Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 251. 17 апреля 2007г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 85.
"Урал Тансыкбаев"

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Ташкент. Неширокая улица. Одноэтажный дом... В маленьком дворике нас приветливо встречает Урал Тансыкбаев - народный художник Советского Союза.
Он похож скорее не на академика живописи, а на декханина, всю жизнь работающего под открытым небом. Его крепкие, грубоватые руки, опаленное зноем лицо будто впитали все солнце Азии.
Румяный, веселый, он словно излучает это доброе солнечное тепло. - С каждым годом у меня все больше любви к красоте природы родного Узбекистана, - говорит Тансыкбаев. - Всю жизнь я пытаюсь претворить эту свою любовь в пейзажах, стремлюсь воспроизвести в картинах изумительные, яркие краски Средней Азии...
В городе делаюсь больным, а как выеду на природу, руки сами тянутся к этюднику. Теперь на пленэр езжу на машине, а 6мл помоложе, брал рюкзак и натирал на горбу мозоли. Тысячи километров исходил по любимым краям. Колесил по степи. Лазал по горам.
Боже мой, сколько пыли! - улыбается живописец, протирая платком холст. - Все землетрясение натрясло. Вчера было шесть баллов.
Художник ставит на мольберт только что оконченный холст.
фоне синих, лежащих в далекой дымке гор - огни большой стройки, леса, трубы.
Солнце село, и весь пейзаж погружен в золотисто-розовое марево.
,,В новом есть своя удивительная красота. Десятки лет брожу по Узбекистану и не устаю удивляться постоянным переменам".

За окном мастерской в саду запела птица. Художник замолчал, прислушался, улыбнулся:
„Люблю эту птицу. Она майной зовется. Как весна - запела майна. Народ привечает ее: вестник весны".
Мы вышли в сад. Поодаль от крыльца черные пены деревьев.
Здесь были вишни. Пять деревьев, - грустно говорит художник и вздыхает. - Я их давно посадил. Но вот пришлось вырубить в прошлом году, в апреле.
Поставили тут палатку и жили...
Да, землетрясение у нас в Ташкенте наделало бед. Трудно пришлось всем.
Я первое время без работы остался. Мастерская аварийная. Специалисты запретили в нее даже входить. Напугали.
А потом вроде бы привык, начал писать. Но все же трясло и трясло...
И тут друзья-москвичи позвали меня пожить, поработать в Дом творчества под Москву - в Сенеж.
Урал Тансыкбаевич ставит на мольберт пейзаж, написанный в Сенеже.
Осень. Золотые березы. Россия...
И снова мы слушаем, как поет что-то свое звонкое и весело хлопотливая весенняя птица майна - дрозд.

- Я всегда считаю моей второй родиной Пензу, а ведь родился-то в Ташкенте, на берегу Салара.
В 1924 году посещал студию при Ташкентском музее искусств.
Преподавал тогда Николай Васильевич Розанов.
Я много писал, рисовал, мечтал увидеть полотна великих русских художников, смотрел и читал монографии, журналы.
Однажды в „Ниве" увидел прекрасную картину Горюшкина-Сорокопудова. Старая Русь предстала предо мною как живая И вдруг узнаю, что он преподает в Пензе. Я был молод и недолго думая, написал письмо в Пензу, а вслед за этим туда выехал.
Никогда не забуду эту первую встречу.
Горюшкин-Сорокопудов был похож на старого генерала. Белые усы, борода, грозное выражение лица.
Своим видом он меня поначалу напугал. А на поверку оказался добрейшим человеком. Меня приняли, обласкали, устроили жилье. Столько внимания, столько заботы проявили, что трудно рассказать.
Бывало, стоишь в очереди за хлебом. Русские женщины приметят желтолицего скуластого паренька-инородца и уступят очередь.
Даже стыдно мне становилось - не заслужил.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов был истинный человек и художник.
Его девиз - ,,Главное - любить искусство и правду!"
И как он нам прививал эту любовь к истокам искусства.
Учение у него как бы открыло для меня новый большой мир.
Иван Силыч говорил, что каждое истинное искусство должно быть национально.
И колорит искусство должно иметь национальный.
Время тогда - 20-е годы - было сложное, ребята разные. Одни взахлеб писали с натуры. Другие бросали живопись, говоря, что фотография победит искусство. Но я свято верил, что живопись бессмертна.
Горюшкин-Сорокопудов был учеником Репина, он любил Русь и прививал нам любовь к древней архитектуре, к костюмам. А когда я приехал домой в Узбекистан, то здесь, на родине, в Ташкенте, по-новому, глубже понял древнюю нашу узбекскую культуру, полюбил навсегда шедевры зодчества Самарканда, Бухары, познал всю мудрость народного творчества.
Пенза!
Никогда мне не забыть юные годы, наш молодой пыл, любовь к трудному, но бесконечно дорогому делу - живописи.
И опять тепло улыбается художник:
«Много я поездил да и сейчас не сижу на месте. Kак-то приезжаю на Иссык-Куль к другу-рыбаку, он мне и говорит.
„Давай варить уху".
А я ему в шутку отвечаю: ,,Я уху люблю, но только скучно рыбу чистить".
Рыбак усмехнулся, взял ведро с рыбой, позвал меня и пошел к берегу озера.
Высыпал рыбу, потер ее песком, ну и через несколько минут была она голая - без чешуи...
„Не тот много знает, кто много прожил, а тот, кто много видел", - так у нас говорят.
Бывало, остановишься переночевать в чайхане. Попъешь чай. Ночь наступит.
Посетители разойдутся, а чайханщик возьмет дутар. Звезды. Тишина. А он играет, и отовсюду подходят на песню старики. Соберутся, сядут в кружок.
А чайханщик играет и поет.
Сижу очарованный. Незаметно летит время. Старики молча расходятся, а я остаюсь, жду рассвета.
«Очень люблю горы, - после небольшой паузы продолжил рассказ Урал Тансыкбаевич. - Ночевал как-то на высоте четырех с половиной тысяч метров. Или однажды в горах с геологами спали в спальных мешках на голых скалах.
Ребята смеются:
„Смотри, дед, ночью волки отгрызут тебе голову".
Ничего, жив остался. Попривык. Работал.
Бывало, захочешь помыться, вода - лед. Ополоснешь руки, а потом долго греешь их под мышками - так окоченеют, Oтогреешь - и снова писать...
Вот что такое горы!
Написал тогда целую горную сюиту, вы, наверное, видели - на выставке в Академии художеств СССР, на Кропоткинской улице...
Горы... - мечтательно произносит живописец».
И снова пауза.
И снова задумывается о чем-то этот подвижный пожилой человек с молодыми теплыми, как спелая вишня, глазами.
- Я жадный, - говорит он. - Хочу все видеть и никогда досыта не нагляжусь. Поэтому очень не люблю ночами ездить: боюсь что-нибудь пропустить.
В поезде всегда стою у окна. Все гляжу и гляжу. Так хочется все, все запомнить. Есть река Чу. Там целые поля тюльпанов - сказка.
Или соленые озера. В них соль высыхает и становится похожей на белоснежное кружево. А сколько там птиц - лебеди, утки, гуси!..
А как в пустыне красиво! Правда, трудно по ней ездить i придумали бы машину, чтобы могла легко ходить по песку
А сейчас едешь пустыней, видишь, столб пыли стоит - значит, кто-то буксует, надо ехать выручать - таков закон.
Нет, все-таки это очень здорово - ходить по земле, видеть, любить ее. В природе нет ничего второстепенного - все главное.
Не хочу верить, что когда-нибудь не смогу отправиться в дорогу. Я мотаюсь по горам и степям, и в этом вечном движении моя страсть.
Но бывают минуты, когда сидишь в мастерской и размышляешь. Сидишь наедине со своими думами...
И вот тогда очень важно, чтобы тебя понимали и поддержали в твоих мечтах друзья и соратники.
...Я всегда с восхищением думаю о великих русских критиках Белинском, Стасове...
Кок они любили, как понимали искусство и как умели вовремя прийти к художнику, композитору, поэту со словом напутствия, помощи!
Вспомним про отношения Стасова и Бородина, о роли великого критика в создании „Князя Игоря".
Не могу без трепета читать книги воспоминаний о „Могучей кучке", о Чернышевском, Добролюбове...
На днях еду в Бухару и в Карши - продолжить сбор материала к юбилейной выставке.
Пора в путь.
Снова за дело.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное