Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дневники

  Все выпуски  

Дневники Выпуск 14.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ДНЕВНИКИ

Дневники
Александра Блока.

Часть 1.

1901-1902

29 декабря 1901. СПб.

NB NB. Вот в эту минуту я настолько утончен и уравновешен, что смогу завещать. Складываются в одно местечко (страшная близость яви и сна, земли и неба!) - укромненькое - все бумаги (и эта) и иные книги. Первое место - "Северные цветы" - не за содержание, а за то, что несет на страницах кресты. А спросить у __________. Потом - стихи Соловьева. Мои стихи прошу уложить туда же - и еще кое-что. Теперь с этим покончено - и пусть все сохранит, кто нуждается, а кому понадобится, не отдавать, за исключением __________, что выяснится позже написания этих строчек.

<Декабрь 1901 - январь 1902>

1902 год, 18 февраля.

Помню я стихотворные вскрики молодой и несчастливой души. Не обратив на них внимания тогда (а они ведь были ко мне и ни к кому более), теперь задумываюсь над ними; и, кажется, завеса открывается с одного края - и вижу я Судьбу с ее долгой, тягучей, неизбежной надписью: "всему свой черед". (Так и Экклезиаст говорил.) Было время, когда мои пошлости приглашали девиц к невоздержанности, - и это их не губило, но оставляло неизбежно след (не грязноватый ли?). Я же выходил сух из воды. И вот "по великим железным законам" случилась моя "гносеологическая" встреча, с которой равно неизбежно пришел я к нынешнему. И этих чар порой бывает страшно - и сладостно в их глубине.

22 марта.

Когда человек примется писать что бы то ни было - письмо или статью какого угодно содержания - ему ничего не стоит впасть в догматизм. Догматизм есть принадлежность всех великих людей, но это другой догматизм - высший, - а нам - меньшим - следует от нашего догматизма избавиться. И вот что могу сказать по этому поводу:

Догматизм, как утверждение некоторых истин, всегда потребен в виде основания (ибо надо же исходить из какого-нибудь основания). Но не лучше ли "без догмата" опираться на бездну - ответственность больше, зато - вернее. Представьте: есть двое молодых влюбленных. Один думает так, другая - иначе, - и не только думает, а и чувствует - и делает. Но оба любят - а можно ли, любя, стоять на своем, не верить в то, во что верит любимая или любимый. Тут-то представляется, по-видимому, два подхода: или "броситься в море любви", значит - поверить сердцем и исповедывать то же, что тот, кого любишь, - или твердо стоять на своем и ждать, пока тот, кого любишь, "прозреет" и уверует сам в то, во что ты так твердо веришь. Тот и другой выход странен, сказал бы я (деликатно). Ибо, с одной стороны, нельзя всю жизнь быть в таком очумелом состоянии, чтобы не иметь ничего от себя, а все от другого; а с другой - нельзя "чертовски разумно" стоять на своем, стучать лбом в стену и ждать у моря погоды. Где же выход?

- Выход - в бездне. (И все выходы в ней.)

Не утверждай, не отрицай. Верь и не верь. Остальное - приложится тебе. А догматизм оставь, потому что ты - маленький человек - "инфузория", "догадавшаяся о беспредельности".

1911

20 октября.

Читать надо не слишком много и, главное, творчески. Кода дело идет о "чтении для работы" (т. е. попадается много добросовестного и бездарного), то надо напрягать силы, чтоб вырвать у беззубого автора членораздельное слово, которое найдется у всякого, от избытка ли его куриных чувств, или оттого, что сам материал его говорит за себя. Ко всякому автору надо относиться внимательно - и тогда можно выудить жемчужину из моря его слов (даже написанных на "междуведомственном" языке или на языке Овсянниковых-Куликовских - последнее горше, хуже). Недостаток же современной талантливости, как много раз говорилось, короткость, отсутствие longue haleine (говорил... Маковский); полусознал, полупочувствовал, пробарабанил - и с плеч долой. При этом надо читать "для работы" с мыслью и планом, ранее готовым, и все время проверять себя - не рушатся ли планы под тяжестью накапливаемых фактов и обобщений. Если нет - хвала им, и пусть воплощаются и принимают каменные формы.

14 ноября.

...Так и мы: позевываем над желтой опасностью, а Китай уже среди нас. Неудержимо и стремительно пурпуровая кровь арийцев становится желтой кровью. Об этом, ни о чем ином свидетельствуют рожи в трамваях, беззаботный хохот Меньшикова (ИУДА, ИУДА), голое дамское под гниющими швами каракуля на Невском. Остается маленький последний акт: внешний захват Европы. Это произойдет тихо и сладостно внешним образом. Ловкая куколка-японец положит дружелюбную крепкую ручку на плечо арийца, глянет "живыми, черными, любопытными" глазками в оловянные глаза бывшего арийца.

24 декабря.

Об "изгнании" Розанова из "Русского слова" (визит Руманова к нему). У меня при таких событиях все-таки сжимается сердце: пропасть между личным и общественным. Человека, которого бог наградил талантом, маленьким или большим, непременно, без исключений, на известном этапе его жизни - начинают поносить и преследовать - все или некоторые. Сначала - вытащат, потом - преследуют - сами же. Для таланта это драма, для гения - трагедия. Так должно, ничего не поделаешь, талант - обязанность, а не право. И "нововременство" даром не проходит.

1913

11 февраля.

Почему так ненавидишь все яростнее литературное большинство? Потому что званых много, но избранных мало. Старое сравнение: царь - средостенная бюрократия - народ: взыскательный художник - критика, литературная среда, всякая "популяризация" и проч., - люди. В ЛИТЕРАТУРЕ это заметнее, чем где-либо, потому что литература не так свободна, как остальные искусства, она не чистое искусство, в ней больше "питательного" для челядиных брюх. Давятся, но жрут, питаются, тем живут.

23 февраля.

Вот эсотерическое, чего нельзя говорить людям (одни - заклюют, другие используют для своих позорных, публицистических целей): искусство связано с нравственностью. Это и есть "фраза", проникающая произведение ("Розу и Крест", так думаю иногда я). Также и жизнь: выбор, разборчивость, брезгливость - и мелеешь без людей, без vulgus'а; все правильно, кроме основного; это что-то вроде критской культуры. Основное заблуждение. Трагедия людей, любящих искусство.

22 марта.

По всему литературному фронту идет очищение атмосферы. Это отрадно, но и тяжело также. Люди перестают притворяться, будто "понимают символизм" и будто любят его. Скоро перестанут притворяться в любви к искусству. Искусство и религия умирают в мире, мы идем в катакомбы, нас презирают окончательно. Самый жестокий вид гонения - полное равнодушие. Но - слава богу, нас от этого станет меньше числом, и мы станем качественно лучше.

Окончание следует...

Серия "Русские дневники". А. Блок. Дневник.
Москва, издательство "Советская Россия", 1989.

Выпуск

14

В прошлых выпусках:

Выпуски 9-13

Дневник
Анны Франк.

Выпуск 8

Дневники
А. С. Пушкина.

Выпуск 7

Из дневников
Л. Н. Толстого.

Выпуск 6

Из дневника
Александра Блока.

Выпуск 5

Из юношеского дневника
Анны Федоровны Тютчевой,
старшей дочери поэта
Федора Ивановича Тютчева.

Выпуск 4

Дневник
Мориса Палеолога,
бывшего французского посла
в России.

Выпуск 3

Мемуары Казановы.
Казанова
в России.

Выпуск 2

Дневники
Марины Цветаевой.

Выпуск 1

Элисон Белл.
Еще один путь
к себе.

     


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное