Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Минута Молчанова: бродячий анекдот


Информационный Канал Subscribe.Ru


#16
Б Р О Д Я Ч И Й _ А Н Е К Д О Т
 М 
И
Н
У
Т
А
_
М
О
Л
Ч
А
Н
О
В
А
Как написать бестселлер


Урок третий - детектив

        "Охота на пиранью", "Антикиллер", "Игра на чужом поле", "Срок для Бешеного", и рядом - ваш роман в цветном супере и с вашим лучшим фото на обложке. Поехали? Поехали!

        Замечу в скобках, что современные российские детективы, строго говоря, таковыми не являются. Детектив - это когда один (комиссар Мегре, мисс Марпл, Эркюль Пуаро) или два сыщика (Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Ниро Вульф и Арчи Гудвин и пр.) неторопливо, покуривая трубочки и сигары, постепенно распутывают загадку, которую им загадал преступник. За оружие они берутся лишь изредка и, как правило, успехами в этом плане не блещут. Герои современных российских детективов - потомки героев "черного" или "крутого" детектива Дэшила Хэммета, Реймонда Чандлера и Росса Макдональда. Они много пьют, мало думают, не пропускают ни одной юбки, первыми бьют правой и стреляют из двух стволов, любят деньги, разговаривают матом и, в случае чего, без зазрения совести нарушают закон.

        Кстати, о мате. Как создается динамика в кинобоевике? Есть три способа: погоня, перестрелка, драка. Чем красивее все это снято, тем интереснее смотреть. А попробуйте, скажем, красиво описать драку в романе. Помнится, этим грешил Роджер Желязны. "Он ударил слева, я присел, пропустил удар и в свою очередь ударил снизу. Он отскочил назад, взвился в воздух и сделал крученый удар ногой с разворота. Я поставил блок... Але, проснитесь, это мы еще только разминаемся, сама драка - впереди". Подробные описания драк у Желязны занимали страницы по три, причем лично мне становилось скучно уже в начале первой. И еще было очень жалко автора, который с трудом находил синонимы слову "удар". Собственно, их всего три - "хук", "апперкот" и "...булина".

        Так вот, раскрою страшную тайну, на самом деле известную всем пишущим - динамика в книге создается диалогом. Остроумным, немногословным, подвижным диалогом. Как правило, если автору не хватает остроумия, он оживляет текст матом. По нонешним, Сорокинско-Ерофеевским, временам это допускается (сам грешу порой), главное - не переборщить. Тут уж каждый решает сам, в зависимости от вкуса и чувства меры. Кстати, даже классики этого дела не стеснялись (тот же Солженицын со своим "маслицем-хуяслицем"). А нам-то, прожженым детективщикам, сам бог велел. Тем более, что пишем мы в основном о ворах и убийцах.

        Еще несколько слов о стиле. В идеале он должен быть простым и понятным. Хорошо, если герой-профессор один раз за роман употребит слово "абсорбция" (кажись, так!), а вор в законе - тоже не больше раза - скажет "воробьи в валенках летают". Да и то читатель ведь может и не понять, что последнее на фене означает, что в помещении очень холодно. Неплохо, если у главных героев время от времени будут мелькать устойчивые словечки и фразочки. Например, если в разных контекстах герой будет говорить: "Хлопотно это". Или хотя бы "дерьмо не тонет". Но если эти фразочки будут говорить все герои подряд, уже нехорошо. К примеру, Александру Бушкову очень нравится слово "негоция". И у него про эти "негоции" говорят все кому не лень - губернатор, бандиты, проститутки, менты и так далее. Ну ладно я, человек с высшим филологическим образованием. Заглянул в словать Ожегова и узнал, что это - всего лишь "торговая сделка". Но неужели в Красноярске, где живет Бушков, все менты и проститутки такие же продвинутые? Еще пример: у Николая Леонова, царствие ему небесное, главный сыщик Гуров постоянно говорит "минут несколько", а потом ему совершенно незнакомый бандит предлагает выпить водки "грамм несколько". Сие есть косяк и, по идее, должно выпалываться корректорами. Но, как журналист и редактор с десятилетним стажем, уверяю вас - стопроцентно грамотных корректоров не существует в природе. А посему, автору нужно самому быть внимательнее.

        Ну-с, со стилем разобрались, займемся сюжетом. Когда мне было 8 лет, я сказал отцу, что хочу стать писателем и попросил его подсказать мне сюжет для книги. Папа ухмыльнулся в усы (тогда он носил усы, позже он их сбрил по настоянию мамы) и сказал:

        -- Сынок, у любого писателя сюжет только один - "жил-был человек". А у самых смелых писателей еще и - "потом он умер".

        Я был потрясен до глубины души, понял, что в писатели мне рано и решил пока податься в космонавты. К счастью, в той деревне, где я жил в детстве, на космонавтов не учили, и в конце концов все же пришлось мне становиться писателем.

        Так вот, основа сюжета есть. Мы пока писатели несмелые, поэтому убивать героя в финале не будем. Опять же, а вдруг нам издательство продолжение закажет? Превращать героя в зомби?

