Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эрудиция - успех и уважение в любой компании!


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЭРУДИЦИЯ - УСПЕХ И УВАЖЕНИЕ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ.

Выпуск 11

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Спасибо большое, что многие из вас уже приобрели пакет электронных книг "Я познаю мир".

Для тех, кто этого еще не сделал, хочу более подробно рассказать об одной из шести книг пакета "Тайны литературы". В некоторых ранее вышедших выпусках рассылки были вставлены статьи из этой книги.

 

    Аннотация: В истории литературы не меньше тайн и белых пятен, чем, например, в истории географических открытий. Кто творил под именем Шекспира? Совершались ли ради литературной славы преступления? Были ли Гомер и Иэн Флеминг не только писателями, но и разведчиками? Книга знакомит и с секретами мастерства, и с личной жизнью писателей, в ней отражены сенсации и скандальные истории из мира литературы. В книге рассказывается, кто скрывается за известными псевдонимами, а также о людях, послуживших прототипами литературных героев.

 

    Стоимость всех шести книг - 2$. Книги можно оплатить посредством системы WebMoney или почтовым переводом (для жителей России). Если у Вас возникло желание приобрести пакет, напишите по адресу: list-books@yandex.ru. В письме укажите название пакета и способ, которым Вы хотите его оплатить.

Более подробную информацию об этом и других наших пакетах Вы можете получить, посетив наш сайт www.master-praktik.narod.ru. Там же Вы сможете найти статьи, выходившие в рассылке, с иллюстрациями.

 

 

Сегодня в номере:

 

- Боги древней Греции. (...Продолжение).

 

- Великий утешитель: жизнь писателя О'Генри. (...Окончание)

 

- Зеркало души. (Начало...)

 

- Это интересно...

 

 

 

 

    АФИНА-ПАЛЛАДА[1]

 

    Рождение Афины.

 

    Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом, предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясала Афина своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу и до самого основания потряс Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели мудростью, вся она сияла дивной мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.

    Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены, дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. А девушки Греции чтут Афину за то, что она учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать. Знают все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, хотевшая стать выше Афины в этом искусстве.

 

    Арахна

 

    На всю Лидию[2] славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола[3] и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула Арахна:

    – Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня, не боюсь я этого.

    И вот, под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:

    – Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за дерзкие слова. Молящих прощает богиня.

    Арахна выпустила из рук тонкую пряжу, гневом сверкнули ее очи, и смело ответила она:

    - Ты неразумна, старуха. Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею сама дать себе совет. Что я сказала, пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?

    - Я здесь, Арахна! – воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.

    Нимфы и лидийские женщины низко склонились перед любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому, как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем Арахна, по-прежнему желает она состязаться с Афиной. Она не чувствует, что грозит ей скорая гибель.

    Началось состязание. Афина выткала на своем покрывале величественный афинский акрополь и изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой[4]. Двенадцать богов и среди них отец ее Зевс решали этот спор. Поднял Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул из бесплодной скалы соленый источник. А Афина, в шлеме, со щитом и в эгиде[5], потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. По углам покрывала изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора: она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:

    – Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоем потомстве.

    Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее.

 


[1] Афина (у римлян Минерва) – одна из наиболее почитаемых богинь Греции, играла большую роль в греческом народном эпосе, Афина – хранительница городов. В гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба, – так называемый палладиум; считалось, что она охраняет Трою. С ростом греческой культуры Афина стала также покровительницей науки.

 

[2] Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в.до н. э.

 

[3] Горный хребет в Малой Азии, образующий водораздел между бассейнами реки Герм и реки Каистр.

 

[4] Полуостров на Юго-Востоке средней Греции.

 

[5] Эгида – щит или доспех с натянутой на нем шкурой животного, с изображением змееголовой Горгоны. Афина носила ее накинутой на плечи и грудь как предмет женского туалета.

 

 

Продолжение следует...

Н.А. Кун

"Боги Древней Греции", - М., "Панорама", 1992 г.

 

 

 

 

    ВЕЛИКИЙ УТЕШИТЕЛЬ

 

    В Колумбусе, где помещалась тюрьма, исчез казначей акционерного общества, оставив запертым сейф с ценными бумагами. По просьбе местных властей тюремная администрация поручила вскрыть сейф отбывавшему вечную каторгу взломщику Прайсу, о котором было известно, что он владеет секретом, позволяющим ему раскрыть код любого цифрового замка. За выполнение операции ему было обещано помилование.

    Прайс, уже пробывший в тюрьме "по первому разряду" – то есть лишенный права переписки и свиданий – 16 лет, больной чахоткой, соглашается. С помощью напильника он стачивает себе ногти, а затем и живую ткань на указательных пальцах так, чтобы обнажились окончания нервов. Искалеченные пальцы стали восприимчивы к малейшим вибрациям, и, вращая механизм замка, Прайс уловил шифр.

    Сейф был открыт, но заключенного жестоко обманули. Помилование не состоялось.

    Прайс не вынес потрясения, слег и вскоре умер. Вероломство властей произвело огромное впечатление на всех заключенных. Портер подробно расспрашивал всех об обстоятельствах дела.

    – Это замечательный материал для рассказа, – говорил он.

    Но написал, как известно, совсем другой. Почему?

    Тюрьма, видимо, надломила душевные силы писателя, и он хотя бы своим пером, на страницах сотворенной им сказки восстанавливал справедливость. Он упорно уходил от жестокостей окружающего его мира в свой собственный, выдуманный. Здесь не было места насилию, лжи. Здесь все и всегда кончалось хорошо.

    Своими забавными рассказами писатель создал себе репутацию "вечного утешителя". Даже его псевдоним, говорят, был подарен ему одним из почитателей, который, отсмеявшись, сказал как-то: "О, ты как Генри – смешишь до слез!" – имея в виду своего приятеля, умевшего замечательно рассказывать анекдоты и прочие смешные истории.

    Но забава ради забавы не могла длиться вечно. Это понимал и сам О'Генри. Волей или неволей в его рассказах то и дело прорезаются горькие нотки, хлесткие замечания. Вот только один эпизод.

    "Ангел-полисмен подлетел ко мне и взял меня под левое крыло. Совсем близко стояло несколько вызванных в суд весьма состоятельных, судя по внешности, духов.

    - Вы не из этой шайки? – спросил меня полисмен.

    - А кто они?.. – полюбопытствовал я.

    - Ну как же, – сказал он, – те, кто брал на работу девушек и платил им в неделю пять или шесть долларов. Не из их ли вы шайки?

    - Нет, ваше бессмертство, – ответил я. – Я всего-навсего поджег приют для сирот и убил слепого, чтобы воспользоваться его медяками".

    "Я неудачник, – пишет о себе сам О'Генри в одном из писем. – У меня беспрестанное чувство, что следовало бы вернуться назад и начать все сначала..."

    Он хотел, он очень хотел вернуться.

    "...Я задумал написать повесть о некоем человеке, – писал О'Генри в незаконченном письме к одному из друзей-редакторов. – Все мы вынуждены быть лицемерами, комбинаторами и лжецами до конца своей жизни, в ином случае здание нашего общества не выдержало бы и рухнуло в первый же день. Это будет повесть о человеке, рожденном и выросшем в сонном маленьком южном городе. Он не пошел дальше школы, но его доучили книги и жизнь. Постараюсь одарить его писательским слогом, наилучшим из тех, что хранятся в моей кладовой. Я проведу его через главные фазы его биографии, через бурные приключения и жизнь в большом городе... Он узнает светское общество, кое-что о преступном мире... И обо всем он скажет правду..."

    Но Уильям Сидней Портер не успел сказать правду о себе самом – ведь не приходится сомневаться в автобиографичности задуманной книги. Он умер 6 июня 1910 года на 48-м году жизни, в самом расцвете литературных сил и таланта.

 

"Я познаю мир: тайны литературы", изд-во "Астрель", 2002 г.

 

 

 

 

 

    ЗЕРКАЛО ДУШИ

    Эрнст ШАВКУНОВ, доктор исторических наук

 

    Еще в далекую эпоху, когда человек впервые освоил производство изделий из металла, он заметил, что отполированные до ослепительного блеска, они при ясной погоде своим сверканием соперничают с самим солнцем. Потому-то первые металлы – золото, серебро, медь, а позже и бронза, которые человек научился использовать в своих интересах, вскоре стали ассоциироваться у него с блеском молнии, огня, небесных светил и прежде всего – сиянием солнца. Не случайно первые металлические зеркала повсеместно получили форму круглого диска. При этом на них были перенесены многие магические свойства самого солнца, в древности возведенного почти всеми народами мира в ранг верховного божества. Благодаря свойству зеркал отражать солнечный свет их стали наделять сверхъестественной силой, могущей рассеивать тьму, изгоняя затаившуюся в ней нечисть, высветлять природу всех существ и отгонять демонов, отражать в себе их подлинный ужасный образ, а не тот обманный облик, который они принимают, преследуя человека. Зеркалам приписывали способность оказывать благотворное влияние на произрастание растений и размножение животных, на здоровье человека и увеличение продолжительности его жизни.

