Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Репрезентизм (Represent Art)



Репрезентизм (Represent Art)
2018-01-26 18:23 Евгения
Репрезентизм — культурный феномен, название которого восходит к английскому словосочетанию «represent art», то есть «искусство представления».

Археологи МГУ приступили к изучению средневекового центра золотодобычи в пустыне Судана
2018-01-28 02:54 antikvarius

Сотрудники Научно-исследовательского института и музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ имени М.В. Ломоносова в ходе Нубийской археолого-антропологической экспедицией провели первый сезон работ на памятнике Дерахейб. Он расположен на территории современной провинции Красное море Республики Судан и на протяжении многих веков являлся центром золотодобычи в Нубийской пустыне. Предварительные итоги археологического исследования были представлены на региональной конференции «Антропологическая среда. 2017-2018».

В средние века памятник Дерахейб, из арабских источников известный как ал-Аллаки, лежал на пути торговых караванов из арабских и африканских стран. Товары — пряности и благовония Индии и Аравийского полуострова, китайские шелк и фарфор — перевозили через Нубийскую пустыню в верхнеегипетский город Асуан. Кроме того, через ал-Аллаки шли в Мекку паломники из стран Магриба, Египта и мусульманской Испании.

«Считается, что в античные времена на территории памятника располагался город Береника Золотая. Такое название дано неслучайно: расположенные около него рудники значительно (согласно сообщению Плиния Старшего — в двадцать раз) превосходили по добыче золота остальные крупные прииски. Также существует предположение, что еще на рубеже 12-13 веков до нашей эры богатство привлекло на территорию Дерахейба старателей, организовавших здесь поселение», — сообщил Алексей Крол, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела научных фондов и экспозиций Научно-исследовательского института и музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ.

Основная часть древнего памятника занимает площадь в 1 км2. На его территории археологи обнаружили две крепости, поселение, три жилые зоны и некрополь. Поблизости нашлись и знаменитые шахты. Хотя раскопки на территории памятника ведутся давно, его систематическое исследование началось лишь в ходе данной экспедиции. Все объекты были зафиксированы с помощью GPS, нанесены на карту, засняты на камеру и тщательно описаны. Более того, ученые воспользовались новой методикой — создали трехмерную компьютерную модель одной из крепостей. Такой подход позволит детально изучить объект даже вдали от самого памятника.

«Первый сезон работ показал высокую перспективность территории для дальнейших научных исследований. Разнообразие археологических объектов и их прекрасная сохранность помогут нам понять, как функционировал средневековый город, бывший центром торговли и золотодобычи», — заключил Алексей Крол.

scientificrussia.ru



Выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии»
2018-01-30 15:34 antikvarius

Человеколюбие, милосердие, самосовершенствование - такими благородными и возвышенными были цели масонов XVIII-XIX веков, стремившихся сделать мир лучше.


Интересно, что самая в истории человечества закрытая, обильно поросшая мифами и легендами тайная организация «вольных каменщиков», как называют себя масоны, имела свои ложи и в нашем городе. Более того, Симбирск 200 лет назад был одним из центров мирового масонства.

Завесу тайны над обществом приоткрывает выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии», которая разместилась в музее «Симбирское купечество» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Ее автор — Елена Беспалова, заведующая научно-исследовательским отделом Музея-заповедника. Она знает о масонах все или почти все, потому что занимается этой темой не один десяток лет.

Свой выставочный проект Елена Константиновна посвятила 300-летию масонства и 200-летию начала работы Симбирской масонской ложи «Ключ к Добродетели». Также выставка завершила этап программы Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» «Симбирский разлом. Люди и судьбы», посвященной 100-летию Великой российской революции.

Ульяновцы впервые увидят уникальные документы из Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов и рукописного отдела Российской государственной библиотеки (Москва).

Партнером выставки стала и Ульяновская областная научная библиотека им. В.И. Ленина, предоставившая переводную и отечественную литературу, раскрывающую «истинную мудрость» Братства вольных каменщиков, и книги, служившие руководством в масонских работах.

Посетители впервые смогут посмотреть подлинные предметы, предназначенные для проведения масонских обрядов и ритуалов. Это фартуки, мастерки, нагрудные ленты, печати. Украшают выставку подлинные редчайшие гравюры, портреты идеологов и наиболее известных деятелей этого общественного движения.

