", – лаконично поясняют фермеры. Геофизики поясняют загадку по-другому. Дескать, в тех местах, где почва камениста, под влиянием сезонных изменений температуры почва и скальные породы расширяются и уменьшаются в объеме по-разному. В итоге и происходит перемещения камней; они как бы "всплывают" из глубины земли на поверхность. И их каждую весну приходится убирать с поля, чтобы не поломать плуги и прочую сельскохозяйственную технику. Все бы ничего, если время от времени не встречались бы и еще более загадочные феномены.
Удивительные странники
Скажем, в американском штате Калифорния есть вроде бы ничем не примечательная пустыня с раскиданными кое-где валунами весом от нескольких килограммов и до полутонны. Исследователи выяснили, что эти камни постоянно движутся, о чем свидетельствуют характерные следы, оставляемые ими.
Их перемещения неоднократно пытались зафиксировать специалисты, но пока безрезультатно: людям никак не удается подловить валуны в момент путешествия. Однако стоит наблюдателям отойти чуть в сторону, подальше от предметов своего наблюдения, как те начинают передвигаться – порой до полуметра в час. И никакие шутки тут неуместны. Ученые специально отслеживают по периметру денно и нощно исследуемые участки пустыни, и пока не было поймано или замечено ни одного помощника – "толкача" валунов.
Кроме того, немало бродячих каменных странников есть и в зоне так называемого Большого каньона, излюбленного места съемок американских ковбойских фильмов. И, между прочим, не питай Голливуд особую любовь к этому гиблому месту, власти Штатов уже давно засыпали бы каньон. Гиблым же каньон считается потому, что шатающиеся туда-сюда загадочные валуны сделали данную местность не пригодной для растительности – они ведь все перепахивают на своем пути не хуже бульдозера.
Столь же пагубное воздействие на почву оказывает и полуторатонный валун почти круглой формы, путешествующий на Дальнем Востоке близ озера Болонь.
Местные жители вообще прозвали бродягу Мертвым камнем и стараются к нему близко не подходить. Говорят, что камень этот – пристанище злых духов. Так думать людей заставляет странное поведение валуна. Порой он останавливается на несколько месяцев, а затем вдруг срывается с места, словно стараясь наверстать упущенное. Старожилы утверждают, что камень заставляет двигаться черная энергия, возникающая в период буйства темных сил природы.
Ситуация с ползучими глыбами зафиксирована и неподалеку от старинного русского города Переславля-Залесского. Речь идет о знаменитом Синь-камне. История с его путешествиями началась еще в начале XVII века, когда дьякон Переславско-Семеновской церкви, вдоволь наслушавшийся рассказов о камне-ходоке, приказал зарыть его в глубокую яму. Сказано – сделано. Но не прошло и года, как Синь-камень вылез из ямы и снова "ударился в бега".
Потом камень по указанию переславских властей решили поместить в фундамент строившейся колокольни. Для транспортировки Синь-камня зимой были сооружены специальные сани, на которых камень и повезли к месту будущего "заточения". Однако по дороге он сумел... сбежать. А именно – провалился под лед вместе с санями при переезде их в сильный мороз через Плещееве озеро.
Казалось бы, уж на дне Синь-камень, наконец, успокоится. Как бы не так...
Через несколько лет рыбаки-лодочники как-то заметили при ясной погоде и чистой воде, что затонувшие сани пусты, а их "пассажир" прошагал по дну уж не один десяток метров.
Прошло еще сорок лет, и Синь-камень снова "ступил" на сушу неподалеку от Ярилиной горы. И, подойдя к самому ее подножию, остановился. Стоит там и по сей день. Может, угомонился, а может, решил просто поднабраться сил: горы-то ему еще ведь не приходилось штурмовать...
А вот для его 1100-килограммового собрата, что находится близ Северного буддийского монастыря в Тибете, подъем в гору – не велик труд. Этот тибетский камень-путешественник является, пожалуй, самым известным на Земле: монахи ведут летопись его бродяжничества более тысячи лет. Уже давно установлено, что курсирует камень по довольно строгому маршруту: взбирается на гору высотой 2560 метров, спускается с нее и начинает затем накручивать круги. На подъем и спуск у камня уходит в среднем 15 лет. Круговой маршрут длиной 60 километров занимает 50 лет. Представители науки, предпринявшие в предыдущие годы несколько экспедиций к каменному "монаху", определили его возраст – приблизительно 50 миллионов лет.
"Я познаю мир: феномены мира", М.: Изд. "Астрель", 2002 г.
ДЕКАРТ (1596–1650)
Рене Декарт родился в 1596 году на юге Франции в небогатой дворянской семье. Когда Рене исполнилось восемь лет, отец отправил его учиться в католический колледж в городе Ла Флеш.
Обучение в школах того времени было оторвано от реальной жизни. Оно опиралось на церковные догмы и авторитет античных мудрецов, прежде всего Платона и Аристотеля. Неудивительно, что активно мыслящим ученикам, к числу которых относился Декарт, такое знание представлялось недостоверным и неполным.
Окончив колледж, Декарт сменил немало занятий. Светская жизнь, служба в армии, путешествия помогли ему восполнить тот отрыв от реальности, который был создан в школьные годы.
В 1628 году Декарт поселился в Голландии – стране, недавно пережившей национально-освободительную буржуазную революцию и ставшей одним из ∙ самых передовых государств того времени. В Голландии издавались сочинения авторов, во многом расходившиеся с церковным учением, в том числе книги Коперника и Галилея.
Декарт прожил в Голландии двадцать лет. Именно там в 1637 году вышла в свет его знаменитая книга "Рассуждения о методе". В ней Декарт сформулировал четыре принципа, которым должен следовать ученый: 1) включать в свои суждения только то, что представляется уму так ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению; 2) делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить; 3) руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных; 4) делать всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Истин, не подлежащих сомнению, по Декарту, совсем немного. Самая знаменитая из них: "Я мыслю – следовательно, я существую".
"Рассуждение о методе" содержало три приложения, названные "Диоптрика", "Метеоры" и "Геометрия". В этих приложениях Декарт применил свой научный метод к оптическим и метеорологическим явлениям, и, наконец, к математике.
В истории математики Декарт обессмертил свое имя тем, что связал кривые на плоскости с уравнениями, которыми они описываются в координатной системе. Он выяснил, что уравнения с переменными в первой степени задают на плоскости прямые линии. Символика, предложенная Декартом, сохранилась до сих пор. Вслед за ним мы обозначаем переменные последними буквами латинского алфавита: (х, у, z), – а для заданных величин используем начальные латинские буквы: а, b, с... Нынешнее обозначение степени: а2, b2 – также предложено Декартом.
В 1649 году по приглашению шведской королевы Декарт переехал в Стокгольм. Но северный климат оказался для него слишком холоден. Год спустя ученый умер от воспаления легких.
"Я познаю мир: математика", М.: Изд. "Астрель", 2002 г.
Все, что хотите прислать по поводу рассылок, делайте это по адресу:
С уважением, Маша.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||