Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Думай и действуй: мир глазами Творца! | Вологодские кружева. Часть 2


Думай и действуй: Мир глазами Творца!

Вологодские кружева. Часть 2


Эксплуатация кружевниц скупщиками

Все это громадное количество кружевниц, в главной своей массе, почти до самого последнего времени служило объектом неограниченной эксплуатации всякого рода посредников по сбыту, число которых чрезвычайно размножилось и расслоилось на ряд категорий или специальностей, получивших следующие названия: скупщицы, кубенки, комиссионерши, торговки, локошницы (лотошницы), коробейницы и т. п., а над всеми ими стояли крупные скупщики, транспортировавшие кружевной товар на столичные и другие рынки.

Единственным центром деятельности для скупщиц и всякого рода посредников служил ранее Благовещенский базар в гор. Вологде и вообще гор. Вологда, но с течением времени такие центры возникли в селах: Кубенском, Новленском, Архангельском, Устье и многих других.

Главными центрами сбыта для вологодских кружев всегда служили столицы - Петроград и Москва. Отсюда они расходились по всей России и вывозились за границу. Впрочем, скупщики в большом количестве доставляли низшие сорта кружев на Нижегородскую и другие ярмарки, а также в Казань и другие города Поволжья, где они находили хороший сбыт среди татар, армян и других невзыскательных потребителей недорогого товара.

Отрицательная роль чрезмерно развившегося скупничества ярко выражается в следующих словах исследователя кружевного промысла в губернии: "потребителям кружева достаются не иначе как из четвертых, даже из пятых рук: кружевница продает скупщице десяток (10 аршин) узкого кружева за 15 коп., скупщица перепродает его "кубенке" за 20 коп., "кубенка" своей коммиссионерше за 25 коп., та в лавку или магазин за 30 к., а покупатель получает уже из магазина за 40 коп. или дороже; следовательно, посредникам достается 25 коп., т. е. цена кружева против первоначальной стоимости вырастает на 167%". -скупщицы обычно давали кружевницам в кредит материалы, товары и крупные задатки, а потому вынуждены бывали, иногда, спасая свои гроши, принимать от них плохо выплетенный - недоброкачественный товар и вообще не строго относиться к выбору и расценке товара.

Мастерицы в свою очередь, увлекаясь возможностью получить немедленно в кредит какую-нибудь соблазнительную вещь (для женских нарядов), нередко Бог-весть насколько времени вперед запродавали свой труд.

О сбережениях при таком положении не могло быть, конечно, и речи, а без сбережения не было и выхода из вечной кабальной зависимости от торговок - скупщиц изделий и раздатчиц материалов. Более мелкие скупщицы, закупая готовые кружева на открытых рынках, в базарные дни, и стараясь, что называется, выхватить товар из рук друг у друга, скупали без разбора и какого либо брака все, что приносили на рынок кружевницы.

Не имея в базарной сутолоке времени и возможности, а может быть и необходимого опыта, знания и уменья сделать правильную расценку товара они, учитывая риск возможных потерь от брака при ликвидации товара, понижали сообща огульно цены на кружева, от чего, прежде всего, страдали хорошие мастерицы и выигрывали плохие, изделия которых шли почти в одной цене с наилучшей работой.

В результате вся система скупщичества с ее анархией и бесшабашной конкуренцией губительно отозвалась на качестве работы. Мастерицы, из опыта убедившись в обеспеченности сбыта своих изделий независимо от их качества, и побуждаемые при том крайне низкой расценкой изделий, при отсутствии всякого технического и художественного руководства, начали работать крайне небрежно, ухудшая качество своих изделий; они постепенно утрачивали изящество приемов в плетении, забрасывали красивые и оригинальные старинные узоры кружев или искажали их до неузнаваемости, стараясь работать быстро, переходили к подражанию новым образцам, весьма часто машинного производства, или создавали свои собственные рисунки, в большинстве случаев лишенные вкуса и изящества.

Если какой либо торговец отказывался принять недостаточно чисто и хорошо сработанное кружево, то это не смущало мастериц; они шли к другому - менее требовательному - и продавали свои изделия нередко по ценам изделий доброкачественной работы, обесценивая таким образом кружево высшего качества, которое оказывалось иногда расцененным наравне со средним и даже третьесортным товаром.

В довершение перечисленных зол кружевницы постепенно стали переходить к употреблению для плетения кружев вместо хороших льняных ниток, лощеной бумаги (катушечных швейных ниток), изделия из которой хотя и имеют довольно привлекательный вид, но в действительности много теряют в своем качестве, так как они не прочны, дурно моются, в стирке стягиваются и желтеют, теряют узор и вообще не могут идти в сравнение с хорошими нитяными кружевами, которые с течением времени от стирки становятся еще белее и приобретают блеск и шелковистость, главное же - бумажные кружева совершенно не имеют сбыта на заграничных рынках.