Они из коллекции москвича Андрея Кусакина, члена-учредителя Клуба коллекционеров изобразительного искусства, собирателя так называемой россики — произведений иностранных художников о России.

Но, пожалуй, самым интригующим разделом выставки являются награды и артефакты современных масонов, которые демонстрируются впервые. Эти экспонаты предоставил Георгий Дергачев из Москвы, доктор философских наук, профессор Славяно-греко-латинской академии, академик Общероссийской общественной организации «Российская академия естественных наук». Кстати, в недалеком будущем он планирует вместе с несколькими московскими писателями и общественными деятелями приехать в Ульяновск, чтобы провести «круглый стол», посвященный масонству.

 

Принцы крови, родовитые дворяне, именитые граждане…

В конце XVIII — первой трети XIX веков масонство было самым влиятельным и многочисленным движением в России. Кто же состоял в этой организации? Знаток русского масонства начала XX века Тира Соколовская дала следующее перечисление сословий русских «вольных каменщиков»: «.. .вот они, эти звенья масонской цепи, вот принцы крови, люди княжеского, графского и баронского родов, родовитые дворяне, именитые граждане, люди «подлого состояния», помещики, мещане, общественные деятели, люди науки и искусства, воспеватели ума и воспитатели духа, духовные лица, педагоги, блестящие храбрые воины».

По легенде, первым привез в Россию масонство Петр I. По одной из версий, он получил посвящение в Голландии. Якобы царь был вторым надзирателем у управляющего Мастера Лефорта. При царствовании дочери Петра Елизавете масонство в России стало распространяться более интенсивно. Несколько лож работали в Москве и Санкт-Петербурге.

Масонами были генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов, генералиссимус Александр Суворов, книгоиздатель Николай Новиков, поэты Александр Пушкин и Василий Жуковский, философ Петр Чаадаев, писатель и дипломат Александр Грибоедов, архитекторы Василий Баженов и Андрей Воронихин, декабристы Николай Тургенев и Александр Бестужев-Марлинский, живописцы Владимир Боровиковский, Дмитрий Левицкий и другие.

Посвящение в масоны прошли и самые известные из наших земляков. Среди них — первый российский историограф, литератор и журналист Николай Карамзин.

Как рассказывает Елена Беспалова, московские «вольные каменщики» обратили внимание на Карамзина как на подающего большие надежды молодого человека, когда он воспитывался в частном пансионе при Московском университете. Юноша прекрасно переводил с немецкого языка. Николаю Новикову, известному издателю и деятелю масонства, как раз нужны были такие люди, поскольку многие масонские книги приходили в Россию из Германии, и их нужно было переводить для русского читателя.

Будущий автор «Истории государства Российского» даже жил в доме главы масонства того времени Ивана Шварца. Когда в 1787 году Екатерина II, сначала поддерживавшая масонов, стала их гонительницей, они, чтобы обезопасить Карамзина, решили отправить его за границу. На Карамзина пытались добиться признаний, но сделать этого не удалось.

Елена Беспалова убеждена, что масоном был и писатель Иван Гончаров. В юности они оказали на него свое влияние. Точно известно, что в масонах состоял морской офицер, крестный отец и воспитатель Ивана Александровича Николай Трегубов. По утверждению Елены Константиновны, в начале 2000-х годов на научную конференцию в Ульяновск приезжал исследователь, который говорил о том, что он нашел документ, подтверждающий, что Гончаров принадлежал к «вольным каменщикам».

Другой наш земляк Александр Керенский, председатель Временного правительства, сам писал в своих воспоминаниях, что вступить в масонство ему предложили в 1912 году после избрания в IV Думу. Есть версия, правда, не подтвержденная документально, что и Владимир Ульянов-Ленин также состоял в «вольных каменщиках».

 

«Златой Венец» и «Ключ к Добродетели»
Симбирск был одним из немногих городов России, где были основаны и вели работу целых две масонские ложи. «Златой Венец» в 1784 году создал один из активнейших деятелей московского масонства царствования Екатерины Великой, друг и сподвижник Новикова Иван Тургенев, а «Ключ к Добродетели» в декабре 1817 года — чрезвычайно деятельный представитель российского масонства александровского времени князь Михаил Баратаев.

— Масоны того времени были милые, наивные, добрые люди, — убеждена Беспалова. — Они искренне верили, что можно усовершенствовать самого себя и переустроить мир в лучшую сторону. Они проповедовали любовь к ближнему своему и, соответственно, помощь всем нуждающимся. Человеколюбие было одним из пунктов из деятельности. В этом смысле меня поражает судьба князя Баратаева. У него было девять детей, никакого солидного дохода он не имел, но при этом возглавлял в губернии симбирское дворянство и всю жизнь помогал нуждающимся. Я читала речи Баратаева. И каждый раз там слова — «человеколюбие», «милосердие»… В этих высоких категориях Баратаев воспитывал своих братьев-масонов. К сожалению, от его имения в Баратаевке ничего не сохранилось. А когда-то был масонский сад, посаженный самим князем…

Нельзя не вспомнить еще одного деятеля масонства, оказавшегося, по превратности судьбы, в Симбирске. Это последователь Новикова Александр Лабзин, кстати, ровесник Карамзина.

Он издавал «Сионский вестник», был вице-президентом Академии художеств, поэтом и переводчиком. За острый язык Лабзина сослали в Симбирскую губернию в 1822 году. Он тогда был уже пожилым человеком. Жил на Московской улице. Сохранились его письма. Так получилось, что Симбирск стал не только местом последних двух с небольшим лет его жизни, но и городом, в земле которого и доныне покоится его прах. Он скончался 26 января 1825 года и был похоронен на кладбище Покровского монастыря, на котором хоронили наиболее именитых и знатных жителей Симбирска. На могиле поставили масонский крест из дикого камня, как бы из неотесанных бревен. На нем поместили бронзовую табличку с эпитафией, написанной поэтом Михаилом Дмитриевым по просьбе вдовы Лабзина:

«Всю жизнь он верен был учению Христову,

Как веровал, так жил,

И братьям путь открыв к Спаси-телеву слову,

Он запад дней своих страданьем освятил».

 

«Мировая закулиса»?
К масонам в России, да и в других государствах, всегда было, мягко говоря, настороженное отношение. Их подозревали в государственных заговорах, свержениях правителей. До сих пор некоторые люди убеждены, что они закулисно правят миром. Неслучайно деятельность организации на протяжении истории не единожды запрещали. Последний раз в нашей стране это произошло в 1917 году, когда к власти пришли большевики. В современной России масонство разрешено. По свидетельству «Википедии», Великая ложа России в настоящее время насчитывает около тысячи членов.

Многочисленные мифы и легенды вокруг масонства порождены не только закрытостью организации, но и достаточно мрачными церемониалами и символикой. Например, в клятве масонов есть предупреждение о страшных последствиях в случае отступничества: «голова будет отсечена, сердце, язык и внутренности вырваны и выброшены в бездну морскую, тело сожжено, а прах развеян.».

— Но таких ужасов в Симбирской губернии не случалось ни разу, — говорит Елена Беспалова. — Был случай, когда однажды один из братьев пренебрег обязанностью посетить собрание ложи, поскольку посчитал более важным для себя быть на светском мероприятии. Его вызвали, буквально в нежных выражениях расспрашивали об обстоятельствах, наставляли на путь истинный. Но он упорствовал, стоял на своем, и только тогда его исключили из масонов.

Составить собственное мнение о «вольных каменщиках», понять, что в суждениях о них есть вымысел, а что истина, каждый сможет на выставке в музее «Симбирское купечество», которая впервые в нашем городе полно и объемно рассказывает о самой таинственном в истории человечества общественном движении.

Ирина Морозова, ulpressa.ru



Выставка «Ваша коллекция» приглашает коллекционеров
2018-01-30 16:29 antikvarius

Быть коллекционером вовсе не обязательно означает собирать произведения искусства. У каждого взрослого человека есть свои увлечения и хобби, и, неудивительно, что многие люди находят радость в создании собственных коллекций. Кто-то собирает кукол, а кто-то — вещи, связанные с любимой музыкальной или спортивной командой, или куски асфальта забавной формы: за каждой такой коллекцией простых, повседневных, даже странных предметов скрывается своя история или событие из жизни.

Личные коллекции подчас способны рассказать довольно тонкие, неочевидные вещи о времени, социуме, человеке. И, уж конечно, представляют интерес для исследователей самых разных специальностей, от психологов до искусствоведов.

Владельцы самых интересных коллекций получат возможность показать их всему миру. Предметы из коллекций будут представлены в нескольких проектах Выставочных залов Москвы 2018 и 2019 года, а также на отдельной выставке, посвященной лауреатам премии.

 Выставка «Ваша коллекция» в галерее «Богородское» откроется 27 марта

Даты проведения выставки: до 15 мая

 

Информация для участников:

Чтобы представить свою коллекцию на соискание премии, необходимо заполнить заявку и отправить её.

Все заявки будут рассмотрены экспертным советом.  Срок подачи: до 10 марта 2018 года

vzmoscow.ru



Коллекция жестяных коробок бельгийки Иветт Дарденн
2018-01-30 16:39 antikvarius

Фото: REUTERS/Yves Herman

Жительница Бельгии Иветт Дарденн (Yvette Dardenne) является обладательницей необычайной коллекции старинных литографированных жестяных коробок. В ее доме в восточной Бельгии хранится около 56 800 разнообразных ретро коробочек.

На данный момент Иветт Дарденн — 75 лет, ее страсть к коллекционированию началась 22 года назад, когда тетя подарила Иветт шоколадные конфеты в декоративной ретро коробке конца 50-х годов.

Сейчас дом Дарденн в Анню полностью завален жестяными коробочками всех возможных размеров и форм из разных уголков земного шара.

По словам женщины, ее коробочки, подобно учебникам по истории, описывают основные события последних двух столетий. Кроме размещенной на них рекламы продуктов, коробки часто украшены характерными для определенной исторической эпохи картинками, на них изображают важные исторические события, вроде королевской свадьбы.

В коллекции Дарденн имеются самые разнообразные виды жестяных литографированных коробок. Это не только упаковки из-под сладостей, исполненные в форме ретро автомобилей или фигурки британского солдата некоторые коробочки задумывались как игрушки.

Когда коробки заполнили все жилое пространство в доме, Иветт начала использовать их для хранения всевозможных вещей: фотопленок, таблеток, мыла, табака, бумаги, печенья – всего, что могло в них уместиться.

pixanews.com

 
 
 


Коллекционер Ульви Касимов
2018-01-30 16:49 antikvarius

Свое коллекционирование я называю изучением самого себя.

Например, покойный дед, мама, многие ее родственники — архитекторы. У нас известная фамилия в Баку. Однажды случайно нашел книгу с описанием некоторых исторических зданий Баку и с удивлением узнал, что многие здания, которые сегодня являются архитектурно-историческими памятниками, построили и владели когда-то мои предки. Так включился мой интерес к истории региона.

Я стал собирать старые книги. Как-то в «Букинисте» на Тверской копался в книжках — цап — книга 1989 года. Издание некачественное, бумага желтая, но название интересное «Похождения дона Хуана Персидского». Никогда о таком не слышал. Книга написана во времена Ивана Грозного, Бориса Годунова, когда в Персии правила азербайджанская династия, Шах-Аббас Великий. В книге идет речь о войне Персии с Турцией. И Шах-Аббас снарядил посольство, чтобы искать союзников среди христианских государств против Турции. Посольство по Каспию, по Волге добралось до Казани, оттуда на санях в Москву. Дальше они попали в Архангельск, из Архангельска обогнули всю  Скандинавию, проехались по мелким германским княжествам, а оттуда в Ватикан. В Ватикане часть посольства приняла католичество. Оставшаяся часть посольства доехала до самого в тот момент сильного европейского государства, Испании, где послы приняли католичество. Их крестил сам король. Один из послов, Орудж-бек Баят, стал доном Хуаном. Он написал книгу из трех частей. Первая об истории Персии, вторая — об обычаях и традициях Персии, третья — о своем посольстве, которое было сомасштабно путешествию Марко Поло. Это как раз тот период, когда предок моего дедушки дал фамилию династии. Книга была издана в 1604 году в Вальядолиде. Впервые ее перевели со староиспанского на английский. И все последующие переводы были с английского. 