        Жил был человек. Что с ним случилось потом? А случилась с ним неприятность. Вот вам несколько стандартных неприятностей на выбор:

  • Убили родственника или друга,
  • украли жену,
  • обвинили в убийстве,
  • похитили казенные деньги и свалили все на него,
  • обнародовали компромат,
    и так далее.
        Героя начинает разбираться со своими неприятностями. Для этого он:
  • покупает оружие на нелегальном рынке,
  • бросает пить,
  • начинает заниматься спортом,
  • изучает японский язык,
  • находит союзников среди честных бандитов, честных милиционеров или школьных друзей.
        По ходу он непременно влюбляется, но та, в кого он влюбился, на самом деле работает на врагов. А посему героя ожидает:
  • как минимум два покушения (во второй раз его легонько ранят, а его союзник будет при этом убит - или я в этом ничего не понимаю!)
  • плен у бандитов,
  • тюремное заключение по ложному обвинению,
  • поход в казино,
  • поездка в Чечню (впрочем, это уже выходит из моды. Можно заменить на Грузию),
  • погоня,
  • перестрелка в кафе,
  • встреча со старым и очень справедливым бандитом, которого в конце тоже убьют,
  • концерт Земфиры (не знаю, зачем, но так все делают)
  • миллион долларов наличными или, на худой конец, чемодан героина
        В конце выяснится, что неприятность (см. выше) организовал старый друг главного героя. Герой его великодушно прощает, но друг гибнет от рук своих же друзей-бандитов.

        Вот, собственно, и все. Любой из написанных за последние десять лет детективных романов благополучно укладывается в данную схему. Так что, не вижу поводов ей не следовать.

        Еще несколько замечаний. Начинающие писатели, как правило, не сразу могут "набрать" объем - требуемые издательством 400-500 страниц. Есть два выхода. Первый - писать подробнее. Например, в романе появляется официант, который подносит герою какие-нибудь куриные окорочка. Ну появляется и появляется. Нам-то что? А то. Внимательнее надо быть к героям. Куда вы торопитесь? Расскажите нам, где официант родился, как учился, почему дошел до жизни такой... и так далее. И, собственно, какие-такие куриные окорочка-шмакорочка он подавал? И что мы вообще знаем об окорочках? Ведь их можно поджарить, прокоптить, потушить, приготовить в горшочках... Подробности - Бог! Правда, в итоге повествование становится рыхлым, занудным и скучным. Но тут тоже многое зависит от чувства меры.

        Второй способ более приятен для читателя (кстати, еще Хемингуэй говорил, что сначала только писатель получает удовольствие от процесса творчества, а на долю читателя остается совсем немного. И чем больше писатель мучается со своим текстом, тем интереснее этот текст в конце концов читать). Вы закончили свой первый роман, сохранили его в пяти местах под разными названиями, выкурили сигаретку, потянулись... и вдруг обнаружили, что размер вашего романа - ровно 73 страницы 12-м кеглем! Как быть? Таких коротких романов не бывает (если вы, конечно, не постмодернист)! Но ведь в нем все есть - и похищения, и похождения, и предательства, и погони, и хэппи-энд! Добавить уже нечего. Поступаем просто. Открываем первую страницу и там, где написано "роман", добавляем "часть первая". После чего таким же макаром пишем вторую, третью, и на сколько у вас еще хватит терпения, части. С тем же героем, но с другими похищениями, похождениями, погонями, предательствами и хэппи-эндами.

        Теперь остается придумать нашему творению название. Хочу предупредить - в издательстве название все равно поменяют. У всех меняют. И у Топильской, и у Марининой, и у Дашковой. Скажем, у меня поменяли "Предпоследний поединок" на "Ставку на джокера", а "Убей свою тень!" на "Тень счастливчика". Но без названия тоже нельзя. Так что будьте добры.

        Хорошо, если вашего героя зовут как-нибудь красиво - Берсерк, Рыцарь, Таран. Тогда и название просто придумать: "Западня для Берсерка","Металлолом для Рыцаря", "Таран и новые ворота". Но если героя совут, скажем, Семен Игнатьевич Иванов, этот метод не подходит. Глупо как-то звучит: "Семен Игнатьевич против воров в законе", "Иванов стреляет без промаха"... Тогда лучше придумать что-нибудь абстрактное. Знаете филологический анекдот про названия? Сын написал роман и спросил у отца, как его назвать. Отец, в свою очередь, спросил:

        -- У тебя есть там что-нибудь про трубы?
        -- Нет... - удивился сын.
        -- А про баранов?
        -- Нет.
        -- Тогда назови его "Без труб и баранов!"

        Давно уже, кстати, собираюсь написать роман с таким названием, да все руки не доходят.

        В общем, вот несколько примеров абстракных названий, которые подойдут практически к любому роману: "Стреляй на поражение!", "Держи вора!", "Под прицелом", "Слишком много крови", "Идет охота", и так далее.

        На этом я прекращаю дозволенные речи и возвращаюсь к основной работе. Вчера Ирина присмотрела себе новое пальто к осени, и если меня опять уволят за то, что я занимаюсь на рабочем месте всякой фигней, меня ждут серьезные семейные неприятности. :-)

        Продолжение следует.


   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное