Еженедельная бесплатная рассылка Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов выпуск 15.
Выпуск
№15
Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов.
С Вами Алексей Днепров и рассылка
«Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов»
Если Вы хотите пообщаться со мной лично, мой телефон
+380972704052, ICQ 377-395-341
Доброго Вам времени суток! С Вами Алексей Днепров
и рассылка "Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов".
Сегодня в
рассылке:
Оглавление:
1. Волшебный чемодан профессионального видеооператора.
Широкоугольник. 2. Баланс белого. 3. Немного о видеомонтаже.
4. Секреты видеосъемки. Пометьте носитель цифровых данных. 5. Секреты видеосъемки. Составьте план съемки.
6. Трюки и видеоэффекты. Проход сквозь камеру.
Доброго Вам времени суток. Сегодня нашу рассылку открывает рубрика
"Волшебный чемодан профессионального видеооператора". Что это за
рубрика?
В предыдущих выпусках рассылки мы уже говорили о том, какие
дополнительные аксессуары нам необходимы. И если штатив, или скажем,
накамерный свет, были одинаково необходимы и любителям и
профессионалам, то в рубрике "Волшебный чемодан профессионального
видеооператора" пойдет речь о таких аксессуарах, которые нужны
преимущественно профессионалам и которые могут значительно
облегчить сам съемочный процесс и улучшить качество видеоматериала.
Итак, приступим.
"Волшебный" чемодан профессионального видеооператора.
Широкоугольник.
Итак, давайте посмотрим, что у нас уже есть в нашем "волшебном"
чемодане, или если хотите кофре. У нас уже есть пара дополнительных
аккумуляторов большой емкости, накмерный светильник, штатив,
монопод, плечевой упор, штатив струбцина, поляризационный и
защитный фильтры.
Сегодня мы добавим в наш "волшебный" чемодан широкоугольную
насадку на объектив, или как еще его называют, широкоугольник.
Для чего же нам нужен этот аксессуар. Широкоугольник нужен для
увеличения угла обзора видеокамеры. Применение этого аксессуара
увеличивает максимальный угол поля зрения объектива на 20 - 30%.
То есть при использовании данного конвертера угол расширяется и
в кадр может попасть больше объектов съёмки. Особенно удобно
применение широкоугольника при съемке в небольших помещениях.
Конвертер практически не вызывает потери светочувствительности,
поэтому нет необходимости менять выдержку или освещенность.
Область применения широкоугольника - съемки в небольших помещениях,
на лестничной площадке, в лифте, т.е там где пространство ограничено
и оператор не может отойти дальше чтобы в кадр попало все что нужно
запечатлеть.
Теперь давайте определимся с основными характеристиками
широкоугольных насадок.
1. Коэффициент увеличения.
Коэффициент увеличения - это отношение угла обзора без конвертера
к углу обзора с конвертором. Коэффициенты могут быть следующими:
0.7х, 0.65х, 0.66х, 0.5х, 0.45х. Чем меньше значение коэффициента,
тем более широкий угол обзора получается. Но при этом с уменьшением
коэффициента увеличивается эффект дисторсии (искажение по краям
кадра в виде полуокружностей).
Широкоугольные конвертеры с коэффициентами 0.45х и 0.5х называются
"рыбий глаз". При использовании данных конвертеров будут
наблюдаться самые большие искажения, но можно получить и очень
интересные и неожиданные эффекты.
Вот так примерно выглядит широкоугольный конвертер:
2. Диаметр посадочного места конвертера. Многие видеокамеры
отличаются друг от друга размером внешнего диаметра резьбы.
Например, диаметр посадочного места широкоугольника для камеры
Sony DCR VX2100E будет ровняться 58 мм, а для камеры Canon XL H1
- 72 мм. Поэтому при поиске широкоугольного конвертера для Вашей
камеры необходимо выбирать только те, у которых указывается именно
этот диаметр: 0.7х 58 мм, 0.45х 58 мм или 0.7х 72 мм и т.д.
Правда, стоит отметить, что существуют еще специальные адаптивные
переходники, с помощью которых можно приспособить к камере
конвертер с отличным диаметром посадочного места от диаметра
внешней резьбы объектива видеокамеры, причем такие переходники
могут быть включены в комплект и продаваться вместе с конвертером.
3. Использование трансфокатора во время видеосъёмки. Некоторые
широкоугольные конвертеры (чаще дешевые конвертеры) при
использовании трансфокатора (например, для приближения удаленного
объекта съёмки) расфокусируют кадр, он становится размытым,
нечётким.
При использовании в работе качественных и дорогих конвертеров
расфокусировки происходить не должно. Скорее всего во время
покупки Вам придется проверить данную характеристику на практике.
Не стесняйтесь попробовать выбранный Вам конвертер прямо в магазине,
при покупке.
4. Производитель конвертера. Более именитые производители
выпускают и более дорогие конвертеры. Например конвертеры Sony
порою стоят в два раза дороже, чем конвертер Vitacon при одинаковых
характеристиках. Возможно Вы просто будете переплачивать за
известный бренд, поэтому, как я уже говорил, широкоугольник перед
покупкой стоит опробовать в деле.
Ну и давайте определимся с приоритетами - какой конвертер выбрать.
Если Вы хотите снимать красивые пейзажи, здания, мосты, дороги,
природу, будете часто использовать панорамную съемку, то, скорее
всего для таких съемок Вам может пригодиться широкоугольный
конвертер "рыбий глаз". Такие кадры будут смотреться достаточно
красиво и эффектно. Если во время съёмок Вам нужно часто
пользоваться трансфокатором, потому что Вы не можете подойти к
объекту съёмки, то необходимо выбирать конвертер, у которого нет
расфокусировки при использовании трансфокатора. У меня например
один широкоугольник с коэффициентом увеличения 0.7х, а второй
"рыбий глаз" 0.5х. Угла обзора первого мне вполне хватает для
съемках в тесном помещении при этом искажения создаваемые
конвертером минимальны, а второй иногда использую на выезде или
когда по сюжету нужен специальный эффект:
Внимание!!! Совет: Так как конструкция широкоугольника может
включать в себя использование нескольких линз, то при съемке
ярких источников света, эти линзы создают дополнительные блики,
что не очень красиво смотрится при просмотре. Поэтому, при
использовании широкоугольника например в помещении где много
источников света, заранее позаботьтесь об использовании бленды,
которую при наличии фантазии можно сделать самому, или специального
козырька.
Неплохой тест широкоугольных насадок фирмы Raynox здесь
Я думаю что о балансе белого Вы наверняка слышали и не раз. Это
определение как правило означает правильную настройку цветовых
характеристик видеокамеры при различных условиях освещенности.
Мне вспоминается один случай из моей практики - девушки, подружки
невесты, в ЗАГСе снимали друг друга на мобильный телефон и одна
из них сказала: подожди, сейчас настрою баланс белого. Поэтому, уж
если любители с мобильниками знают сегодня что такое баланс белого,
то нам, как говориться, сам бог велел разобраться с тем, что же
это такое.
Немного теории. Человек при любом освещении видит объект белого
цвета как белый, потому что необходимую "цветокоррекцию"
автоматически проводят человеческий глаз и мозг.
Если источник освещения имеет непрерывный спектр тепловой природы,
то этому спектру можно поставить в соответствие некоторую
температуру, до которой надо нагреть абсолютно чёрное тело, чтобы
его излучение имело такой же спектральный состав. Эта температура
получила название цветовой температуры. Цветовую температуру
измеряют в Кельвинах.
Каждый тип освещения можно представить численно его цветовой
температурой. Здесь представлены примерные цветовые температуры
для типичных условий освещения.
Тип освещения Цветовая температура
Пламя свечи около 1800 К
Лампа накаливания 2500K - 3500K
Восход солнца 3800 К
Сумерки 4000K
Флуоресцентная лампа 4000K - 4800K
Солнечный свет 4800K - 5400K
Лампа-вспышка 5500 К
Облачно 5400K - 6200K
Тень 6200K - 7800K
Голубое безоблачное небо в летний день - 11000 К и выше.
Во многих современных камерах присутствует функция ручной
настройки баланса белого и если умело пользоваться этой функцией,
можно добиться более точной и близкой к действительности передаче
цветов или, напротив, достичь определенных цветовых эффектов и
тоновых решений.
Наиболее сложная ситуация для "баланса белого" - наличие двух и
более разных источников с различной цветовой температурой. В этом
случае глаз и мозг человека всё равно "увидят" правильные цвета
предметов, однако видеокамеры не обладают способностью человеческого
глаза и мозга приспосабливаться к изменениям окружающей цветовой
гаммы и со сменой освещения начинают искажать цвета. Когда камера
начинает съёмку, она оценивает все цвета, проходящие через объектив.
При этом она пытается угадать белый цвет. Конечно, Вы можете
сказать: "Я знаю, что такое белый цвет". Вы знаете, но Ваша
видеокамера - нет. После того, как камера найдёт правильный белый
цвет, она отрегулирует остальные цвета. Но камера может ошибиться.
Поэтому съемка, например, при домашнем освещении "грешит" желтизной
всего окружающего:
т.е. камера анализирует спектр кадра и высчитывает баланс белого,
однако в сложных ситуациях, когда преобладает один цвет, скажем
зелёный, камера ошибается.
Также большинство цифровых камер позволяют взамен автоматической
установки баланса белого выбрать вручную один из стандартных
режимов В камерах встречаются также предустановки баланса белого
для различных условий освещения: "в помещении" (INDOOR), "снаружи"
(OUTDOOR), "солнечно" (SUN), "пасмурно" (CLOUDY) и т.п
Ручная настройка значительно более эффективна. Для правильной
передачи цветов настраивается радикально белый цвет, включающий в
себя, как известно, все цвета радуги:
Для этого необходимо положить перед камерой белый лист и нажать
кнопку, регулирующую баланс белого. В некоторых камерах для этой
цели служит специальная белая крышка объектива. Камера запомнит
установку на данную цветовую температуру, и будет использовать её
для корректировки всех изображений до её переустановки.
Кстати, обычная офисная бумага на самом деле не совсем белая.
Большинство видов бумаги к тому же еще и блестит. Учтите это.
ВИДЕОМОНТАЖ.
Технический прогресс не стоит на месте, а даже наоборот, с каждым
годом набирает обороты. Незаметно для нас, как когда то телевидение,
нам стали доступны компьютеры и интернет. Видеокамеры продаются в
каждом городе и даже поселке и сейчас трудно найти семью где её бы
не было. Поэтому возможность и желание делать монтаж отснятого
материала теперь есть не только у тех кто этим занимается
профессионально, а также и у простых пользователей.
Конечно, со стороны, при недостатке опыта работы с видео, все
кажется простым - купил видеокамеру и компьютер, научился на них
работать и дело пойдет.
На сомом деле грамотный видеомонтаж или видеосъемка это целая
наука в которой есть множество подводных камней. И не зная основ
видеомонтажа, к сожалению, невозможно добиться высокого качество
создаваемого фильма.
Сегодня мы начнем потихоньку осваивать науку под названием
"Видеомонтаж". Давайте для начала разберемся, что такое
видеомонтаж.
Каждый день Вы смотрите различные телепрограммы, фильмы и прочее
и даже не задумываетесь о том что Вам показывают уже хорошо
смонтированный материал. Никто не будет показывать Вам черновой,
рабочий материал. Вот и нам, для того чтобы отснятый нами
видеоматериал приобрел смотрибельный вид и был легок для
восприятия, нужно его смонтировать.
По сути, видеомонтаж - это процесс "сборки" фильма из отдельных
элементов - кадров. Основные задачи видеомонтажа - это удаление
ненужных участков сюжета, состыковка отдельных фрагментов
видеоматериала, создание переходов между ними, добавление
спецэффектов и поясняющих титров. Но удаление неудачных мест и
склеивание оставшихся фрагментов еще не гарантирует что Ваш фильм
превратится в шедевр. Грамотный видеомонтаж, даже в самых простых
фильмах, состоящих из одного эпизода, предполагает соблюдение
целого набора правил, порой основанных на некоторых физиологических
законах восприятия зрительной и звуковой информации которые
сложились за период существования кинематографа.
