Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бесплатная еженедельная рассылка "Видеосъёмка и монтаж - 1000 профессиональных секретов" выпуск № 19.


Выпуск №19

Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов.

С Вами Алексей Днепров и рассылка
«Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов»
Если Вы хотите пообщаться со мной лично, мой телефон +380972704052, ICQ 377-395-341

Доброго Вам времени суток!
С Вами Алексей Днепров и рассылка
"Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов".

Сегодня в рассылке:

Оглавление:

1. Волшебный чемодан профессионального видеооператора. Внешние микрофоны.
2. Волшебный чемодан профессионального видеооператора. Что ещё нам может пригодится.
3. База знаний. Ответы на вопросы читателей.

4. Подводим промежуточные итоги.

 

  

"Волшебный" чемодан профессионального видеооператора. Внешние микрофоны.

  Как правило операторы занимающиеся видеосъёмкой различных торжественных событий, концертов, утренников и прочего, представляют в своем лице целую кинематографическую группу. Видеооператор является одновременно режиссёром, сценаристом, оператором, осветителем, звукорежесером, техником и т.д. Поэтому видеооператор должен заботится о всех аспектах съёмки и заранее предусмотреть все возможности и условия в которых это съёмка будет проходить.
  В связи с этим совсем не лишним будет упомянуть о дополнительных внешних микрофонах, ведь за звук так же отвечает видеооператор. Более того, плохой звук, может загубить весь видеоматериал. Так что давайте поговорим о внешних микрофонах.
  Необходимость их применения обуславливается несколькими основными причинами:

  1.  Вы можете просто быть недовольным работой встроенного микрофона.
  Встроенные микрофоны видеокамер частенько "ловят" шум механики самой камеры (шум лентопротяжного механизма в видеокамерах miniDV и HDV, шум вращающихся дисков и работы привода в видеокамерах DVD и HDD). Применение внешнего микрофона в указанных случаях позволяет решить эту проблему.
  Во-вторых, встроенные микрофоны имеют практически круговую диаграмму направленности, то есть одинаково хорошо фиксируют звуки практически со всех направлений. Согласитесь что такой эффект нужен далеко не всегда. У Вас может возникнуть задача записать только звук в направлении съёмки и подавить звуки с остальных направлений (например, запись лекции). Для этого Вам понадобится направленный микрофон с узкой диаграммой направленности.
  2.  Вы можете быть недовольны качеством микрофона который идёт в комплекте с видеокамерой. В таком случае Вам нужно выбрать микрофон который бы полностью удовлетворял Вашим запросам и обеспечивал максимальное качество звука.
  3.  Если надо решать определенные задачи. Микрофон, как и насадки, о которых мы говорили в прошлых выпусках рассылки, тоже может подбираться под определенную задачу. Например есть зум-микрофоны, которые меняют свою диаграмму направленности в зависимости от величины зума на видеокамере — при максимальном значении зума они имеют узкую диаграмму, при минимальном значении зума — круговую.
  Или например есть микрофоны-петлички, используя которые Вы сможете записывать речь человека на котором такой микрофон закреплён. Такие микрофоны очень часто используются при съёмке телевизионных передач. Правда стоит данный вид микрофонов довольно дорого и его покупка обычным видеооператором достаточно смелый шаг.
  Некоторые из видов микрофонов могут напрямую не относится к видеосъёмке, но могут пригодится при дальнейшей обработке видеоматериала. Например качественный микрофон подключаемый к компьютеру может Вам понадобится для того чтобы записать дикторское сопровождение к Вашему видеоматериалу.
  Конечно, дополнительные микрофоны необязательно приобретать сразу, какое то время Вы сможете снимать используя штатные микрофоны, но Вы всегда должны иметь в виду, что для расширения возможностей при записи качественного звукоряда Вам в дальнейшем будет просто необходимо приобрести дополнительные микрофоны. Хорошо записанный звук позволяет достичь большей степени свободы в творчестве, например смелее украшать события наложенной музыкой, вырывать важные слова из общего, не страдающего излишней упорядоченностью действа.
  Так как на разных форумах я читал совершенно полярные отзывы о тех или иных микрофонах, то какие то определённые модели я советовать не буду. Во-первых, – их слишком много. Во-вторых, – огромное число подделок и просто нонейма. Поэтому, прежде чем приобретать микрофон, определитесь с моделью, почитайте характеристики микрофонов, пройдитесь по форумам.
  Необходимо так же перед покупкой убедиться, что Вы сможете его подключить — на видеокамере должен быть микрофонный вход. Неплохо бы было перед покупкой протестировать выбранную Вами модель микрофона. Поэтому желательно прийти в магазин со своей камерой и хорошими наушниками и погонять микрофон в разных режимах и камеру без микрофона в идентичных условиях для сравнения, а потом, дома посмотреть что у Вас получилось.
   Итак, просто опишем, что нужно требовать от дополнительного микрофона:

   1.   Уровень звука. Разумеется, должен быть громче встроенного. Проверять при ручном уровне громкости, иначе автоматика камеры вытянет слабый или сгладит сильный сигнал. Попробуйте прослушать звук на максимальном ручном уровне.
   2.   Уровень шумов. Послушайте тишину и очень слабый голос или радио на максимальном уровне.
   3.   Чистота звука. Микрофон должен четко отделять речь от играющего радио или работающего кондиционера. Насколько четко? Насколько не жалко денег, тут не бывает «слишком хорошо».
   4.   Направленность. Очень нужное нам свойство, но во многих микрофонах, несмотря на переключатель «теле» присутствует практически номинально. Попробуйте поводить камерой вправо-влево от источника звука.
   5.   Надёжность соединения. Покачайте и потрясите камеру, в наушниках не должно быть треска и пропадания звука.
   6.   
НЕ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЯ на заверения продавцов, диаграммы на коробке, позолоченные штекера и стильность.

  Если выбранная Вами модель микрофона действительно соответствует тому уровню качества который Вы бы хотели получить, можете смело делать покупку.

  Хочу напомнить Вам что использование микрофонов требует дополнительной аккуратности и внимательности. Поэтому будьте осторожны! Если вы забудете включить микрофон, но штекер будет воткнут в камеру – скорее всего Вы получите на пленке гробовую тишину и испорченный материал врядли можно будет потом исправить. Обратите так же Ваше внимание и на то что пока микрофон подключен к камере, она будет писать звук только с него, встроенный микрофон РАБОТАТЬ НЕ БУДЕТ. То же в случае с севшей батарейкой. Лучший способ здесь – вывести уровень звукового сигнала на видоискатель или монитор, можно использовать наушники.

Волшебный чемодан профессионального видеооператора. Что ещё нам может пригодится?

  В прошлых выпусках рассылки мы перечислили практически все аксессуары и дополнительные устройства которые не только могут пригодится нам при видеосъёмке, но и позволят значительно расширить наш творческий потенциал и возможности.
  Поэтому в этом обзоре я хотел бы подвести общий итог и поговорить о том какие же ещё аксессуары должны быть в нашем арсенале и что нам ещё может пригодится.
  Начнем мы с дополнительного освещения. У меня в арсенале есть два светильника по 500 ватт и один светильник 150 ватт. За основу, для своего походного комплекта, я взял обычные светильники которые продаются в строительных магазинах и используются для освещения строительных площадок, бигбордов, фасадов зданий и т.д. Правда я немного их доработал. Прежде всего, по бокам и снизу просверлил дополнительные отверстия для лучшей вентиляции. Во вторых заказал специальные шторки для регулировки светового потока. И наконец, на прожекторе мощностью 150 ватт заменил обычное стекло на матовое.
  Внимание!!! Купленные светильники необходимо обязательно погонять в рабочем режиме. Это необходимо для того чтобы обгорели и перестали издавать неприятный запах лаки и уплотнительная резина, да и вообще проверить работоспособность купленных Вами приборов.
  Наличие таких дополнительных источников освещения не раз и не два выручали меня. Конечно, не в каждом кафе или ресторане Вам разрешат использовать дополнительное освещение и каждый управляющий будет мотивировать Вам свое решение по своему. Но ведь бывает так, что хозяева кафе и виновник (или виновники торжества) друзья или хорошие знакомые и Вам будет позволено установить дополнительное освещение. Да и в конце концов, иногда приходится снимать в клубах, столовых, и так далее, т.е. там где дополнительное освещение будет как нельзя кстати. Поэтому если у Вас есть дополнительное освещение, то Вы всегда можете им воспользоваться.
  Так что делаем себе пометку по возможности приобрести два светильника по 500 ватт и один светильник 150 ватт. Если у Вас есть возможность приобрести профессиональное оборудование, то это просто замечательно, если нет, можно использовать обычные светильники которые можно приобрести в любом строительном магазине.
  Дополнительно для светильников нужно приобрести стойки, на которых Вы будете их устанавливать. У меня две стойки:

  http://payclub23.narod.ru/28632.jpg

  И один простой, недорогой штатив для светильника 150 ватт.
  Кроме этого Вам необходимо приобрести или заказать пару струбцин, потому что иногда нет возможности установить светильники на стойках и эти аксессуары нам могут очень пригодится.
  Идем дальше. Для подключения светильников Вам нужно будет несколько удлинителей. У меня их три: 4 метра, десять метров и двадцать метров. Это позволяет устанавливать освещение так как удобно. Вдобавок к удлинителям приобретите пару сетевых фильтров. Бывает так что розеток катастрофически не хватает, а музыканты как правило неохотно идут на контакт в этом плане, поэтому возможность подключить в одну розетку сразу несколько приборов никогда не бывает лишней.

  Итак, набор дополнительного освещения:
  Два светильника по 500 ватт
   Один светильник 150 ватт
   Три удлинителя разной длины
   Два сетевых фильтра.
   Две складне стойки для светильников.
   Две струбцины
   Один простой недорогой штатив для светильника 150 ватт.

  Необходимо так же иметь в комплекте пару запасных ламп по 500 ватт, пару ламп по 300 ватт и пару дополнительных ламп по 150 ватт на всякий случай.
  Конечно такой набор имеет и достаточно большой вес, поэтому, если у Вас нет собственного транспорта, обязательно обговоривайте с Вашими клиентами возможность доставки оборудования как к месту съёмки, так и обратно.
  Возможно у некоторых моих читателей может возникнуть вопрос почему я советую покупать не профессиональные комплекты, а простые прожекторы из строительного магазина. Ну начнём с того что описанный мною комплект будет стоить раз в десять меньше такого же профессионального. Согласитесь, что начинающему оператору профессиональные комплекты могут быть просто не по карману. Конечно, когда оператор встанет крепко на ноги, обзаведётся собственной студией то можно будет подумать и о приобретении профессионального осветительного оборудования.
  Во вторых, я сам много раз использовал рекомендованный комплект и знаю точно что все работает и помогает значительно улучшить условия съёмки.
  Ну и в третьих, я например придерживаюсь того что каждая вложенная в оборудование копейка должна не только себя оправдать, но и приносить прибыль. Как я уже писал выше, Вам далеко не всегда разрешат устанавливать дополнительное освещение. А это означает что дополнительным комплектом Вы будете пользоватся время от времени и в таком случае дорогой профессиональный комплект может еще долго себя не окупить. Рекомендованный же мною комплект может полностью окупить затраты за один сезон. Кроме того он достаточно компактен для транспортировки. Но как всегда, повторю – окончательный выбор в том, какие именно осветительные приборы Вам покупать, можете сделать только Вы.

  Двигаемся дальше. Хочу заметить что если Вы пользуетесь накамерными светильниками с галлогеновой лампой, то как правило для питания такого светильника используются большие аккумуляторы:

  http://payclub23.narod.ru/eqim_4441_8941_max.jpg

  Если у Вас подбный накамерный светильник, то обычно аккумулятора который идет в комплекте надолго не хватает, поэтому Вам надо будет позаботится о приобретении ещё как минимум двух дополнительных аккумуляторов, благо что купить их сейчас можно в любом радио или компьютерном магазине. Если у Вас нет зарядного устройства для зарядки аккумуляторов то необходимо подумать о его приобретении.
  Если Вам часто приходится снимать на улице в дождь или снег можно приобрести или пошить специальный защитный чехол для Вашей видеокамеры:

  http://www.synchro.ru/katalog/katalog.php?idt=1&idk=51&firm=Almi

  Чистящая кассета. Я не сторонник использования чистящих кассет и предпочитаю делать профилактику своей видеокамеры в сервисных центрах у проверенных специалистов, но порой в походных условиях чистящая кассета может очень пригодится. Но старайтесь применять чистящую кассету только в крайних случаях. Вставляем чистящую кассету в видеокамеру и включаем камеру в режиме просмотра. Чистить нужно 10-12 секунд. Так как в чистящей кассете используется абразивный материал, то длительная работа приведет к повреждению пишущей головки. Также, во время чистки нельзя включать перемотку.

  Стедикамы и стабикамы. Меня часто спрашивают о стедиакамах и стабикамах. Лично я пока не вижу смысла в их применении. То есть я хочу сказать, что пока могу снять всё и без этих устройств. Но если Вы знаете где и как их будете применять и приобретение такого устройства расширит Ваши творческие возможности, то приобретайте не задумываясь.

  Ну вот вроде и всё. Я постарался перечислить все аксессуары которые мне приходится использовать во время видеосъёмок. Каждый из Вас может дополнить этот список по своему усмотрению, но основа выглядит примерно так. В заключение хочу добавить что на всякий случай при выезде на съёмку имейте в своем кофре пару отверток, набор необходимых гаечных ключей, пассатижи, моток веревки, рулон изоленты и рулон скотча. Согласитесь что жизнь штука непредсказуемая и перечисленные мной предметы могут помочь Вам в самых непредсказуемых ситуациях. Удачных Вам съёмок.

База знаний. Ответы на вопросы читателей.

  1.   Зачем нужно финализировать DVD-диски?

  Для просмотра на компьютере или DVD-плеере диска, записанного DVD-видеокамерой, этот диск надо "закрыть" или по другому – финализировать. Делается это на самой камере, для чего в меню надо выбрать пункт, который так и называется "Финализация диска". После этой процедуры фильм будет готов к воспроизведению на компьютере или DVD-плеере. Если диск не финализировать, компьютер или DVD-плеер откажется его показывать.

  2.  Правда, ли, что жесткий диск очень чувствителен к повреждениям?

  Правда. Жесткий диск подвержен повреждениям. Поэтому производители видеокамер используют защиту от повреждений, которая зачастую многоступенчатая. Первая ступень - помещение жёсткого диска в капсулу, наполненную специальным гелем. Фактически получается, что жёсткий диск как бы плавает в этой капсуле, благодаря чему гасятся вибрации и легкие удары – Вы можете снимать камерой даже в экстремальных условиях. Вторая ступень – наличие специального датчика падения. Этот датчик "замечает", что камера падает, и тут же отводит считывающую головку жесткого диска на безопасное расстояние. В итоге, даже если Вы уроните камеру, жесткий диск пострадать не должен. Хотя, конечно, это не значит, что камерой можно забивать гвозди, ронять или бросать.

  3.  Нужны ли камере драйвера?

  Цифровой видеокамере для переноса видео в компьютер драйвер не требуется: любая программа для работы с цифровой видеокамерой (например, Pinnacle) будет работать и с Вашей камерой. Главное, чтобы в компьютере был порт FireWire (IEEE1394, I-link) и установленное программное обеспечение для него, ну и соответственно, должна быть установлена сама программа.

  4.  Сколько раз можно записать видео на стандартную кассету miniDV 60?

  Как правило, фирма производитель гарантирует 4-5 циклов перезаписи кассеты. Фактически, если кассета качественная и действительно от производителя указанного на наклейке количество циклов может быть намного больше. У меня есть кассеты которые выдержали уже около 20 циклов записи. Правда с каждым разом качество записи может ухудшаться, могут появляться квадратики и другие артефакты. Так что если Вы не уверены в качестве кассеты или уже использовали её несколько раз, то лучше для съёмок купить новую.

  5.  Сколько раз можно использовать miniDVD на видеокамере?

  Производители заявляют, что диски miniDVD позволяют вести до 1000 циклов перезаписи. Но фактически эта цифра гораздо меньше. Как минимум потому что со временем на диске появляются царапины, которые создают помехи при считывании и записи на диск.