    Стремясь усилить магические свойства зеркал, древние мастера помещали на их тыльной стороне различные рисунки, которые выражали в аллегорической форме пожелания изобилия, жизненной силы, большого потомства, долголетия и т.п. С появлением письменности рисунки стали нередко замещать благопожелательными надписями-заклинаниями.

    С представлениями об очистительной силе отражаемых зеркалом лучей солнца, способных будто бы отвратить беду, связан распространенный раньше в Китае обычай подвешивать зеркало над входной дверью или над окнами. Чаще всего это дел лось в семьях, живших по соседству с домом, где случилось какое-нибудь несчастье. Согласно другому поверью китайцев зеркало, подвешенное на грудь едущей к жениху невесте или идущему в бой воину, могло, охранить от козней злых духов. Вообще, обычай носить на груди зеркало был весьма распространен в древнем и средневековом Китае. А даосские монахи, дабы понадежней обезопасить себя от демонов, нередко помещали зеркало еще и на спину. Точно так же поступали, готовясь к камланию, нанайские шаманы: они подвешивали на грудь и спину зеркала, чтобы защитить свое тело отстрел, пускаемых злыми духами.

    Надо полагать, металлическое зеркало действительно не раз спасало воинов от стрел, копий или мечей. А потому защитный доспех со временем получил дополнительную металлическую броню – нагрудник, по форме и месту расположения соответствующий зеркалу, которое подвешивалось из соображений магии. Этот нагрудник известен под названием зерцала. На Руси зерцало, скорее всего под влиянием монголо-татар, появилось около 1300 года.

    Буддисты применяли зеркала в обряде освящения воды, исходя опять-таки из древних верований в очистительную силу отражаемого ими солнечного света. Перед статуей божества зеркало подвешивалось или устанавливалось таким образом, чтоб в нем отражался лик Будды. На его отражение лили воду, которую затем собирали в сосуд. Считалось, что на эту воду переходит святость самого Будды.

    Идеей чистоты, света и благополучия пронизаны свадебные обряды с применением зеркала. Особенно распространены они среди народов Средней Азии. У горных таджиков, например, было принято обходить вокруг новобрачных с зажженными светильниками или окуривать их дымом трав, чаще всего руты. Делалось это для того, чтобы защитить молодоженов от злых духов и очистить их от скверны. Затем в руки им давали зеркало, в которое они должны были одновременно посмотреться, чтобы их жизнь была чиста и благополучна.

    В этом ритуале много общего с популярным в средневековых Китае, Японии и Корее обычаем, согласно которому влюбленные договариваются в какое-то определенное, одно и то же время смотреть на Луну. В духовной жизни народов упомянутых стран Луна и зеркало издавна очень близки, что нашло свое отражение в средневековой поэзии. Сближали их, конечно, холодный блеск и круглая форма, но не только они. В Древней Индии, а затем и Китае существовала даже особая категория так называемых лунных зеркал, с помощью которых в холодные ночи собирали "сияющую воду с Луны", то есть особо чистую росу, которая шла для приготовления священных блюд и лекарственных снадобий.

    В прочную ассоциацию "зеркало – Луна" по традиции вплеталось также упоминание о Лунном старце – мифологическом персонаже, соединяющем судьбы людей брачными узами. Отсюда и берет начало непонятный на первый взгляд обычай влюбленных, находящихся в раз луке. Они договариваются смотреть в одно и то же время на Луну, ибо верят, что в этот момент их души и чувства соединяются.

    Такого же рода "концептуальная основа" и у свадебного обычая, требующего, чтобы новобрачные одновременно посмотрелись в зеркало. Подобный ритуал имеет значение символического акта, скрепляющего судьбы молодых. Ведь согласно представлениям, зародившимся еще в первобытном обществе, человек видит в зеркальном отражении свою душу. А потому одновременный взгляд в зеркало Его и Ее имеет еще и потайной, эзотерический смысл – познакомить своего духа с духом своего избранника (или избранницы), чтобы они между собой также заключили тесный союз и впоследствии совместно оказывали вступившим в брак свою помощь и покровительство.

    Неужели, спросите вы, древние полагали, будто в зеркале отражается не тело, а душа или дух? Нам сейчас трудно вжиться во внутренний мир наших далеких предков, но дело, скорее всего, обстояло именно так. И эта часть связанных с зеркалами верований и обычаев еще более древняя, нежели та, что породнила полированный металл с Луной и Солнцем. Однако она, эта часть, тоже не взята, что называется, с потолка, а проистекает из вполне реальных обстоятельств и ситуаций.

 

Продолжение следует...

"Техника молодежи" 10, 1991 г.

 

 

 

 

    ЭТО ИНТЕРЕСНО...

 

    САНДВИЧИ САНДВИЧА

    Г.Малинин, инженер.

 

    Лорд Сандвич, английский аристократ, был заядлым картежником, проводившим ночи напролет в клубе за игорным столом. Чтобы не отвлекаться от столь захватывающего занятия, он заказывал буфетчику "спаренные" бутерброды – два сложенных вместе ломтика хлеба с маслом и сыром между ними. "Картежное счастье прихотливо, – объяснял он партнерам, – Отойдешь от стола на час-другой, чтобы пообедать, и уж удача тебе изменила!"

    Убежденность лорда подействовала и на других картежников, которые тоже стали заказывать эту закуску по своему выбору – кто с ветчиной и помидорами, кто с яйцами, салатом и котлетами. Названные по имени лорда сандвичами, такие бутерброды вошли в моду сначала в клубе, а потом и во всем Лондоне. Так, в конце XVIII века родился термин – сандвич.

    В наши же дни он стал все шире применяться в технике для обозначения многослойных конструкции. Когда, допустим, выяснилось, что железобетонные плиты плохо держат тепло в построенных из них зданиях, появились трехслойные, как бы бутербродные панели, содержащие в середине слои минеральной ваты или пенопласта.

    А вот последний пример: японский концерн "Ниппон стил" разработал листовой материал с демпфирующими свойствами, подавляющий шумы и вибрации моторов на тракторах и самосвалах. Из такого сандвича стали делать картерные поддоны, капоты двигателей, крышки, панели. Он состоит из двух листов холоднокатаной стали, между которыми находится слой упруго-вязкой синтетической смолы толщиной всего 100 мкм. Но благодаря этому незатейливому сандвичу в кабине трактора удалось добиться акустического комфорта как в салоне лимузина.

    У нас тоже есть аналогичное изобретение, сделанное украинскими инженерами. Однако его судьба не составила исключения из правила: оно уже много лет пылится на архивной полке. Нетрудно предугадать те слова, которые сказал бы по этому по воду даже такой прожигатель жизни, как лорд Сандвич…

 

"Техника молодежи" 7, 1991 г.

 

    ЧТО ИЗОБРЕЛ ОТИС?

    Г.Фролов, инженер.

 

    Считается что американец Э.Отис (1811–1861) изобрел лифт. Но это неверно. Отис изобрел не лифт (идея тросового подъемника самоочевидна), а устройство для его остановки при обрыве тросов. Оно состояло из двух установленных в вертикальной шахте зубчатых реек и бегущих по ним шестерен. Когда тросы натянуты, эти шестерни вращаются свободно, не препятствуя движению кабины. Но стоило натяжению ослабнуть, и мощные пружины включали тормоз шестерни, переставали вращаться, и кабина надежно стопорилась.

    Кроватная фирма "Бедстед мэнуфакчюринг компани", где служил Отис, обанкротилась прежде, чем изобретатель сумел пустить свой безопасный лифт. Уверенный в перспективности идеи, он организовал собственное предприятие для производства подъемников, но продукция новоявленной фирмы не пользовалась спросом: люди боялись пользоваться лифтами. И тогда Отис решил драматизировать свою идею. На выставке достижений науки и техники, проходившей в Нью-Йорке в 1854 году, он смонтировал свой лифт, нагрузил на платформу тяжелые бочки и сейфы и стал на нее сам. Поднявшись на 10 м, он дал сигнал помощнику. Тот перерубил тросы, но страховочный механизм сработал надежно, кабина остановилась, как вкопанная. На следующий день все нью-йоркские газеты труби ли о ловком рекламном трюке. На фирму Отиса посыпались заказы…

    27 марта 1857 года в нью-йоркском магазине "Э.В. Ховот энд компани" начал работать первый безопасный лифт Отиса, а спустя несколько лет такими подъемниками были оборудованы многие крупные здания в Нью-Йорке, Чикаго и других больших городах. В 1880 году на смену паровым машинам при шли электромоторы, и лифт прочно вошел в практику домостроения. В 1890 году в Нью-Йорке был возведен 22 этажный "Уорлд билдинг", положивший начало строительству небоскребов. Появление таких сооружений, как считают специалисты, стало возможным только благодаря созданию безопасных лифтов, первый образец которых был столь драматическим об разом продемонстрирован в 1854 году.

 

"Техника молодежи"  2, 1991 г.

 

 

 

 

Все, что хотите прислать по поводу рассылок, делайте это по адресу:

Halyukova2003@yandex.ru

С уважением, Маша.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное