Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №152. 19 апреля 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Всем любителям и профессионалам кино
"Должен вам заметить, сэр, что вы находитесь в месте, где показывают ФИЛЬМУ! У нас не принято распивать спиртные напитки, а тем более - приносить их с собой". ("Человек с бульвара Капуцинов") Подпишись, не пожалеешь! ;-)
Актеры советского и российского кино подписаться по почте | на сайте >>>
Веселые истории об актерах подписаться по почте | на сайте >>>
Памятные даты в мире кино подписаться по почте | на сайте >>>


К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 43.
"Василий Суриков"
(окончание).

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Всю гамму сложнейших психологических состояний - от напряженной, исступленной ненависти до тихой грусти сострадания.
Буйное веселье и злое ехидство.
Веру и безверие.
Тьму и свет. Добро и зло.
Все это собрал художник и заключил в сверкающий оклад снежной красы. Строгой и многозвенной.
Живописец недаром изучал полотна великих мастеров Ренессанса - Веронезе, Тинторетто и Тициана. Но они воспевали в своих холстах родную Италию.
Суриков нашел свой, единственный и неповторимый, серебряный ключ в решении грандиозной по сложности колористической задачи „Морозовой". Он написал свой холст, изображающий Древнюю Русь самым современным методом, приемом живописи, так называемым пленэром, открытым импрессионистами.
Вот это сочетание монументального по форме, силуэту, композиции холста, решенного в лучших традициях Высокого Ренессанса, с современной реалистической пленэрной манерой живописи и создало тот неповторимый шедевр мирового искусства, который и вызвал на первых порах такой каскад противоречивых мнений.
Итак, обратимся к полосам газет и строкам писем тех лет.
В печально известной газете "Новое время" некий А. Дьяков, отдав дань некоторым качествам "Морозовой", писал:
„Истории, точности факта художник пожертвовал всем: эстетическим чутьем, красотой произведения, - и картина вышла положительно грубою... Все грубо, топорно, дико".
Читая эти строки, невольно вспоминаешь рецензии на великие творения Жерико, Делакруа, Курбе, Мане, напечатанные во французских газетах.
Но Дьяков идет дальше своих европейских коллег: он ставит под сомнение надобность писать правду.
"Но при всех несомненных и очень крупных достоинствах (не правда ли, какой изящный реверанс в адрес автора?) картина Сурикова невольно вызывает вопрос: следует ли писать историческую картину, строго придерживаясь данной эпохи... В интересах одной грубой правды".
Это великолепное по своей откровенности заявление „Нового времени" имеет мало равных в истории.
Но обратимся к мнениям других.
Стасов писал:
„Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты из русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще... необыкновенные качества картины... увлекают воображение, глубоко овладевают чувством...
Сила правды, сила историчности, которыми дышит новая кпртина Сурикова, поразительны".
И далее, разбирая достоинства картины, Стасов говорит:
"Нac не могут более волновать те интересы, которые двести дет тому назад волновали эту бедную фанатичку, для нас существуют нынче уже совершенно иные вопросы, более широкие и глубокие... Мы пожимаем плечами на странные заблуждения, на напрасные, бесцельные мученичества, но не стоим уже на стороне этих хохочущих бояр и попов... Нет, мы симпатичным взором отыскиваем в картине уже другое: все эти поникшие головы... сжатые и задавленные, а потому не властны они были сказать свое настоящее слово. Как во всем тут верно нарисована бедная, старая, скорбящая, угнетенная Русь.
...По-моему, еще мало удерживать свято и хранить нерушимо русские темы, задачи, характеры, физиономии: надо, чтобы и краска, и колорит, и воздух картины, и солнце, и мрак, и все, все было свое... Одним словом, надо, чтобы все наше художественное слово было столько же собственное, свое, нынешнее, как художественное слово, „речь" у Толстого во "Власти тьмы", у Пушкина в „Борисе Годунове", у Островского, Гоголя и т. д. Тут нет ничего чужого, никакой Европы, не то, что уже в сюжетах и типах, но и в изложении речи, форме фраз и слов... Только Суриков и, может быть, Репин (после Перова и Федотова) избавились от греха иностранности".
Вскоре Стасов пишет Третьякову:
„Павел Михайлович!
Я вчера и сегодня точно как рехнувшийся от картины Сурикова! Только о том глубоко скорбел, что она к Вам не попадет, думал, что дорога при Ваших огромных тратах. И еще как тосковал!!! Прихожу сегодня на выставку и вдруг: „Приобретена П. М. Третьяковым". Как я Вам аплодировал издали, как горячо хотел бы Вас обнять".

Суриков оставил нам галерею чудесных портретов. В них нашла отражение вся его любовь к своему народу, к Родине.
„Каждого лица хотел смысл постичь, - рассказывал художник. Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался - думаю, почему это так красиво! Знаете, что значит симпатичное лицо! Это то, что черты сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, - а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали - сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти... Женские лица русские я очень любил, не порченные ничем, нетронутые..."
Особенно удался мастеру портрет Емельяновой.
Это о ней мог бы сказать Некрасов:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...
По будням не любит безделья,
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

„Взятие снежного городка"...Послушаем, что рассказывает сам Суриков о создании этого полотна:
„И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел. Написал я тогда бытовую картину „Городок берут". К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили... За Красноярском, на том берегу Енисея, я в первый раз видел, как „городок" брали. Мы от Торгошина ехали. Толпа была. Городок снежный. И конь черный прямо мимо меня проскочил, помню. Это, верно, он-то у меня в картине и остался. Я потом много городков снежных видел. По обе стороны народ стоит, а посредине снежная стена. Лошадей от нее отпугивают криками и хворостинами бьют: чей конь первый сквозь снег прорвется. А потом приходят люди, что городок делали, денег просить: художники ведь. Там они и пушки ледяные и зубцы - все сделают".

Донской казак Степан Тимофеевич Разин - „самое поэтическое лицо русской истории", - говорил Пушкин.
„Степан Разин".
Картина-песня.
"Из-за острова на стрежень, на простор речной волны" выплывает в вечность струг.
Былинна, могуча напевность огромного полотна.
Мажорной, светлой симфонией звучат краски холста.
Много пересудов и толков было вокруг этой замечательной картины. Ее причислили к неудачам Сурикова.
И даже почти убедили в этом автора, хотя, впрочем, мастер написал брату: „Картина находится во владении ее автора Василия Ивановича и, должно быть, перейдет в собственность его дальнейшего потомства. Ну, да я не горюю. Это нужно было ожидать, а важно то, что я Степана написал! Это все".
Надо еще раз вспомнить о времени, когда был создан холст, 1907 год. Недавно отгремели бои пятого года.
И поэтому слова „важно то, что я Степана написал" приобретают особый смысл.
Герой народного восстания, его образ близок был Сурикову, потомку участников Красноярского бунта.
И он считал своим долгом создать это. Долгом гражданина.
Величаво выплывает по необозримой глади красавицы Волги струг Степана Разина.
Лебедиными крыльями взмахнули весла. Гудит тетивой натянутый парус. Атаман задумчив. Печаль омрачила его чело... Плещет волжская волна о борт струга, льется раздольная песня, звучат переливчатые, звонкие гусли.
Богатырская, удалая, редкая по поэтичности картина напоена светом свободы, радости бытия, борьбы.
Белинский писал: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем".
Эта замечательная, глубокая мысль находит полное воплощение в том резонансе, который вызывали исторические полотна Сурикова у современников.
В самом деле, почему полотна художника „Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова" воспринимались зрителями необычайно остро?
Ведь казалось, что и действие, и сюжет этих холстов принадлежат далекому прошлому. В чем дело?
Дело в том, что картины Сурикова будили в людях ненависть к угнетению, рождали свободолюбие, желание борьбы с самодержавием.
Широко известны воспоминания старых революционеров о том, как они собирались в Третьяковке у картин „Утро стрелецкой казни", у репинских „Бурлаков" и „Ивана Грозного" и давали клятвы на верность в борьбе с царизмом.
В книге „Запечатленный труд" знаменитая революционерка Вера Фигнер рассказывает, какое потрясающее впечатление в далекой ссылке произвела на нее гравюра, исполненная с картины „Боярыня Морозова":
„Гравюра производила волнующее впечатление. В розвальнях, спиной к лошади, в ручных кандалах Морозову увозят и ссылку, в тюрьму, где она умрет. Ее губы плотно сжаты, на исхудалом, красивом, но жестком лице - решимость идти до конца: вызывающе... поднята рука, закованная в цепь... Гравюра говорит живыми чертами: говорит о борьбе за убеждения, гонения и гибели стойких, верных себе. Она воскрешает страницу жизни... 3 апреля 1881 года... Колесница цареубийц... Софья Перовская".
Такова сила истинного искусства, вызывающего поток ассоциаций, будящего мысль, зовущего к свету!
Так микеланджеловские „Рабы" становятся символами борьбы за свободу, так гойевские „Капричос" утверждаются на века грозным осуждением тирании и мракобесия, так „Свобода на баррикадах" Делакруа и герои эстампов Домье воспевают победу света над мраком, так и суриковские „Стрельцы", по существу, весьма далекие от идеи свержения царизма в России объективно встали в ряд борцов с самодержавием. Такова логика бессмертной жизни истинно великих пластических образов.
Поэтому так бесконечно дорого и близко нам художественное наследие В. И. Сурикова, о котором мы с полным правом и гордостью можем повторить слова Владимира Ильича Ленина, сказанные им о Льве Толстом:
„Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат".
Сегодня мы с особым радостным чувством в ряду с именами Пушкина, Лермонтова и Некрасова, Толстого, Достоевского и Горького, Глинки, Бородина и Мусоргского, Брюллова, Иванова и Репина называем имя великана русской живописи Василия Ивановича Сурикова.
Взглянем на „Автопортрет" художника.
Словно в века вглядывается этот кряжистый, немолодой человек. Спокойствием, силой веет от открытого лица мастера.
Шестьдесят пять лет за плечами.
И каких лет!
Чуть устало глядят на нас глаза, видавшие и триумфальные вернисажи с жаркими объятиями и лобзаниями, и газетные полосы, где что ни строка, то яд змеиный ...
Глаза, не знающие покоя...
Все видеть, объять, понять!
Заметить вершковую погрешность в саженном холсте.
Увидеть в толпе такую нужную, единственную, заветную натуру.
Рассмотреть в массе знакомых - друга, товарища. Не проглядеть злодея.
Воля.
...Неодолимая, непреклонная в твердых скулах, в суровой линии рта, в самой осанке - не манерной, но гордой. Труд полувековой, непрестанный оставил на челе след забот каждодневных, неуемных...
Это он промолвил как-то о своей работе:
„Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял".
В этом аду и раю творчества пробежали дни, полные до краев радостей взлета и горечи падений.
Три года осталось шагать художнику по этой грешной, таком любимой земле...
Он не знает об этом.
Мечтает переехать жить на родину, в Красноярск Подальше от столичной суеты.
Мечтает написать „Красноярский бунт".
Полон замыслов „Пугачева".
Через год, в 1914 году, он скажет о последнем путешествии по любимой Сибири:
„Сегодня по Енисею плавали на пароходе. Чудная, большая, светлая и многоводная река. Быстрая и величественная. Кругом горы, покрытые лесом. Вот если бы вы видели! Такого простора нет за границей".
Далеко, далеко глядит в века этот предельно честный, простодушный, мудрый человек.
Коренной сибиряк... Суриков.
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? -
Я тот же, что и был и буду весь свой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек.

Эти гордые строки начертаны Радищевым.
Они весьма близки по духу героям картин Василия Сурикова, хотя они, персонажи полотен русского живописца, порою очень далеки от радикальных взглядов автора стихов.
Но дух вольности, мужества, непреклонности роднит неистовые слова Радищева со всем внутренним строем эпических картин великого сибиряка...
Вглядитесь в истерзанные пытками, смертными муками, но непокоренные, мятежные лица стрельцов в „Утре стрелецкой казни".
Подойдите ближе к огромному холсту „Боярыня Морозова". Всмотритесь в бледный лик яростной проповедницы, и вас поразит огонь неукротимости, твердости, несломленности Морозовой.
„Степан Разин" - атаман на миг задумался, может, он уже чует лютую казнь, но до конца его не победить!
„Не раб, но человек!" - провозглашает Суриков в своих полотнах-эпопеях.
Он утверждает вольную душу народа, испытавшего немало горя и бед, но оставшегося сильным, честным и добрым.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Отписаться

В избранное