Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Думай и действуй: мир глазами Творца! | Кружева. Часть 1


Думай и действуй: Мир глазами Творца!

Кружева. Часть 1


Одно из ярких проявлений русского народного искусства. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство исполнения придают ему художественное своеобразие, вызывают достойное внимание и любовь.

Вологодские кружева стали популярны в Европе в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах украшенных именно Вологодскими кружевами. Да и в наши дни большинство иностранцев уверены, что кружева в России плетут исключительно в Вологде.

Они имеют свою неповторимую особенность. Наряду с другими центрами плетения вологодскому всегда принадлежала роль зачинателя многих новшеств в этом виде искусства, а давняя и широкая известность нередко приписывала его оригинальность и самостоятельность русскому кружеву в целом.

Сегодня пока нельзя с уверенностью сказать, когда и в какой местности обширного вологодского края впервые возникло искусство плетения кружев; почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым это ремесло.

Вполне возможно, что определенную роль в этом сыграли развитие льноводства и торговые пути, которые проходили здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской почве свои национальные формы.

Кружевоплетение как один из видов рукоделия был известен на Руси издавна. Им, подобно вышиванию, занимались женщины всех сословий. Но если платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотных, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовалось льняное, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.

Кружевоплетение знает несколько способов и разновидностей, из которых Вологда славилась главным образом сцепной и парной техникой. Парную выполняют множеством (до 200) пар коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев - прошивок и фестончатых краев для отделки.

В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетают по частям, которые затем соединяют небольшими скреплениями-сцепами с помощью вязального крючка.

Однако любое кружевное изделие создается из непременных четырех элементов - тесьмы-полотнянки, сетки-решетки, плотной овальной или квадратной насновки и шнурочка-плетешка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на их разнообразном рисунке и вариациях, сочетаний, часто оригинальных и неповторимых в каждой местности, где развито кружевоплетение.

В XVI-XVII веках кружева плели в вотчине Строгановых в Сольвычегодске, в XVIII-XIX веках - во многих помещичьих усадьбах. Одна из так называемых "фабрик" была создана под Вологдой в 1820-х годах в имении помещицы Засецкой. В истории вологодского кружева 1840-1860-х годов особо упоминается имя кружевницы А. Ф. Брянцевой.

Ей и ее дочери С. П. Брянцевой приписывают совершенствование техники плетения, приоритет в создании ставших модными штучных изделий (воротников, накидок, платьев и т. п.). С. Брянцева обучила кружевному делу более 800 женщин.

Уже в середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле сложилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных районах. Особенно развито это ремесло было на территории бывших Вологодского, Кадкиковского и Грязовецкого уездов.

В каждом из них формировались свои особенности узоров, приемов плетения, свой круг кружевных изделий. Промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине ХIХ века.

Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы. Но вместе с модой и ростом промысла появилось множество посредников-дельцов, скупщиков, которые захватили в свои руки сбыт кружевных изделий.

Это вызвало низкую оплату труда кружевниц, быстрые темпы работы, удешевление материалов, упрощение узоров, увеличение количества изделий в ущерб их качеству, что в начале XX века привело к кризисному состоянию, промысла.

Попытки земских организаций, некоторых энтузиастов и меценатов наладить производство и сбыт кружевных изделий, обучение молодежи, помощь мастерицам новыми образцами узоров не меняли существа дела и не могли противостоять жестоким законам капиталистической экономики.

Новая страница истории вологодского кружева открылась лишь в 1918 году, когда в разных районах области начали возникать артели кружевниц. В 1920 году они слились в Артельсоюз, а в 1930 году был создан специальный Вологодский кружевной союз, объединивший 40 тысяч кружевниц из 50 артелей Вологды и ее окрестностей, Усть-Кубинского, Кирилловского, Сокольского, Грязовецкого и других районов.

Поначалу кружевницы вспоминали и старались отразить в своих работах старинные местные узоры, от простейших мерных численных, исполняемых без сколка, до сложных сцепных. Стало банальным утверждение, что орнаменты кружева навеяны причудливыми рисунками мороза на окнах.

Возможно, был и такой путь в неуемной фантазии кружевниц. Но представив мысленно все бесчисленное множество и разнообразие (кружевных узоров, вряд ли можно согласиться, что этот путь был единственным.

Уже одно перечисление названий старинных вологодских кружев говорит о самых различных впечатлениях и ассоциациях, которые послужили поводом к их возникновению; "суковатка", "косорядка", "банты", "паучок", "денежка", "ключики", "фарфорики", "елочка", "роза", "железная дорога", "черепашка", "американская клетка", "устьянская терка" и многие другие.

Большинство из них строится повторением или чередованием простых геометрических форм - ромбов, квадратов, овалов, зигзагообразных полос, помещенных на фоне прозрачных сеток и решеток. Подобные орнаменты более характерны для мерного парного кружева.

В крупных изделиях сцепного плетения чаще выполнялись растительные узоры, мотивы изобразительного характера. Так, например, типичное для многих видов народного искусства изображение птиц по сторонам дерева в вологодском кружеве приобрело свое выражение.

Гибкая непрерывная линия полотнянки-вилюшки мягкими движениями и плавными поворотами выявляла композицию, где все фигуры сливались в едином линейном ритме. Но, наряду с сохранением наследия, в 1930-е годы главной задачей вологодских кружевниц стало создание новых орнаментов, разработка современных мотивов и композиций в украшении кружевных изделий, сегодня в работах тех лет ощущается дух времени, приметы новой жизни.

Одной из традиций старого народного искусства было умение любую тему претворить орнамент и подчинить выразительным средствам конкретного вида искусства. Среди узоров вологодских кружев 30-х годов появились символы и эмблемы Советского государства, изображения трактора, самолета, парашюта.

Казалось бы, противоречащие самим своим существом природе тонкого изящного искусства, они нашли естественную и оправданную, для кружева форму претворения. Успехи вологодских мастериц не раз отмечались наградами. В 1937 году на международной выставке в Париже они были удостоены высшего приза "за новизну и художественное исполнение кружевных изделий".

Война прервала этот мирный труд. Но возрождение кружевного промысла началось уже в 1943 году. В своем стремлении жить в ногу со временем, сделать кружевоплетение полноправным разделом советского декоративного искусства вологодские кружевницы за последние три десятилетия создали немало произведений, отмеченных оригинальностью замысла, новизной решений, совершенством исполнения.

Эти достижения стали (возможны благодаря глубокому освоению и творческому развитию всего художественного наследия промысла. Перекликаясь с современностью, оно постоянно питало и питает поиски мастериц.

А знание стиля, художественных и технических особенностей вологодского кружева помогает проявить индивидуальный почерк, сказать оригинальное слово в общем деле.

Продолжение следует...

Здравия!

Елена ramadatva@inbox.ru

Продукция
  • Экомыло
  • Шунгитовая продукция
  • Сувениры
  • Постельные принадлежности для здоровья
  • Изделия из бересты, глины, дерева
  • Принимаем заказы по e-mail: ramadatva@inbox.ru

     

    Книги бесплатно скачать!

     

    Материалы

     

    Дистанционный курс "Внутренний Художник"

    Курс позволит тебе четче слышать интуицию, понимать свои истинные желания, а также обучиться Техникам, позволяющим реализовывать свои желания в Жизни.

    Ты поймешь, что в тебе заложено ВСЁ, чтобы видеть Мир глазами настоящего Художника и Творца. Даже если тебе кажется, что ты совсем не умеешь...

    Записывайтесь, будем рады Вам! ramadatva@inbox.ru

    Курсы на DVD-дисках

    • Для Руководителей и людей, кому интересен личностный рост
    • Для подчинённых, которые хотят понимать, как думает и действует хороший Руководитель, хотя бы для того, чтобы не попасть под "начало" к "руководителю-самодуру" и найти НАСТОЯЩЕГО Руководителя
    • Тем, кто хочет САМ стать хорошим РУКОВОДИТЕЛЕМ

    Чтобы узнать подробнее - пишите на e-mail: lenalite@list.ru

    Copyright © Елена Ярикова. Design by Татьяна Лынова, 2007-2010


    В избранное