Больше полугода мы искали оригинальное издание. Выяснилось, что за 30 лет оно дважды всплывало на аукционах. Нашли коллекционера, долго торговались, в итоге манускрипт я выкупил. Затем нашел в Москве талантливого переводчика, Михаила Чиликова. И он около года переводил книгу со старо-испанского. Это первый прямой перевод на русский язык. Почти полгода ушло на перевод сонетов. Потом я дал почитать перевод своему знакомому, художнику Алексею Кравченко из Академии Андрияки. Ему удалось сделать иллюстрации к книге, стилизованные под персидские миниатюры того времени. Все это время в проекте активно участвовала моя жена Рейхан. Она придумала шрифты и дизайн. В итоге тиражом в 50 экземпляров мы издали эту книгу. Нам хотелось повторить тот опыт, когда за книгу могли платить как за дом, вернуть книге ее предметную ценность. Чтобы она потом передавалась по наследству, как семейная реликвия. 

Исторический опыт показывает: больше всего шансов остаться в истории у тиражных вещей, а не уникальных. Получается, что тираж — способ сохранения культуры. Поэтому через какое-то время я опубликую, конечно, книгу с картинками в интернете с бесплатным доступом. Но прежде хочу устроить презентацию. 

 

Антикварные книги, фотографии, что вы еще собираете? 

Живопись. Мой дед был профессором архитектуры в Баку, а еще читал лекции в художественном училище. Однажды в Баку я покупал работы в мастерской у художника, разговорились, оказалось, он — ученик моего деда. И потом выяснилось, что из более 200 работ азербайджанских художников в моей коллекции большинство написаны учениками деда. 

Самая большая  часть коллекции — фотографии. Для меня фотография — машина времени, картинка, позволяющая увидеть, как это было в прошлом. 

 

Часто люди продают что-то, чему совершенно не придают значения. Я купил на аукционе несколько сотен фотографий на стекле какого-то важного вельможи начала XX века. Оказалось, это замначальника английского генштаба генерал Чарлз Харингтон. Все снимки упакованы в коробочки, обернуты папиросной бумагой и подписаны. На снимках в том числе Крым, Севастополь. Вместе со «стекляшками» продавался «волшебный фонарь», проектор. А еще в этой коллекции был альбом с бумажными фотографиями. Это были снимки 1922 года — отчет о подписании Муданского перемирия — важнейший документ в истории современной Турции. 

 

Что вас заставляет отдавать, дарить музею?

Главное желание человека — жить вечно. Маленький ребенок уверен в этом. Став постарше, человек  вынужден признать, что бессмертие возможно, но не сегодня, завтра. И дальше взрослые начинают хеджировать свою вечную жизнь через детей — самый простой способ продления себя, — или через дела, проекты. Коллекционирование, дарение музею — это еще один способ себя увековечить. Это очень естественно собрать работы, а потом подарить музею. 

Если музей принимает твой дар, это подтверждение качества твоей коллекции и качества тебя самого. 

Как только какой-то блок в коллекции собирается, я отправляю транш в музей. Например, эти фотографии начала XX века, Первой мировой — всего несколько тысяч снимков.

 

Посмотреть фотографии 100-летней давности вы можете в Мультимедиа арт музее  выставка «Война и мир. На заре фотожурналистики. 1910-е годы» из архивов, подаренных музею Рейхан и Ульви Касимовыми.

Яна Жиляева, Forbes



Межрегиональный виртуальный выставочный проект «Коллекция +»
2018-02-15 19:11 antikvarius

В 2018 году Государственный музей художественной культуры Новгородской земли совместно с Муромским историко-художественным музеем принимает участие в Межрегиональном виртуальном выставочном проекте «Коллекция +», включающем организацию и размещение на официальных сайтах музеев шести виртуальных выставок, знакомящих жителей Новгородской и Владимирской областей с культурой Новгородской земли и Владимирского края.

 

С 19 февраля стартуют первые две выставки проекта:

Виртуальная выставка «Знакомство с новгородскими художниками. Живопись. Графика» из фондов Государственного музея художественной культуры Новгородской земли представлена на сайте Муромского историко-художественного музея museum-murom.ru.

Виртуальная выставка «Знакомство с культурой Муромской земли. Работы академика живописи и фондообразователя Муромского музея И.С. Куликова» из фондов Муромского историко-художественного музея представлена на сайте Музея художественной культуры Новгородской земли artmus.natm.ru.

museum.ru



Выставка "Подстаканник: знакомый и незнакомый" в Питере
2018-02-15 19:44 antikvarius

В Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации 19 февраля 2018 года в 15.00 состоится открытие выставки "Подстаканник: знакомый и незнакомый".

Перестук колес, душевные дорожные разговоры и, конечно, чай в традиционном узорном подстаканнике - все это напоминает об особой атмосфере поездки в вагоне поезда. Давайте вкусим настоящей романтики железнодорожного путешествия на новой необычной выставке.

Впрочем, было бы скучно порассуждать только об истории и традициях русского чаепития. Мы приготовили необычный формат. Впервые в Санкт-Петербурге наши посетители смогут совершишь увлекательное путешествие во времени, ощутив себя пассажирами знаменитого Транссибиского экспресса, отличавшегося особым комфортом.

Смену времен года в этом путешествии нам помогут осуществить необычные работы архитектурно-художественной мастерской "Архтема". Вы знакомы с понятием кинетические скульптуры? А видели подстаканники высотой почти в человеческий рост? На выставке в ЦМЖТ РФ мы познакомим посетителей и с таким неординарным явлением.

И, конечно, не обойдём вниманием традиции производства столь любимого многими подстаканника. Впрочем, и здесь Вас ждет открытие. Мы представим Вольнянский завод, который был основан ещё в конце XIX века и на протяжении более 140 лет занимался производством художественных столовых приборов из мельхиора. Подстаканники этого старинного предприятия сохранили индивидуальность прошлого и приобрели изящество настоящего.

museum.ru



Экспозиция "Музейный цех фарфора"
2018-02-15 19:55 antikvarius

Постоянная экспозиция соединила блистательное историческое прошлое «кузнецовского» фарфора с советским периодом – выпуском продукции с кобальтовым покрытием, ставшей визитной карточкой мастеров Новгородской земли.

В рамках подготовки экспозиции коллекция музея пополнилась изделиями «кузнецовского» фарфора конца XIX – начала XX вв.

В экспозиции представлены предметы четырех фарфоровых предприятий Новгородской области: Волховской фарфоро-фаянсовой фабрики («Коминтерн»), Бронницкой фарфоро-фаянсовой фабрики («Пролетарий»), Грузинской фарфоро-фаянсовой фабрики («Красный фарфорист»), ЗАО «Возрождение». Среди изделий этих фабрик как предметы массового производства, так и совершенно удивительные произведения, поражающие своей красотой и изящностью.

   Уникальность экспозиции «Музейный цех фарфора» состоит в том, что здесь в едином пространстве  представлены  элементы технологической линии по  изготовлению фарфора, элементы музеефицированного фарфорового производства, коллекция новгородского фарфора,  архивные   материалы.

Помимо большой коллекции фарфора, здесь представлено и настоящее заводское оборудование. А современные мультимедийные технологии позволяют словно на машине времени перенестись в заводской цех. Например,  «пропадающая» дореволюционная дверь позволит познакомиться с одним из цехов фарфорового производства:  интерьером, оборудованием, технологией. 

Здесь каждый может проследить за тем, что происходит с изделием в печи, заглянув в пироскоп. Сенсорный экран позволяет посетителям самостоятельно познакомиться с историей керамики и фарфора, новгородскими фарфоровыми заводами.

Экспозиция «Музейный цех фарфора» адаптирована для незрячих и слабовидящих посетителей. В экспозицию введены рельефные изображения экспонатов, изготовлены брошюры с этикетажем, выполненных шрифтом Брайля, а также использован укрупненный текст для слабовидящих. В экспозиции использовано световое и музыкальное оформление, расставляющее акценты на определенных элементах экспозиции. Для музыкального оформления   использованы произведения С. В. Рахманинова.

 

В фондах музея представлена большая коллекция фарфора конца XIX- начала XXI века. Значительную часть коллекции составляет фарфор новгородских заводов – Волховской, Бронницкой и Грузинской фарфоро-фаянсовых фабрик, принадлежавших до национализации в 1918 году, купцу I гильдии, Почётному гражданину Санкт-Петербурга Ивану Емельяновичу Кузнецову.

В советское время эти предприятия были известны под названиями «Коминтерн», «Пролетарий», «Красный фарфорист». Наиболее ярко и многочисленно представлены изделия завода «Возрождение», который специализировался на выпуске «синей» кобальтовой посуды и сувенирной продукции. Также в музее имеются изделия фабрик Товарищества М.С.Кузнецова.

В коллекции есть авторские, подписные и датированые произведения. Здесь представлены авторские образцы фарфоровых форм и их росписей, уникальные сервизы и изделия художников 1890 – 2000-х гг. Это работы Гавриловой Т.А., Смоляра В.В., Алексеевой З.В., Ванштейн-Машуриной С.И., Бердникова И.М., Яцуна В.С, Сосновских В.А., Чураковой О.А., Андреевой М.В., Равкина А.И.



Выставка «Иконопись Оружейной палаты из частных собраний» в Музее имени Андрея Рублева
2018-02-15 20:36 antikvarius

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открывается выставка, на которой представлены избранные шедевры иконописи из частных коллекций, созданные художниками царской иконописной мастерской при Оружейной палате. Зрители увидят более 50 икон, которые дают возможность проследить эволюцию стиля государевых изографов с 1670-х годов до середины XVIII столетия. Почти все произведения не известны не только широкому зрителю, но и специалистам, и экспонируются впервые.

 

Событие выставки – присутствие на ней иконы Богоматери из походного иконостаса царя Алексея Михайловича начала 1670-х годов. Некогда она входила в большой комплекс икон походной церкви, который был вывезен в XX веке за рубеж и разрознен. Представленный на выставке образ Богоматери был выявлен совсем недавно и вернулся в Россию в 2017 году.

 

Царю Федору Алексеевичу, старшему брату царя Петра I, принадлежала икона «Богоматерь Муромская» самого знаменитого художника Оружейной палаты Симона Ушакова. На это указывает присутствие на полях фигур великомученика Федора Стратилата и преподобной Марфы – патрональных святых царя и его второй супруги Марфы Апраксиной. Еще один «царский» образ на выставке - уникальная мерная родильная икона царевны Марии Иоанновны, дочери другого брата Петра I – царя Ивана Алексеевича, с изображением ее небесной покровительницы преподобной Марии Египетской. Авторство иконы обоснованно приписывается известному царскому мастеру Тихону Филатьеву.

 

Среди представленных экспонатов особую ценность представляют подписные произведения мастеров Оружейной палаты – Тихона Филатьева, Кирилла Уланова, Ефима Шестакова, Ивана Ушака, Сергея Бодягина, Тимофея Матвеева, Никиты Рожкова, Алексея Андреева, Ивана Дорофеева, Федора Бушуева, Ивана Рожнова, Егора Грека и его сына Ивана Грекова.

 

К выставке подготовлен каталог, в котором большинство представленных икон опубликовано впервые.

museum.ru



Выставка авторских кукол и мишек-тедди «Параллельные миры» в Иваново
2018-02-15 20:42 antikvarius

В Салоне-галерее Музея ивановского ситца открылась выставка авторских кукол и мишек-тедди «Параллельные миры». Выставка организована творческим объединением «Белая стрекоза», созданным в 2012 году Лилией Ражевой (участник и дипломант многочисленных выставок и конкурсов, организатор школы авторской куклы, онлайн преподаватель по куклам из пластика).

Эта выставка для «Белой стрекозы» шестнадцатая. В ней принимают участие мастера из Иваново и других городов: Лилия Ражева, Андрей Дергунов, Валентина Марычева, Тиния Новикова, Лада Федотова, Марина Лысакова, Ольга Юдина, Елена Карасёва, Ульяна Кулик, Светлана Климова, Надежда Кузьмина (с. Талицы), Марина Чиркова (г. Владимир), Светлана Каночкина (г. Кинешма).

Все мастера − неоднократные участники общероссийских и международных выставок и конкурсов, многие из них − победители в различных номинациях конкурса «Кукла года», проводимого в рамках ежегодной международной выставки «Искусство кукол».

Куклы мастеров творческого объединения «Белая стрекоза» живут не только в Иванове, не только в России, но и по всему миру. Это подтверждает и высокое мастерство авторов, и большой интерес к кукле как искусству. Ведь куклы – это не просто игрушки для маленьких детей, хоть чаще всего они и предназначаются именно для этих целей. На протяжении всей истории человеческой цивилизации они неизменно присутствовали в быте и культуре любого народа без исключения.

