Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 252. 24 апреля 2007г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 86.
"Иззат Клычев"

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

В густом сумраке юрты прозвучал колокольчик.
Иззат проснулся.
Сквозь прорезь кибитки пробивался луч звезды. Мальчик ступил на мягкую кошму, споткнулся о большой круглый хум, черпнул из него воды, отбросил коврик - килим и вышел на воздух. Босые ноги коснулись прохладной колкой земли...
Огромный, безграничный мир пустыни Каракум, бездонное пепельное небо, тишина встретили малыша.
Тяжелые волны барханов подползли и остановились у самого порога. Рядом проходила караванная тропа.
За темными, шершавыми буграми песка у горизонта брезжила бледная заря.
Звезды гасли. Тонкая льдинка юного месяца таяла, таяла под лучистым сиянием восходящего солнца.
Ветер принес горький запах дыма. Иззат обернулся. Над аулом Ялкым поднимались сизые клубы.
Женщины пекли в тамдырах лепешки.
,,Ох, как хочется есть - голодная эта весна". Внезапно совсем близко зазвучали бубенцы.
Перед мальцом появился ишак. На нем восседал седобородый старец в красном выгоревшем халате. Ноги мудрого яшули почти волочились по песку.
Потом высоко над головой Иззата возникла горбоносая морда. Мерно покачиваясь, один за другим вышагивали верблюды. На их мохнатых лапах бренчали, тенькали, звякали колокольчики.
Вдруг мимо Иззата пронесся, как вихрь, поджарый аргамак. Гордый ахалтекинец нес молодого всадника.
Прошел миг. Караван исчез, как сон.
Опять воцарилось безмолвие. Свежий остывший за ночь ветер прилетел из пустыни. Сухой, без запаха. В его шорохе малышу почудился голос джиннов - злых духов, живших i песках. Померк месяц.
Багровое грозное солнце повисло в золотистом мареве.
В тесной юрте, склонившись над листком бумаги, Иззат старательно выводил огрызком карандаша серп месяца, длинноухого ишака, старика в косматой папахе - тельпеке, верблюдов, ахалтекинцев с нежными глазами, лебедиными шеями и стройными ножками...
Все, все, что он только что видел словно в мираже.
Так рождался будущий живописец.
Иззат вздрогнул. Тоскливо, робким голоском прокричала что-то невидимая иволга. Откуда прилетела она? Слабый плачущий голосок певуньи мальчик запомнил навсегда. В нем была тихая музыка его детства. Может, бедного, почти нищего, но полного ощущением поэзии и добра.
Он всегда будет благодарен барханам и звездам, ласковому теплу чурека, испеченного матерью. Вниманию и мудрому слову отца. Древним рукописным книгам, которые он привез из Бухары.
Со страниц толстых фолиантов глядели на него несравненные по красоте орнаменты, невиданные цветы и птицы.
Иззат пережил много горя. Слышал мольбы женщин о воде. Порою голодал. Но он никогда не променял бы своей трудной юности даже на рай.
Он узнал жизнь.
То было начало тридцатых годов нашего века. Потом уже, будучи известным художником, Иззат Клычев объедет полмира.
Но никогда и нигде, любуясь и изучая шедевры Лувра и Ватикана, поражаясь могучими ваяниями резца Буонарроти, фресками Рафаэля, циклопическими руинами Колизея или небоскребами Лос-Анджелеса, он не забывал свою Туркмению, аул Ялкым, безбрежное море барханов, стремительную Амударыо, Каспий, Ашхабад, Ленинград, где он учился в Академии, Mоскву, которая дала ему счастье стать мастером.
Это были его праздник и радость.
Святое чувство общности с многонациональной Отчизною было основой цельности Иззата, его искусства - своеобычного и яркого, в котором как бы встретились вчера, сегодня и завтра.

Порою реалии наших будней фантастичнее иной легенды.
Для того чтобы в очередной раз убедиться в этом, стоило посетить экспозицию в Центральном Доме художника в Москве. Недавно там была развернута большая выставка посвященная шестидесятилетию Туркменской ССР и 100-летию добровольного вхождения Туркмении в состав России.
В светлых залах были представлены живописные произведения. Перед зрителем возникали бытие этой солнечном земли, судьбы народные, образы современников, облик природы.
Тондо.
Так называли в эпоху итальянского Ренессанса круглое изображение - рельеф либо картину. Но холст Клычева, вписанный в круг, создан в 1980 году.
В наше время.
В краю коротких теней, где еще шестьдесят лет тому назад никто не смел писать лик человека.
Так повелевал закон, нарушение каралось как святотатство.
Станковая живопись тогда не существовала, картина, отражавшая жизнь людей, показалась бы в ту пору кощунством.
Шестьдесят лет...
В масштабах истории искусств это почти миг. Ведь десятки столетий отделяют нас от древнеегипетских фаюмских портретов или росписей Помпеи, изображавших людей.
Почти шесть веков прошло с той поры, когда нидерландцы братья Ван Эйк начали писать масляными красками... По сравнению с этими временными дистанциями шестьдесят лет миг.
Первый шаг.
Однако мы видим выставку интересных, талантливых картин туркменских художников, созданных в какие-то полвека. Это чудо! И случилось оно в нашу эпоху в нашей стране. И не только в одной Туркмении. Таково неодолимое поступательное днижение цивилизации, развития культуры, искусства нашей многонациональной Отчизны.
,, Сч а ст ь е ".
Сама форма тондо подчеркивает строгую ограниченность пространства. Это оазис. Хотел этого художник? Да. Мы не видим бескрайних знойных песков, окружающих этот тенистый озаренный солнечными бликами уголок.
Но глубина пурпуровых колеров, трепетный холодок синих, бирюзовых, изумрудных красок заставляют нас почувствован всю глубину ликования этих пяти туркменских мадонн со своими малышами, отдыхающими в радужной тени этого островка прохлады.
Заметьте: ни одной белозубой открытой улыбки. Никто не смотрит на нас.
И в этой сдержанности - сокровенный мир материнства Мелодия блаженного созерцания - лейтмотив картины.
Полотно наполнено осмысленной философией гуманизма. Иззат Клычев, как бы продолжая извечную тему материнства, создал весьма современную картину. В солнечных зайчиках на сверкающей зелени, в сочетании озаренных любовью фигур туркменок и их милых детей, в этом пышущем изобилии плодоносящей природы будто бродят соки нашей прародительницы Земли.
В наивности и открытости сюжета - откровенность сердца, много пережившего, повидавшего и не уставшего удивляться и чувствовать и поэтому особо остро сумевшего выразить весомость мирного бытия.
На той же выставке можно было познакомиться с холстом Мамеда Мамедова ,, М о л е н и е о воде".
'Зной. Накаленное до предела шафранно-желтое небо. Выжженные беспощадным светилом бурые пески. Одинокие убогие юрты. Среди пустых опрокинутых глиняных сосудов - хумон группа женщин. Их рдяные линялые одежды словно опалены жарою. Фигуры застыли в отчаянии.
Воды давно нет.
Пересохли глубокие колодцы. Безводны арыки, не скрипят ветхие чигири.
Засуха.
Десять туркменок, молодых и старых. Трое детей. Каждая из них - символ трагедии жажды. Горе, страдание, безнадежность будто растворены в самом воздухе картины.
Да, поистине бездна пролегла между тондо „Счастье" и этим полотном.
Скорбны, горестны образы „Моления о воде".
Чеканны линии холста. Лаконичны, скупы движения.
Характерны, своеобразны еще идущие от времен античности одежды, головные уборы, украшения.
...В другом ключе решена картина, написанная Иззатом Клычевым ранее, в 1967 году, ,, Я и моя мама".
Хотя, казалось, чрезвычайно близки темы полотен. На первый взгляд также доминируют красные тона.
Но как далека философская суть этого холста oт „Счастья". Заботливо, с оттенком грусти глядит Аннабиби на своего сына. Трудные это были годы. Нелегкое детство было у Иззата. И хотя так же мажорно поют алые, пунцовые, розовые, оранжевые тона, но обратите внимание на взгляд малыша.
Около полувека отделяет автора картины от того мгновения, когда он сидел в юрте на пестром одеяле, раскрыв тетрадку со своими первыми рисунками.
Как пристально устремлен куда-то в неведомое далеко взор мальчишки.
Трудная, очень непростая судьба ждет живописца. Ведь не пройдет и двух-трех лет, как Иззат и его три брата останутся круглыми сиротами. В 1933 году уйдут из жизни и отец, и мать.
Только начнет учиться рисовать юный Клычев, как загрохочет Великая Отечественная, и он, верный своему долгу гражданина, отложит кисть...
А пока маленький Иззат задумался. Он глядит на нас. Как бы вопрошая.
Картина полна предчувствием тревожной нераскрытой тайны.

1940. год. Иззат Клычев становится студентом Ашхабадского художественного училища. В ту пору ему было семнадцать лет. Живопись и рисунок на курсе вела русская художница Юлия Прокофьевна Данешвар.
Она приехала в Туркмению из столицы нашей Родины Москвы со своим молодым мужем, азербайджанским графиком Музафаром Данешваром.
Тепло, взволнованно вспоминает о своем первом педагоге Иззат. „Внимательная, деликатная, обаятельная" - так характеризует ее Клычев. Но главное свойство было то, что она сама была талантливым мастером.
Ученица Сергея Васильевича Герасимова и Александра Александровича Дейнеки, она получила настоящую школу.
Взгляните на ее картину ,,3а рукоделием", и вы убедитесь в этом.
По вечерам, после занятий Ю.П.Данешвар собирала своих воспитанников. Рассказывала им о Москве, Третьяковской галерее, Большом театре, любимых художниках, показывала монографии с цветными репродукциями.
Нередко водила своих студентов в ашхабадский музей, где экспонированы были прекрасные полотна классиков русской живописи.
Особенно запали в душу Иззата ее впечатления об Александре Дейнеке.
Как прекрасны были его слова:
„Искусство обладает поразительным свойством - воскрешать былое, показывать завтрашнее. Но сколько бы искусство ни раскрывало сюжетов из истории и ни забегало в грядущее, оно принадлежит своему времени".
Иззат слушал и думал: надо учиться, учиться, познать жизнь, раскрыть тайны искусства, и тогда...
Окончание следует

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное