Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Думай и действуй: мир глазами Творца! | Из истории кружевоплетения. Часть 2


Думай и действуй: Мир глазами Творца!

Из истории кружевоплетения. Часть 2


Особый интерес представляют вышивки, "дожившие" до рубежа XIX - XX веков, которые происходили из северо-восточных регионов Вологодской и соседних районов Архангельской областей.

Многие ученые писали о том, что это были земли финно-угорских племен, но данные топонимики свидетельствуют совсем о другом - подавляющая часть топонимов здесь составляют славянские, причем многие из них очень архаичны.

Так, в Тарногском районе Вологодской области из 137 населенных пунктов, как больших так и малых, только шесть имеют выраженные финно-горские названия. Именно в этих районах наилучшей сохранностью обладают традиции орнаментальных схем древнего, как мы ниже проследим, происхождения.

Орнаментальные композиции, о которых пойдет речь и которые воспроизводились в вологодских вышивках вплоть до 30-х годов, украшали лишь сакрально отмеченные вещи. Очень точно говорит об этом процессе Б. А. Рыбаков: "отложение в вышивке очень ранних пластов человеческого религиозного мышления… объясняется ритуальным характером тех предметов, которые покрывались вышитым узором...

Таковы подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки для свадебной повозки и многое другое. Специально ритуальным предметом, давно обособившемся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. На полотенце подносили хлеб-соль, полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу.

Полотенцами увешали красный угол, на полотенце "набожники" помещали иконы". (Язычество древних славян, с. 471, М., 1981) Именно такие сакральные орнаменты и представлены в краеведческом музее Вологды и они в дальнейшем будут основным сравнительным материалом в нашей попытке выявления орнаментальных параллелей между древнейшими узорами северорусской вышивки и орнаментами, созданными теми народами, которые жили позднее в различные исторические эпохи на обширных территориях Евразийских степей и лесостепи и говорили на индоевропейских языках, в том числе на тех, что относятся к индоязычным и ираноязычным ветвям праиндоиранского языка (или объединяемого им некоего числа диалектов племен, вошедших в науку под общим названием арьев).

Итак, одним из древнейших мотивов орнаментов геометрического типа являлся у народов Евразии ромб или ромбический меандр (меандр многие объясняли как условное изображение верхушки волны, заворачивающейся по прямыми углами). Меандр находят даже на вещах, датируемых палеолитом, например, а различных костяных изделиях, найденных на стоянке Мезина на Черниговщине.

Палеонтолог В. Бибикова в 1965 году предположила, что меандровая спираль, разорванные полосы меандра и ромбические меандры на предметах со стоянки Мезин возникли как повтор естественного рисунка дентина мамонтовых бивней (статья "О происхождении мезинского палеолитического орнамента", Советская археология, № 1, 1965).

Из этого она сделала вывод, что подобный орнамент для людей той эпохи был своеобразным символом мамонта, основного объекта охоты. Это могла иметь и магическое заклинательное значение, направленное на успех охоты, и в то же время отражать представление людей о достатке.

Узор меандра в разных его сочетания и модификациях продолжает существовать на протяжении многих тысячелетий, распространяясь все шире среди соседствующих индоевропейских народов и расходясь за пределы их территорий в процессе передвижений арьев на юго-восток.

Его как символ удачи и своеобразный оберег от несчастья мы встречаем на культовых предметах и на керамики (т. е. на очень важных для жизни людей хранилищах питья и пищи) и в более поздних культурах.

Следует указать, что уже на костяных изделиях упомянутой Мерзинской стоянки можно проследить как из полосы двойного меандра, изображенного в движении справа налево, вырастают очертания свастики - еще одного характернейшего для всех индоевропейцев орнамента.

Этот элемент изображается и в своем основном виде - в форме кресла с загнутыми под прямой угол концами, и будучи усложненным новыми элементами в виде дополнительных отростков. Свастика заняла в орнаменте одно из ведущих мест. Это слово санскритское и на других языках у него никаких иных значений нет.

Оно состоит из двух частей: "су" - хороший, счастливый и "асти" - есть (третье лицо единственное число от глагола "быть"); по правилам грамматики "у" перед гласным "а" заменяется на "в" и получается "свасти", к которому добавляется суффикс "к" и окончание "а": свастика.

Этот знак означает "дарующий все хорошее, приносящий счастье". Если в четырех его "отделах" поместить по точке, то это будет символ засеянного поля и одновременно мольба о хорошем урожае. Кстати, если две свастики наложить одна на другую с поворотом верхней на 45 градусов, то получится древнеславянский знак солнца "коловрат", т. е. вращающееся колесо (круг), имеющий восемь спиц с загнутыми по часовой стрелки концами.

Знаком свастики, начиная с глубокой древности, у предков славян и арьев стал обозначаться свет, солнце как источник жизни и процветания. Этот знак прослеживается от Архангельска до земель Индии, где он виден повсеместно - им украшают храмы, дома, одежду и обязательно многие предметы, связанные со свадьбой.

До сих пор возмущает людей безобразное использование свастики немецкими фашистами, которые во что бы то ни стало стремились уподобить себя арьям ("арийцам"), приписывая этим древнем племенам скотоводов, а затем и скотоводов-земледельцев, черты каких-то дьявольских завоевателей.

Скверно при этом выглядит и спекуляция на сравнительно небольшом количестве сходных слов в немецком и санскрите - таких слов гораздо больше в славянских языках.

Все предки индоевропейских народов выработали в глубочайшей древности в процессе исторических контактов некий объем сходной лексики, но предки германцев и других европейских народов относились к западной группе индоевропейцев, тогда как предки славян и арьев - к восточной, гораздо более взаимно близкой.

Так называемую арийскую свастику можно и посейчас видеть в ремесленных произведениях славян. Особенно северных: ею украшено множество произведений народного искусства, включая узорно вывязанные варежки (читатели могут увидеть это в журнале "Слово", № 10, 1992 год).

Продолжение следует...

Здравия вам!

Елена ramadatva@inbox.ru

Продукция
  • Экомыло
  • Шунгитовая продукция
  • Сувениры
  • Постельные принадлежности для здоровья
  • Изделия из бересты, глины, дерева
  • Принимаем заказы по e-mail: ramadatva@inbox.ru.

    Некоторые примеры работ смотрите здесь.

     

    Книги бесплатно скачать!

     

    Материалы

     

    Дистанционный курс "Внутренний Художник"

    Курс позволит тебе четче слышать интуицию, понимать свои истинные желания, а также обучиться Техникам, позволяющим реализовывать свои желания в Жизни.

    Ты поймешь, что в тебе заложено ВСЁ, чтобы видеть Мир глазами настоящего Художника и Творца. Даже если тебе кажется, что ты совсем не умеешь...

    Записывайтесь, будем рады Вам! ramadatva@inbox.ru

    Курсы на DVD-дисках

    • Для Руководителей и людей, кому интересен личностный рост
    • Для подчинённых, которые хотят понимать, как думает и действует хороший Руководитель, хотя бы для того, чтобы не попасть под "начало" к "руководителю-самодуру" и найти НАСТОЯЩЕГО Руководителя
    • Тем, кто хочет САМ стать хорошим РУКОВОДИТЕЛЕМ

    Чтобы узнать подробнее - пишите на e-mail: lenalite@list.ru

    Copyright © Елена Ярикова. Design by Татьяна Лынова, 2007-2010


    В избранное