Кроме того, редкая мастерица сдавала так называемые "десяток", т. е. кусок кружев, действительно в 10 аршин длиною, всегда оказывался недомерок от 2 вершков до целого аршина. Скупщики не настаивали на точности и правильности меры - опять-таки по соображениям взаимной конкуренции; да и проверять меру в условиях скупки на открытых рынках было почти невозможно.

Все это в целом не служило, конечно, к выгоде кружевниц, а наоборот, имело последствием увеличение брака вологодских кружевных изделий на столичных и других значительных рынках и вызывало общее понижение расценки их, что в конечном счете вело к крайнему падению заработка кружевниц же, которые (как и торговцы-скупщики) обнаружили вполне бессознательное отношение к тому делу, которое должно было поднять уровень их личного и семейного материального благосостояния и повысить влияние, значение и самую деятельность женщины, как в семейном - домашнем, так и общественном быте.

На деле, вместо этого не могло не возникнуть опасений за самую судьбу кружевного промысла в Вологодской губернии, когда то поднятого на большую высоту талантом и энергией г. Брянцевых, так как падение достоинства вологодских кружевных изделий ставило их в невыгодные условия конкуренции не только с ручными кружевами других районов производства, но и в отношении конкуренции с кружевами машинно-фабричного производства, которое стремилось и стремятся имитировать наиболее доступные по своей технической примитивности ручные кружевные изделия и тем вытеснить их из обращения, как не могущие конкурировать по цене с машинным производством.


История шунгита

Во всем цивилизованном мире проблема питьевой воды нашла свое стандартное решение: население пьет бутылированную воду природных источников или, реже, воду, доочищенную и кондиционированную в домашних условиях. В странах Западной Европы и на других континентах планеты вот уже более трех десятилетий не употребляют воду прямо из-под крана для питья и приготовления пищи.

Проблема решена просто: бытовые фильтры по очистке воды на кухне - такой же атрибут домашней утвари, как кастрюля или мясорубка. То же на предприятиях общественного питания, в больницах, школах и других местах общественного пребывания людей - фильтры коллективного пользования.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 тысяч видов бытовых водоочистительных установок. Так какой же фильтр выбрать?

ИСТОРИЯ ЭТОГО ФИЛЬТРА НАСЧИТЫВАЕТ 300 ЛЕТ, ИЛИ "АСПИДНЫЙ КАМЕНЬ" ИЗ КОРОНЫ РОССИИ.

"Понеже Господь Бог, по своей к нам милости, здесь такую целебную воду явить благоволил (которая прежде незнаема была), которую не только многие больные исцелением своим освидетельствовали, но и Мы Сами со Своей фамилиею и многих знатных персон присутствием и употреблением оных вод все пользу получили, ...паче других вод, которые Мы... употребляли..." (Из Полного собрания законов Российской империи с 1649 года. Том V).

На берегах Онежского озера, в глухомани Толвуйского погоста умирала в заточении знатная невольница - инокиня Марфа Ивановна, в миру боярыня Ксения Романова. От пережитых несчастий, одиночества и скудного питания приключилась с боярыней припадочная болезнь.

И сгинуть бы ей, раствориться пылинкой в необозримых онежских просторах, если б не вышло от грозного царя Бориса послабление - снял Годунов с невинных Романовых позорное клеймо злодеев. А местные крестьяне, жалея боярыню, указали ей живой источник, от которого и излечилась инокиня Марфа.

Семерых деток родила до ссылки боярыня, да все они померли во младенчестве. А уж после заонежско-го заточения и купаний в ключе появился у нее сыночек, нареченный Мишенькой. Он, Михаил Федорович Романов, родившийся от чудодейственной силы источника, настоянном на черном, выступающем из земли камне, стал основателем державной династии, царствовавшей на Руси более 300 лет.

А источник получил в память об инокине Марфе имя "Царевен ключ", но вскоре был забыт, и пользовались им по-прежнему лишь крестьяне из ближних деревень - в три да пять дворов, но названных Малое и Большое Царицыно.

Ни в те стародавние времена, ни в более поздние петровские никто не связывал силу живых заомежских источников с залегавшей и тех краях загадочной черной породой - "аспидным камнем", или шунги-том, как называют его сейчас исследователи по имени близлежащего поселка Шуньга.

Вновь вспомнили о чудесных источниках, а точнее заново их открыли, почти через сотню лет, во времена царствования Петра! Однажды рабочий медеплавильного завода Иван Рябоев, едва волочивший ноги от измотавшей его сердечной болезни, обнаружил в Ревболоте, откуда вывозили руду, источник.

Воду из него он "пил три дня и исцелился". Об этом случае узнал Петр и повелел придворному лекарю Блюментросту исследовать источник. А вскоре любознательный Петр Алексеевич уже испытал действие этих вод на себе.

Результат царского "эксперимента" был настолько хорош, что Петр приказал строить на этом месте дворцы. Так появился первый в России курорт, названный "Марциальные воды". Название происходит от слова "Марс" - бог войны, так как на этих водах наряду с другим населением лечились по приказу Петра увеченные и хворые воины.

А еще солдаты Петра I носили в ранцах шунгит и называли его аспидным камнем. В походах камни опускали в котелки для обеззараживания воды и придания ей родниковой свежести. Первые годы курорт был очень популярен и быстро развивался. Да и как же иначе, если сам Петр Алексеевич с семьей четырежды отдыхал на Марциальных водах.

Но со смертью Петра курорт был заброшен, а указ его был забыт и потерян в архивной пыли. В 1752-1753 годах Елизавета Петровна пыталась возродить былую славу курорта. В ее царствование в большом количестве ввозились из-за границы минеральные воды - денег это стоило огромных. И тогда по приказу Елизаветы в Олонецкий край была послана комиссия под руководством лейб-медика Бургаева.

И вскоре придворный медик явился с заключением, гласившим, что "минеральной соли в той воде едва самые малы частицы примечены, и больным надлежащей помощи вода не оказывает". Да и не мог другой вывод сделать Бургаев, так как за протекцию иноземной воды он получил немалые деньги и всем своим благосостоянием зависел от ввоза зарубежного товара.

В результате многочисленные дворцы и службы были разобраны. Из старинных построек до наших дней сохранилась лишь церковь с резным деревянным иконостасом и паникадилом собственноручной работы Петра I.

Лишь в 1910 году, во время подготовки к празднованию 300-летия дома Романовых, Петрозаводским земством было решено сделать сруб над Царевым ключом. А курорт "Марциальные воды" был временно забыт.

Лишь в селе Большое Царицыно ключ с шунгитовой водой назвали "огюхмелятором". И только в наше время вспомнили целебную воду и странный черный камень. В начале были проведены скрупулезные исследования. Оказалось, что карельское месторождение шунгита - уникально.

Именно в залегающем здесь минерале содержится фуллерен, недавно открытая форма углерода, обладающая множеством замечательных свойств. "Аспидный камень" все еще остается загадкой для ученых. Ясно одно - он делает воду целебной. Лечебные пасты и другие препараты, изготовленные из замечательного "аспидного камня", творят волшебство.

Санкт-Петербургский ожоговый центр, оказавшийся "безоружным" и не способным бороться с последствием ожогов "голыми руками", решил воспользоваться шунгитовыми пастами из-за отсутствия дорогих и дефицитных лекарств. И вдруг - чудо! Правда, чудо ожидаемое.

Новое средство, данное самой землей, заставляет замолчать нестерпимую боль пораженного огнем тела, заживляет почерневшую плоть куда быстрее, чем все известные мази и пилюли.

А детки, поступившие на лечение в аллергологический санаторий "Чайка", избавляются от кожных болезней после нескольких купаний в шунгитовой ванне. Руки пожилых людей, обезображенные ревматизмом, расправляются и прекращают болеть.

Продолжение следует... Здравия вам!

Елена ramadatva@inbox.ru

Продукция
  • Экомыло
  • Шунгитовая продукция
  • Сувениры
  • Постельные принадлежности для здоровья
  • Изделия из бересты, глины, дерева
  • Принимаем заказы по e-mail: ramadatva@inbox.ru.

    Некоторые примеры работ смотрите здесь.

     

    Книги бесплатно скачать!

     

    Материалы

     

    Дистанционный курс "Внутренний Художник"

    Курс позволит тебе четче слышать интуицию, понимать свои истинные желания, а также обучиться Техникам, позволяющим реализовывать свои желания в Жизни.

    Ты поймешь, что в тебе заложено ВСЁ, чтобы видеть Мир глазами настоящего Художника и Творца. Даже если тебе кажется, что ты совсем не умеешь...

    Записывайтесь, будем рады Вам! ramadatva@inbox.ru

    Курсы на DVD-дисках

    • Для Руководителей и людей, кому интересен личностный рост
    • Для подчинённых, которые хотят понимать, как думает и действует хороший Руководитель, хотя бы для того, чтобы не попасть под "начало" к "руководителю-самодуру" и найти НАСТОЯЩЕГО Руководителя
    • Тем, кто хочет САМ стать хорошим РУКОВОДИТЕЛЕМ

    Чтобы узнать подробнее - пишите на e-mail: lenalite@list.ru

    Copyright © Елена Ярикова. Design by Татьяна Лынова, 2007-2010


    В избранное