На выставке представлены более 170 кукол, выполненных в разных техниках и из разных материалов. Постоянные посетители ивановских выставок авторской куклы, друзья «Белой стрекозы» увидят не только знакомые, но и новые работы мастеров. «Мы лепим, шьём, клеим и раскрашиваем свои фантазии и мечты», - говорят создатели кукол, - «Так и возникают «Параллельные миры»».

Создание авторской куклы является особым направлением современного прикладного искусства. Такая вещь более предназначена для созерцания, чем для игры. Кукла авторской работы чаще всего выполняется в единственном экземпляре и представляет собой плод продолжительного кропотливого труда. Тем не менее, для изготовления кукол собственными руками существует огромное количество специализированных техник и методик, благодаря которым иногда даже из подручных материалов можно сделать достойный экземпляр. Именно поэтому во время работы выставки планируется проведение мастер-классов, встреч с мастерами

museum.ru



Выставка «Куклы старой Японии» в Зимнем дворце
2018-02-15 20:57 antikvarius

Выставка организована Государственным Эрмитажем и Муниципальным музеем исторических документов города Саката, совместно с мэрией города Саката, Япония.

На выставке представлена пара старинных кукол, изображающих императора и императрицу, одетых в дорогие парчовые одежды. Куклы выполнены мастером Хара Сюгэцу третьим (1828–1880 (?)) - внуком Хара Сюгэцу первого (вторая половина XVIII века), основателя нового стиля в кукольном ремесле.

Выставка приурочена к празднику девочек, который ежегодно отмечают 3 марта (до перехода на григорианский календарь – в третий день третьего лунного месяца), поэтому одно из его названий – «Фестиваль третьего месяца».

Наиболее распространенное наименование фестиваля – «Праздник кукол» (Хина мацури). В семьях, где есть дочери, в этот день устанавливают подставку в виде лестницы, покрытой красной тканью, и расставляют на ней кукол, изображающих императора и императрицу, придворных аристократов, музыкантов, слуг в костюмах древней эпохи Хэйан (794–1185). Девочки приглашают гостей, любуются куклами, а затем убирают их до следующего года.

Обычай демонстрировать кукол, одетых в богатые костюмы, на специальном постаменте, относится к началу XVII века. Мода на подобные «выставки», очевидно, распространилась столь быстро и столь широко, что правительство сочло необходимым дважды издать указы, ограничивающие количество и стоимость кукол, допустимые для праздничного выставления.

При создании костюмов мастера династии Сюгэцу, чьи работы представлены в зале, стремились к достоверной передаче одеяний эпохи Хэйан. Императрица одета в двенадцатислойное кимоно, голова увенчана короной с фигурой птицы хоо. Император представлен в парадном одеянии сокутай. Такое сочетание старинной традиции, историзма и современной тенденции к правдоподобию объясняет выбор названия, которое мастер Сюгэцу первый дал своему стилю: кокин-бина («современные старинные куклы»).

Тонкость и тщательность работы, внимание к деталям, инкрустация глаз, декорирование тканей орнаментами, в уменьшенном размере повторяющими реальные, делали кукол кокин-бина предметом роскоши, доступным лишь аристократам и состоятельным торговцам.

По сторонам от кукол помещены касафуку – «зонтики удачи», или «зонтики счастья», украшенные тряпичными игрушками, символизирующими пожелание счастливой жизни. Такие зонтики были популярны в эпоху Эдо (1603–1868) и изначально считались сакральными объектами. Женщины, создававшие касафуку, прокладывали стежки и молились о здоровье детей, благополучии в семье, обильных урожаях и защите от стихийных бедствий. Изображение цветущей вишни выражало надежду на то, что девушка станет такой же привлекательной, как вишневый цвет. Сандалии дзори представляли пожелание «крепких ног», а перец чили был призван защитить дочерей от посягательств молодых людей (видимо, потому, что острый перец применяли для отпугивания насекомых-вредителей). В наши дни касафуку используются как украшения на празднике кукол, а также в качестве подарков на дни рождения детей, на бракосочетание и даже к открытию нового магазина, символизируя молитву о процветании.

Куратор выставки - Анна Васильевна Савельева, заведующая Сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа

museum.ru





На правах рекламы:
Рецепты старых кулинарных книг
Магазин сварочного оборудования
Книга Счастья

В избранное