Автобусное сообщение в Петербурге многократно пытались открыть еще с 1889 года,
но это не удавалось из-за мощного сопротивления владельцев конки, имевших своих
представителей в городской Думе. Тем не менее, 4 октября 1907 года был совершен
пробный рейс по Невскому проспекту первого "омнибус-мотора" под руководством
инженера-технолога Иванова. Весь Невский от Николаевского вокзала до Александровского
сада автомобиль-омнибус прошел за 9 минут, обгоняя конки, извозчиков и ломовиков.
11 ноября открылась первая линия автобусного сообщения - Александровский сад
- Варшавский и Балтийский вокзалы, а затем и вторая - уже до Витебского вокзала.
Автобусы тех лет могли справиться не со всеми маршрутами: крутой мост через
Фонтанку становился серьезным препятствием, кондуктор автобуса просил пассажиров
"выйти подышать свежим воздухом", а пустая машина тихо переползала на другой
берег. Однако популярным в Петербурге автобус не стал. С началом Первой мировой
войны автобусное движение в столице прекратилось вовсе и было возобновлено только
в сентябре 1926 года. Не обошлось и без социалистических рекордов. В 1934-м в
Ленинграде появился самый большой в мире автобус-гигант Ярославского завода на
100 мест.
С тех пор автобусный парк только увеличивается. Автобус, по-прежнему не самый
любимый петербуржцами транспорт, но, безусловно, самый распространенный, а сложности
автобусного сообщения отражаются в питерских анекдотах на эту тему.
При посадке в переполненный автобус пожилую даму сильно затолкали.
- Неужели в Петербурге не осталось интеллигентов? - возмущенно восклицает она.
- Интеллигентов до фига, автобусов мало.