Как и со мной, с Вами наверняка случалось подобное. Начинаете что-то делать, и как это бывает, не доводите до конца. Знакомо? Тогда скажите, а как Вы объясняете себе подобный "результат"? Частенько мне приходится слышать в ответ, что во всём виновата мотивация, вернее её отсутствие.
Я и сам когда-то так думал… Пока всерьёз не озаботился поиском ответа на один очень важный вопрос: "Как же всё-таки доводить начатое до конца?".
Стратегия Вашей мотивации, как её определить и улучшить?
Вряд ли в современном мире личных достижений есть ещё более волнующая тема, чем МОТИВАЦИЯ. Когда речь заходит об успехе или, наоборот, о какой-либо неудаче, именно её уровнем объясняются все проблемы и достижения.
Так ли это на самом деле?
Давайте попробуем разобраться. Собственно для чего нам вообще нужна мотивация? По большому счёту, она нам необходима лишь в самом начале пути, именно для того, что бы начать что-либо делать.
Мотивация сама по себе есть не что иное, как возбуждение желания что-либо начать. На практике существует всего два принципиально различающихся подхода в мотивировании.
Первый из них - воспользоваться волей. Т.е. используя волевое усилие (принуждение) начать делать.
Второй способ - возбудить желание. Это можно сделать в зависимости от ситуации различными способами. Поверьте, возбуждение желания - это целая отрасль современной экономики, в зависимости от целей и задач опытные специалисты разрабатывают целые мотивирующие концепции (стратегии), используют для этого огромный арсенал приемов, способных разбудить в человеке эмоции, заставить его в прямом смысле пускать слюни и действовать в нужном направлении.
Сегодня мы поговорим об одной из стратегий мотивирования, которую разработали нлп-специалисты. Она универсальна, её можно использовать как в работе с людьми, так и применительно к самому себе.
Но прежде чем я расскажу Вам о ней, давайте немного поговорим о наших неудачах.
Когда Вы начинаете что-то делать, но со временем бросаете начатое и не доводите дело до конца, кто или что виновато?
Большинство ответит: "Не хватило мотивации…".
А на самом деле, не хватило знаний, очень специфических.
Во-первых, Вы не сумели четко сформулировать Результат (т.е. конечную цель).
Во-вторых, нет четкого плана: "Как, Что именно и Когда нужно делать, что бы достичь результата?".
В-третьих, Вы не сумели эффективно организовать свою работу (сделали за первый подход слишком много, или наоборот слишком мало, перенапряглись или очень долго отдыхали и т.д.).
Как видите, к уровню мотивации все эти причины никакого отношения не имеют. Но с другой стороны, Вы достаточно долго можете начинать, бросать, потом заново начинать, и заново бросать, и так пока либо Вы, либо Вас. В этом случае, речь идёт о хорошо мотивированном идиоте. Который вместо того, что бы разобраться в причинах своей головной боли, ежедневно принимает аспирин, и в итоге умирает.
Надеюсь это не про Вас, и Вы с готовностью освоите сегодняшний материал, потому что в первую очередь нужно хотя бы в общих чертах научиться понимать, как устроено "достигатарство".
Начнем с простого, как я и обещал, изучим одну мотивационную стратегию.
Люди действительно что-то начинают делать и доводят это до конца, будучи движимыми некоторыми желаниями. Причем они либо хотят чего-то достичь, т.е. двигаются в направлении "это должно случиться", либо хотят избежать (т.е. не хотят) что бы нечто в их жизни произошло.
Т.е. одни бегут "От", например, по дальше от зноя и жары. Другие бегут "К", например, к пальме, под которой есть тень и на которой бананы растут.
Успешные люди, как правило, в отличие от большинства используют комплексный подход, который заключается в том, что бы осознать негативные последствия неделания и позитивные последствия Результата.
Первая часть (последствия неделания) позволяют выработать критерии предупредительного характера.
Это напоминает сигнальную лампочку давления в тормозной системе автомобиля. Если она вдруг вспыхнула, значит у нас серьезная проблема, даст бог коробка передач, ручной тормоз и наше умение всем этим пользоваться с умом, сделают своё дело.
Вторая часть стратегии нужна для того, что бы разработать критерии навигационного толка.
Это как указатели на дороге, которые помогают Вам сориентироваться на местности и приехать куда следует.
Понимаете теперь, насколько ВАЖНЫ обе части этой простенькой стратегии?
Если приобрести автомобиль, для того, что бы поддерживать его в отличном техническом состоянии, лишь бы лампочки давления тормозной жидкости и масла не загорались, то согласитесь, поездки на нём могут выглядеть очень странными.
Есть у нас во дворе мужик, который по полю на своей 25-летней волге каждое лето круги наворачивает. Ему просто некуда на ней ехать, но машина должна временами двигаться… Иначе могут появиться проблемы с лампочками :)
И уж наверняка мы все были не раз в ситуациях, когда почему то не было возможности обратить внимание на автомобиль, сделать вовремя технический осмотр и рекомендуемое обслуживание. И вот когда Вы четко знали куда, во сколько и для чего Вам нужно доехать, он вдруг Вас подводил…
Случалось? Это как раз последствия голой мотивации "К"…
В следующем выпуске мы продолжим разговор об этой стратегии и её применении, пока я очень рекомендую Вам выполнить упражнение, и поделиться его результатами на данной странице - http://kovtunets.info/comment_1218793080.html#os. От того, насколько Вы будете активны, зависит то, как часто я буду радовать Вас полезными выпусками этой рассылки :)
Внимание! Упражнение 1.
Шаг 1. Вспомните какое-нибудь Ваше дело, которое Вы начали, но не закончили. Определите "момент зажигания" - "От" или "К"? Т.е. выясните Вашу повседневную мотивационную стратегию.
Шаг 2. Теперь, когда Вы выяснили свою стратегию, четко определите критерии Вашего движения к цели "От" и "К". Т.е. ответьте на два вопроса: "Чего Вы хотели бы избежать, выполняя данную работу, каких негативных последствий её неделания? Чего Вы хотели бы достичь в результате этой работы?". Отвечать нужно как можно конкретнее.
Шаг 3. Поделитесь описанием и результатами выполненных шагов 1 и 2 на странице http://kovtunets.info/comment_1218793080.html#os. Этот шаг не менее важен, чем предыдущие. Если Вы действительно хотите чему-то научиться, Вам однозначно нужна обратная связь. Подумайте сами, если Вы ошиблись, или сделали что-то неправильно, как Вы об этом узнаете? Кстати, это один из самых важных принципов нейро-лингвистического программирования.
Как со мной списаться?
Уважаемый Читатель, если у Вас есть какие-либо вопросы, советы, предложения присылайте их мне на kovtunets@list.ru. С удовольствием прочту и обязательно отвечу на Ваше письмо.
Благодарю категорически! Евгений Ковтунец. 2008-08-17
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему - пожалуйста, перешлите ему это письмо.