  6.  Что делать, если кассету в камере зажевало?

  Лучше всего обратится в сервисный центр для того, чтобы её извлекли, не повредив деталей видеокамеры. Если такой возможности нет, то можно попробовать извлечь кассету самостоятельно. Но делать это нужно очень аккуратно. Такой способ не дает гарантии, что камера будет потом корректно работать.

  7.  Зачем на камере разъём LANC?

  Через этот разъём можно подключить видеокамеру к оборудованию для видео монтажа (монтажная дека или для компьютера специальное устройство для видеозахвата) и видеомагнитофону (который тоже должен иметь разъём для монтажа). А также через этот разъём можно подключить пульт дистанционного управления.

  8.  Что такое SP и LP?

  Это режимы записи видео. SP - стандартный режим записи. LP - режим для более длительной записи. Качество у этих режимов одинаковое, но надежность разная. В LP шансы возникновения ошибок больше, а также хуже записывается звук, и могут быть недоступны некоторые функции записи (например, регулировка звука).

  9.  Что такое развертка?

  Это система построения изображения. При воспроизведении изображение появляется на экране постепенно (построчно) и обновляется с определенной частотой (например, у телевизора обновление происходит 50 раз в секунду).

  10.  В чём отличие прогрессивной развёртки от черезстрочной?

  Запись изображения в чересстрочном режиме производится 50 раз в секунду (для стандарта PAL) и записывается на ленту в виде чётных и нечётных строк. Это называется "полем", каждый кадр состоит из двух "полей" - с чётными и нечётными строками. Прогрессивный или FRAME режим фиксирует движение с частотой 25 кадров в секунду (для стандарта PAL), условно говоря, кадр при этом записывается целиком.

  11.  Могу ли я осуществить обработку записанного на моей DVD-видеокамере видео на компьютере?

  Да. Записанное видео можно обрабатывать на компьютере, но формат DVD даёт меньше возможностей для обработки видео по сравнению с miniDV.

  12.  Что такое NightShot, и зачем он нужен?

  Это режим ночной съёмки, при котором изображение в основном записывается черно-белым. Используется для съёмки сюжетов в ночное время.

  13.   Почему при просмотре видео на компьютере изображение темное, а при выводе на телевизор всё нормально?

  Это известная особенность. Дело в том, что яркостные диапазоны компьютера и видеокамеры разные, у DV диапазон совпадает с диапазоном телевизора, так что на телеэкране всё выглядит нормально, а вот на компьютере всё это будет темнее.

  14.  Почему при просмотре видео на компьютере виден эффект "гребёнки"?

  Так бывает в большинстве случаев. Это происходит из-за различий строчных развёрток компьютера и телевизора (монитор не рассчитан на показ картинки с полями). Если Вы её не видите при просмотре на компьютере в программе-плеере, это значит, что этот плеер убирает эффект "гребёнки" автоматически. На телевизоре её не видно - на нём развёртка тоже чересстрочная (такая же как в большинстве видеокамер).

  15.  Интересует, посредством чего можно добиться в Adobe Premiere эффекта, когда, например, пол-экрана занято одним действом, а другая часть экрана другим, и эти фрагменты друг с другом плавно сочетаются (т.е. резкой границы между ними нет).

  Действуем следующим образом. Открываем программу Adobe Premiere, импортируем наш рабочий материал, добавляем первую часть на первую дорожку вторую на вторую дорожку. Заходим в раздел «Эффекты» > Transition > Linear Wipe и добавляем его к нашему материалу на второй дорожке. Заходим в «Управление эффектами» щёлкаем на стрелочке, чтоб она смотрела вниз. Нам откроется панель управления. Выбрав Transition С, мы ползунком, задаем размер кадра материала на второй дорожке. Этот эффект можно кстати применять и для первого трюка. Потом, выбираем Fiather и ползунком задаем плавность границы нашего кадра. У нас должно получиться не резкий переход от одного кадра к другому, а расплывчатая граница между первым и вторым кадром. Просматриваем, и если всё нормально просчитываем полученный результат.

  16.  Как "вырезать" движущиеся объекты (жениха с невестой) и поместить их на другой фон? Т.е. я понимаю, что это - хрома-кей, надо сначала снять их на зелёном (либо синем) фоне и т.д... Но мне просто интересно, есть ли где-нибудь описание, как это делается в нюансах. Т.е. какие могут возникнуть накладки, где может быть "засада", какой материал (ткань) выбрать для фона и т.д. и т.п.?

  Если есть желание помучаться, то можно это сделать например в программе Adobe After Effects. Программа обладает огромными возможностями, но она достаточно сложная, поэтому в двух словах, как это сделать я не объясню, Вам нужно заняться серьёзным изучением.
  Проще всего кончено поставить жениха и невесту на синий или зелёный фон. Но делать это надо только в студии с правильно выставленным светом. На улице освещённость постоянно меняется и поэтому полученный результат может быть плохого качества.
  Основные требования – материал не должен блестеть и отсвечивать, а свет должен быть выставлен так, чтобы при съёмке от наших актеров, на ткани не было теней, иначе потом будут проблемы. Как правильно выставить свет тоже в одной статье не расскажешь, это целая наука. Дальше все сцены которые запланировали снимаем на нашем фоне и в редакторе при монтаже убираем фон, подставляя ту картинку которая нам нужна.

Подводим промежуточные итоги

   Вы получили и надеюсь прочитали выпуск рассылки № 19. Дело в том что той информации которая была собрана в девятнадцати выпусках вполне хватит для того чтобы новичок смог научится снимать, освоить некоторые примеры монтажа, начать ориентироваться в функциях и основных характеристиках камеры и так далее. Ну а те кто уже имел опыт видеосъёмки или видеомонтажа надеюсь восполнили некоторые пробелы и получили полезную информацию. Я очень старался сделать выпуски одинаково интересными и для новичков-любителей и для опытных видеоопреаторов. Но теперь содержание рассылки будет несколько иным. Хочу сообщить Вам что в дальнейшем я хочу предоставить Вашему вниманию более углубленное изучение видеомонтажа и видеосъёмки и начать размещать в рассылках более подробные и, если можно так выразится, более специализированные материалы. Думаю что сейчас для этого самое время. Те кто подписался на мою рассылку будучи новичком уже имеют достаточную теоретическую базу для более углубленного изучения материала и повышения своего профессионального мастерства. Но а те мои читатели которые занимаются или хотят начать заниматься видеосъёмкой и монтажом серьезно, думаю и сами согласятся что время для серьёзного и углубленного изучения уже пришло. Спасибо всем читателям которые были со мной все это время и надеюсь что дальнейшие выпуски рассылки позволят Вам поднять свои теоретические знания и практические навыки на недосягаемый профессиональный уровень. До скорых встреч.

  Ну вот вроде на сегодня и все!

В следующем выпуске рассылки:

1. Секреты видеосъемки. Съемка крупным планом.
2. Секреты видеосъемки. Снимаем общий план.
3. Повторение пройденого материала. Как сделать видеофильмы лучше?
4. Повторение пройденого материала. Десять заповедей для видеооператоров.
5. Трюки и видеоэффекты. Чудеса продолжаются.

И получите ответы на другие вопросыпо видеосъёмке и монтажу.

  Жду от вас пожелания и замечания, вопросы, а возможно и критику!

С искренним уважением, Алексей Днепров.
E-mail: video2010@yandex.ru 
Сайт: http://video2010.narod.ru/
Страница бонусов и бесплатных предлложений: http://video2010.narod.ru/fan.html
Блог: http://mastervideo.livejournal.com/

 

Футажи и свадебная анимация почтой.


Предлагаю Вам свадебные футажи, свадебную 3D-анимацию, свадебные
анимированные фоны, свадебные заставки, свадебные перебивки,
свадебные спец-эффекты и многое другое для видео и фотомонтажа с
доставкой по почте. Качественные комплекты от лучших производителей
по низким ценам.
Писать по адресу: video2010@yandex.ru с пометкой "Футажи"
.

Copyright 2009 by Алексей Днепров. Все права защищены. При написании данной рассылки были использованы материалы с сайта iXBT.


В избранное