Я немного отвлекся. Итак давайте разберемся какие существуют виды
монтажа. Существует три вида видеомонтажа: линейный, нелинейный и
гибридный.
Линейный монтаж подразумевает перезапись видеоматериала с двух
(или нескольких) видеоисточников на видеозаписывающее устройство
с вырезанием ненужных и "склейкой" нужных видеосцен и добавлением
эффектов.
Основной недостаток - потеря качества, высокая трудоемкость и использование
большого количества видеоаппаратуры.
Нелинейный монтаж осуществляется на базе компьютерных систем. При
этом исходные видеоматериалы сначала загружается в компьютер, а
затем над ними производятся процедуры монтажа. Достоинства -
практически отсутствие потерь качества при многократных
"перемещениях" видеосюжетов, значительная экономия видеоаппаратуры.
Недостатки - работа не в реальном времени, большое время обработки
видеоматериала, высокая трудоемкость, ограниченный объем заносимого
в компьютер видеоматериала.
Гибридный монтаж сочетает в себе достоинства линейного и
нелинейного монтажа (нелинейная видеомонтажная система выступает
в роли видеоисточника). Недостаток - как правило, более высокая
цена.
В настоящее время при повсеместной компьютеризации населения,
нелинейный монтаж практически вытеснил другие виды видеомонтажа.
Секреты видеосъемки. Пометьте носитель цифровых данных.
В одном из прошлых выпусков моей рассылки я уже советовал Вам, в
случае если основным носителем в Вашей видеокамере является кассета,
поставить её перед съемкой на запись при закрытом объективе, чтобы
пометить её или другими словами создать непрерывный временной код.
Возможно, эта мера может показаться незначительной, но она в
конечном счете экономит Ваше время.
В цифровых видеокамерах для каждого фрагмента устанавливается свой
временной код. Позже, после загрузки снятого Вами видеоматериала
в компьютер, например при помощи того же Scenalyzerа это временной
код можно использовать для создания журнала видеоклипов.
У большинства видеокамер в момент включения (или подачи питания)
временной код устанавливается в значение ноль секунд. Если несколько
раз включить и выключить видеокамеру, в которой находится тот же
носитель, то на нем по окончании съемки окажется несколько
фрагментов с одинаковым временным кодом. Впоследствии, при
обработке Вашего видеоматериала в том же Premiere, может возникнуть
путаница и программа извлечет ошибочный клип. Чтобы этого не
произошло, носители до съемки необходимо пометить. Для этого
помещаем новый носитель в видеокамеру, закрываем крышкой объектив
и нажимаем "Record" (запись) еа панели управления видеокамерой, и
видеокамера пометит носитель. После перемотки на начало, можно
приступать к съемке. Теперь при неоднократном использовании кассеты,
новые клипы будут записываться на пустые места носителя без
изменения их временного кода.
Секреты видеосъемки. Составьте план съемки.
Относиться с пренебрежением к предстоящей видеосъемке могут
позволить себе разве что видеолюбители, ну или на крайний случай,
пренебречь подготовкой можно в том случае, если нужно снять
что-нибудь экстренное, скажем пролетающее над головой НЛО.
Во всех остальных случаях нам нужно тщательное планирование,
которое предопределяет более высокое качество отснятого
видеоматериала:
1. Продумайте общую сюжетную линию снимаемой сцены. К примеру,
если Вы снимаете детский день рождения дома у именинника, то
неплохо бы было показать не только его самого, а дать зрителям
представления о его увлечениях и т.д. Если Вы снимаете, скажем,
сборы невесты, то с помощью продуманных приемов. Вы можете не
только снять красивый качественный материал, но и передать
характер.
И уж тем более без продуманного сюжета не стоит отправляться на
съемку видеоклипа.
Поэтому запомните мой совет - никогда не отправляйтесь на съемку
не имея четкого представления о том что Вы хотите снять. Желательно,
для вариативности, иметь пару - тройку оригинальных задумок на
каждую сцену будущего фильма.
Кстати, Интерфейс последних версий программы переведен на
русский язык, причем языковой модуль уже включен в поставку
программы.
2. Заранее составьте и запишите перечень сцен используемых в
Вашем проекте. Кстати, это поможет и определиться с тем какое
оборудование может Вам понадобиться при съемке Вашего фильма.
3. Придя на место съемки, постарайтесь изучить его, проанализировав
все плюсы и минусы. Посмотрите где Вам удобно будет стоять, где
удобнее всего поставить штатив или осветительный прибор и какие
лишние вещи нужно попросту убрать из комнаты. Действовать надо
быстро, потому что порой на анализ обстановки и установки
оборудования есть всего несколько минут.
Хочу заметить, что если Вы ставите осветительный прибор или
камеру на штатив, убедитесь, что кто-нибудь, проходя мимо,
случайно не зацепил разложенные на полу провода и не испортит Вам
съемку в самый неподходящий момент.
4. Выезжая на место съемки, Вы должны иметь при себе все что Вам
может понадобиться. Золотое правило - пусть Вы возьмёте с собой
что-нибудь лишнее, чем чего-то Вам будет не хватать.
5. При профессиональном отношении к своему делу, неплохо бы
заранее встретиться и обсудить все аспекты видеосъемки с Вашими
заказчиками. Я как правило заранее приглашаю к себе, например
жениха и невесту вместе со свидетелями перед свадьбой и мы,
мысленно, пункт за пунктом, как бы проходим все этапы предстоящего
торжества. Ведь по сути это для меня свадьба сто первая по счету,
а молодожены многого могут и не знать. Зато такая подготовка и
советы помогают устранить до пятидесяти процентов непредвиденных
ситуаций и проблем, найти контакт с теми кого Вы будете снимать и
более-менее качественно распланировать съемку.
Трюки и видеоэффекты. Проход сквозь камеру.
Этот трюк Вы могли видеть в некоторых фильмах. У зрителя создается
ощущение что герой как бы проходит сквозь камеру. Ну например,
жених выходит с букетом из подъезда своего дома, собираясь ехать
за невестой. Он идет прямо на камеру и закрывает собой всю
панораму. Следующий кадр - жених удаляется от камеры в сторону
машин. Или на прогулке, мы видим как жених с невестой подходят к
камере а в следующей сцене уже видим как они удаляются от неё.
Снимается это довольно просто. Рассмотрим съемку этого трюка на
первом примере. Сначала просим жениха идти прямо на Вас и вплотную
приблизиться к объективу камеры, так чтобы полностью его закрыть,
камера должна упираться в область грудной клетки или живота.
Выключаете камеру. Жених при этом остается стоять на месте. Вы с
камерой переходите за его спину и упираетесь камерой ему в спину.
Включаете камеру и даете команду жениху идти к машине. При монтаже
вырезаем все ненужное, склеиваем видеосюжет так чтобы действие
было непрерывным, накладываем музыку или звуковые эффекты и все
готово. Ну вот вроде на сегодня и
все!
В следующем выпуске рассылки:
1. Волшебный чемодан профессионального видеооператора. Зарядное устройство
2. Функция «Зебра».
3. Видеомонтаж Захват данных.
4. Секреты видеосъемки. Кадры решают всё!
5. Трюки и видеоэффекты. Простое волшебство.
И получите ответы на другие вопросы, которые касаются организации
полноценной видеостудии.
Жду от вас пожелания и замечания, вопросы, а возможно и критику!
Предлагаю Вам свадебные футажи, свадебную 3D-анимацию, свадебные
анимированные фоны, свадебные заставки, свадебные перебивки,
свадебные спец-эффекты и многое другое для видео и фотомонтажа с
доставкой по почте. Качественные комплекты от лучших производителей
по низким ценам.
Писать по адресу: video2010@yandex.ru с пометкой "Футажи".
Copyright
2009 by Алексей Днепров. Все права защищены.При написании данной рассылки были использованы материалы с сайта http://videomount.blogspot.com, идея трюка Дмитрия Кочеткова,
материалы с сайта http://www.rigamedia.com и материалы с сайта
http://ru.wikipedia.org и материалы из книги “Adobe Premiere 6.5
за 24 часа” Джеффа Сенгстака.